2. К великому сожалению, совершенно все замечания и поправки проникнуты духом времени: интернет даром не проходит. Предлагают узаконить выборность игуменов (игумений) и заменить единоначалие выборным же Духовным собором, предписывают упразднить зависимость монастыря от архиерея, возмущаются запретом для монахов покидать монастырь или переходить из одного в другой, требуют для монахов социальных гарантий и отпусков, советуют принять за образец постановления Монашеского съезда 1909 года и даже Второго Ватиканского Собора. Словом, да здравствует демократия и перестройка. Жалуются на игумений, которые рассматривают эту должность как «лакомый кусок», путь к удовлетворению «властных и честолюбивых амбиций» и даже «способ обогащения». Возможно, такие чудовища встречаются среди игуменов (игумений) – сегодня назначаемых архиереем, то есть тех, кто не сам добывал должность, не пойдешь же к епископу проситься в игумении! Но рассмотрим выборы; демократический процесс содержит в себе непреложную закономерность: у власти оказывается отнюдь не лучший, честный, добрый, а самый энергичный, самый активный, самый желающий управлять. За него проголосуют, конечно, друзья-товарищи, те, кто рассчитывает на будущие милости и теплые места, кто жаждет иметь во главе монастыря не начальника, а, как говорили в старину, потатчика нашим грехам. Разумеется, найдутся и противники, выдвинут иные кандидатуры, перевес в один голос вряд ли успокоит проигравших, следственно, неизбежно разделение, расшатывающее монастырь, иногда и не преодолимое, если учесть распространенную ныне страсть к отстаиванию личного мнения. Предлагать такие выборы раз в два или три года – чистое безумие. Желают будто бы «атмосферы любви», а не дисциплинарных прещений, однако игумена (игумению), от кого в высшей степени зависит эта самая атмосфера, хотят водворить под жесткий контроль и связать ограничениями, абсолютно вразрез с древней традицией единоначалия, церковного монархизма. Демократия совершенно не уместна в семье – дети не равны и не могут быть равны матери, которая несет тяжкое бремя ответственностиза все, что в семье происходит. Что же касается злоупотреблений, в том числе финансовых, которыми так озаботился и в интернете и в Независимой газете г-н Бабкин, Положение, конечно, не должно их касаться, как случаев хотя и прискорбных, но частных и весьма редких; разве можно предусмотреть и оговорить в официальном документе искажения, увы, вероятные в связи с действием человеческого фактора; никаким декретом наклонность ко греху исключить нельзя.

http://bogoslov.ru/article/2692518

Архим. Евфросин: Ваша кафедра обеспечивает преподавание дисциплин, связанных с литургической жизнью Церкви. Имеет ли Ваша кафедра контакты и сотрудничает ли с аналогичными кафедрами православных богословских факультетов, университетов Центральной и Восточной Европы? Преподаются ли дисциплины на Вашей кафедре, рассказывающие о византийском богослужении и обрядах? В.Г.: Одним из недостатков нашей немецкой системы является то, что каждый исследователь должен охватывать весь спектр науки. Само собой разумеется, что, по крайней мере, в исследовании это не представляется возможным. Я сам никогда не работал в сфере церковной традиции Востока. Но есть другие немецкие коллеги, которые знакомы с различными восточными обрядами, а также являются здесь серьезными партнерами в исследованиях для коллег в Центральной и Восточной Европе.  Архим. Евфросин: Вы являетесь членом Комиссии по литургике и церковной музыке Мюнхенской и Фрайзинской епархии. В этом году вся Католическая церковь праздновала 50-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора, на котором был принят один из самых важных документов собора - Конституция о Священной Литургии «Sacrosanctum Concilium». Принесли ли свои положительные плоды реформы, утвержденные Вторым Ватиканским Собором? В.Г.: В принципе, Второй Ватиканский Собор рассмотрел вопросы, официально признал и развил, которые были подняты уже в начале ХХ-го века: многие в Церкви, от простой молодежи до Папы, почувствовали, что литургия должна быть более ближе к источнику духовности и жизненной веры всех христиан. Это было основной принцип литургической реформы, чтобы все верующие сознательно и плодотворно, как внутренне, так и внешне могли бы участвовать в богослужениях. Очень быстро стало понятным, что латинский язык многое усложняет и делает невозможным сознательное участие. Так что мы имеем сейчас языковую форму, которая облегчает участие в торжестве богослужения. Однако, те, кто действительно верил в то, что одной реформой богослужения все проблемы будут решены, остались разочарованы.

