Сокращения Организации и издания ВЦУ – Высшее церковное управление ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации (Москва) РПБ – Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург) ЖМП – Журнал Московской патриархии МДА – Московская духовная академия ОВЦС – Отдел внешних церковных сношений Московской патриархии ПСТБИ – Православный Свято-Тихоновский богословский институт (Москва) РГАДА – Российский государственный архив древних актов (Москва) РГБ – Российская государственная библиотека (Москва) РГИА – Российский государственный исторический архив (Санкт-Петербург) РФК – Российский фонд культуры (Москва) СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия ТКДА – Труды Киевской духовной академии ЦИАМ – Центральный исторический архив Москвы (Москва) Сокращения, используемые при ссылках на текст богослужебных книг Антипасх. антиф. .– Б. Г. бл. сн. богор. в. в. вечерн. Вел. сб. веч. В. К. В. П. вс. вт. Г. В. ик. ин. ип. ир. К. конд. крестобогор. м. вечерн. муч. мясоп. нед. п. Пасх. пн. повечер. ПТ пт. Пят. сб. сед. синакс. Сл. огл. ср. ст. стихир. стихир. на Г. В. стихир. на лит. стихир. на стихов. стихир. на хвал. сырн. Т. тр. троич. утр. ЦТ ч. чт. – антипасха – антифон – Бог Господь – (неделя) о блудном сыне – богородичен – великийвеликая вечерня – Великая суббота – вечер – Великий канон – Великий пост – воскресенье – вторник – Господи Воззвах – икос – иной, иная (о песне второго канона службы или о второй (-ом) стихире, седальне и т.д.) – ипакои – ирмос – канон – кондак – крестобогородичен – малая вечерня – мученичен – (неделя) мясопустная – неделя (в совр. значении) – песнь – Пасха – понедельник – повечерие – Постная триодь – пятница – Пятидесятница – суббота – седален – синаксарь – Слово огласительное св. Иоанна Златоустог о – среда – стих – стихира – стихира на «Господи воззвах» – стихира на литии – стихира на стиховне – стихира на хвалитех – сырная – трипеснец – тропарь – троичен – утро – Цветная триодь – час – четверг Читать далее Источник: История церковнославянского языка в России (конец XIX-XX в.)/Отв. ред. А.М. Молдован. - М.: Языки русской культуры, 2001. - 400 с. – (Studia philologica) Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Архив Пн Воскресенский кафедральный собор г. Твери 1 июля 2010 г. 12:00 Воскресенский кафедральный собор г. Твери был построен в 1914 г. Храм был возведен за оградой Христорождественского монастыря специально для рабочих Морозовской мануфактуры, живших в расположенных неподалеку казармах. Тысячу рублей на строительство собора пожертвовал из личных средств император Николай II. Чин освящения совершил правящий Тверской архиерей — архиепископ (впоследствии митрополит) Серафим (Чичагов), прославленный ныне в лике новомучеников и исповедников Российских. На освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, будущая преподобномученица. Гражданскую власть представляли председатель Совета министров Б. Штюрмер и тверской губернатор Н. Бюнтинг, ставшие жертвами революции. Службы в соборе так и не начались. После закрытия Христорождественского монастыря здание храма использовалось для хозяйственных нужд. В 1988 г. собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 1992 г. епископ (ныне архиепископ) Тверской и Кашинский Виктор совершил малое освящение храма. Одним из первых образов в соборе стала икона Божией Матери «Державная»; до этого святыню использовали вместо двери в свинарнике. В 2000 г. были обретены и перенесены в собор мощи преподобноисповедника Сергия (Сребрянского) , духовника Марфо-Мариинской обители милосердия. Рядом с собором на месте разрушенной часовни возведен храм в честь святых царственных страстотерпцев Николая II и его семьи. В 2008 г., в преддверии празднования в Твери Дней славянской письменности и культуры, в соборе был проведен ремонт. В настоящее время в клире кафедрального собора 10 священников, 5 диаконов. Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1192077.ht...

