В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

В статье британского православного епископа и богослова Каллиста (Уэра) «Великий пост и общество потребления» разбираются разные смыслы Великого поста в контексте современности, дается ряд ответов на вопрос  «Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста?» . «Великая четыредесятница утверждает мировоззрение, полностью противоположное стандартам нашего потребительского общества», — утверждает владыка Каллист. Он особо подчеркивает идею солидарности, общности, противостоящие атомизации и «индивидуализму» общества потребления: «цель всякого пира — именно выразить koinonia и братство людей. Пища здесь — связующее звено, и поэтому каждая совместная трапеза есть утверждение общности» — помимо прочего, это подразумевает дела милосердия, социальную активность, реальное восстановление общности, а не на словах и в символах только. О том, что пост — не есть проклятие миру, а наоборот Уэр пишет: «Наши тела созданы Богом, и значит, по существу своему хороши. Пища и питие, как и сексуальность, есть дар Божий; все материальные вещи могут быть таинством Его присутствия, средствами общения с Ним. Почему же тогда мы должны воздерживаться и поститься? Дело в том, что хотя мир, как творение Божье, “хорош весьма”, это в то же время мир падший. Пост и воздержание исправляют наши взаимоотношения с материальным миром, очищая нас от последствий нашей греховности и восстанавливая первоначальное видение сотворенного мира. С этой точки зрения аскеза — не отрицание, а утверждение внутренней святости всего материального. Наша цель — не подавление тела, но его преображение. Правильно понятая аскетика есть борьба не против, а за тело» — а как мы знаем, у наших современников более чем хватает проблем со своим телом вроде пищевых расстройств, автотравматизма и пр. Кроме этого, Уэр проговаривает множество других весьма актуальных вещей. Группа Вконтакте Facebook группа Великий пост и общество потребления В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста — семь недель перед Пасхой — традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Эmo kairos — время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся?

http://predanie.ru/book/219589-velikiy-p...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ НЕПРИЯТНОСТЕЙ Протоиерей Александр (Авдюгин) См. также: Церковный год > > Великий пост 10 марта – начало Великого Поста. Великая Четыредесятница. Время покаяния и осознания. Ежегодное умерщвление плоти, ради здоровья ее же самой. Здоровья телесного и духовного, того здравия, ради которого мы издерживаемся временем, средствами и годами земной жизни. Практически всем понятны целебные свойства поста. Правда, одни видят его благо в медицинских свойствах, таких большинство, другие же прибавляют сюда и сакральную составляющую. Но практически ни те, ни другие не соблюдают пост, за исключением стада малого. Понимая – не соблюдаем. Почему? Или меньше прожить хотим? Да, нет, кажется. Не встречал тех, кто самостоятельно отмеривает себе небольшой срок. Вернее попадались, кто устанавливал себе определенную меру, но дойдя (если получилось) до срока заказанного отнюдь не рвётся оставить мир бренный сей. Сдвигают сроки на более позднее время. Есть у меня прихожанка, под сто лет. При каждой встрече объясняет мне, что отнюдь не против, пожить еще лет так этак пяток. И не беда, что и ходит то еле-еле, и видит всего на шаг вперед, ну а то, что батюшка в ухо на весь храм кричит спрашивая: «Грешна чем?» - вообще за ущербность не считает. Хочется жить, хочется, и тут же свое желание сами себе сокращаем, причем по своей собственной воле. По-моему, со мной все согласятся, что самая тяжелая боль – это боль душевная. Сколь тягостны и горьки те часы, когда нас не понимают, когда в ответ на твою любовь мы видим безразличие, грубость, иронию, призрение, когда твое родное, что любишь и без чего не мыслишь себя, приносит лишь зло и неприятности. Почему это происходит? Откуда от любимого чада обман и безобразия, а от половины супружеской неприятие и измена? Ведь не забываются те года, когда не было этого, когда говорил, что думал, плакал – когда больно, а смеялся лишь тогда, когда весело. Проходит время и видим: искусственные слезы, презрительный смех, злую иронию, насмешку и злорадство. Естественное и простое становится сложным и запутанным, а за словами и делами видим второй смысл или сокрытое зло.

