Василия III Иоанновича



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

ВАСИЛИЙ III - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... III унаследовал властолюбие отца, но не имел талантов. Его деятельность была продолжением того, что делал его отец [2]. Как и его отец, Василий был физически крепким и активным. Он много путешествовал, либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри. Его страстью была охота. Известно, что ему нравился древнерусский язык и он владел искусством изъяснения на нем. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве, замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с ... далее ...
Два бойца — Московская городская епархия Русской ...Искать в Источникеmoseparh.ru
... нашими благочестивыми предками. — Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского) . ... далее ...
Святые Новгородской земли, или история Святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... о чем сообщают их жития. Насельниками монастыря были Новгородские архиепископы Иоанн II, святители Симеон и Евфимий II, при котором в 1440 г. была открыта гробница с останками преподобного Варлаама. После освидетельствования нетленные мощи были положены под спуд. Несмотря на то что после присоединения Новгорода к Москве в 1478 г. монастырь утратил часть имений, он оставался одним из богатейших в Новгородской епархии и по количеству земельных владений (976 дворов, 1036 обеж) уступал только Юрьеву монастырю. Расцвет Варлаамиева Хутынского монастыря связан с покровительством великого князя Василия III Иоанновича, особо почитавшего преподобного Варлаама (перед смертью принявшего схиму с именем Варлаам) . В ноябре 1531 г. по рекомендации великого князя Новгородский архиепископ святой Макарий поставил инока Иосифова Волоцкого монастыря Феодосия во игумена Варлаамиева Хутынского монастыря. В 1532 г. Василий III дал монастырю несудимую грамоту, по которой в делах недуховных игумена мог судить только великий князь, в духовных – Новгородский архиепископ, и освободил Варлаамиев Хутынский монастырь от уплаты пошлин за соляные варницы в Русе (Ст. Русса) . Согласно писцовым книгам XVI ... далее ...
Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Зверинский, Л. П. Смирнов, И. Ф. Токмаков, Е. В. Ушакова, А. Ратшин и др.) . Историю переноса Алексиевского мон-ря излагает жалованная грамота 1623 г. царя Михаила Феодоровича. Согласно этому источнику, в годы правления вел. кн. Иоанна IV Васильевича «на том зачатейском месте был монастырь Олексея человека Божия и к тому де монастырю дана была вотчина и на ту вотчину была у них жалованная грамота и после де Московсково пожару тот Олексеевской монастырь переведен в каменной город в Чертолье» ( цит. по: ) 1884. С. 13 (. Из этого текста делали вывод, что событие произошло в царствование Василия III Иоанновича или Иоанна IV, сопоставляя перенос обители с пожаром 1508 г. и постройкой каменного собора в мон-ре после 1514 г., с пожаром 1547 г., с набегом Девлет-Гирея в 1571 г.) Путеводитель. 1793. С. 5; Малиновский. 1992. С. 134 и др. (. Грамота 1623 г., говоря о переносе в Чертолье, «в каменный город», отражает ситуацию своего времени, а не сер. XVI в.) Белый город строился в 1585-1591 (. Последнюю версию поддерживают материалы некрополя З. м., где обозначена лакуна 70-х - нач. 80-х гг. XVI в.) Грамота 1623 г. сообщает об устроении на Остоженке по инициативе царя Феодора ... далее ...
Новые данные о российском периоде жизни прп. ...Искать в Источникеazbyka.ru
... И., старший по возрасту, был сыном от 2-го брака. Возникло соперничество дяди и племянника, подобное тому, с которого началась феодальная война во 2-й четв. XV в. (см. Василий II Васильевич) , столкнулись 2 принципа наследования. После смерти великого князя Иоанна Молодого, владевшего Тверским княжеством в результате его присоединения в 1485 г., Тверь была передана не Димитрию внуку, но Василий III Иоаннович (хотя мать Иоанна Молодого Мария Борисовна, 1-я супруга великого князя Иоанна III, была тверской княжной) . Позже Иоанн III принял решение сделать наследником внука. Приближенные Василия III Иоанновича сообщили ему о намерении отца «пожаловати великим княжением Володимерским и Московским» князя Димитрия и рекомендовали «отъехать» от отца и расправиться с племянником, они даже организовали заговор с тайным крестоцелованием Василия III Иоанновича (ПСРЛ. Т. 4. С. 200) . Иоанн III жаловался на сына церк. Собору (по-видимому, в кон. окт. – нач. ноября 1497) , в дек. Василий III Иоаннович был подвергнут домашнему аресту («посади его за приставы на его же дворе») , 6 наиболее активных заговорщиков были казнены, многие заключены в тюрьму. Мать Василия III Иоанновича ... далее ...
