Следующая пара деисусных икон — изображения святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. Их иконография в целом устойчива в плане общей типологии, сформировавшейся ещё в византийским искусстве конца первого тысячелетия, о чём можно судить по иконам VII и IX вв. в монастыре святой Екатерины на Синае . Оба Святителя там представлены, однако, в однотонных фелонях и с узкими белыми, украшенными крестами омофорами. Василия Великого стали изображать в фелони-полиставрии, а Иоанна Златоуста — в саккосе лишь после того, как эти литургические одежды прочно вошли в богослужебный обиход константинопольских патри­архов, а затем и иных иерархов. Иконы деисусного чина русских иконо­стасов конца XIV – начала XVI вв. отражают происшедшие изменения. Вряд ли стоит обсуждать прослеживаемую вариативность крестчатых узо­ров, но на одном орнаментальном мотиве всё же следует остановить внимание. Саккос Иоанна Златоуста, чаще всего белого цвета, обычно орнаментирован крестами либо крестами, вписанными в кольца. Но в Благовещенском иконостасе саккос синий, с четырёхконечными золотыми крестами в кругах . Такого же цвета саккос и в иконе ярославского деисусного чина, но украшающие его золотые с жемчугом кресты разных размеров, похоже, свойственны реальной ткани XVI в. Подобный харак­тер декорировки ткани в иконописи нельзя считать распространённым. Тем не менее в качестве параллели можно указать датируемую середи­ной – третьей четвертью XVI в. икону Спаса Смоленского с притчами в иконостасе того же Благовещенского собора Московского Кремля . В отличие от иных, более распространённых случаев, Василий Великий и Иоанн Златоуст держат перед собой Евангелие, как Леонтий Ростовский на иконе из Благовещенского погоста. В византийской иконографии, более близкой к реалиям, Григорий Богослов обычно изображён облачённым в фелонь с омофором . Но в русской иконописи начиная с Васильевского чина Святителя представляют в крестчатом саккосе с Евангелием в руках. На иконе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря показан даже конец спускающего­ся на спину с левого плеча омофора .

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Древний четырехъярусный иконостас Владимирского Успенского собора  был в 1775 г. продан крестьянам села Васильевского Шуйского уезда и заменен вновь сооруженным иконостасом 39 . В 1922 г. в Васильевское была послана специальная комиссия с целью розыска древних икон. Значительная часть их была действительно обнаружена в двух церквах и часовне. 27 икон были перевезены в Москву и подвергнуты реставрации 40 . Среди реставрированных икон оказались такие, манера письма которых близка к рублевской. Таковы: «Спаситель», «Предтеча», «Апостол Павел» и «Апостол Петр» – иконы из деисусного чина, а также некоторые иконы праздничного (третьего) яруса 41 . Как отмечает Ю. А. Лебедева , из икон деисусного чина Владимирского Успенского собора наиболее близка к рублевским произведения икона «Апостол Павел», находящаяся ныне в Государственном Русском музее в Ленинграде 42 . Реставрация этой иконы двумя мастерами продолжалась свыше года, так как икона сильно пострадала от времени и в XVII в. была сплошь переписана. «По удалении этой прописи, – говорит И. Э. Грабарь, – открылось произведение большого стиля, всем своим духом примыкающее к искусству рублевских фресок и особенно к «Троице»... Плохая сохранность нижней части лица, смытости на нем и на всем протяжении фигуры не дают полноты впечатления, но и то, что осталось, – изумительный силуэт мастерски поставленной фигуры, ритм линий, тональное совершенство и цветовая гармония – говорят о кровном родстве всех сравниваемых произведений. Особенно красноречиво свидетельствует об этом рука Павла, в своих изящных округленных линиях столь близкая к рукам ангелов «Троицы» 43 . Несомненно, рублевским произведением считает «Апостола Павла» Д.С. Лихачев 44 . При внимательном рассмотрении икона святого апостола Павла производит сильное впечатление. Лицо апостола исполнено благородства и выразительно характеризует его внутренний мир: глубокое проникновение в тайны христианства, непоколебимую веру и постоянную заботу об утверждении Церкви. Склоненная в задумчивости голова, сутулость фигуры говорят о неустанном труде и подвигах немощного телом, но сильного духом великого апостола языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Существует детально разработанная генеалогическая классификация иконографии изображений, входящих в деисусную композицию . Она по­зволяет судить об их вариативности. Надо напомнить, что в состав деисусного чина Спасского монастыря входят иконы Спаса в силах, Богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, апосто­лов Петра и