169 – Зверев Алексей Данилович (†1918) – миссионер, новомученик; поз. 170 – Зеленцов Василий Иванович (†1930) – окружной миссионер Екатеринославской епархии, в дальнейшем епископ Прилукский Василий, викарий Полтавской епархии, был заключенным Соловецкого лагеря особого назначения, расстрелян в 1930 г., священномученик; поз. 187 – Ильин Василий Михайлович – священник, епархиальный миссионер (выбыл из состава членов Собора, вследствие отмены выборов в Туркестанской епархии); поз. 204 – Кальнев Михаил Александрович (†1942) – Херсонский епархиальный миссионер; поз. 249 – Куляшев Андрей Гаврилович (†не ранее 1922) – псаломщик, Пермский епархиальный миссионер-проповедник, в дальнейшем член Высшего церковного совета с 1918 г.); поз. 251 – Кунцевич Лев Захарович (†1918) – Воронежский епархиальный миссионер-проповедник, в дальнейшем Астраханский епархиальный миссионер, расстрелян, в 1981 г. прославлен РПЦЗ в лике новомучеников и исповедников Росийских; поз. 320 – Нестор (Анисимов , †1962) – епископ Камчатский и Петропавловский, второй викарий Владивостокской епархии, начальник Камчатской духовной миссии, в дальнейшем – митрополит; поз. 374 – Платон (Рождественский, †1934) – митр. Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский, Председатель Соборного отдела о внешней и внутренней миссии, Председатель Миссионерского Совета при Св Синоде; поз. 407 – Разумовский Александр Петрович (†не ранее 1918) – протоиерей, настоятель Тифлисской Миссионерской церкви; поз. 447 – Сергий (Тихомиров , †1945) – епископ Японский, управляющий Российской Духовной миссией в Японии, в дальнейшем – митрополит; поз. 525 – Чайкин Георгий Авраамович – Могилевский епархиальный миссионер. 139 Обратим внимание, что на такое же бедствие в Орловской губ. в г. Болхове (Волхове) указывал уже в 1844 г. миссионер – первоапостол Алтая, архим. прп Макарий (Глухарев, †1847), где даже городской глава не знал « Символ веры » с. 166]. 140 «Не подобает мирянину пред народом произносить слово, или учить, и тако брать на себя учительское достоинство... Если же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на сорок дней да будет отлучен от общения церковного» [цит. по 78]. Читать далее Источник: Миссионерские и монашеские съезды 1887-1917 гг., Поместный Собор 1917-18 гг. и их значение для миссии РПЦ (Научное издание)/А.М. Смулов. - Москва: Перо, 2021. - 348 с.: ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

1916 г. – экстраординарный профессор кафедры Священного Писания Ветхого Завета. 1921 г., 28 июля – хиротонисан во епископа Сергиевского (Загорского), викария Московской епархии. После закрытия Лавры – настоятель Высокопетровского монастыря. Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках. 1934 г., 9 июля – архиепископ. 1935 г. – арестован в Москве в Высокопетровском монастыре. 1935 г., 17 июня – приговорён к расстрелу. ВАСИЛИЙ (Беляев), епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. 1925 г., 29 июня – хиротонисан во епископа Спас-Клепиковского, викария Рязанской епархии. 1927 г. арестован. Проживал н посёлке Хэ с митрополитом Петром Крутицким. 1927–1929 гг. – епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. 1931 г. – епископ Бутурлиновский. Дата смерти неизвестна. ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович), епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. 1870 г. – родился в с. Зимарове Ранненбургского уезда Рязанской губ. Окончил юридический факультет университета и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви. 1920 г. – священник на приходе в г. Полтаве. 1921–1923 гг. – жил в Харькове, в стороне от церковной деятельности. Начало 20-х годов – организовал Покровское христианское общество молодёжи. 1922 г. – уклонялся в обновленческий раскол, покаялся. 1924 г., 12 августа – хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 1925 г. – арестован, приговорён к смертной казни, помилован и по амнистии освобождён. 1926 г. – сослан на три года в Соловецкий лагерь. 1927 г. – своё несогласие с политикой митрополита Сергия [Страгородского] выразил в направленном на его имя письме, в котором писал о возможности предания митрополита Сергия суду. 1928 г. – выслан из Соловков в Иркутскую обл. 1929 г., 9 декабря – арестован. 1930 г., 3 февраля – приговорён к расстрелу. ВАССИАН (Пятницкий Владимир), архиепископ Тамбовский и Шацкий. 1879 г., 10 марта – родился в Москве, в семье торговца скобяным товаром. 