В Сретенской духовной семинарии открылось научно-богословское издательство «Среда» 9 мая 2020 г. 19:47 В мае 2020 года открылось издательство Сретенской духовной семинарии  «Среда», в котором будет выпускаться научно-богословская литература, исследования отечественных и зарубежных богословов, философов и историков. Главным редактором научного издательства стал первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов , директором — выпускник аспирантуры философского факультета РГГУ Дмитрий Рындин. До этого Д. Рындин работал главным редактором Издательства Московской духовной академии , ведущим редактором издательства «Рипол-классик», помощником директора Фонда Мераба Мамардашвили. Ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий  отметил: «Собственное издательство, как подсказывает мне опыт организации издательств Петербургской и Московской  духовных академий, создает в духовном учебном заведении особую научно-богословскую среду, без которой невозможно творчески и адекватно передавать церковное Предание и развивать богословскую науку; становится центром притяжения для христианских ученых со всего мира... Издательство " Среда " должно стать интеллектуальной площадкой для диалога и дискуссий, обмена богословским осмыслением тех тем, которые, будучи актуальными для нынешнего периода человеческой истории, имеют измерение, выходящее за пределы времени, и отвечают на главное вопрошание верующих людей: " что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? " Книги и научные журналы, которые будут выходить в издательстве Сретенской духовной семинарии, а также мероприятия издательства помогут современному думающему человеку, ищущему ответы на вопросы о смысле жизни, обрести единомышленников и установить связь между исторической фигурой Господа Иисуса Христа и нашими сегодняшними реалиями, включить в себя соответствие нашего нынешнего опыта человеческого существования тому, что говорят об этом опыте Священное Писание и Предание Церкви». Первый проректор Сретенской духовной семинарии протоиерей Павел Великанов, главный редактор издательства «Среда», в связи с его открытием заявил: «События последних месяцев, связанные с пандемией коронавируса, показали, насколько может быть содержательно слабым осмысление происходящего с точки зрения православного богословия.

http://patriarchia.ru/db/text/5633835.ht...

Сортировать по Исключить новости Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? 8 апреля, 2015 Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать? Предательство друга – страшная случайность или вероятная закономерность? Психолог и психотерапевт Марина Филоник попыталась составить психологический портрет Иуды Искариота и понять, что же в человеческой душе может стать предпосылкой к предательству. Интересно, что обычно словосочетание Великая Среда не вызывает особого отклика у многих верующих. Куда более на слуху и активно переживаемы Великий Четверг, Страстная Пятница, Великая Суббота и, наконец, Пасха – Светлое Христово Воскресение. Однако этот день Великой Среды по преданию определил многое в библейской истории. Это день предательства Иуды , когда он решился и пошел к первосвященникам в храм, как пишет Евангелие, «чтобы предать Его им» (Мк. 14:10, 43–46). Многим из нас знакома боль предательства, и одновременно обычно нам кажется, что мы-то точно не способны на что-то, подобное поступку Иуды . Однако его предательство не было страшной случайностью, громом среди ясного неба. Можно выделить ряд факторов, которые, вероятно, могли быть закономерными предтечами такого решения. И главный из них касается проблемы ценности личных отношений, в которых оба встречаются с реальным Другим, а не со своими представлениями, продиктованными, в том числе, мотивами получения определенных выгод от общения. И это может касаться самых разных предательств, в т.ч. в нашей жизни. Вглядимся в личность Иуды. Рассмотрим внимательно его портрет и, возможно, во многом узнаем себя. Для дальнейших размышлений будут использоваться в т.ч. некоторые тексты утрени Великой Среды, взятые из Постной Триоди в переводе на русский язык иеромонаха Амвросия Тимрота. 1. Иерархия ценностей. Сребролюбие Часто, когда мы хотим понять личность какого-то человека, нам важно вникнуть в то, что для него важно, чем он живет, что исповедует. Психологи, говоря о личности, часто, в первую очередь, имеют в виду иерархию ценностей человека. Евангелие повествует, что Иуда «был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин.12:6).