Павла, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, Григория Богослова и Леонтия Ростовского, мучеников Димитрия Солунского и Георгия. Этот сюжетный репертуар отличается от представлен­ного иконами последней четверти XIV в. в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля введением второй пары Святителей — Гри­гория Богослова и Леонтия Ростовского. В составе датируемого теперь вторым десятилетием XV в. иконостаса Успенского собора во Владимире (Васильевского чина), связываемого с мастерской Андрея Рублёва, ещё есть изображения Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, а также была вторая пара Святителей; вероятно, были и мученики. Сохранился чин частично . Выполненный около 1425 г. деисусный чин иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря также имеет вторые пары изображений Апостолов и Святителей, а также иконы мучеников Димитрия Солунского и Георгия . Примерно то же и в деисусном чине иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, где к уже приведённому перечню добавлены иконы Леонтия Ростовского и Петра, митропо­лита Московского , а также иконы мучеников Артемия и Евстратия . Деисусный чин иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненного не позднее 1502–1503 гг., кроме обычного сос­тава изображений тоже имел две пары изображений Апостолов и две пары изображений Святителей . Наконец, следует упомянуть деисусный чин из церкви Иоанна Предтечи Кирилло-Белозерского монастыря 1534 г., в составе которого — две пары икон Апостолов, одна пара икон Святите­лей (Василия Великого и Николы), одна пара икон мучеников, и ещё иконы преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского . В приведённый перечень включены деисусные чины этапных иконостасов, от­ражающих московскую церковно-художественную традицию последней четверти XIV – второй четверти XVI вв., которая позволяет понять именно те особенности, которые свойственны ярославскому деисусному чину.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Иконографическая формула изображения Богоматери в молении в це­лом является устойчивой, но в то же время обнаруживаются существен­ные расхождения в пропорциональном построении фигуры, в характере кривой линии, фиксирующей позу со склонённой головой, в жестах молит­венно простёртых рук. Порой это несходство — достаточно заметное, боль­шее, чем в рисунке основных складок мафория. В этом плане икона Спасского монастыря отличается и от сильно удлинённых фигур кирилло-белозер­ско­го и ферапонтовского деисусных чинов, прежде всего посадкой го­ловы и жестом изображённых в более сложном ракурсе рук. И при этом — тяжёлый, собранный в крупные складки, подчёркиваемые золотистой каймой, мафорий; совершенно непонятно, как он может при этом таким об­разом облегать голову, словно лёгкий отдельный покров. Спокойное с тонкими чертами лицо, лёгкий наклон головы, свободный жест рук не обнаруживают напряжения. Изображение Иоанна Предтечи как пустынника, одетого в милоть и короткий плащ, с раскрытым свитком в левой руке впервые встречается в Васильевском чине и становится особенно попу­лярным в московской иконописи на рубеже XV–XVI вв., в эпоху Дионисия. Известно оно и в тверской иконописи второй половины XV в. , а в XVI в. — и в псковской, притом в стилизованном варианте . В ярослав­ском деисусном чине московский эталон тоже заметно адаптирован: фи­гура укорочена за счёт “сокращения” её средней части, при строгом следовании прориси при воспроизведении верхней и нижней частей. Преобладание локального цветового пятна и графической линии усиливают ощущение несходства с классическими оригиналами. Изображения архангелов Михаила и Гавриила по иконографической типологии соответствует иконам Благовещенского собора Московского Кремля и Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря . Они также представлены в трёхчетвертном повороте, со склонённой головой, держащими мерила и зерцала, с разведёнными крыльями, облачённые в тёмные хитоны и соответственно красный и светло-зелёный, скреплённые на груди в трёх местах гиматии; хитоны с имитирующими парчу широкими каймами у шеи и подола. Такая же иконография отличает икону архангела Гавриила из деисусного чина конца XV в., предположительно происхо­дящую из церкви Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле . Однако больше были известны иные иконографические варианты. Иконографичес­кий тип икон апостолов Петра и Павла ярославского деисусного чина тоже восходит к соответствующим иконам Благовещенского и Троицкого соборов . Эта ориентация на воспроизведение образцов эпохи Андрея Рублёва весьма примечательна и, конечно, требует объяснения, неза­висимо от того, насколько модели интерпретированы иконописцами XVI в.

http://pravmir.ru/deisusnyiy-chin-spaso-...

