В дальнейшем Зеленцов настраивал массы перейти от защиты в наступление, и в результате такой работы толпа тихоновцев в конце мая месяца несколько раз подходила к собору, находящемуся в пользовании Синодальной группы, с целью захвата силой собора в свои руки, но присутствие в соборе большого количества молящихся обновленцев во время архиерейской службы не дало возможность осуществить план тихоновцев. Одновременно с этим Зеленцов, помимо синодальной группировки, возбуждает массу против всех легальных церковных группировок, указывая на то, что эти группировки тесно связаны с властью и проводят работу по указаниям власти». 24 сентября 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Василия к трем годам заключения в концентрационном лагере, обвинив его в «дискредитации советской власти». Владыка был отправлен на Соловки. 29  июля 1927 года вышла знаменитая декларация митрополита Сергия. Владыка резко с ней не согласился, написав целое послание «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.»: Каноническая законность Всероссийского Православного Поместного Общецерковного Собора 1917/18 годов признана всеми Православными Церквами и не встречает возражения даже со стороны отщепенцев от Всероссийской Православной Церкви, отколовшихся от нее в революционное время. Постановление этого Собора от 2 (15) августа 1918 года содержит в себе отказ Всероссийской Православной Церкви вести впредь церковную политику в нашей стране и, оставив политику частным занятием членов Церкви, дало каждому члену нашей Церкви свободу уклоняться от политической деятельности в том направлении, какое подсказывает ему его православная совесть; причем никто не имеет права принуждать церковными мерами (прямо или косвенно) другого члена Церкви примыкать к чьей-либо политике… Поэтому… ни Всероссийский Патриарх, ни его заместители и местоблюстители и вообще никто во Всероссийской Православной Церкви не имеет канонического права назвать свою или чужую политику церковной, то есть политикой Всероссийской Церкви как религиозного учреждения, а должны называть свою политику только своей личной или групповой политикой.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

Но пока Алёша учился ходить, бегать, произносить первые слова. Жизнь семьи Ридигеров, перенёсшей кончину Александра Александровича, вошла в свою колею, теперь стало лучше, чем в двадцатые годы, жили уже не впроголодь и не сильно чувствовали себя изгнанниками. А между тем, в стране советов в 1930 году не только появился первый светофор, но и учреждение, наименование которого станет страшным для миллионов людей, — ГУЛаг. Продолжалась новая волна гонений и на весь русский народ, и в особенности на его крестьянство и верующих людей. Пастырей добрых не только ссылали и отправляли в лагеря, многие из них принимали мученическую кончину. Вот краткий мартиролог за 1930 год. Январь: в Коломне во время пыток скончался протоиерей Петр Успенский. Февраль: на Соловках от нечеловеческих условий скончался протоиерей Николай Восторгов, там же расстрелян епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов), умучен протоиерей Василий Измайлов, а в городе Каинске расстреляны священники Михаил Пятаев и Иоанн Куминов. Март: под Воронежем расстреляны священники Александр Вислянский и Даниил Алфёров, а в Уфимской губернии расстреляны протоиереи Петр Варламов и Николай Розов. Август: в окрестностях Воронежа расстреляны архимандрит Алексеевского монастыря Тихон (Кречков), иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), священники Иоанн Стеблин-Каменский, Сергий Гортинский, Феодор Яковлев, Александр Архангельский, Георгий Никитин, миряне Евфимий Гребенщиков и Петр Вязников… Можно продолжать и продолжать. Это те, кого в числе сотен и сотен других будущий Патриарх Алексий II будет канонизировать в сонме святых Новомучеников Российских. 1 октября 1930 года в Кремле был взорван Чудов монастырь, с которого началось освобождение Руси от монголо-татарского ига. Московский митрополит Алексий, воспитатель Дмитрия Донского, исцелив в Орде ханшу Тайдулу, потребовал в качестве награды, чтобы из центра Кремля убрали ханскую конюшню. Хан Джанибек удовлетворил его просьбу. На месте конюшни в память о чудесном исцелении Тайдулы, был воздвигнут Чудов монастырь. Большевики старательно выхолащивали из сознания русских людей память о своём величественном прошлом, уничтожая знаменательные памятники старины.

