Кондак, глас 4: Страдание совершив, святе,/погребения же честнаго не сподобився,/в тинное место ввержен/и попираемь был еси от мимоходяших,/но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие,/прославляяйся во святых Своих,/даяй страдальцем венец нетленный. Ин кондак, глас 4: Иже новый в мученицех неповинный страдальче,/святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих,/за чистоту душевную и телесную/муки неповинно претерпел еси./Сих ради прослави тя Бог,/и святыя твоя мощи, по явлению твоему,/от Мангазеи к Енисею во обитель Святыя Троицы/ту сущим настоятелем принесошася/и подают исцеления с верою приходящим/и везде призывающим святое имя твое./Страстотерпче святый,/моли Христа Бога/о православном народе нашем/и о всех воех наших,/победу и одоление нам на всех/непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя,/и от междоусобныя брани спастися всем моли. Ин кондак, глас 4: Просветися Божественною благодатию, Боголюбче,/целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси,/темже и по смерти яви тя светлость жития твоего,/источаеши бо чудесы,/с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим:/радуйся, святый Василие,/Мангазейский и всея Сибири чудотворче. Молитва Святый мучениче Христов Василие, радости святых единовсельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молю ти ся: прииди в заступление мое, яко да очистится ум мой от деяния греховнаго, понеже лишаюся за сие благодати Божия; не имею тверда основания к покаянию, даждь ми умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогую мою душу ко Господу Иисусу Христу, не остави мене, грешнаго, ради моего невоздержания, укрепи мя, бедствующаго душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сам себе вина бываю, или от ненавидящих мя вправду, но вся по грехом моим праведно быти исповедаю. Буди ми, малодушному, покровитель и поборник благ и милостив, присещай мя, грешнаго, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаю Бога моего и тебе, смолебника моего благаго, но утверди мя молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своеяй всегда милости. Аминь. Святой праведный мученик Василий, Мангазейский чудотворец

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Дошедшие до нас списки жития святого Василия Мангазейского (XVII–XIX вв.) сообщают об обильных чудотворениях, совершенных по молитвам к нему: святой Василий помогал заблудившимся путникам и охотникам, исцелял расслабления, слепоту и другие недуги, сохранял малодушных от самоубийства. В феврале 1653 года через видение мангазейскому охотнику Григорию Каратаеву открылось имя новоявленного чудотворца. В том же году воевода Корсаков послал архиепископу Тобольскому Симеону (1651–1664) списки чудес святого Василия. Архиепископ Симеон препроводил эти списки в Москву князю А. П. Трубецкому, ведавшему Сибирским приказом. Списки были переданы царю, но сопроводительное письмо архиепископа сдано в архив, и дело о канонизации святого Василия не получило хода. В августе 1659 года по благословению архиепископа Симеона в Мангазею приехал диакон Богоявленского храма в Тобольске Иван Семенов. В присутствии мангазейского воеводы С. В. Ларионова и двух местных священников Димитрия и Луки было произведено вскрытие гробницы и освидетельствование мощей святого Василия. В 1670 году строитель Троицкого Туруханского монастыря иеромонах Тихон после бывшего ему видения совершил с крестным ходом перенесение мощей святого Василия из Мангазеи в свою обитель. Мангазею через два года после этого покинули последние жители, а в Туруханске почитание святого Василия еще более усилилось. Летом 1719 года в Туруханск прибыл митрополит Сибирский и Тобольский Филофей (Лещинский; 1702–1711; вторично 1715–1721). По его распоряжению мощи святого Василия были перенесены из старого и тесного храма во имя Пресвятой Троицы в новый просторный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В западной стороне храма, против раки с мощами святого Василия, был поставлен его образ, написанный послушником Тобольского митрополита Павла (1678–1692) иконописцем Лукой, спасенным святым Василием от потопления в 1679 г. Митрополит Филофей произвел освидетельствование мощей святого Василия и написал в похвалу его канон. За годы правления митрополита Филофея было составлено несколько списков жития святого Василия и три службы ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Устроение скита является плодом трудов иеромон. Филарета. Спасо-Преображенский , 3 кл., в г. Енисейске. Основан ок. 1642 г. При мон. школа. Троицкий Туруханский Мангазейский , 3 кл., в 30 в. от г. Туруханска, да бер. р. Енисея. Основан в 1660 г. иеромон. Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский 70 . При мон. одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей. Е. Успенский , общ., в 6 в. от г. Красноярска. Основан в 1878 г. При мон. отделение Енисейской миссии, мужская школа иконописания и ремесел для сирот всех сословий, богадельня, больница для духовенства всей епархии и странноприимница. Женские: Знаменский , общ., в 48 в. от г. Красноярска. Основан в 1888 г. Храм этого монастыря по красоте и благолепию – один из богатейших в Сибири. При кон. двухклассная школа и больница. Иверский , 3 кл., общ., в г. Енисейске, основанный – по одним в 1623 г., по другим в 1664 г. и именовавшийся Христорождественским. Здесь покоится старец Даниил, подвизавшийся в пределах г. Ачинска и скончавшийся 15 апр. 1843 г. При мон. двухклассная школа и больница. Забайкальская епархия Мужские: Иоанно-Предтечев Чикойский , общ., зашт., на бер. р. Чикои, в 150 в. от г. Кяхты, в 268 в. от г. Верхнеудинска. Учрежден в 1835 г. из скита, основанного в 1820 г. пустынником Варлаамом, над могилой которого ныне в мон. устроена часовня. При мон. школа. Мон. принадлежит Пантелеимоновский скит, при Ямаровских минеральных водах, в 200 в. от моя. Св.-Троицкий , 3 кл., общ., в 170 в. от г. Селенгинска. Основан в 1681 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. При мон. двухклассная школа и богадельня для новокрещенных инородцев. Женские: Богородицкий , общ., в г. Чите. Учрежден в 1893 г. из женской общины, основанной в 1886 г. Сестры его занимаются воспитанием девочек сирот преимущественно духовного звания и призрением больных и увечных, находящихся на попечении местной миссии. При мон. двухклассная школа. Посольский Спасо-Преображенский , 2 кл., общ., в 150 в.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя 456 . Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого Ангела преподобного. В приходском храме закрытого Сыпанова мона­стыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления при раке преподобного. Страдание святого Василия Мангазейского Блаженный Василий, по рукописному житию его 457 , был ярослав­ский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Ман- газею, тогда новое поселение русских между инородцами на реке Тазе. Блаженный Василий с юных лет жил в страхе Божием: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. Купец-хозяин был человек сла­дострастный и жестокий; он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха 458 . Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий. Он был честен и верен хозяину по торговле, но твердо помнил, что не призвал нас Бог на нечистоту, а на святость. Купец за несогласие на его дикую волю грозил мщением; 19-летний Василий предал себя в волю Божию. В рукописных святцах читаем: «святой мученик Василий отрок, иже в Мангазеи граде, новый чудот­ворец, пострадавший от господина своего за целомудрие». По руко­писному житию, это было так. В праздничную утреню обкрадена была лавка у купца. Купец донес о том воеводе Пушкину и объявил, что это воровство – дело Василия, не могло оно совершиться без его участия. Пушкин, по настоянию озлившегося купца, тотчас же велел привести Василия в съезжую избу и подверг его пытке. Василий говорил одно, что он – невинен. Пытки были так жестоки, что Василий несколько раз падал мертвым, но, приходя в себя, повторял, что он невинен. Рассви­репевший хозяин ударил связкой ключей в висок Василия; страдалец тяжело вздохнул и закрыл глаза. Когда снова подняли его на дыбу, уви­дели, что он уже скончался. Пушкин приказал немедленно положить тело в гроб и бросить в болотистое место, подле съезжей избы, в которой замучен был Василий; гроб погружен был в болото, и чрез него поло­жили доски для прохода просителей, стрельцов и других, в съезжую избу. Так думали скрыть преступление несчастные грешники 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Подробное жизнеописание Василия Мангазейского, останки которого Митрополит Филофей хотел было перенести в Тобольск, напечатано в «Записках о Енисейской Губернии, Пестова», и в Житиях Святых Русских, Муравьева, за Август месяц; но первая из поименованных книг в настоящее время уже библиографическая редкость, а последняя написана чрезвычайно витиеватым слогом, да и не у многих, особенно лиц светских, они и есть. Потому для читателей «Чтений в Обществе Истории и Древностей