Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНФИМ сщмч. (пам. в Соборе Тамбовских святых), еп. Сарский. Упоминается под 11 июня в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). В др. исторических источниках имя А. не встречается. Сарская епархия была открыта в столице Золотой Орды в 1261 г. Время жизни и мученическую кончину А. предположительно можно отнести ко времени от кон. XIII в. до 1-й пол. XV в. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 10. Июль. С. 80-81; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 357-358; Т. 3. С. 549. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРАСИМ († 1442/43), еп. Пермский (Устьвымский), сщмч. (пам. 24 янв., 29 янв.- в Соборе Пермских епископов, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/114106.html

В 1917 году Василий Иванович Зеленцов был избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви от мирян Рязанской епархии и стал его активным участником. Широкая по­лемика развернулась тогда по вопросам, касающимся взаимоотно­шений Церкви и государства. В то время еще не было опыта таких отношений из-за двухсотлетней зависимости Церкви от государ­ства, явившейся тяжелым наследием предшествующего периода, для изжития которого недостаточно оказалось и самих гонений; некоторые выступавшие на Соборе, не вполне сознавая глубину происшедших в стране перемен, надеялись получить от государст­ва содержание в виде определенных законом бюджетных статей и были готовы взамен пожертвовать церковной свободой, поставив Церковь под надзор государства. Другие резко выступали против этого, призывая Собор не накладывать на себя путы и не ставить Церковь в зависимость и под наблюдение неведомого еще госу­дарства. «Для чего нам напрашиваться на это наблюдение, – сказал Ва­силий Иванович на Соборе, – когда средства, которые Церковь получает от государства, – ее собственные средства? Ведь от госу­дарства мы получаем и будем получать меньше, чем государство собирает с членов Православной Церкви... Мы должны ожидать целого ряда законов, которые будут вредны для Церкви... Церковь есть Царство Христово, “Царство не от мира сего”. Пусть государ­ство – тоже богоустановленное учреждение. Они могут быть в со­юзе, но Церковь никак не должна быть подчинена государству, как было с Петра Великого, когда на Церковь смотрели как на ве­домство православного исповедания и Церковь была признана культурно-просветительным учреждением, находящимся в подчи­нении у государства. Церковь по своей природе и происхождению самостоятельна» . Жаркие дебаты возникли и тогда, когда до Собора дошли сведения, что в Киеве планируется созвать Собор украинских епис­копов, и в этой связи обнаружилась необходимость послать деле­гацию в Киев. Василий Иванович Зеленцов в этом случае выступил с резкой критикой самой идеи Украинского Собора и автокефалии Украинской Церкви, мотивируя это тем, что Украи­на не смогла сохранить православие, дошла до унии, а малорос­сийские архиереи при Nempe I сыграли отрицательную роль; угож­дая Nempy I, они помогли ему упразднить патриаршество.

http://fond.ru/kalendar/91/vasiliy/

Заместитель заявил им: «Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология» . Петроградцы с этим не согласились. Среди видных внутрироссийских оппозиционеров митрополиту Сергию трудно найти того, кто столь же резко, как митрополит Антоний, выражал бы свое отношение к «красным зверям» (в анонимных записках хлесткие выражения в адрес большевиков встречались и на подсоветской территории). Епископ Василий (Зеленцов) в 1930 г. был приговорен к смертной казни за то, что будто бы в написанном им труде «Исповедание верности Христу» допустил призывы к вооруженной борьбе. «Церковь, – гласило обвинительное заключение по его делу, – Василий Зеленцов определяет как политическую и монархическую партии. “Церковь в борьбе, которую ведет, утверждая свет Христов, обязана сражаться до крови. Сражение кровавое за Христов свет Христова церковь под водительством Христа совершает двояко: мученичеством и военным оружием”» . Полностью, однако, инкриминируемый епископу Василию труд не сохранился, и оценить степень его действительной контрреволюционности по тенденциозно подобранным для обвинительного заключения отрывкам нельзя. В известной же записке епископа Василия «Необходимые канонические поправки к посланию митрополита Сергия и его Священного Синода от 16/29 июля 1927 г.», хотя, как понятно уже из названия, декларация митрополита Сергия критиковалась, выражение лояльности власти со стороны Церкви не считалось ни ненужным, ни, тем более, недопустимым . Так же и «Открытое письмо с Соловков Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию по поводу его послания от 16/29 июля 1927 г.», составленное при самом активном участии епископа Василия, начиналось со слов: «Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заверением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти во всем, что касается гражданского законодательства и управления» . Можно привести целый ряд примеров заявлений «правой» церковной оппозиции о своей гражданской лояльности. Так, самое громкое заявление об отходе от митрополита Сергия – воззвание ярославских иерархов, возглавляемых бывшим Заместителем Патриарха Тихона митрополитом Агафангелом, от 6 февраля 1928 г. – гласило: «Мы всегда были, есть и будем лояльны и послушны гражданской власти; всегда были, есть и будем истинными и добросовестными гражданами нашей родной страны» . В одном из первых и наиболее ярких антисергиевских документов, так называемом Киевском воззвании (по одной из версий, его автором был епископ Дамаскин (Цедрик), по другой – священник Анатолий Жураковский) говорилось: «Совершенно искренне мы отмежевываемся от всякого политиканства и до конца честно можем декларировать свою лояльность […]» .

