Василий Григорьевич Васильевский (02.02.1838–25.05.1899) Василий Григорьевич Васильевский Российский византинист, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1890), член-учредитель и почётный член Императорского Православного Палестинского Общества. Тайный советник. Биография Родился в семье сельского священника. Учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте. До окончания курса в последнем перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта. По возвращении в Россию, Васильевский подготовил к 1865 году магистерскую диссертацию: «Политическая реформа и социальное движение в Древней Греции в период её упадка». Испытывая сильную материальную нужду он поступил с 4 июля 1867 года на службу в 6-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где пробыл всего 2 месяца (до 14 и занял место преподавателя русской словесности в Новгородской гимназии, а затем — учителя истории в Виленской. Здесь он начал собирать и изучать архивный материал для истории города Вильны — результатом занятий Васильевского в этом направлении был его «Очерк истории города Вильны» (2 вып., 1872—1874). Защитив в 1869 году диссертацию, он стал (1870) доцентом Санкт-Петербургского университета по кафедре Средних веков и сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по тёмным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно её отношений к Руси. Кроме того, Васильевский издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил тёмный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: «Обозрение трудов по Византийской истории» (1890). В январе 1890 года Васильевский был выбран ординарным академиком Академии наук по русской и византийской истории (член-корреспондент с 1876). В том же году он назначен редактором «Журнала Министерства народного просвещения». Инициатор создания «Византийского временника» (1894) и один из его редакторов. С 18 января 1874 года был членом Учёного комитета Министерства народного просвещения. Умер во Флоренции 13 (25) мая 1899 года. Похоронен на лютеранском кладбище Аллори.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Центр колокольного искусства откроется в Ростове Великом Экскурсии для гостей Центра колокольного искусства проводит Василий Садовников, профессиональный звонарь, который периодически дает мастер-классы на центральном дворе ансамбля 21 января, 2016 Экскурсии для гостей Центра колокольного искусства проводит Василий Садовников, профессиональный звонарь, который периодически дает мастер-классы на центральном дворе ансамбля 22 января в музее-заповеднике «Ростовский кремль» в Ростове Великом Ярославской области откроется новая экспозиция — «Колокола и колокольчики. Центр колокольного искусства в Ростове Великом». Музейщики подошли к этой теме очень ответственно. По их информации, это не просто экспозиция, но еще и центр сбора информации и исследований. Поэтому Кладовая бесстолпная палата, в которой разместилась экспозиция, оборудовали для коллективных (группы до 15 человек) и индивидуальных учебных занятий. Здесь есть зрительный зал с аппаратурой для электронных презентаций, библиотека, архив. Экскурсии для гостей Центра колокольного искусства проводит Василий Садовников, профессиональный звонарь, который периодически проводит мастер-классы на центральном дворе ансамбля. Начало торжественного открытия центра запланировано на 15 часов. Посещение для детей до 16 лет – бесплатно. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 4 сентября, 2023 30 августа, 2022 7 апреля, 2022 10 февраля, 2022 26 октября, 2021 26 августа, 2021 18 мая, 2021 14 мая, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tsentr-kolokolnogo-isk...

Затем начинается интересное: в 1910–1911 годах жил в Англии, где изучал современные европейские языки. Там он попал на лекцию основателя скаутского движения Роберта Баден-Пауэлла, которая произвела на него столь сильное впечатление, что, вернувшись в Россию, он устроился работать в гимназию — сначала в Миргороде, потом в Москве — и закончил педагогический институт. В 1914 году он еще раз съездил в Англию специально для изучения скаутизма, побывал в летних лагерях. После этой поездки начал работать над книгой «Бой-скауты. Руководство самовоспитания молодежи по системе “скаутинг” сэра Роберта Баден-Пауэлла применительно к условиям русской жизни и природы», которая вышла в 1917 году. «Необходимость воспитания воли и моральных эмоций особенно остро чувствуется в русском обществе, и все попытки, идущие в том направлении, заслуживают самого серьезного внимания, как бы ни были они несовершенны», — написано в этой книге. Революцию он встретил в Москве и был настолько ею потрясен, что ушел с должности преподавателя и уехал в родную Кинешму. Там он прислуживал в храме у своего старого отца и преподавал детям Закон Божий. В 1920 году в возрасте 45 лет он стал священником, вскоре его постригли в монашество с именем Василий и еще через год рукоположили в епископа Кинешемского. Дальше начинается житие. Отказался от всякой собственности, жил в бане, спал на голом полу, положив под голову полено, проповедовал, исповедовал и помогал. Когда в Ивановскую область стали привозить детей из голодающего Поволжья, сказал в проповеди: «Вскоре наступят праздничные дни пасхального торжества. Когда вы придете от праздничной службы и сядете за стол, то вспомните тогда о голодающих детях». По свидетельствам очевидцев, многие крестьяне усовестились и приняли детей в свои семьи. Дальше биография вновь становится типичной: епископ Василий разделил судьбу большинства архиереев Российской православной церкви. В 1923 году его в первый раз сослали — в Зырянский край на два года. Кратковременные возвращения на свободу чередовались со ссылками и отсидками и сопровождались назначениями в новые епархии (он успел побывать епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии, и Ивановским). К началу войны на свободе оставалось всего четыре православных архиерея, и епископ Василий не входил в их число. В ссылках он тайно совершал богослужения и даже организовывал подпольные кружки по изучению Евангелия. Во время войны побывал в Ярославской тюрьме, московской внутренней тюрьме НКВД и Бутырке. Умер в 1945 году в селе Бирилюссы Красноярского края.

