Основным видом хозяйственной деятельности в этой вотчине являлась эксплуатация водных угодий. По свидетельству писцовых материалов XVI-XVII вв., жители ближайшей и исстари «тянувшей» к М. м. слободки Мячкова вообще не имели пашни, а промышляли рыбной ловлей (АССЕМ. 1998. 227. С. 428; Добронравов, Березин. 1898. С. 442). Уже в самой ранней сохранившейся жалованной грамоте Нижегородского вел. кн. Александра Иоанновича содержались общие гарантии неприкосновенности его водных владений: «А что воды их монастырские святаго Василья, и волостели мои и их тивуни в тыя воды не вступают» (АИ. Т. 1. 25. С. 51; АСЭИ. Т. 2. 435. С. 479). То же распоряжение встречается в текстах грамот князей Василия и Юрия Феодоровичей Шуйских (ок. 1445-1446) (АСЭИ. Т. 3. 491. С. 471) и вел. кн. Василия II Васильевича (от 17 янв. 1451) ( Лихачёв. 1895. 7; АСЭИ. Т. 2. 452. С. 492). Более подробные формулировки таких гарантий имелись в грамоте кн. Феодора Юрьевича Шуйского (ок. 1447-1449), запрещавшей княжеским подледщикам, купчинам, ватажникам и езовщикам отбирать неводы у «людей гороховецкой пустыньки Василия святого» и «волочить» их озера (АСЭИ. Т. 3. 492. С. 472). Во многом ее содержание повторяет грамота вел. кн. Иоанна III Васильевича (ок. 1462-1464): «...коли мой подледщик поедет… рыбы ловити, и он в монастырских озерах и заводях на меня рыбы не ловит, и невода у… людей монастырских на ловлю не емлет, также и в их пустыньке у Васильясвятаго не ставятся» (АИ. Т. 1. 76. С. 126; АСЭИ. Т. 2. 460. С. 498). Кроме того, в обеих грамотах имеются указания на участие монастырских людей в торговых операциях и на перевозку продуктов вплоть до Н. Волги. Кн. Феодор Юрьевич в связи с этим предписывал: «Також коли кого архимандрит пошлет на Низ меду купить, или рыбы, и мои купчины и ватажники меду и рыбы у них не отъимают, ни людей у них с судна не емлют, ни меду к ним в судно не ставят» (АСЭИ. Т. 3. 492. С. 472). И вел. кн. Иоанн III Васильевич указывал своим писцам: «...в их судне монастырском рыбы их монастырские не переписывают… ни иного чего; а им в моем судне чужие рыбы, ни меду за монастырское не провозити» (АИ. Т. 1. 76. С. 126; АСЭИ. Т. 2. 460. С. 498).

http://pravenc.ru/text/2564560.html

кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVII в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 698) Еще в окт. 1499 г. в заключительной записи т. н. Чудовской Кормчей (ГИМ. Чуд. 167. Л. 458) Д. И. упоминался как соправитель своего деда. Но к этому времени положение юного вел. князя существенно изменилось. 21 марта 1499 г. Иоанн III Василию «вины... отдал»: «...нарек его государем великим князем, дал ему Великии Новгород и Псково, великое княжение» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 531). Судя по известиям нек-рых летописных текстов, акт пожалования был повторен 29 июня 1499 г. Незадолго до этого, в нач. 1499 г., в опалу попали виднейшие бояре - князья С. И. Ряполовский и И. Ю. Патрикеев (отец Вассиана (Патрикеева) ), но вопрос о связи их с Д. И. и сопротивлении планам государя сделать Василия 2-м соправителем остается спорным. Тем не менее очевидно, что вокруг вопроса о «пожаловании» Василия шла борьба, к-рую Василий и его мать София выиграли. С этого времени сведения об участии Д. И. в управлении гос-вом исчезают, в Новгородской земле жалованные грамоты выдавались от имени 2 вел. князей - Иоанна и Василия. Хотя в источниках Д. И. продолжал упоминаться как «великий князь», Василий стал выдавать жалованные грамоты и на др. рус. земли и выступать в роли верховного судьи - фактически соправителя отца. 11 апр. 1502 г. Иоанн III наложил опалу на Д. И. и его мать, и приказал заключить их в тюрьму, «и от того дни не велел их поминати в октениах и литиах, ни нарицати великим князем», а 14 апр. «пожаловал сына своего Василиа благословил и посадил на великое княжение Володимерское, и Московское, и всеа Русии самодръжцем» (ПСРЛ. Т. 8. С. 242). Причины опалы Д. И. неизвестны. Она могла быть обусловлена активными действиями Василия в 1500 г., к-рый, «хотя великого княжения», предпринял демонстративный отъезд к Вязьме, в район боевых действий с Литовским великим княжеством . Позднее Иоанн III говорил о какой-то «грубости» внука по отношению к нему. Возможно, сыграло роль и убеждение в близости матери Д.