Архив Пн Слово архимандрита Филарета (Гусева) при наречении во епископа Канского и Богучанского 23 марта 2012 г. 18:10 23 марта 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Филарета (Гусева) во епископа Канского и Богучанского. При наречении архимандрит Филарет обратился к Святейшему Владыке и сослужившим Его Святейшеству архипастырям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Богомудрые архипастыри Церкви Христовой! Ныне искусом и Вашим избранием Промыслитель и Создатель человеческого рода Всещедрый Господь призывает меня воспринять благодать архиерейского служения. Ступая на путь архипастырского послушания, я с трепетом внимаю словам Спасителя, обращенным к ученикам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все то, что Я повелел Вам…» (Мф. 28:19-20). Сегодня Господь определяет мне служение на святой земле Сибири, которая прославлена целым сонмом подвижников благочестия, миссионеров-просветителей. Святитель Нектарий, архиепископ Тобольский, святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святой мученик Василий Мангазейский, преподобный Даниил Ачинский и множество других угодников Божиих освятили своей молитвой благодатный Сибирский край. Они явили истинную любовь к Богу подвигом своей жизни, их молитвенный покров по сей день ощущает каждый вопрошающий о помощи. Моя родина — древняя Тверская земля, а малая родина — Удомельский край. Этот дивный край имеет прекрасную историю. Я благодарен тем поистине исповедникам веры, которые, несмотря на сложности советской эпохи, делились со мной плодами своей духовной жизни. Благодаря им я с юных лет осознал, что без Бога жизнь теряет смысл и Церковь является тем спасительным институтом, который открывает дверь в вечность. Именно тогда я принял решение стремиться стать в будущем служителем Алтаря Господня, откликнувшись на слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). Это способствовало моему поступлению в Московскую духовную семинарию, под благодатный покров преподобного Сергия Радонежского.

http://patriarchia.ru/db/text/2099505.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Кондак 1 Возбранный чудотворче и мучениче пресветлый, данный Христом православным людям, в Сибирь пришедшим, державу Российскую укрепляти и просвещати языческие народы, ты же имея дерзновение ко Господу, подавай нам силы духовные и телесные в Православии твердо стояти, и землю северную Евангельским словом согревати, да вси зовем ти: Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче. Икос 1 Ангельскому житию подражая, Василие, яко мученик Христов в Анкире, соблюдший в себе веру Христову и в торжестве веры достигший вечного упокоения, ему же тезоименит сый. Пред языческими народы веру христианскую исповедав без страха, яко апостол лютую смерть приял еси. Мы же благодарно поем ти: Радуйся, от рождения благодатию Духа Святаго осененный. Радуйся, с младенчества благочестию наученный. Радуйся, с младых лет слово Божие познавый. Радуйся, с колыбели молитву возлюбивый. Радуйся, в землю Сибирскую пришедый. Радуйся, прилежанием и честностию любовь людей стяжавый. Радуйся, смерть лютую принявший. Радуйся, имя христианское бесчестием не запятнавший. Радуйся, за страдания Богом прославленный. Радуйся, любовью христиан и язычников не оставленный. Радуйся, от болезней исцеляющий. Радуйся, в делах добрых помогающий. Радуйся, мучениче Василие, первый сибирский чудотворче. Кондак 2 В благодатном граде Ярославле, богатом Божиими угодниками и святыми церквами, вырос сын благочестивого Феодора. При крещении монах по имени Василий, принимая от купели младенца, заповедал ему: молись о всех нас Святей Троице. Мы же провидению таковому дивяся, поем во умилении: Аллилуия. Икос 2 Разум, озаренный благодатию Христовой, имел еси и из млада беспрестанно пети и славословити Триипостасного Бога навыкл святе Василие; кроткий, родителям послушный, прилежно вел еси дела купеческие, душею же в Горнем пребывая. Мы же, взирая на благочестивое смирение твое, поем таковая: Радуйся, от юности Богом избранный. Радуйся, надмирную жизнь возлюбивый. Радуйся, достодолжно родителей почитающий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

Феномен детской святости Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София Изучение агиографической (житийной) литературы – излюбленного чтения наших предков – является средством постижения духовной жизни народа. Как пишет замечательный русский философ и историк Георгий Федотов, “в допетровские времена сложился архетип духовной жизни русского народа, ставший идеалом для всех последующих поколений”. История русской святости начинается со святых страстотерпцев Бориса и Глеба, затем к ним присоединяются монахи, святители, далее князья, прославленные своим общественным и религиозным служением. Наконец, XV–XVI века ознаменованы новым типом подвижничества, которого не знало католическое христианство, это подвиг юродства. В русской православной традиции, на наш взгляд, существует еще один особый тип святости, не привлекший внимание исследователей, – это чин детской святости, который составляют особо почитаемые, канонизированные церковью или местно чтимые дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет). В этом контексте несомненный интерес представляют жития в части описания детских и юношеских лет будущих святых/Жития Святых Святителя Дмитрия Ростовского. Репр. изд. Козельск, 1992/. Кто они – святые дети? Среди них есть князья, такие, как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи – двенадцатилетний инок Иоасаф, умерший в 17 лет в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др. Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, зарезанный в Угличе, отрок Гавриил Слуцкий – жертва ритуального убийства, младенец Иоанн Углический, убитый работником отца, Василий Мангазейский, также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского – крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, канонизированного в XVII в..