http://bogoslov.ru/article/1578803

В авг. 1925 г. архиеп. Полтавский Григорий (Лисовский) постриг свящ. Василия в мантию и возвел в сан архимандрита. 25 авг. 1925 г. архиеп. Григорий и тайно прибывший в Полтаву Глуховский еп. Дамаскин (Цедрик) в Троицкой ц. хиротонисали В. во епископа Прилукского, вик. Полтавской епархии. В. остался настоятелем Троицкой ц., по приглашению духовенства служил и в др. храмах Полтавы. В храмах, где служил В., всегда было много молящихся, к-рые стремились услышать его проповедь, привлекавшую не красноречием, но верой, бесстрашием, искренностью. Кроме служения в епархии В. принимал участие в решении общецерковных вопросов, предпринял усилия для умаления влияния григорианского раскола (письмо архиеп. Григорию (Яцковскому) 1 марта 1926), выступил против неправомерных попыток Ярославского митр. св. Агафангела (Преображенского) встать во главе церковного управления (письмо митр. Агафангелу 6 мая 1926). 27 авг. 1926 г. В. был вызван в Харьков и там арестован, затем препровожден в Бутырскую тюрьму в Москве. 30 авг. Полтавское ОГПУ составило обвинительное заключение, т. о. характеризовав епископа: «Желая создать себе авторитет и, кроме того, усилить тихоновщину как таковую, гражданин Зеленцов созывает нелегальный диспут с булдовцами, во время к-рого старается доказать, что единственная правая церковь это тихоновская. Почувствовав под собой твердую почву в лице своего авторитета среди верующих, Зеленцов переходит к будированию всей массы, подстрекая последнюю активно выступить и потребовать тихоновскому течению привилегий». Полтавское ОГПУ рекомендовало выслать В. из Украины на 3 года. 24 сент. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило В. к 3 годам ИТЛ по обвинению в «дискредитации советской власти», епископ отбывал срок в СЛОН. Летом следующего года В. отправил 2 письма митр. Сергию (Страгородскому), в к-рых выразил несогласие с отдельными положениями «Декларации» 1927 г. Во втором послании, озаглавленном «Необходимые канонические поправки к Посланию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Священного Синода от 16 (29) июля 1927 г.», В. развивал свою главную идею о независимости церкви от гос-ва и утверждал, что советская власть не может быть «от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле». («Декларация» не содержит слов о том, что советская власть «от Бога». По-видимому, В. ответил на то место в «Декларации», где говорится: «В совершающемся у нас, как везде и всегда, действует ... Десница Божия».- Акты свт. Тихона. С. 512).

