Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-bepcuя. священник Павел Ермилов 12 декабря 2022 г. 17:00 На рубеже XIX–XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/tags/bogoslovie/page...

Краткий очерк истории Католической церкви в России. Часть 1 ПРАВОСЛАВИЕ.RU ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ     ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ (ЧАСТЬ 1) Костел св. Людовика в Москве Католическая церковь - религиозная конфессия, объединяющая христиан, которые признают примат (верховную власть) папы Римского, обосновывая ее преемством от св. апостола Петра, которого католики считают первым Римским епископом. Папе принадлежит в Католической церкви главенствующая роль, что выражается не только в первенстве чести, но и первенстве власти, которое католики связывают с особым положением Римского понтифика, считая его наместником Иисуса Христа на земле. Авторитет папы поставлен в Католической церкви выше Вселенских Соборов: в соответствии с догматом Католической церкви, принятым I Ватиканским собором, папа считается непогрешимым в вопросах вероучения. Датой появления Католической церкви как самостоятельной конфессии принято считать 1054 г., когда в результате т.н. Великого Раскола было окончательно прервано общение между православными христианами Востока и Западной церковью. Первоначально Католическая церковь допускала существование в своей среде исключительно латинского обряда и официально именовалась Римско-католической церковью. Однако в результате заключения некоторыми православными и т.н. дохалкидонитами уний с Римско-католической церковь возник ряд униатских церквей, которые признавая примат Римского папы и католическое вероучение, сохраняют свои местные восточные обряды (т.н. греко-католики, армяно-католики, марониты и проч.). Для христианизации Руси определяющим, бесспорно, было влияние Христианского Востока в лице Византии. Однако уже в Х в. имели место первые контакты населения Руси с латинскими миссионерами. Как отмечают германские хроники, в 961 г. по просьбе крестившейся в Константинополе великой княгини Ольги, прибыл в Киев от Германского императора Оттона епископ Адальберт. Миссия Адальберта успехом не увенчалась, и вскоре он покинул Русь.

http://pravoslavie.ru/archiv/katolicinru...

Пн богословських призму кризи у 24 листопада 2022 р. 14:03 На рубеже XIX-XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент  Московской духовной академии  иерей Антоний Борисов дал разъяснения  «Журналу Московской Патриархии» , почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку ( 11, 2022 ,  PDF-bepcuя) . Совокупность всех ересей Доказательством продолжающегося модернистского кризиса является, например, деятельность видных на нынешний день католических теологов Ханса Кюнга, Маркуса Кнаппа, Элизабет Шюсслер-Фьоренца и некоторых иных, в той или иной форме требующих продолжать осуществленную Вторым Ватиканом реформу с целью дальнейшего «осовременивания» христианства даже в ущерб некоторым традиционным для христианских богословия и нравственности Что же такое модернизм? И почему его возникновение вызвало кризис внутри Римско-Католической Церкви начала ХХ века? Модернизм, названный папской властью «совокупностью всех стал во многом болезненным следствием той политики в сфере богословских исследований, которая проводилась руководством Католической Церкви во второй половине XIX века. Так, в 1864 году Папа Римский Пий IX издал энциклику «Quanta cura», приложением к которой стал так называемый «Силлабус эррорум», или «Список заблуждений», — перечень из 80 осуждаемых Римом воззрений, которые касались как богословия, так и общественно-политических вопросов. В результате под анафему католицизма попали не только пантеизм, социализм, коммунизм, принцип свободы совести и идея отделения Церкви от государства. Осуждению подверглись также библейские исследования (в лице критики Библейских обществ, ассоциировавшихся исключительно с протестантизмом) и любые формы взаимодействия веры и науки (в лице осуждения рационализма и натурализма, которых Рим боялся еще со времен гонений на Галилея).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5980044...