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Христовых Тайн. На другой день, во время утрени, он тихо скончался, и братия, придя из церкви, нашли его почившим. Келья его была исполнена благоухания.  Погребли его у алтаря и над могилой соорудили часовню. Там год спустя видели зажженные невидимой рукой огни. На гробовой его доске братия написали его изображение. Много чудес и исцелений совершилось на его могиле. Но вскоре, в том же 1542 г., татары совершили набег и разорили часовню. Тогда вместо нее соорудили каменную церковь, где в нижнем приделе, посвященном прп. Стефану, положили под спудом святые его мощи. Сюда в день памяти его всегда стекалось много народа. После своей кончины прп. Стефан явился погибавшему во время бури на озере купцу и спас его. •  Николаевская Озерская пустынь находилась в 20 верстах от г. Грязовца, на берегу Николаевского озера при истоке р. Комелы. Церковь во имя свт, Николая была возведена и освящена в 1534 г. Упразднена и обращена в приходскую церковь в 1764 г. в чиспе многих других. Преподобная София, Суздальская чудотворица (+ 1542) Память ее празднуется 16 дек. в день преставления и 23 июня вместе с Собором Владимирских святых Прп. София,  в миру вел. княгиня московская Соломония Юрьевна, происходила из старинного знатного боярского рода Сабуровых и была первой супругой вел. князя Василия III Иоанновича. Он первый из вел. князей московских вступил в брак со своей подданной, почему ему и было так легко развестись с ней в 1529 г. и жениться во второй раз. У нее не было детей, и это и послужило поводом к этому, также первому в русской истории, нечестивому разводу. Женился вел. князь на приехавшей в Россию литовской княжне Елене Глинской. Поступок вел. князя осудили все Вселенские Патриархи, а Патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал, что от второго брака его родится «чадо жестокое», которое наполнит всю Россию кровью и ужасами, — это был родившийся в 1530 г. Иоанн Грозный. Второй сын Василия Иоанновича, Юрий, был слабоумным. Все лучшие русские люди того времени вступились за невинную и несчастную вел. княгиню, например митрополит Варлаам, прп. Максим Грек и другие. Но тщетно: вел. князь поступил «по своей доброй воле». Митрополит Варлаам был сведен с митрополичьего престола — тоже впервые в русской истории — и заточен в монастырь; прп. Максим был запрещен к служению и заключен в темницу. Пострадали и другие. Князь Курбский называет вел. княгиню Соломонию «невинной и святой». 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Переславль-Залесский. Никитский монастырь. Собор Никиты мученика. Карта и ближайшие объекты Существовал уже в XII в. под именем лавры, в которой подвизался преп. Никита Столпник. Храм каменный - во имя св. муч. Никиты с двумя приделами: во имя преп. Никиты Столпника и во имя Всех Святых, заложен в 1564 г. и освящен в 1574 г. Мощи преп. Никиты, обретенные в 1425 г., покоятся под спудом в собственном храме. До настоящего времени сохранились: столп, в котором проводил время преп. Никита, и его вериги. