4) А нашему смирению на строение церковное и на всякия необходимыя нужнейшия потребы не оставлено нисколько, в чем есть в доме самая нужда и многое неисиравление. 5) А по именному его императорского величества указу при бытности Стефана митрополита подрядом в Санкт-Петербурге на Васильевском острову из нашего дому начат строить каменной дом, а достроить нечем. И что б всемилостивейшим вашим указом повелено было достроить из домовой нашей денежной казны. 6) А в прошлом 723-м году в помянутом городе ПереславльРязанском на соборной церкви от воли Божеской бурею сломало главы и кровлю, а построить оных глав стало нечем же. 7)Да в бытность же преосвященного Стефана митрополита в Санкт-Петербург в разных годах по его архиерейскому указу забрано из московского и из рязанского домов моления, святые иконы и печатные церковные книги и домовая ризница, медная и оловянная я прочая всякая рухлядь, и по отъезде его из Санкт-Петербурга оставлено все тамо. 8)А по смерти его, Стефана митрополита, в Санкт-Петербургском его древяном доме по его императорского величества указу из святейшего синода все описано и собрано в кладовую келью, где и доныне замкнуто и запечатано, и ключи и печать в святейшем синоде взято. 9) Так же и килейные его архиерейские вещи и всякая рухлядь в санкт-петербургском и в московском доме описано, замкнуто и запечатано ж, в том числе иное и казенное есть, и две панагии, и о вышепомянутом о всем в святейшем правительствующем синоде поданы доношении, а указу о том не учинено. 10) Того ради вашего всепресветлейшего державнейшего величества превысокой ко мне милости я, дненощный ваш богомолец, припадающе прошу, дабы вашего величества милостивым именным указом повелено было вышепомянутую домовую денежную казну на строение церковное и на совершение в Санкт-Петербург на Васильевском острову каменного нашего дому и на всякия домовыя необходимыя и протчия нужнейшия потребы, также в Санкт-Петербург святыя иконы и печатные церковные книги и домовую ризницу и прочую казенную медную и оловянную посуду и всякую рухледь, распечатав, отдать в дом нашего смирения по-прежнему, и о том вашего всепресветлейшего величества послать указ в святейший правительствующий синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

е. переправились через Дунай), он выступил в Анхиал. А после этого Анна пишет, что к Алексею явился Будило и сообщил о переправе куманов через Дунай! По мнению В. Васильевского («Византия и печенеги», стр. 113, прим. 1) и И. Пича (Pi, Zur rumänisch-ungarischen Streitfrage, S. 47), Будило сообщил Алексею не о переправе через Дунай, а о проходе куманов через Балканы и о выходе их в верховья Тунджи. В этом случае становится понятным, почему Алексей был обеспокоен судьбой Адрианополя, расположенного значительно южнее Балканских гор. Однако такому исправлению текста Анны мешают ее дальнейшие сообщения, что Алексей приказал Константину Евфорвину Катакалону, Монастре и Михаилу Анемаду двинуться вслед за куманами, как только те перейдут Балканы. М. Дьони (Gyóni, La première mention..., р. 502 sq.), разделяющий точку зрения Пича и Васильевского, стремится доказать, что этот приказ Алексей отдал раньше, до прихода Будило. При этом ученый ссылается на частицу γον в тексте «Алексиады», которую он переводит «еще раньше». Но, во-первых, γον не имеет такого значения, во-вторых, в начале следующей главы Анна пишет о проходе куманов через Балканы (и это сообщение уже никак не может быть отнесено к прошлому). Трудно здесь прийти к окончательному выводу. Скорее всего, в первом случае Анна имела в виду вторжение в Паристрий отдельных отрядов, а Будило принес весть о переправе всего куманского войска.     951 Обе лакуны отмечает Б. Лейб вслед за А. Райффершайдом.     952 В Византии существовал обычай заключения духовного братства перед алтарем (см. Dölger, Byzanz und die europäische Staatenwelt, S. 53 sq.; Der Bulgarenherrscher..., стр. 224, бел. 1).     953 Термин «комит» (κμης) у Анны встречается в двух значениях: «граф» (в применении к «людям с Запада») и «комит» (как византийский титул).    Что подразумевает Анна в данном случае, неясно: и то и другое не подходит. Правда, κμης- " граф» Анна употребляет не в строгом значении, а имеет в виду вообще военачальников или знатных людей западного войска.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3432...

