Священники — о вере и жизни в эпоху пандемии В разгар эпидемии, когда многие люди не имеют возможности ходить в храм, епископы и священники записали видеопроповеди для верующих, которые проводят дни Великого поста вдали от храма. Каждый день — на «Правмире». Сегодня к вам обращается священник Константин Лазукин, настоятель Константино-Михайловского храма в Вильнюсе.  — Здравствуйте, дорогие зрители!  Мы с вами сейчас находимся во днях Страстной седмицы. Каждый из этих дней называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда, Великий Четверг. Именно до Великого Четверга мы с вами уже дожили и сегодня встречаем именно этот день. С какими мыслями мы можем встретить его? Да, действительно определенная внешняя ситуация накаляется, и у нас есть некоторое переживание, в связи с тем карантином, в связи с теми условиями, которые нам приходится прожить. Но все-таки если мы говорим о вере, о Христе, какие у нас возникают мысли? Кто-то из вас может заметить, что у него возникает мысль о том, что он не может причаститься, в связи с тем, что нельзя выйти из дома, не разрешается посетить храм Божий, не разрешается поучаствовать в Божественной литургии.  Но, с другой стороны, мне не хотелось бы вдаваться в политические вопросы, а хотелось бы задуматься о вопросах духовных.  Действительно, о чем сегодняшний день нам говорит? Ведь дни Святой седмицы — это те дни, когда мы в какой-то мере могли бы собрать плоды всей святой Четыредесятницы, плоды всего того периода, который мы пережили. Мы можем вспомнить, что в первые дни Страстной седмицы, в первые дни этой Великой седмицы, мы именно об этом и вспоминали — о талантах, о смоковнице, мы сравнивали себя с мудрыми или не мудрыми девами, которые вышли навстречу женихам.  «В каком состоянии нахожусь я?» — вот, наверное, один из главных вопросов, которые можно было бы сегодня задать самому себе. В какой-то мере, может быть, не только самому себе, но, может быть, и Господу, чтобы Он помог нам в этом: «Господи, где же я? Где я нахожусь? Куда я смотрю? Куда я иду? Куда направлен вектор моей жизни?»

http://pravmir.ru/svyashhennik-konstanti...

Мы вступили на великое и благоприятное поприще поста, великой Четыредесятницы , которое открылось перед нами, чтобы мы духовно потрудились и прошли этот период духовной брани с готовностью и решимостью, дабы поклониться святому Воскресению нашего Господа, которое означает и наше собственное освобождение и воскресение от греха. Святая Четыредесятница считается особым и самым благословенным периодом в Церкви для духовной брани. Конечно, это не означает, что христианин должен ждать Четыредесятницы, чтобы начать духовную брань. Для нас каждый день должен быть и Четыредесятницей, и Воскресением, каждый день должен быть и Великой Пятницей , и Великой Субботой , и Пасхой. Но поскольку мы являемся людьми и у нас бывают разные перемены и колебания в духовном состоянии и во всем нашем настрое, то Церковь, относясь к нам с великой заботой и мудростью, дает нам ежедневные духовные напоминания: через дни памяти святых, через великие Господские и Богородичные праздники, посты, через Святую Четыредесятницу, чтобы напомнить о том, что у нас есть возможность духовно потрудиться в это благословенное время. Святая и великая Четыредесятница является особо благодатным временем, потому что вся Церковь, все находящиеся на этой земле православные христиане, все мы как одно тело, постимся постом, приятным Господу, и стараемся совершать все необходимое, что составляет жизнь во Христе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2 Кор 6, 2), — поем мы на вечерне в Прощеное воскресенье. То есть сейчас время благоприятное, угодное Богу, время покаяния и спасения. Святая и великая Четыредесятница наполнена особой умиротворенностью покаяния, которая привлекает благодать Святого Духа в сердца людей. Поэтому на вечерне в Прощеное воскресенье Церковь закладывает в основание поста прощение нами друг друга. Евангельский отрывок, читаемый в сей день, говорит именно об этом: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14), — говорит Христос. Чтобы совершать духовную брань, необходимо присутствие Божественной благодати, ибо это не человеческая брань. Духовный подвиг Великого поста — это не пищевая диета, которую мы соблюдаем, чтобы похудеть. Святая Четыредесятница имеет иной смысл: он заключается в том, чтобы благодать вошла в сердце человека, чтобы человек избегал греха, чтобы человек поборол грех и страсти, убивающие его душу, получил просвещение от Бога и таким образом стяжал Царствие Божие. Наряду с телесной борьбой, наряду с соблюдением поста необходимы укрепление от Бога и присутствие Божие.