http://bogoslov.ru/article/3057901

В кн. «О смысле Церкви», писал Г. в предисловии к изданию 1933 г., вошло 5 лекций, прочитанных в 20-х гг., и статья того же периода; они были продиктованы тогдашней ситуацией, рождены были «живой жизнью». Представляя католич. экклезиологию и свое «живое» видение Церкви, Г. выступал против прагматического понимания Церкви как орг-ции, служащей определенным целям, как учреждения, объединяющего людей с одинаковыми религ. взглядами, подчеркивал мистическое начало в ней. Он воспринимает Церковь как «религиозную вселенную», к-рая объединяет все, «что есть в небесах, на земле и под землей». Религ. жизнь человека - это «связь живой души с живым Богом. Это реальная жизнь в направлении к Нему...» (О Церкви. С. 17). Церковь - единение, общность, оформленная посредством догмата, литургии, права. «Это не просто общность, а община; не религиозное движение, а церковная жизнь; не духовная романтика, а церковное бытие». Стержнем общности является осознание реальности сверхъестественной жизни (Там же. С. 18). Г. рассматривает взаимоотношение Церкви и отдельной личности: «Мир Церкви дан единожды и для всех; ибо Церковь - это проникновение благодати Божьей в человека, пребывающего в общности» (Там же. С. 20). Сама общность есть отношения между личностями, прежде всего в нравственном аспекте, но также и в сущностном, ибо только когда соединяются части, возникает своеобразное, напряженное, динамичное единство, называемое общностью. Но и отдельная личность выражена особо, каждый человек осуществляет свое «человеко-бытие» особым образом (Там же. С. 58). Церковь дана нам как великая сила, к-рая делает возможной полную общность свободных личностей (Там же. С. 70). Мы едины в литургии, в спасении, в святых - мы едины в Боге «и составляем общность в наивысшей степени» (Там же. С. 78). Соч. «Церковь Господня» - это, как явствует из подзаголовка, размышления о сущности и предназначении Церкви. Работа написана после II Ватиканского Собора, в ней автор останавливается на тех аспектах Церкви, к-рые считает особенно важными. Между 2 книгами о Церкви, по замечанию Г., лежит целая история, и тем не менее он отмечает направления мысли, значение к-рых не умалило время: Церковь - структура, пронизывающая все области бытия; господство Св. Духа делает ее Церковью всех народов, ставит ее над всеми структурами (Там же. С. 88-89). «Раскрытие», писал Г., совершенное II Ватиканским Собором, заключается в том, что католич. Церковь стала обращаться ко всем людям, в т. ч. ощущающим себя связанными со Христом, но не принадлежащим к католич. общине; к язычникам, «восприимчивым к Божественному». Оно совершается в самой Церкви: в связи священника и мирян, в «новых возможностях совершения причастия», в использовании национального языка в богослужении, т. е. в «литургическом обновлении» (Там же. С. 92-94). Под углом послесоборного «раскрытия» Церкви рассматриваются различные темы, в т. ч. возникновение Церкви Господней, проблема авторитета и любви.