Кроме того, в пособие при ведении этих собеседований и чтений, братство рассылало по церквам книги, брошюры и листки, причем бедные церкви снабжало ими безмездно. 2) Волынское Владимиро-Васильевское братство издало правила для внебогослужебных собеседований. 3) Воронежское братство (св. Митрофана и Тихона) рассылало особые программы, выработанные советом братства для ведения этих собеседований, во все приходские церкви. 4) Пермское братство (св. Стефана), в видах правильной, целесообразной постановки собеседований, составило руководственные начала для них и указало пособия для ведущих эти беседы. 5) Смоленское братство (прей. Авраамия) сделало распоряжение, чтобы священники вносили в нарочно для того заведенные журналы: время, предмет собеседований и свои примечания; выписки из этих журналов священники сообщают в совет братства. Эти записи, несомненно, пригодятся для будущих пастырей церкви; для них они составят, на первых порах их служения, особенно ценное руководство для самостоятельного ведения чтений и бесед. Весьма желательно, чтобы эти записи сохранились в церковных архивах вместе с другими важными документами. 6) Ставропольское братство (св. Андрея) учредило при совете «особую комиссию» для рассмотрения внебогослужебных бесед и поучений приходских священников. Так серьезно понимают многие братства свои обязанности в деле развития внебогослужебных собеседований и чтений по православным приходам и посвящают немало времени и труда на правильную постановку этой важной отрасли воздействия старших и просвещенных членов общества на своих младших и непросвещенных братьев. Приводимая ниже таблица познакомит нас с цифровыми данными, показывающими количественное распространение этих собеседований и чтений, предпринятых по почину братств по епархиям, за 1890 – 91 год. Братства указавшие в отчетах (за 1890 – 91 год) число внебогослужебных собеседований и чтений. Местонахождение Наименование Число собеседований Число чтений 1) Владимирская Александро-Невское 2) Волынская. Владимиро-Васильевское Богоявленск.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Развитию византийских занятий при Петербургском университете всего более содействовало одновременное преподавание в нем таких известных своими симпатиями к Востоку профессоров, как Васильевский, Ламанский и Дестунис; в особенности заслуга в этом отношении должна быть признана за ученой деятельностью проф. Васильевского. Прекрасно знакомый с историей Византии, владеющий свободно всем обширным материалом, относящимся к ее области, проф. Васильевский каждой своей статьей, – а их очень значительное число, – открывает новые горизонты для византинистики, и его работы вносят порядок и свет туда, где напрасно до него трудились другие ученые. В школе этого византиниста воспитался и другой известный наш византолог – проф. Успенский, перенесший византийские занятия из Петербурга в Новороссийский университет. Но до 80-х годов русские византинисты разделяли участь, общую с западными учеными, работавшими над изучением Византии: они стояли отдельно друг от друга, и их работы не имели между собой внутренней связи. Почин к объединению византийских занятий впервые сделан был у нас Палестинским Обществом, открытым 21 Мая 1882 года, которое и сгруппировало в своих «сборниках» работы византинистов (Васильевского, Дестуниса, Помяловскаго, Пападопуло Керамевса), обратившихся к издательской деятельности, и дало возможность появлению на свет таких трудов, как «Каталог Иерусалимской библиотеки» 42 и «Иерусалимский изборник» 43 , составленные Пападопулом-Керамевсом и изданные на средства Общества. Но это участие наших византинистов в ученых предприятиях Палестинского Общества, по самой его задаче, должно было ограничиваться лишь тем, что имело такое или иное отношение к св. земле. Как бы в восполнение этого недостатка, в 1892 году при Новороссийском университете по инициативе Успенского было открыто кружком профессоров, занимающихся изучением Византии (Красносельцев, Кирпичников, Кондаков), специально «Византийское отделение Историко-филологического Общества», заявившее о своем существовании изданным в том же году первым томом своих трудов, заключающим ряд интересных статей разнообразного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Так как в русских рукописных собраниях