1902 г. – окончил юридический факультет Московского университета. Адвокат в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 1909 г. хиротонисан во епископа. С 1911 г. епископ Новгород-Северский, викарий Черниговской епархии, затем епископ Черниговский и Нежинский. С июня 1916 г. и. о. председателя Издательского совета при Святейшем Синоде. В 1917 г. был дважды подвергнут аресту по распоряжению Черниговского губернского исполнительного комитета, препровожден властями в Петроград, по указу Временного правительства освобожден от присутствия в Святейшем Синоде и 6 мая 1917 г. насильственно уволен на покой, назначен управляющим Заиконоспасским монастырем. Вошел в Патриаршее управление при Святейшем Патриархе Тихоне и 24 июня 1918 г. назначен благочинным ставропигиальных монастырей (непосредственно подчиняющихся Патриарху Тихону). По постановлению Собора архиепископ Василий возглавил комиссию по расследованию обстоятельств ареста архиепископа Андроника (Никольского) . Убит красноармейцами по окончании расследования на обратном пути в Москву вместе с другими членами комиссии. Тело архиепископа было сброшено с Камского моста в реку. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. Василий (Зеленцов Василий Иванович, 1870–1930), священномученик, епископ. Член Собора по избранию как мирянин от Рязанской епархии. Окончил юридический факультет университета и СПбДА, до 1917 г. епархиальный миссионер Полтавской епархии. В 1919 г. рукоположен во иерея. В 1922–1925 гг. в заключении. В 1925 г. пострижен в монашество, архимандрит, хиротонисан в епископа Прилуцкого, викария Полтавской епархии. В 1926–1930 гг. в заключении. Расстрелян. Васильев Афанасий Васильевич (1851–1929), церковный и общественный деятель, публицист. Член Собора по избранию как мирянин от Петроградской епархии. В 1872 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Поступил на службу в Министерство юстиции. Член Славянского комитета (с 1877 г. Славянское благотворительное общество), в 1878 г. как уполномоченный Славянского комитета посетил Сербию, Черногорию, Галичину. С 1874 г. служил в Министерстве просвещения. С 1878 г. младший ревизор Государственного контроля, в 1893–1896 гг. генерал-контролер, возглавил Департамент железнодорожной отчетности. С 1910 г. гласный Санкт-Петербургской городской думы. После 1919 г. в эмиграции. В 1921 г. член Карловацкого Всезаграничного Церковного Собора. В эмиграции учредил общество Соборного славянства; как человек, много сделавший для Сербии, получал государственную пенсию. Скончался и похоронен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В это время в зале поднялся шум и послышались возгласы: «Поп агитацией занимается... поп зазнается, чего с ним возиться – пулю ему». Председатель суда сделал попытку прервать речь подсудимого, но отец Василий перебил его и сказал: «Дайте мне докончить, это мое право, – и, обращаясь к судьям, закончил: – Я принимаю ваш вызов, и какое бы наказание вы ни вынесли мне, я должен его пе­ренести твердо, без страха, даже смерть готов принять, ибо нет на­грады выше, чем награда на небесах» . Завершив последнее слово, отец Василий поклонился залу, и суд удалился на совещание, а священник углубился в чтение книги. 12 августа 1922 года отцу Василию был зачитан приговор, его об­винили в содействии деникинцам, выразившемся в том, что он «при­зывал население к активной борьбе с варварами-большевиками, как гонителями, по его, Зеленцова, выражению, Евангелия и Пра­вославной Церкви, предлагая населению поддерживать кто чем может Добровольческую армию», в разглашении телеграммы ОГПУ, имевшей, по мнению суда, «характер государственной тай­ны», в сокрытии церковных ценностей храма кадетского корпуса. «Для полноты характеристики личности священника Зеленцова, – читал обвинитель приговор, – необходимо указать, что Зеленцов с высшим образованием, хорошо разбирается в происхо­дящих исторических событиях, дает себе полный отчет в своей де­ятельности... Вся деятельность Зеленцова, на протяжении четырех лет направленная к борьбе с советской властью, а равно и заявле­ние гражданина Зеленцова, что своих убеждений он не меняет, за­ставляет революционный трибунал рассматривать гражданина Зеленцова как определенного, нераскаявшегося контрреволюцио­нера и врага трудящихся масс, а посему революционный трибунал, руководствуясь интересами республики и революционной совес­тью, приговорил: гражданина Зеленцова Василия Ивановича – расстрелять» . При последних словах приговора в зале поднялся шум и разда­лись крики: «Убийцы проклятые!» – «Будьте вы прокляты!» – «Ба­тюшка, дорогой, спаси вас Христос!» – «Отец Василий, благосло­вите нас!»