http://zavet.ru/kalendar/vp/008pr.htm

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

Разделы портала «Азбука веры» Четыредесятница – 1) также Святая или Великая четыредесятница – первые сорок дней Великого поста; 2) также Малая четыредесятница — Рождественский пост. Первые 40 дней Великого поста – время строгого воздержания, приготовляющее христиан к должной встрече праздника Пасхи . Великий пост установлен в воспоминание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне и длится (в соединении со Страстной седмицей ) 7 недель. В это время не вкушается пища животного происхождения (мясо, яйца и молочные продукты), а также и рыба. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы, а в Лазареву субботу – рыбной икры. Для беременных женщин, кормящих матерей и больных пост может быть ослаблен или отменен. Следует помнить, что суть и цель поста – воздержание от страстей , прилежание к молитве , духовному чтению и богомыслию, чему способствует воздержание в пище, смиряющее плоть. Поэтому подвиг поста следует принимать с рассуждением, учитывая состояние здоровья, опыт пощения, обстоятельства жизни, советуясь со священником. Великому посту предшествуют приготовительные недели, которыми Церковь духовно (особыми службами) и телесно (постепенным переходом к строгому посту) готовит верующих к св. Четыредесятнице. Богослужение Великого поста имеет свои особенности. Утром совершается утреня, часы и вечерня; вечером – великое повечерие. По понедельникам, вторникам и четвергам литургия не совершается (кроме случаев, когда на эти дни попадает большой праздник); по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров, в воскресенье – литургия св. Василия Великого , а по субботам – обычная, св. Иоанна Златоуста . В первое воскресенье Великого поста празднуется Торжество Православия – праздник, установленный в 8м веке после победы над ересью иконоборчества. Во второе воскресенье совершается память свт. Григория Паламы , раскрывшего учение о Небесном (Фаворском) свете, озаряющем души подвизающихся в молитве и посте. В третье воскресенье, называемое Крестопоклонным, совершается поклонение Святому Кресту . В четвертое – память прп. Иоанна Лествичника , написавшего « Лествицу » – сочинение о восхождении к совершенству в добродетелях.

http://azbyka.ru/chetyredesyatnica

Всуе храниши гроб, кустодие: Не бо содержит рака Саможивотия. Во Святую и Великую Субботу, боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и еже во ад сошествие празднуем: имже от тли наш род воззван быв, к вечной жизни прейде. Всех бо дней святая Четыредесятница превосходит: сея же паки, сия Святая и Великая седмица больши: и Великия седмицы паки больши си Великая и Святая Суббота. Глаголется же Великая седмица, не яко больши суть дние сии, или часы, но яко великая и преестественная чудеса и изрядная Спаса нашего дела в ней содеяшася, и наипаче днесь. Якоже бо в первом миротворении, всякое дело соделав Бог , и последи господьственнейшее, в шестый день создав человека, в седмый почи от всех дел Своих, и освяти его, субботу именовав, яже убо упокоение толкуется: сице и во умнаго мира делании, изрядне вся соделавый, и в шестый наздав паки истлевшаго человека, и обновив Живоносным Крестом и смертию, в настоящий паки седмый день упокои, совершенным дел упокоением, животоестественным и спасительным сном. Снизходит убо Божие Слово с плотию во гроб, сходит же и во ад с нетленною и Божественною Своею душею, раздельшеюся смертию от телесе, юже и в руце предаде Отцу, Емуже и Свою Кровь принесе, не просившу, избавление нам бывшую. Не бо во аде Господня душа, якоже других святых души, удержана бысть. Како бо? Ничтоже прародительней наносиме клятве, якоже оны. Но и крови же взят враг наш диавол, аще и нас держаше, еюже куплени быхом. Како бо аще не точию от Бога, но и Бога Его разбойник диавол яти имяше? Обаче телесне и с Божеством вселися во гроб Господень наш Иисус Христос, крайне плоти соединившимся. Бяше же с разбойником и в раи, и во аде бяше, якоже речеся, со обоженною Своею душею. Преестественно же и со Отцем бе, и Духу седяй, яко Бог Неописанный, везде же бе, ничтоже Божеству во гробе страждущу, якоже ниже на Кресте. И тление убо Господьское тело претерпе, еже есть разрешение души от тела: растления же, сиречь разрушения плоти и удес, совершеннаго погубления никакоже. Но Иосиф убо, святое тело Господне снем, во гробе нове погребает, и близ иудей в вертограде камень велий зело над входом гроба положи. Иудее же убо по пятце, приступивше, глаголют Пилату: господи, помянухом, яко льстец Оный рече, егда жив бе, яко по триех днех востану: мнится убо нам добро быти, да твоя власть повелит воинству затвердити гроб. Отвеща Пилат: аще убо льстец бе, что о глаголех Его печетеся? Егда бе жив, яко исповедаемый умре. Когда же рече, востану? Негли от Ионина указания собираху то. Всяко же аще утвердится гроб, не украдется.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Великая Суббота Великая Суббота на Афоне     Сегодня, друзья мои, Великая Суббота, зна­чит, это день Божественного покоя, это день, в который почил от всех великих дел искупления нашего Единородный Сын Божий; да молчит же всякая мысль и всякое мудрование пера моего! Умолкнем, друзья! Падем в прах пред безмолвствующим Словом и прильнем к Его живительным язвам нашими грешными устами; подобно Марии, облобызаем их, осушим точив­шуюся из них кровь во спасение наше и утолим ею жажду сгорающего в сладострастии сердца нашего! (Предзакатные часы Великой Субботы, 25 марта.)   А вот и Пасха! Христос воскресе, друзья мои! Теперь, когда все говорит и звучит, ликует и радуется, можно и нам поделиться чувствами и взаимностью бесед, о чем душе угодно. Итак, наговоримся досыта и, разумеется, об Афоне. Да о чем же другом? Думаю, что вас занимает моя жизнь на Святой Горе Афон и передам вам ее очерки.     Видел я наконец здешнее и заговенье мас­леничное, полное утешения и для плоти, и для духа. При Божией помощи я прошел пространс­тво и постного, великого пути Четыредесятницы и торжественно праздную теперь Святую Пасху на Афоне . Искренно при этом признаюсь вам, друзья мои, что, увлекаясь чувством давней привязанности к прихотям плоти, до крайности изнемогал я под крестом постным, тогда как отцы и братия твердо и в неизменном терпении шли под ним в чаянии светлых дней Пасхи.    Постная трапеза, и то однажды представляемая, была мне не по вкусу; меня утешали, как ребенка, и давали кушать дважды; но и это для меня было невы­носимым, свинцовым крестом, как для не при­выкшего к отречениям балованной плоти. О, я с умилительным благоговением и раболепною почтительностью смотрел на здешних пост­ников, сияющих святостью строгой, в полном смысле подвижнической жизни!   Чрезвычайно долог казался мне Великий пост; беспрерывная и длинная служба временем обессиливала меня до того, что я с изумлением говорил себе: «Вот где ангельская-то жизнь! Вот где истинные подвижники!» Впрочем, в минуты моего совершенного изнеможения часто я чувс­твовал такие действия благодати на сердце, что не только забывался труд постный, но он был сладостен, так что я с сожалением теперь спра­шиваю себя: отчего я не хотел вынести наравне с другими четыредесятидневного поста?