Отец Лазарь больше года назад был пострижен в монахи и с тех пор жил в келье при храме. Как рассказывают на приходе, его любили и уважали все прихожане храма, съезжавшиеся в церковь с разных областей Украины, советовались с ним, просили молиться во время трудностей и болезней. Будучи инвалидом и уже не молодым человеком, монах Лазарь поражал всех своей трудоспособностью и любовью к людям. Отец Лазарь неоднократно говорил, что желает посетить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Каменское Васильевского района. Отправившись в город Пологи навестить своих духовных чад, по всей видимости, отец Лазарь вышел на станции Чекрак (село Каменское), где и повстречал своих будущих убийц. Как выяснилось со слов звонившего милиционера, отец Лазарь был найден еще живым и отправлен в больницу. Благодаря оперативности действий сотрудников уголовного розыска и бригады врачей реанимации, отец Лазарь прожил на аппарате искусственного дыхания еще несколько часов и, не приходя в сознание, отошел ко Господу. По словам правоохранителей, убийство произошло на бытовой почве. В состоянии алкогольного опьянения хозяйка дома, к которой зашел в гости отец Лазарь, нанесла ему множество ударов молотком. Вытащив потерявшего сознания старика во двор и подпалив его одежду, она потом присыпала монаха землей. На свеженасыпанный холм во дворе, на котором сидел и жалобно мяукал кот, обратила внимание дочь женщины, которая жила во второй половине дома. Она и вызвала милицию… «Сейчас наша первоочередная задача, — отметил иеромонах Михаил, — похоронить монаха, как того требует чин для захоронения монашествующих. Однако не удалось обнаружить документы, удостоверяющие его личность — ни в личных вещах старца, ни на месте преступления. Сложность заключается в том, что, не установив личность, следователь не может передать тело монаха нашей церковной общине для совершения особого чина отпевания и погребения». Царство Небесное убиенному монаху Лазарю! Церковная община храма в честь Святых Благоверных Царственных Страстотерпцев Николая и Александры обращается к людям, нашедшим документы на имя Алексеева Александра Александровича. Контактный телефон: 066-221-33-36

http://pravmir.ru/nastoyatel-xrama-gde-s...

Монастырские же предания, устные и письменные, а равно и описи церковного монастырского имущества, свидетельствуют согласно, что Благочестивая Царевна Татьяна Михайловна, в течении своей долголетней и благоплодной жизни, как при Патриархе, так, и еще более, по его заточении и блаженной кончине, была, так сказать, Ангелом Хранителем Воскресенской обители и полагала великое тщание о ее благоукрашении и благосостоянии. Заботливость ее, по свидетельству одной из монастырских записей, простиралась и на поддержание в сей обители чина и устава, преданного Святейшим Патриархом. Ближайшим же посредником в ее сношении с монастырем и властями был один из учеников Святейшего Патриарха и его жизнеописатель, Крестовый Дьяк Царевны, Иван Корнильевич Шушерин, и его сын и преемник по званию, Крестовый же Дьяк, Михаил Иванович Шушерин. Монастырское предание, называя здание нынешней монастырской трапезы дворцом Царевны Татьяны Михайловны, поведает, что она часто посещала свою любимую обитель, особенно же во время святых постов, а пребывая в ней, любила молиться уединенно на Св. Голгофе и на месте погребения Святейшего Патриарха. Так-то тверды и постоянны бывают привязанности, основанные на высоком чувстве духовной дружбы и любви! Уневестив себя от юности небесному Жениху, Христу, богомудрая Царевна, во всей своей долголетней жизни тщилась подражать благими нравами и целомудренным житием тезоименитой ей, Св. мученице Татиане, бывшей, как известно, диаконисой Римской Церкви. Пережив своего духовного наставника 25 годами, Татиана Михайловна скончалась в маститой старости на 71 году от рождения, 24 Августа, 1706 году 87 , и погребена в Московском Вознесенском девичьем монастыре. Приложения I. О построении каменной ограды вокруг монастыря в 1690–1694 годах Лета 7198 (1690), Мая в 6 день, по Указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевич а, Петра Алексеевича, всея Великие, и Малые, и Белые России Самодержцев, и по наказу из Поместного Приказу за приписью Дьяка Григория Молчанова, велено Стольнику Михаилу Протасьевичу Аксакову, да Воскресенского монастыря Строителю старцу Георгию быть в Воскресенском монастыре у городового каменного строения, а на то строение на теску и на известное зжение камень ломать в Звенигородском Уезде, Великих Государей Дворцового села Михайловского, в берегах Москвы реки, по обе стороны, где обыщется ниже и выше Хотяжи до села Васильевского, а известь жечь в старых вертках, и вновь строить и класть те припасы на земле в тамошних местах, где пристойно, а на иные мелкие припасы и работным людям от того строения в раздачу за работу даны деньги из Поместного Приказу.