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-v-portr...

Сортировать по Исключить новости Великая Среда: сегодня Господь предается на страдания и смерть крестную Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. 17 апреля, 2006 Этот день — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Великая среда — день предания на страдания и смерть Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Ночь на среду Господь провел в Вифании (Мф. 26, 6-17). Здесь в доме Симона прокаженного в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, — некая жена «грешница» возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем уготовала Его на погребение, как судил Сам Он о ее поступке. Закончив все вышеприведенные речи ученикам Своим, Господь предрек скорое наступление часа Своих крестных страданий в словах, приводимых только одним Еванг. Матфеем: “весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын Человеческий предан будет на пропятие”. Праздник Пасхи начинался 14 Нисана вечером и в тот год приходился на пятницу (см. Иоан. 19:14): отсюда можно заключить, что слова эти были произнесены во вторник вечером или в среду. ПАСХА была самым главным и торжественным праздником у евреев. Праздновалась она в память чудесного избавления от еврейского “пейсах”, что значит: “прохождение”, “пощада” в память того момента, когда Ангел, погублявший египетских первенцев, видя кровь закланного агнца на дверных косяках и перекладинах еврейских домов, проходил мимо и таким образом щадил первенцев еврейских (Исх. гл. 12). В соединении с праздником опресноков, который начинался на второй день Пасхи, Пасха праздновалась 8 дней — с вечера 14-го по 21-е число месяца Нисана, соответствующего концу нашего марта месяца и началу апреля. В 10-й день Нисана отцы семейств должны были избрать по агнцу однолетнему, без порока, который и закалался в 14-й день, во дворе святилища, по надлежащем приготовлении, а затем испекался.

http://pravmir.ru/article_991.html

Сортировать по Исключить новости Великая Среда. Что происходило на Страстной седмице Миро миру 12 апреля, 2023 Миро миру Великая Среда – день особый, наложивший отпечаток на весь церковный год. В среду всегда, кроме особых случаев, полагается пост – в память о предательстве Иудой Христа. Однако центральная фигура этого дня на Страстной седмице – вовсе не предатель Иуда, а безымянная грешница, омывшая ноги Христа миром. Иуда в этой истории существует как ее двойник-перевертыш: она отдает, он берет; она вверяется Христу, он – отвергается от Него. Блудница приступает к Тебе, миро со слезами возливая на ноги Твои, Человеколюбче, и смрада зла избавляется по повелению Твоему! А дышащий Твоей благодатью неблагодарный ученик отказывается от нее и одевается в смрад, из жадности продавая Тебя… Простре блудница власы Тебе, Владыце, простре Иуда руце беззаконным: ова убо прияти оставление, ов же взяти сребреники… Пока грешница приносила миро, ученик сговаривался с беззаконниками. Одна радовалась, тратя драгоценное благовоние, а другой пытался продать Бесценного. Одна узнавала Владыку, а другой разлучался с Ним. Одна освобождалась, а Иуда становился рабом врагу… В каноне-трипеснце Косьмы Маюмского, читаемом на утрене, уделяется несколько слов и Иуде, и даже синедриону, собирающемуся против Спасителя, но большая часть песнопений посвящена кающейся блуднице (среди них – знаменитое творение преподобной Кассии «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…», которое мы здесь приводить не будем): Тебя, Сына Девы, узнав как Бога, блудница молила, плача, ибо о многом содеянном ею стоило плакать: «Отпусти мне долг, как и я волосы свои распускаю, возлюби любящую, справедливо ненавидимую…» Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, и о своем страдании свидетельствуя: «Как я взгляну на Тебя, Владыку? Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную, Господи, и спаси меня!»

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-chto-pr...