Всенощное бдение в Сретенском монастыре накануне Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 13/26 сентября 2012 г. Среда 17-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. 26 сентября 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии прихожанка Мария 22 ноября 2012, 15:24 Какое счастье, что на Руси есть архимандрит Тихон,о.Лука, отец Алексей Довгополый храма Зосмы и Савватия в Гольяново (настоятель строящегося хр. Ермогена), отец Илиодор Оптинский и др. священослужители. Неравнодушное, доброе отношение к людям говорят их чистые, светлые глаза, любящий голос, дела, чувствуешь их любовь, чувствуешь, что ты перед ними маленький, грешный, а они тебя любят как настоящие отцы. прихожанка Мария 22 ноября 2012, 13:23 Спаси Вас Господь.... За труды Ваши.Необыкновенная служба... Особенная..Я была на ней, с Божией помощью. Нет слов, что бы описать.. что я чувствовала во время службы. А сегодня я снова слушала ее благодаря вашему сайту.... и буду еще слушать и слушать. И люди которые не смогли быть на службе, благодаря вашим трудам смогут быть сопричастными.. Это счастье быть на службах в Сретенском монастыре. Бог в помощь архимандриту Тихону и всем насельникам Сретенского монастыря. Слава Богу за все! долго запись искала, и слава Богу слушаю. БОЖЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ. Стоя в храме ощущаешь как Велик Господь. аудио напоминает. Татьяна 27 сентября 2012, 23:57 Спаси Вас Господь.... За труды Ваши.Необыкновенная служба... Особенная..Я была на ней, с Божией помощью. Нет слов, что бы описать.. что я чувствовала во время службы. А сегодня я снова слушала ее благодаря вашему сайту.... и буду еще слушать и слушать. И люди которые не смогли быть на службе, благодаря вашим трудам смогут быть сопричастными.. Это счастье быть на службах в Сретенском монастыре. Бог в помощь архимандриту Тихону и всем насельникам Сретенского монастыря. Слава Богу за Все. Олег 27 сентября 2012, 09:26 Слава и Величие Господу!!! мечтаю посетить Сретенский монастырь,спаси Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/56349.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Можно ли делать поминки 1 мая? 1 мин., 18.04.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, 40 дней выпадает на 1 Мая. Можно ли делать поминки? Анастасия Ответ священника: ТОРОПОВ Даниил священник Здравствуйте, Анастасия. В этом году праздник Светлого Христова Воскресения (Пасха) приходится на 5 мая. Последняя неделя перед праздником называется Страстной так как она напоминает нам о страданиях, которые Господь наш Иисус Христос перенес в последние дни своей жизни. Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. В течении недели ежедневно совершаются особые службы, имеющие особенный смысл. Церковь именно в Страстную неделю настойчиво призывает каждого православного христианина приобщиться к церковной богослужебной жизни и уделить время сугубому посту и молитве. 1-го мая Церковь вспоминает день предания на Страдания и Смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа (см. Великая среда. Страстная седмица: день за днем ). К этому дню мы стараемся отложить наши земные заботы, чтобы сопереживать со Христом и Его учениками Его спасительную жертву, принесенную на Кресте. Хочу особо подчеркнуть, что поминки — это не трапеза за столом (см. Поминки: нужна ли покойнику еда? ). Поминовение — это молитва за усопшего, которая совершается Церковью. Безусловно нам нужно в этот день вознести сердечную молитву Господу о спасении души умершего. Важно в этот день прийти в храм, подать записку об упокоении. Но проведение поминальной трапезы по усопшему в этот день выглядит не уместным. Церковь не очерчивает строгих рамок, когда молитва за усопшего может считаться более действенной и не требует обязательного застолья в 40-й день кончины человека, поэтому советую поминальную трапезу организовать после Радоницы т.е. после 14-го мая. Это достаточно распространенная практика — переносить поминовение тех, чьи дни памяти приходятся на Страстную или Светлую седмицу, на Радоницу, о чем мы уже писали подробнее: Как помянуть в среду на Страстной седмице? С Богом! Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Мне 13. Можно ли нарушить пост на поминках по бабушке? 25.03.2024 23.03.2024 22.03.2024 21.03.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 23.03.2024 22.03.2024 21.03.2024 13.04.2024 28.03.2024 26.03.2024 25.03.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/mozhno-li-delat-pominki-1...

