Праведный Симеон Верхотурский неопустительно посещал богослужение и на лоне природы отдавался молитвенному умилению и восторгу. Праведная Иулиания Лазаревская много постилась, молилась по ночам, клала много поклонов ежедневно, посредством исполнения молитвы Иисусовой достигла высокого состояния непрестанной молитвы. Святая княгиня Евдокия Московская устроила Вознесенский монастырь в Московском Кремле, устроила храм в память победы на Куликовом поле, восстановила разрушенные Тохтамышем святые храмы, предавалась многим подвигам. Верность Господу Христу святые мученики запечатлели своей кровью и смертью. Боголюбивая душа влечется к Господу, и это влечение у нее развивается и усиливается посредством молитвы домашней и храмовой. Боголюбивая душа любит богослужение и хочет благолепия церковного утешения для себя и других христиан, и потому она так усердствует в деле построения святых храмов Божьих . Истинная молитва и благочестие у наших прославленных угодников Божьих неотменно сопровождается: чистотой духа и целомудрием, кротостью и справедливостью, почитанием старших, усердием об упокоении странников, нищих и всяких бедных. Святая княгиня Иулиания Вяземская и праведный Василий Мангазейский для сохранения своего целомудрия и чистоты не пожалели жизни своей. Святые князья Давид Муромский и Андрей Боголюбский отличались строгой справедливостью и вместе с тем сострадательностью. О святом князе Давиде в житийной повести сделано такое замечание: «Имяше обычай всегда приходити к старшему брату на поклонение». Подобное сообщается и о других святых князьях. Кротко переносил огорчения от всех братьев и от тещи святой князь Феодор Ярославский. Святой князь Роман Угличский устроил у себя богадельни и странноприимные дома и содержал их, почему народ сходился к нему и из других княжеств. Праведная Иулиания Лазаревская кротко переносила нападения в доме своей тетки, своих слуг называла по имени и отчеству и в высшей степени была милосердна к бедным, так что сама из-за этого часто терпела нужду.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Святаго праведнаго Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейскаго чудотворца Тропарь, глас 8: Богатство видев чистыя души твоея, Василие,/украсти тщашеся праведных враг,/подусти господина твоего,/иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судий,/и от того неповинне многия претерпел еси муки,/непобедим пребыв до смерти./Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/моли всем от напастей свободным быти,/чтущим любовию святую память твою. Ин тропарь, глас 8: Яко пресветлое солнце,/возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране,/в Мангазейских пределех,/новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие!/За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага/распалением и немилосердней господина своего/и от начальствующего бо ту градскаго неправеднаго судии,/и муки неповинно претерпел еси,/и кровь свою святую пролиял еси,/желая вечнаго Царствия Небеснаго./Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси,/и на земли прослави,/и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих/гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно./И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое/полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай,/чтущим верою святую память твою,/и моли Христа Бога спастися душам нашим. Ин тропарь, глас 8: От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани/и молися о спасении душ наших. НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь святаго, дважды. Слава, и ныне, Богородичен. По 1-м стихословии седален глас 1: Наста всечестный день празднества/пренесения мощей твоих, прехвальне мучениче Василие,/от Тазу реки в Туруханск, в обитель Святыя Троицы./Радуются сердца верных, красуется Церковь с вопиющими:/егоже убисте и вменисте безчестна,/сей ныне на тверди Небесней изобилует славою благодати,/в