Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР [копт. isidwros ], мч. Антиохийский (пам. копт. 19 пашонса/башнаса (14 мая) и 7 месоре/мисра (31 июля)). Мученичество И. на саидском диалекте копт. языка сохранилось полностью в рукописи из собрания Коптского музея в Каире (изд.: Munier. 1918) и во фрагментах кодекса из собрания Борджа Ватиканской б-ки (изд.: Lemm. 1913; Till. 1935). Автор Мученичества называет себя Сотерихом, слугой отца И., и пишет, что сопутствовал святому во время всех описываемых событий. Однако исследователи считают произведение одним из поздних образцов т. н. лит-ры циклов (VIII-IX вв.; см. в ст. Житийная литература ). Характерными чертами Мученичества являются описания мн. чудес с воскрешением мученика (см.: Baumeister. 1972) и легендарное изображение рим. императоров Диоклетиана и Константина I Великого . Краткое сказание об И., лишенное этих особенностей, содержится в копто-арабском Синаксаре (XIII-XIV вв.). Согласно Мученичеству, И. род. в Антиохии, был сыном крупного рим. военачальника (стратилата) Пантилеона (Панталеона), исповедавшего христианство, и его жены Софии, имел сестру Евфимию. Когда имп. Диоклетиан издал эдикт против христиан, Пантилеон и И. скрылись в горах и жили под рук. отшельника Самуила. К ним присоединился и буд. имп. Константин, представленный в Мученичестве как родственник Пантилеона. Имп. Диоклетиан разыскал и вернул И. с отцом в Антиохию, уговаривал Пантилеона отречься от веры и, получив отказ, велел отрубить ему голову, а И. подвергнуть пыткам. Согласно Синаксарю, И. было 12 лет; согласно Мученичеству, больше, т. к. сказано, что он отрекся от звания стратилата. Мн. язычники, видя мучения И., сопровождавшиеся чудесами, обратились в христианство и претерпели мученическую кончину (в тексте выделено неск. таких групп с указанием дней их казни, однако свидетельства их почитания отсутствуют). Мать и сестра, укреплявшие И., были обезглавлены за городом. Как было предсказано арх. Михаилом, И. претерпел 5 казней, воскресая после каждой. Затем он был отправлен в Селевкию Исаврийскую, где обратил в христианство местного правителя Андроника, а на обратном пути спас корабль, попавший в бурю, и заставил говорить статую на о-ве Родос (судя по описанию, речь идет о Колоссе Родосском, разрушенном в III в. до Р. Х.). После 5-летнего заключения в тюрьме И. был распят. На следующий день имп. Диоклетиан был «свергнут» с трона арх. Михаилом, и воцарился Константин, к-рому И. во сне велел перенести его мощи в К-поль. Однако, согласно Мученичеству, в К-поле, в храме, были положены мощи его родителей и этот храм в честь его матери стал именоваться собором Св. Софии. Мощи И. и его сестры были помещены в церкви, построенной имп. Константином на о-ве Хиос, который в Мученичестве назван портом К-поля.

http://pravenc.ru/text/674876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Основные понятия АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис) ABSTINENTIA католический церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религиозным соображениям «ANNUS SANCTUS» год в Римско-католич. Церкви, в кот. даруется полное отпущение грехов при условии совершения паломничества к святыням калотич. Церкви АУТОДАФЕ термин, обозначающий церемонию публичного оглашения приговора трибунала инквизиции католической Церкви БУЛЛА в узком значении - свинцовая печать на грамоте духовного или светского владыки; также сам документ, к к-рому привешивалась такая печать GAUDIUM ET SPES [лат.- Радость и надежда], пастырская конституция о католич. Церкви в совр. мире, принятая Ватиканским II Собором ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви ДВУХ МЕЧЕЙ ТЕОРИЯ средневек. политико-теологическая доктрина католич. Церкви для обоснования тезиса о верховенстве власти папы Римского над светскими государями, о недопустимости вмешательства светских правителей в церковные дела, а также о наличии у папства наряду с духовной и светской власти ДЕКАН адм. должность в католической Церкви, а также в университетах, в дипломатической сфере и в гос. управлении ИНДУЛЬГЕНЦИЯ в Римско-католической Церкви освобождение от временного наказания за отпущенные в таинстве Покаяния грехи, а после смерти - от страданий в чистилище, очищающих от неискупленной вины за прощенные грехи КАПЕЛЛАН в Римско-католической Церкви и некоторых протестант. церквах и деноминациях священник, которому поручается пастырское попечение о к.-л. общине или особой группе верующих КАПИТУЛ 1) в Римско-католической Церкви и англикан. церквах коллегия священнослужителей; 2) в католич. монашестве коллегиальный орган управления