Скачать epub pdf Среда седмицы 14-й по Пятидесятнице Господь сказал Своим ученикам: «Переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина». Однажды Господь нам тоже сказал: давайте переправимся на другую сторону – и каждый из нас поплыл. Каждый человек, родившийся из утробы матери, должен переплыть житейское море. К этому нас понудил Господь, потому что никто не может сказать: это я сам захотел жить – и родился, и теперь живу. Каждый человек именно такого внешнего вида, именно таких способностей, дарований, такого устроения вызван к жизни Богом от определенных Им родителей. Есть такая поговорка: жизнь пройти – не поле перейти. Поле, даже большое, перейти просто, а вот в жизни бывает очень много всяких волнений, трудностей, скорбей и болезней. Нечто подобное испытали и ученики Спасителя. Когда Господь проповедовал Евангелие Царства Божия, чтобы народ Его не теснил, Он на лодке немножко отплыл от берега, а люди стояли по бережку, и Он мог спокойно держать к ним речь. А когда Господь отпустил народ, то прилег на корме отдохнуть и уснул. И вот началась великая буря, потому что озеро Галилейское очень большое и, когда поднимается ветер, там бывают высокие волны. Волны стали перехлестывать через борт, так что лодка уже почти тонула. Ну, конечно, ученики испугались и стали Его будить: «Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Мы слышим в этих словах прямо укор: как Тебе, дескать, не стыдно, мы погибаем, а Тебе вроде и нужды нет. Как же можно спать? Тут буря такая, а Ты спишь. Господь проснулся и «запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань». И море сразу утихло. Потом, обратившись к апостолам, Он сказал: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?» То есть Господь их в свою очередь укорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Великая родительская среда 11.05.2018 610 Вот уже который год мы становимся свидетелями великого чуда: 9 мая на улицы городов выходят колонны «Бессмертного полка». Чудо это прежде всего потому, что, по логике нынешней реальности, его не должно было быть вообще. Против него брошены огромные средства - чтоб перегрызлись, передушили друг друга, чтоб сошли с ума в умилительном мирке лайков и репостов. Пресловутые санкции, ухищрения политтехнологов, убийственные реформы - всё это разбивается о всего один солнечный день всенародного оптимизма: те, кого и всерьёз-то уже не воспринимают, над кем издеваются, заходясь в припадочном хохоте, вдруг заявили о своём бессмертии. Они вдруг показали себя очень красивыми. Радость начинается ещё в вагонах метро, на перегруженном эскалаторе, по которому вверх и вниз носится дружное «Ура!». У каждого в этом «крестном ходе» своя хоругвь, несут её высоко и благоговейно, не опускают даже вечером, возвращаясь в свои дома, - вот такая вот народная молитва без слов. Во многих храмах 9 мая проводится особый чин поминовения павших воинов, подобный тому, что служится в Великую Родительскую субботу: «Ещё молимся о вождех и воинах наших, на поле брани жизнь свою за Отечество положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, яко да подаст им Царь Славы в день праведного Своего воздаяния жизнь вечную и венцы нетления!». В мире, где и золотому тельцу уже перестают верить, люди, в массе своей не отличающиеся религиозностью, обратились к тем, кто не предаст никогда, - к своим дальним родителям. В этом строю и впрямь чувствуется удивительное родство: 2-го мая, в годовщину одесской трагедии, в Александровском саду прозвучали те же песни, что 9-го летят над Тверской, там их исполнили те, кто столкнулся с фашизмом уже в нашем, двадцать первом веке. Немногие смогут спеть «Священную войну» так, как это сделали одесситы, с их выцветшими от боли глазами. Образ народного бойца удивительно устойчив: доставшийся нам в наследство от предков, он живёт и в наших современниках.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/11/velik...