http://pravoslavie.ru/66446.html

[Рязань], 1917. 63. С. 1; Митр. Вениамин (Казанский) в Царском Селе//Всерос. церк.-обществ. вестник. 1917. 156. С. 3; Письмо Патриарха Тихона//Там же. 165. С. 4; Феофил (Пашковский), еп. Два мученика//Наш путь. Chicago, 1930. Авг.; Польский. Ч. 1. С. 183; Рид Д. Десять дней, которые потрясли мир. М., 1958. С. 200, 307; А History of Holy Trinity Russian Orthodox Camhedral of Chicago, 1892-1992/Ed. А. Bezkorovainy. Chicago, 1992; Прот. Иоанн Кочуров. Протопресв. Александр Хотовицкий: Житие новомучеников. СПб., 1995; Новосвященномученик Иоанн Кочуров, пресвитер Царскосельский,- первомученик русского духовенства//СПб. ЕВ. 1995. Вып. 13. Ч. 1. С. 33-41; То же: Послесловие/Публ. подгот.: Л. Ф. Черновская, И. В. Попов.//Там же. Вып. 14. Ч. 1. С. 37-42; Климина Т. Новомученик российский Иоанн Кочуров//Мир Православия: Газ. (Таллин), 2002. 3(48), 4(49); Семенова Г. В. Соборная площадь в Царском Селе. СПб., 2006. С. 49-54. А. К. Галкин Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч.

http://pravenc.ru/text/469121.html

1 февраля состоялась встреча между членами Временного Высшего Церковного Совета и митрополитом Петром. Архиепископ Григорий уверял Главу Русской Церкви, что только Временному Высшему Церковному Совету удастся нормализовать отношения с государственной властью. При этом он ввел в заблуждение митрополита Петра, скрыв от него то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре знали уже о назначении Заместителя Местоблюстителя. От митрополита Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковиной власти «коллегии из трех архиереев»: архиепископов Владимирского Николая, Томского Димитрия и Екатеринбургского Григория. Григорьевцы скрыли от митрополита Петра и то, что архиепископы Николай и Димитрий не имели возможности выехать в Москву. Резолюцию, обманом вырванную обманом у Местоблюстителя, члены Временного Высшего Церковного Совета истолковали как передачу церковной власти архиепископу Григорию. Ознакомившись с резолюцией, митрополит Сергий вступает в переписку с митрополитом Петром, чтобы изложить ему действительное состояние церковных дел. В поддержку митрополита Сергия высказались Экзарх Украины митрополит Михаил (Ермаков), архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов) и другие архипастыри. 22 апреля митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, однако, не подчинились воле Главы Русской Церкви и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол. Но несколькими днями раньше, до того, как были устранены недоразумения между митрополитами Петром и Сергием в связи с самочинным созданием Временного Высшего Церковного Совета 18 апреля 1926 года митрополит Агафангел из Перми обратился к всероссийской пастве с посланием, в котором, ссылаясь на завещание Патриарха Тихона, известил о своем вступлении в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В письме митрополиту Сергию он предложил возносить в церквах свое имя вместо имени митрополита Петра.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