http://isihazm.ru/?id=838

Разделы портала «Азбука веры» Синаксарь (от греч. σναξις (синаксис) — собрание) – сборник выдержек из писаний святых отцов и церковных преданий, предназначенное для чтения на утрени , после шестой песни канона . В синаксарях содержится объяснение или описание празднуемого события (синаксари на все праздники, жития) или указывается значение и причина того или другого установления  Церкви (поминовения умерших и т. д.), или заключается толкование, почему с известным днем соединяется такое-то воспоминание (синаксари в седмицы мясопустную, сыропустную, в три первых дня Страстной седмицы и др.). Содержащиеся в синаксарях суждения о нравственном, догматическом и идейной содержании дней периода Триоди интересны и часто имеют несомненную ценность, или, как минимум, дают пищу для серьезных и плодотворных размышлений. Например, в синаксаре Недели сырной преступление Адама рассматривается как нарушение заповеди о посте; в синаксаре Недели 2й поста развернуто представлено учение о нетварных энергиях, а в синаксаре Великой Субботы есть замечательное рассуждение о высочайшем статусе этого дня: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота». С другой стороны, многие отечественные литургисты критически оценивают содержание синаксарей, особенно их историческую ценность. «Неисторичность, наивность, иногда даже курьезность сообщений этих синаксарей… давно уже получили надлежащую оценку со стороны различных авторов» 1 . В частности, «синаксари изобилуют апокрифическими преданиями, которые расцвечивают известные факты. К примеру, в чтении на Неделю о расслабленном говорится, что Мария Магдалина возвестила императору Тиберию о воскресшем Христе, и по ее слову Пилат и первосвященники были преданы казни. Это, конечно, противоречит всем историческим свидетельствам» 2 . А архиепископ Филарет (Гумилевский) даже предлагает удалить их из Триоди: «По такому содержанию им нельзя не пожелать того, чтобы они навсегда исключены были из Триоди» 3 .

