В указе от 25 мая 1861 г. об учреждении Енисейской кафедры отмечалось, что до приобретения или постройки за счет казны нового архиерейского дома епископ с его штатом должен «помещаться в одном из приличных домов по найму», а также, что архиерейскому дому следует «отвести на основании закона положенное количество пахотной и сенокосной земли». Первоначально Н. проживал на временной квартире - в 2-этажном особняке купчихи М. Г. Беловой (сохранился; ныне пр. Мира, 54; на доме установлена памятная доска) близ красноярского Покровского храма, затем в доме помещика И. И. Коновалова. В марте 1862 г. Н. инициировал строительство архиерейского дома. В апр. 1865 г. на площади рядом с кафедральным собором был заложен, а 31 мая 1866 г. освящен деревянный на каменном фундаменте архиерейский корпус с домовой ц. во имя св. Иоанна Предтечи. В первые дни пребывания в Красноярске ежедневно совершал богослужения и проповедовал, познакомился с губ. П. Н. Замятиным, городским главой П. И. Кузнецовым, председателем губернского суда и др. высшими чинами, а также с духовенством епархии. По инициативе Н. в состав членов Енисейской духовной консистории вошли 7 чел., в т. ч. прот. В. Касьянов, настоятель енисейского в честь Преображения Господня монастыря архим. Афанасий, ключарь кафедрального собора, благочинный сельских церквей А. К. Угрюмов и священники красноярских церквей. 26 апр. 1862 г., перед 1-й поездкой по епархии, Н. составил и передал прот. Касьянову свое духовное завещание. В том же году, совершив длительную инспекционную поездку вниз по Енисею, на север губернии, Н. обратился в Синод с рапортом по ее итогам, в к-ром обосновал необходимость миссионерско-приходской деятельности с привлечением братии туруханского Мангазейского во имя Святой Троицы монастыря и увеличении жалованья священникам. К 1863 г. в разделенной на 14 благочиннических округов Енисейской епархии было 170 правосл. храмов (100 каменных, 70 деревянных), 182 часовни (5 каменных, 177 деревянных), почти все из них посетил Н. Весной и летом 1863 г. он побывал в Ачинском, Минусинском округах и сев. части Канского округа. Это способствовало созданию в 1876 г. Минусинской миссии. За время служения на Енисейской кафедре преосвященный дважды полностью объехал епархию, по собственному утверждению знал ее «лучше всякого другого места, даже лучше Московской епархии», на территории к-рой родился. Архиерей совершал и др. поездки. Так, в кон. мая 1867 г. он объехал все городские и крупные сельские приходы. Поездка была и долгой (45 дней), и дальней (всего проехали 2126 верст). Особое впечатление на Н. произвело крещение 80 чел.- инородцев в хакасском с. Аскыз, которое он описал в своих записках: «Крещение длилось три часа. Долго допрашивали по списку крещаемых и повторяли их личности, дабы дать новые христианские имена крещаемых. Мы хотели было мужчинам дать апостольские имена, а женщинам имена Мироносиц, но давали другие имена: Василий, Георгий, Гавриил, Никита… У меня катились слезы. Плакали и другие».