Понтификат Бенедикта XVI завершен. С восьми вечера 28 февраля (23.00 мск), как папа пожелал сам, трон Святого престола свободен. Бенедикт XVI, который отныне носит титул papa emerito, встретил этот момент в своей загородной резиденции Кастель Гандольфо. Последний день пребывания папы Бенедикта XVI на святом престоле был долгим и эмоциональным. Он начался с утренней встречи с кардиналами в зале Клементина Апостольского дворца в Ватикане. В зале находилось порядка 140 кардиналов, многим из которых предстоит участвовать в конклаве. «Будущий папа может быть среди вас», — приветствовал их уходящий понтифик. После напутствия и молитвы каждый из присутствовавших подошел к папе, пожимая и целуя, согласно протоколу, руку. В 16.40 понтифик вышел из Апостольского дворца во дворик святого Дамаскина, где кроме иерархов и швейцарских гвардейцев его ждали рядовые служащие Ватикана. Многие из них подходили попрощаться. Подошедший последним мужчина, который, как оказалось потом, был водителем папского автомобиля, расплакался. В сопровождении своего личного секретаря монсеньера Георга, понтифик сел в автомобиль, который отвез его на взлетную площадку, где его ждал вертолет итальянских вооруженных сил с надписью «Итальянская республика». После обмена приветствиями с провожавшим его госсекретарем Святого престола кардиналом Тарчизио Бертоне Бенедикт XVI поднялся на борт вертолета. На его руке в этот момент оставался перстень, являвшийся символом папской власти. Как объяснил утром на пресс-конференции глава пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди, понтифик волен сам решать, когда вернуть церкви этот символ власти. Перед тем как взять курс на Кастель Гандольфо, где находится летняя резиденция римских пап и где Бенедикт XVI будет оставаться до окончания ремонта его будущей ватиканской обители, вертолет сделал круг над Ватиканским холмом. С площади перед собором Святого Петра, а также смотровой площадки на куполе собора его приветствовали собравшиеся там люди. Пока вертолет летел над Римом, над городом звучал праздничный колокольный звон ватиканских колоколов, который сливался со звоном колоколов Капитолия — так римская мэрия приветствовала уходящего понтифика.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LII  Новая статья  Новая электронная версия статьи  Дополненная статья  Исправленная статья Том LII Том LII НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества «НОМОКАНОН 50 ТИТУЛОВ» один из наиболее ранних церковно-юридических сборников Византии, объединивший церковные каноны и имп. законодательство о Церкви «НОМОКАНОН XIV ТИТУЛОВ» византийский канонический сборник, включающий в себя, наряду с церковными канонами, положения гос. законодательства о Церкви и разделенный тематически на 14 глав (титулов) «НОМОКАНОН ПРИ БОЛЬШОМ ТРЕБНИКЕ» принятое в Русской Церкви название церковнославянской версии поздневизант. сборника церковных епитимий дополненных выдержками из визант. имп. законодательства (см. «Номоканон XIV титулов», разд. «Происхождение») НОНКОНФОРМИСТЫ собирательное название представителей различных течений англ. протестантов, не признающих офиц. «установленную законом» Церковь Англии (Established Church) НОНН (ок. 570), исп. (пам. зап. 2 сент.), подвизался в мон-ре на горе Соракт (ныне Соратте, близ Рима) НОНН [Ноннос, Нонноз] (VI в.), продолжатель «династии» визант. переводчиков и дипломатов сир. происхождения НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов 57-107 107-109 109-110 110-111 НОРОВСКАЯ ПСАЛТИРЬ среднеболг. рукопись (с дополнениями) 1-й пол. (1-й четв.?) XIV в., выдающийся памятник среднеболг. каллиграфии и книжного искусства 111-114 «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям 114-119 119-119 119-123 НОТКЕР ЗАИКА (ок. 840 - 912), блж. Римско-католической Церкви (пам. 7 апр.), монах бенедиктинского Санкт-Галленаббатства 123-126 НОТР-ДАМ ШКОЛА название, данное современными исследователями группе церковных музыкантов, деятельность которых была связана с собором Нотр-Дам в Париже в период ок. 1150 - ок. 1250 гг.

