—36— IX. Отношения Канцелярии Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 30 января текущего года за 592: „Но утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 23 текущего января, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской духовной Академии Александр Плотников учителем по греческому языку в Новоторжское духовное училище“. б) от 6 февраля того же года за 722: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 30 минувшего января, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены учителями в духовные училища кандидаты Московской духовной Академии: Василий Соловьев в Заиконоспасское (в I класс) по русскому языку и Леонид Церковницкий в Кирилловское по латинскому языку“. в) от 13 февраля того же года за М 867: „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 6 текущего февраля, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определены на духовно-учебную службу кандидаты Московской духовной Академии: Павел Ряжений преподавателем по латинскому языку в Симбирскую духовную семинарию и Николай Соколов (состоявший доселе учителем в приготовительном классе Дмитровского духовного училища) учителем по русскому языку в трёх последних классах Перервинского духовного училища“. г) от 19 февраля того же года за 977. „По утверждённому Г. Синодальным Обер-Прокурором, 13 текущего февраля, докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, определён на духовно-учебную службу кандидат Московской духовной Академии Иван Зыков, состоявший доселе надзирателем за учениками в Ярославской духовной семинарии, учителем по русскому языку в I классе Ростовского-Дмитриевского духовного училища с окладом жалованья по 420 рублей“. К сему Канцелярия Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода присовокупляет, что об ассигновании поименованным лицам следующим им, по положению, денег сообщено Хозяйственному Управлению при Святейшем Синоде. Справка: По распоряжению о. Ректора Академии всем вышеозначенным кандидатам дано знать о назначении их на духовно-учебную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Троекур кн. Михаил Львович Ярославский, 1495 г.; от него – князья Троекуровы [см. Ахмет, Тюмень] Тропин Иван Семенов, подьячий, 1522 г., Москва Тропыня , дворский тверского князя, середина XV в., Кашин Тростенский кн. Александр Андреевич Оболенский [см. Голодный], убит в 1445 г. под Суздалем татарами. Фамилия от села Тростье в Оболенске [см. Козлина, Тетеревик] Трохно – Трофим или Трифон, Новгород Трояков Филя Захаров, дьячок, 1526 г., Белоозеро Трубак Федор, крестьянин, 1580 г., Новгород Трубица Григорий Петрович Вельяминов, первая половина XVI в.; Григорий Андреевич Трубицын, 1613 г., Арзамас Трубников Федор Семенович, середина XVI в., Рязань Трудница Иван, крестьянин, 1564 г., Олонец Трун, Трунов : Труп, крестьянин, 1545 г., Новгород; Трунец Иван, рыболов, 1585 г., Псков; Григорий Трунов, дворцовый дьяк, 1600 г. Трун – тряпье, ветошь; трунить – подшучивать (Даль) Трунин Григорий Протасьевич, 1590 г., Мещера Трупехин Антипп, посадский человек, 1585 г., Псков Трус, Трусов : Матвей Панфилович Трус Воробин [см. Вороба], середина XV в.; от него – Трусовы; Еремей Трусов, посол в Рим к папе, 1537 г. Трус – землетрясение; переносное – страх, трусливый, боязливый Трусанов , крестьянин, 1470 г., Кашин Трутень Алешка, крестьянин, 1498 г., Новгород Труха, Трухин : Труха, крестьянин, 1540 г., Новгород; Караул [см. Караул] Иванович Трухин, 1603 г., Новгород Труха – сор, мелкое сено, древесная гниль; Труха, Трухно – Трофим или Трифон, Новгород Трухан , крестьянин, конец XV в., Новгород Трухач, Трухачев : Трухач, крестьянин, начало XVI в., Новгород; Василий Иванович Трухачев, 1579 г., Ряжск Трушин Михаил, казак, 1636 г., Епифань Трушневы Салтык [см. Салтык] и Висл [см. Висл] Степановы, крестьяне, конец XV в., Белоозеро Трызло Иван, крестьянин, середина XVI в., Новгород; Трызловы, конец XVI в., там же Трынковы Никита и Кузьма Борисовичи, 1550 г., Тверь Тряблый Иван, 1664 г., Двина Тряпка Яковлевич Посохов [см. Посоховы], 1545 г., Новгород Тряс Елизаров, крестьянин, 1571 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

