Великая среда – это особый день, ради которого в течение всего года православные соблюдают пост, даже в большие праздники. Протоиерей Георгий Бреев рассказывает о значении и смысле событий, вспоминаемых в третий день Страстной седмицы . Великая среда – это особый день, ради которого в течение всего года православные соблюдают пост, даже в большие праздники. Это день, когда в Синедрионе состоялось окончательное совещание, где уже все единодушно, начиная от архиереев, книжников и представителей от народа пришли к единому мнению. Они рассуждали, по-видимому, боясь, что авторитет Спасителя, что показал День Великого входа Его в Иерусалим, возрастает. Люди, и уже не только из среды иудейского народа, но даже язычники из Рима и других стран, просили апостолов, чтобы они открыли им возможность видеть Иисуса и слушать Его. Джотто. Иуда вступает в сговор с первосвященниками Сам Спаситель на это прореагировал интересно: «Пришел час прославиться Сыну Человеческому». То есть наступила граница, мера Его почитания, отношения к Нему, которое началось с почитания Его как пророка, как учителя, потом – как Божественного помощника, потом Мессии, потом Спасителя… И вот оно уже выросла в некую полноту. И это страшило Синедрион. Священники боялись, что они не смогут ничего сделать с этим, поэтому суд единогласно решил предать Спасителя смерти. Наступали дни Пасхи. Священники стали предполагать, обдумывать план и принимать решение, каким образом им действовать, чтобы не было всенародного возмущения и это не привело еще к худшим последствиям. И тогда произошла встреча с Иудой, который тоже уже замыслил Спасителя предать. Он дал согласие предать Спасителя незаметным путем, чтобы без шума, без каких-то лишних народных волнений Он оказался в руках первосвященников и Суда. Вот почему Великая Среда остается днем, который мы всегда выделяем из других дней. Богослужение этого дня – во всех песнопениях, чтениях, Евангельском чтении — все также раскрывает суть этого дня, готовя к тому, что уже произошло осуждение Спасителя, и еще приблизился день Его страданий.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Борис Горелик Скачать epub pdf В Вавилон – Babylon Вавилонская башня – Tower of Babel вавилонский плен – Babylonian exile Вавилонское столпотворение – the Babel вайя – palm-branch вальденсы – Valdenses варнавиты – Barnabite fathers варфоломеевская ночь – St Bartholomew’s night Ватикан – the Vatican city Введение во храм Пресвятой Богородицы – the Entry of the Most Holy Virgin into the Temple, Presentation of the Virgin in the Temple вдохновение – inspiration вдохновлять – to inspire вездесущий – omnipresent век – age; century Велик и славен – Great and Awesome великая пятница – Good Friday, Holy Friday великая седмица – Passion Week великая среда – Wednesday of the Holy Week великая суббота – Easter Eve, Holy Saturday, Easter Saturday великая четыредесятница – the Lent великие поклоны – prostration, bow to the very earth великие пророки – major prophets великий вторник – Tuesday of the Holy Week великий Господин – Very Reverend Sir, Most Reverend Sir великий понедельник – Monday of the Holy Week великий пост – the Lent великий праздник – the great feast/festival/holiday of the Orthodox Church великий четверг – Maundy Thursday, Holy Thursday, Thursday in the Holy Week великопостный – Lenten величание – glorification, songs of praise, extolling (sang at the matrimony) вельзевул – Beelzebub венгерская реформированная церковь – Hungarian Reformed Church венец – crown; halo венчальный – nuptial венчание – matrimony; nuptials венчать – to wreathe венчик – paper band (placed on the forehead of a dead person) вера – belief, faith; doctrine вера апостольская – apostolic faith вербная неделя – Holy Week вербное воскресенье – Palm Sunday, Yew Sunday вериги – chains, fetters верить – to believe вероисповедание – religion, faith, denomination, confession вероисповедный – religious Веронские отцы – Verona Fathers вероотступник – apostate вероотступнический – apostate вероотступничество – apostasy веротерпимость – tolerance веротерпимый – tolerant верующий – believer, religious person, adherent