http://pravenc.ru/rubrics/122080.html

Митрополит Пирейский Серафим назвал римского папу Бенедикта XVI «ересиархом» 26 апреля, 2011. Редакция " Правмира " обращении к верующим, которое накануне Пасхи сделал Пирейский митрополит Серафим (Элладская православная Церковь), содержится ряд чрезвычайно резких характеристик Римско-Католической Церкви и ее главы. Афины. 26 апреля. ПРАВМИР — В обращении к верующим, которое накануне Пасхи сделал Пирейский митрополит Серафим (Элладская православная Церковь), содержится ряд чрезвычайно резких характеристик Римско-Католической Церкви и ее главы. К примеру, сама Католическая Церковь именуется митрополитом Серафимом «парасинагогой», а римский папа Бенедикт XVI назван им «ересиархом». Возмущение митрополита Серафима вызвал недавно вышедший второй том книги Бенедикта XVI «Иисус из Назарета», где, по мнению митрополита Серафима, римский папа продолжает следование пагубной линии, начатой Вторым Ватиканским Собором (1965), и стремится оправдать еврейский народ от обвинений в убийстве Спасителя. Сам митрополит Серафим решительно протестует протии подобных оправданий, утверждая что православная традиция однозначно свидетельствует о виновности глав еврейского народа в трагедии смерти Иисуса Христа. В римско-католической среде, напротив, второй том книги римского понтифика «Иисус из Назарета» был подвергнут критике за «антииудаизм» и за попытки доказать, что Тайная вечеря состоялось накануне иудейской Пасхи и, соответственно, была совершена не по иудейскому обряду. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/mitropolit-pirejskij-s...

Мониторинг СМИ Папа - приходским настоятелям Рима: " Буду молиться, удалившись от мира, в уверенности, что Господь победит " 15.02.2013 15:38 Утром 14 февраля Папа Бенедикт XVI в последний раз встретился со священниками своей Римской епархии, прибывшими в Зал Павла VI во главе с кардиналом-викарием Агостино Валлини. За две недели до окончания папского служения он посвятил обширные размышления о личном опыте во времена Второго Ватиканского собора. Продолжительными аплодисментами приветствовали Бенедикта XVI римские священники на этой последней аудиенции со своим епископом. Атмосферу встречи передал в своей речи кардинал Агостино Валлини, сказавший, что епархия Рима всегда будет благодарна понтифику за его пример и высокое понимание священнической жизни. В начале своего выступления Папа Бенедикт XVI выразил искреннюю радость при виде Римской Церкви – Церкви живой, - и её духовенства действительно католического, универсального, но сохраняющего при этом свою сильную и основательную идентичность. Затем взволнованный Папа рассказал своим священникам о планах после окончания служения Петра: «Хотя теперь я удаляюсь, в молитве я всегда буду рядом с вами. Уверен, что все вы будете рядом, несмотря на то, что я удалюсь от мира». Далее Бенедикт XVI поделился воспоминаниями о Втором Ватиканском соборе, начиная рассказ со своей работы в качестве молодого профессора рядом с кёльнским кардиналом Фрингсом, одним из главных действующих лиц времён Собора. Папа вспоминал о своих чувствах и надеждах, связанных с Собором в 60-х годах: «Мы отправились на Собор не просто с радостью, но с энтузиазмом. Мы возлагали на него невероятные надежды, - на то, что всё обновится, что действительно наступит время новой Пятидесятницы, новой эры Церкви». Все надеялись, - сказал Папа, - что Церковь снова будет «силой завтрашнего дня и силой дня сегодняшнего», что заново будет найдено единство между Церковью и лучшими мировыми силами во имя будущего человечества и реального прогресса. Мы «были преисполнены надежд, энтузиазма и желания», чтобы всё это сбылось.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