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Наиболее интересное сооружение монастыря — Никитский собор (1561- 1564), пристроенный к более ранней Никитской церкви, ставшей его южным приделом. Сам собор представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с позакомарным перекрытием. Нынешнюю четырехскатную кровлю собор получил в XVIII веке. Для симметрии с северной стороны пристроен Всехсвятский придел. В храме прп. Никиты над его мощами была устроена чеканной работы серебряная рака, при ней находились вериги. http://nikitskiy.cerkov.ru/ Соборный каменный храм во имя вмч. Никиты существовал в Никитском монастыре с незапамятных времён, и к 1528 году он уже пришёл в совершенную ветхость и был, согласно повелению великого князя Владимирского и Московского Василия Иоанновича, разобран. Василий III дал денег на строительство новой каменной церкви (1520), но она, будучи весьма скромных размеров, простояла совсем недолго, после чего церковка " влилась " в мощное здание нового соборного храма. В 1561 году Иоанн Грозный " восхоте старую церковь, построение отца его Василия Иоанновича разобрати и новую над гробом Преподобнаго Никиты во имя Великомученика Никиты воздвигнути " . Каменный четырёхстолпный собор был выстроен вокруг небольшой церкви Никиты Столпника, первого каменного храма обители. Старая церковь вошла в новый собор как его южный придел. Позже был пристроен северный Всехсвятский. Благодаря материальной поддержке царя, строительство собора продвигалось довольно быстро - в 1564 году он был закончен строением. На освящении его присутствовали сам царь, вместе с царицей Марией, царевичем Иоанном и митрополитом Афанасием. Более ста лет крыша собора оставалась деревянной. В 1686 году " главы были опаяны белым железом и кресты железные сделаны с репьями " , а в 1764-м - покрыли железом всю крышу. В результате чего восьмискатная крыша была заменена на четырёхскатную, а также стёсаны дуги закомар. Несколькими годами ранее, в 1759 году, были растёсаны окна. По-видимому, до середины XVIII века Никитский собор стоял нерасписанным. Только в 1764 году он был " украшен живописью " . В 1838 году её поновили, но - по свидетельству современников - " довольно неудачно " . В 1876 году собор был расписан заново " хорошею живописью академическим живописцем Грибовым " .

http://sobory.ru/article/?object=05682

Варнавино. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Однопрестольная деревянная холодная церковь с шатровым завершением, изначально устроена как храм бывшего здесь Троицкого монастыря, основанного Варнавой Ветлужским (+1492) в XVI в. Церковь построена вместо прежней деревянной того же посвящения над захоронением основателя монастыря. После упразднения монастыря (1778) обращена в приходскую. Ремонтировалась в 1854. В 1912 из-за угрозы подмыва берега мощи преп. Варнавы Ветлужского перенесены из Никольской церкви в Троицкую. В 1930-х закрыта, позже уничтожена. В 1999 на месте Никольской церкви установлен памятный крест. Церкви Костромской епархии. - Спб., 1909, с. 72 Основана, вероятно, во 2-й пол. XV в. на местеподвигов и погребения прп. Варнавы Ветлужского († 1445?), на т. н. Красной горе, на правом берегу р. Ветлуги (ныне пос. Варнавино Нижегородской обл.). Первое надежно засвидетельствованное упоминание В. п. содержится в жалованной грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 г. строителю мон-ря Савватию. В монастырских актах упоминается грамота мон-рю вел. кн. Василия III Иоанновича 1530 г., однако при передаче содержания этой грамоты допущены анахронизмы, заставляющие сомневаться в ее существовании. Варнавиной пустынь впервые названа в грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского 1607 г. Находясь на границе русских земель, В. п. долгое время была единственной православной обителью Поветлужья и сыграла большую роль в распространении христианства среди ветлужских черемисов (марийцев), при этом монастырь испытывал постоянную угрозу захвата своих угодий со стороны как черемисов, так и русских крестьян, осваивавших новые земли. В 30-х гг. XVI в. насельники В. п. скончались от морового поветрия (очевидно, эпидемии чумы), обитель пришла в запустение, но в кон. 40-х гг. была возобновлена строителем Савватием. В 1610/11 г. в ходе крестьянского бунта В. п. была сожжена, монахи были разогнаны. Настоятель просил духовные власти о приписке пустыни к казанскому в честь Преображения монастырю, что и произошло в 1614 г.; по-видимому, к 40-м гг. XVII в. В. п. снова стала самостоятельной.

