Партия Василия III Иоанновича и великой княгини Софии не отказалась от борьбы. В нач. 1499 г. последовали новые казни и опалы виднейших представителей московской знати, как предполагают исследователи,– сторонников Димитрия внука. С Василия III Иоанновича опала была снята, в марте 1499 г. он был провозглашен «государем великим князем», т. е. соправителем, ему были даны «Великий Новгород и Псков, великое княженье». В 1502 г. позиция Uoahha III по отношению к семье своего покойного старшего сына стала еще более жесткой: 11 апр. были арестованы великий князь Димитрий и его мать Елена, 14 апр. Василий III Иоаннович был посажен «на великое княжение Володимирское и Московское и всея Руси самодеръжцем» (неизвестно, происходила ли при этом к.-л. процедура поставления, подобная акту 1498 г.). Этому предшествовала новая попытка Василия III Иоанновича «отъехать» в Литву, вероятно, с целью воздействия на великого князя (А. А. Зимин ставит под сомнению эту 2-ю попытку отъезда в Литву и объясняет ее неверным прочтением соответствующего летописного сообщения, однако аргументы исследователя неубедительны). Димитрий Иоаннович умер в заточении в 1509 г., т. е. уже в княжение Василия III Иоанновича (по-видимому, насильственной смертью ), ранее, в янв. 1505 г., скончалась «в нятстве» его мать, обвиненная в ереси и связях с жидовствующими. Василий III Иоаннович в качестве соправителя принимал участие в Соборе 1503 г., в Соборе против еретиков 1504 г., в др. церковных и гос. мероприятиях. Став правителем страны после смерти Uoahha III в окт. 1505 г., он продолжал внутреннюю и внешнюю политику отца. Первые 2 десятилетия его правления отличались относительной стабильностью, полит. и эконом. подъемом, последние годы были осложнены проблемой престолонаследия. Большие успехи были достигнуты в процессе собирания и объединения земель, в расширении территории Русского государства, централизации и гос. строительстве, во внешней политике. Внутренняя политика. Формирование территории государства По завещанию Uoahha III власть над основной территорией государства была сосредоточена в руках В.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