http://azbyka.ru/sinaksar

XXX. Речь пред последним собеседованием протоиерея Ксенофонта Крючкова 30 . О надлежащем усвоении истин, предлагаемых о. миссионером В некотором отношении прошедшая седмица для православных г. Риги представляла непрерывный праздник. Во время этой недели несколько раз мы видели Рижские храмы наполненными народом в таком множестве, как бывают они наполнены в великие праздники. А ныне – в день великих и радостных праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим мы видим вас, братья, добравшимися в сей соборный храм в сугубом множестве, как сугубо самый праздник. Какое отрадное явление! Поистине достойное препровождение св. времени – Четыредесятницы, – достойное сретение великой седмицы страстей Христовых и достойное приготовление к великому празднику Воскресения Христова! Какое утешение для тех лиц, которые приглашают вас в храмы и которые предлагают вам слово назидания! Но, братья, от всей души желалось бы, чтобы не одно любопытство привлекало вас в храм для слушания миссионерских бесед, но чтобы предметы веры, изъяснённые в беседах, глубоко запали в души слушающих, утвердили их в православии, согрели сердца их любовью к Богу и направили жизнь и деятельность их на дела благочестия, и таким образом способствовали наследию царства небесного в будущей жизни. Особенно же желательно, чтобы уклоняющиеся от православной Церкви и стоящие на пути своих верований из предложенных миссионерских бесед уразумели истину и познали, что она заключается в одной только православной Церкви, что следовательно, в ней только можно спаслись, и – обратились бы в недра православной Церкви. В этом заключается, братья, и цель наших бесед... Ныне о. миссионер предложит вашему вниманию последнюю свою беседу, в которой кратко повторит сказанное им в прежних беседах. Далее время не позволяешь нам вести беседы: наступает великая седмица страстей Христовых, когда православные христиане должны употреблять время на присутствование в храмах Божьих при богослужении и ещё только, вследствие необходимости, на окончание пред светлым праздником своих житейских работ, – или на приготовление к сему празднику. Сама Церковь во дни страстной седмицы требует от своих чад не разглагольствований, а углубления в важность воспоминаемых событий, обречения себя на молчание, пост и молитву: Да молчит всякая плоть человеча, внушает нам св. Церковь , и да стоит со страхом и ничто же земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Двадцатый день. Преп. Евфимий Великий. (Для чего Господь скрыл от нас час смертный?). I. Препод. и богоносный отец наш Евфимий, память коего совершается ныне, родился в городе Милитине, близ Евфрата. Когда, за смертию отца, мать отдала его на воспитание дяде пресвитеру, тот представил отрока епископу. Епископ полюбил Евфимия за доброе поведение и сделал чтецом в церкви, а затем и пресвитером, и поручил управление монастырями в городе. Но св. Евфимию хотелось уединения, и он на 30-м году жизни тайно удалился из города и спустя некоторое время, близ Мертвого моря, основал лавру. Лавра сначала была бедною; но преподобный крепко надеялся на Бога, и Бог посылал все необходимое для нея. – Один инок отказался от послушания, которое назначено было ему. Вдруг он упал на землю без чувств. Тогда, по просьбе братии, св. Евфимий исцелил его и сказал: «послушание – великая добродетель. Господь любит ее больше жертвы». Св. Евфимий сотворил множество чудес, многим предсказал будущее. Многих из язычников обратил ко Христу и многих из неправо-верующих утвердил в истинной вере, почему и получил название Великого. В год своей смерти преп. Евфимий не пошел, вопреки обыкновению, в пустыню на время четыредесятницы и сказал братии: «я пробуду с вами первую седмицу, а в субботу в полночь отлучусь от вас», – и точно в это время (20 января) последовала блаженная его кончина. Он скончался в 473 году, будучи 97 лет. Мощи св. Евфимия почивают в его лавре. II. Из обстоятельств кончины препод. Евфимия мы видели, что Господь открыл ему за неделю день и час его смерти. Только редкие и великие угодники Божии удостоиваются знать час своей смерти. Прочим это не дано. «Спрашивается: для чего Господь скрывает от всехь почти людей час смертный?» а) Господь утаил от нас час смерти, во-первых, для того, чтобы мы постоянно бдели над самими собой, т. е. были всегда внимательны к своим поступкам, словам и помышлениям. «Бдите убо, яко не весте дне, ни часа, в оньже Сын человеческий приидет» ( Матф. 25. 13 ). б) Во-вторых, Господь не сказал нам, сколь долог век наш, для того, чтобы мы не отлагали со дня на день доброделания и самоисправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010