На фоне общего масштаба соборных деяний работа, проведенная в ходе Собора по делу имяславцев, кажется весьма незначительной. Все обсуждение данной темы происходило келейно – в специально сформированном Подотделе Отдела по внутренней миссии. В состав Подотдела вошли и лица, симпатизировавшие имяславию, такие как епископ Феофан (Быстров) , автор монографии об имени Божием в Ветхом Завете, С. Н. Булгаков, Е. Н. Трубецкой , и ярые противники имяславия, такие как миссионер В. И. Зеленцов (впоследствии епископ Прилукский Василий). Список личного состава Подотдела, сохранившийся в архиве Поместного Собора, включает 22 имени, однако протоколы заседаний показывают, что Подотдел ни разу не собрался в полном составе. Приведем данный список, сохраняя орфографию подлинника: 1 . Председатель Подотдела епископ Феофан Полтавский Члены: 2 . Проф. протоиерей Д. В. Рождественский 3 . Проф. священник В. Д. Прилуцкий 4 . Проф. Ив. В. Попов 5 . Проф. Л. Ив. Писарев 6 . Проф. С. Н. Булгаков 7 . Проф. Кн. Ε. Η. Трубецкой 8 . Проф. Ив. Ив. Соколов 9 . Проф. И. А. Карабинов 10 . Проф. архимандрит Гурий 11 . Архимандрит Матфей 12 . Архимандрит Александр 13 . Кн. Γρ. Η. Трубецкой 14 . Протоиерей Воловей Ф. 15 . М. А. Кальнев 16 . Л. 3. Кунцевич 17 . В. И. Зеленцов (и. о. секретаря Подотдела) 18 . Преосвященный] Павел, епископ Никольско-Уссурийский 19 . Преосвященный] Феофан, епископ Калужский 20 . Граф П. Апраксин Сотрудники Подотдела: П. Б. Мансуров В. П. Георгиевский 1967 В архиве сохранились протоколы лишь трех заседаний Подотдела. Первое происходило 1 декабря 1917 года. В ходе заседания состоялся обмен мнениями по вопросу о предстоящих работах Подотдела и их общем направлении. Признано после обсуждения, что предмет занятий обширен и сложен, требует усиленных систематических работ в течение продолжительного времени, и постановлено в следующем заседании разработать программу работ. Так как афонское движение, перекинувшееся в Россию, с одной стороны, является мистико-догматиче-ским движением среди монахов, с другой стороны, осложнилось на Афоне местными бытовыми неурядицами, и так как, в-третьих, Константинопольский Патриарх и Русский Святейший Синод уже предпринимали некоторые меры ко введению этого религиозного движения в нормальное русло и к ликвидации всего ненормального, примешавшегося к этому движению, то намечено было вести работы в таком направлении:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Яко победоносец,/яко воевода/Царя Небеснаго,/является нам днесь/Василий царственноименитый. Слава, глас 1. Самогласен: Василием наречен быв,/и царственнаго священия дело совершив,/ныне в чертозех Царствия Горняго водворяешися,/отче священнейший./Не презри молений наших,/вознеси их ко Господу,/испроси нам неколеблемый мир,/Церкви единение,/и душам нашим велию милость. На стиховне: стихиры, глас 8. Самогласны. Гонение неправедное и заточение,/и нуждную смерть/претерпел еси, отче,/памятуя непрестанно/слова Господни,/яко мзда твоя многа на небесех. Стих: П раведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится. Яко вторый Илиа,/предстал еси правителем беззаконным,/и посрамил еси тех ложная мудрования,/памятуя присно,/яко мзда твоя многа на небесех. Стих: Н асаждени в дому Господни, во дворех Бога нашего процветут. Духовное торжество совершающе/в пениих и песнех духовных,/ублажаем святаго Василия,/тому поюще:/радуйся, священномучениче терпеливодушный,/яко мзда твоя многа на небесех. Слава, глас 5. Самогласен. Радуйся, Василие,/пастырю наш добрый/и молитвенниче теплый о граде нашем,/радуйся, веры правило,/радуйся, мужества образе,/радуйся, терпения мерило;/не забуди в молитвах паству твою. Тропарь, глас 1 Святое житие твое/украсив венцем мучения,/возшел еси, радуяся,/к небесным обителем./И ныне, предстоя Святей Троице,/священномучениче Василие,/моли за град Твой,/и вся люди, совершающия память Твою. На утрени: По кафисмах: седален, глас 4. Подобен: В ознесыйся. Вознесшемуся на Крест волею/и стяжавшему на достояние Себе/честною Своею кровию,/Христу Господу,/подобитися желая, Василие,/и мучения претерпев,/Небеснаго Отечествия достигл еси. Ин седален, глас 1. Подобен: С паси, Господи, люди Твоя. Спаси, Господи, Люди Твоя,/и благослови достояние Твое,/молитвами святаго мученика/и богомудраго архипастыря Василия. Богородичен, глас тойже. Всесильными молитвами Твоими, о Пречистая Богородице,/защити нас во обстояниих,/и испроси нам у Сына Твоего/спасение и жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Верующие Полтавы не забывали узника, почти каждый день в тюрьму передавались продукты и цветы.  Среди заключенных отец Василий пользовался огромным уважением и любовью, все его называли «наш батюшка», «наш Василий», «наш отец». Они избавляли его от выполнения тюремных нарядов, брали их на себя, а если кто из заключенных или надзирателей начинал вести себя со священником неуважительно и грубо, то другие тут же вставали на защиту пастыря. Это не понравилось полтавской тюремной администрации, и священника перевели на оставшийся срок в харьковскую тюрьму. 12 июня 1925 года отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. В это время в пределах Полтавской епархии возник раскол, который возглавил епископ Феофил (Булдовский) при активной поддержке ОГПУ. Отец Василий стал выступать с проповедями и объяснениями, касающимися этого нового движения, и благодаря этому раскол не получил широкого распространения в епархии. Уже 13 августа 1925 года отец Василий был вызван на допрос. Его обвинили в том, что он устраивает в храме религиозные диспуты. После допросов отец Василий был освобожден, и в августе 1925 года архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) постриг его в мантию с оставлением того же имени и возвел в сан архимандрита. 25 августа 1925 года архиепископ Полтавский Григорий и тайно прибывший в Полтаву епископ Глуховский Дамаскин (Цедрик) в Троицком храме хиротонисали архимандрита Василия во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Архиепископ Григорий благословил  владыку оставаться в Полтаве. Служить владыка Василий остался в Троицкой церкви, но по приглашению духовенства охотно служил и в других храмах Полтавы. С первых же дней он в своих проповедях стал призывать к борьбе с врагами Христа: «никаких поблажек им, никаких компромиссов с ними, бороться и бороться с врагами Христа, не бояться пыток и смерти, ибо страдания за Него – высшее счастье, высшая радость», – проповедовал он. Бывало, близкие люди говорили ему после богослужения: «Владыка, ну зачем вы все это говорите? В церкви постоянно шпионы, следят за вами, слушают и доносят, и мы боимся за вас».