http://pravenc.ru/text/161766.html

В одной встрече с братьями римо-католиками в Югославии начал говорить один из их богословов про Литургию первой Церкви, и начинает так: «Второй ватиканский собор сказал что-то такое…» А я говорю: «Дорогой, оставьте меня в покое с вашим ватиканским собором. Скажите, что говорит первая Церковь ». Он говорит: «Ты не уважаешь собор». Не уважаю. Что мне до того, что сказал Первый Вселенский Собор? Что мне до Первого, Второго или Седьмого Вселенского Собора? Это дело тех, которые там собрались. Но если бы они говорили свое и про свою философию, вроде как говорил Апполинарий, как говорил Арий, как говорил Несторий, как говорили столько еретиков, то тогда, действительно, это было собрание людей там. Так и было на соборах. А то, что соборы свидетельствовали, Церковь приняла, узнала как свое. Я вам вчера цитировал и сейчас повторяю. Подумайте о смелости Церкви. В конце Евангелия от Иоанна стоит слово: «Тот ученик свидетельствует, что это так». И потом говорится: «И мы знаем, что его свидетельство истинное» ( Ин.21:24 ). Это не Иоанн написал. Это написала Церковь . Подумайте – Иоанн, ученик Христов, апостол, а там какие-то христиане собрались и сказали: «Да, это так». Потому что были апокрифические евангелия, была масса их: евангелие от Филиппа, евангелие Петра, евангелие Фомы, евангелие Иакова. И Церковь должна была сказать, что евангелие от Иакова очень интересное, там есть часть истины, но в общем, оно не подлинно, это апокриф. Пусть там есть хорошие вещи. Ни один еретик, в конце концов, не говорил, что всё наоборот, всё испорчено, а только чуть-чуть ложно, а другое было истинное. Так и тут. И Церковь говорит, что Евангелие от Иоанна есть подлинное. Это значит, есть чутье, есть жизненный опыт, есть живая вера, есть то, что говорит святой Ириней во II веке: «certum caritas veritatis» – твердый дар, благодатный дар истины внутри Церкви. Ириней во II веке говорит, что есть и «fidei depositum», который апостол положил в Церковь как депозит веры. Ириней присовокупил: есть depositum fidei, но есть тоже и благодатный дар, харизма – истинный, пророческий дар, можно сказать. И он всегда живой. В этом смысле Ириней – свидетель Предания Церкви, но в то же время продолжатель. Даже можно сказать, и разрешите сказать, творец Предания.

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

В то время в нашу часть Русской Церкви проникли политически настроенные фанатики, бюрократы и предатели. Некоторые из них или их родители были предателями в 1917 году: вспомните, что так называемая «революция» была всего лишь дворцовым переворотом, совершенным прозападными аристократами, включая членов семьи Романовых, политиков и генералов. Некоторые из этих эмигрировавших предателей позже восхищались Гитлером! Невероятно! Позже их сыновья предали суду святого Иоанна Шанхайского. Их было мало, но у них не было любви к русской православной традиции и Святой Руси, иногда они сами не были русскими. Часто они работали шпионами или были оплачены западными спецслужбами. Они не уважали святые каноны. Они потерпели поражение от Церкви, и в 2007 году, как вы знаете, мы объединились со свободным Московским Патриархатом под водительством героического и приснопамятного митрополита Лавра, приведшего нас в духе благородной традиции святого Иоанна Шанхайского к полному единству, которое мы духовно всегда исповедовали. Мы никогда не считали, что мы отделены от Русской Церкви. Мы всегда были готовы умереть за нее; только пленение атеистической политикой и обновленчество в Москве разделяли нас административно. - В конце 2017 года состоялся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Как Вы оцениваете его итоги? В целом очень позитивно. Это был православный ответ на греческое собрание на Крите, которое не было ни «великим», ни «святым». Более чем в два раза больше епископов встретились в Москве, чем на Крите, и они отвергли такие секулярные компромиссы, как Крит, а также очень старомодный проект нового катехизиса, который был написан кликой полу-модернистской неофитов-интеллектуалов. (Это выглядело как нечто, составленное вторым Ватиканским Собором 55 лет назад! На Западе мы видели все это раньше). Русская Церковь - это 75% православного мира, и мы это четко видели в Москве в декабре. Мы должны увести другие Поместные Церкви от духовного пленения масонством, модернизмом, новым календарём и американскими деньгами и политикой.

http://ruskline.ru/opp/2018/mart/07/svya...