поиск:   разделы   рассылка Бенедикт XVI Послание Святейшего Отца на Рождество 2005 года " Возвещаю вам великую радость… ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь " (Лк 2,10-11). Этой ночью мы вновь услышали слова, с которыми ангел обратился к пастухам, и пережили атмосферу той святой вифлеемской Ночи, когда Сын Божий соделался человеком и, родившись в убогой пещере, обитал с нами. В этот торжественный день вновь звучит ангельская весть, и она является призывом также и для нас – мужчин и женщин третьего тысячелетия – принять Спасителя. Пусть современное человечество, не колеблясь, впустит Его в свои дома, города, страны и повсюду на земле! Это правда, что в ходе недавно завершившегося тысячелетия, особенно в последние века, был достигнут значительный прогресс в научно-технической области, и что сегодня мы располагаем обширными материальными ресурсами. Однако человек технологической эпохи рискует стать жертвой своих собственных интеллектуальных и технических достижений, если они достаются ему ценой бездушия и бессердечности. Поэтому так важно, чтобы он воспринял умом и всем сердцем Рождество Христово, событие, несущее спасение, событие, вселяющее надежду в жизнь каждого человека. " Пробудись, человек: ибо тебя ради Бог соделался человеком " (Sant’Agostino, Discorsi, 185). Пробудись, человек третьего тысячелетия! В Рождество Всемогущий становится человеком и просит помощи и зашиты. Его способ быть Богом ввергает в кризис наш способ быть людьми; Его стук в наши двери взывает к нам, взывает к нашей свободе и требует от нас пересмотреть наши отношения с жизнью и наш способ воспринимать ее. Современная эпоха часто представляется как пробуждение от " сна разума " , как приход человечества к свету после долгого периода мрака. Однако без Христа одного лишь света разума будет недостаточно для того, чтобы просветить человека и мир. Поэтому слова Евангелия в день Рождества – " послан в мир/Свет истинный,/Который просвещает всякого человека " (Ин 1,9) – звучат сегодня более чем когда-либо спасительной вестью для всех. " Тайна человека истинно проясняется лишь в тайне воплотившегося Слова " (Cost. " Gaudium et spes " , 22). Церковь неустанно повторяет эту весть надежды, подтвержденную II Ватиканским Собором, завершившимся ровно сорок лет назад.

http://religare.ru/2_24359.html

поиск:   разделы   рассылка Нива Миракян Кардинальный выбор. Вчера в Ватикане 115 кардиналов выбрали нового Папу Источник:  Российская газета В среду вечером в Ватикане случилось чудо. К восторгу собравшихся на площади Святого Петра верующих над Сикстинской капеллой Апостольского дворца показались первые клубы белого дыма, известившие о том, что католики всего мира обрели нового Папу Римского. Им стал 76-летний архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо. Скоротечность конклава превзошла самые смелые ожидания специалистов, считавших, что это произойдет не раньше четверга. Конклав из 115 кардиналов-выборщиков, возраст каждого из которых не превышал 80 лет на момент объявления в Ватикане режима " вакантного престола " , избрал 266-го предстоятеля Римской Католической Церкви. " Пурпурным шапочкам " понадобилось ровно пять голосований, чтобы определиться с новым Викарием Христа. Долгожданный белый дым повалил из трубы в 19:05 (22:05 МСК), а следом за ним прогремели ватиканские колокола. На площади Святого Петра десятки тысяч католиков, которые ожидали результатов голосования несмотря на моросящий дождь, встретили известие взрывом аплодисментов. Многие верующие развернули флаги разных стран и всевозможные плакаты. В ожидании объявления имени нового понтифика на площади перед собором Святого Петра выстроились представители нескольких родов итальянских войск. Затем кардинал-протодиакон Римско-католической церкви Жан-Луи Торан с балкона Собора святого Петра произнес знаменитую латинскую формулу Habemus papam (У нас есть Папа) и объявил, что новый Папа взял имя Франциск. После этого на балкон главного католического храма мира вынесли крест, новоизбранный понтифик появился перед верующими и произнес традиционное благословение Urbi et Orbi (Городу и миру). Нынешний конклав стал первым конклавом в истории современного католицизма, который был созван не после смерти, а после добровольного отречения Папы Римского от Апостольского престола. Традиция воспринимать выбор на пост преемника святого Петра как новое рождение, требующее жизни под новым именем, отличным от полученного в крещении, окончательно сложилась ко второму тысячелетию. Христиане верят, что первому Папе Римскому новое имя дал Христос, назвав Симона Петром.