http://pravoslavie.ru/67.html

Василий, митрополит Екатеринодарский и Кубанский (Кулаков Аркадий Юрьевич) Дата рождения: 18 октября 1971 г. Дата хиротонии: 24 июля 2019 г. Дата пострига: 4 апреля 1997 г. Страна: Россия Биография: Родился 18 октября 1971 г. в Томске. Крещен в 1979 г. В 1988 г. окончил среднюю школу в Томске. В 1988-94 гг. обучался в Томском медицинском университете, получил диплом по специальности «Лечебное дело». В 1996 г. окончил клиническую ординатуру при Сибирском государственном университете по специальности «Терапия». В феврале 1997 г. принят в число братии Михаило-Архангельского мужского монастыря в с. Козиха Новосибирской области. 4 апреля 1997 г. епископом Новосибирским и Бердским Сергием (Соколовым) пострижен в монашество с именем Василий в честь праведного Василия Мангазейского. 23 апреля 1997 г. в Вознесенском кафедральном соборе г. Новосибирска епископом Новосибирским Сергием рукоположен в сан иеродиакона, 23 августа — в сан иеромонаха. В монастыре нес различные послушания, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью (заготовка и переработка леса, снабжение, ремонт техники и др.). С осени 1997 г. по 2000 г. нес послушание настоятеля монастырского подворья в с. Верх-Чик Ордынского района Новосибирской области. За этот период в селе был построен храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1998-2000 гг. обучался на заочном отделении Томской духовной семинарии. В 2001 г. нес послушание на подворье монастыря в Новосибирске — на строительстве нового собора в честь Святой Троицы. В 2002 г. по благословению архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона нес послушание настоятеля храма Спаса Нерукотворного в пгт. Венгерово Новосибирской области, на месте которого планировался монастырь. В 2002-2005 гг. нес послушание в пгт. Ордынское Новосибирской области. Помогал в строительстве двух храмов: каменного, в честь Святой Троицы, и деревянного, в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В 2002-2004 гг. обучался в Московской духовной академии . Получил диплом со степенью кандидата богословия.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5469105...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Василий Мангазейский (Туруханский) (+ 1602) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 (или 22) марта в связи с тезоименитством свищ. Василия Анкирского (IV в.), 10 мая в день перенесения мощей из Мангазеи в Туруханск и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Св. праведный Василий был родом ярославец и служил приказчиком у богатого купца. В 1602 г., когда ему было 19 лет, он повез вместе с хозяином товар в сибирский город Мангазею. Там хозяин его, человек недостойный и злой, обвинил его перед местным воеводой в краже и во время пытки убил его ударом ключей по виску. Тело праведника было положено в гроб и брошено в болото. В 1652 г. гроб его показался на поверхности, а в 1670 г., вследствие частых явлений праведника и чудес его, гроб был вскрыт, и мощи святого были обретены нетленными. Они были перенесены в ближайший монастырь и положены в часовне. Св. праведный Василий был безбородым и белорусым юношей — таким же он был в своих явлениях. Туземцы весьма чтут его и украшают часовню его шкурами диких зверей. 25 марта вечером в память св. праведного Василия в монастыре совершалось особое богослужение. • Св. прав. Василий — первый святой, прославленный на Сибирской земле. Родился он в 1583 г. в Ярославле. • Сибирский г. Мангазея, где принял мученический венец святой, был центром торговли и колонизации на севере Западной Сибири; рукоположен он был на р. Таз, являвшейся частью Мангазейского морского хода. Впоследствии гарнизон города, состоявший из березовских и тобольских казаков, был переведен на Енисей, в Туруханское зимовье, на месте которого был заложен г. Новая Мангазея (с конца XVIII в. стал называться Туруханском, ныне село, районный центр Красноярского края). • В 1670 г. строитель туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон совершил с крестным ходом перенесение мощей святого из Мангазеи в свою обитель. Монастырь расположен близ впадения в Енисей Нижней Тунгуски, в 35 верстах от Турухан ска (Красноярская епархия). • Первоначально память святого праздновалась 6 июля, в день явления его мощей. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437033/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Василий Мангазейский, прав. Описания иконы Василий Мангазейский, прав. - житие Святой мученик Василий Мангазейский (Память: 23 марта, 10 мая, 23мая(Собор Ростово-Ярославских святых), 6 июня(местночтимый), 10 июня (Собор Сибирских святых) по старому стилю) Первый прославленный на Сибирской земле святой Василий Мангазейский принял мученическую кончину 23 марта 1600 года и с середины XVII столетия благоговейно почитается за множество чудесных проявлений своей святости — в помощи недужным, скорбящим и бедствующим, прибегающим к его ходатайству перед Богом. Блаженный Василий, сын благочестивого купца Феодора, родился в Ярославле. По торговым делам он оказался в сибирском городе Мангазее, где поступил приказчиком к одному богатому купцу. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение украшали отрока, а сердце его было исполнено искренней веры в Бога и нелицемерного благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время совершения службы оставлять житейские дела и молиться в храме. Едва Василию исполнилось девятнадцать лет, как Всевышний, в[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XIX.] Абалацкая икона с прав. Симеоном Верхотурским, мч. Василием Мангазейским, свт. Николаем и прп. Марией Египетской на полях (фрагмент). Икона. Россия. XIX в. Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке. Москва. Файл 4658.jpg:   Размер: 575x1073, 0.62 MPix, 74 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (181) , (3) . Описание: Хромолитография. Святой мученик Василий Мангазейский. Период создания: 1907 г. Материал, техника: бумага, цветная хромолитография Размер: 13,8 х 11,4 см Место создания: Российская империя, г. Одесса. Местонахождение Краевое государственное учреждение культуры " Красноярский краевой краеведческий музей " Файл 33545.jpg:   Размер: 678x800, 0.54 MPix, 147 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (92) , (1) . Описание: Икона " Свв. Василий Великий и Василий Мангазейский " (в окладе). Около 1788 г. Материал, техника: дерево, латунь, левкас, паволока, темпера, чеканка, золочение. Размер: икона: 30,5 х 25,6 х 2,8 см; оклад: 31 х 26 х 3 см. Место создания: Красноярский край, г. Енисейск. Красноярский краевой краеведческий музей. Файл 34809.jpg:   Размер: 668x800, 0.53 MPix, 297 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (68) , (1) . Описание: Василий Мангазейский. Около 1805 г. Материал, техника: дерево, масло. Размер: 91,5 х 77,2 х 2,4 см. Место создания: Красноярский край, г. Енисейск. Красноярский краевой краеведческий музей. Файл 34810.jpg:   Размер: 665x800, 0.53 MPix, 148 Kb. Дата: 2020-05-30, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (74) , (1) .

