Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем, т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька пишет сейчас для Вас преподобного мученика Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 год как преподобный. За нынешний, 1958 год он совершенно не упоминается. У Булгакова 223 упоминается как святой местно-чтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее святой мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномучеником, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя, с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о. иеродиакон Сергий и семья Карауловых просят Вашего святительского благословения и все мы – Ваших св. молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М. Нестор 5/VIII-58 г. 114 224 Епископу Афанасию (Сахарову) 4 ноября 1958 г. [г. Одесса] 22/Х Иконы Казанской Божией Матери св. равноап. Аверкия Ваше Преосвященство, дорогой, добрый друже и собрат во Христе Святитель Афанасий. Спаси Вас Господи за сердечное молитвенное поздравление в день, Божией Милостию, 42 года Архиерейской хиротонии моего недостоинства. Столько прослужил и ничего доброго и полезного не соделал, а грехами оброс, как ракушками. Но молитва Ваша и сердечность облегчают мое убожество. Знаю, что и 27/X-9/XI Вы помолитесь, и заранее благодарю. Так же я, Бог даст, служа Божественную литургию в Успенском монастыре, многажды раз с молитвой помяну Ваше святое имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазсо (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии к Турухапске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения " молений " . Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим.      К числу страстотерпцев никак не могут быть отнесены братья Алфановы: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий – мощи которых покоятся под спудом в новгородском Антониевом монастыре. Это, может быть, самый загадочный случай в русской агиологии: канонизация целой семьи, о которой не сохранилось никаких сведений. Неизвестно даже время их жизни. Предание считает их посадниками новгородскими и строителями Сокольиицкого монастыря, откуда их мощи были перенесены после пожара 1775 г. Вероятно, братья почитались в своем монастыре как благочестивые ктиторы (создатели). Но культ их имеет не народный характер, а местно-церковный.      При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650) и Симеона Малопинездского († 1585). Но первый был юродивым и к тому же не каионизован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