http://religare.ru/2_100243.html

Мониторинг СМИ «Ваше присутствие свидетельствует, что Церковь жива» Бенедикт XVI в последний раз обратился к пастве 27.02.2013 15:33 На площади перед собором Святого Петра прошла последняя аудиенция папы Бенедикта XVI. Она собрала порядка 200 тыс. человек и потребовала экстренных мер безопасности. В канун дня, когда сам он станет papa emerito, Бенедикт XVI попросил молиться за кардиналов, которые будут участвовать в конклаве, а также за нового понтифика. На площади перед собором Святого Петра прошла последняя аудиенция папы Бенедикта XVI. Она собрала порядка 200 тыс. человек и потребовала экстренных мер безопасности. В канун дня, когда сам он станет papa emerito, Бенедикт XVI попросил молиться за кардиналов, которые будут участвовать в конклаве, а также за нового понтифика. Попрощаться с папой Бенедиктом XVI, который в предпоследний день своего понтификата провел общую аудиенцию перед собором Святого Петра, собрались порядка 200 тыс. человек, среди которых черными мантиями и красными беретами выделялась группа уже прибывших на предстоящий конклав кардиналов. По головным уборам можно было разглядеть среди присутствовавших и представителей мусульманской конфессии, также было заявлено о присутствии на церемонии группы имамов. Как сообщил Святой престол, на церемонию было продано 55 тыс. билетов. Последняя аудиенция Бенедикта XVI, 348-я по счету, началась с долгого проезда понтифика на «папамобиле» по специально проложенному среди толпы коридору. Папа остановился несколько раз, чтобы поцеловать и благословить маленьких детей, которых к нему подносили. В толпе можно было увидеть плакаты с надписями «Мы не понимаем причин твоего решения, но одобряем его». Завершив объезд площади, папа поднялся на специально установленную на ступенях перед входом в собор кафедру, с которой обратился с литургическим приветствием. «Дорогие братья и сестры, спасибо, что пришли сюда. Ваше присутствие свидетельствует, что церковь жива»,— сказал понтифик. Папа поблагодарил также своих ватиканских сотрудников, и особенно госсекретаря Святого престола Тарчизио Бертоне, который через несколько дней станет камерленгом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Последователи архиепископа Лефевра приветствуют решение Бенедикта XVI о возрождении Тридентской мессы 12 июля 2007 г. 15:56 Генеральный настоятель Священнического братства святого Пия X монсеньер Бернард Фелле написал письмо по случаю обнародования решения motu proprio (по собственной инициативе) Папы Бенедикта XVI о либерализации условий совершения мессы на латинском языке. Motu Proprio Summorum Pontificum от 7 июля 2007 года , — напоминает Фелле, — восстанавливает Тридентскую мессу в ее правах и «подчеркивает, что она никогда не была отменена». Верность этой Мессе «никогда не означала непослушания», — заявляет монсеньер Фелле. «Данные Папой практические указания дают право традиционной Литургии — не только Мессе, но и Таинствам — быть совершенными нормальным образом», полагает Фелле, однако в последующие месяцы необходимо «понаблюдать, как эти меры будут применяться на практике епископами и настоятелями в приходах». «Именно поэтому мы будем продолжать молиться о Папе, чтобы он остался твердым после смелого поступка, который он только что совершил», — пишет Фелле. Священническое братство святого Пия X было основано архиепископом Марселем Лефевром в 1970 году для подготовки священников. 30 июня 1988 года, после разлада с Церковью, вызванного прежде всего отказом архиепископа принять некоторые hobobbeдehuя II Ватиканского Собора, монсеньер Лефевр незаконно рукоположил четырех епископов в Эконе (Швейцария). В Апостольском Послании Ecclesia Dei от 2 июля 1988 года Иоанн Павел II охарактеризовал эту хиротонию как «акт раскола». Рукоположение положило конец попыткам найти согласие между Святым Престолом и Братством, которую предпринимал от имени Иоанна Павла II кардинал Йозеф Ратцингер, тогдашний префект Конгрегации вероучения. Бенедикт XVI «явно желает вновь подтвердить преемственную cbязь II Ватиканского Собора и возникшей из него мессы с двухтысячелетним Преданием,  — утверждает Фелле.  — Отрицание Папой разрыва в этом Предании, вызванного последним Собором, — о чем он уже говорил в своей речи к курии 22 декабря 2005 года, — показывает, что почва, на которой идет дискуссия между Римом и Священническим братством святого Пия X является, главным образом, доктринальной». Поэтому «необходимо, чтобы вслед за бесспорным продвижением вперед в литургическом вопросе с помощью motu proprio были проведены — после отмены декрета об отлучении — богословские дискуссии».

http://patriarchia.ru/db/text/268434.htm...