сборники житий святых встречаются в значительном числе, и так как в них находятся и такие материалы, которых в своё время давно доискивались во всех европейских библиотеках знаменитые издатели Acta sanctorum, то потребность сделать общедоступным столь важный исторический материал представляется сама собой. Васильевский сознавал эту потребность и понимал её не только как личный долг учёного, но как задачу, достойную целых учреждений. «Нашим учёным учреждениям, и может быть, прежде всего духовным, не мешало бы взяться с несколько бóльшим усердием за такое дело, которое, собственно говоря, напрашивалось бы само собой, не ожидая, что новейшие продолжатели болландистов обратят внимание и на московские сокровища. Было бы похвально, если бы даже и наша академия наук почла эту задачу достойною своего внимания. Но, конечно, на то мало надежды»... Не раз и в других местах своих сочинений Васильевский выражал мысль о недостатке инициативы у тех учреждений, которым надлежит ведать русскую «учёную честь и славу» (Журнал Министерства Народного Просвещения, июль 1879). Итак, с одной стороны, сознание бесспорной важности новых материалов, скрывающихся в русских рукописных сокровищах, с другой же характер излюбленных тем, которые заведомо не могли быть до конца обработаны на основании печатных источников, оба эти обстоятельства побуждали Васильевского многократно обращаться к житиям святых и выносить из знакомства с ними много пользы и поощрения. «Кто в Солуни мог бы думать, – говорит он в одном месте, – что важные источники для их города в византийский период находятся в Московской синодальной библиотеке? И житие Феодоры Солунской было бы драгоценной находкой не только для Тафеля, но и для тех новых солунцев, которые писали о древностях своего, впрочем, и для славян не менее священного города». Анализ работ Васильевского по житиям святых – предполагая, что эта тема не будет после него покинута – несомненно весьма желателен, он мог бы послужить прекрасным руководством для последующих занятий русских учёных в этой области.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Русско-Византийские отрывки или исследования – блестящая попытка оживить посредством новых, всесторонних и исчерпывающих предмет разысканий вечно свежую и привлекательную для русского учёного тему о первых столетиях русской истории. Сколько бы эта тема ни получала себе вспомогательных материалов от археологии, эта последняя всё же будет зависеть в своих окончательных выводах от изучения письменных памятников и от решения спорных филологических и географических вопросов. Нет ничего удивительного, что большинство византийских историков прямо или косвенно участвует в поступательном движении русской науки к освещению первых страниц русской летописи. Васильевский, можно сказать, взял в свои руки подразумеваемые вопросы и сделал их предметом преимущественного внимания. Высокий авторитет, которым он пользовался в течение целой четверти столетия, а равно глубокая и широкая эрудиция и тонкая наблюдательность по изучению древних текстов доставили ему в области изучения русско-византийских отношений такое почётное место, какого никто до него не занимал. В виду сказанного мы не можем не уделить значительного места тому отделу его произведений, который составляет его неувядающую академическую славу. Мы думаем, что лучше достигнем своей цели – подчеркнуть заслуги Васильевского в этой области, если предложим анализ его произведений по связи с основными вопросами древне-русской истории, в разрешении которых он принимал участие. Вместо того, чтобы следить за его статьями по мере появления их на страницах разных изданий, мы предлагаем ряд тем из древнего периода русской истории в связи с изучением Византии, которые занимали внимание Васильевского. Можно сказать, нет такого специального вопроса по отношению к первым страницам русской истории, которого бы Васильевский или не делал предметом специального изучения, или по которому бы не имел случая высказать своё мнение. Что в этих вопросах он считал себя хозяином и не любил чужого вмешательства, свидетельствуется тем, что, не будучи вообще сторонником литературной полемики, он с большим пылом выступал против несогласных с ним по русско-историческим вопросам. Вспомним статьи против Д.И. Иловайского и против автора настоящего очерка.