http://pravenc.ru/text/2565588.html

Однако преемник свт. Филофея свт. Антоний (Стаховский) распорядился, чтобы мощи В. М. «были сокрыты в земли внутрь монастырской ограды» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.), над мощами была устроена часовня. Отсутствие синодального решения о канонизации иногда становилось поводом для запрета почитания. В 1755 г. Тобольская консистория запретила совершать молебны В. М. и поминать его на отпусте, в 1756 г. было разрешено служить панихиды по особому чину. Часовня, где покоились мощи святого, находилась у обрыва, в 1788 г. земля с обрыва стала осыпаться и гробница вновь показалась наружу. Игум. мон-ря Михаил перенес гробницу во вновь построенную каменную ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы и положил их под спуд под особым надгробием. Зимой 1802/03 г., когда вслед за Томском и Енисейском в Туруханске и его окрестностях распространилась эпидемия, жители города причину бедствия увидели в том, что «иконы святаго мученика Василия Мангазейского... вынесены из церкви, мощи его скрыты и отправляемые в честь его службы перестали». О народном волнении было доложено Святейшему Синоду и министру внутренних дел В. П. Кочубею, Тобольский архиеп. Антоний предписал игумену Троицкого мон-ря внести в церковь образ и не чинить препятствий к почитанию святого (Голубинский. С. 462). В XIX в. почитание В. М. в Сибири ширилось. В Енисейске, Туруханске, Красноярске были распространены иконы святого, среди населения Енисейского Севера бытовали «большие деревянные складни, некоторые в металлических ризах, с изображениями Василия Мангазейского» (Островских. С. IV). Как небесный покровитель охотников и звероловов В. М. почитался среди коренных жителей Енисейского Севера. На месте Мангазеи, в часовне, где до 1670 г. почивали мощи В. М., юраки и тунгусы оставляли звериные шкуры в дар святому, а во время выходов из тайги к Енисею посещали Туруханский мон-рь. В 1893 г. местное епархиальное начальство вновь возбудило ходатайство перед Синодом о подтверждении канонизации святого, в ответ Синод предписал завести книгу для записи чудес, происходящих от мощей В. М. В нач. XX в. имя В. М. было внесено в офиц. «Православный календарь», изданный при Святейшем Синоде.

http://pravenc.ru/text/150815.html

В 1921 г. Туруханский мон-рь был закрыт, незадолго до этого В. М. явился во сне одному благочестивому эвенку и повелел сокрыть свои мощи в тайге. (Это предание было записано автором данной статьи в 1977 в Туруханске от горожанки, помнившей время, когда мощи В. М. почивали в Туруханском мон-ре; от мощей мученика некогда получил исцеление ее сын-младенец; саму же женщину в свое время оперировал живший в Туруханске в ссылке свт. Лука (Войно-Ясенецкий) ). В 1997 г. возобновилась иноческая жизнь в туруханском Свято-Троицком мон-ре (ранее, в 1990, начали совершаться богослужения в Троицком храме, действовавшем как приходской). По благословению Красноярского и Енисейского архиеп. Антония (Черемисова) в 1997 г. было проведено освидетельствование места в Троицкой ц., где прежде хранились мощи В. М., и были найдены фрагменты св. останков. Для обретенной святыни сделали раку, к-рая в наст. время находится в монастырском храме. Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Св. прав. Василий Мангазейский (крайний справа). Икона «Собор Сибирских святых» Ок. 1918 г. (ц. во имя Всех святых, на земле Российской просиявших. Новосибирск) Имя В. М. входит в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено в 1964 г. по инициативе Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) , и в Собор Сибирских святых, празднование к-рому было установлено в 1984 г. по инициативе Омского и Тюменского еп. Максима (Крохи) . Иконография В XIX в. в Сибири были распространены иконы В. М., где он представлен юношей лет 19, в белой рубашке, на полях изображены сцены его мученической кончины (Пестов. С. 221-222). В Филимоновском иконописном подлиннике (XVIII в.) святой назван Сибирским чудотворцем, его память и описание облика даны под 16 марта: «Подобием млад, в рубашке; нецыи пишут в двух ризах, верхняя киноварная, исподняя голубая» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 48). Также под 16 марта отмечен юный возраст В. М., его написания в мученических ризах или в рубашке в др. иконописных подлинниках (ИРЛИ. Колл. Перетца. 524. Л. 135 об., 30-е гг. XIX в.; РНБ. Погод. 1931. Л. 126, 20-е гг. XIX в.). Иногда представлен молящимся на горе, над Туруханским мон-рем. Известны изображения святого в киевском Князь-Владимирском соборе, в храмах Вел. Новгорода, Москвы, Красноярска. В московском храме Воскресения Словущего хранится Абалакская икона Божией Матери с предстоящими прав. Симеоном Верхотурским, свт. Николаем Мирликийским, прп. Марией Египетской и В. М. Праведный отрок изображен также на иконе Собора Сибирских святых, написанной к первому празднованию Собора в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Жители Мангазеи не знали имени нового святого, в течение мн. лет его называли «новоявленный чудотворец, что в Мангазейском городе выходит гробница». Мангазейский воевода С. Корсаков послал Сибирскому и Тобольскому архиеп. Симеону списки чудес нового чудотворца. Не позднее дек. 1653 г. архиепископ отправил царю Алексею Михайловичу челобитную и описание чудес с вопросом: «Для свидетельства тех Мангазейских новых чудотворцев в Мангазею ехать мне ль?» (Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 304). В Москве эти списки сдали в архив Сибирского приказа, оставив без ответа. Однако в Мангазее ширилось почитание святого. 11 февр. 1653 г. мангазейский охотник Г. Коротаев (по нек-рым спискам, Сиротаев) после нек-рых колебаний рассказал жителям Мангазеи, что во сне ему было открыто имя святого. Согласно др. редакции жития, святой явился дворовому человеку боярина С. Л. Стрешнева Ивану и назвал свое имя - Василий Фёдоров. В часовне совершались молебны святому. В апр. 1653 г. некий Г. Давыдов, находясь на зимовье в тайге, ослеп. Скорбя о случившемся, он «обещался на гробнице во граде новопроявленному чюдотворцу молебен отпети». Дав обещание, он прозрел. Вернувшись в Мангазею, 9 мая он служил молебен над гробом святого. Священник мангазейской Троицкой ц. Димитрий вторично отправил архиеп. Симеону донесение о чудесах В. М., и в авг. 1659 г. состоялось освидетельствование мощей святого. Оно показало, что святой был отроком «дву аршин без чети, чаять лет пятнадцати или меньши», к-рый умер от пыток - его «положили... мучена с наруганием, всего скорчена, и глава... преклонена в углу от полуденныя страны к левому плещу». С этого времени «священницы прихождаху, и совершаху молебныя пения... молящеся новоявленному чудотворцу» (Иркутские ЕВ. 1864. 8. С. 136; Лит. памятники Тобольского архиерейского дома. С. 347). Наличие службы святому позволяет предположить, что она была составлена раньше и что местная канонизация В. М. совершилась в 1653 г. 22 марта 1670 г. в Мангазею приехал настоятель Туруханского мон-ря иером. Тихон. 24 марта, когда он молился в часовне, ему явился В. М., повелел переложить свои мощи в новый гроб и с крестным ходом перенести их в Туруханский мон-рь, а ветхий гроб оставить в часовне. 2 апр. иером. Тихон вместе со своим духовным сыном Н. Смирновым, совершив водосвятный молебен, освидетельствовал мощи святого, после чего их крестным ходом перенесли из часовни в соборную церковь. 1 мая мощи В. М. перевезли в Туруханский мон-рь и поставили в Троицкой ц., справа от царских врат. Перенос мощей совпал по времени с полным запустением Мангазеи, в 1672 г. город покинули последние жители, что стало следствием закрытия в 1619 г. морского пути в Мангазею.