свящ. Алексей Емельянов Великая Страстная неделя 131. Вход Господень в Иерусалим; плач об Иерусалиме; ночь в Вифании Гора Елеонская, Иерусалим, Вифания, Воскресение 2 апреля 30 г Мф.21 (ранее 20:29–34; п.126) 1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, 1 Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих 29 И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами, и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 2 и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. 30 сказав: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. 3 И если кто скажет вам: что вы это делаете? – отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. 31 и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему таю он надобен Господу. 4 Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 4 Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. 32 Посланные пошли и нашли, как Он сказал им. 5 И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? 33 Когда же они отвязывали молодого осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка? 6 Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. 34 Они отвечали: он надобен Господу. 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. 7 И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. 35 И привели его к Иисусу, и, накинув одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

9. Предстоятель  выразил соболезнования президенту Бразилии в связи с гибелью школьников в Рио-де-Жанейро. 10. Неделя 5-я Великого поста, день памяти преподобной Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю неделю Великого поста). Литургия свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.  Хиротония архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 12. Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с терактом в минском метрополитене. 14. Первое заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, состоявшееся в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. 16. Канун праздника Входа Господня в Иерусалим. Всенощное бдение и освящение ваий в Храме Христа Спасителя. 17. Неделя 6-я, ваий (Вербное воскресенье), праздник Входа Господня в Иерусалим. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии. 18. Великий понедельник. Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Сергиевском соборе Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. 19. Великий вторник. Литургия Преждеосвященных Даров в Зачатьевском монастыре. 20. Великая среда . Литургия Преждеосвященных даров  в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 21. Великий четверг. Литургия и чин умовения ног в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 22.  Великая пятница. Вечерня с выносом Плащаницы  в Храме Христа Спасителя. 23. Великая суббота. Вечерня с чтением 15 паримий и Литургия свт. Василия Великого в Храме Христа Спасителя. 23-24. ПАСХА. Богослужение в Храме Христа Спасителя. 24. Посещение НИИ детской онкологии. 25. Понедельник Светлой седмицы. Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 25-26. Лития у мемориала «Героям Чернобыля» в Киеве. 26. Пасхальный молебен в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС. 27. Среда Светлой седмицы. Литургия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре. Возвращение в Москву. 28. Посещение Пасхального приема  в Министерстве иностранных дел России.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

После X в. большое распространение в правосл. мире получает Студийский устав , а с XII-XIV вв. близкий к нему Иерусалимский устав (имеющий мало общего с древней иерусалимской традицией) становится в правосл. Церкви общепринятым. В первые 3 дня Страстной седмицы, согласно этим уставам, совершаются следующие службы: утреня (с «Аллилуия»), часы и изобразительны, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров, повечерие; порядок служб основан на обычном порядке служб в седмичные дни Великого поста. Как и все дни Страстной седмицы, понедельник, вторник и среда отличаются от др. дней церковного года тем, что их литургическая тема, как правило, начинается не на вечерне накануне (как обычно), а на утрене (или неск. раньше - на повечерии), т. о., литургический день начинается с утрени или повечерия, но не вечерни. Студийский устав Согласно основным редакциям Студийского устава - первоначальной и афоно-итал.,- служба в эти дни совершается по тому же чину, что и в седмичные дни Великого поста, но с рядом особенностей. Паремии (на 6-м часе и вечерне) и евангельские чтения вечерни те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренних евангельских чтений нет. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., лучше др. памятников отражающему первоначальную студийскую практику, на утрене в Великие понедельник и вторник стихословятся 3 кафизмы, в Вел. среду - 2. В начале утрени поются троичны текущего гласа, по 9-й песни канона утрени (в понедельник это трипеснцы преподобных Космы Маюмского и Андрея Критского, во вторник - двупеснец прп. Космы, в среду - канон прп. Феодора (Студита?) и трипеснец прп. Космы) - светилен гласа; хвалитных стихир нет, только стиховные. Чтения Четвероевангелия на часах нет. Каждый день вечерня соединяется с литургией Преждеосвященных Даров, после входа читается Евангелие. Песнопения распределены по службам т. о., что тематика наступающего дня звучит уже в песнопениях вечерни накануне, включая вечерню под Вел. понедельник (на к-рой стихиры на «Господи, воззвах» посвящены празднику Входа Господня в Иерусалим, а стихиры на стиховне относятся уже непосредственно к понедельнику). В Вел. вторник на 3-м часе совершается последование чтений и тропарей Страстей Христовых (см. ст. Великая пятница ), из-за чего часы в этот день неск. сокращаются. Повечерие (великое) упоминается только в разделе о Вел. среде (ГИМ. Син. 330, XII в. Л. 22 об.- 26).