- в умении любить, вся сила русских людей, Я давно здесь понял, что Вы венгерская. 682. Ответ на 681., М.Е.: Ребята, девчата, давайте жить дружно! :) " Леопольд, ты - подлый трус. " См. 681. Призыв не социалистический и не капиталистический )) Ребята, девчата, давайте жить дружно! :) 680. Ответ на 678., Иоанна: Думаю, отнюдь не случайно идея христианского социализма родилась в католической среде именно после Второго Ватиканского собора – скорее всего ее " запустили " . Простите, ошиблась. После Второго Ват. собора ее не запустили, а развили. 679. Ответ на 677., Lucia: " «Заповедь новую даю вам да любите друг друга» (Лк.13:34), - сказал Иисус Христос, и тем самым призвал людей упразднить на земле неравенство, эксплуатацию человека человеком, рабство, ибо не могут эксплуатируемые любить эксплуататоров, а холопы и рабы - господина. " Не в обиду и не в осуждение батюшки будет сказано, но это очень свободное толкование Евангелия - не святоотеческое. Я тоже была очень удивлена, прочитав это. Остается только спросить: как люди должны упразднить неравенство? Без насилия это невозможно. 678. Христианский социализм - идея католиков и иезуитов Тема христианского социализма не нова. Вполне понятно, что стремление к социальной справедливости связывают с христианством, смешивая, однако царство Божие и царство кесаря. Думаю, отнюдь не случайно идея христианского социализма родилась в католической среде именно после Второго Ватиканского собора – скорее всего ее " запустили " . Идея прекрасно прижилась у иезуитов. И была подхвачена протестантами. Ее популярность у верующих ЛГБТ тоже объяснима – тех, что считают себя не грешными и больными, а обиженными и угнетенными. „Теология освобождения“ (разновидность христианского социализма для Латинской Америки) считает бедность источником греха (!). Цитата из учебника: „ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ -направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. ОСОБУЮ РОЛЬ В ПОПЫТКЕ ПРИДАТЬ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ НОВУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ОКРАСКУ И ПРИСПОСОБИТЬ К СОВРЕМЕННЫМ ИСТОРИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ играют католическая церковь и выступающие под флагом католицизма христианско-демократические партии, профсоюзы и др. светские католические организации, программные документы которых включают в себя многие положения Христианского социализма. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви в современном мире», принятая 2-м Ватиканским собором, 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистической программе преобразования мира, отколоть от коммунистических партий часть их сторонников“. Так что социализм, как оказалось, может быть католическим, иезуитским, протестантским.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Весьма острый характер приняла дискуссия относительно проекта конституции о Церкви Христовой (одобрена в виде догматической конституции «Pastor aeternus»), предложенного для обсуждения 21 янв. 1870 г. Положения о непогрешимости папы не было в первоначальном проекте, в к-ром речь шла о Церкви в целом (главы 1-10), о примате «юрисдикции св. Петра» над коллегией епископов (главы 11-12) и об отношениях между Церковью и гос-вом (главы 13-15). Однако вопрос о голосовании по положению о непогрешимости папы был поставлен уже в последние дни 1869 г. Формально он был внесен в качестве петиции бельг. епископами. В нач. янв. 1870 г. петицию с пожеланием включения в повестку дня вопроса о непогрешимости папы подписали более 450 епископов. Противниками этого положения было большинство епископов Германии и Австро-Венгрии, ок. 1/3 епископов Франции, а также 7 итал., 2 англ. и 2 ирл., 3 амер. и 1 швейцар. епископы (всего ок. 150 чел.). Озабоченность проектом выразили и ряд европ. правительств. Несмотря на их аргументы, 6 марта положение о непогрешимости папы было включено как дополнительная глава в проект конституции, а в кон. апр. 1870 г. выделено в качестве самостоятельного документа, обсуждение к-рого проходило с 13 мая по 17 июля. В ходе обсуждения отрицательное мнение о проекте и о своевременности его принятия высказали 26 выступавших. Весьма важным оказалось предварительное голосование 13 июля. В нем участвовал 601 чел., из к-рых 451 выразил свое согласие с проектом, 62 чел. обусловили свое согласие определенными оговорками, а 88 - проголосовали против. К 17 июля епископы, выразившие несогласие с догматом, покинули заседания Собора, чтобы не участвовать в окончательном голосовании, к-рое состоялось во время 4-го пленарного заседания 18 июля 1870 г. В окончательном голосовании приняли участие 535 чел., конституция была принята 533 голосами против 2. Состояла из 4 глав, ее главным содержанием стало введение в догму принципа непогрешимости папы в тех случаях, когда он с кафедры официально (ex cathedra) высказывает суждения, касающиеся веры и морали. Этот догмат придавал папским определениям необратимый в юридическом смысле характер, т. е. они, чтобы быть законными, не нуждались в утверждении церковным Собором. Окончание Собора