http://pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye...

Шарап – поток и разграбление («на шарап») Шарлов Данило, ямщик, 1617 г., Вологда Шаров Тимофей, казачий атаман, 1610 г. Шароватый Алексей Игнатьевич Пушкин [см. Пушка], вторая половина XV в. Шаровка Феогност, основатель Шаровкиной пустыни на р. Жиздре в бывшей Калужской губ., умер в 1545 г. Шарун Онисифоров, крестьянин, 1539 г., Новгород Шаруха, Шарухин : Якуш Шаруха, крестьянин, 1549 г., Двина; Гридя [см. Гридя] Шарухин, крестьянин, конец XV в., Новгород; Алешка Шарухин, земский целовальник, 1625 г., Устюжна Шаршава ( Шершава ), Шаршавин ( Шершавин ): Шаршава Федорович Селивачев, 1564 г.; Шершава Черкасов [см. Черкас], царский повар, 1573 г.; Иван Григорьевич Шаршавин, дворовый, 1550 г., Углич, Ржева; Шершавин Гридя [см. Гридя], 1509 г., Углич Шаршава – шершавый Шаст Иван Иванович Филимонов-Морозов [см. Мороз], первая половина XV в.; Иван Иванович Шаст Сушов [см. Суш], 1521 г., Владимир Шаста – еловый мох Ср. шастать – очищать зерно от шелухи Шастинский Отай [см. Отай] Иванович, 1527 г., Белоозеро; Наум Алексеевич, 1568 г., Ярославль Шастун, Шастунов : кн. Василий Васильевич Шастун Ярославский, боярин, 1487–1495 гг.; от него – князья Шастуновы; Василий и Салтан [см. Салтан] Ивановичи Шастуновы, 1550 г., Ржева Пустая [см. Безлядвый, Гага, Дах, Зимница, Кнут, Шамахея, Шелеп] Шастун – шатун, баклушник (Даль) Ср. шастать – очищать зерно от шелухи Шат Михаил Дмитриевич Теряев [см. Теряй] Сорокоумов-Глебов [см. Сорокоум], пристав при встрече в Москве послов, 1531 г. Шат – шатун, бродяга, бездельник Шатало Андрей Карабышев [см. Карабышев], холоп, 1545 г., Белоозеро; Шаталовы, крестьяне, XVI–XVII вв., Белевский уезд Шатей Дермелев сын Арбузов [см. Дермель, Арбуз], первая половина XV в., Углич Шатило, Шатилов : Шатило Никитич Макшеев [см. Макшеевы], митрополичий слуга, 1525 г.; Иван и Михаил Владимировичи Шатиловы, 1555 г., Ржева [см. Хвалимир] Шатило – шатун, егоза (Даль) Шатихин Мина, крестьянин, конец XV в., Новгород Шатохин Филипп Родионович, 1596 г., Солова; Евлампий, подьячий, 1638 г., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Высшие Коммерческие курсы состояли в ведении Министерства финансов и по количеству и объему преподаваемых предметов и составу преподавателей относились к типу ВУЗов. Срок обучения на курсах составлял два года. К занятиям привлекались лица, уже имевшие солидную практику торгово-промышленной деятельности. Обучение проводилось по вечерам. Высшие Коммерческие курсы открылись в начале 1695 года и первый выпуск 1897 года составил всего 22 человека, в числе которых был и Василий Николаевич Муравьев. В дальнейшем число слушателей неуклонно росло: 1896–97 годы – 67 человек; 1897–98 годы – 147 человек; 1698–99 годы – 316 человек; 1699–1900 годы – 353 человека и так далее. Профессорско-преподавательский состав курсов был очень представительным. Заведовал курсами действительный статский советник, профессор Императорского Александровского Лицея Василий Гаврилович Яроцкий. Преподавание вели известнейшие деятели науки и техники того времени. Основными предметами, изучавшимися на Высших Коммерческих курсах были: 1) бухгалтерия с коммерческой корреспонденцией; 2) коммерческая математика