http://sobory.ru/article/?object=38987

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (кн. Иван (?) Михайлович Оболенский; † 6.10.1513, Ферапонтов мон-рь), бывш. архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский. И. принадлежал к роду, представители к-рого состояли на службе у московских правителей со 2-й пол. XIV в. Ближайшие родственники И. входили в непосредственное окружение вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и Василия III Иоанновича . Князья Оболенские поддерживали Василия II в ходе феодальных войн 2-й четв. XV в., воевода кн. Василий Иванович Оболенский в 1450 г. одержал победу под Галичем над Дмитрием Георгиевичем Шемякой, после чего последний бежал в Новгород. Двоюродными братьями И. были ближайшие сподвижники Иоанна III князья Иван и Ярослав Васильевичи Стригины-Оболенские. Двоюродный племянник И. Василий Иванович принял постриг с именем Вассиан и в 1477 г. стал Тверским епископом. Согласно родословным книгам XVI-XVII вв., И. являлся сыном кн. Михаила Константиновича и был Рюриковичем в 18-м колене. Во всех родословных списках отмечено, что И. был бездетным, ни в одном из них не указано его мирское имя. Это дает основание считать, что И. принял монашеский постриг в раннем возрасте. Поскольку в эпоху позднего средневековья на Руси существовала традиция нарекать в монашестве именем, начинающимся с той же буквы, что и мирское имя, а в роду Оболенских во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в. давалось только одно имя, начинающееся с «И»,- Иван, можно предположить, что при крещении И. был назван Иваном ( Серебрякова. 1994. С. 5; мнение Я. С. Лурье о том, что И. в миру звался Исаак-Савва (см.: Казакова, Лурье. 1955. С. 200), необосновано). Достоверных сведений о раннем периоде жизни И., равно как и о времени его монашеского пострига, нет. Бытовавшее в Ростове позднее предание о том, что И. принял постриг, овдовев после непродолжительного брака с кнж. Дарьей Луговской, а также о предсказании ему архиерейского сана блж. Исидором Твердисловом († 1474) на свадьбе, является малодостоверным, хотя в предании фигурирует мирское имя И.- Иван ( Титов. 1885; Стрельникова. 1994). И. принял монашеский постриг в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , был учеником и пострижеником прп. Мартиниана Белозерского. 1-е упоминание И. в документах относится к нач. 1470 г.: «князь Асаф» выступил свидетелем от Ферапонтова мон-ря при данной грамоте В. А. Горбова в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской. монастырь (АСЭИ. Т. 2. 209. С. 135-136). Вероятно, в 1479-1480 гг. И. являлся игуменом Ферапонтова мон-ря ( Серебрякова. 2002).