сынех Божиих явися./Дивен еси, Господи, не зриши лица, но изволения душевнаго./Слава венчавшему Ти в коемждо роде мученики Твоя,/слава действующему Ти силою во святых Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3/16 июля — в день блаженной кончины и 10/23 июня — в день перенесения его святых мощей, местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая/3 июня. В настоящее время святитель Василий особенно почитается в Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Собор Сибирских Святых С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископии, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие Сибирские епархии. Бывший «стольный град Сибири» Тобольск, основанный в 1587 году, стал кафедральным городом. Из Тобольска во все концы Сибири уходили миссионеры просвещать людей светом Христовой веры. В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского († 23 марта 1600 г.). В последующее время Господь явил здесь множество других подвижников веры и благочестия, прославивших землю Сибирскую святостью своей жизни и трудами на благо Церкви и отечества. В 1984 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711–1715). 10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых. На малой вечерне в канун праздника епископ Омский и Тюменский Максим совершил в сослужении клириков акафист святителю Иоанну перед гробницей с его святыми мощами и освятил икону Собора Сибирских святых, написанную к празднику иконописцами мастерской Московской Патриархии. На иконе изображены следующие святые и подвижники благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ура, ура, ура и слава! Учитесь детки и Вы и будете так же великими людьми и изобретателями полезных новшеств на благо Родины. Будьте здоровы. Ваш любящий Дединька. 1/I –59 г. 117 227 Епископу Афанасию (Сахарову) 2 февраля 1959 г. [г. Кировоград] Преп. Евфимия Великого Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Афанасий! Вероятно, я делился с Вами тем, как меня епископ Флавиан Свердловский клеветнически изгнал из Новосибирской епархии на покой якобы по моей просьбе; ни наяву, ни во сне не просил я ни его и никого об увольнении меня на покой. Но Святейший и митрополит Николай поверили клевете епископа Флавиана и убрали меня «на основании якобы моей просьбы». Естественно, этот несправедливый указ меня ошеломил, и мне пришлось деликатно, но решительно потребовать у всех архиереев и у Святейшего пояснения, а епископа Флавиана осудить за клеветнический доклад. Но слава Богу и благодаря уяснению сего события Святейший Патриарх при личном моем свидании сказал мне, что в Жировицы ездить не надо, и назначил меня на Кировоградскую епархию. И так я был на покое, но не спокойный, ровно один месяц. Сожалею только лишь о том, что не побывал в святой Жировицкой обители с ея великими святынями, но добрый о. архимандрит Антоний прислал мне снимок с чудотворной иконы Божией Матери Жировицкой. Ныне, благодарение Господу Богу, по Его милости служу на юге Украины в епархии, богатой древними типовыми храмами. 248 церквей. От этих величественных храмов веет старой Русью церковной. При свидании я вручил Святейшему два образочка святого мученика юноши Василия Мангазейского и сказал, что оставшиеся немногие старые люди почитают и признают Василия Мангазейского святым и в честь Его дают мальчикам имя Василия. Указал Святейшему, что в Патриаршем календаре 23 марта ст. ст. св. Василий Мангазейский упоминается, но ошибочно помечен вместо мученика преподобным. Рассказал и краткое житие и особенно кончину и последствия муч[еничества?] Василия. К моему огорчению, мне не пришлось побывать в далеком Туруханском крае, куда для проезда много трудностей и препятствий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Хотя, конечно, если трезво и беспристрастно рассудить, то тогда было много и великих свершений. Это стараются обычно замолчать и об этом предпочитают забыть. Обсуждая эту