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Для наблюдения за порядком в Подмонастырной слободе были учреждены годовые досяцкие, и им от архимандрита Петра дана была в 1733-м году инструкция. По этой инструкции, десяцкие должны были следить за мерами предосторожности от пожара, за недопущением пристанодержательства и ночлега без-паспортных, подачи кому-либо, кроме колодников и гошпитальных, милостыни, торговли вином и табаком, денежной игры – «картошной зерни». В слободе было 11 десяцких 2737 . Большую тяготу для Подмонастырной слободы составляли военные постои, которыми обыватели слободы «без выходу всегда, не только весенние и зимние, но и в летние времена» были «награждены и немало свободы не имели». Вдобавок, постои сопровождались «утеснением»: положено было стать 117-и человекам и для них отведено 60 квартир, а стало значительно больше и занято было 86 дворов, «и становятся на квартиры самовольно, по 4 и 5-и человек и чинят хозяевами напрасное утеснение и обиды» 2738 . По приказанию архиепископа Феодосия, с 1725-го гола служителям Александро-Невского Монастыря стали выдавать денежное жалованье не вперед на полгода, как было «с начала Невского Монастыря», а «по заживе по третям года». Такой порядок для служителей оказался тягостным, и они в август 1725-го года обратились к архимандриту Петру с просьбой восстановить прежний порядок выдачи жалованья. Они объясняли, что «по указу Ее Императорского Величества» велено всякого чина людям, кроме пахатных крестьян, носить Немецкое платье», а им без получения наперед жалованья «такого платья построить не на что», между тем «в наступающее публичное празднование в пренесение мощей святого благоверного великого князя Александра Невского в Монастыре у порученных им работ в Русском платье быть и в город за домовными нуждами ходить им опасно» 2739 . В 1727-м году хлебные припасы переводили на деньги по «таможенной цене» 2740 . Расходные книги велись подробно и в статьях отмечаемо было, что 2 бочонка Голландских сельдей куплены были «на Васильевском острову с корабля», для проосвященного Стефана, «на потребление для случающихся гостей»; и тому подобное 2741 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1902 году Волынская духовная семинария была перемещена из города Кременца в город Житомир, отъезд отца ректора был назначен на 1 сентября. «В этот же день с благословения преосвя­щенного Антония состоялись торжественные проводы главной святыни семинарской церкви – копии чудотворной Киево-Печерской иконы Божией Матери , – писал об этих событиях их участник, студент Киевской духовной академии Андрей Грисюк [d] . – Утром в бывшем семинарском храме отцом ректором семинарии была совершена Божественная литургия. В пять часов был назначен молебен перед упомянутой иконой и затем крестный ход с ней из семинарской церкви на вокзал. К этому вре­мени в церкви собрались крестные ходы из всех приходских церк­вей города Кременца. Семинарская церковь едва вмещала всех пожелавших проститься с семинарией. Отец ректор перед на­чалом молебна обратился к обитателям города Кременца с послед­ним, очень сердечным прощальным словом, в заключение которо­го он преподал им Божие благословение мира и предложил помолиться Небесной Царице и Заступнице человеческого рода. Затем перед святой иконой, поставленной посредине церкви в на­рочито устроенных носилках, был отслужен молебен отцом ректо­ром и всем городским духовенством с присоединением прошений из молебного чина отправляющимся в путешествие». После мо­лебна состоялся крестный ход на вокзал. В 1902 году архимандрит Амвросий, оставаясь ректором Во­лынской духовной семинарии, был назначен председателем Владимиро-Васильевского братства, в 1903 году – благочинным церквей мужского и женского духовных училищ и церковно-­учительской школы и председателем Волынского церковно-архе­ологического общества. 12 мая 1904 года он был назначен епископом Кременецким, вторым викарием Волынской епархии. Совершение хиротонии, состоявшейся 30 мая в городе Житомире, возглавил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий); вместе с ним служили епископы Волынский и Житомирский Антоний (Хра­повицкий), Уманский Агапит (Вишневский), Люблинский Евлогий (Георгиевский) и Новомиргородский Димитрий (Сперовский).