и вычисления; 3) политическая экономия – а) общий курс, б) история хозяйства и торговли, в) финансовое право (история хозяйства, торговли и права изучалась, начиная со времен Древней Греции и Рима); 4) законоведение – теория права и строй государственных учреждений; 5) торговое право с основами вексельного права; 6) гражданское право; 7) коммерческая география; 8) статистика; 9) товароведение. Обучение было весьма разносторонним. Слушатели курсов очень ответственно относились к получению знаний и неуспевающих среди них практически не было. Ярославское благотворительное общество Еще одна замечательная страница истории российской благотворительности, которая была открыта в ходе изысканий об отце Серафиме. Как много сегодня забыто того, что некогда являлось нормой жизни, естественным состоянием души русского. Великодушие и отзывчивость, искренняя любовь к ближним, находившая свое выражение в нелицемерной заботе о попавших в трудные обстоятельства жизни, болящих и обездоленных всегда отличали наших предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

1.АЛМЕНОВ Асилхан Алменович, красноармеец. 1920 г. рождения. Призван Свердловским РВК Джамбулской обл. 73 сп. Попал в плен 22 июня 1941 г. Умер в офлаге-52 29 августа 1942 г. Увековечен: г. Нестеров. 2. БАСОВ Василий Федорович, красноармеец. 1920 г. рождения. Призван Лопатинским РВК Московской обл. 142 стрб. Попал в плен 14 августа 1941 г. Умер в офлаге-52 15 октября 1944 г. Увековечен: г. Нестеров. 3. БАТЫРУ Абдилашан Батырович, красноармеец. 1918 г. рождения. Попал в плен 1 августа 1941 г. Умер в офлаге-52 24 августа 1942 г. Увековечен: г. Нестеров. 4. БОСТРЕКОВ Федор Тимофеевич, красноармеец. 1909 г. рождения. Призван Ленинградским ГВК. 53 сд. Попал в плен 10 августа 1941 г. Умер в шталаге-1Б 2 сентября 1942 г. Увековечен: г. Нестеров. 5. БУХАРОВ Константин Захарович, мл. лейтенант. 1916 г. рождения. Призван Смоленским ОВК. 168 сп. Попал в плен 13 августа 1941 г. Погиб при вторичном побеге в офлаге-52 27 августа 1943 г. Увековечен: г. Нестеров 6. ВАСИЛЬЕВ Василий Николаевич, военврач 2 р. 1899 г. рождения. Призван Калининским ГВК. 413 сп. 73 сд. Попал в плен 12 октября 1941 г. Умер в офлаге-52. Увековечен: г. Нестеров. 7. ВАСИЛЬЕВ Петр Васильевич, военфельдшер. 15.07.1919 г. рождения. Призван Смоленским ОВК. 407 сп. Попал в плен 7 октября 1941 г. Умер в офлаге-52 17 апреля 1943 г. Увековечен: г. Нестеров. 8. ВЕТВИКОВ Иван Григорьевич, рядовой. 7.06.1921 г. рождения. Призван Первомайским РВК Ярославской обл. 550 сп. Попал в плен 25 июня 1941 г. Умер в шталаге-1Д в декабре 1941 г. Увековечен: г. Нестеров. 9. ВОВНЯНКО Андрей Пантелеевич, лейтенант. 17.10.1911 г. рождения. Призван Сумским ОВК. 449 ап. Попал в плен 31 июля 1941 г. Умер в офлаге-52 15 января 1944 г. Увековечен: г. Нестеров. 10. ГАЙНУЛИН Мургали Деулятович, рядовой. 1908 г. рождения. Призван Муслюмовским РВК, Татарская АССР. Попал в плен 26 июля 1941 г. Умер в шталаге-1Д 10 сентября 1942 г. Увековечен: г. Нестеров. 11. ГРИГОРЬЕВ Николай Иванович, мл. лейтенант. 1904 г. рождения. Призван Ленинградским ОВК. 628 сп. Попал в плен 23 июля 1941 г. Погиб при побеге из офлага-52 14 октября 1943 г. Увековечен: г. Нестеров.

http://ruskline.ru/analitika/2015/07/17/...