http://pravenc.ru/text/150815.html

Церковное предание, исторические хроники и официальные акты хранят память о Мангазейском чудотворце и его заступничестве с начала XVII века и до наших дней. Но самым ярким подтверждением непрекращающейся любви к нему является живая память о нем в народе. Особенно благоговейно чтут его православные Сибири. На месте первой могилы святого Василия в Мангазее, где некогда стояла часовня над возникшим из земли гробом, в прежние времена можно было видеть звериные шкуры, принесенные благодарными охотниками. Народности Енисейского и Тюменского Севера и сейчас почитают святого Василия Мангазейского как великого угодника Божия и обращаются к нему с молитвой. Ныне и Церковь наша, поминая его на отпустах, поет Славу угоднику Божию. Канон святому еще в 1719 году составил митрополит Филофей, тогда же появилась и «Повесть о блаженном страстотерпце Василии». К концу первой трети XVIII столетия были написаны три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия. Одну из первых икон святого написал послушник Тобольского митрополита Павла живописец Лука, по случаю своего чудесного избавления от смерти. Известны изображения Василия Мангазейского во Владимирском соборе Киева, в Новгороде и Москве. Мощи святого Василия до начала XX века почивали под спудом в Троицком Туруханском монастыре. Сначала днем памяти святого было 22 марта, когда святая Церковь вспоминала соименного ему священномученика Василия Анкирского. В последующее время память блаженного Василия стала совершаться и 10 мая — в память о перенесении его мощей из Мангазеи. Ранее память святому совершалась в монастыре еще и 6 июня, день явления его мощей (по другим источникам, кончина св. Мученика Василия Мангазейского приходится на 4 апреля 1602 года). Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Мангазейский, прав. " .