http://pravenc.ru/vol/LII.html

Новости Лидер " лефевристов " надеется, что Ватикан сделает первый шаг навстречу католикам-традиционалистам 01.09.2005 12:23 Рим, 1 сентября, CNA/Благовест-инфо. В основанном французским архиепископом-консерватором Марселем Лефевром Обществе св. Пия Х ожидают, что Святой Престол сделает первый шаг навстречу католикам-традиционалистам. «Общество св. Пия молится о том, чтобы Святой Отец нашел силы положить конец кризису в Церкви и воссоздать единство во Христе, –заявил вскоре после своей встречи с Папой Бенедиктом XVI лидер «лефевристов» епископ Бернар Фелле. – Наша встреча стала прекрасной возможностью показать, что мы всегда были и остаемся привержены Святому Престолу». Встреча Папы и лидера традиционалистов 29 сентября была «очень позитивной», однако им не удалось прийти к согласию по «источнику проблем», -- заявил в интервью итальянской прессе священник Франц Шмидбергер, сопровождавший епископа Фелле в Кастельгандольфо. По мнению лефевристов, корень проблемы в «некоторых нарушениях, порожденных II Ватиканским собором, понимании экуменизма и религиозной свободы», – заявил о. Шмидбергер. Архиепископ Лефевр был отлучен от Церкви за то, что без разрешения Ватикана рукоположил четырех епископов, в том числе швейцарца Бернара Фелле, который возглавил Общество св. Пия после смерти Лефевра. В своем интервью о. Шмидбергер подчеркнул, что считает этот поступок покойного прелата правильным: «Это было необходимо для блага Церкви». «Мы считаем, что находимся в общении с Церковью и ее традицией, с обрядами, которые совершались веками, со всеми святыми», – заявил представитель лефевристов. «Первым примирительным шагом», который должен сделать Ватикан, в Обществе св. Пия называют свободное служение Тридентской мессы. В настоящее время католическим священники могут служить мессу по этому древнему обряду только с разрешения местных епископов. «Лефевристы» рассчитывают, что Папа позволит клирикам совершать Тридентскую мессу без особых санкций сверху. В Обществе св. Пия также хотят, чтобы Рим отменил декрет об экскоммуникации (отлучении от Церкви) покойного архиепископа Лефевра и четырех рукоположенным им прелатов. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Около 60 тыс. верующих присутствовали на мессе Папы Римского Франциска в Бангкоке 22.11.2019 10:06 Бангкок, 22 ноября. Папа Римский Франциск возглавил в четверг богослужение на стадионе в Бангкоке. По данным организаторов апостольской поездки понтифика в Таиланде, на мессу собрались 60 тыс. верующих. Глава Римско-католической церкви объехал стадион на открытом папамобиле. В толпе помимо флагов Ватикана и Таиланда были и флаги других государств, в частности, Лаоса, Камбоджи, Китая. Чуть более года назад ватиканская дипломатия подписала с Пекином соглашение о назначении Папой местных епископов, которые ранее утверждались только китайскими властями, контролирующими церковь. Около 5 тыс. верующих прибыли из Вьетнама, утончили организаторы. По завершении службы Папе Франциску, выглядевшему достаточно уставшим, преподнесли сюрприз. Сотня танцовщиц в национальных платьях исполнили традиционный танец, передает ТАСС . Католики в Таиланде составляют менее одного процента почти 70-миллионного населения, преимущественно исповедующего буддизм. Визит Папы Римского в Бангкок приурочен к 350-летию первой апостольской миссии в этой азиатской стране. А первые католические миссионеры прибыли сюда более четырех с половиной столетий назад. До мессы на стадионе Франциск побывал с частным визитом в резиденции короля Рамы X. Как сообщили в службе печати Святого престола, понтифик преподнес монарху мозаичную копию картины известного итальянского художника XIX века Ипполито Каффи, одного из видных представителей жанра ведуты. На ней изображена площадь Святого Петра с одноименным собором. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Продолжается полемика вокруг возвращения в лоно Церкви четырех епископов-лефевристов 08.03.2009 22:56 Штутгарт/Кур, 8 марта, Apic/Благовест-инфо. Продолжается полемика вокруг снятия отлучения с четырех последователей епископа Лефевра, совершенного Бенедиктом XVI в январе этого года. Глава одного германского отделения Братства св. Пия X священник Франц Шмидтбергер упрекнул членов Германской епископской конференции в том, что они избегают диалога с лефевристами, отказываясь следовать примеру Рима. По словам Шмидтбергера, немецкие епископы «не руководствуются духом братолюбия». От лица Братства св. Пия X Шмидтбергер призвал епископскую конференцию отказаться от «клеветнических обвинений» лефевристов в антисемитизме. По его словам, Братство «явно и недвусмысленно дистанцируется от оскорбительных высказываний» епископа Ричарда Уильямсона (в которых тот отрицает Холокост). Кроме того, Шмидтбергер считает, что признание последователями Лефевра всей полноты решений II Ватиканского собора могло бы стать «итогом диалога». Епископская конференция же, по его словам, выдвинула такое признание