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

Значительное большинство пастырей и паствы осознавали чрезвычайные обстоятельства, приведшие к появлению «Д.». Тем не менее она вызвала у части духовенства и церковного народа замешательство. В нек-рых приходах священники отказывались возглашать «Д.» с амвона, как им было предписано, и отсылали ее обратно в Москву, в Патриархию. На имя митр. Сергия стали приходить письма с выражением протеста против новой линии Патриархии и с призывами отказаться от нее. По стране распространялись обличительные послания, обращения, воззвания с критикой «Д.», с осуждением церковной политики Заместителя Местоблюстителя. С серьезными замечаниями на текст «Д.» выступил особенно близкий митр. Сергию в первый год его заместительства Прилуцкий еп. сщмч. Василий (Зеленцов) , арестованный и сосланный на Соловки. Основываясь на постановлении Всероссийского Поместного Собора считать политику частным занятием членов Церкви, еп. Василий писал, что действия митр. Сергия и Синода, почившего Патриарха Тихона и Карловацкого Собора были следствиями их личной, а не церковной политики, потому и необязательно поддерживать их. «Стараниям митрополита Сергия и его Св. Синода,- продолжал еп. Василий,- добиться от гонящих Всероссийскую Православную Церковь большевиков мирного отношения к ней Церковь не может не сочувствовать, ибо христианам заповедано от Бога: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12. 18). Но Христос разрешает Церкви принять от митрополита Сергия и его Св. Синода только такое примирение с гонителями ее, большевиками и их советской властью, которое действительно будет миром Христовым, т. е. миром такого содержания и качества, каких требует Христос, сказавший: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его», а не земного благополучия и безопасности, ибо всякий иной мир безусловно запрещен Церкви Христом на все века и вечность... К сожалению, эта попытка митрополита Сергия и его Св. Синода не только не дает нам еще Христова мира с большевиками, но пока не дает и надежды на такой мир, и то не по одному лишь упорству большевиков во вражде к Православной Церкви, но и потому, что попытка митрополита Сергия и его Синода начата ими и движется вперед не по каноническим рельсам, следовательно, не по пути церковной правды»(Акты свт. Тихона. С. 521).

http://pravenc.ru/text/171618.html

Именно Епископ Василий на основании существующих канонических правил составил большой обвинительный акт, которым аргументировал отлучение лубенских раскольников от Православной Церкви, и представил его на рассмотрение сначала одному Архиепископу Григорию 463 . И владыка Григорий сделал последнюю попытку призвать Феофила Булдовского к церковному единству. С этой целью он послал ему копию обвинительного постановления в Лубны, полагая, что он, может быть, одумается. Однако тот осмеял акт и заявил, что таковому не подчиняется 464 . Только тогда Архиепископ Григорий направил протоиерея Николая Пискановского в Казахстан к ссыльному Экзарху Украины Митрополиту Михаилу с обвинительным постановлением для подписи. Тот акт одобрил и подписал. По возвращении протоиерея Николая в Полтаву, постановление было подписано Полтавским Архиепископом Григорием и викарными Епископами – Кобелякским Николаем (Пирским) и Прилукским – Василием (Зеленцовым), составителем акта. Далее протоиерей Иоанн Богданович повёз обвинительное постановление в Харьков, где его подписали управляющий Одесской епархией Епископ Онуфрий (Гагалюк) , управляющий Харьковской епархией Епископ Константин (Дьяков), управляющий Екатеринославской епархией Епископ Стефан (Адриашенко) и Епископ Мариупольский Антоний (Панкеев). Доверенное лицо было отправлено затем в Киев, где обвинительный акт подписали Епископ Каневский Василий (Богдашевский) , Епископ Черкасский Филарет (Линчевский), Епископ Сквирский Афанасий (Молчановский), Епископ Радомысльский Сергий (Куминский) и управляющий Киевской епархией Епископ Макарий (Кармазин). Постановление, подписанное тринадцатью иерархами Епископ Василий (Зеленцов) повёз в Нижний Новгород к возглавлявшему в то время, после ареста Митрополита Петра (Полянского) , Русскую Православную Церковь Митрополиту Сергию (Страгородскому) . Митрополит Сергий обвинительный акт утвердил 465 . Позже об этом утверждении Митрополит Сергий писал: «5 января 1926 года мною, тогда Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и Митрополитом Нижегородским, было утверждено постановление 13-ти архиереев Украины (во главе с Экзархом, Митрополитом Киевским Михаилом) о главарях так называемого «Лубенского раскола».