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Великая Среда Страстной седмицы Великого Поста Иуда протянул руки к беззаконным; та искала оставления грехов, а этот взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она радовалась, тратя миро многоценное; этот заботился продать Неоценимого. Она Владыку познавала, а этот от Владыки удалялся. Она освобождалась от греха, а этот делался пленником его. Святитель Иоанн Златоуст Джотто ди Бондоне. Предательство Иуды В ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он об ее поступке. Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены грешницы, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена грешница и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене грешнице, Церковь по совершении часов оканчивает, по древнему обыкновению, чтение молитвы: «Владыко многомилостиве, Господи Иисусе Христе Боже», которою она в продолжение Великого Поста ежедневно, на богослужении повечерия, при приклонении глав и колен предстоящими, ходатайствует пред Богом о даровании нам оставления прегрешений наших. В последний также раз в Великую среду совершается Литургия Преждеосвященных даров, на которой Церковь благовествует о жене, помазавшей Господа миром, и о предательстве Иуды (Мф. 26, 6-16). В Великую среду прекращаются и великие поклоны, творимые при молитве святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего». После среды постановлено совершать эту молитву до Великого пятка только инокам в келиях. Таким образом, молитва Ефрема Сирина в среду седмицы Сырной начинается, и в среду Страстную оканчивается.

http://pravoslavie.ru/1696.html

Великая Среда — толкования, проповеди, песнопения (+Аудио) В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предательство Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром 8 апреля, 2015 В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предательство Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром В среду Страстной седмицы вспоминаются два события: предание Господа Иисуса Христа Иудой и помазание Его миром. Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его. (Мф.26:6-16) Толкования Смысл эпизода помазания объясняет библеист Анна Шмаина-Великанова: Этот эпизод во всех четырех Евангелиях описан очень похоже. Одна разница бросается в глаза. Синоптики говорят, что ученики протестуют, потому что 300 динариев — это безумная трата, огромная  сумма.   По-другому рассказывает евангелист Иоанн: он говорит, что протестует именно Иуда Искариот; Иуда хочет, чтобы женщина положила деньги в ящик, а он бы их оттуда украл (Ин. 12: 1 – 8). Помазание в иудейской культуре — основной священный акт. Помазывались цари и первосвященники, а так же умершие, хотя и несколько иначе, конечно. Специальная смесь благовоний и масел была предназначена для того, чтобы предотвратить гниение и избавиться от запаха. Поэтому в действии этой женщины прочитывалось, что она считает Христа царем, первосвященником и что она ожидает Его похорон.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-tolkova...

До Пасхи остается меньше недели. «Правмир» подготовил календарь Страстной седмицы: службы, инфографика, песнопения, чтение на каждый день, рецепты… До Пасхи остается меньше недели. Последние дни именуются Страстными или Великими. В этот период Церковь погружается в Евангелие и вспоминает последние дни пребывания Господа на земле. Великий понедельник, Великий вторник, Великая среда Страстная седмица начинается в Великий понедельник, а Великий понедельник начинается вечером в воскресенье. Сначала – вечерня, закрывающая праздник Входа Господнего в Иерусалим, а затем – новый день, утреня понедельника. Три утрени подряд Церковь будет прославлять Христа – Жениха Церкви тихим и кротким тропарем, который в течение года слышен только на полунощницах: Се Жених грядет в полунощи,/и блажен раб, егоже обрящет бдяща:/недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./Блюди убо душе моя,/не сном отяготися,/да не смерти предана будеши,/и Царствия вне затворишися,/но воспряни зовущи:/Свят, Свят, Свят еси Боже,/Богородицею помилуй нас. (Хор Валаамского монастыря) скачать (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») скачать Чертог Твой. Бортнянский Скачать В Понедельник Страстной седмицы вспоминается ветхозаветный персонаж – целомудренный Иосиф, прообразующий Христа, и евангельский рассказ о проклятой смоковнице. Церковное предание говорит, что иссохшая смоковница – это образ ветхого Израиля, не давшего плода. Чтобы подчеркнуть трагичность этого символа, Церковь предлагает вспомнить почти всю 21 главу от Матфея (ст.18-44), включая притчу о злых виноградарях. В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров . Если вы не успели посетить эти службы в течение Четыредесятницы, постарайтесь восполнить этот пробел! В Великий вторник вспоминаются притчи Спасителя о Его Втором Пришествии, о десяти девах и о талантах. Великая среда – день предательства. Именно в память о предательстве Христа Иудой мы постимся в среду в течение всего года. В этот же день Церковь вспоминает женщину, омывшую ноги Христа миром.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmica-kal...