При следующем митрополите Сибирском и Тобольском Антонии (Стаховском; 1721–1740) мощи святого Василия были сокрыты под спудом, в земле, в пределах монастырской ограды; над этим местом устроили часовню. В 1788 году гроб святого вновь показался из земли наружу. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес его во вновь построенный каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и устроил особое надгробие. Все это время местное почитание святого Василия практически не прекращалось: верующий народ по-прежнему прибегал к его молитвенному предстательству и по вере своей получал облегчение в болезнях и исцеления. Почитание святого Василия Мангазейского немало способствовало обращению из язычества в Православие различных местных народностей Севера: тунгусы, эвенки и юраки молились святому как покровителю охотников. В конце 1802 года – начале 1803 года Туруханский край охватила эпидемия. Жители Туруханска усмотрели причину бедствия в том, что иконы святого Василия вынесены из Троицкого монастыря, мощи его находятся под спудом, а службы в его честь прекращены. Архиепископ Тобольский Амвросий (1806–1822) предписал игумену Туруханского Троицкого монастыря внести в соборный храм образ святого Василия и не чинить препятствий к его почитанию. В 1907 году по благословению Святейшего Синода было отпечатано цветное литографическое изображение святого Василия Мангазеиского. На иконах святого Василия изображают «лицем млада, мала возрастом, образом священнолепна, очи имуща светлы, взирающе прелюбезне, власы же главы его русы». Среди жителей Туруханска сохранилось предание, что несколько десятилетий назад святой Василий явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел ему взять из монастырского храма святые мощи и сокрыть их в тайге, что и было исполнено. Память святому Василию Мангазейскому совершалась первоначально 6 июля, в день явления из земных недр его мощей; 10 мая совершалось торжество перенесения мощей святого из Мангазеи в Туруханск. 22 марта является днем особого празднования памяти святого Василия Мангазеиского, тезоименитого прославляемому в этот день Церковью священномученику Василию Анкирскому († IV в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прошу принять на память это скромное приношение Вам, дорогой Владыка. Хочу успеть, пока ходят пароходы, побывать в местах, куда не доберешься в другое время года. Один путь из Новосибирска на теплоходе чрез Томск в Тогур. Второй путь очень дальний – от Красноярска по Енисею в Енисейск и др[гие] приходы. Там тоже не был архиерей. К Святейшему ранее осени не попаду. Погода в Новосибирске все лето дождливое, пасмурное. Пасмурный был и я из-за температуры. Сейчас занялся епархиальными делами и добираюсь до горы писем, чтобы хоть сколько-нибудь ответить. Виноват перед Петром Николаевичем 938 , т. к. давно не смог ему ответить на его милое, доброе письмо. Спаси его Господи. Это раб Божий смиреннейший и богатый верой и умом человек. Милости Господни да сопутствуют ему в его добродетельной жизни. Моя воспитанница Наташенька 939 пишет сейчас для Вас преподобного муч[еника] Василия Мангазейского. Когда поеду, то привезу лично Вам. В Православном церковном календаре св. Василий отмечен 23 марта ст. ст. за 1947 г. как преподобный. За нынешний 1958 г. он совершенно не упоминается. У Булгакова 940 упоминается как святой местночтимый в Сибири. Я полагаю, что Василий скорее св[ятой] мученик, т. к. его истязали и купец убил его связкой ключей в висок. Юноша был глубоко верующий и нравственный, так что если его считать преподобномученик, то ошибки не будет, или просто мучеником. Юноша изображается и на коленях, а также есть изображение стоя с разбитым лицом ключами. К иконе я приложу описание его жизни и святости по его мученической кончине и привезу Вам. А Вы, дорогой Владыка, имеете ли сведения о его житии? И что Вам известно? Моя дорогие чада духовные, о[тец] иерод[иакон] Сергий и семья Карауловых просят Вашего Святительского благословения и все мы – Ваших св[ятых] молитв. С сердечной братской любовью, преданный недостойный М[итрополит] Нестор. 5/VIII–58 г. Д. 34. Л. 94–95. Подлинник. Автограф. 31. 4 ноября 1958 г. 22/Х–58 г. Иконы Казанской Божией Матери, св[ятого] равноапостольного Аверкия

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Христофор Сольвычегодский Преподобный Афанасий Свирский Преподобный Иона Яшезерский XVI-XVII Праведный Афанасий Наволоцкий XVI-XVII Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) До XVII XVII век Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) Преподобный Мартирий Зеленецкий Праведная Иулиания Лазаревская Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь Преподобный Сергий Шухтовский Преподобный Леонтий Леохновский Междуцарствие 1610 – 1613 Преподобный Серапион Кожеезерский Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси Преподобномученик Галактион Вологодский Преподобный Иосиф Заоникиевский Преподобный Трифон, архимандрит Вятский Преподобномученик Евфросин Синоезерский Праведный Иоанн (затворник), Псковский Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) Преподобный Иринарх, затворник Ростовский Праведная София, кн. Слуцкая Преподобный Адриан Монзенский Преподобный Поликарп Брянский Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец Преподобный Макарий Жабынский, Белевский Преподобный Вассиан Тиксненский Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый Преподобный Иов Ущельский Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский Преподобномученик Симон Воломский Праведный Симеон Верхотурский Преподобномученик Афанасий Брестский Алексий Михайлович (1645 – 1676) Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый Преподобный Иов, игумен Почаевский Святитель Аффоний, митрополит Новгородский Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский Преподобный Леонид Устьнедумский Преподобный Лукиан Александровский Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец Преподобный Елеазар Анзерский Преподобный Филипп Янковский, Сухонский Преподобный