Довольно и трех: Ефесского 449 г. и двух московских – 1923 и 1925 гг. Самому же будущему Собору мое первое пожелание то, чтобы он мог доказать свою полную непричастность и несолидарность со всякими политически неблагонадежными направлениями, рассеять тот туман бессовестной и смрадной клеветы, которым окутана Русская Церковь преступными стараниями злых деятелей (обновления)... Я верю, что на Соборе обнаружится понимание всей важности ответственного церковного момента и он устроит церковную жизнь соответственно новым условиям» 225 . Послание архиепископа Илариона исполнено самых здравых и мудрых мыслей, но дело в том, что о Соборе много толковали тогда «григорьевцы», поэтому они расценили послание архиепископа Илариона как поддержку ВВЦС. Однако Тучков, убедившись, что владыка Иларион все же не тот архиерей, которого можно использовать в противоцерковных замыслах, распорядился вскоре отправить узника обратно на Соловки. Там, получив от сосланных священнослужителей более точные сведения о ходе церковных дел и о характере выступления «григорьевцев», архиепископ Иларион решительно отвернулся от них и выразил сожаление о своем письме из ярославского изолятора. Российский епископат, встревоженный раздорами вокруг высшей церковной власти, не мог оставаться равнодушным и безучастно наблюдать за ходом событий. Епископ Прилукский Василий (Зеленцов) направил архиепископу Григорию письмо с резким осуждением его действий и с выражением поддержки митрополита Сергия, который как временный глава Церкви имел право накладывать на него прещение. Под этим письмом стоят подписи еще шести архиереев. 12 марта на имя митрополита Сергия приходит послание восьми украинских епископов во главе с экзархом Украины митрополитом Михаилом с выражением безусловной поддержки его действий против самозваного ВВЦС. С одобрением позиции Заместителя Местоблюстителя выступил и временно управлявший Ярославской епархией архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), а епископ Кунгурский Аркадий (Ершов) назвал «григорьевцев» «новыми врагами» Церкви Христовой и увидел в их действиях проявление властолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Княгиня Наталия Урусова, которой довелось общаться с митрополитом Иосифом во время ссылки в Алма-Ате в 1930-е годы, в своих воспоминаниях писала: «Он лично говорил, что Патриарх Тихон предложил его немедленно по своем избрании назначить своим первым заместителем. Это почему-то в истории церковного местоблюстительства еще нигде не упоминается» 10 . Современный исследователь М. В. Шкаровский также пишет, что существуют показания на допросах арестованных «иосифлян» о заявлениях митрополита Иосифа, что Патриарх Тихон еще в 1918 году тайно назначил его своим первым заместителем 11 . Крайне сомнительно, что малоизвестный тогда Угличский епископ был указан в завещании Патриарха первым, но предположить, что в списке кандидатов он присутствовал, учитывая перечисленные выше свидетельства, можно. Таким образом, если попытаться реконструировать патриаршее завещание января 1918 года, то получается примерно следующая картина (в списке пять имен, как и свидетельствовал о том епископ Василий (Зеленцов)): 1.       Митрополит Новгородский Арсений, 2.       Митрополит Харьковский Антоний, 3.       Митрополит Ярославский Агафангел, 4.       Архиепископ Тамбовский Кирилл, 5.       Епископ Угличский Иосиф. Однако принятием чрезвычайного решения о единоличном назначении Местоблюстителя Патриархом соборное законотворчество в этой сфере не закончилось и 10 августа 1918 года Собор принял развернутое определение « О Местоблюстителе Патриаршего Престола», которое в частности гласило: «2. По освобождении Патриаршего Престола, старейший из членов Священного Синода, после предварительного совещания с прочими членами Синода, незамедлительно созывает соединенное присутствие Священного Синода и Высшего Церковного Совета. 3. В соединенном присутствии, под председательством того же старейшего иерарха, члены Священного Синода и Высшего Церковного Совета тайным голосованием избирают Местоблюстителя из среды присутствующих членов Священного Синода» 12 . Таким образом, порядок замещения должности Местоблюстителя устанавливался принципиально иной, нежели был выработан в январе 1918 года. Однако следует учесть то, что августовское определение предполагало нормальные условия жизни Церкви: когда функционируют Священный Синод и Высший Церковный Совет и существует возможность беспрепятственного созыва Поместного Собора. В январском заявлении 36 членов Собора, послужившем поводом к принятию чрезвычайного постановления, было сказано, что временный Местоблюститель назначается Патриархом « впредь до установления Собором самого порядка избрания и производства самых выборов на означенную должность» . Теперь порядок избрания Местоблюстителя был Собором выработан, но это не означало, что эти выборы состоятся. Очевидно, что на этот случай оставался чрезвычайный порядок назначения заместителя.