Слезы, миро, отчаяние и надежда… Важно только то, что между тобою и Христом, как тогда, две тысячи лет тому назад – между нею и Им 8 апреля, 2015 Важно только то, что между тобою и Христом, как тогда, две тысячи лет тому назад – между нею и Им Великая Среда – день не только величайшего предательства в истории человечества, это еще и день великой надежды. Почему так важен евангельский урок покаяния, о котором мы слышим сегодня, – рассказывает игумен Нектарий (Морозов). Прошел пост. Остались позади шесть его седмиц и началась Страстная. Так быстро прошел… И опять то же чувство: ничего не успел. Не то, что сделать – даже начала положить. Чему? Да тому же посту, воздержанию, исправлению себя. А главное – покаянию. Игумен Нектарий (Морозов) Так быстро промелькнули эти святые дни. Или сам так быстро промелькнул – мимо них. Прочитан Великий канон. И не однажды – дважды. И житие преподобной Марии снова прозвучало в храме, уже такое знакомое – до последней, кажется, буквы. И не сокрушилось сердце, не умилилась по-настоящему душа, и не оставляет чувство какой-то горькой незавершенности, неполноты, неисполнения… Но есть еще один день. Я жду его весь год и каждый раз боюсь из-за чего-то пропустить, лишиться его, не встретить его в храме. Великая Среда. Почему? Наверное, потому, что не знаю где еще найти такое точное выражение отношения кающейся души ко Христу, как то, что обретаю в стихирах сегодняшнего богослужения. Я жду его, прекрасно помню и… каждый раз переживаю, словно впервые. Жена блудница, «отчаянная жития ради и уведомая нрава ради», молит: «приими мя, кающуюся, юже не отринул еси согрешающую». Здесь и правда всё – какая-то тончайшая грань между отчаянием и надеждой, невыносимой душевной болью и радостью об открывшейся милости и любви Христовой, потрясающий переход от бездны греха к свету добродетели. Переход, который возможен лишь тогда, когда протягивает руку Господь и поднимает с колен того, кто не считал себя достойным когда-либо подняться с них. Стоишь в храме, слышишь торжественную и скорбную музыку песнопений и точно видишь, как все это происходит… Как приходит она – трепещущая от страха отвержения и вместе с тем верящая, что отвергнута не будет. Она, вся в грязи и скверне греха – к Тому, Кто Сам есть Источник чистоты.

http://pravmir.ru/slezyi-miro-otchayanie...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед началом праздничного концерта на Красной площади в Москве в День славянской письменности и культуры 24 мая 2014 г. 17:50 24 мая 2014 года, после богослужения в Храме Христа Спасителя в Москве, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил концерт на Красной площади , посвященный Дню славянской письменности и культуры. Перед началом концерта Предстоятель Русской Православной Церкви обратился со словом к участникам торжеств. Христос Воскресе! Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с замечательным праздником — Днем славянской письменности и культуры. Этот праздник совпадает с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которые были создателями славянской азбуки, создателями нашего языка, потому что русский язык и многие другие языки укоренены в том культурном пласте, что был заложен в почву славянских народов святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Слово — это великая сила. В слове проявляется человеческая личность. Без работы ума не может быть слова. Но слово формирует не только сам человек — его формирует окружающая среда. Именно поэтому без слова не может быть культуры. Святые  равноапостольные Кирилл и Мефодий дали это слово нашим замечательным предкам. И благодаря им, и благодаря народам славянским и нашему русскому народу, сегодня существует великая славянская цивилизация и великая русская культура.  В культуре есть много разных проявлений, каждое из которых так или иначе соотносится с человеческим умом и с человеческим сердцем... Одним из очень важных проявлений нашей скрытой внутренней жизни вовне является песенное слово.  Песня — это, конечно, часть нашей культуры, которая обладает огромной силой. Песня объединяет людей, песня дает возможность выразить сильно и убедительно те мысли, которые не достигают людей иным способом. Каждый из нас знает: собираются добрые друзья, и в какой-то момент этой встречи кто-то запевает песню. Она объединяет больше, чем любые слова, больше, чем любые жесты. Песня идет от ума и сердца. 

http://patriarchia.ru/db/text/3658156.ht...