http://pravenc.ru/text/150085.html

2 дня вселенского (максимально полного) поминовения усопших - суббота мясопустная перед Мясопустной неделей и суббота перед Пятидесятницей, также называемая Троицкой,- принадлежат к Г. п. б. к. Заупокойную тематику имеют и 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, но в Мясопустную и Троицкую субботы главной темой богослужения является поминовение усопших, тогда как в субботы Великого поста - прославление всех святых, а поминовение усопших становится второстепенной темой. При совпадении с памятью великого святого или с праздником заупокойная служба Мясопустной и Троицкой суббот не отменяется, но или праздничная служба, или заупокойная служба самой субботы переносится на др. день (см. ст. Вселенские субботы ). В проч. заупокойные субботы (субботы поста) совершается обычное заупокойное богослужение, аналогичное богослужению по 13-й гл. Типикона (за исключением того, что прибавляются песнопения Триоди), к-рое при совпадении с памятью великого святого или с праздником отменяется (см. ст. Заупокойное богослужение ). В связи с тем что в период от Лазаревой субботы до Антипасхи устав отменяет гласное поминовение усопших (панихиды, литии, заупокойные ектении), кроме негласного на литургии и (при необходимости) отпеваний, в Русской Церкви возникла традиция (не отмеченная в богослужебных книгах) совершать поминовение усопших во вторник 2-й седмицы по Пасхе, этот день называется Радоницей . Великий покаянный канон Еще один важный структурный элемент Г. п. б. к.- четверг 5-й седмицы Великого поста, когда на утрене полностью исполняется Великий канон прп. Андрея Критского (Иерусалимский устав определяет петь Великий канон по частям также и на повечериях первых 4 дней 1-й седмицы Великого поста). Страстная седмица С понедельника после праздника Входа Господня в Иерусалим начинается особый период в богослужении правосл. Церкви, к-рый продолжается до праздника Пасхи и носит название Страстной седмицы. К этому периоду непосредственно примыкают предшествующие ему как содержательно, так и хронологически Лазарева суббота и праздник Входа Господня в Иерусалим. Дни Страстной седмицы включают в название слово «великий» - Великий понедельник, Великий вторник и т. д. Это время воспоминания событий, непосредственно предшествовавших Воскресению Христову,- Его последних поучений в Иерусалиме, предательства Иуды, ареста, суда над Господом и Его Распятия. Богослужение этих дней, как и последующей Пасхи, не повторяется более никогда в году и является его вершиной (см. статьи Великие понедельник, вторник, среда ; Великий четверг ; Великая пятница ; Великая суббота ). Пасхальное богослужение