http://pravenc.ru/text/Ватиканский I ...

– Владыка, какие проекты сейчас осуществляются в епархии? С Божией помощью строим дом для детей–сирот, новую резиденцию близ Батуми, храм Святой Троицы, восстанавливаем монастырь в Хино. – Владыка, совсем недавно успешно, в пользу православной Церкви, закончилась полемика с католиками, которые хотели учредить в Грузии свои епархии? Вы принимали в ней активное участие, часто выступали в средствах массовой информации. С католиками у нас сложные отношения, потому что они занимаются однозначно прозелитической деятельностью, направленной против православных стран. Согласно определению Второго Ватиканского Собора, католическая Церковь признает благодатность православной Церкви и запрещает католикам заниматься прозелитизмом. Они же сами свой закон не соблюдают. В Грузию католики вошли тайком, в XVI веке, тихо, по-фарисейски, через обманы, притворялись учителями и основывали католические школы. Нам известно письмо Папы Римского к тайному представителю в Грузии, где говорится: «Одевайте любое облачение, служите в любых одеждах, торгуйте, дайте деньги взаймы, если не отдадут, требуйте, чтобы перешли в католичество». Это письмо попало в руки грузинскому царю Теймуразу, который прочитав его, тотчас запретил служение прокатолически настроенного патриарха Антония и выгнал всех католиков из страны. Эти католики настигли Теймураза, во время его визита в Санкт-Петербург и отравили. Сохранилось другое письмо – падре Леонардо, одного из тех, кто был удален царем Теймуразом из Грузии, к Папе Римскому: «Теймураз собирается ехать в Россию, и живым оттуда он не вернется». Действительно, на приеме в императорском дворце почувствовавшему себя плохо Теймуразу принесли выпить горькое лекарство. В справке о смерти сказано: «умер от острой боли в животе». Умышленное убийство выявили сразу. Католики не только убили Теймураза, но они же распространили слухи о том, что якобы перед смертью царь раскаялся, что изгнал их из Грузии и благословил всех. Тело царя Теймураза везли в Грузию, но похоронили на дороге, в Астрахани, в 1762 году, рядом с грузинским царем Вахтангом VI, под кафедральным собором.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Вследствие централизации власти в Римско-католической Церкви в эпоху противостояния протестант. Реформации учительный авторитет и безошибочность связывались в большей степени непосредственно с папой. Так, кард. Фома Каэтан считал, что папских решений всем следует строго придерживаться, т. к. ставил пребывание церковной паствы в правоверии в зависимость от Н. п. Р. Соответственно ввиду обетования Спасителя о незыблемости истины в Церкви возможность впасть в заблуждение для ее верховного пастыря остается лишь теоретической ( Caietanus. De comparatione auctoritatis papae et concilii. IX 131-134// Idem. Scripta theologica/Ed. V. M. I. Pollet. R., 1936. Vol. 1. P. 67-68). Предпринятая в XVII в. в янсенизме попытка оспорить «превосходство Римского епископа над Вселенским Собором и его непогрешимость в решении вопросов веры» закончилась осуждением со стороны инквизиции ( Denzinger. Enchiridion. N 2329). Также в противостоянии с галликанизмом Ватикан отстаивал абсолютный суверенитет папского учительства, отвергая положение «Декларации духовенства Франции о церковной власти» (1682), где утверждалось, что суждения рим. понтифика по вопросам веры не могут быть непреложными (irreformabile), не получив согласия Церкви (Inter multiplices (an. 1690): [Конституция папы Александра VIII]// Denzinger. Enchiridion. N 2284-2285). В противовес либеральным течениям в XIX в. в католицизме усилились консервативные и ультрамонтанские умонастроения (см. ст. Ультрамонтанство ), связанные с идеями консолидации общества вокруг верховного пастыря Римско-католической Церкви, делегирования ему полноты светской и духовной власти. Такая позиция была высказана в кн. «О папе» франц. публициста и политического деятеля Ж. М. де Местра ( Maistre J. M., de. Du Pape. Lyon; P., 1819. 2 vol.), вызвавшая продолжительную дискуссию. В утверждении Н. п. Р. де Местр усматривал реальную и единственную возможность остановить церковные расколы и социальный хаос. Среди противников идеи Н. п. Р. накануне I Ватиканского Собора получили распространение и широко обсуждались сочинения декана факультета католического богословия Парижского ун-та еп. А. Л. Ш. Маре и анонимно опубликованные трактаты мюнхенского профессора церковной истории И. Й. И. фон Дёллингера , выступивших с разносторонней научной критикой вопроса.

http://pravenc.ru/text/2565042.html

" Голос единицы тоньше писка? " – Соборность проявляется только во время соборов – как особых событий в жизни Церкви? Протоиерей Георгий ОРЕХАНОВ: – Соборность – это сущностное свойство Церкви, принцип ее существования. Соборная природа Церкви не всегда может быть выражена конкретным собором, хотя собор, в первую очередь собор архиереев, это важнейшая форма выражения соборного мнения Церкви. Конечно, были соборы, впоследствии получившие название " разбойничьих " , то есть лжесоборов, например, собор в Константинополе, получивший название Дубовый или собор под Дубом (403), от названия местечка, где он проходил (там рос огромный дуб), где был осужден святитель Иоанн Златоуст. Важнейший атрибут соборности Церкви – это рецепция, когда Церковь во всей полноте принимает или не принимает решения этих соборов, как она не приняла осуждение Иоанна Златоуста, а всего через 13 лет канонизировала его. Если соборы не проводятся, есть другие средства выражения соборности, например, в синодальную эпоху все-таки существовал Святейший синод ( " синод " и есть в переводе с греч. " собор " ), который, при всем его несовершенстве при отсутствии патриарха, был легитимным органом Церкви. В синодальную эпоху были очень авторитетные иерархи, голос которых народ церковный воспринимал как голос Церкви, например святитель Филарет (Дроздов). В качестве контрпримера можно привести Первый Ватиканский собор, принявший догмат о непогрешимости папы. Этот догмат – попытка предельно формализовать процесс принятия решений, " запротоколировать " голос истины. Католики утверждают, что в каких бы ситуациях Церковь ни оказывалась, всегда есть орган, который абсолютно непогрешим. Такой догмат для Православной Церкви чужд. Потому что соборность всегда осуществляется мистическим образом. Ведь были эпохи, когда и патриархи восточные, и соборы проповедовали ересь, например, во время монофелитских споров, и тогда соборность Церкви осуществилась голосом простого монаха, Максима Исповедника. Казалось бы, в чем соборность, если он был один против всех? В данном случае соборность подтвердилась в рецепции, признании Церковью правоты Максима Исповедника и осуждении монофелитства как ереси на VI Вселенском соборе. Численно, быть может, сторонников православного учения было немного, но мистически выразил церковную позицию именно преподобный Максим. А суд, на котором произошло осуждение Максима Исповедника, народом церковным принят не был. Но в Православной Церкви, в отличие от Католической, не существует универсального " механизма " для " обеспечения " соборности.

http://religare.ru/2_99371_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010