Страстная седмица Календарь Страстной седмицы Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля - 4 мая 2024 года)  — Великий Понедельник (29 апреля).   — Великий Вторник (30 апреля)   — Великая Среда (1 мая)   — Великий Четверг (2 мая) Чин омовения ног Чтение 12-ти «Страстных Евангелий». Патриарх совершает освящение мира.   — Великая Пятница (3 мая) Богослужение Царских Часов. Чин выноса Плащаницы.   — Великая Суббота (4 мая) СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 5 мая Иннокентий Херсонский «Страстная седмица» Крестом и смертью Богочеловека окончено и совершено все, что было необходимо для нашего спасения: рукописание грехов человеческих изглаждено; правда и закон удовлетворены: слава Божия восстановлена; благодать и царство для рода человеческого заслужены. Вместе с сим должно было кончиться и уничиженное состояние нашего Искупителя и уступить место состоянию славы и величия, которое и началось теперь у самого Его гроба: и будет покой Его честь! Читать полностью Иннокентий Херсонский «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» «Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий», — отозвался о книге свт. Иннокентия Херсонского «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» отец Александр Мень. Иннокентий Херсонский в этой своей книге дал образец применения метода, впоследствии получившего широкое распространение в трудах Ф. У. Фаррара, А.-М. Дидона, Д. К. Гейки, А. Эдерштейма: иллюстрации подробностей евангельской истории данными из всеобщей истории, археологии и др. наук. Интересно мнение святителя об издании этого труда (шире: о книгах по библеистике, богословию и вызываемой реакции на них): «Хотя в них [в рукописях «Последних дней»] и нет ничего еретического, но обстоятельства нынешние таковы, что охотники до ересей легко могут найти в них к чему привязаться, а мне уже давно наскучило иметь дело с инквизицией». Читать книгу Слова Феофана Затворника Что особенно поразительно в Иуде — это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь–в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия и, может быть, творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем под конец видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, извнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во время не было никаких признаков снаружи.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Митрополит Владимир совершил Всенощное бдение и Божественную литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе. 22 АПРЕЛЯ Великий вторник Митрополит Владимир совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Казанском кафедральном соборе и вручил Патриаршие и Архиерейские награды клирикам Санкт-Петербургской епархии. 24 АПРЕЛЯ Великий четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе, а вечером того же дня - там же службу Страстей Христовых с чтением Двенадцати Евангелий. 25 АПРЕЛЯ Великая пятница Митрополит Владимир совершил вечерню с выносом Святой Плащаницы и службу Погребения Спасителя в Казанском кафедральном соборе . 26 АПРЕЛЯ Великая суббота Митрополит Владимир молился за богослужением в храме преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Настоятель храма протоиерей Николай Коньков был награжден митрой. 26/27 АПРЕЛЯ Пасха. Светлое Христово Воскресение Митрополит Владимир совершил ночное Пасхальное богослужение в Казанском кафедральном соборе. В день Пасхи вечером Владыка совершил Пасхальную вечерню в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. 28 АПРЕЛЯ Светлый понедельник В Исаакиевском соборе состоялось поздравление Митрополита Владимира с праздником Пасхи Христовой. Владыка совершил Пасхальную вечерню в сослужении ректора Санкт-Петербургских Духовных школ архиепископа Тихвинского Константина и духовенства епархии. На богослужении присутствовали Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. 30 АПРЕЛЯ Светлая среда Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в соборе Владимирской иконы Божией Матери на Владимирской площади. 1 МАЯ Светлый четверг Митрополит Владимир совершил Божественную литургию в Казанской церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/6/50...

12 апреля, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Великая Среда посвящена воспоминанию о вечери в доме Симона Прокаженного, о возлиянии на главу Спасителя драгоценного мира женщиной-блудницей и о предательстве Иуды. Этот день исполнен очень многих смыслов, но, может быть, сейчас следует обратить особое внимание на то, что произошло с Иудой, — под впечатлением от жертвенного поступка женщины, потратившей все свое состояние на приобретение драгоценного мира и возлившей его на главу Спасителя. Этот поступок был несовместим с внутренним состоянием Иуды. Как известно, он был вор и запускал руку в общий ящик, где хранились деньги всех апостолов. Своих денег у них не было, а на общие нужды использовались деньги из кассы, которую Иуда носил при себе, похищая при этом часть средств. Можно себе представить, как уязвлен был Иуда поступком женщины. Он был буквально смертельно ранен в сердце и разум, потому что главное дело его жизни стяжание, в том числе незаконным способом, — сводилось на нет этим поступком. Столкнулись несовместимые личности и несовместимые ценности. Поэтому Иуда идет и предает Спасителя за тридцать сребреников сумму куда меньшую, чем стоимость драгоценного мира. Иуда становится предателем, воспользовавшись доверием Спасите и учеников, чтобы получить деньги в обмен на свое предательство. У слов «доверие» и «вера» есть общий корень. Когда мы верим в Бога, когда мы верим в порядочность и честность окружающих, это отношение включает разумное и сердечное начала. Вера всегда начинается с рассуждения, а иначе и быть не может. Человек не может поверить без всяких на то оснований, — основания ему дает разум. Это справедливо в отношении веры в Бога, но это справедливо и тогда, когда мы верим людям. Вере предшествует некий анализ, а затем она охватывает наше существо. Мы не просто рационально верим человеку — мы сердцем располагаемся к нему. А на следующем этапе отношений с человеком, которому мы поверили, появляется доверие.

http://pravoslavie.ru/102682.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010