Все это в совокупности было причиной, что о нас с самых первых дней нашего пребывания в Академии стали говорить: «Рязанцы-молодцы». В самом деле, замечательно, что из всех поступивших вместе с нами в Академию только два студента Нижегородской семинарии оба приняты в первом разряде, но их только двое и было прислано; и из тех семинарий, из которых в Академию явились трое, четверо и пятеро, более двух человек не попали в первый разряд (так, напр., из Московской явились пятеро, а в первый разряд приняты двое; из Вифанской явились четверо, в первый разряд приняты тоже двое; из шестерых Владимирских чуть ли не один, но никак не больше двух поступили в первый разряд; из пятерых Ярославских – двое; из четверых Тамбовских – двое), из прочих же некоторых по одному, и из иных и ни одного не нашлось для первого разряда. Впрочем, быть принятым в первом разряде еще не важно; это может быть делом счастливого случая: несравненно важнее постоянно оставаться в первом разряде и кончить курс так. И на каждом курсе постоянно бывали случаи, что иной поступит в Академию в первом разряде и окончит во 2-м, и наоборот. А мы четверо и приняты и во все продолжение курса оставались и кончили курс в первом разряде; этого нельзя не признать замечательным и другого подобного примера я не знаю. Жаль только одного: наш Гусев, постоянно остававшийся во все четыре года первым, кончил курс пятым магистром 157 . Но этому были особые причины, о которых, может быть, скажу после. А теперь буду продолжать историю по порядку. По окончании приемных экзаменов официального объявления о том, кто из нас принят и как, равно, и кто не принят, не было, но эти сведения скоро дошли до нас частным путем, через старших студентов, так что каждый из нас знал о себе, принят ли он и как принят, т.е. в первом ли разряде или во втором; а не принятым объявлено потихоньку инспектором, чтоб отправлялись восвояси. Так из четырех монахов, как уже выше я сказал, принят только один отец Василий Кашеляевский, или как мы его после обыкновенно звали «авва Василий».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иван Соколов . Родился в 1885 году в семье мещан города Вышнего Волочка. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 15 апреля 1912 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание хлебником. 22 мая 1914 года зачислен в указную братию. 26 декабря 1915 года принял постриг. Продолжал нести послушание хлебника и на клиросного. «Очень хорошего поведения». Монах Анания Александр Молчанов. Родился в 1886 году в крестьянской семье Ярославской губернии. Закончил церковно-приходскую школу. Женат не был. 17 сентября 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Послушание нес на скотном дворе. 21 января 1913 года зачислен в указную братию. 28 ноября 1916 года принял постриг. Нес послушание гостиничного. «Очень хорошего поведения». Монах Агапит Алексей Гаврилов. Родился в 1860 году в семье крестьян Костромской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. 15 декабря 1909 года поступил в Зосимову пустынь. Направлен на послушание в портновскую. 22 мая 1916 года зачислен в указную братию. Нес послушание плотника. 28 ноября 1916 года принял постриг. «Очень хорошего поведения». Монах Вавиан Василий Абрамов. Родился в 1864 году в семье крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. Вдов вторым браком. 4 мая 1893 года поступает в пустынь Параклит. 22 марта 1897 года пострижен в Параклите. 21 марта 1902 года переведен в Зосимову пустынь. Монах Петр Павел Антропов. Из крестьян Владимирской губернии. Грамоте обучался дома. 22 августа 1899 года поступил в Зосимову пустынь. 16 июля 1902 года зачислен в указную братию. Нес послушание живописца. 24 июня 1905 года принял постриг. Указные послушники Василий Захаров. Родился в 1882 году в крестьянской семье Рязанской губернии. Грамоте обучался дома. 18 июня 1902 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание повара. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. Нес послушание пономаря. Игнатий Ващенко. Родился в 1857 году. Казак Полтавской губернии. Неграмотный. 20 мая 1905 года поступил в Зосимову пустынь. Нес послушание на конном дворе. 