http://fond.ru/kalendar/585/amvrosiy/

Характерно, что на выносной иконе жест благословения направлен не на зрителя, а на книгу. Никола как бы указывает на истинное учение, которое заключено в Евангелии. К тому же направлению примыкают поясные деисусные иконы из с. Ободова Спировского района Тверской области – «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча». Они обнаружены в 1966г. Время их исполнения – граница XIV и XV вв. На иконе «Богоматерь» нежная округлость подбородка, маленькие губы и яркое вохрение лица напоминают изображение Одигитрии из с. Васильевского. Яркие розовые поля заставляют вспомнить такие греческие произведения, как знаменитый «Высоцкий чин», привезенный из Константинополя. На иконе «Иоанн Предтеча» его лик поражает экспрессией черт. Сдвинутые брови, аскетическая впалость щек, сложная выразительность глаз: верхнее веко опустилось до зрачка, а нижнее опало, открывая округлость белка – все имеет аналогии в греческой живописи XIV в. Черная штриховка теней на гиматии, как и водянисто-зеленый его цвет, встречается в греческой живописи этого времени. Спас. Икона из деисусного чина. Фрагмент. XV в. 84х59,5 см. ТОКГ. Происходит из г. Весьегонска Сама композиция поясного деисуса чрезвычайно характерна для Византии. Тверскому искусству известен еще один поясной чин, исполненный во 2-й половине XV в. Он принадлежит к тому же прогреческому направлению. Сохранились 2 иконы этого типа – «Спас» и «Апостол Павел». Они найдены в разное время и в разных местах Калининской области («Спас» – в г. Весьегонске, «Апостол Павел» – в с. Чемерово Весьегонского района) и хранятся в разных музеях («Спас» – в Тверской областной картинной галерее, «Апостол Павел» – в Музее им. Андрея Рублева). Принадлежность их одному иконостасу несомненна: колорит, рисунок чрезвычайно близки, размер досок одинаков. Иконы написаны в темных приглушенных тонах коричневого и зеленого, типичных для греческой живописи XIV столетия. Фон сделан плотной охрой, нимбы двухцветные. Такие нимбы известны греческому искусству, но в русском встречаются редко. И фон, и цветные нимбы одинаковы на обеих иконах.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ocherki-...

С 8 октября 2006 года в храме совершаются регулярные воскресные богослужения. 7 декабря 2006 года община храма впервые отметила престольный праздник. В храме прошла праздничная Божественная литургия. Весной 2007 года в строящемся русском храме во имя святой великомученицы Екатерины в Риме впервые прошло Пасхальное богослужение. 7 апреля 2007 года, в Великую субботу и совпавший с ней праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, президент Фонда великомученицы Екатерины игумен Филипп (Васильцев) совершил Божественную литургию. 7 декабря 2007 года, в день памяти святой великомученицы Екатерины Александрийской, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил чин освящения храма святых равноапостольных Константина и Елены. Церковь расположена в цокольном этаже строящегося храма святой Екатерины. По окончании чина освящения митрополит Кирилл совершил Божественную литургию, после чего обратился со словами приветствия к духовенству и верующим. Владыка поздравил прихожан с освящением нового храма и выразил надежду, что он станет духовным центром русской общины в Италии. Митрополит Кирилл также отметил, что близится к завершению строительство главного храма Московского Патриархата в Италии – церкви святой великомученицы Екатерины. На молитвенную память владыка передал в новоосвященный храм напрестольный крест. Церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге Церковь святой Екатерины находится на половине пути от Среднего проспекта Васильевского острова к Тучкову мосту. Первоначальная деревянная церковь великомученицы Екатерины принадлежала военному ведомству. Об этом свидетельствует прошение Воронежского полка от 22 августа 1733 года на имя Преосвященного Гавриила, в котором воронежцы писали: «Так как оный полк квартирами расположен здесь, в Санкт-Петербурге, то для полковой церкви и отправления в оной Божественной службы и случающихся полковых потребностей соблаговолите по способности к этому полку, состоящую на Васильевском острове, после Астраханского пехотного полка полковую церковь во имя святой великомученицы Екатерины оного полка священнику Иоанну Стефанову отвесть только на время, пока оный полк в Санкт-Петербурге находиться будет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010