http://pravenc.ru/text/578100.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОРНИЛИЙ (Сер. XVI в.), автор Послания духовному сыну Ивану («Послание Корнилия, инока Снетныя горы, к сыну его попу Иванну, хотящу второму браку сочтатися»), вероятно игумену псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Послание написано по частному поводу. Узнав о намерении своего духовного сына свящ. Иоанна снять сан и жениться вторично «чадородия ради», К. пытался образумить его, напоминая о канонах, святости сана, обращаясь к авторитету Свящ. Писания и отцов Церкви, историческим примерам. Послание не содержит сведений об авторе, адресате, о времени составления, кроме тех, что указаны в заголовке. Н. И. Серебрянский датировал Послание 90-ми гг. XVI в. Историк полагал, что, повествуя о том, как наказываются за прелюбодеяния царей целые царства, К. имел в виду события времени Иоанна IV Васильевича Грозного. Автором Послания Серебрянский считал «чорного священника Корнилея», упоминаемого в купчей крепости 1592 г. на половину двора, проданную снетогорскими монахами игумену и братии Сироткина мон-ря ( Серебрянский. 1908. С. 490-495). Предложенные Серебрянским датировка и атрибуция Послания были приняты исследователями. Установление источников, к-рые использовал К., позволило уточнить время написания Послания. Развивая тему наказания за прелюбодеяния царей, К. почти полностью, немного отредактировав, привел в своем тексте Послание Иерусалимского патриарха Марка III к вел. кн. Василию III Иоанновичу о 2-м браке. Патриарх гневно осудил намерение вел. князя развестись с вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская) и жениться на кнж. Елене Васильевне Глинской и предсказал бедствия роду вел. князя и царству. Послание патриарха известно в составе «Выписи о втором браке Василия III»; («Повести о втором браке Василия III»), большинство ученых датируют «Выпись...» 40-ми гг. XVI в. Предупреждая о возмездии священнослужителю за второбрачие, К. приводит в пример историю о мучительной кончине иерея-двоеженца. Этот рассказ совпадает с рассказом из Жития прп. Евфросина Псковского о свящ. Иове Столпе , к-рый после смерти супруги снял с себя сан, женился вторично, затем и в 3-й раз. Серебрянский отметил сходство Послания К. с Житием прп. Евфросина в редакции Василия (Варлаама), составленной в 1547 г. Однако сравнение Послания с разными редакциями Жития прп. Евфросина показало, что рассказ К. о священнике-двоеженце ближе к «Повести о сугубой аллилуии» - первоначальной редакции Жития прп. Евфросина, созданной до 1510 г. К нач. XVI в. относится еще один лит. источник К.- Послание прп. Максима Грека к Ф. И. Карпову о Левиафане (переписка преподобного с Карповым датируется 1518-1525). К. использует большой фрагмент Послания прп. Максима, который завершается пояснением, что «Левиафам, сиречь диявол-началник... легка убо умом» Ивана «научи вторую супругу пояти» (Там же. С. 528-529).

http://pravenc.ru/text/2458713.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (кн. Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой; † после 4.03.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), военачальник, боярин, впосл. монах, канонист, писатель-публицист. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина , в кон. XIV в. принятый в Вел. Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 г. выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции «Сказания о князьях владимирских» и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 янв. 1387). (По данным др. редакций «Сказания» и по сообщениям родословных книг, Анна была сестрой вел. кн. Василия II Васильевича , что менее вероятно, т. к. сестра последнего, также Анна, была супругой визант. царевича Иоанна VIII Палеолога , ставшего уже после ее смерти императором.) В. И. Патрикеев, внук Юрия, следов., приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к кон. XV в. вошли в число знатнейших боярских родов. Отец В. кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 г. в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 г., во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их «поимати и посадити за приставы», что и было выполнено. В 1497 г. вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе нек-рых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://pravenc.ru/text/149879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОПЕСОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Литография. 