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Однажды после богослужения его спросили: «Владыка, ну зачем всё это вы говорите? В церкви постоянно шпионы, следят за вами, слушают и доносят, мы их знаем, и мы боимся за вас». А он ответил с улыбкой: «Да что же особенного такого я сказал, я право не знаю, они не такого заслуживают. Ну, хорошо, больше не буду, успокойтесь, идите с миром по домам». А на следующем богослужении говорил ещё резче, ещё бесстрашнее. Его бесстрашие, искренность, сила убеждения, постоянная и твёрдая готовность умереть за Христа и призыв на эту жертву – пленяли и покоряли слушателей. Попасть в храм, где служил Епископ Василий, было очень трудно: не только храм, но и вся церковная ограда были заполнены молящимися, пришедшими помолиться и послушать «отца Василия», как его по привычке называли. Группа молодёжи тесным кольцом окружала владыку и провожала от церкви домой, как бы охраняя его. Со всеми он был ласков и приветлив, всех знал по именам 475 . Не оставлял Епископ Василий и обличения Лубенского раскола. Одним из самых возможных и эффективных методов борьбы с ним, как показало время, была рассылка пастырских посланий, авторами которых были Архиепископ Григорий (Лисовский) и Епископ Василий (Зеленцов). Кроме уже неоднократно цитированного нами «Ответа на письмо пастырей и пасомых одного из церковных округов на Миргородщине» Архиепископа Григория, которое он написал 1 августа 1926 года благочинному первого Миргородского округа протоиерею Антонию Луговскому, известно также послание обоих владык от 8 октября 1925 года, в котором они вразумляли верующих, что «подчинение раскольникам в церковных делах и участие с ними в молитвах – есть участие в их расколе» 476 . Но самым известным стало открытое письмо Епископа Василия, озаглавленное «Бывшему Православному Епископу Гражданину Феофилу Ивановичу Булдовскому», написанное после попытки последнего оправдаться перед ВВЦС 477 . Это открытое письмо в очень короткий час стало известным по всей Полтавщине. Копии его передавали из рук в руки. Некий «священник» села Лукомья Оржицкого района Базилевский принёс письмо в Лубенский окрадминотдел, а оттуда копии письма были отправлены в Лубенский окружный отдел ГПУ («лично товарищу Тандурову») 478 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Отдельный случай представляет епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) . Афанасия арестовали в 1922 г., и за исключением коротких перерывов он постоянно жил в заключении вплоть до 1954 г. Он отложился от митрополита Сергия около 1930 г., поскольку посчитал, что тот незаконно принял на себя обязанности заместителя местоблюстителя патриаршего престола. Он восстановил каноническое общение с иерархией Русской Православной Церкви в 1945 г., когда был избран патриарх Алексий I. На протяжении своей нелёгкой жизни (он умер в 1962 г. в возрасте 75 лет) Афанасий был весьма почитаем среди верующих и стал духовным отцом многих православных 1937 . Агафангел и Афанасий канонизированы как исповедники. Самым непримиримым противником сложившегося типа отношений Русской церкви с советской властью среди канонизированных «непоминающих» был, наверное, епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Василий не только разорвал общение с Сергием в 1927 г., но и не восстановил канонические сношения с его преемником, патриархом Алексием I. После многочисленных арестов и заключения, он умер в неустановленный день (по одним источникам в 1945 г., по другим – в 1947 г.) под Красноярском 1938 . На местном уровне был причислен к лику святых в 1993 г. Другие «непоминающие», канонизированные Архиерейским собором 2000 г., архиепископы: Угличский Серафим (Самойлович), Дмитровский Серафим (Звездинский) , Стародубский Дамаскин (Цедрик), Глазовский Виктор (Островидов), Прилукский Василий (Зеленцов), а также религиозный мыслитель Михаил Новоселов и московский приходской священник Сергий Мечёв . Эти канонизации стали деянием примирения между различными членами церкви. Перед лицом страданий, перенесённых Русской церковью в XX в., Архиерейский собор признал мученичество различно мысливших верующих, а не только тех, кто верно следовал за митрополитом Сергием. Подобное решение имело ещё и то достоинство, что оно сблизило Московский патриархат с Русской православной церковью за рубежом, которая, как отмечалось, приступила к канонизации мучеников и вероисповедников при советском режиме в 1981 г 1939 . В одном интервью в декабре 2003 г. влиятельный