http://azbyka.ru/shemy/hronologia_russki...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16:56 Уважаемый о. Григорий! 1) Если Вы обратите внимание на источники Синодального периода, а так же, например, на церковную документацию перв. пол. XX в., то увидите, что в третьем лице именование пресвитера " отец Такой-то " являлось языковой нормой, так же как и " господин Такой-то " по отношению к человеку, не имеющему священного сана. Обращение к незнакомому священнику было - по имени-отчеству, и лишь в личной беседе со знакомым попом было принято обращаться к нему " о. Петр " , " о. Николай " и т. д. 2) Вы в корне неверно истолковываете мои слова относительно церковности культуры допетровской России. Не надо сводить все к " темной Руси " . Просто нужно признать, что не была Россия оплотом Церкви среди " западных еретиков " и " восточных басурман " . Обычная клерикальная страна, правда, с менее высокой церковной культурой, чем, например, Испания или Италия. Было у нас все как у всех, с поправкой на особо тяжелые природные и социальные условия. 3) Если Вы так воспеваете именно допетровскую Россию (а именно она в статье Вашей дает нам сегодня все рецепты), то ответьте на следующие вопросы: а) почему в то время, как в России группа начетников закручивала религиозные гайки, не занимаясь при этом ни внешней миссией, ни просвещением народа, ограничиваясь лишь бюрократическим давлением на население и придворными интригами, католические миссионеры (надеюсь, Вы не полагаете их еретиками!) обратили ко Христу (и, надо заметить, далеко не всегда силой!) практически всю Южную Америку, 6 сотен тысяч японцев, китайских вельмож, многие тысячи индийцев, индейцев нынешней Канады и жителей Индокитая, а так же многих других? б) почему тогда, когда " новый фараон " Иван Грозный гнобил Церковь и св. Филиппа, в Западной Европе создавалась огромная система католического образования, определившая нынешние параметры образовательной системы? в) почему в России не было ни одного университета, тем более церковного? г)почему Библия была неизвестна простому народу, которого не учили грамотности, тогда как в Западной Европе делались ее переводы на все новые языки и на языки народов Азии, Африки и Америки? д) почему в России, прекрасной платонической Древней Руси, не было вообще церковной системы здравоохранения и благотворительности (именно системы, а не самодеятельности монастырей)? почему Василий Мангазейский у нас как бы вместо Филиппа Нери или Франциска Сальского? е) почему именно отказ от всего " древнерусского " в Церкви означал для нас появление семинарий и систематического образования? Предвижу - вспомните об Иосафате Кунцевиче, гонениях на православных в Речи Посполитой, испанской инквизиции.

http://bogoslov.ru/article/564281

2. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. Цветаева. Ч. I главы I-IV Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга первая I. Материалы исторические 1. Регламент Вотчинной Коллегии в проектах 1723, 1732 и 1740 годов. Н.Н. Ар-дашева II. Исследования 1. Мангазейский чудотворец Василий. Действит. члена Н.Н. Оглоблина 2. Русские рукописи Стокгольмского Государст. Архива. I. Столбцы. К.И. Якубова 3. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. Исследование Дм. В. Цветаева. (Окончание). Ч. II (главы V-VIII) Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга вторая I. Материалы исторические 1. Материалы к истории военного искусства в России. Выпуск II. Сообщил Действ. член полковник Д.Ф. Масловский II. Материалы историко-литературные 1. Два памятника древнерусской Киевской письменности. XI-XIII вв. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид 2. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. С двумя планами. Сообщ. Действ. член Архим. Леонид Древнейшие пределы расселения Грузин по Малой Азии. А.С. Хаханова Состав Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Москов-ском Университете: а) с открытия Общества по 1 мая 1890 г. б) к 1 сентября 1890 г Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1890 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. Сообщил М. И. Соколов 2. О мятежах в городе Москве и в селе Коломенском, в 1648, 1662 и 1771 гг. Действ. члена А. Зерцалова II. Материалы историко-литературные 1. Новгородская история. Соч. П.И. Сумарокова. Часть II. Сообщ. Действит. член Архим. Леонид III. Исследования 1. Библиографическая разыскания в области древнейшего периода славянской письменности IX-X вв.: памятники сих веков по сохранившимся спискам XI-XVII вв. Со-общил Действ. член Архим. Леонид