http://bogoslov.ru/article/395859

Контакт между церковными руководящими группами Украины на почве единого фронта против Сов[етской] власти они также приветствовали, санкционируя и почин и главенство в этом Всеукр[аинского] центра в Киеве под руководством Делиева. Мысль о пополнении кадров руководства организации тайно поставленными епископами они также одобряли […]. Они лишь настаивали на предварительном церк[овно]-админ[истративном] утверждении их м[итрополитом] Петром. М[итрополит] Петр, которому я сообщил мнение [епископа Парфения] Брянских, [архиепископа Николая] Добронравова, [епископа Амвросия] Полянского и [архиепископа Пахомия] Кедрова, согласился с ним» . Судя по рассказу Косткевича, благословение Местоблюстителя на новые епископские хиротонии давалось устное. Не все задуманные поставления удалось сразу осуществить, но монашеский постриг священника Василия Зеленцова и его рукоположение во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии было совершено уже в августе 1925 г. В результате именно епископ Василий сыграл в борьбе с лубенским расколом важнейшую роль. В сентябре 1925 г. митрополит Михаил вернулся из среднеазиатской ссылки и временно поселился в Москве . Такой выбор местожительства Экзархом Украины, очевидно, определялся воздействием власти. Возвращение его в Киев и возглавление им православных украинских епископов явно не отвечали ее интересам. Напротив, ОГПУ рассчитывало вовлечь митрополита Михаила в новый раскол в Москве, который уже несколько месяцев к тому времени готовил епископ Можайский Борис (Рукин). Епископ Борис, имевший крайнюю личную неприязнь к Патриаршему Местоблюстителю, пытался организовать в Москве свою «прогрессивную группу» из числа сторонников легализации Церкви на условиях ОГПУ. В этом он двигался в том же направлении, что и деятели лубенского раскола на Украине. Митрополит Михаил в принципе тоже не был противником церковной легализации, на чем рассчитывало сыграть ОГПУ. Кроме того оставался не разрешенным вопрос о титуловании митрополита Михаила. Сам он считал, что, как Экзарх Украины, он вправе уже именоваться «митрополитом Киевским и Галицким», а эмигрировавший митрополит Антоний (Храповицкий) право на этот титул давно утратил.

http://bogoslov.ru/article/1108065

Основанием для этой работы служили следующие документы: «Верный Месяцеслов всех Русских святых, чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно»; определения Святейшего Синода, касающиеся конкретных канонизаций (1903-1916 гг.); определения Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг., относящиеся к конкретным канонизациям; решения Святейшего Патриарха и Священного Синода с 1918 г. по 1 октября 1993 г.; В ходе этой работы выяснилось, что в нашем списке оказались неканонизированные усопшие, сведения о канонизации которых отсутствуют: родители прп. Александра Свирского, Трифон Городецкий, прп. Киприан Стороженский (Сторожевский). Не соответствовали СПб собору по месту подвига и протопресвитер Александр Хотовицкий, архиеп. Андроник (Никольский), еп. Василий Зеленцов, еп. Виктор (Островидов), еп Иннокентий Иркутский, прп Макарий Оредежский, священномученики Прокопий (Титов), митрополит Серафим (Чичагов), митрополит Владимир (Богоявленский), Феофан Затворник и другие, которые были перенесены в Соборы соответствующих епархий. Из нашего списка также были удалены валаамские святые, которых Патриарх утвердил в отдельный собор валаамских святых. В результате из списка в 99 человек, поданных в Москву, было утверждено 63 святых, которые и составляют сейчас Собор СПб митрополии. Лидия Ивановна Соколова, секретарь СПб епархиальной Комиссии по канонизации XXIII Международные Рождественские образовательные чтения. Прославление и почитание святых. Материалы конференции. Москва 22 января 2015 г. 120 с. Доклад о.Дамаскина: С. 7-29. Там же. Верный Месяцеслов всех Русских святых чтимых молебнами и торжественными литургиями общецерковно и местно, составленный по донесениям Святейшему Синоду преосвященных всех епархий в 1901-1902 годах. М., 1903; Собрание писем святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, исповедника и песнописца. М., 2001. С. 483-484. Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Выпуск четвертый. М., 1918. С. 25

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/20/...