тему, многие говорили, что мучеником может считаться только тот, кто пострадал за Христа совершенно определенным образом – исповедуя Его. Однако разве страдания за добродетели Христовы, за преданность Евангелию, за то, что ты являешься христианским государем, не является страданием за Христа? Мы знаем в истории Русской Православной Церкви много людей, невинно пострадавших, особенно среди государственных мужей. Это святые Борис и Глеб, князь Игорь Черниговский, Димитрий Угличский… Есть подобные святые и среди мирян, например Василий Мангазейский, которого пытал хозяин-купец, подозревая в том, что тот пособничал ворам, хотя в действительности он был совершенно невиновен. Мы почитаем его святым, хотя и про него можно сказать: неужели человека, который пострадал из-за подозрения в воровстве, можно считать мучеником? Неважно, как мы называем святого – благоверный князь, праведный или преподобный. Говоря о Царской семье некоторые также утверждают, что они, мол, не мученики, а страстотерпцы, поэтому слово «мученичество» к ним не подходит. Люди, так рассуждающие, забывают об одной простой вещи: мученичество и страстотерпчество различаются только в Русской Православной Церкви. По содержанию понятий между мученичеством и терпением страданий, страстотерпчеством, различия нет. Изначально людей, пострадавших за Христа, называли не мучениками или страстотерпцами, а свидетелями, это первое значение слова «мученик». Нет разницы между свидетельством об имени Христовом, которое человек носит, и свидетельством о Христовых заповедях, которые человек исполняет. В этом смысле слова благоверный князь Игорь также является мучеником: невинное страдание освятило его. Взирая на все перенесенное им, мы должны высоко оценивать невинное страдание людей за Христа, за добродетели Христовы, за жизнь по Евангелию. Сами же, напротив, должны смиряться и свои незаслуженные, как нам кажется, скорби считать маловажными и ничтожными.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Едва исполнилось благочестивому юноше девятнадцать лет, как Всевышний, «призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания». Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился в храме на Пасхальной заутрене, хозяин обнаружил, что воры разграбили его лавку. Несмотря на зовы хозяина, святой Василий оставался в храме до конца богослужения. Недоверчивый и сребролюбивый хозяин заподозрил и обвинил святого Василия в соучастии в преступлении и подверг его ругательствам и побоям. Невинный юноша не утратил своей кротости и на все смиренно отвечал мучителю: «Истинно ничто же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел святого Василия к городскому воеводе, перед которым очернил его как преступника. Воевода подверг святого Василия новым пыткам, но он снес их терпеливо и безмолвно. Раздраженный молчанием святого Василия, купец пришел и ярость и, по наущению лукавого, ударил мученика связкой амбарных ключей. От этого удара святой Василий скончался († 4 апреля 1602 года). Тело безвинного мученика было положено в гроб и без должного христианского погребения предано земле, «где надлежит от воды мокрость». Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами. Как повествует житие святого Василия, в 1649 году мангазейский стрелец Степан Ширяев заметил, что на погорелом месте близ храма в земле обнаружилась верхняя часть неизвестного гроба (погорелое место образовалось после большого пожара 1642 г.). На гроб этот «для мирского ходу» была положена судовая доска, но ее, к изумлению очевидцев, переломило гробом, вышедшем из земли. Тогда над гробом поставили часовню. Вскоре после этого некоторые больные, с верою притекавшие к помощи неведомого угодника Божия, получили исцеление. Отдельные случаи исцелений были засвидетельствованы письменно. Так, например, 25 января 1652 года мангазейский стрелец Тимофей Сечеников пришел к местному воеводе Корсакову и рассказал ему, что видел во сне