http://pravicon.com/icon-1391

инокиня Наталья -- Наталье 6 апреля 2020, 10:05 Вопрос того, почему со временем в житии сгладили острые углы - вопрос специального исследования. Возможно, простым людям уже и знать было ни к чему, что существуют такие грехи - в целом по Руси они были изжиты после татаро-монгольского ига. А возможно, сработали те механизмы, которые подробно описаны в материале: " О святом Себастьяне, старице Херувиме и Т-34 " . Но не только ранние списки жития говорят нам, что мученик пострадал за целомудрие, - это же утверждение содержится и в богослужебных текстах. Не то чтобы где-то как-то невнятно, нет - во многих текстах, в том числе главных - в двух из трех тропарей, в кондаке... Наталья 6 апреля 2020, 00:35 Я читала житие на этом же сайте, и там было сказано, что купец из-за сребролюбия так взбеленился. Что он несколько раз пытался вызвать юношу со службы, но тот не шёл, и купец решил, что он причастен к краже. Никакого " голубого следа " там не было. Почему такое расхождение? Валентин-83 4 апреля 2020, 14:34 Мать Наталья низкий поклон вам и тому месту где вы спасаетесь, да оградит Господь это место святыми ангелами, молитвами Богородицы и св. мч. Василия от всякого зла. Спасибо за знакомство с житием мч. Василия Мангазейского. Пример для всех христиан нынешних, когда от умножения беззакония вокруг ослабевает любовь. Моли Бога о нас, святой мученик Василий. Тамара 4 апреля 2020, 14:12 Ещё один наш святой и наш защитник перед Богом. Хорошее изложение жития святого Василия Мангазейского. Святой Василий, моли Бога о нас грешных. Татиана 4 апреля 2020, 10:29 В храме Рождества Христова в Нижневартовске имя святого отрока Василия Мангазейского вспоминается на всех службах вместе с именем св.пр.Симеона Верхотурского. Но житие его прочитала только сейчас. Можно сказать: " О, времена, о, нравы! " - А можно подумать о том, что ни времена, ни нравы, по большому счёту, не изменились с тех пор... Господи, как ты нас терпишь? Прости и помилуй! Алла 3 апреля 2020, 22:00 Спаси Господи, вас, инокиня Наталья! Статья получилась богодухновенная. Пронзительные строки тронули душу... Мученик Василий, моли Бога о нас.