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-va...

Священномученик Василий родился в 1876 году в семье священника в селе Зимарово Рязанской губернии в семье священника Иоанна Зеленцова. Окончив в 1900 году Московскую духовную академию, он был назначен помощником инспектора в Красноярскую духовную семинарию. В 1912 году Василий Иванович был назначен на должность окружного миссионера Екатеринославской епархии и преподавателя духовной семинарии. Как епирхиальный миссионер, он принимал самое активное участие во время богослужений в качестве проповедника. В 1917 году избран членом Поместного Собора Российской Православной Церкви. По окончании работы Собора послан миссионером в Полтавскую епархию. В 1919 году епископ Полтавский Феофан (Быстров) рукоположил его во священника к Троицкой церкви города Полтавы. Для деятельного противодействия государственному безбожию после прихода к власти большевиков отец Василий организовал при Троицкой церкви Покровское христианское общество молодежи. В 1922 году священник был арестован и приговорен к расстрелу. 20 августа 1922 года Верховный трибунал заменил смертную казнь пятью годами заключения. В 1925 году отец Василий был досрочно освобожден и вернулся к своей пастве в Полтаву. В августе 1925 года архиепископ Полтавский Григорий (Лисовский) постриг священника в иеромонаха с оставлением того же имени и возвел в сан архимандрита. 25 августа 1925 года архимандрит Василий был хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. 27 августа 1926 года власти арестовали епископа Василия и отправили в Бутырскую тюрьму в Москву. 24 сентября он приговорен к трем годам заключения в концлагере и отправлен на Соловки. 22 октября 1928 года епископ Василий был освобожден из Соловецкого лагеря и выслан на три года в Сибирь. Поселился в деревне Пьяново Братского района Иркутского округа. В декабре 1929 года вновь арестован и отправлен в Москву, где заключен в Бутырскую тюрьму. 3 января 1930-го приговорен к расстрелу. Расстрелян 7 февраля 1930 года и погребен в безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-142-...

ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАСИЛИЙ МСТИСЛАВИЧ († 1218,), кн. блгв., (пам. 4 окт. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ВЛАДИМИР ЯРОСЛАВИЧ (1020/21 - 1052), блгв. кн. новгородский (пам. 4 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГАЛАКТИОН (сер. XV в. - 1506), блж., Христа ради юродивый (пам. 12 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский

http://pravenc.ru/rubrics/128873.html

15 янв. из-за сердечного приступа П. перевели в тюремное отделение больницы, где он скончался через неделю. Тело умершего было передано родственникам. Место могилы неизвестно. Имя П. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49503; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 52. Л. 134 об.; Оп. 252. Д. 182. Л. 34; Ф. Р-49. Оп. 1221. Л. 150, 184-185 об.; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 89. Л. 116; Д. 91. Л. 44; Ф. Р-2798. Оп. 1. Д. 98. Л. 18-22 об. Лит.: Были верны до смерти..: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Рязань, 2002; ЖНИР. Янв. С. 100-102; ЖНИР Моск. Доп. т. 1. С. 12-15; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, ХХ в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 19-22. Мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АНАТОЛИЙ Авдеевич Правдолюбов (1862-1937), прот., сщмч. (пам 10 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч.

http://pravenc.ru/text/2580234.html

Арх.: РГВИА. Ф. 970. Оп. 3. Д. 1907. Л. 231, 236; ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 69680; Ф. 19. Оп. 113. Д. 3979, 4364; Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-75722; Архив ИЦ МВД РФ по Хабаровскому краю. Д. 20674. Лит.: ЖНИР. Май. С. 134, 219-226. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.) АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих)

http://pravenc.ru/text/2581833.html

А. был отправлен в г. Туркестан, куда прибыл в нач. сент. 1932 г. Там владыке сказали, что местом жительства ему определено с. Сузак, в 120 км от Туркестана. В дороге А. получил сильные солнечные ожоги и едва добрался до места ссылки. По приезде он попал в больницу, где через неделю скончался. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по Тюменской обл. Арх. 2612; ГАРО. Ф. Р-6775. Коллекция по истории религии. Оп. 1. Д. 75. [Мат-лы (справки, биогр. данные, переписка) о нмч. Рязанской земли. Еп. Амвросий (Полянский Александр Сергеевич)]. Лит.: Мануил (Лемешевский), митр. Русские православные иерархи. Куйбышев, 1966. Ч. 1. С. 161. Ркп.; Левитин, Шавров. Очерки смуты. 1978. Ч. 2. С. 211-214; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 72-73; Дамаскин (Орловский). Кн. 5. С. 442-453. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАТРОНА Григорьевна Белякова (1863-1936), исп. (пам. 16 июля, в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых)