угодника Божия, который открылся ему как новоявленный чудотворец Мангазейский, тот, над гробом которого ставят новую часовню. Тимофей, давший обет пожертвовать на часовню, если у него исцелится больная рука, был тотчас исцелен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 223 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. † Страдание святого Василия Мангазейского Слаженный Василий, по ркп. житию его 224 , был Ярославский уроженец, сын Ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение Русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец-хозяин был человек сладострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 225 . Но и чём общее был гнусный порок, тем строже был к себе Богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твёрдо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В ркп. святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудотворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По ркп. житию, это было так. В праздничную утреню обокрадена была лавка у купца. Купец донёс о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, – не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. – Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мёртвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассвирепевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, увидели, что он уже скончался. – Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и через него положили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 226 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вавила, муч. Никомидийский, 4 сент. Вадим, арх. Перск., † 376 г., 9 апр. Вакх муч. † 308 г., 7 октября. Валентина муч. † 308 г., 10 фев. Валентион (Валентин) муч. † IV в., 25 мая. Валент диакон, муч. † около 309 г., 16 февраля. Валериан муч. III в., 22 ноября. Валерий муч. 320 г., 15 сентября. Валерий муч. † 298 г., 7 ноября. Валерия муч. † 64 г., 14 октября. Ваптос муч. (с Харлампием), 10 февраля. Варахисий муч. в Персии † 327 г., 28 марта. Варвара великомуч. IV в., 4 дек. Варвар, бывший разбойник, V в., 6 мая. Варлаам, пр. Шенкурский, † 1462 года, 19 июня. Варлаам Хутынский † 1192 года, 6 ноября. Варлаам муч. † 304 г., 19 ноября. Варлаам (с Иоасафом) 19 ноября. Варлаам Печерский † 1065 года, 19 ноября. Варнава Апостол, 4 янв. и 11 июня. Варнава преп. † 1445 г., 11 июня. Варсава (Иуст, Иосиф, Иосий) ап., 4 января и 30 октября. Варсавий игумен † 345 г., 3 июня. Варсануфий, Египет. подв. VI века, 6 февраля. Варсонофий преп. † 1416 г., 2 мар. Варсонофий, епископ Тверской, † 1576 г., 11 апреля. Варул муч. † 303 г., 18 ноября. Варфоломей Апостол, 11 и 30 июня и 25 августа. Варфоломей преп., ученик Сергия Радонежского, 25 сентября. Василид муч. † 250 г., 23 декабря. Василиск муч. † 308 г., 3 марта и 22 мая. Василиса мученица † 304 г., 8 янв. Василиса Puм. I в., 15 апреля. Василиса, Никомидийская муч., † 309 г., 3 сент. Василий Великий † 379 г., 1 и 30 янв. Василий, муч. Анкирский, † 362 г., 1 января. Василий, архиепископ Новгородский, † 1352 г., 10 февраля и 4 октября. Василий подв. † 747 г., 28 февраля. Василий (Василько), князь Ростовский, † 1238 г., 4 марта. Василий Мирожский † 1299 г., 4 марта. Василий, еписк. Херсонский, IV в., 7 марта. Василий пресвитер муч. † 363 г., 22 марта. Василий Мангазейский † около 1600 г., 23 марта. Василий Новый † 944 г., 26 марта. Василий Парийский IX в., 12 апр. Василий Рязанский † 1360 г., 12 апр. Василий Амасийский † 322 г., 26 апр. Василий Захолмский (в Черногории), 26 апреля. Василий, князь Ярославский, † 1249 г., 3 июля. Василий Юродивый † 1552 г., 2 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Василий (Никольский), епископ Дмитриевский 690 Василий (Павлов), обн. архиепископ 690–691 Василий (Ратмиров), бывш. обн. архиепископ 528, 532, 541, 548, 691–693, 1017 Василий (Смелов), обн. митрополит 89, 274–276, 299, 309, 346, 402, 418, 421, 441, 500, 522, 603, 693–694 Василий (Троицкий), обн. епископ 694 Василий III, патриарх Вселенский (Константинопольский) 73, 91, 93, 94, 405–407, 409, 410, 418, 430. 