http://pravoslavie.ru/129917.html

Василий. священник из Холуя 231 Василий Блаженный (1469–1552 или 1557), московский юродивый 25, 244 Василий Великий (ок. 330–379), архиепископ Кесарийский, отец церкви 47, 134, 168, 169, 179, 336, 361, 380, 460 Василий (957–1052), византийский император из Македонской династии (с 976) 429 Василий Георгиевич, князь Костромской 58 Василий (ум. или в 1295, или между 1356 и 1378), епископ Муромский и Рязанский, святой 65, 68, 90 Василий Мангазейский (ум. 1602), святой 57 Василий Новый, святой 114 Васильев Василий Павлович, священник, магистр богословия 240, 460 Васильев Иван (XVIII в.), старообрядческий писатель 92 Васильев Кузьма, иконописец-старинщик 216 Васильев Михаил (упом. 1751), офеня, торговец иконами 226 Васильев Павел, купец 176 Васильев Феодосий (ум. 1711), основатель секты Федосеевцев, учитель беспоповщины 118, 124 Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926), художник 205, 263, 273, 276, 279, 280, 296 Вацкова Е. 363, 391, 460 Введенский С.В. 206, 207, 460 Вебер Макс (1864–1920), немецкий социолог, историк, экономист 106, 128, 460 Вейгель 295 Векверт А. 391, 460 Велижанина Н.Г. 202, 230, 460 Вениамин (Румовский-Краснопевков Василий, 1738–1811), архиепископ 373. 374, 461 Веронезе Паоло (1528–1588), итальянский художник 220 Вздорнов Г.И. 17, 170, 184, 186, 213, 248, 414, 415. 458, 459, 461 Виклиф Джон (ок. 1330–1384), 120 Виктор Критянин (XVII в.), греческий иконописец 380, 381 Вилинбахов Г.В. 358, 461 Вилламо Х., финский коллекционер икон 360, 438 Виппер Борис Робертович (1888–1967), историк искусства 292. 294, 305, 461 Висковатыи Иван Михайлович (ум. 1570), думный дьяк, дипломат, с 1561 – хранитель государственной печати 12, 146, 299 Виталий, инок, старовер 368 Витовтов Федор, дьяк 158 Владимир Святославич (ум. 1015), князь Новгородский (с 969), великий князь Киевский (с 980), святой, равноапостольный 129, 188 Власий, святой 169 Волков (рубеж XVIII–XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт. художник, критик 443, 444, 461

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Инородцы – упрямые и недоверчивые – тысячами принимали Крещение от чудес, творимых святым отроком. Он спасал заблудившихся, ослабевших от голода, обмороженных, утопающих, искалеченных зверями, больных... Ибо сказано: «Да уразумеют все, яко сильнее всего есть благочестие; и никогда не превозможет злоба премудрости». Рейтинг: 10 Голосов: 2342 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Инокиня Наталья для Читатель 5 апреля 2023 8 марта 2024, 10:11 Прямо о домогательствах хозяина упоминается в житии XVII века. Читатель 5 апреля 2023, 07:45 Перечитал житие Василия на других сайтах, а также акафист, тропари и кондаки, но нигде нет упоминания о домогательствах со стороны его хозяина. Везде речь идет только о подозрениях в краже. Разве что присутствует упоминание о «хранении целомудрия» святым Василием, но это, на мой взгляд, не всегда можно трактовать только как хранение девства. Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется не только как девственность, а также строгая нравственность, чистота. Фаина 4 апреля 2022, 22:52 Святой мученик Василий Мангазейский! Помоги своим предстательством перед Спасителем нашим! Вымоли для нас спасение от всякого зла, помоги нашей стране и людям, испроси спасения у Господа нашего Иисуса Христа! Аминь! юрий 6 апреля 2021, 07:40 Святый мученик Василий,моли Бога о нас. инокиня Наталья -- Юлии 17 апреля 2020, 08:30 Прочтите предыдущих 2-3 комментария - этот вопрос уже задавали, и я ответила. инокиня Наталья -- Юлии 14 апреля 2020, 09:02 Прочтите комментарий чуть ниже своего. И это не была " нетрадиционная ориентация " , это была развращенность, которой человек просто не мог дать выхода обычным путем. Юлия 13 апреля 2020, 11:04 Была статья на этом же сайте, Там про нетрадиционную ориентацию ничего не говорилось. Откуда материалы для статьи, если не секрет? Наталья -- инокине Наталье 11 апреля 2020, 13:28 Ясно, спасибо большое за объяснение. В основном просто читаю жития святых, буду теперь и тропари с кондаками, если возникнет недоумение, это очень хороший способ вы мне подсказали.

http://pravoslavie.ru/129917.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010