http://pravoslavie.ru/77464.html

Великая весна церковного года Как настроить себя на пост? Какова мера поста для мирян? Каковы наиболее распространенные ошибки верующих? Какие книги стоит читать человеку, чтобы настроиться на пост? Как подготовиться к великопостной исповеди? 7 марта, 2011 Как настроить себя на пост? Какова мера поста для мирян? Каковы наиболее распространенные ошибки верующих? Какие книги стоит читать человеку, чтобы настроиться на пост? Как подготовиться к великопостной исповеди? Великий пост – великая весна церковного года. Как не растерять собранности и встретить Светлое Христово Воскресение с чистым, ликующим сердцем? На вопросы корреспондента сайта «Правмир» отвечает настоятель храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов. – Отец Феодор, расскажите, как настроить себя на духовную работу в Великом посту? – Великий пост, если рассматривать его исторически, возник в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне. Этот пост также был одной из частей  подготовки новоначальных христиан к Таинству Крещения. Постепенно эта огласительная дисциплина, объединившись с благочестивой традицией, к IV веку стала общецерковной. Великий пост является самым важным и самым главным из всех постов. Он подводит к главному христианскому празднику – Воскресению Христову, Пасхе. Поэтому вокруг этого поста сложились особенные богослужения и особенная молитвенная практика. Пост всегда предполагался как вторая составляющая духовного подвига человека. Как говорит в Евангелии Сам Христос, род бесовский «изгоняется только молитвою и постом» (Мф., 17, 21).Это означает, что освободиться от козней князя мира сего человек может только постом и молитвой. Все святые держали пост, то же заповедано и всем нам. Согласно 69 правилу святых Апостолов, если пресвитер или иной из церковного чина «не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою», то он извергается из священного сана, если же не постится мирянин – то он отлучается. Обратим внимание, что это правило выделяет именно Святую ЧетыредесятницуВеликий пост.

http://pravmir.ru/velikaya-vesna-cerkovn...

Борис Горелик Скачать epub pdf В Вавилон – Babylon Вавилонская башня – Tower of Babel вавилонский плен – Babylonian exile Вавилонское столпотворение – the Babel вайя – palm-branch вальденсы – Valdenses варнавиты – Barnabite fathers варфоломеевская ночь – St Bartholomew’s night Ватикан – the Vatican city Введение во храм Пресвятой Богородицы – the Entry of the Most Holy Virgin into the Temple, Presentation of the Virgin in the Temple вдохновение – inspiration вдохновлять – to inspire вездесущий – omnipresent век – age; century Велик и славен – Great and Awesome великая пятница – Good Friday, Holy Friday великая седмица – Passion Week великая среда – Wednesday of the Holy Week великая суббота – Easter Eve, Holy Saturday, Easter Saturday великая четыредесятница – the Lent великие поклоны – prostration, bow to the very earth великие пророки – major prophets великий вторник – Tuesday of the Holy Week великий Господин – Very Reverend Sir, Most Reverend Sir великий понедельник – Monday of the Holy Week великий пост – the Lent великий праздник – the great feast/festival/holiday of the Orthodox Church великий четверг – Maundy Thursday, Holy Thursday, Thursday in the Holy Week великопостный – Lenten величание – glorification, songs of praise, extolling (sang at the matrimony) вельзевул – Beelzebub венгерская реформированная церковь – Hungarian Reformed Church венец – crown; halo венчальный – nuptial венчание – matrimony; nuptials венчать – to wreathe венчик – paper band (placed on the forehead of a dead person) вера – belief, faith; doctrine вера апостольская – apostolic faith вербная неделя – Holy Week вербное воскресенье – Palm Sunday, Yew Sunday вериги – chains, fetters верить – to believe вероисповедание – religion, faith, denomination, confession вероисповедный – religious Веронские отцы – Verona Fathers вероотступник – apostate вероотступнический – apostate вероотступничество – apostasy веротерпимость – tolerance веротерпимый – tolerant верующий – believer, religious person, adherent

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Страстная седмица Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай О страстях Спасителя и Страстной седмице Дни Страстной седмицы Богослужение Богослужебные особенности Страстной Иконография Страстной седмицей, или Страстной неделей называется последняя неделя перед Пасхой, посвященная воспоминаниям о последних днях земной жизни Спасителя, о Его страданиях, распятии, крестной смерти, погребении. Эта неделя особо чтится Церковью. «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…» Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста. Они, подражая Господу, претерпевшему единственно по любви к падшему человечеству беспримерные страдания, старались быть добрыми и снисходительными к немощам братий своих и больше творить дела милосердия, считая неприличным произносить осуждение во дни нашего оправдания кровию Непорочного Агнца, прекращали в эти дни всякие тяжбы, суды, споры, наказания и даже освобождали на это время от цепей узников в темницах, виновных не в уголовных преступлениях. Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы. Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Святая Церковь внимательным оком любви и благоговением следит за каждым шагом, вслушивается в каждое слово грядущего на вольную страсть Христа Спасителя, постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