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Что касается жития Мелетия Нового, то оно принадлежит больше к области византийских занятий, чем специально к палестиноведению, ибо заключает довольно живую и яркую картину монастырского быта и духовного подвижничества в эпоху первых Комнинов. Кроме того, это житие даёт несколько интересных исторических данных: 1) нашествие половцев на Византию в 1095 г.– событие, отмеченное и в русской первоначальной летописи; 2) прибытие в Пирейскую гавань части крестоносцев, испытавших морскую бурю; 3) указание на некоторых исторических деятелей конца XI и начала XII века. Последним напечатанным произведением была статья в VI томе Византийского Временника «В защиту подлинности жития патриарха Игнатия», составленная с целью опровержения мнения Г.П. Керамевса о подложности означенного жития. По тому тону, каким трактуется вопрос, по силе и энергии, с которыми автор пускает в ход свои научные ресурсы, из защиты переходя в нападение, статья эта может напоминать полемические приёмы более раннего времени. Это легко будет понять, если вспомним, что житиям ИХ-го века автор посвятил много предварительных исследований и что в частности литературные приёмы Никиты Пафлагона, автора жития Игнатия, он предварительно изучал для других целей. – По всем признакам интересный вопрос об авторе жития Игнатия ещё не может считаться исчерпанным. Г. Керамевс обещает продолжение, в котором займётся указанием источников, бывших в распоряжении у фальсификатора. Но если, действительно, как говорит Васильевский, источников жития он будет искать в хрониках, то, несомненно, г. Керамевс обрекает себя на безнадежную задачу. В заключение настоящего обзора позволим себе некоторые общие соображения. Сочинения Васильевского производили в своё время, по мере появления их в печати, значительное впечатление в тесном кругу интересующихся историческими знаниями, но потом скоро забывались, и вновь перечитывались весьма ограниченным числом специалистов, когда по роду своих занятий они касались тех же самых предметов. Свести по возможности всю массу написанных Васильевским статей в разных малораспространённых изданиях в одно целое и распределить их для большего удобства читателя по отделам, согласно их содержанию, казалось нам в настоящем случае наиболее полезным и соответствующим цели содействовать выяснению учёных заслуг академика Васильевского.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

— Дяденька, будешь пускать пузыри сегодня? — спрашивали ребята. — Пожалуй… — С дымом? Али с мошкой? Дедушка умел пускать удивительные пузыри: двойные, тройные, цветные, всевозможные. Ребята смеялись и носились за ними по всей улице. Сами пускали и радовались. Если погода бывала холодная, то к ужасу тети Саши дедушка перетаскивал своих мальчишек к себе в кабинет. Там они читали, работали, рисовали, просто болтали и обсуждали все важные детские дела. По воскресеньям и праздникам очень часто дедушка отправлялся куда-нибудь… Оншел, неизменно окруженный своими мальчишками. Иногда они шли с веслами и баграми кататься на лодке, иногда с огромным самодельным змеем. Если на Васильевском Острове видели такое шествие, то многие говорили: «Вон «советник» опять куда-то пошел со своими мальчишками… Любит ребятишек… Поди ж ты, все с мальчишками…» Очень часто по праздничным дням дедушка со своими мальчишками на зеленой лужайке перед своим домом сражался в бабки или в лапту. Все это он очень любил. В то время на Васильевском Острове царила необыкновенная простота нравов. На 15 и 14 линиях не было каменной мостовой и росла трава. Посреди улицы возвышались деревянные мостки; тетеньки, обнявшись с подругами, разгуливали по ним без шляп. Иногда они на улице играли в «горелки» … А дедушка выходил на улицу даже в халате и сам подметал панель около своего дома. Тридцать лет открывалось окно «советника». Около него, как в панораме, сменялись «друзья босоногой команды». Одни вырастали, уходили, другие являлись на смену… Было что-то притягательное и трогательное в этом открытом окне. Много ребятишек сменилось здесь. Уже взрослой замужней женщиной я помню эту «босоногую команду», эту любовь детей к нашему деду. Как в панораме, проходят у меня перед глазами Саша и Жорж — кондитерские ученики , Степа и Маша — дети-сироты бедной прачки, рыжий Андрей — маленький забитый рыжий мальчик из лавки, Гриша — наш общий любимец и другие. Дедушка не мог им дать ничего большого: ни средств, ни забот, ни удовольствий. Но он был их защитником, утешителем, и то малое, что он им давал, наверно, скрашивало их горькую жизнь радостью и счастьем. X. Рождественский праздник