Архив Пн Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви 24 ноября 2022 г. 14:03 На рубеже XIX-XX веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент  Московской духовной академии  иерей Антоний Борисов дал разъяснения  «Журналу Московской Патриархии» , почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку ( 11, 2022 ,  PDF-bepcuя) . Совокупность всех ересей Доказательством продолжающегося модернистского кризиса является, например, деятельность видных на нынешний день католических теологов Ханса Кюнга, Маркуса Кнаппа, Элизабет Шюсслер-Фьоренца и некоторых иных, в той или иной форме требующих продолжать осуществленную Вторым Ватиканом реформу с целью дальнейшего «осовременивания» христианства даже в ущерб некоторым традиционным для христианских богословия и нравственности Что же такое модернизм? И почему его возникновение вызвало кризис внутри Римско-Католической Церкви начала ХХ века? Модернизм, названный папской властью «совокупностью всех стал во многом болезненным следствием той политики в сфере богословских исследований, которая проводилась руководством Католической Церкви во второй половине XIX века. Так, в 1864 году Папа Римский Пий IX издал энциклику «Quanta cura», приложением к которой стал так называемый «Силлабус эррорум», или «Список заблуждений», — перечень из 80 осуждаемых Римом воззрений, которые касались как богословия, так и общественно-политических вопросов. В результате под анафему католицизма попали не только пантеизм, социализм, коммунизм, принцип свободы совести и идея отделения Церкви от государства. Осуждению подверглись также библейские исследования (в лице критики Библейских обществ, ассоциировавшихся исключительно с протестантизмом) и любые формы взаимодействия веры и науки (в лице осуждения рационализма и натурализма, которых Рим боялся еще со времен гонений на Галилея).

http://patriarchia.ru/db/text/5980042.ht...

Архив Пн Рим и «несовершенство» Церкви 11 июля 2007 г. 22:45 Недавно Ватикан заявил о превосходстве Римско-Католической Церкви над другими христианскими конфессиями , охарактеризовав последние как несовершенные. Некоторые обозреватели попытались увидеть в этом признак наметившегося обострения православно-католических отношений. Однако, стоит только обратить внимание на вероучительные документы Католической Церкви, как становится понятным, что прозвучавшее заявление — лишь подтверждение того, что Римская Церковь остается верна одному из основных принципов своего существования, а именно — папизму. Верховенство папской власти и признание этого верховенства со стороны христиан по-прежнему является единственным по-настоящему необходимым условием «совершенности» христианских конфессий. В Римско-Католической Церкви отношение к инославным внешне и формально близко к православному. Так же, например, как и Православная Церковь, Рим признает, что вне пределов Церкви достижение спасения невозможно. Так, II Ватиканский собор об этом говорит следующее: «...Сам Христос в точных словах настаивал на необходимости веры и Крещения, вместе с тем подтвердил и необходимость Церкви, в которую, как через дверь спасения, люди входят через Крещение. Поэтому люди, знающие, что Кафолическая Церковь основана Богом через Иисуса Христа как необходимая, но все же не желающие или войти в нее, или оставаться в ней, не могут спастись» Обращает на себя внимание одно из положений «Догматической Конституции о Церкви», принятой II Ватиканским собором. Оно гласит: «Оглашенные, которые под действием Духа Святого ясным волеизъявлением просят быть членами Церкви, уже этим желанием соединяются ею, и Мать Церковь уже объемлет их своей любовью и заботой» Православная же Церковь, исповедуя вместе со святителем Иоанном Златоустом, что милосердный Господь Иисус Христос «и намерение целует», никогда, между тем, не признавала подобного вменения «ясного волеизъявления» в само Крещение (случаи мученических «крещений кровью», конечно, не могут быть в этом смысле приняты во внимание в силу своей исключительности).

http://patriarchia.ru/db/text/268197.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010