http://pravicon.com/info-1936

Афанасий брестский муч., 5 сент. Афанасий высоцкий, 12 сент. Афанасий высоцкий другий, 12 сент. Афанасий печерский затворник, 28 авг. Афанасий череповский, 5 июля. Афанасий ученик Александра свирского . Барловской иконы Божией Матери, 23 дек. Бидзин князь грузинский муч., 18 сент. Благодатное небо – иконы Богоматери. Прилож. I. стран. 7. Благоуханный цвет – иконы Божией Матери, 15 ноября. Блаженное чрево – иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 26 дек. Братской иконы Божией Матери, 10 мая. Боян , князь болгарский, 28 мар. Варлаам кавказский, 19 июля. Варлаам шенкунский, 19 июня. Варнава , основатель Варнавинской пустыни, 11 июня. Варсонофий печерский преп., 28 авг. Варсонофий тверский преп., 2 мар. Василид пр., 18 апр. Василий , мангазейский муч., 23 марта. Василий мирожский, 4 мая. Василий новгородский архиепископ, 10 февр. Василий рязанский епископ, 12 апр. Василий , еп. захолмский, 29 апр. Васса псковская преп., 19 мар. Вассиан пертоминский, 12 июня. Вассиан тиксненский, 12 сент. Вассиан основатель Рябовой пустыни. Вассиан крестимировский у Белого моря. Вениамин печерский, 28 авг. Ветран , еп. скифский, 20 апр. Взыграние – иконы Божией Матери, 7 нояб. Взыскание погибших – иконы Божией Матери, 5 февр. Византийской иконы Божией Матери, 7 апр. Вифлеемской иконы Божией Матери, 15 авг. Владимир новгородский, 4 окт. Владислав , кн. сербский, 24 сент. Владимир , князь сербский, 22 мая. Влахернской иконы Божией Матери, 15 авг. Вододательницы иконы Божией Матери, окт. 11. Воспитание иконы Божией Матери, 5 мар. Всех скорбящих радости , 24 окт. Вутиванской иконы Божией Матери, 2 мая. Венской иконы Божией Матери, 15 февр. Гавриил , патр. сербский, 30 авг. Гавриил лесновский, 15 янв. Гавриил младенец, 20 апр. Гаенатской иконы Божией Матери, 15 авг. Галактион преп. вологодский, 24 сент. Галактион белозерский, 12 янв. Геннадий важеозерский, 9 февр. Геннадий новгородский архиепископ, 4 дек. Геннадий печерский, препод., 28 авг. Георгий святоторец грузин., 27 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 1671 г. в Москву были вновь отправлены списки чудес В. М. для подтверждения канонизации святого, но прошение, как и прежде, было оставлено без ответа. Однако в Сибири почитание Мангазейского чудотворца не ослабевало. И. Б. Репнин, бывший в 1671-1672 гг. воеводой Тобольска, прислал «по обещанию» в Туруханский мон-рь шитый покров на раку с образом В. М., к-рый стал наиболее ранним изображением святого (БАН. Собр. текущих поступлений. 496. Л. 90). В «Слове о написании образа святаго мученика Василия, Мангазейскаго чудотворца» повествуется о том, как была создана чтимая икона святого. В авг. 1679 г. в Туруханскую обитель пришел иконописец Лука, послушник Сибирского и Тобольского митр. Павла , и вложил в мон-рь написанную им икону В. М. Причиной создания иконы было чудесное спасение Луки во время бури в море по молитвам к прав. отроку. Образ был поставлен над гробом чудотворца (БАН. Собр. текущих поступлений. Л. 89 об.- 90). Память В. М. отмечена под 22 марта в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). Многое сделал для возрастания почитания В. М. митр. Тобольский и всей Сибири свт. Филофей (Лещинский , в схиме Феодор). В дек. 1702 г. он послал челобитную Петру I c просьбой перенести мощи прав. отрока из Туруханского мон-ря в Тобольск «для большего почествования к святому», однако получил отказ. В июне 1719 г. святитель приехал в мон-рь для поклонения мощам В. М., он перенес мощи из старого храма в новую ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы. Воспоминание этого события стало местным праздником обители. На зап. стороне храма, напротив раки с мощами, был поставлен образ В. М. Свт. Филофей освидетельствовал мощи и «написал в похвалу мученику Василию канон» (ГАТОТ. Ф. 144. Оп. 1. 51. Тетр. 19. Л. 2 об.). В годы служения свт. Филофея на Тобольской кафедре были составлены 3 службы В. М.: «Служба на память явления во граде Мангазее из недр земных многоцелебных мощей мученика святаго Василия», «Служба на перенесение мощей святаго мученика Василия из града Мангазеи в пределы новаго града Туруханска во обитель Святыя Троицы, что на реке зовомой Тунгуске», «Служба на перенесение мощей новаго мученика Василия, чудотворца Мангазейского, из старыя церкве в новую церковь, пришествием и пренесением святых его мощей схимонахом преосвященным Феодором, митрополитом Тобольским и всея Сибири». В результате деятельности свт. Филофея прав. отрок стал известен далеко за пределами Сибири. Имп. Анна Иоанновна прислала в дар Туруханскому мон-рю серебряное богослужебное Евангелие (М., 1689), на верхней крышке к-рого находилось изображение В. М. с крестом в руке и надписью: «Мученик Василий Мангазейский» (Житие Василия Мангазейского/Под ред. П. Е. Островских. С. IV).