священнослужитель Московского патриархата и член Синодальной комиссии по канонизации святых Георгий Митрофанов предсказывал неизбежное восстановление евхаристического единения между этими двумя Церквями именно с момента признания общего наследия новомучеников: «Наша Церковь своей канонизацией собора новомучеников, в котором присутствуют и столь почитаемые Зарубежной Церковью иерархи (...) канонизацией всех тех, которые поминали митрополита Петра (Полянского) как Предстоятеля Русской Православной Церкви, подчеркнула, что мы должны ощущать себя продолжателями не только политики митрополита Сергия, но и политики других иерархов» 1940 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После рукоположения он служил в университетской церкви Всех Святых, в 1923 году являлся настоятелем этого храма, который к тому времени был переведён на Биржевую линию, дом 8 (в квартиру академика И. И. Срезневского). Батюшка неоднократно подвергался аресту: в 24 году по делу»Спасское Братство». Затем, он был арестован в феврале 1925 года и приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи. Сначала он отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку, острое словцо. По воспоминаниям соузников–соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда,«когда он отвешивал вонючую воблу»в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт»и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был»так воздушно–светел, так легко–добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать». На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области. Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов, память 22 марта), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского). Из Пьянова Владыка Василий послал своё последнее послание Патриаршему Местоблюстителю не только с требованием отказаться от Декларации 1927 года и с угрозой в противном случае подвергнуть того проклятию, но и с призывом бороться с советской властью всеми способами — вплоть до террора и вооружённых восстаний. Вскоре после отправления этого письма, епископ Василий мученически погиб. После освобождения батюшка с 1934 года служил в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального МихаилоАрхангельского собора, что на Прусской улице. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Речь, сказанная при наречении во Епископа архимандритом Василием (Зеленцовым) была торжественной клятвой на верность служения истинной Церкви Христовой и обещанием бороться «до последнего издыхания» со всеми богоотступниками, богохульниками, живоцерковниками и еретиками – самосвятами и булдовцами 458 . Ещё за несколько дней перед рукоположением Епископа Василия, 3 августа, Лубенские раскольники открыли в Полтаве своё епархиальное управление, о чём поставили в известность Архиепископа Григория, приглашая и его присоединиться к ним 459 . Новопоставленного Епископа Василия Архиепископ Григорий оставил служить в Полтаве, местом пребывания его назначил Троицкий храм, где тот служил священником и снискал любовь прихожан, и поручил ему заняться обличением Лубенского раскола 460 . Во всех своих беседах с присущей ему убедительностью Епископ Василий разъяснял сущность расколов не только как явления, нарушающего каноны Церкви и искажающего сущность православия, но и как явления, представляющего в руках большевиков одно из средств искоренения религии вообще. Благодаря энергичной деятельности владыки Василия в Полтаве начался распад раскольнических общин. Люди, сохранившие искру веры и отпавшие в расколы по недоразумению, возвращались в лоно православия. Остались лишь те немногие украинские фанатики-самостийники, которые только в узкой сфере раскола могли проявить свою самостийную сущность 461 . Владыка Василий неоднократно вызывал главарей раскольников на публичный диспут. Так, в 1926 году в одной из церквей Полтавы состоялся диспут между ним и представителем автокефалистов «протоиереем» Иоанном Левицким, образованным человеком, окончившим Санкт-Петербургскую духовную академию. Темой диспута был вопрос о каноничности «липковского» духовенства. И хотя противник был красноречив, но всё же Епископ Василий оказался победителем. Слушатели были явно на его стороне, а Левицкого забросали вопросами и даже не давали ему говорить. Впоследствии Левицкий признался в поражении и говорил, что после диспута ему нельзя показаться даже в своём приходе. Вскоре он с покаянием возвратился в лоно Православной Церкви 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010