http://pravenc.ru/text/114356.html

Ангельския приидите силы,/уготовайте венец:/Василий бо мученик приходит/от земли к небесным,/приемлет от святых целование/на радость всем нам./Людие, рцем:/благословен дивный во святых/Боже наш, слава Тебе. Умныя грядите воинства,/сретайте вам подобнаго/святаго Василия,/иже на земли ангелоподобно поживе,/ныне же прият мзду трудов своих/на небеси,/и оттуду призывает/паству свою/пети непрестанно:/Боже наш, слава Тебе. Безплотных полки, тецыте,/украсите кринами/святую икону/дивнаго страстотерпца./Паче же изыщите с трепетом/безвестное место погребения его,/и, лобзающе, умастите ароматами тело многострадальное,/и пойте непрестанно:/Боже наш, слава Тебе. Небесныя силы, идите,/возвестите во всей вселенней/славу священномученика,/иже паству свою добре упасе,/еще же и мучения прияв,/разруши безбожных шатания,/верных же всех/верно научил пети:/Боже наш, слава Тебе. Ангельския предыдите силы,/принесите моления наша/ко Престолу Владычню;/Той бо, ради благости Своея,/и молитв ради Василия,/дарует нам грехов прощение/и жизнь вечную,/подвизая благодарственно вопити:/Боже наш, слава Тебе. Слава, глас 4. Самогласен: Иже от не сущих/во еже быти приведый вся,/и сотворивый человека по образу Твоему и подобию,/не оставил еси создания Своего умерша грехом,/Сам Себе жертву предложив,/и Своим воскресением живот вечный дарова,/укрепил еси, Боже, полки страдальцев,/свидетельствующих о Тебе,/от нихже Василия ныне поем,/восхваляюще Дивнаго во святых Своих Господа. Чтения три: Пророчества Исаиина чтение Тако глаголет Господь: вся языцы собрашася вкупе, и соберутся князи от них. Кто возвестит сия в них? или яже от начала, кто слышана сотворит вам? да приведут свидетели своя, и оправдятся, и да услышат, и да рекут истину. Будите Ми свидетели, и Аз Свидетель, глаголет Господь Бог, и Отрок, егоже избрах, да познаете и веруете Ми, и разумеете, яко Аз есмь: прежде Мене не бысть ин бог, и по Мне не будет. Аз есмь Бог, и несть разве Мене спасаяй. Аз возвестих, и спасох, уничижих, и не бе в вас чуждий. Вы Мне свидетели, и Аз Господь Бог, и еще от начала Аз есмь: и несть от рук Моих избавляяй. Сотворю, и кто отвратит то? Сице глаголет Господь Бог, избавляяй вас Святый Израилев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В сент. 1918 г. митр. Иаков, Б., а также мн. др. казанские священнослужители покинули Казань вместе с отступавшими войсками белочехов. 24 дек. того же года Б. участвовал в отпевании архиеп. Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в иркутском Вознесенском мон-ре. Вскоре Б. был назначен епископом Киренским, викарием Иркутской епархии (по 1921), в марте 1919 г. ему было поручено также временное управление Пермской епархией. Совершая поездку по епархии, Б. посетил Белогорский во имя свт. Николая монастырь , а также Серафимо-Алексеевский скит, где ему рассказали о зверском убиении красноармейцами мн. насельников. Летом 1920 г. Б. освятил храм в с. Улан-Горхон (в Иркутской епархии). В нач. 1921 г. власти закрыли иркутский Вознесенский мон-рь, настоятелем к-рого являлся Б., в присутствии епископа были кощунственно вскрыты мощи Иркутского свт. Иннокентия (Кульчицкого) . Указом свт. Патриарха Тихона в кон. 1921 г. Б. был назначен епископом Уфимским и Мензелинским; на кафедру прибыл в кон. февр.- нач. марта 1922 г. 18-19 окт. 1922 г., в ходе кампании по изъятию церковных ценностей , епископ был арестован в Уфе, следствие проходило в Перми, т. к. власти боялись, что верующие Уфы окажут поддержку своему архиерею. Доказать участие Б. в сопротивлении изъятию не удалось, 19 янв. 1923 г. Пермский окружной суд обвинил его в «моральной и материальной поддержке правительства Колчака» и приговорил к 7 годам принудительных работ с заключением в Пермском исправдоме. В результате амнистии срок был сокращен до 2 лет с зачетом предварительного заключения. Б. провел в тюрьме год, по освобождении Б., согласно Постановлению свт. Патриарха Тихона от 21 янв. 1924 г., должен был вернуться к управлению Уфимской епархией, однако вскоре (не позднее февр.- нач. марта) он был сослан в Харьков или непосредственно из Перми, или из Уфы после кратковременного пребывания на кафедре. В 1924 г. в неск. периодических изданиях было опубликовано «Заявление во ВЦИК еп. Бориса Харьковского» от 6 нояб., в к-ром автор писал о своем «отмежевании» от Патриарха Тихона и присоединении к обновленчеству . Впрочем, уже в нач. 1925 г., по утверждению уфимских обновленцев, Б. был «опять с Тихоном». 1 марта 1926 г. вместе с неск. укр. архиереями, во главе к-рых стоял Прилукский еп. Василий (Зеленцов) , Б., временно управлявший Каменец-Подольской епархией, поддержал Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) в его противостоянии раскольнической деятельности Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского) .

http://pravenc.ru/text/153169.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010