2 . По примеру греческих императоров и вселенских соборов действовали и наши великие князья и государи по отношению к соборам, собиравшимся в России. Наши великие князья и государи, обыкновенно по соглашению с высшею духовною властью, всегда сами созывали соборы. Так поступали еще в XI и XII в. вел. князья Ярослав и Изяслав, а впоследствии Иоанн III, Василий Иоаннович Иоанн IV, Феодор Иоаннович и другие 1550 . Наши великие князья и государи нередко сами лично присутствовали на соборах. Иоанн III присутствовал на соборах 1488, 1491 и 1504 г. против жидовствующих, иногда с сыном своим Василием 1551 . Василий Иоаннович присутствовал на соборе 1525 г. против Максима Грека «с своими братьями и со многими боярами» 1552 . Иоанн IV присутствовал в 1551 г. на Стоглавом соборе, даже сам открыл заседания его своею обширною речью и предложил собору на бумаге 69 своих царских вопросов, для соборных рассуждений 1553 . В тех случаях, когда государи наши на соборе лично не присутствовали, они посылали па собор своих уполномоченных: например, на соборе 1531 года против князя-старца Вассиана Косого, где сам Василий Иоаннович не присутствовал, находились, вместо него, постоянно «боярин великого князя Михайло Юрьевич и дьяки великого князя» 1554 . Эти уполномоченные, наблюдая на соборе за порядком и благочинием, не могли вмешиваться в самые рассуждения собора. Потому, когда на соборе 1554 года знатный дьяк государев Висковатый позволил себе выразить пред собором свое мнение об иконах, митрополит Макарий заметил ему: «ты не право мудрствуешь об иконах; смотри, не попади в еретики; знал бы ты свои дела, которые тебе поручены» 1555 . Наши великие князья и государи утверждали определения соборов. И это выражали, во-первых, тем, что привешивали к соборным уложениям или постановлениям свои печати, а во-вторых – тем, что обнародовали эти постановления чрез свои указы или наказы, в которых выражались, что и Мы, Божиею милостью Государь и великий князь всея Русии [такой-то]..., поговоря с митрополитом, и с епископами, и со всем освященным собором, уложили есмя и укрепили... то-то и то-то (тут следовали самые постановления собора). Так, к определениям соборов 1503–1504 г. привесил свою печать вел. князь Иоанн III, вместе с печатью сына своего Василия, и тогда обнародовал эти определения в своих указах, в заключении которых говорил: «а на большее утверждение сего уложения и укрепление мы Иоанн, Божиею милостью Государь всея Русии и великий князь, и сын мой князь великий Василий Иванович всея Русии, к сей грамоте печати свои привесили 1556 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.02.1521, Углич), кн. угличский, 3-й сын вел. кн. Иоанна III Васильевича от 2-го брака с Софией (Зоей) Палеолог, младший брат Василия III Иоанновича . 26 окт. 1481 г. был крещен во имя вмч. Димитрия Солунского. Впервые назван по имени в летописном известии о пире после приема литов. послов в мае 1492 г. В 1492-1503 гг. имя Д. И. фигурирует в дипломатической документации при передаче «поклонов» от Литовского вел. князя российскому монарху и его семье (с 1495 - в «челобитьях» от Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны , дочери Иоанна III) и ответов рус. стороны. 13 янв. 1495 г. вместе с др. членами великокняжеской семьи Д. И. участвовал в проводах в Кремле кнж. Елены Иоанновны в Литву, в сент. присутствовал на церемониях, связанных с поставлением митр. Симона . В авг. и в кон. дек. 1497 г. Д. И. принимал участие в торжественной встрече и проводах вел. кнг. Рязанской Анны Васильевны (родной сестры вел. кн. Иоанна III), в февр. 1498 г.- в венчании «на великое княжение Владимирское и Московское» кн. Димитрия Иоанновича , внука. Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Арест вел. кн. Димитрия, внука, вместе с матерью кнг. Еленой Волошанкой в апр. 1502 г. и венчание вел. князем Василия III Иоанновича, ставшего соправителем отца, изменили ситуацию в стране. По-видимому, в это время Иоанн III определил уделы для младших сыновей. В соответствии с недавно установившейся традицией 2-му сыну, Юрию (Георгию) Ивановичу , предназначался Дмитров, 3-му - Углич (так надо понимать известие краткого Погодинского летописца об «отпуске на удел» в 1501/02 Юрия Ивановича и Д. И., т. к. в июне 1502 жалованные грамоты в Угличе еще выдавал вел. кн. Василий III; сообщение Погодинского летописца о передаче в 1499 Дмитрова Юрию, а Углича Д. И. недостоверно).

http://pravenc.ru/text/178609.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Великий князь Василий III Иванович на охоте Сыновья и жены 4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу , который одобрил развод. В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре , а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь . В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием . В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана , а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия .

http://drevo-info.ru/articles/16463.html

В 1499 г. И. В. «по благословению Симона митрополита... поимал... в Новгороде Великом церковные земли за себе, владычни и монастырские, и роздал детем бояр[ским] в поместье» (Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 138). Изучение 1-го описания Деревской пятины показало достоверность этого известия. Надгробия вел. князей Иоанна III (в центре), Василия II Васильевича (справа) и Василия III Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля Надгробия вел. князей Иоанна III (в центре), Василия II Васильевича (справа) и Василия III Иоанновича в Архангельском соборе Московского Кремля За данным шагом стояли более широкие планы, обнаружившиеся при созыве в Москве в 1503 г. церковного Собора. Можно говорить о нек-рых мерах, принятых И. В. в связи с подготовкой Собора. Так, в 1502 г. на вакантные Коломенскую и Пермскую кафедры были поставлены соответственно Никон, игум. Павлова Обнорского во имя Св. Троицы мон-ря , и Никон, игум. Глушицкого в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ря . Противоречившее обычной практике назначение на епископские кафедры настоятелей небогатых сев. мон-рей свидетельствуют о том, что И. В. хотел повлиять в нужном для него направлении на состав епископата. Созыву Собора предшествовал разрыв связей между И. В. и жидовствующими. Сведения об этом содержатся в письме прп. Иосифа Волоцкого духовнику И. В. архим. Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя муж. монастыря Митрофану. Из письма следует, что при посещении прп. Иосифом в апр. 1502 г. Москвы вел. князь признался ему, что «ведал» учение еретиков и просил его простить, сказав: «А митрополит и владыки простили мя». На следующей встрече с прп. Иосифом, состоявшейся до Пасхи 1503 г., великий князь обещал организовать «обыск» еретиков по городам. На Соборе, начавшемся летом 1503 г., присутствовал И. В. с сыновьями и приближенными. Великий князь «восхоте у митрополита, и у всех владык, и у всех монастырей села поимати», а им на содержание должны были выдаваться средства из великокняжеской казны ( Бегунов Ю.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) Поставление Димитрия Иоанновича на великое княжение. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. Л. 560 об.) (10.10.1483 - 14.02.1509), вел. кн. Владимирский, Московский, Новгородский и всея Руси (1498-1502), внук вел. кн. Иоанна III Васильевича , сын вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого и Елены, дочери молдав. господаря Стефана Великого. Отец Д. И., уделом к-рого была присоединенная в 1485 г. Тверская земля, являлся наследником и соправителем Иоанна III. После смерти Иоанна Молодого 7 марта 1490 г. Д. И. не был провозглашен наследником престола, а Тверская земля была дана в удел 2-му сыну Иоанна III Василию (см.: Василий III Иоаннович ). Источники 1490-1497 гг. не содержат сведений об участии Д. И. в управлении гос-вом. Постепенное возвышение Д. И. началось с сер. 90-х гг. XV в. Осенью 1495 г. он сопровождал деда в его поездке в Новгород. В авг. 1497 г. Иоанн III «с внуком, и з детми, и з боляры» встречал приехавшую из Рязани сестру кнг. Анну (ПСРЛ. Т. 8. С. 234). В этом известии Д. И. поставлен выше сыновей вел. князя. Когда к осени 1497 г. стали ясны намерения Иоанна III сделать Д. И. своим соправителем, дети боярские из окружения Василия принесли последнему тайно присягу верности и предложили уехать на север и захватить казну, находившуюся в Вологде и на Белоозере. В дек. 1497 г. заговор был раскрыт, кн. Василий был посажен «за приставы на егоже дворе», организаторы заговора казнены, а «иных детей боярских велел князь велики в тюрму пометати» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 530-531). 4 февр. 1498 г. Д. И. был торжественно провозглашен вел. князем и соправителем деда. Возведение Д. И. на великокняжеский трон было произведено по новому, ранее неизвестному обряду. Составленный в связи с этим событием чин поставления был затем использован при создании чина коронации Иоанна IV Васильевича (1547) и его преемников.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Летописи и др. источники не сообщают о причинах опалы, суждения о них остаются гипотетическими. Опала хронологически входит в ряд фактов династической борьбы 1497-1502 гг. за престолонаследие между «партиями» внука вел. кн. Иоанна III Димитрия Иоанновича , сына рано скончавшегося вел. кн. Иоанна Иоанновича Молодого и его матери Елены Волошанки, с одной стороны, и партией Василия (впосл. вел. князя) и Софьи Палеолог - с др. Первоначально Иоанн III провозгласил наследником своего внука (февр. 1498). Василий и Софья вели очень опасную игру, сын пытался воздействовать на отца угрозой «отъезда». В кон. 1497 г. кн. Василий бежал к литов. границе, к Можайску и Дорогобужу, возможно, предпринимал военные действия против отца. Контакты кн. Василия с вел. князем Литовским во время русско-литов. войны перерастали в угрозу власти Иоанна III. Вел. князю удалось вернуть сына, достичь согласия с Софьей, но он вынужден был пойти на уступки: 14 апр. 1502 г. Василий был поставлен на вел. княжение Московское, Владимирское и всея Руси, ранее, 11 апр., были арестованы Димитрий и Елена. Бесспорно кн. Василий имел поддержку и контакты в Литве, как и Софья (в 1484 отъехал в Литву кн. В. М. Верейский, женатый на племяннице Софьи, ее дочь была замужем за Александром Ягеллончиком). Возможно, Василий и Софья использовали связи Патрикеевых в Литве, основанные на происхождении последних и усилившиеся в ходе дипломатической деятельности 1493-1494 гг. (При обсуждении причин опалы необходимо учитывать печалование митрополита и архиереев, к-рое едва ли могло бы иметь место, если бы Патрикеевы были сторонниками подозреваемой в связях с еретиками кнг. Елены Волошанки.) В Кирилло-Белозерском мон-ре духовным наставником В. стал прп. Нил Сорский . С его братом - А. Ф. Майковым В. был ранее связан на дипломатической службе. Сохранилось послание прп. Нила к В. («к брату, вопросившему его о помыслах»). В начале княжения Василия III В. вернулся в Москву, жил в Симоновом Новом мон-ре и стал одним из влиятельных советников правителя. Позже писец-каллиграф М. Я. Медоварцев называл В. «великим временным человеком» вел. князя и говорил на суде 1531 г., что он «и государя так не блюлся и слушал», как В. Время возвращения В. ко двору неизвестно, предположительно называют разные даты между 1503 и 1509 гг. К этому можно добавить еще одну гипотезу - литов. опыт В. мог быть полезным для Василия III в 1507 г., когда после смерти Александра Ягеллончика рус. правитель обратился к вдове, своей сестре Елене Иоанновне, с просьбой способствовать своему избранию на литов. престол, что не удалось осуществить.