Празднование Тихвинской иконы Богородицы — ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и «сказание о Тихвинской иконе» повествуют, что икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» в последствии именуемая Тихвинская явилась над водами Ладожского озера в лучезарном свете. Первыми её видели рыбаки. Следующее явление чудотворной иконы было в десяти верстах от Тихвина. Это явление сопровождалось многими чудесами и исцелениями, обильно изливавшимися на собравшийся народ. На этом месте был построен деревянный храм, который от неоднократных пожаров не раз был обращаем в пепел, но дивный образ Пресвятой Богородицы всегда оставался невредимым. В 1510 г. по повелению великого князя Василия III Иоанновича на месте деревянного храма был построен каменный собор в честь Успения Божией Матери. Строительство ознаменовано большим чудом: когда храм был почти готов обрушились своды, завалив 20 рабочих. Все были уверены в их гибели, но когда через три дня разобрали завал, то обнаружили их живыми и здоровыми. В 1560 г. по повелению царя Иоанна Васильевича Грозного на месте явления был устроен Успенский мужской монастырь, где и пребывала чудотворная икона. Как до основания Успенского Тихвинского монастыря, так и после его устроения не переставали изливаться дивные чудеса. В ... далее ...
Святые Новгородской земли, или история Святой ...Искать в Источникеazbyka.ru
... слуг и трудников (в середине XVII в. около 20 человек) . Комплекс земельных владений Варлаамиева монастыря сформировался во 2-й половине XV в. благодаря вкладам посадника Василия Степановича, его сына Ивана и внука Исаака Семеновича (Немира) ; в XVI – 1 половине ХѴ40; III в. Недвижимые владения Варлаамиева монастыря почти не увеличились. После присоединения Новгорода к Московскому княжеству великий князь Иоанн III Васильевич жалованной грамотой от 5 января 1482 г. закрепил за обителью часть земель, принадлежавших боярам – потомкам преподобного Варлаама. По грамоте великого князя Василия III Иоанновича 1543 г. монастырю выдавалась руга деньгами, рожью и овсом. В конце XV – 1-й трети XVII в. монастырь неоднократно получал налоговые и судебные льготы от московских великих князей и царей. Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского уезда по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов, Варлаамиев монастырь имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинежское. Весной старцы и вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Северной Двины. Братия также выращивали на продажу лошадей и быков. Благодаря своему ... далее ...
Русские святые, Часть 307 - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России, чудотворец († 1569) Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503– 1533) . Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц. Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507 г. родился старший сын их – Фео-дор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства ... далее ...
Свято-Данилов монастырь — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... ц. прп. Даниила Столпника, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 298) . Кладбище с могилой кн. Даниила на месте древнего мон-ря при с. Даниловском запустели. Произведенные в Д. м. в 80-х гг. XX в. археологические раскопки не обнаружили следов храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в. указывают на существование здесь кладбища, к-рое находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. во имя прп. Даниила Столпника. Со времени правления Василия III Иоанновича известны случаи исцеления на могиле святого князя. В XVI в. по инициативе царя Иоанна IV Васильевича близ с. Даниловского была возрождена монашеская жизнь. Царь установил обычай, по к-рому ежегодно он вместе с митрополитом и собором духовенства посещал мон-рь, где в этот день должны были совершаться заупокойные службы по кн. Даниилу. В кон. ХVI - нач. ХVII в. Д. м. оказался в центре военных и гос. событий. В результате похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. была разорена не только столица, но и ее ближайшие окрестности. В 1591 г. при подходе к Москве ... далее ...
Василий III Иоаннович — Статьи — Церковно-Научный ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... 1524 г. началось строительство Новодевичьего в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря в Москве, завершенное в 1525 г. Итал. мастера принимали участие в возведении каменного собора Рождества Богородицы (1513) и столпообразной церкви-колокольни в Александровой слободе ( 10-е гг. XVI в. ) , ставшей загородной резиденцией Василия III Иоанновича Ряд каменных храмов в Москве был сооружен по повелению великого князя в 1527 г. : в честь Преображения на великокняжеском дворе, во имя св. вмч. Георгия у Фроловских ворот, во имя св. князей Бориса и Глеба на Арбате. Внешняя политика Василия III Иоанновича развивалась в тех же основных направлениях, которые были выработаны при его отце. В отношениях с Великим княжеством Литовским главной целью оставалось возвращение русских, укр., белорусских земель с православным населением. На протяжении большей части правления Василия III Иоанновича продолжалась русско-литовская война, начавшаяся в кон. XV в. (войны 1493–1494 и 1500–1503, в ходе которых к России при Иоанне III были присоединены значительные территории) . В начале княжения В. И. – в 1507–1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предшествующее ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Василия III Иоанновича
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"