http://pravoslavie.ru/1693.html

Книга « Великая Четыредесятница: путь, цель, награда » – сборник бесед митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая , которые проходили на протяжении Великих постов 1997, 2005 и 2007 гг. за вечерними богослужениями. Книга помогает нам соприкоснуться со всей полнотой смыслов, наполняющих этот период церковной жизни, и ведет нас к стяжанию добродетелей. Афон      Период Великой Четыредесятницы — это по преимуществу период духовных подвигов и духовного плодоношения. Все христиане, все верующие, все члены Церкви, каждый, кто желает прожить этот период по-Божьему, после общей расслабленности всей нашей жизни, которой способствует и наше падшее естество, прилагает усилия, сосредоточивает силы и начинает трудное семинедельное шествие. Сорок девять дней не так уж много, но вполне достаточно, чтобы дать нам Божественный вкус и, наконец, наполнить наши руки жатвой духовных плодов. Этими духовными плодами являются добродетели — результат благодати Божией, «всеплодие Божественных заповедей» , о котором говорят степенны 3-го гласа. О добродетелях сказано много: добродетели деятельные, сокровенные и внутренние, относящиеся то к одной, то к другой категории, собранные в знаменитой книге «Лествица» святого Иоанна Синайского — книге, которая согласно Уставу монастырских богослужений частями читается на всем протяжении поста. К этой книге наша Святая Церковь относится с особым почтением и упоминает ее в четвертое воскресенье поста. Один лишь факт использования этой книги в продолжение Великой Четыредесятницы удостоверяет в серьезности, какую Церковь придает возделыванию добродетелей, их связи с истинным покаянием. Я подумал, что нужно посвятить беседы этой Четыредесятницы более углубленному и существенному осмыслению добродетелей, разделив их на определенные категории. Рассмотрим первую семью добродетелей. Отправной точкой может послужить слово, характеризующее первую вечерню Великой Четыредесятницы — вечерню прощения. Какое прекрасное слово — прощение ! Мы слышали, как об этом говорило сегодняшнее евангельское чтение: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). В такой день Святая Церковь напоминает нам и побуждает нас прежде вступления на поприще добродетелей, прежде начала духовных подвигов Великой Четыредесятницы обязательно запастись благословением прощения. Прощением начинается Четыредесятница, но прощение является и печатью ее окончания, печатью Страстной седмицы. Прощение — необходимое условие приобщения радости Воскресения. Вечером Великой Субботы прежде возглашения «Христос воскресе» мы поем окончание стихиры «Воскресения день, и просветимся торжеством» , где говорится: «…Простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе». То есть по причине наступления Воскресения Христова простим всё друг другу и тогда будем петь: «Христос воскресе».

http://pravoslavie.ru/101773.html

«Великий пост — великая радость» Напутствие пастырей на Великий пост Заканчивается Масленица, допекаются последние блины, и православные христиане готовятся вступить в подвиг Великого поста. Многие ждут этого особого покаянного времени с радостью, но есть и те, кто ожидают его с опаской. Портал Православие.Ru попросил священников Артемия Владимирова , Владислава Цыпина , Валерия Духанина , Димитрия Шишкина , Николая Булгакова , Андрея Хвыля-Олинтера и сказать утешительные слова напутствия на Святую Четыредесятницу. «Если любой пост — радость, то Великий пост — великая радость» Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин , кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии: — Пост — это всегда возможность стать лучше, победить в себе свои дурные привычки, организовать себя на духовную жизнь. Если бы не наступало время поста, мы бы так и крутились как белка в колесе в своих земных делах и редко вспоминали о каком-то покаянии. Хочется напомнить, что пост не был придуман какими-то ригористами или древними монахами. Пост есть явление изначальное — уже в Раю Бог заповедал воздержание от плодов древа познания добра и зла. Вспомните, как Господь сказал первозданному Адаму: от всякого древа ешь, а вот от этого древа нельзя, учись воздержанию. Ведь любовь к Богу выражается в том, что мы готовы ради Него отказаться от чего-либо. Если ты думаешь о вкусных блюдах и утешении плоти, то где же здесь любовь к Богу? В Евангелии Христос напоминает нам о воздержании: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством» (Лк. 21: 34). Это действительно так. Всё плотское очень отягощает сердце, это очень чувствуется, как будто мрак какой-то воцаряется внутри, а когда же освободиться от этого, как не во время поста? Я помню, как в первое время моего воцерковления было трудно поститься, всё время в мыслях вертелась скоромная пища. Но прошло сколько-то лет, я уже учился в семинарии, и, как-то Великим постом зайдя в магазин, неожиданно для себя заметил, что абсолютно равнодушен к мясной продукции, что ее как бы и нет для меня на время поста. Вот очень важно организовать себя так, чтобы душой не управляли никакие животные позывы и стремления.