Сортировать по Исключить новости Страстная седмица. Великая среда: Если ты Его любил, почему продал, словно беглого раба? 21 апреля, 2008. М.С. Красовицкая Здесь говорится о парадоксе, который можно увидеть и в себе: если ты любишь богатство, то почему ты пришел к Тому, Кто учит о нищете? А если ты Его любил, то почему ты Его продал, да еще так дешево, как беглого раба? Утреня Великого Четверга уже в начале являет нам свои особенности. После двупсалмия, шестопсалмия и великой ектеньи поется Аллилуйя . Казалось бы, это нормально, потому что хотя Великий пост в узком смысле уже кончился, но еще поется Постная Триодь, поэтому Аллилуйя здесь для нас вещь привычная. Но после Аллилуйя поется тропарь Великого Четверга. Это уже некоторая особенность, что-то из ряда вон выходящее, потому что обычно у нас Бог Господь поется с тропарем, а Аллилуйя — с особыми Троичными песнями, а Аллилуйя с тропарем — это нечто особенное, и это важно почувствовать. Текст тропаря Великого Четверга все слышали в храме, и во время Четыредесятницы он входит (впрочем, в славянских книгах ошибка: в греческих сказано не «во святую Четыредесятницу» , а «во святой Четверток» , в правило перед Святым Причащением, поэтому, думается, он всем знаком: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий Господи, слава Тебе». В первой части этого тропаря говорится о канве событий, о том, что происходит: ученики просвещаются на Тайной вечери, а Иуда омрачается сребролюбием, любовью к деньгам и единственного праведного Судию отдает судиям беззаконным. Вторая часть тропаря не менее важная, в ней содержится обращение, но уже не к участнику евангельских событий. А к кому? К каждому из нас: «Виждь, имений рачителю» — посмотри ты, который заботишься о приобретении, об имуществе, на того, кто ради имений, ради приобретения употребил удавление, кто из-за любви к имуществу и деньгам покончил с собой.

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-esli-ty...