http://pravenc.ru/text/150815.html

Последние примеры суть незаконные ветви на древе страстотерпцев. Но народное почитание Василия Мангазейского было одно время оцерковлено. Сын Ярославского купца Василий служил приказчиком в сибирском городе Мангазео (ныне не существующем). Хозяин, заподозрив его в краже, истязал его, пытал в воеводской избе и наконец убил, ударив ключом в висок. Боясь ответственности, тело несчастного зарыли без погребения (1602), но через пятьдесят лет над этим местом стали совершаться знамения. В XVII веке над могилой построили часовню, потом перенесли тело в Туруханский монастырь, где оно, в золоченой раке, было выставлено для поклонения. В 1803 г. во время эпидемии в Туруханске для успокоения волновавшегося народа было разрешено поставить образ Василия и поднять надгробие (перед этим удаленные из церкви) для совершения «молений». Так как митрополит Амвросий, давая разрешения на молебны для успокоения народного движения, в то же время характеризует его как суеверие, то назвать это разрешение культа канонизацией невозможно. Василий остался почитаемым усопшим. К числу страстотерпцев никак не могут быть отнесены братья Алфановы: Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий – мощи которых покоятся под спудом в новгородском Антониевом монастыре. Это, может быть, самый загадочный случай в русской агиологии: канонизация целой семьи, о которой не сохранилось никаких сведений. Неизвестно даже время их жизни. Предание считает их посадниками новгородскими и строителями Сокольницкого монастыря, откуда их мощи были перенесены после пожара 1775 г. Вероятно, братья почитались в своем монастыре как благочестивые ктиторы (создатели). Но культ их имеет не народный характер, а местно-церковный. При большом числе святых мирян на Руси удивляет отсутствие канонизации священников из белого духовенства. Известны два имени святых иереев: Максима Тотемского († 1650) и Симеона Малопинездского († 1585). Но первый был юродивым и к тому же не канонизован, а второй принял схиму перед смертью и, следовательно, вошел в святцы в чине преподобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей праведного Василия, и с тех пор почитание его как истинного угодника Божия распространилось в Сибири. В 1670 году строитель Туруханского Троицкого монастыря иеромонах Тихон перенес святого Василия в свой монастырь. В 1703 году высокопреосвяшеннейший Филофей, недавно ступивший на епископскую кафедру, на себе испытал чудесное действие молитв новоявленного страстотерпца и решил перенести мощи Василия Мангазейского из Туруханска в Тобольск. В Петербург было направлено письмо с просьбой о высочайшем на то разрешении, но Петр I наложил на это прошение запрет. Из столицы пришел ответ: «Святых мощей из Туруханского монастыря не переносить». И все-таки летом 1719 года мощи были перенесены, но, с учетом монаршей воли, в пределах монастыря. Целую седмицу, бывая в посте и молитве, готовились иноки Троицкого монастыря к этому событию и в назначенный день совершили по чину обряд, водворив мощи в новой просторной церкви, построенной в честь Благовещения Богородицы. Службой правил сам митрополит Филофей, много потрудившийся для прославления святого Василия.. С той поры лень перенесения мощей (10 мая) стал в Туруханском монастыре праздничным. Но недолго суждено было мощам лежать в покое. Преемник Филофея, митрополит Антоний (Стаховский), распорядился честные останки Василия сокрыть в земле, где они пролежали более шестидесяти лет. Над местом захоронения была возведена часовня. Божьим милосердием к почитателям памяти святого Василия гроб с его останками через сто сорок лет снова был явлен миру: новая могила мученика и часовня над ней располагались на холме у обрыва; в 1788 году земля с обрыва стала осыпаться и перед очами православного люда предстал гроб Мангазейского чудотворца. Игумен Троицкого монастыря Михаил перенес гроб во вновь отстроенную каменную церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В конце XVIII века снова возникли препятствия к почитанию святого. Преодолеть их смогла лишь сила любви к праведному Василию. Божьим попущением в конце 1802 года Туруханск поразила страшная эпидемия горячки. Причину Божьего гнева туруханцы увидели в том, что мощи святого Василия были зановосокрыты, службы в его честь прекращены, а иконы мученика вынесены из храма. И возроптал народ. Волнение приобрело такой размах, что потребовалось вмешательство томского губернатора. Весть о событиях в Сибири докатиласъ и до столицы, до Святейшего Синода, и решено было «оставить почитание в прежнем виде».