http://pravenc.ru/text/149879.html

В русско-ливонских отношениях русское правительство до сер. XVI в. не ставило задачи подчинения Ливонии и освобождения выходов в Балтийское м. Русско-ливонские договоры включали лишь статьи, предусматривавшие создание более благоприятных условий для торговли русских купцов в Ливонии. Стабилизация отношений с Крымом и Казанью, достигнутая при Иоанне III, нарушилась в связи с изменением соотношения сил между ханствами после уничтожения Большой Орды в 1502 г. Отражение военных набегов и походов сочеталось с дипломатическими усилиями в урегулировании сложных вопросов. Правительство Василия III Иоанновича стремилось к поддержанию дружественных отношений с султанской Турцией. Попытки империи и папства вовлечь Россию в антитурецкой коалиции оставались безрезультатными, поскольку Россия не чувствовала себя готовой к военному противостоянию. Весьма активными были сношения с папским престолом, ведшиеся не на церковном, а на гос. уровне. Предложения о вступлении в антитурецкую коалицию со стороны папы Льва X сопрягались с предложениями о «соединении Церквей» на условиях Ферраро-Флорентийского Собора (папские бреве к Василию III Иоанновичу 4 июля 1518, 16 сент. 1519). Папа Климент VII писал великому князю только о «единении» Церквей, не касаясь др. вопросов, и утверждал, что считал бы для себя высшей наградой «священный союз любви и дружбы (бреве 25 мая 1524). Василий III Иоаннович в ответ заверял в готовности быть с папой «в любви и добром согласии», но отвергал унию, заявляя, что «от прародителей своих закон греческой... держит крепко». Перед самой кончиной Василий III Иоаннович принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. В сер. 50-х гг. XVII в. келарь Троице-Сергиева монастыря Симон (Азарьин) отметил преставление Василия III Иоанновича (под неверным годом и без указания дня памяти) в своем Месяцеслове: «В лето 7046 преставился благоверный великий князь Василей Иванович, во иноцех Варлам, и во время преставления его исполнися храм благоухания многа» (РГБ. МДА. ? 201. Л. 308).

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

1059 За отсутствием в Новгороде своих архиепископов в продолжении 17 лет. Ист. Росс. Иерарх. ч. I стр. 185. 1062 Новг. III лет. стр. 249. Кроме этого чуда, в 1533 году, пред ракою чудотворца Варлаама загорелась сама собою свеча и горела постоянно 9 недель, не умаляясь. Летописец, рассказывая о сем, говорит, что от того огня и от той свечи воску послано было В. К. Василию Иоановичу. Полн. Собр. Русск. лет. Т. VI стр. 290. 1064 В Росписи новг. церквей за 1815 год показано: «Монастырь хутынский, а в нем храм боголепное преображенье, да в нем чудотворец Варлаам; в трапезе храм Варлаам преподобный. В колокольнице храм Григорий Арменский; на воротех Илья пророк; да на других воротех два престола: Никола чудотворец да Антоний Великий .» Ист. разг. о древн. В. Новгорода 1808 г. стр. 86. Кроме храмов, остались в целости от Шведов в Хутынском монастыре колокола, сосуды и другие церковные вещи, как известно о существовании их до шведского разорения. 1065 Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 611. Во время шведского разорения не мало потерпел управлявший тогда монастырем архим. Киприан, что после был митрополитом сибирским и наконец новгородским. Прибавл. к Новг. II лет. стр. 188. 1066 В монастыре хранятся 7 подлинных жалованных грамот, из коих самая древняя в. князя Василия Иоанновича III (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 627–638), и около 40 грамот в списках, начиная от в. к. Василия Иоанновича до Петра Великого. 1067 Из вещей вкладных остались: покров с вышитым изображением пр. Варлаама от царевича Федора Иоанновича в 1580 году, другой покров от Марфы Богдановой Кураковой в 1541 году, третий от князя Василия Ивановича Оболенского-Репнина в 1542 году, четвертый покров от сибирского митрополита Корнилия в 1669 году, напрестольный крест 1674 года от Михаила Яковлевича Черкасского, колокол 1599 года от Тимофея (в иноч. Тихона) Андреевича Хлопова, золотые сосуды от императрицы Анны Иоанновны и проч. 1068 По записям в синодиках монаст. известно, что от Uoahha IV дано вкладу в 1534 году 200 рублей на поминовение отца и супруги Елены, потом еще 100 руб. по супруге Анастасии, 50 руб., по брате своем Георгие, 100 руб. и кубок в 16 гривенок с 3 золоти, по супруге Марии, 50 рублей по супруге Марфе, 30 руб., по княжне Александре Юрьевой, 500 руб. по сыне Иоанне; от Богдана Матвеевича Хитрово в 1674 году серебряные сосуды и покровы в 60 рублей, царские двери с сенью, коронами и столбцами в 350 рубл. и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

белок и серебряную чару, а проту и остальным монастырям – 160 золотых. В янв. 1509 г. монахи Пантелеимонова монастыря Василий, Симеон и Иаков принесли в Москву ответные грамоты. Прот Паисий извещал о получении «милостыни», называл Василия III Иоанновича «кормителем и ктитором» и желал ему победы «над иноплеменными языки». Игум. Пантелеимонова монастыря Савва также благодарил за «милостыню», упоминал о пожалованиях Uoahha III , называл монастырь «вашей ктиторией». В ответ на новую просьбу о вспоможении Василий III Иоаннович выдал 27 июля 1509 г. 2 грамоты и отправил проту Паисию 5 сороков соболей и 5 тыс. белок на все 18 монастырей Афона и такое же кол-во Пантелеимонову монастырю, игумену которого Савве также были выданы 2 грамоты; святогорским монахам было также предоставлено право свободного сбора милостыни в России. Почти одновременно с афонскими иноками, в 1509 г., в Москву приходили посланцы от серб. деспота Иоанна и Белградского митр. Феофана – старцы Анастасий и Иоанникий (ранее они приходили к Иоанну III от митр. Григория), с ними прибыли также монахи из Кучайны, из Преображенского монастыря. В ответ Василий III Иоаннович отправил грамоты и милостыню на Афон и в Сербию. Белградскому митр. Феофану были посланы 3 сорока соболей, 3 тыс. белок, серебряный ктиторский ковш, или чаша, а также новая грамота на проезд серб. иноков в Россию. В кон. 1514–1515 гг. в Москву приходили монахи лавры св. Афанасия, Ватопеда, отпущенные из России с богатыми дарами. Они покинули Москву в марте 1515 г. вместе с русскими послами В. А. Коробовым, ехавшим к тур. султану, В. Копылом-Спячим и И. Варавиным, отправившимися на Св. гору. Василий III Иоаннович послал на Афон по завещанию своих родителей милостыню в 1000 р. и столько же от себя (для всех монастырей), а в лавру св. Афанасия и в Ватопед – серебряные чары, камчатые ризы и пелены к иконам св. Афанасия и Благовещения. Этими дарами сопровождалось прошение молиться «о нашем здравие и о нашей великой княгине Соломаниде и о наших детех» (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/no...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010