http://pravoslavie.ru/77409.html

Продолжаем публикацию фрагментов из книги « Великая Четыредесятница: путь, цель, награда » – сборника бесед митрополита Месогейского и Лавреотикийского Николая , которые проходили на протяжении Великих постов 1997, 2005 и 2007 гг. за вечерними богослужениями. Кацхийский Столп, Имерети, Грузия      В прошедшее воскресенье мы кратко поговорили о великой семье добродетелей, которые расширяют пространство нашего сердца и вводят нас в желанное пространство Божие. Необходимо было поговорить об этих добродетелях, потому что во время совершения подвига Четыредесятницы (да и во все время нашей жизни) именно такое направление и должно быть у нас: расширять свое пространство для других, сужать для себя, чтобы в конце мы смогли войти в вечное пространство блаженных объятий Божиих. Но то море, в котором действует каждый из нас и которое мы призваны преобразить, — это не только пространство. Это еще и время, в котором разворачивается наша жизнь и которое все мы призваны преображать в вечность. Кроме добродетелей места существует еще одна семья добродетелей: времени. Они позволяют нам не жить стесненными в этом мире, дают возможность избежать уз и рабства времени. Только что мы произносили прекрасную и всем известную молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». В этой молитве говорится следующее: «… Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Иными словами, мы молились о том, чтобы Бог дал нам дух, расположение и настрой четырех названных добродетелей. Сегодня поговорим о терпении, ибо терпение — первая добродетель семьи добродетелей времени. Терпение Зачастую у нас совсем нет терпения, мы даже не понимаем, что это такое. Но это — великая добродетель! Накануне Чистого понедельника мы слушали Евангелие, в котором описывалась кончина мира, конец истории, то, что мы называем Вторым Пришествием (это повествование есть и в Евангелии от Матфея, и в Евангелии от Луки). В этих рассказах евангелисты в немногих словах очень наглядно показывают, что произойдет при кончине мира. Да, чтение и слушание этих отрывков производит впечатление ужасного события. Рисуется великая драма. Кажется, что люди, которые доживут до этого события, будут испытывать великие трудности. В этих отрывках мы находим два значимых выражения. Претерпевший же до конца спасется (Мф. 24, 13) — то есть тот, кто будет терпеть до конца, будет спасен. И: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Господь говорит Своим ученикам, а через них — всей Церкви: «Смотрите, когда наступят эти трудные времена и вы окажетесь в смятении, путанице, духоте, сделайте лишь одно: терпите. Этим терпением вы сможете испытывать состояние своих душ. То есть так вы будете держать свои души в руках. Если терпения у вас не будет, потеряете все».

http://pravoslavie.ru/102183.html

До Пасхи остается меньше недели. «Правмир» подготовил календарь Страстной седмицы: службы, инфографика, песнопения, чтение на каждый день, рецепты… До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле. Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника. Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах: Се Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./Блюди убо душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши,/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси Боже,/Богородицею помилуй нас. (Хор Валаамского монастыря) скачать (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») скачать Чертог Твой. Бортнянский Скачать В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел! В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

15/28 февраля 2021 года – Неделя о блудном сыне, вторая подготовительная к Великому посту. Накануне этого дня на всенощном бдении поется 136-й псалом «На реках Вавилонских». Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий этого песнопения. Великая Четыредесятница предваряется четырьмя подготовительными неделями. В этот период Постная Триодь предлагает множество богослужебных текстов, которые подготавливают нас к Великому посту. Так, на утрене в Неделю о блудном сыне и затем в Недели мясопустную и сыропустную после пения полиелейных псалмов (134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется также псалом 136 «На реках Вавилонских». Типикон, давая богослужебные указания на утрене в Неделю о блудном сыне, предписывает нам припевать к двум полиелейным псалмам третий псалом: «На реках Вавилонских» со аллилуиею красной . Церковнославянское словосочетание «аллилуия красная» буквально переводится как «аллилуия красивая» . Можно заметить, что Типикон, предписывая петь этот псалом именно так, выделяет его на фоне предшествующих двух псалмов. 136-й псалом состоит из девяти стихов. В церковнославянских текстах Библии он озаглавлен словами: «Давиду Иеремием» . В еврейской Библии псалом не имеет надписания имени автора, в латинской и греческой Библии стоит имя Давида . Существуют различные мнения, связанные с авторством 136-го псалма. Сильная ностальгия по родине, ярко выраженная в нем (стихи 5–6), побуждает думать, что автор был среди тех пленных, которые после указа персидского царя Кира в 538 году до Рождества Христова вернулись в разрушенный Иерусалим. Церковнославянский текст 136-го псалма таков: «Давиду Иеремием. На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы нашя. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень» .

http://pravoslavie.ru/137624.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010