446, 451,456. 468, 492 Василий Великий , свт, 66, 116, 117, 372, 404, 453, 512, 513, 515 Василий Владивостокский см. Василий (Смелов), обн. митрополит Василий, епископ Вороговский см. Василий (Лебедев), обн. епископ Василий, патриарх см. Василий III, Патриарх Вселенский (Константинопольский) Василий, архиепископ Черниговский см. Василий (Богоявленский), архиепископ, свмч. Василий, архиепископ, арестованный в Киеве см. Василий (Богдашевский) , архиепископ Василий, епископ Иркутский см. Василий (Виноградов), обн. митрополит Василий, епископ Союза Церковного Возрождения см. Василий (Лебедев), епископ СЦВ Василий, представитель Вселенского Патриарха см. Василий (Димопуло), архимандрит Васильев Г., обн. священник Рязанской епархии 242 Васильева О. Ю., историк 16 Введенский А. И, протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Александр Александрович, священник 542, 552, 573, 581, 599 Введенский Александр Иванович , протоиерей см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Введенский Андрей Александрович, диакон 542–544, 561, 574, 578, 599 Введенский Владимир Александрович, священник 574, 599 Введенский, митрополит см. Александр (Введенский I), обн. митрополит-благовестник Вдовин, обн. протоиерей, член ВЦУ 283, 285 Великанов Иван Иванович, псаломщик, оперный певец, член Собора 1917–1918 гг. 197 Велтистов Александр, обн. священник Ярославской епархии 243 Велтистов Василий, петроградский протоиерей 304, 305 Венедикт (Плотников), епископ 230, 250, 251, 253, 414 Венедикт, Высокопреосвященный см. Венедикт (Плотников), епископ Венедикт, епископ Кронштадтский см. Венедикт (Плотников), епископ

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Богословский М. , протопресв., доктор богословия 318 Богоявленский В. Н. 394 Богоявленский, прот. 411 Болгарин Григорий, митроп. 65, 68 Болотников Иван 164, 165 Болотов В. , проф. 31 Болоховитинов Евгений, митроп. 4 Бонакер 296 Борис Вик, архиеп. 453, 454 Борецкий Иов 246, 247 Борис Плотников , епископ 317 Борис Годунов, царь 85, 165, 172, 173, 176, 223 Борис, князь, муч. 87,116, 118,120 Борис, князь 28, 31 Борис, свщмуч. 30 Борисович Иоанн, свящ. 337 Борков Александр, свящ. 401 Боровский Пафнутий 72 Бортнянский Д. С. 297, 298 Боткин Е. С. 399 Брежнев Л. И. 465 Бриллиантов А. , проф. 434 Брусилова В. И. 411 Брюховецкий Иван, гетман 257 Бугсгееден, еп. 134 Булгаков Макарий, митроп. 5 Булгаков С. , проф.-свящ. 319, 382 Бурхард Селль, датчанин 4 Буткевич Т. , проф. 317 Бутурлин, боярин 254, 359 Бэм 340 Бяконт Феодор 49 Валентин, епископ 497 Валуев Григорий, боярин 231 Варвара, монахиня 400 Варда-Фока, полководец 11 Варлаам, митроп. 70, 71, 110, 184 Варлаам Вонатович, епископ 270 Варлаам Ляшевский, иером. 320 Варлаам Печерский, лреп. 127 Варлаам Ряшенцев , епископ 435, 439 Варлаам Хутынский, преп. 101, 105 Варлаам Эристов, архиеп. 375 Варлаам, архиеп. 154, 155, 438, 446 Варлаам, епископ 84, 434 Варлаам, преп. 98 Варнава, патриарх 472, 481, 486 Варнава, епископ 492 Варнава, старец 326 Варсонофий Юрченко, игумен 434 Варсонофий, свят. 158, 164 Василий, патриарх 438 Василий, император 11 Василий, еп. 21, 129, 434, 435 Василий Шуан, архим. 452 Василий, свящ. 398 Василий I, князь 42, 54 Василий Блаженный 158, 401 Василий II 57, 60 Василий III 69, 70, 71,72, 74, 110, 142 Василий Васильевич, князь 57,58, 62, 63,64 Василий Великий 91, 155, 215, 243 Василий Верюжский , свящ. 434 Василий Голицын, князь 167 Василий I Дмитриевич, князь 26, 56, 93, 137 Василий Иоаннович, князь 71, 81, 172 Василий Иоаннович (Шемячич), князь 71 Василий Лужинский , епископ 360, 361 Василий Шуйский 72,162,163,164, 165, 166, 167, 171, 173, 174 Василий II Темный, князь 61, 129 Василий, епископ 386 Василий Смелов, «митрополит» 479

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010