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Святейший Патриарх Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры в Москве 24 мая 2011 г. 14:45 24 мая 2011 года после крестного хода из Успенского собора Кремля к храму Василия Блаженного на Красной площади и молебна святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителем Словенским, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в торжественной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры. Официальная часть церемонии началась с исполнения пьесы «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского оркестром Государственной академической симфонической капеллы России (художественный руководитель и главный дирижер — народный артист России Валерий Полянский). В исполнении Московского синодального хора под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и оркестра Государственной академической симфонической капеллы России прозвучала «Ода Кириллу и Мефодию». Затем на сцену, установленную на Васильевском спуске, поднялись Святейший Патриарх Кирилл, руководитель Администрации Президента РФ С.Е. Нарышкин, заместитель председателя Правительства РФ А.Д. Жуков, министр культуры РФ А.А. Авдеев , мэр Москвы С.С. Собянин . Среди собравшихся на Васильевском спуске были иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители органов государственной власти Российской Федерации и дипломатических миссий стран православной традиции, участники крестного хода, пришедшего из Успенского собора Кремля, муфтий Москвы Альбир-хазрат Крганов, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган и другие представители традиционных религий России, делегации религиозных, общественных и молодежных организаций, студенты московских вузов, прихожане храмов г. Москвы. С.Е. Нарышкин огласил поздравление Президента России  Д.А. Медведева с Днем славянской письменности и культуры. Затем со словом к участникам торжественной церемонии обратился Святейший Патриарх Кирилл. Также прозвучали выступления А.Д. Жукова и С.С. Собянина. По окончании официальной части состоялся праздничный концерт. Прямая трансляция церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры велась по телеканалу «Россия-1». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1493668.ht...

Более 7 тысяч человек посетили вновь открытый Центральный военно-морской музей в Петербурге 3 августа, 2013. Новостная служба Музей открыт для посещения после переезда из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в здание бывших Крюковских казарм на площади Труда. РИА Новости. Игорь Руссак 3 августа. ПРАВМИР. Центральный военно-морской музей открылся для посетителей в Петербурге. В первый день работы его посетили более 7 тысяч человек. Посетителям доступна временная экспозиция, состоящая из экспонатов, представляющих практически все эпохи развития военно-морского флота России. На создание постоянной экспозиции музей уйдет не менее трех лет, сообщает РИА Новости . Музей открыт для посещения после переезда из здания Биржи на Стрелке Васильевского острова в здание бывших Крюковских казарм на площади Труда. «Несмотря на рекордное количество посетителей, все системы нового здания музея, и контроля безопасности, и вентиляции отработали без замечаний. Одновременно в атриуме музея в отдельные часы находилось более полутора тысяч человек», — сказал директор музея Александр Петров. Для посетителей работают шесть выставочных залов, атриум и экскурсионные зоны. В музее можно увидеть тематические выставки, специально подготовленные ко Дню ВМФ: «Юность Балтийского флота: к 310-летию БФ», «Страницы истории Черноморского флота: к 230-летию ЧФ», «Подвиг Варяга: посвященная Тихоокеанскому флоту» и «Корабельная архитектура: посвященная Северному флоту». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 8 мая, 2024 7 мая, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/bolee-7-tysyach-chelov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010