Аттестаты о моей службе и письменный вид, представлены Правлением дороги в Министерство Путей Сообщения, каковые по получении будут представлены Вам.“ Справка: По § 115 устава духовных академий: „Сверх студентов могут быть допускаемы к слушанию академических лекций и посторонние лица, по усмотрению Епархиального Преосвященного“. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении допустить Рязанского мещанина (домовладельца Сергиевского Посада) Михаила Павлова к слушанию академических лекций по указанным в его прошении предметам. XI. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии – выпуска минувшего 1899 года: Богданов Николай, Богословский Георгий, Остроумов Николай , Шаповаленко Григорий и Якубовский —269— Полиевкт, и выпуска текущего 1900 года: Арбеков Николай, Беляев Владимир, Грацианский Дмитрий, Другов Александр и Зеленцов Василий – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, именно: Богданов Николай представил кандидатское сочинение (отмеченное баллом 4−) и семестровое сочинение по истории и разбору западных исповеданий (балл 3½); Богословский Георгий – кандидатское сочинение (4−); Остроумов Николай – кандидатское сочинение (4½) и семестровое сочинение по педагогике (3½); Шаповаленко Григорий – кандидатское сочинение (4½); Якубовский Полиевкт – кандидатское сочинение (4½); Арбеков Николай – кандидатское сочинение (5−) и семестровые сочинения по патристике (5), библейской археологии (3½) и русскому языку (4); Беляев Владимир – кандидатское сочинение (4+) и семестровые сочинения по библейской археологии (4½) и священному Писанию Нового Завета (3); Грацианский Дмитрий – кандидатское сочинение (4½) и семестровые сочинения по патристике (4½) и библейской археологии (3½); Зеленцов Василий – проповедь (3½); Другов Александр – проповедь (3) и сдал устное испытание по русской гражданской истории (4). Не вполне удовлетворительно сдал дополнительные устные испытания по Священному Писанию Ветхого Завета и патристике действительный студент Академии выпуска текущего 1900 г., сербский уроженец, Савва Попович, получив по тому и другому предмету балл 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

е. епископского сословия, контролю и власти которого подчинен и первенствующий епископ Церкви (Апост[ольское] правило 34), а не только рядовые епископы». Этим указанием украинские епископы как бы перечеркивали резолюцию Экзарха, а заодно и временно первенствующему Заместителю Местоблюстителя, на всякий случай, напоминали о его подчиненном положении. «Вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти, – продолжали далее они, – есть вопрос общецерковный, а не частный, и притом имеет первостепенную важность. И сам первенствующий епископ не может решать его, не испросив общеепископского голоса. Решение же этого вопроса отдельным епископом или отдельной группой христиан есть самоволие, не согласное ни с христианской нравственностью, ни с церковными канонами, и кроме вреда Церкви ничего принести не может, что уже и начинает сбываться у Вас на Черниговщине. А посему мы, Украинские православные епископы, братски заповедуем и умоляем преосвященного Матфея и др. участников сего дела оставить это вредное для Церкви начинание и отказаться у Соввласти от этой декларации, заявив и ей, что вопрос об отношении Православной Церкви к Соввласти есть вопрос общецерковный и канонически решен может быть только в общецерковном порядке всем епископатом, а не отдельными группами лиц, и что этот вопрос уже обсуждается епископами». В столь изящную форму украинские епископы – в первую очередь епископ Василий (Зеленцов) – облекли «крамольную» мысль о том, что вопрос о признании Церковью советской власти все еще является открытым, что «этот вопрос уже обсуждается епископами». И это на девятом году этой самой «Соввласти»! Неудивительно, что это заявление привело ГПУ в ярость. Неудивительно и то, что, когда после окончания нэпа советская власть возобновила расстрелы епископов, первым из казненных стал 7 февраля 1930 г. священномученик Василий (Зеленцов). Управлявший Черниговской епархией викарий после такого обращения к нему заочного Собора архиереев полностью стушевался. «Епископ Матвей Черниговский, – сообщалось о нем в направленном в Москву докладе-сводке харьковского Секретного отдела за июль-август 1926 г., – получив указанные выше воззвания (имелись в виду резолюция митрополита Сергия и постановление украинских епископов – свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