Свящ. П. Флоренский проявлял глубокое внимание к духовному опыту Д. Обстоятельства, при к-рых Д. побудил и благословил свящ. Павла продолжить заниматься философско-богословской разработкой имяславия, впосл. были описаны им в посвящении к поэме «Оро» ( Флоренский П. , свящ. Поэма Оро. М., 1998. С. 81-82). Нек-рые высказывания Д. свящ. Павел намеревался включить в незавершенную главу «Литургическое творчество» своих «Очерков о культе» ( Флоренский П. , свящ. Философия культа. М., 2004. С. 413-414). Записи бесед с Д. сохранились в его дневнике. Д. был духовным отцом декана МГУ, президента Математического об-ва Д. Ф. Егорова, супругов Лосевых и др. видных представителей московской интеллигенции. 3 июня 1929 г. Д. совершил постриг Алексея и Валентины Лосевых в монашество с именами Андроник и Афанасия. Он же благословил инока Андроника (А. Ф. Лосева) на страдания в Страстную пятницу накануне его ареста 18 апр. 1930 г. Исповедал и причастил Д. перед смертью свящ. Павел Флоренский, он же отпевал его. В похоронах 4 июня 1930 г. принимали участие только самые близкие - мон. Афанасия (Лосева), арестованная на следующий день, и Егоров. Соч.: Как потеряли Афон//Голос Москвы: Газ. 1913. 25 июня; Письмо еп. Модесту//Дым Отечества: Газ. 1914. 26 июня. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 199. V отд. Д. 80. Ч. 1. Л. 519-522. Лит.: Сб. док-тов, относящихся к афонской имябожнической смуте. Пг., 1916; Флоренский П. , свящ. Из письма архим. Давиду [Мухранову] (в ответ на письмо афонских имеславцев с Кавказа)//ППр. 1994. 3. С. 96-99; Василий (Зеленцов), еп. , сщмч. Общая картина отношений рус. высшей церк. власти к имябожникам в связи с вероучением об имени Божием//БТ. 1997. Сб. 33. С. 165-205; Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании имени Божия//Там же. С. 155-164; Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви: Введ. в историю и проблематику имяславских споров. СПб., 2002. Т. 1; Имяславие: Сб. богосл.-публицист. ст., док-тов и коммент./Сост.: прот. К. Борщ. М., 2003. Т. 1; Тахо-Годи А. А. О В. М. Лосевой//Начала. М., 1993. 2. С. 107-112; она же. Лосев. М., 1997; «Дело об афонских монахах» в Канцелярии Свят. Синода Рос. Церкви/Подг. к печ., предисл.: еп. Иларион (Алфеев)//БТ. 2004. Сб. 39. С. 111-268; 2005. Сб. 40. С. 165-273; Лосев А. Ф. , Лосева В. М. «Радость навеки»: Переписка лагерных времен. М., 2005.

http://pravenc.ru/text/168502.html

Сердце чисто созда Господь во святем Василии; того бо ради и богословствова архипастырь Божественне, уясняя неизреченныя тайны Божества, и яко пророк древле, взываше: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Вознесе ум ко Пребожественным царственный священник Василий, и досточудно поучаше в Дусе ко Отцу глаголати: Единороднаго бо Сына, Благий, очищение в мир послал еси. Богородичен: Явися Тобою Господь в мир в рабии зраце, да нас от работы горькия измет, и Тя яви Свою Матерь, аки бы кладезь некий, от негоже всяк пиющий восприемлет токи благодати, аще токмо с верою притекает. Песнь 5. Ирмос: Союзом любве связуеми апостоли,/Владычествующему всеми себе Христу возложше,/красны ноги очищаху,/благовествующе всем мир. Щедрому и Милостивому Господу твоему подражая, коегождо возлюбил еси, отче священнейший, и о спасении душ попечение имея, радостно текл еси со апостолы стезею Евангельскою, благовествующе всем мир. Еже о нас закланному себе принесл еси, о Василие царственноимените, и в Царствии Небеснем вселился еси, вся глаголы Господни исполняя, яко сущий друг Божий; ныне же яко жив зде предстоиши, укрепляя данною ти благодатию души наша, благовествующе всем мир. Никакоже отступая пути праваго, богоборческое шатание низложил еси, Василие, сиянием святости твоея мглу греховную просвещая, и вкупе с мученики благовествующе всем мир. Богородичен: Никтоже возможет изрещи и капли от моря чудес Твоих, Чистая, никтоже и песни сложити Тебе достойныя дерзнет; обаче приими наше убогое пение, и излей на вся люди милости Твоя обильно. Песнь 6. Ирмос: Бездна последняя грехов обыде мя,/и волнения не ктому терпя,/яко Иона Владыце вопию Ти:/от тли мя возведи. Огнь возжег в сердце своем ревности яже по Бозе, и не убоявся страданий купно же и клеветы, уготова Василий себе обитель Духа Святаго, ничтоже отвещавая на поношения, обаче, якоже Павел древле, себе мня первым от грешник, смиренно ко Господу глаголаше: от тли мя возведи. Мужески ополчаяся противу козней диавольских, покаянием себе предуготовав к мучениям, взывал еси, отче Василие, ко Владыце: от тли мя возведи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010