7 Июня. Среда. На Принцевых островах. Уставши после вчерашних трудов, мы сегодня проспали, кажется, более, чем полагается любознательным туристам, не смотря на невообразимый «шабаш», происходивший в окружавших подворье кафешантанах до глубокой ночи, а также и – на разнообразнейшие крики разносчиков с самого раннего утра. Напрасны были приглашения доброго о. Евгения, несколько раз ходившего по нашим номерам и апеллировавшего к нашим желудкам. Возбудил нас от сна знакомый глас Преосвященного, апеллировавшего к нашей любознательности, в виду предположенной сегодня по маршруту поездки на Принцевы острова. Вскоре все собрались мы в столовой к большой радости радушного о. Евгения. Напившись чаю и подкрепившись, мы, в сопровождении посольского каваса и данного нам в проводники иеродиакона Серафима, направились к пристани. Пароходная пристань для дачников находится около деревянного моста из Галаты в Стамбул. Через мост мы попали на турецкий пароходик, отправляющийся на Принцевы острова. Около парохода толкотня. Принцевы острова – эти корзины с цветами, раскинутые по Мраморному морю, по образному выражению одного писателя-путешественника – считаются, лучшими дачными местностями под Константинополем, и туда поэтому всегда отправляется масса народу. О. Серафим взял билеты и мы, переходя с одного парохода на другой, попали наконец на «свой» пароход, который был совершенно полон публикой, так что мы с трудом отыскали на нем места; а один из наших попал, в поисках за местом, даже в гарем, т. е. в существующее на каждом турецком пароходе отделение для турецких дам, к великому ужасу этих последних. Вскоре наш пароход, лавируя между другими, быстро побежал вперед. По мере нашего удаления от берега, все больше и больше обрисовывался город с своими сотнями стройных минаретов, убегающих в далекое небо; залитой яркими лучами палящего солнца, он был несомненно очень красив; но теперь, когда мы узнали его ближе, он казался подкрашенной красавицей; непосредственность первого впечатления от Константинополя исчезла. За то мы теперь с большим интересом рассматривали город, выдающиеся здания которого были уже нам несколько знакомы, соединяя с ними те или другие определенные представления. Господствовавшая по ту сторону Золотого Рога над городом красивая Галатская башня оживляла в воображении картины, которые можно наблюдать кругом ее, в Гагате: шум, давку, толкотню, невообразимую смесь костюмов и национальностей. Вот утопающие в зелени кипарисов красивые здания Сераля, Серай–Бурну, мыс Сераля, а вот и Св. София, увенчанная блестящим на солнце полумесяцем...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Атака церковных клонов, или о христианизации популярных интернет-брендов 18.02.2009 324 Время на чтение 14 минут Реакция церковной общественности на развитие интернет-технологий является двоякой. С одной стороны, многие православные христиане встают на защиту " реальности " , обвиняя компьютерные технологии, в том, что они подменяют настоящую жизнь виртуальной. С другой стороны, значительная часть деятельных верующих так или иначе оказывается " втянутой " во всемирную паутину и IT-mexhoлoruu. За или против? - над представленной дилеммой в рамках доклада на Рождественских чтениях-2009 размышляет главный редактор " Богослов.Ru " прот. Павел Великанов. Не так давно знаменитый социолог и философ постмодерна Жан Бодрийяр сказал, что " искусство теперь повсюду, поскольку в самом сердце реальности теперь - искусственность... Принцип симуляции возобладал и над принципом реальности, и над принципом удовольствия " В докладе хотелось бы затронуть два вопроса: почему религиозная среда - в узком смысле собственно церковная - " вечно запаздывает " в плане использования высоких технологий; второй вопрос - точнее, проблема - вытекающий из первого - какой должна быть стратегия использования информационных технологий в церковной среде, если таковая вообще имеет право на существование. У слушателя не может не возникнуть вопрос: какое отношение поставленные вопросы имеют к обозначенной теме сообщения? Самое непосредственное. Как это не может показаться парадоксальным, но религиозная среда, не замечая того, сама стала на путь симуляции, или подделок новинок интернет-пространства, чем вполне подтвердила свою неотделимость от глобальных процессов. В целом, реакция церковного общества на развитие интернет-технологий оказалась двоякой. С одной стороны, православные стали грудью на защиту " реальности " - обвиняя компьютерные технологии, особенно игры, в том, что они подменяют настоящую жизнь виртуальной, что общение через компьютер только разъединяет людей, что всё это - не более чем очередной этап всеобщей апостасии, ведущий нас к антихристу. При этом, кстати, совсем забыли о диагнозе такой полемики, блестяще поставленном Бодрийяром: " Риторика (точнее, апология - ПВ) реальности сама по себе уже свидетельствует о том, что статус этой реальности уже серьезно подорван "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 98. О предании Господа. В Великую Среду Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои, Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением Твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный сию отлагает и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе. Седален по 1й кафизме Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и наступил он, этот печальный день. Великая Среда – день предания Господа. Ныне каждая душа христианская скорбит безмерно… Совершается дело черное и мрачное, величайшее злодейство, и сердце верующего человека готово разорваться на части от боли и бессилия что-либо изменить. Постом отмечен этот день не только сегодня, но и в течение всего года. Течет, бурлит, постоянно меняется наша суетная жизнь, но в бурном потоке бытия есть два дня в неделе, которые заставляют остановиться, задуматься, попоститься в знамение нашей непреходящей скорби и от всей души погоревать о Возлюбленном Господе. Среда – день предательства Спасителя и пятница – день распятия и смерти Его. Тот, кто любит Господа, в эти дни не сможет предаваться плотским утешениям, развлекаться, внимать различного рода удовольствиям. Умом мы понимаем, что последствия предательства и крестной смерти Господа послужили спасению грешного рода человеческого, но сердце не принимает и не может принять совершённого с Ним злодеяния. Ведь предательство представляется даже преступнее самого распятия. Распинатели выполняли приказ, они не знали Господа в той степени, в которой познал Божественного Учителя предатель Иуда: ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы ( 1Кор.2:8 ). Иное – Иуда Искариот. Ближайший ученик, один из двенадцати самых любимых и дорогих сердцу Господа людей, свидетель Его земной жизни, проповеди, совершённых чудес. Он шел за Учителем, разделял с Ним радости и горести, согревался лучами Его неизреченной благодати. И вдруг это предательство… Да, быть может, на первый взгляд преступление Иуды кажется неожиданным, хотя правильнее увидеть в совершённом закономерность. Как же случилось, что Иуда-апостол стал Иудой-предателем? История этого превращения да послужит всем нам весьма убедительным уроком.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010