16 Июня 1923 года Патриарх Тихон (Василий Беллавин) – Л. 52. Машинописная копия, заверенная Е. А. Тучковым 19 июня 1923 г. В левом верхнем углу его рукой помета: “тов. Сталину”. – АПРФ, ф. 3, оп. 60, д. 12, л, 89. Машинописная копия того времени, заверенная Е. А. Тучковым. – PЦXIДHU, ф. 78, оп. 7, д. 172, л. 48. Машинописная копия того времени, заверенная Е. А. Тучковым. В левом верхнем углу его же рукой помета: “т. М. И. Калинину. 20/6. Е. Тучков”. В правом нижнем углу рукописная помета: “Получено из ГПУ. 20/VI. В. ”. Слово “анафемствование” вписано Е. А. Тучковым на оставленное в строке место. – ЦА ФСБ. Особый архив, д. 1780, т. 27, л. 15. Машинописная копия того времени, заверенная круглой гербовой печатью Верховного Суда РСФСР и подписью помощника старшего секретаря Суда Тарасова. – Опубликовано: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. С. 280–281. 25–35 Записка председателя Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославского при направлении Политбюро ЦК РКП(б) заявления патриарха Тихона в Верховный Суд РСФСР 19 июня 1923 г. (См. дело 12, документ 39.) 25–36 Предложенный председателем Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Е. М. Ярославским проект директивы Политбюро ЦК РКП(б) Верховному Суду в связи с заявлением патриарха Тихона 19 июня 1923 г. (См. дело 12, документ 40.) 25–37 Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об организации интервью патриарха Тихона “с заграничными корреспондентами”. Из протокола заседания Политбюро 14 от 3 июля 1923 г. Слушали: О Тихоне (т. Зиновьев). Постановили: Поручить т. Ярославскому организовать интервью Тихона с заграничными корреспондентами по соглашению с т. Радеком. – Л. 54. Рукописный подлинник на бланке постановлений Политбюро. Под текстом рукописная помета: “Только для т. Сталина”. В левом верхнем углу карандашная помета: “Не вносится в пр[отокол] П[олит]Б[юро]”. Поэтому в черновом протоколе заседания Политбюро 14 от 3 июля 1923 г. (АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 345) записи этого постановления нет, она перемещена в д. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По обеим сторонам окна наличник состоит из тех же тонких висячих полуколонок, украшенных ромбиками, жгутами, бусами и оканчивающихся висячей гирькой. Желая заполнить стену галереи снаружи, между окнами и дверями, мастер украсил все пространство тремя красивыми ширинками, особыми архитектурными мотивами, состоящими из двух квадратов с впадинами, заполненными цветными изразцами, расположенными один над другим; над этими квадратами расположены карнизы из трёх – трёх с половиной цветных изразцов, увенчанные кокошниками с одним, а на ширинке с левой стороны, с двумя щипцами. Эти архитектурные украшения, напоминающие деревянные киотцы, очень красивы и оригинальны. В основании правого окна мастер протянул горизонтальную тягу, сделанную из кирпичей в ребро, и соединил ею окно и две ширинки, расположенные по обеим сторонам окна (см. рис. 5). В квадратах вставлены разноцветные изразцы, украшенные цветами и изображением сирены (см. рис. 6). Рис 6. Древние изразцы Эти украшения на наружной западной стене паперти вполне сходны с роскошными украшениями папертей и фасадов ростовских и ярославских храмов времени расцвета русского зодчества в половине XVII века. А так как известно, что эту паперть делали суздальцы «посадские люди», то, очевидно, что искусство красивой каменной кладки, вроде деревянной резьбы и украшения цветными изразцами, было обычно и в Суздале. Внутренность церкви, не стесняемая столбами, представляет большие удобства для молящихся. Средняя глава вместе с фонарём опирается, как уже сказано выше, прямо на сомкнутый свод, который устроен очень искусно с распалубками со всех сторон, представляющими очень прочное основание для главы; столбы, обычные в других церквах, здесь отсутствуют. – Благодаря этому обстоятельству, средняя глава помещается в центре квадрата самой церкви и несколько удалена от алтарных абсид. Алтарь отделяется от церкви иконостасом; каменная стена, к которой пристроены алтарные полукружия, поддерживает две главки, находящиеся перед малыми абсидами алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Алтарь украшен мало. Горизонтальный пояс, идущий кругом всей церкви для отделения верхнего этажа от подвального, проходит и кругом алтаря. Вертикально парными полуколонками верхний фасад разделяется на пять частей, из коих средние три заняты окнами, украшенными, наличниками и карнизами со щипцами, как и на боковых фасадах. В нижнем этаже нет никаких украшений, только три позднейших окна без наличников и карнизов. Рис. 10. Изразцы Троицкой церкви, XVII в. Устройство глав представляет немало оригинального. Все главы устроены одинаково, разница между ними та, что средняя, с 8 окнами, сквозная, а боковые – глухие, с глухими впадинами на месте окон, и средняя больше боковых. Главы в основании своём представляют восьмигранник, оканчивающийся 8-ю треугольными фронтонами; на этих фронтонах возвышаются новые, более узкие восьмигранники, на которых уже водружены с двойной луковицей небольшие главки, увенчанные крестами. Фасад каждой стороны восьмигранника разделён очень тщательно на несколько частей и орнаментирован арочками, четырёхугольными продолговатыми впадинами и фронтонами. Сами главки скорее напоминают форму древних кувшинов, чем луковицы. Эти главки составляют как бы переход к шатровым покрытиям. Посредством их древнерусский зодчий удачно соединяет две разнородные формы – кубическую с шатровой, ведущие начало одна из каменной, а другая из деревянной архитектуры. Благодаря им, рядом стоящая шатровая колокольня, сливается в одно гармоническое целое с кубической церковью. Фасад шатровой колокольни орнаментирован, хотя менее тщательно, но удачно. – Колокольня эта состоит из двух частей: нижней – четырёхугольника, опирающегося на четыре толстых круглых коротких столба, и верхней – восьмигранника, заканчивающегося шатровым верхом с тремя ярусами слуховых окон. Рис. 11. Изразцы XVII в. в стене Троицкой церкви Наружный фасад нижней части колокольни украшен по углам теми же тройными полуколонками, как и фасад главной части Троицкой церкви; карнизы столбов, стянутые арками, украшены теми же ширинками с вставными цветными изразцами, не делают этих столбов лёгкими, и они не изящны; арки в древности, вероятно, были открыты (как в ярославских и московских колокольнях этого типа) и заложены кирпичами в позднейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Недосмотр последних карался денежными штрафами от 5 до 50 рублей.    Итак, после 1682 г. мечта вождей первого поколения старообрядчества о возможности «исправления» царя и церкви рассеялась окончательно. Жестокая действительность возбудила самые мрачные ожидания скорой кончины мира. Усилилась практика самосожжений, а для большинства оставалось бегство в соседние страны за кордон.    Самоистребление фанатиков имело даже не одну форму самосожжения. Практиковалось и самоуморение, пощение до смерти, самозаклание, самоутопление. Фанатики убегали в леса семьями, с детьми и морили себя в ямах и храминах. Проповедником самоистребления был чернец Капитон из Вязниковского уезда Владимирской губернии. Василий Волосатый, «мужик-неук» Юрьевецкого уезда, проповедовал неимение иерархии и таинств, как спасительный подвиг веры, и «пощение до смерти». Но более широко практиковалось самосожжение, как средство избежать печати антихриста. В 1672 г. отмечен был первый случай массовой «гари»: сожглось около 2.000. В «гарях» Пошехонского уезда Ярославской губернии за 1676—1687 гг. сожглось 1929 человек. Аввакум радовался тогда, что «русская земля освятилась кровию мученическою». «Доброе дело содеяли самовольные мученики». Он называл такое самоистребление «блаженным изволом о Господе». «В огне то здесь небольшое время потерпеть. Боишься пещи той? Дерзай, плюй на нее, не бойся! До пещи страх, а егда в нее вошел, тогда и забыл вся». Подлинно героический Аввакум и сам также погиб на костре в мрачный год генерального гонения 1682 г.    В 1679 г. в Тюмени, Тобольского края, поп Дометиан устраивает гарь для 1.700 человек. В 1687 г. на Онежском озере в Палеостровском монастыре сжигают себя 2.700 человек. Поводом к таким трагическим предприятиям служил обычно приход правительственных военных отрядов, и пред упорствующими стоял вопрос не только битья и ссылок, но и смертной казни. Фанатики рассматривали это, как трагическую безысходность и учиняли не раз самосожжение на глазах стрелецких отрядов. В том же Палеостровском монастыре в следующем 1688 г. затворившиеся 1.500 старообрядцев сопротивляются осаде больше 9-ти недель и вместо сдачи в конце концов самосжигаются. По приблизительной статистике до 1690 года в таких самосожжениях покончило с собой больше 20.000 человек. Достойно удивления, что и по прошествии и первого острого периода самосжигание не исчезает из практики, в меньших, конечно, масштабах, не только за весь XVIIU век, но случается еще и в начале XIX в. Старообрядческие историки по своему понимают и оправдывают это явление. Иван Филиппов пишет: «огненное сие страдание — ради немощи нашей» (!). А старец Сергий в 1722 г. выражается так: «Поистине нельзя, чтобы нам не гореть, некуда больше деться».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— Ситуация сложилась так, что к шестому курсу мне пришлось переехать в Ярославль и перевезти туда жену с детьми. Так что дипломную работу я делал, регулярно катаясь из Ярославля в Петербург. Диплом  защитил летом 1997 года. К 1998 году я стал участвовать в различных выставках и меня рекомендовали на вступление в Союз художников России. И одновременно получилось так, что у меня возникали различные душевные скорби, на которые духовник говорил: надо рукополагаться. А я, честно говоря, не мог решиться, не представлял себя священником: боялся ответственности. Дьяконом – другое дело, мне нравилось петь в храме .  Это было понятно, и ответ нужно было держать только за себя, а не и за паству. Но духовник сказал: пока не рукоположишься, внутренние скорби не прекратятся. И вот 21 мая, в день Толгской иконы,  я был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. А в Союз я вступил, уже будучи диаконом… О самореализации — Ваша матушка – тоже художник. Насколько важно, чтобы у супругов были одинаковы интересы? — Мне кажется – очень важно. Это я могу как раз говорить исходя из опыта своей семьи. Но все-таки самое главное, что у нас со Светой – одинаковое отношение к религии, к вере. Вообще то, что я ее встретил — Божественное благословение! Только познакомившись со Светой, я понял, какой это замечательный человек. Но я даже, честно говоря, не ожидал, НАСКОЛЬКО прекрасным человеком она окажется в дальнейшем. Конечно, были у нас какие-то моменты разногласий. Например, где-то после двух лет брака Света впала в уныние , ее огорчало, что я мало бываю дома (а я и учился, и работал, ведь на мне лежала ответственность за семью), что она одна дома с ребенком, да еще не в очень хороших условиях! Мы снимали какие-то квартирки, а одно время — дом. Но дом был – оно название: ветхий, трухлявый, со всех сторон дует. Почувствовав, что Света испытывает некоторые напряжение, я ей предложил сходить к духовнику. Она буквально 10 минут поговорила с отцом Иоанном Мироновым, уж не знаю о чем, но вышла с совершенно другим лицом, чем вошла. И больше уже никогда не было таких моментов уныния.

http://pravmir.ru/protoierej-vasilij-shi...

44.  Романов Иван Иванов, из Гарской волости Ростовского уезда Ярославской губернии. 45.  Дмитриев Семен Герасимов, 21 г., из Ваньчуговской волости Кашинского уезда Тверской губернии. 46.  Клещев Иван Николаев, 21 г., из г. Шадринска, слесарь. 47.  Пермяков Иван Николаев, 18 л., из с. Уктуса Екатеринбургского уезда, слесарь. 48.  Варакушев Александр Семенов, из Тулы или Петрограда, слесарь. 49.  Прохоров Александр из Катав-Ивановского завода Уфимской губернии. 50.  Брусьянин Леонид Иванов. 51.  Пелегов Василий. 52.  Осокин Александр. 53.  Лякс Скорожинский. 54.  Скороходов. 55.  Фомин. 56.  Зотов . Самые стены ипатьевского дома выдали многих из этих лиц. Они были покрыты всевозможными надписями: результаты склонности охранников к заборной литературе. Удалось прочесть многие имена. Среди множества брошенных документов оказались денежные расписки злоказовских рабочих, несших внутреннюю охрану, и требовательные ведомости сысертских рабочих, несших охрану наружную. Наружная охрана поселилась в нижнем этаже ипатьевского дома: злоказовские рабочие в комнате под цифрой VI, сысертские – в комнате под цифрами IV и V. Спустя некоторое время наружная охрана была переведена в соседний дом Попова. Когда возник кадр постоянной наружной охраны, она стала допускаться и на внутренние посты верхнего этажа дома. Но различие между нею и охраной внутренней не исчезло. По-прежнему злоказовские рабочие внутренней охраны царили в доме и имели доступ во все комнаты, куда не допускались рабочие наружной охраны. Самым главным лицом среди охранников был Авдеев. Он назывался «комендантом дома особого назначения». Мошкин был его помощником. Медведев был «начальником» всей караульной команды, несшей охрану как на внутренних, так и на внешних постах. Якимов, Старков и Добрынин были разводящими. Они ставили охранников на посты и наблюдали за ними, сами не неся охраны. Только братья Мишкевичи и Скорожинский были, вероятно, польской национальности. Все остальные охранники были русские. Что они представляли собой? Фабрика братьев Злоказовых работала во время войны на оборону: изготовляла снаряды.

http://azbyka.ru/fiction/ubijstvo-carsko...

До одиннадцати часов была еще некоторая возможность проникнуть в ворота, хотя не без трудности и лишь при благоприятных обстоятельствах. Дело в том, что в это время ключи от запертых ворот находились еще в руках привратника, так как в конце одиннадцатого часа он должен был отворить калитку для впуска того монаха–сборщика, который ходил с кружкою на вокзале при приходе вечернего Ярославского поезда. Запоздавший студент мог прибегнуть к милостивому покровительству этого монаха и от его доброго сердца или хорошего настроения вполне зависело впустить студента вместе с собою, или оставить его за воротами. Иногда вопрос разрешался и несколько иначе: студент вступал с привратником в переговоры, и дело улаживалось уже не на почве сердечных расположений, а при содействии презренного металла, который просовывался в подворотню, после чего калитка отворялась. Помню даже такой случай: один из запоздавших студентов, не имея ни копейки денег, просунул в подворотню свои запонки и такое приношение, кажется, все-таки достигло своей цели. Все подобного рода попытки были возможны, однако, только до одиннадцати часов, так как в это время ключи уже относились, как говорили, к о. казначею лавры и таким образом приворотная стража оказать кому-либо снисхождение была не в силах. При таких условиях, по вечерам праздничных дней, особенно в хорошую ясную погоду, постоянно можно было видеть наших студентов, усиленно спешивших с разных концов посада к его центру, чтобы застать еще открытую калитку; но был в наше время один случай, когда, вопреки общему обыкновению, по поводу той же запертой калитки проявила среди студентов свое действие сила не центростремительная, так сказать, а центробежная. Одному из студентов почему-то непременно понадобилось выбраться из академии в посад среди ночи, когда проникнуть чрез запертые ворота уже не было никакой возможности. В опустевших на ночь номерах нашего курса он собрал веревки от блоков всех дверей и, связав их вместе, отправился на монастырскую стену, задумав спуститься с нее по веревке на бульвар.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Текст рассматриваемого документа всею полностью и почти без всяких разночтений с печатным приведен с чернового подлинника его в 5-м приложении к настоящему сочинению и первою своею половиною во 2-й главе. а). Тетрадь, текст которой помещен в приложении первом, состоящая из 44 листков, в архиве помечена так: – «Росписание всех епархий и монастырей с показанием, сколько за которым монастырем дворов», – заглавие это вполне точно указывает на содержание тетради. Здесь действительно, сшито 13 отдельных росписей монастырей со дворами при них по 13 из числа 17-ти тогдашних епархий, нет росписей лишь по епархиям: Сибирской, Рязанской, Белгородской и Вятской. Сначала идет крайне изветшалая роспись городов и монастырей в них и в их уездах по епархии патриарха, потом по епархиям: Новгородской, Казанской, Астраханской, Псковской, Тверской, Нижегородской, Коломенской, Вологодской, Ростовской, Смоленской и, наконец, Суздальской. Все росписи писаны разными руками и почти на каждой имеется «рукоприкладство» а иногда и скрепа по листам 20 архиерейских стряпчих, и подъячих. Например, на Коломенской: «к сей росписи Коломенской домовых дел стряпчей Ивашко Гринев руку приложил», на Ростовской: «к сей росписи преосвященного Ионы, митрополита Ростовского и Ярославского, стряпчей Алешка Бобров руку приложил», на Смоленской: «а скаску писал митрополья Казенного приказу подъячей Родка Стефанов» и т. п. Сведения, заключающиеся в этих росписях, собирались из первых рук: или «с докладу» самих епархиальных архиереев, или же с показаний их стряпчих, что видно, кроме собственноручного рукоприкладства на этих росписях архиерейских чиновников, еще из такого рода помет, имеющихся на некоторых росписях, например, на Смоленской: «190-го года октября в 28 день Преосвященного Симеона, митрополита Смоленского и Дорогобужского, Стряпчей Василий Истомин в приказе Большого Дворца боярину и дворецкому князю Василью Федоровичу Одоевскому, с товарищи сказал, что есть в пастве преосвященного митрополита монастырей»..., на Астраханской: «а сию роспись писал з докладу архиерейского судных и духовных дел подьячишко Ивашко Козлов».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010