1868 г. (РГБ) Белопесоцкий во имя Св. Троицы мон-рь. Литография. 1868 г. (РГБ) (Московской епархии), на окраине г. Ступино Московской обл., на левом берегу р. Оки. Мест. Белые Пески находилось на пересечении Б. Московской дороги из Москвы в Орду и на пути из Серпухова в Коломну, это была юж. граница рус. земель вдоль Оки, где существовала система укреплений «Окский берег». Впервые Б. м. и его основатель, прп. Владимир Белопесоцкий († ок. 1522), упомянуты в жалованной грамоте от 16 нояб. 1498 г. казанского «царя» Магмет-Амина, к-рому вел. кн. Иоанн III Васильевич отдал в удел Каширу. Магмет-Амин предоставил обители «пустой лес кстовский промеж Кремиченской пашни и Обрасцовской от Коширской межи по Березовое болото и по Крутой овраг», т. е. территорию совр. г. Ступино. При игум. Владимире были построены кельи и деревянный храм, освященный, вероятно, во имя Св. Троицы. На вырубленных братией лесных участках селились выходцы из рязанских земель, к 1507 г. вокруг мон-ря появились починки Ступинский, Крутовражский и Варгасовский, к 1520 г. слободки Наумовская, Белкино, Исаково и дер. Коровники. Находившаяся на юж. рубеже гос-ва обитель пользовалась поддержкой вел. кн. Иоанна III и Василия III Иоанновича , к-рый заменил выплату монастырской пошлины на оброк в 3 пуда меда, а в 1522 г. по ходатайству монастырского старца Феодосия Ковери отменил и оброк. Жалованными грамотами каширских правителей Абдул-Летифа (1512) и Шаалея Шаавлеяровича (1532) и иммунитетными грамотами вел. кн. Василия III (1511, 1515) и Иоанна IV Васильевича (1541, 1546, 1548, 1558) мон-рю предоставлялись большие льготы, монастырские крестьяне освобождались от различных податей. До 1578 г. была возведена древнейшая из сохранившихся построек мон-ря надвратная Никольская ц. Возведенная в XVI в. Троицкая каменная ц. в XVII в. была перестроена и служила соборным храмом. Согласно писцовым книгам, к XVII в. в Б. м. существовала теплая каменная Сергиевская ц. с трапезной, возможно, один из древнейших храмов во имя прп. Сергия. К кон. XVI в. Б. м. стал важным оборонительным форпостом юж. границ гос-ва. По монастырскому преданию, царь Иоанн IV в начале своего похода на Казань в 1552 г. остановился в Б. м., совершил молебен, сделал большой вклад в мон-рь, ок. 50 его насельников присоединились к войску.

http://pravenc.ru/text/77942.html

В правление Василия III Иоанновича проявлялась большая забота об укреплении рубежей. В 1511 г. было завершено строительство мощной крепости в Н. Новгороде, усилены оборонительные сооружения в Туле – крупном центре обороны на юж. рубежах и в др. городах (Зарайске, Коломне). «Городовое дело» было одним из объектов внутренней политики. Был создан институт городовых приказчиков, которые ведали сбором «посошных людей» (вспомогательное войско, формировавшееся из сельского населения), управляли городовыми пищальниками (ист. предшественники стрельцов). Городовые приказчики ограничивали компетенцию наместников и волостелей, играли роль представителей великого князя в борьбе с удельной децентрализацией. Важным инструментом экономической и политической централизации оставались земельные описания, начатые в XV в. Удельные князья проводили земельные описания в качестве контрмеры, направленной на сохранение уделов. Так, в 1509–1510 гг. брат Василия III Иоанновича князь Семен Калужский предпринял описание Бежецкого Верха, после его смерти новое описание его владений было предпринято в 1519–1521 гг. уже московскими писцами. В 1510–1511 гг. описывались уезды, расположенные на пути из Казани в Москву (что объяснялось обострением московско-казанских отношений) – Владимир, Н. Новгород, а также Балахна и Арзамас. В 1515 г. предпринято описание М. Ярославца, в 1518 г.– пограничного Перевитска, в 1516/17 г. писцы были посланы в Старицу, Верею, Тверь, Нов. Городище, Новгород и др. города (Старица и Верея входили в удел князя Андрея, чьи отношения с Василием III Иоанновичем были весьма напряженными). Одной из причин сложных отношений между Василием III Иоанновичем и его удельными братьями было отсутствие у великого князя в течение долгого времени сына. Брак с Соломонией Юрьевной Сабуровой, в который Василий III Иоаннович вступил в сент. 1505 г., был бездетным. С молением о даровании наследника великий князь обращался к старцам Иосифова Волоколамского монастыря, др. русских обителей, к святогорским монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010