http://pravicon.com/info-1936

Василию Мангазейскому, мч., прав., глас 8 Богатство видев чистыя души твоея, Василие,/украсти тщашеся праведных враг,/подусти господина твоего,/иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии,/и от того неповинне многия претерпел еси муки,/непобедим пребыв до смерти./Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки,/моли всем от напастей свободным быти,/чтущим любовию святую память твою. Перевод: Увидев богатство твоей чистой души, Василий, враг всех праведников (диавол) попытался украсть его, подучив хозяина твоего, который из-за украденного богатства своего отдал тебя судье, от которого ты, невиновный, претерпел многие мучения и остался непобедим в своем смирении до самой смерти. Поэтому, как принявший мученический венец от Владыки всех, молись о свободе от бед для всех, почитающих с любовью святую память твою. Ин тропарь, на перенесение мощей, глас 8 От града Ярославля Божиим смотрением/в страну Сибирскую пришедшаго/и за целомудрие от господина своего/в Мангазеи пострадавшаго,/блаженнаго Василия почтим,/егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси,/нетлением и чудесы прослави на земли./Ты же, честный страдальче,/предстательством своим страну нашу в мире сохрани//и молися о спасении душ наших. Перевод: Из города Ярославля по Божиему промыслу в край Сибирский пришедшего и за целомудрие от господина своего в Мангазее пострадавшего, блаженного Василия почтим, его же Христос Бог мученическим венцом увенчал на Небесах, нетлением и чудесами прославил на земле. Ты же, почтенный мученик, защитой своей страну нашу в мире сохрани и молись о спасении душ наших. Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж., глас 8 Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются,/тако и ты, угодниче Христов Василие, наг сый, не срамляшеся,/восприят бо ризу Адама первозданнаго,/юже он ношаше прежде в раи,/ты же сию на земли поносил еси;/и был еси добрый купец:/елико имеяше, вся остави/и купи мздою терпения своего село,/на немже сокровен безценный Бисер, Христос./Сего ради явися всем грешным образ покаяния/и вселися в райскую широту,/и, предстоя Христови,/не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне,//и моли спасти души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pra...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010