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

41 Филарет, архиепископ. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Изд. 2, Месяцы; Сентябрь - Декабрь. Чернигов, 1865. С. 168. Местное его прославление было совершено в 1653 году по благословению Патриарха Никона (Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви, Изд. 2. М„ 1903. С. 131). 42 Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд.З. СПб., 1882. С.394. 43 См.: ГолубинскийЕ.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд.2. М, 1903. С. 145. Как отмечает Н.К. Голейзовский, «по имеющимся сведениям, икона эта находится в действующей церкви города Нерехты» (Голейзовский Н.К. Исихазм и русская живопись XIV - XV вв.//Византийский временник. М, 1969. Т.29. С. 207). 44 Троицкий Патерик. Свято-Сроцкая Сергиева Лавра, 1992. С.67. 45 Пивоваров П., протодиакон. Святой праведный Василий Мангазейский//ЖМП. 1977. 1 1. С. 64 - 65. 46 Новгородский государственный музей. 10882. Служба святителю Феоктисту. XIX в. Л. 3 1 - 32. 47 Там же. Л.33. См. также: Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. М., 1984. С.65. 48 Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд. 3. СПб., 1882. С. 514. У П.М.Строева указан только один монастырский настоятель с именем Вассиан: 1535 - 1540 гг. (Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стб. 995). 49 Дмитриев Ю.Н. О творчестве древнерусского художника//ТДОРЛ. М.; Л., 1958. Т. 14. С. 552. См.также: Мысливец И. К иконографии русских святых//Byzantinoslavica. Praha, 1932. Roc. 4. Sv. 2. S. 423 - 424. 50 Филарет, архиепископ. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяцы: Январь - Апрель. Изд. 3. СПб., 1882. С. 291. 51 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни подвизавшихся святых в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 455. 52 Верюжский И., свящ. Исторические сказания о жизни подвизавшихся святых в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 518. См. также: Филарет, архиепископ Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Месяцы Январь - Апрель. Изд.З. СПб., 1882. С. 127.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

А. Дмитриевым 179 ). Значительная часть севернорусских и сибирских святых была удостоена ореола святости в глазах народа не за жизнь, отданную служению Богу (жизненный путь их нередко так и остался неизвестным) 180 , а за свою необычную мученическую кончину. Иногда трагические обстоятельства гибели святого усугублялись его молодостью. В ряду таких святых, обычно причисляемых к чину «праведных» (то есть благочестивых мирян), мы находим, например, погибших в море (Иоанн и Логгин Яренгские), крестьянского мальчика, убитого грозой во время полевых работ (Артемий Веркольский), молодого приказчика, ложно обвиненного хозяином в краже и умершего под пыткой (Василий Мангазейский) и даже совсем маленьких ребятишек, погибших в результате бытового несчастного случая (Иоанн и Иаков Менюшские). На своем пути к святости эти безвременно умершие люди нередко проходили несколько этапов отношения к ним: первоначальное погребение их как «нечистых» покойников, обретение их нетленных тел, обычно сопровождаемое посмертными явлениями будущего святого различным людям, и наконец торжественное перезахоронение их останков, святость которых была доказана исходящими от них чудесами 181 . В ряду этих простонародных святых, далеко не все из которых удостоились общерусского признания, мы и находим агиографический аналог малолетнего самоубийцы из «рассказа о купце». Речь идет о местночтимом севернорусском святом Кирилле Вельском (Важском), о котором повествует одноименное Сказание, сохранившееся в немногочисленных поздних списках 182 . Поскольку этот памятник до сих пор не опубликован, в своем анализе мы вынуждены опираться на чужие пересказы. Как и другие памятники народной агиографии, относящиеся к типу «святой из гробницы», Сказание о Кирилле Вельском начинается с обретения неизвестного нетленного тела и одновременных явлений его владельца различным людям с просьбой о его перезахоронении. Одна лишь слепая старица Акилина смогла сообщить необходимые сведения о таинственном умершем и тут же прозрела.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010