http://pravenc.ru/text/150539.html

162 .В комиссии по запросам.– Петербургский курьер, 13.03.1914 52). 163 .В поисках правды. По делу афонских имябожников. Пг., 1916. 164. В России (от корреспондентов).– Русское слово, 29.10.1913 249). 165.В Святейшем Синоде.– Биржевые ведомости, 12.03.1913 12 442). 166.В Святейшем Синоде. Биржевые ведомости, 28.07.1913 13 672). 167 . В Святейший Правительствующий Синод иноков афонских заявление. – Вечернее время, 16.05.1914 739). 168 . В Святейший Правительствующий Синод. Иноков афонских заявление. – Московские ведомости, 16.04.1914 87). 169 . В Синоде. – Новое время, 25.07.1913 13422). 170 . В Синоде. – Русские ведомости, 7.07.1913 156). 171 . В Синоде. -Русские ведомости, 18.08.1913 190). 172 . В Синоде.-Русские ведомости, 21.08.1913 192). 173.В Синоде. – Русские ведомости, 22.08.1913 193). 174. В Синоде. – Русские ведомости, 7.12.1913 282). 175 . В. К. Саблер – о событиях на Афоне. – Петербургская газета, 13.03.1914 176 . В. М. Русская Церковь в 1913 г. – Странник 1, 1914. С. 94–97. 177 . Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. 178 . Василий (Гролимунд), иеромонах. Послесловие к кн.: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Изд. 5-е, дополненное. Париж, 1989. С. 295–307. 179 . Василий (Зеленцов), епископ Прилукский. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с вероучением об Имени Божием. – Богословские труды 33. М., 1997. С. 165–205. ISO. Василий (Кривошеин) , архиепископ. Воспоминания, Письма. Нижний Новгород, 1998. 181 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Дата традиционного текста «Иисусовой молитвы». – Василий (Кривошеий), архиепископ. Богословские труды. Нижний Новгород, 1996. С. 32–38. 182 . Василий (Кривошеин) , архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949–1022). Париж, 1980. 183 .Великий подвижник Горы Афонской схимонах Хаджи-Георгий и ученик его схимонах Парфений. Составил священник Георгий Ходоровский. Нижний Новгород, 1909. 184.Великое искушение. Московские ведомости, 26.07.1913

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870 – 7 февраля 1930), священномученик, епископ Прилукский. Арестован в сентябре 1926 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Васильев А. , заключенный сотрудник лагерной администрации Васильев Павел Дмитриевич (1884–1929), регент, певец. Арестован в декабре 1928 г. по «делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где и скончался Васька, заключенный уголовник Васютина Лидия Михайловна, социал-революционер, заключенная сотрудница лагерной администрации Введенский Александр Иванович (1889 – 25 июля 1946), деятель обновленческого раскола Вейс Карл Иванович (1893 – 25 апреля 1936), комендант ОГПУ. Арестован в мае 1926 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки, где стал начальником III (с октября 1929 г.), а затем V (с июня 1930 г.) лагерного отделения Вейсман, сотрудник лагерной администрации Вениамин (Казанский Василий Павлович; 1873 – 13 августа 1922), священномученик, митрополит Петроградский и Ладожский. Расстрелян Вениамин (Кононов Василий Васильевич; 1869 – 17 апреля 1928), преподобномуче- ник, архимандрит, игумен Соловецкого монастыря (1917–1920) Вениамин (Милов Виктор Дмитриевич; 1887 – 2 августа 1955), епископ Саратовский и Балашовский Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября ок. 137), мученицы Вербицкая Анастасия Алексеевна (урожд. Зяблова; 1861 – 16 января 1928), писательница Вероника (Языкова Вера Александровна), заключенная монахиня, героиня О. В. Второвой-Яфа Вероника, дочь заключенной Е. Ивановой Вертоградский Николай Николаевич (1876 – 14 декабря 1937), протоирей. Арестован в сане иерея в феврале 1924 г. и отправлен на Соловки. Расстрелян Виктор (Островидов Константин Александрович; 1875 – 2 мая 1934), священноисповедник, епископ Глазовский. Арестован в апреле 1928 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Виктория (1819 – 22 января 1901), королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арх.: Архив УФСБ по Новосибирской обл. Арх. 22888-СО. Соч.: Институт бандита Хамбо-ламы у бурят в его отношении к ламаизму и миссии//ПС. Нояб. 1911. С. 611-626; Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия//Там же. 1914. Янв. С. 31; Отзыв о соч. студента Александра (Углянского): «Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский, его жизнь и деятельность»//Там же. 1915. Май. С. 271-275. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 199-201; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 75-76; Дамаскин (Орловский). Кн. 6. С. 195-209. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114616.html

Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3591, 5547; Архив УФСБ РФ по Тульской обл. Д. 11295, 11514; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 12257; Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Д. 7799. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 184-186; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 486; Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в нач. XX в. М., 1999. С. 4, 44-45, 122-123, 126; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв./Сост. Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 223-228; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в./Сост. прот. С. Трубин и др. Рязань, 2002. Т. 1. С. 71-81; Дамаскин. Кн. 7. С. 9-36; Житие сщмч. Игнатия (Садковского), еп. Скопинского, викария Рязанской епархии//Рязанский церк. вестн. 2002. 9. С. 54-59; Иоаким (Заякин), иеродиак. Заступник земли Скопинской//Там же. 11. С. 26-28; ЖНИР. Янв. С. 369-398. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/293427.html