Российских», сделаю о нем (Василии) извлечение из Статьи Князя Кострова: «Туруханский монастырь», напечатанной в 8 «Москвитянина» на 1852 г. Василий Мангазейский, не новокрещенный Монгол, Василий Борисов, поступивший в Туруханский монастырь в 1692-м году, как несправедливо предлагал автор «Истории Русской Церкви» (ч. III, стр. 62), а Ярославский уроженец, сын тамошнего мещанина. Отец, по недостаточному своему состоянию, отдал его в прикащики к одному богатому, Ярославскому же купцу, который, производя торговлю с Сибирью, привез его в город Мангазею (находившийся на р. Тазе и называвшийся так от бывших там хлебных магазинов) и поручил ему лавку... С ранней молодости Василий отличался кротостью, благонравием и набожностью. Один раз, и именно в самую заутреню Светлого Христова Воскресения, когда он находился в церкви, воры обокрали его лавку. Хозяин, подозревая Василия в участии с ворами, подал на него жалобу Мангазейскому Воеводе, Пушкину, который взял его в съезжую избу и при хозяине подверг пыткам. Василий, как невинный, не сознавался и молчал, хотя муки его так были жестоки, что он несколько раз падал замертво. Считая молчание страдальца упорством, озлобленный хозяин ударил его связкой тяжелых ключей (от обокраденной лавки) в висок, и Василий испустил дух. Это случилось в 1602 г., когда Василию было только 19-ть лет от роду. Воевода и купец, для предотвращения молвы в городе, велели поскорее положить замученного ими прикащика в гроб и, как бы нераскаянного грешника, закопать, без отпевания, в болоте, близ самой съезжей избы. Но в 1652-м, при Воеводе Игн. Корсакове, гроб Василия сам собою поднялся из грязи и тины. Молва напомнила народу, как благочестиво жил и какою мученическою кончиною помер Василий. Почему гроб перенесен был на другое, более удобное, место, и над новою могилою была устроена часовня. Но в 1670-м году, в следствие явления Василия во сне Настоятелю лишь устроенного перед тем Туруханского монастыря, Тихону, останки его перенесены были этим благочестивым иноком в Туруханский монастырь (Мангазеи тогда уже не существовало, а вместо её был выстроен Туруханск) и погребены в церкви... В память сего события, в день его, в монастыре и теперь отправляется каждогодно торжественное всенощное бдение. Митрополит Филофей был в Туруханском монастыре в 1719 году, и написал, в честь Василия Мангазейского, тропарь и кондак, и будто бы даже канон, ныне, впрочем, не существующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Александра Свирского. Вначале у него было лишь 8 братий. Подвижническая жизнь его привлекла к нему почитание многих лиц, как-то: царской семьи, прп. Иринарха (игумена Соловецкого, память его 17 июля) и других, — и они помогали бедной обители, в особенности присылкой книг. Прп. Иона много занимался ручным трудом: сохранился прокопанный его руками канал, соединявший два озера, Яшозеро и Сенное; ковшичек, выточенный им из карельской березы ковш для теплоты при совершении Божественной литургии и два кожаных мешка, с которыми он ездил верхом для нужд монастырских. Скончался он в начале XVII в. •  Родина преподобного — с. Шокши — находится в 16 верстах от основанной им обители.  •  Яшезерская Благовещенская пустынь основана на берегу Яшозера, в 70 верстах от Петрозаводска (ныне Петрозаводский р-н в Карелии, Петрозаводская епархия). Праведный Василий Мангазейский (Туруханский) (+ 1602) Память его празднуется 23 (или 22) марта в связи с тезоименитством свищ. Василия Анкирского (IV в.), 10 мая в день перенесения мощей из Мангазеи в Туруханск и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Св. праведный Василий был родом  ярославец и служил приказчиком у богатого купца. В 1602 г., когда ему было 19 лет, он повез вместе с хозяином товар в сибирский город Мангазею. Там хозяин его, человек недостойный и злой, обвинил его перед местным воеводой в краже и во время пытки убил его ударом ключей по виску. Тело праведника было положено в гроб и брошено в болото. В 1652 г. гроб его показался на поверхности, а в 1670 г., вследствие частых явлений праведника и чудес его, гроб был вскрыт, и мощи святого были обретены нетленными. Они были перенесены в  ближайший монастырь и положены в часовне. Св. праведный Василий был безбородым и белорусым юношей — таким же он был в своих явлениях. Туземцы весьма чтут его и украшают часовню его шкурами диких зверей. 