После оглашения этого постановления Лубенский раскол был окончательно осуждён. С этого времени раскол вступил в новую фазу своего существования. Теперь к лубенским раскольникам могло быть применимо осуждающее слово Спасителя: «если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ) 468 . После осуждения Лубенского раскола отпавшие по недоразумению священники с прихожанами начали возвращаться в лоно Церкви. В одном из своих отчётов ГПУ писало: « за последнее время среди тихоновцев начал выделяться Епископ Василий Зеленцов, рукоположенный Епископами Дамаскиным и Григорием Полтавским с согласия всех тихоновских Епископов Украины и благословения Крутицкого (Митрополита Петра – сост. ). Василий Зеленцов, поп с высшим образованием, быв. участник Всероссийского Собора 17–18 гг., является ярым контрреволюционером, активно принимавшим участие в борьбе с соввластью при дениковщине, за что был осуждён ревтрибом (революционным трибуналом – сост. ) к 10 годам (на самом деле – к 5 годам – сост. ), а теперь освобождён по амнистии. Возведение его в сан Епископа, безусловно, нужно рассматривать как антисоветскую демонстрацию тихоновских Епископов, которые доверяют только тем, кто имеет тюремный стаж при советской власти. количество приходов [отпавших в Лубенский раскол] уменьшилось с 2000 почти до 1500, благодаря бешенной агитации тихоновцев и компрометации ими епископов – членов собора [произведших раскол в Лубнах]. Однако, в дальнейшем есть надежды не только укрепить оставшиеся приходы, но и захватить новые » 469 . Как же захватывались приходы? Собиралось «учредительное собрание» некой общины (часто в таком собрании принимали участие люди, не имеющие вообще никакого отношения к данному приходу), после которого Феофил Булдовский просил Лубенский окружной административный отдел передать этот действующий православный храм вновь созданной общине «ориентации собора епископов Украины». Такой храм решением админотдела, утверждённым НКВД, передавался раскольникам без желания на то духовенства и большинства прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Прпмч. архим. Вениамин (Кононов) Схииеромонах Алексий (Соловьев , †1928) Кальнев Михаил Александрович (†1942) Куляшев Андрей Гаврилович († не ранее 1922) Богданович Вячеслав Васильевич (†1939), автор рисунков Громогласов Илья Михайлович (†1937) Сщмч. прот. Илья Громогласов Зеленцов Василий Иванович (†1930) Сщмч. епископ Василий (Зеленцов) Зверев Алексей Данилович (†1918) Новомученик Алексей Зверев Митр. Кирилл (Смирнов, †1937) Сщмч. митр. Кирилл (Смирнов) Архиеп. Сергий (Тихомиров , †1945) Епископ Нестор (Анисимов , †1962) Патриарх Сергий (Страгородский , †1944) РГИА. Ф. 833. On. 1. Д. 72. Л. 120–121. Машинопись. Копия. Подписи отсутствуют. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О внутренней и внешней миссии» [Альтернативный источник: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание Определений и Постановлений. Выпуск третий. Приложение к «Деяниям» второе.– М.: Издание Соборнаго Совета, 1918. С. 45–51] О внутренней и внешней миссии 6 (19) апреля 1918 г. А. Внутренняя миссия 1 . Миссия, основанная и заповеданная Законоположником нашей веры Господом Иисусом Христом, есть то великое служение в Церкви, существование которого обусловливается назначением Церкви и требует к себе со стороны ее особливой заботы и попечений. 2 . Ввиду крайне усиливающейся пропаганды латинства, протестантства, расколосектантства и безбожия, необходимо своевременно укрепить и усилить внутреннюю миссию и придать ей соответствующее ее значению и задачам в условиях настоящего времени устройство. 3 . Соответственно с преобразованием приходского, епархиального и высшего церковного управления миссия Православной Русской Церкви устрояется в виде: а) приходской, б) уездной, в) епархиальной, г) монашеской, д) областной и е) всероссийской. 4 . Приходская миссия совершается совокупными силами клира и мирян прихода при содействии руководимых местным архиереем миссионеров. 5 . Уездная миссия действует в пределах уезда согласно уставу, утверждаемому высшею церковною властью. 6 . Руководство уездною миссиею принадлежит уездному собранию духовенства и мирян, которое имеет постоянным своим органом уездный миссионерский совет.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 69. 1796 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 64об. 1797 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 69об. 1798 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 70. 1799 Высочайший прием депутации от афонского монастыря. — Русский инок 19–20, 1913. С. 1250. 1800 Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. С. 161–162. 1801 Отметим, что незадолго до этого Государь принимал официальных представителей Андреевского скита на Афоне иеромонахов Питирима и Макария (см.: РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 158–158об). Иеромонах Питирим, тогда настоятель Андреевского подворья в Одессе (впоследствии катакомбный епископ Петр), сообщает об этой аудиенции в своей автобиографии:«Чтобы убедить Государя, в 1914 году 30 января меня назначили на аудиенцию объяснить неправду. 30 января я был принят Государем в Царском селе. Государь принял меня, все выслушал и назначил меня на завтрак, чтобы я объяснил и Государыне во время завтрака. Я объяснил Государю и Государыне. На завтраке были еще четыре княгини и наследник. Государь поблагодарил меня и остался доволен». Цит. по: Забытые страницы русского имяславия. С. 439. 1802 Цит. по: Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений Русской высшей церковной власти к имябожникам в связи с учением об Имени Божием. — Богословские труды 33. М., 1997. С. 166–167. См. также послесловие к кн.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 915. 1803 Об этом в 1916 году свидетельствовал схимонах Мартиниан в записке, поданной обер–прокурору Синода. См.: Василий (Зеленцов), епископ. Общая картина отношений. С. 166. 1804 Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 447. 1805 РГИА. Ф. 797. Оп. 83. Д. 59. Л. 133. 1806 Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 254. 1807 Так, в Синод приглашают»для келейного увещания подсудимых Афонских монахов»оптинских старцев архимандрита Агапита и иеромонаха Анатолия. Получив указ Калужской духовной консистории 5221 от 18 марта 1914г., оба старца, однако, отказались приехать. См. послесловие к кн.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. С. 915–916. См. также приложение к кн.: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. С. 221. Ср.: Багдасаров Р., Фомин С. Неизвестный Нилус. Т. 2. С. 532. 1808

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

– Вам мешает принять моё воззвание [Декларацию. – Сост.] политическая контрреволюционная идеология, – сказал митрополит Сергий, – которую осудил Святейший Патриарх Тихон. (И он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном). – Нет, Владыко, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяет принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе со Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления. Мы стоим на точке зрения соловецкого осуждения Вашей Декларации. Вам известно послание из Соловков? – Это воззвание написал один человек (Зеленцов) [епископ Прилукский Василий Зеленцов, бывший член Собора 1917–1918 гг. – Сост.], а другие меня одобряют. Вам известно, что меня принял и одобрил сам митрополит Пётр? – Простите, Владыко, это не совсем так; не сам митрополит, а Вам известно это через епископа Василия [Беляева]. – Да, а Вы почему это знаете? – Мы знаем это со слов епископа Василия, Митрополит Пётр сказал, что «понимает», а не принимает Вас. А сам митрополит Пётр ничего Вам не писал. – