Не время ли уже пустить ваш отчет в ход – о ревизии Владимирской семинарии? – К нам из Питера никаких запросов и бумаг относительно служащих при ней не было». 11-го числа писал я ректору Московской духовной академии А. В. Горскому: «Ваше высокопреподобие, высокопочтеннейший отец ректор! Вы просите меня порекомендовать вам кого-либо из известных мне наставников семинарии на инспекторскую должность. Комиссия довольно затруднительная: впрочем постараюсь перечислить вам, кого я знаю и признаю более или менее способным к помянутой должности. Начну с Владимирской семинарии. Учитель Сердцев действительно годился бы для инспекторства по своей горячей ревности и добросовестности: но он через чур был некогда рьян и горяч разве, может быть не охладили ли несколько его рьяности и гневливости лета и затруднительные обстоятельства житейские. С большею уверенностью могу рекомендовать на инспекторскую должность профессора свящ. Флоринского 19 . По Ярославской семинарии известны мне с хороший стороны профессоры священник Архангельский и Василий Орлов; товарищ мой Алексей Лавров 20 тоже очень хороший человек, но для инспекторства кажется, слишком добр и тих, тогда как помянутый Сердцев слишком лих. На днях прибыл в Москву г. Синодальный обер-прокурор 21 ; вчера мы целой корпорацией устремились было представиться его превосходительству но он не изволил принять нас, чему мы и очень были рады. Препровождаю вам при сем по принадлежности челобитную чудака-литератора, иеромонаха Виктора. Сжальтесь, пожалуйста, над несчастным тружеником и потешьте его чем-нибудь. Почему бы например не дать ему степени докторской? Простите, если я обращусь к вам несколько с странною просьбою. Хотя и много получил я от щедрой редакции вашей экземпляров речей, произнесенные при моем наречении и посвящении: но они все уже почти разошлись у меня а между тем есть желающие и требующие оных. Не откажитесь пожалуйста удовлетворить сим требующим, если только есть у вас сколько-нибудь лишних экземпляров. Ведь Андрей Николаевич 22 отбирал же некогда у всех лишние оттиски своих статей, хотя и с другою целью: почему же и мне не сделать того? – Кстати: Андрей Николаевич никак не может расстаться с своим Никоном; приступила, к продолжению печатания начатой и оставленной было по вашей милости, биографии святейшего патриарха. Не очень давно он писал мне об этом и поручал даже сделать некоторые справки по Московским архивам.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Василий Гаврилович Холин, оптовый торговец овцами и владелец двух винокуренных заводов, принадлежит к числу немалочисленных у нас ревнителей церковного благолепия. Словом, Холин лелеял свой хор, который зато пел прекрасно и состязался с хором покойного воронежского архиепископа Серафима, большого любителя церковного нотного пения. Старожилы говорят о его хоре: Не услышим теперь такого пения, нет теперь таких хоров. Любовь Холина к пению побуждала его вслушиваться во всякое мало-мальски хорошее пение и заимствовать его для своего хора; таким образом, хор его многое исполнял из пения Серафимовского хора. Пригласив Смагина обучать церковных сторожей звону, Холин, по истечении месяца, предложил ему рекрутскую квитанцию, по которой он мог освободиться от военной службы и поступить к нему на службу. Смагин принял предложение и поступил к Холину конторщиком. В течение более 10 лет, с 1867 по 1878 г.? он сопровождал хозяина по торговым делам по средним и южным губерниям. Где только ни слышал его хозяин хороший звон, немедленно посылал Смагина изучать его, а когда возвращался домой, то проверял своего приказчика на приходской церкви, где состоял старостою. При этом Холин обнаруживал большое чутье и слух относительно церковного звона, сразу и метко отмечая отступления от слышанного звона, если их делал Смагин. Но этим не довольствовался Холин в своей любви к церковному звону и в 1873 г. нарочно командировал своего звонаря для изучения звонов в Москву, Троице-Сергиеву Лавру и в Ростов Ярославский. Благодаря такому усердию хозяина, Смагин имел возможность усвоить себе различные звоны и на их почве начал вырабатывать нечто свое, составлять сборный звон из известных ему звонов, вносить сюда свои добавления, новые ритмические фигуры, которые иногда выходят сами собою, непроизвольно, и этим он выступил на путь импровизации на колоколах. Словом, по его выражению, звон его из несознательного стал сознательным, то есть Смагин внес в свое искусство начало сознания и известное творчество.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2092...

Собственноручная исповедь наставника Александра Васильева доказывает, что вожаки секты в этом отношении доходят до самого грязного цинизма: подкидывание, вытравливание, бросание детей в воду в местах, зараженных учением этой секты, – явления самые обыкновенные. В одной подобной местности, при чистке пруда, найдено более тридцати младенческих тел! Семейные отношения и естественный чувства уничтожаются до того, что ни убеждения, ни слезы родителей не тронут детей, отрекшихся от них. Ложь и обман вообще у беспоповцев есть, как-бы непременная обязанность, освященная нагло взятым примером из жития великомуч. Варвары, где говорится, что „некто сказал правду и погиб, другой солгал и свят сделался“. У странников-же ложь тем обязательнее, что она есть выражение брани, которую каждый должен вести с антихристом и его слугами. Подкуп и насилие позволительны; наставник Василий (горбунчик) дважды освобожден из-под стражи: один раз чрез подкуп сторожей, в другой – отбит от конвойных во время препровождения в ссылку. Получая большие подаяния, странники нередко проводят время в кабачных увеселениях, среди которых некоторые и пойманы. Иные обличены были в воровстве, делании фальшивых кредитных билетов, даже в грабительстве и убийстве. Пропаганда этой столь изуверной секты совершалась тем успешнее, что у странников всякий бродяга может быть „вселенским учителем“, а девушка учительницей и что способ учения их всегда сопровождается изумляющею простой народ набожностию. Благодаря такому характеру пропаганды, секта странников, в сравнительно короткое время своего существования, успела широкою сетью раскинуться по разным местам. Лжеучением странников наиболее заражены: Ярославская, Владимирская, Костромская, Олонецкая губ.; последователи секты странников есть в Сибири и других местах. 8. Толк нетовщины или Спасово согласие Тогда как другие беспоповцы допускают совершение богослужения и некоторых таинств (крещения и покаяния) непосвященными лицами, нетовцы утверждают, что мирянин действовать священная не может, что ныне в мире нет ни православного священства, ни таинств, ни благодати, что нет средств к спасению, ибо антихрист истребил все таинства, а с ними и все средства к спасению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

Письма к Иннокентию, епископу Камчатскому от 25 ноября и 7 декабря 1857 года//Русский архив. М. 1881. Кн. 2, стр. 25–28. Письмо митрополита Филарета к костромчанам в ответ на поздравление их с пятидесятилетием архиерейского служения (6 сентября 1867 года, 472)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 455. Письмо к генерал-лейтенанту Донского войска наказному атаману Д.Е. Кутейникову//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 134. Письмо Московского митрополита Филарета к главному директору императорской Павловской больницы, тайному советнику С.С. Кушникову (9 января 1824 года)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 307–310. Письма к епископу Дмитровскому Лаврентию (от 3 апреля и 9 мая 1819 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 6, стр. 51–53. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому, впоследствии архиепископу Ярославскому. М. 1883//Душеполезное чтение. М. 1883, ч. 2, стр. 103–119. Письмо преосвященному Леониду, епископу Дмитровскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокалетием служения Его Высокопреосвященства на Московской пастве (6 июля 1861 года) и 7 июля 1866 г.//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 70–72, 73. Письмо митрополита Филарета Московской Церкви в ответ на её приветствие с совершившимся пятидесятилетием от начала епископского служения Его Высокопреосвященства (16 сентября 1867 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 74–75. Письма к синодальному обер-прокурору князю П.С. Мещерскому//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, стр. 355 (10 ноября 1828 года); 1890, ч. 1, стр. 487 (13 января 1829 года); 1891, Ч. 3, стр. 147 (23 ноября 1826 года); 1892, Ч. 2, стр. 876–877. Письма к А.Н. Муравьеву (1822–1867). Киев. 1869. Письма к и. д. московского обер-полицмейстера С.Н. Муханову (26 августа 1832)//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, стр. 628. Письма к княгине В.М. Нарышкиной (во время болезни её родителей)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 81–85.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Письма к М.М. Евреинову (семь писем)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1886. Кн. 4, стр. 93–99. Письма к преосвященному Николаю, епископу Дмитровскому, впоследствии Калужскому (1831–1834)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 32; кн. 9, стр. 29; 1870; кн. 10, стр. 25–42. Письмо к преосвященному Нилу, архиепископу Иркутскому, Нерчинскому и Якутскому, впоследствии Ярославскому (13 мая 1840)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 259. Письма к Е.В. Новосильцевой (1822–1849). М. 1911. Письма к игуменье Евгении Озеровой//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Смесь. М. 1877, стр. 130–136. Письма гофмаршалу В.Д. Олсуфьеву (1851)//Душеполезное чтение. М. 1891, ч. 3, стр. 146–147. Письма к преосвященному Парфению (Черткову) , епископу Воронежскому//Православное обозрение. М. 1872, сентябрь. Письма Филарета, митрополита Московского к своему другу, священнику Пономарёву Г.//Московские Церковные ведомости. М. 1907, 48, стр. 1475–1479; 49, стр. 1512–1516. Письмо митрополита Филарета к синодальному обер-прокурору графу Н.А. Протасову (2 мая 1839 года)//Душеполезное чтение. М. 1879, ч. 1, стр. 102–103, 472 (9 апреля 1841 года). Письма митрополита Филарета к княгине Е.Р. Вяземской//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 76–80. Письмо ректора Санкт-Петербургской Академии архимандрита Филарета к графу А.К. Разумовскому, с примечанием на примечание о характере Давида, как творца Псалмов (29 мая 1814 года)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. -Сергиев Посад. 1863–1894; 1869. Кн. 8, стр. 26–31. Письма митрополита Филарета к одному из друзей капитану Ф.Я. Репнинскому. (1828–1842)//Русский архив. М. 1891. Кн. 1, стр. 285–288. Письма митрополита Филарета к родным (1800–1866). М. 1882. Письмо преосвященному Савве, епископу Можайскому, в ответ на приветствие от московского духовенства с совершившимся сорокапятилетием служения Его Высокопреосвященства на московской пастве (7 июля 1866)//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М.-Сергиев Посад. 1863–1894; 1868. Кн. 4, стр. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отец Василий всегда был очень загружен: он возглавлял в епархии комиссии по работе с осужденными и с наркозависимыми, строил храмы в колониях, а также служил одновременно на разных приходах, поэтому большая часть семейных забот долгие годы была на его супруге. Однако с ее энергией и вечной жаждой креативной деятельности преподавание в воскресной школе стало не непосильным грузом, а радостным дополнением к семейной жизни. — Я не могу жить без творчества, иначе чувствую себя как лягушка в болоте, — признается матушка Тамара. — Мне нужно все время открывать для себя что-то новое, и сфера просвещения дает такую возможность. Я просто делала свое дело и не замечала бытовых сложностей, которых было немало. Например, воду приходилось из колонки носить, а стирать вручную. Дети рождались друг за другом, я приучила их всех помогать по дому, у нас даже график на стене висел, кто что делает. Старшие сначала нянчили младших, а потом стали водить их в школу. У нас было свое хозяйство, они и там помогали. Своих детей матушка Тамара воспитывала так, чтобы авторитет отца был для них незыблемой ценностью. — Наши пятеро детей уже совсем взрослые, но у них до сих пор сохранился трепет перед отцом как перед священником. Когда они подрастали, я говорила им: «Конечно, я всегда прошу Бога за вас, но моя молитва слабая. А папа в алтаре молится. Он как поднимет руки в молитве у престола, Господь его сразу и слышит». Дети и сейчас под благословение к нему приходят, всегда советуются с ним в серьезных вопросах. Между тем число учеников воскресной школы росло, приезжать в Балобаново стали со всей округи. И родители попросили Тамару Дмитриевну перенести воскресную школу в Рыбинск, так как многим добираться в село было неудобно. Так в Рыбинске появился в 2003 году духовно-просветительский центр внешкольного образования «Истоки». С педагогами теперь проблем не было. Ими стали прихожане Успенского храма, вместе с матушкой получившие образование на вечернем факультете православной педагогики и катехизации Ярославского духовного училища (ныне семинарии).

http://patriarchia.ru/db/text/5876856.ht...

Огромное спасибо Министерству культуры, Патриаршему совету по культуре и всем, кто помогал в работе над этим проектом. И, конечно же, Правительству Москвы, потому что делать такую выставку в Центральном Манеже – это действительно особый уровень и особый вызов. Радость искусства Митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов) , глава Патриаршего совета по культуре: – Уже несколько лет существует сотрудничество Русской Православной Церкви и музеев на уровне комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом при Патриаршем совете по культуре и Министерства культуры. Мы решаем много порой довольно тяжелых проблем, но не только эти проблемы являются нашим общим делом. Василий Поленов. Ранний снег. Бехово. 1891 г. Ярославский художественный музей Выставка, которую мы вскоре открываем, – это тоже проект взаимодействия Русской Православной Церкви с музейным сообществом. Как вы знаете, в Манеже каждый год открываются очень интересные экспозиции. Четыре из них были посвящены периодам русской истории начиная от древних времен и заканчивая нашими днями. И, конечно же, мы понимали, что нельзя снижать уровень, что должно быть нечто действительно очень интересное. Ведь выставку открывает и Президент России, и Патриарх, приходит множество официальных лиц. Но также москвичи и гости столицы привыкли к тому, что здесь проходит нечто очень важное и совершенно особое и для Москвы, и для России. И вот в нынешнем году мы предложили собрать из провинциальных музеев России те шедевры живописи, что хранятся там. Я не боюсь слова «провинция»: оно милое и хорошее, тем более что я и сам сегодня провинциальный архиерей. Иван Крамской. Портрет Рофтопуло О.А. 1884 г. Пермская государственная художественная галерея Главная идея – показать совершенно ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны Имена этих великих художников известны всей стране и всему миру. Часть их работ находится и в Третьяковской галерее и других центральных музеях. Но собрать все самое лучшее, что есть в России, в одном месте и дать возможность нам всем посмотреть и открыть это для себя – это, собственно, и есть главная идея данной экспозиции: показать совершенно ни с чем не сравнимое художественное богатство нашей страны – от Калининграда и до Дальнего Востока.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Почти год спустя, – 7 января 1823 г. – Филарет писал Гавриилу о том же доме: «Думал я, что дом ваш совсем окончен; а сказывают, нет. Дали же вам работу. За то прозовешися здатель оград». Кроме забот и хлопот по дому, у преосв. Гавриила были еще заботы о благоустройстве семинарии и училищ. Митроп. Филарет писал ему 27 января 1821 г: «Новый ректор ваш, говорят, сетует, но что делать»? Взыщет смирения: найдет утешение» 44 . В том же письме Филарет просит Гавриила возвратить часть перевода, катехизических поучений св. отца нашего Кирилла Иерусалимского , которая, как дошли слухи до Филарета, взята была преосв. Гавриилом, когда он отправлялся из Ярославля в Орел. «Поищите, – писал Филарет своему другу, – и если что найдется, отошлите назад. Спешат сим делом «Начало перевода из Кирилла Иерусалимского мною доставлено преосвященнейшему Ярославскому» 45 , – писал Филарет от 6 марта 1822 г. Чтобы понять особенную заботливость Филарета о скорейшем переводе катехизических поучений Кирилла Иерусалимского , надобно припомнить, что в своем мнении о преподавании во всех церквах по воскресным и праздничным дням катехизических поучений, представленном в Св. Синод 15 августа 1820 г., Филарет писал следующее: «Наставление православного народа в вере и благонравии христианском усматривается подверженным доныне следующим недостаткам: 1) Большая часть народа, как-то: крестьяне и низший разряд городских жителей, детей своих катехизису не обучают. 2) Поучения, читаемые при богослужении с печатных книг, бывают частью невразумительны к потребностям слушателей по содержанию и потому читаются нередко без особенного внимания и успеха. 3) Проповеди собственного сочинения приходским духовенством говорятся не довольно часто, без соблюдения порядка во времени и предметах, и также большей частью без применения к потребностям слушателей и к степени их понятия. Следствия из сего: 1) Желающие христианского наставления не находят, где получить оное. 2) Равнодушные к нему не привлекаются и не возбуждаются, так что некоторые из слушающих божественную службу при начале поучения оставляют храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Однако мало было вставить в договор условие о крещении Владислава, надо было добиться его выполнения на переговорах под Смоленском, куда из Москвы отправлялось представительное посольство. Учитывая «шатость» русской знати в предшествующие годы, патриарх подозревал, что послы с легкостью променяют политические требования на личные выгоды. Так, глава посольства князь Василий Голицын заявил Гермогену при боярах, что «о крещении (Владислава) они будут бить челом, но если бы даже король и не исполнил их просьбы, то волен Бог да государь, мы ему уже крест целовали и будем ему прямить». Об этом заявлении стало известно Жолкевскому, сообщившему королю, что переговоры, видимо, будут совсем нетрудными! Но на своеволие послов в Москве издавна была придумана узда: подробный наказ, где оговаривались все вопросы и пределы уступок. Такой наказ от имени патриарха, бояр и всех чинов Российского государства был дан послам. В первой же статье он требовал, чтобы Владислав крестился еще под Смоленском, во второй — чтобы королевич порвал отношения с Римским папой, в третьей — чтобы россияне, пожелавшие оставить православие, казнились смертью. Кроме того, Владислав должен был прийти в Москву с малой свитой, писаться старым русским царским титулом, жениться на русской православной девице и т. д. «Спорить о вере» послам было вообще запрещено: только крестившись, королевич мог стать царем. По остальным пунктам уступки были невелики: так, креститься Владислав мог «где произволит, не доходя Москвы», в свиту взять до 500 человек, жениться не обязательно на русской, но по совету с патриархом и боярами. Допускались новые переговоры о титуле, открытии в Москве католического храма (хотя патриарх указал, что «в том будет многим людям сумнение, и скорбь великая, и печаль»), но о территориальных и иных существенных уступках было «и помыслить нельзя!» . О том, что на русский престол может вступить только Владислав и лишь после принятия православия, Гермоген ласково, но непреклонно написал и Сигизмунду, и Владиславу . От духовенства в послы был избран Филарет, митрополит Ростовский и Ярославский, пользовавшийся симпатией и доверием Гермогена. Когда патриарх в последний раз наставил и благословил посольство, «митрополит Филарет дал ему обет умереть за православную за христианскую веру». И действительно, в посольстве и в польском лагере Филарету пришлось столкнуться с многими кознями и предательством, а затем изрядно пострадать в многолетнем плену.

http://sedmitza.ru/lib/text/439409/

Двое участников чтений обратились в своих выступлениях к теме истории, причем на примере калязинских событий и героев. Павел Геннадьевич Петин - общественный деятель, историк из Москвы, представил свод героических подвигов Георгиевских кавалеров России, имеющих отношение к Калязинской земле - это Воронцов Сергей Игнатьевич и Шорин Василий Иванович. О важности Калязинской земли в период Смутного времени, как о месте, где начало зарождаться первое народное ополчение, напомнил историк, публицист, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин . Немаловажную тему сохранения русской глубинки, через такие понятия, как многодетность российской семьи, вечные ценности семейной жизни поднял в своем выступлении Владимир Глебович Осипов - вице-президент Петровской академии наук и искусств, председатель её Тверского регионального отделения, профессор и академик ПАНИ, руководитель Тверского научного центра комплексного изучения человека. Кратко он рассказал о вкладе Тверского отделения Петровской академии наук и искусств в сохранение этих понятий через разработку и внедрение специальных программ и методик. Несколько выступлений коснулись темы негативного отражения на всех сторонах нашей жизни цифровизации и повсеместного внедрения электронных, биометрических технологий. «Закатом человечества в данную эпоху» назвал происходящие сегодня в этой сфере реформы православный правозащитник Мартирий Илизарович Абдуллин, прибывший из г. Саров Нижегородской области. Он привел несколько примеров из своей практики, отметив, что важно не допустить проталкивания изменений в Конституцию РФ, которые готовятся под тотальную цифровую экономику. А также он предложил направить обращение в высшие церковные инстанции с целью проведения богословской экспертизы некоторых принимаемых законов. На эту же тему, приведя свои примеры борьбы с насильным цифровым «рабством», выступили Татьяна Вячеславовна Есина - председатель Межрегионального общественного объединения «В защиту семьи и личности от деструктивных технологий» (Ярославская область), и Владимир Геннадьевич Земцов из г. Трехгорный Челябинской области.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/17/s_...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010