Лишившиеся мест священники иногда получали новые назначения, а чаще всего устраивались на низкооплачиваемую работу (сторожами, разнорабочими) и совершали требы тайно. Поводов для ареста и изоляции верующего человека, от архиерея до мирянина, также было предостаточно, основанием для обвинений могло стать не только возмущение происходящим, но и простой намек на гонения. Епископ Александр (Малинин), рукоположенный в Москве 25 ноября 1928 г., сказал в день наречения: «Впереди на пути своем я вижу шипы и терния, но верую во всемогущую благодать архиерейства, которую Вы, Святители, по воле Пастыреначальника Христа низведете в мое недостойное сердце». Сказанные в узком кругу слова о «шипах и терниях» были переданы в ОГПУ. В ночь на 11 декабря архипастырь был арестован и обвинен в антисоветской пропаганде. Отягчающим обстоятельством стало присутствие при наречении гражданина другого государства – архиепископа Литовского Елевферия (Богоявленского). Епископ Александр был приговорен к трем годам заключения, отправлен в Вишерский лагерь, где вскоре и умер. Любой человек, тем более священнослужитель, при всей своей лояльности находился под подозрением, как социально опасный. Тем более это касалось тех, кто не скрывал своего возмущения беззакониями. Священномученик Василий (Зеленцов) (память 7 февраля), обличивший «Декларацию» митрополита Сергия, в октябре 1928 г. был выслан в Сибирь. Казалось, для святителя наступили спокойные времена. Живя в глуши, он занимался исключительно богословской работой – писал толкования на Апокалипсис, переводил на русский язык песнопения литургии. Однако 9 декабря 1929 г. он был вновь арестован и доставлен в Москву. «С декларацией Сергия я не согласен, – говорил святой на допросе. – В частности, не согласен с тем, что советская власть есть от Бога, тогда как она уничтожает все, что есть Божьего на земле». 7 февраля 1930 г. епископ Василий был расстрелян и погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище. Вообще, конец 1920 – начало 1930-х гг. были ознаменованы массовыми арестами и убийствами архиереев и священников правой церковной оппозиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, – говорил святитель, – что бы превосходило меру снисхождения и терпения». Другая часть Церкви с формулировками «Декларации» не согласилась. «За что благодарить? – писали митрополиту Сергию киевские священники. – За неисчислимые страдания последних лет? За храмы, попираемые отступниками? За то, что погасла лампада преподобного Сергия? За то, что северная наша обитель стала местом непрекращающихся страданий? За эти мучения, за кровь митрополита Вениамина и других убиенных святителей?» Часть духовенства считала, что курс митрополита Сергия постепенно будет разрушать Церковь . По мнению священномученика епископа Дамаскина (Цедрика), наступит «сознательное попрание идеала Св. Церкви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия». Некоторые не стали зачитывать перед народом «Декларацию» и уходили на покой. Другие архипастыри, например, святитель Виктор (Островидов), отправляли «Декларацию» обратно в Москву. Изданная без обсуждения всего епископата, «Декларация» сразу же вызвала критику со стороны архипастырей. Отрицательно оценивал этот документ епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов), находившийся в Соловецком концлагере. Архипастырь указывал, что «Декларация» нарушает постановления Поместного Собора 1917–1918 гг., прямо объявившего аполитичность Церкви. Священномученик Василий настаивал, что никто не имеет права навязывать члену Церкви какую-то свою политику, тем более церковными мерами. Сосуществование с гонителями возможно лишь при условии, что главным для Церкви будет оставаться поиск «царствия Божия и правды его» ( Мф. 6:33 ), а не земного благополучия и безопасности. Путь митрополита Сергия, отменившего постановление Поместного Собора, неканоничен. По инициативе священномученика Василия (Зеленцова) была составлена записка архиереев, находившихся на Соловках. Признавая обращение к советской администрации правильным, обещая полную аполитичность и подчинение законам государства, авторы записки категорически отвергли идею «Декларации» о сплетении Церкви и государства. Ведь любое правительство может принять безрассудное решение, и из этого не следует, что Церковь должна ему радоваться. Тем более это касается государства коммунистического, поставившего целью искоренить религию. Несогласие авторов послания вызвало и то, что митрополит Сергий возложил вину за проблемы церковно-государственных отношений на Церковь , хотя имелось множество примеров, когда священнослужители репрессировались не за политические взгляды, а за церковную деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010