25 марта вечером в память св. праведного Василия в монастыре совершалось особое богослужение. •  Св. прав. Василий — первый святой, прославленный на Сибирской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Мученик Филит был одним из первых римских сановников. Пострадал за веру со своим семейством: женой Лидией и детьми Македонием и Феопрепием, в Иллирике, при царе Адриане, во II веке. Мучеников били железными прутьями и затем бросили в кипящее масло, но они остались невредимыми. Тогда свв. мученики просили себе у Господа смерти и с молитвой скончались. С ними пострадали святые. Кронид коментарисий (чиновник) и Амфилохий вождь, которые уверовали во Христа, видя твердость Филита с семейством Преподобный Пахомий Нерехтский был сыном священника г. Владимира на Клязьме. Будучи отроком, любил ходить в Рождественский монастырь в городе и пожелал сам поступить в иноки. После смерти отца 12-летним отроком постригся. Ему дано было нелегкое послушание – служить на кухне, и он охотно нес его, а ночи проводил в молитве. Когда в 1365 г. была устроена в городе обитель в честь Константина и Елены, то св. Пахомия поставили сюда в игумена. Но ему, как любителю безмолвия, не нравилась жизнь в городских монастырях, и он тайно ушел оттуда. Отыскав уединенное место в Костромской губернии, близ селения Нерехты, упросил жителей селения уступить ему участок земли и основал здесь монастырь. Правилом для иноков он поставил труд обрабатывания земли и сам подавал всем пример. Скончался Пахомий в 1384 году. Скоро после смерти он явился иноку-иконописцу и сказал: «Напиши мой образ. Господь сопричислил меня к лику святых. Скажи об этом и братии». В 1764 г. обитель святого обращена в приходскую церковь . Василий Мангазейский был сыном торговца в Ярославле. 19-ти лет, поступив на службу к купцу, он отправился с ним в Сибирь для торговли. Любострастный хозяин стал принуждать его к удовлетворению своей страсти. Но Василий, будучи человеком очень богобоязненным и нравственным, отказался от этого. Тогда хозяин обвинил его в краже. На суде, когда Василий говорил, что он невиновен, жестокий хозяин ударил его в висок связкой ключей и убил. Это было в 1600 г. в первый день Пасхи. Судья велел тело его, положив в гроб, бросить в болото. Прошло 50 лет, но тело и гроб оставались вверху болота невредимыми, и тут начали совершаться чудеса. В 1670 г. св. Василий явился старцу Тихону, основавшему обитель на реке Енисее, в 500 верстах от места смерти его, и повелел перенести тело его в свою обитель. Так и было сделано, и при этом совершилось много чудес. 24-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В 1652 г. при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Василия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который ещё раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, с светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какой страдальческой смертью и за что умер сокрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 г. старцу Тихону, основавшему за 10 лет перед тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волосами, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом; «я – тот самый Василий, говорил явившийся, о котором много говорят в народе и который замучен воеводой Пушкиным». Тихон за 500 вёрст отправился в Мангазею, которая теперь уже приходила в запустение и уступала своё значение новой Мангазее 227 . Он обрёл в указанном месте нетленное тело и 10 мая принёс его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывавших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне, на месте древней Мангазеи, и теперь видят звериные шкуры, – приношения Юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 г. сохраняются иконы св. Василия Мангазейского. На одних он представляется свежим, белокурым юношей, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображён Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение, в честь св. Василия 228 . Почитая память св. Василия, повторим учение Апостола о добродетели, за которую пострадал Василий. «Храни себя в чистоте, поучает Апостол ( 1Тим.5:22 ). Заботься о том, чтобы быть святым по телу и душе ( 1Кор.7:34 ). Не обманывайтесь: ни блудники, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни пьяницы, ни хищники не наследуют Царствия Божия ( 1Тим.6:9–10 ). Тело не для блуда, а для Господа, и Господь для тела ( 1Тим.6:13 ). Блуд и всякая нечистота и любостяжание даже и именоваться не должны у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Умертвите земные члены ваши – блуд, нечистоту, сладострастие, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» ( Кол.