5 июня 1908 года зачислен в указную братию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Будалей Григорьевич Кафтырев [см. Кафтырев], 1630 г., Кострома Буданко Андреев, крестьянин, 1564 г., Заонежье Будара Будара (байдара) – 1) лодка, 2) верзила, рослая нескладная баба Буделевы , крестьяне, 1624 г., Курмыш Будило : подьячий, казнен в 1570 г. в опричнине, Новгород; Сенька Будилов, царский свечник, 1573 г. [см. Бачалдины, Шерыкин] Будиловский Иван Еремеевич, 1585 г., Нижний Новгород Будимеров Тимофей Кондратов, стрелец, 1624 г., Калуга Будинос , Будинов : кн. Василий Васильевич Львов Зубатого-Ярославский [см. Зубатый], вторая половина в. [см. Одноус] Будислав Едигеев [см. Едигей], конец XVI в., Углич Будиха Микулипич Звягин [см. Звяга], 1568 г., Ярославль Бужар ( Бужур ) Иван Борисович Товарков-Пушкин [см. Товарко, Пушка], вторая половина XV в., ему принадлежало существующее ныне село Бужарово на р. Истре, возле Звенигорода Бужур – рябой от оспы (узбек.) Буженина, Бужениновы : Иван Буженина, крестьянин, первая половина XV в., Переяславль; Бужениновы, помещики, XVI–XVII вв., Рязань Бузанов Иван, посадский человек, 1626 г., Вязьма Бузара Иванов, крестьянин, 1536 г., Нерехта Бузлица , холоп, XV в., Московский уезд Бузовль, Бузовлевы : Бузовль, XV в., Рязань; от него – Бузовлевы: Родион Борисович Бузовлев, осадный голова, 1619 г., Рязань Бузумаков Яков, новокрещен, 1636 г., Белоозеро Буй , крестьянин, 1545 г., Новгород Буй – храбрый, буйный Буйвол Данило, серебреник, 1638 г., Москва Буйков Василий Григорьевич, 1538 г., Тверь Буйнов Савва, крестьянин, 1620 г., Белев Буйнос, Буйносовы : кн. Иван Александрович Буйное Хохолков-Ростовский [см. Хохолок], первая половина в.; от него – Буйносовы-Ростовские; Буйносовы, новгородские своеземцы, 1500 г. и позже, в XVI–XVII вв. в Нижегородском уезде Буйнос – удалец Буйный Лавка (?–С. В.), крестьянин, 1627 г., Белев Бука, Букины : Пров Бука, крестьянин, 1498 г., Новго род; Бука Федорович Нарбеков [см. Нарбек], 1550 г.; Борис Букин, княжеский сокольник, 1534 г. Бука – 1) пугало, 2) нелюдимый человек Букалов ( Буколов ) Постник [см. Постник], 1586 г., Московский уезд; Афанасий Буколов, подьячий, 1646 г., Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

— Что теперь скажешь, провидец? — спросил князь странным голосом. Сплоховал Васька Силин, — задрожал, затрясся… А понять бы ему, что оставалась еще вера у князя в его провиденье… Схватить бы князя сильно за руку да завопить: «К царю на смертную муку идешь! Иди, не бойся… Четыре зверя когти разжали… Четыре ворона прочь отлетели… Смерть отступилась… Вижу, все вижу…» Вместо этого Васька со страху, с голоду понес околесицу все про те же царские венцы, заплакал, стал просить: — Отпусти меня, Христа ради, на Полтавщину… От меня ни вреда, ни проносу не будет… Василий Васильевич бешеными глазами смотрел на него с порога. Вдруг выскочил, привалил дверь из предбанника поленом, навесил замок… Забегал около бани. Васька понял: хворостом заваливает!.. Закричал: «Не надо!»… Князь ответил: «Много знаешь, пропади!»… И дул, покашливая, раздувая трут. Потянуло гарью. Васька схватил шайку, разбил ее о дверь, но двери не выбил. Просунул боком голову в волоковое окошечко, стал кричать, — глотку забило дымом… Хворост, разгораясь, затрещал, зашумел… Между бревен осветились щели. Огонь поднимался гудящей стеной. Васька полез под самый низ полка, — спастись от жара. Скорежилась крыша. Пылали стены… В ночном безветрии, гася звезды, полыхало пламя высоко над речкой. И долго еще красноватые тени от шести сивых коней, от черной кожаной кареты, уносившейся к ярославской дороге, летели по жнивьям, то растягивались в глубину сырого оврага, то взлетали на косогоры, то, скользя, ломались на стволах березовой рощи… — Где горит? Отец… Не у нас ли? — не раз и не два спрашивал Алексей. Василий Васильевич не отвечал, дремля в углу кареты… 21 На воловьем дворе в подземелье, где в Смутное время были пороховые погреба, теперь — подвалы для монастырских запасов, плотники расчистили место под низкими сводами, утвердили меж кирпичных столбов перекладину с блоком и петлей, внизу — лежачее бревно с хомутом — дыбу, поставили скамью и стол для дьяков, записывающих показания, и вторую, обитую кумачом, скамью для высших, и починили крутую лестницу — из подполья наверх, в каменный амбар, где в цепях второй день сидел Федька Шакловитый.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010