http://pravenc.ru/text/165231.html

58. Господь Иисус Христос посещает Закхея 59. Притча о десяти минах или о талантах 60. Воскрешение Лазаря 61. Решение синедриона убить Господа Иисуса Христа 62. Вечеря в Вифании в доме Лазаря ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа 1. Вход Господень во Иерусалим 2. Изгнание торгующих из храма Великий Понедельник 3. Проклятие бесплодной смоковницы 4. Желание эллинов видеть Иисуса Христа и беседа Господа по этому поводу Великий Вторник 5. Засохшая смоковница и поучение о силе веры 6. Беседа в храме: ответ Господа старейшинам, кто дал Ему такую власть 7. Притча о двух сыновьях 8. Притча о злых виноградарях 9. Притча о званных на брачный пир царского сына 10. Ответ господа о дани кесарю 11. Посрамление саддукеев в вопросе о воскресении 12. Беседа о наибольшей заповеди в законе и о Божественном достоинстве Мессии 13. Обличительная речь против книжников и фарисеев 14. Лепта вдовицы 15. Беседа Господа с учениками на горе Елеонской о его Втором Пришествии и кончине мира 16. Притча о десяти девах 17. О страшном суде Великая Среда 18. Совещание первосвященников и старейшин об убиении Христовом. Помазание Господа женой-грешницей в доме Симона прокаженного и предательство Иуды Великий Четверток 19. Тайная Вечеря Умовение ног Господь объявляет о своем предателе Установление таинства Евхаристии Спор учеников о старшинстве Прощальная беседа Господа с учениками Продолжение прощальной беседы Первосвященническая молитва Господа Иисуса Христа 20. Гефсиманский подвиг: моление о чаше 21. Предание Иисуса Христа: взятие его под стражу, меч Петра и бегство учеников 22. Суд над Господом у первосвященников Анны и Каиафы 23. Отречение Петра Великая Пятница 24. Приговор Синедриона 25. Погибель Иуды Предателя 26. Господь Иисус Христос на суде у Пилата 27. Крестный путь Господа — шествие на Голгофу 28. Распятие 29. Покаяние благоразумного разбойника 30. Богоматерь у Креста 31. Смерть Христова 32. Погребение Господа Иисуса Христа Воскресение Господа нашего Иисуса Христа 33. Приход жен-мироносиц ко Гробу и явление им Ангела

http://pravmir.ru/rukovodstvo-k-izucheni...

Начертай крест в твоей мысли, обними спасение наших душ. Этот Крест обратил вселенную, изгнал заблуждение, явил Истину, землю сделал небом, людей превратил в Ангелов (43,822). Крест – душ спасение и от тела всех зол отвращение. Радуйся, Кресте, всех благ устроение и грехов разрешение. Крест – души освящение и демонов низложение. Радуйся, Кресте, странников спутник и плавающих тихая пристань (42,951). Вся вселенная возвышена Крестом; вся вселенная, долу лежащая, исправлена Домостроительством Креста (41,974). Архимандрит Георгий рассказывал об авве Иулиане, епископе Бострском: некоторые из жителей города, ненавистники имени Христа, решили умертвить епископа при помощи яда, подмешанного в вино. Подкупленный слуга подал владыке чашу с ядом. По откровению свыше епископ Иулиан узнал об умысле, принял чашу и, созвав многих людей, сказал: «Вы хотите умертвить смиренного Иулиана, что ж – вот я пью эту чашу перед вами». Перекрестив чашу трижды во имя Святой Троицы, он выпил вино. Увидев, что яд не подействовал, злоумышленники пали перед епископом на колени и просили простить их (70,115). СРЕДА. Лк. Зач. 47. (9,44–50) О СМИРЕНИИ, ВОЗВЫШАЮЩЕМ ХРИСТИАН … Иже бо менишй есть в вас, сей есть велик ( Лк. 9,48 ). Великая высота – смирение, почесть и достоинство есть смиренномудрие (30,360). Велико преуспеяние и велика слава смиренномудрия, и нет в нем падения (22,175). Люби смирение, от него великая высота, которая и пасть не может (45,237). Смиренномудрие состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшими себя (5,260). Иметь смиренномудрие – значит не думать о себе и того, чего бы заслуживал (12,339). Смиренномудрый и упражняющийся в духовном делании, читая Божественное Писание, все будет относить к себе, а не к другим (51,7). Смирение не имеет даже языка, чтобы сказать о ком, что он нерадив или горд….Смирение не имеет очей, чтобы замечать чужие погрешности. Смирение не имеет ушей, чтобы слышать то, что не приносит пользы душе (31,56). Смирение не уязвляет совести ближнего (31,94). Исполняет дело смирения тот, кто хранит молчание, кто считает себя за ничто, кто не спорлив, кто повинуется всем… Кто тщательно размышляет о смерти, хранит себя от лжи, удаляется от праздных и неполезных бесед, кто не противоречит старшим… Кто не настаивает на своем мнении, кто переносит оскорбления, ненавидит покой, охотно несет труды и никого не прогневляет (31,110).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010