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1652 году при воеводе Игнатии Степановиче Корсакове гроб Ва­силия с нетленным телом показался поверх тины. Мангазейцу Степану Ширяеву, который еще раньше того заметил этот гроб, но оставил без внимания, явился в видении молодой человек, без бороды, со светлыми волосами и в белой рубашке; другие промышленники получали разные исцеления у гроба. Предание сказало, какою страдальческою смертью и за что умер скрытый во гробе. Гроб вынули и поставили в сухое место, а над ним выстроили часовню. Здесь многие получали помощь в нуждах и болезнях, совершая панихиды о покое убиенного Василия. В марте 1670 года старцу Тихону, основавшему за 10 лет пред тем монастырь на Енисее, является молодой человек с белокурыми волоса­ми, без бороды, в белой одежде и приказывает идти в Мангазею за его телом. «Я – тот самый Василий, – говорил явившийся, – о котором много говорят в народе и который замучен воеводою Пушкиным». Тихон за 500 верст отправился в Мангазею, которая теперь уже прихо­дила в запустение и уступала свое значение новой Мангазее 460 . Он обрел в указанном месте нетленное тело и 10 мая принес его на себе в обитель. Житие рассказывает об исцелении многих больных, призывав­ших имя Василия в обители или на месте кончины. В часовне на месте древней Мангазеи и теперь видят звериные шкуры, – приношения юраков и других инородцев, и каждый считает святотатством взять что-нибудь из часовни в собственность. У поселенцев Туруханского края с 1672 года сохраняются иконы святого Василия Мангазейско- го. На одних он представляется свежим, белокурым юношею, в белой рубашке, а сбоку представлено истязание ему при купце и воеводе; на других изображен Троицкий Туруханский монастырь, а над ним молящийся Василий, в рубашке и без обуви; в 25 день марта в обители Троицкой совершается всенощное служение в честь святого Василия 461 . Почитая память святого Василия, повторим учение апостола о до­бродетели, за которую пострадал Василий. Храни себя чистым, – поуча­ет Апостол ( 1Тим. 5, 22 ). Заботься о том, чтобы быть святым телом и душой (см. 1Кор. 7, 34 .). Не обманывайтесь: ни блудники, ни идо- лослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6, 9–10 ). Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор. 6, 13 ). Блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф. 5, 3 ). Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение ( Кол. 3, 5 ). День двадцать четвертый. Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Целомудренный измучен был восстанием плоти, до того, что исповедал о том всей братии. Ночью то молился он со слезами пред иконой Спасителя и Богоматери, то выходил из келлии на могилу старца, прося его, чтобы помог избавиться от нечистого беса. Утомленный молитвой, заснул он и видит пред собой старца, с долгой и белой бородой, с жезлом в руке. Старец говорит ему: «брат Иринарх! так всегда молись Господу и пречистой Матери Его; я молился о тебе, и Господь помиловал тебя, более не греши, – ты исцелен». С этими словами ударил инока жезлом по левому бедру. Инок вскочил и увидел Пахомия, который прибавил: «не бойся, чадо: ты видишь меня, напиши образ мой, Господь причислил меня к лику преподобных; скажи о том и братии». Иринарх рассказал о всем игумену и братии, показывая знак удара на бедре. Освободившийся от нечистой страсти написал образ Пахомия; над могилой устроили гробницу и тут поставили икону. При построении каменного храма мощи преподобного видели нетленными и над ними построен был храм в его имя. 664 Ныне местное празднование преподобному совершается 15 мая, в день иноческого ангела преподобного. – В приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа и верующие получают исцеления при раке преподобного. В тот же (23) д. Страдание св. мангазейского Блаженный Василий, по ркп. житию его 665 был ярославский уроженец, сын ярославского мелкого торговца Феодора. Поступив в приказчики к богатому купцу, отправился он с его товарами в Мангазею, тогда новое поселение русских между инородцами на р. Тазе. Блаж. Василий с юных лет жил в страхе Божьем: он усердно молился Богу и хранил себя в чистоте. – Купец – хозяин был человек сладострастный и жестокий: он хотел пользоваться Василием как орудием для удовлетворения скотским страстям. К сожалению, это тогда бывало нередко между поселенцами Сибири, – так показывает строгая грамота патриарха. 666 Но чем общее был гнусный порок, тем строже был к себе богобоязненный Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010