как предварительное условие диалога. При этом Шмидбергер обвиняет немецких епископов в «табуировании» некоторых спорных вопросов, связанных с Собором. Кроме того, глава немецких лефевристов утверждает, что некоторые епископы отвергают путь «очищения и примирения», предложенный Бенедиктом XVI. По мнению Братства св. Пия X, «полное единство» с Католической Церковью означает единство с Римом, а не с епископскими конференциями. В то время как лефевристы выступают против немецких епископов, свое отношение к снятию отлучения высказали епископы швейцарские, сообщает swissinfo . В швейцарском городе Кур прошла двухдневная ассамблея Конференции католических епископов Швейцарии, посвященная отношениям с Братством св. Пия X. На встрече присутствовал папский нунций в Швейцарии архиепископ Франческо Каналини. В официальном заявлении по итогам ассамблеи утверждается, что «решение о снятии отлучения с четырех епископов явно было подготовлено недостаточно тщательно, при этом Римская Курия плохо информировала епископов, верующих и все общество». Вместе с тем, епископы полагают, что, возвратив четырех епископов в лоно Католической Церкви, Папа «протянул руку примирения».   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости Процесс беатификации Иоанна Павла II может завершиться в рекордно короткие сроки 09.11.2005 18:01 Ватикан, 9 ноября. Процесс беатификации покойного Папы Римского Иоанна Павла II может завершиться в рекордно короткие сроки и занять менее одного года, передает " Седмица.Ru " со ссылкой на ИТАР-ТАСС. Об этом сообщают итальянские СМИ, ссылаясь на мнение бывшего личного секретаря Папы Римского, а ныне архиепископа Кракова Станислава Дзивиша. Множество паломников, в первую очередь поляков, прибыло в Рим, накануне отмечаемого в Польше и Италии 2 ноября дня поминовения усопших, чтобы посетить могилу Кароля Войтылы в Ватиканских гротах под собором святого Петра. Между тем, по словам примаса Польской Католической Церкви кардинала Йозефа Глемпа, процесс беатификации Иоанна Павла II не может быть завершен к июню этого года, когда состоится визит в Польшу Папы Римского Бенедикта XVI. Таким образом, Папа Ратцингер, скорее всего, не сможет причислить своего предшественника к лику блаженных на его родине. Бенедикт XVI объявил о начале беатификационного процесса Иоанна Павла II уже в апреле, через месяц после его смерти, не дожидаясь окончания пятилетнего срока, обычно необходимого в таких случаях. Для причисления к лику блаженного нужно установить хотя бы один случай чуда, как правило, научно не объяснимого, но подтвержденного медиками выздоровления, случившегося при содействии " кандидата " . Католическая Церковь собирает свидетельства о предполагаемых чудесах, случившихся с верующими после обращения к Иоанну Павлу II, в том числе молитвенного - после его смерти. Для сбора свидетельств открыт специальный сайт в Интернете. Церковный трибунал, решающий вопрос о беатификации, будет заседать в Кракове. Архиепископ Дзивиш объявил, что Католическая Церковь решила создать международный благотворительный фонд, который будет носить имя Папы Иоанна Павла II. Штаб-квартира фонда будет располагаться в Кракове на территории бывшего химического завода " Солвей " , где во время нацистской оккупации Польши работал Кароль Войтыла. Комплекс будет включать в себя центр межрелигиозного диалога, больницу, хоспис, музей и образовательный центр.   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Рим, 1 декабря. Утром в понедельник 30 ноября на площади перед собором святого Петра в Ватикане инженеры с помощью крана установили один из главных атрибутов предстоящего празднования Рождества. Ель красная — так называется порода, которую на этот раз в отличие от двух последних лет привезли не из Италии, а из Словении. Привезенной ели — 75 лет. Её вес вместе с крепёжной конструкцией – семь тонн. Специальным краном могучее дерево высотою 28 метров и диаметром около 70 см было поднято и установлено в центре ватиканской площади. Самая пышная зеленая красавица была отобрана в Словении, в лесу недалеко от города Кочевье, что расположен на берегу реки Ринжа. Эта область на юго-востоке страны покрыта лесами, которые занимают на 90% всей её территории. Ель красная — так называется порода дерев, которые наряду с древними буковыми рощами обступают регион с разных сторон и включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С древних времен является красная ель считается символом плодородия и в народной традиции она часто используется в торжественных случаях. На территории Словении такие ели стали использовать в качестве рождественского дерева со второй половины XVIII века, тогда же эти виды деревьев становятся важным и с экономической точки зрения. Как сообщает «Сибирская католическая газета» со ссылкой на пресс-службу Ватикана, новогоднее древо в этом году для всего мира является особо важным символом надежды на исцеление от последствий пандемии. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010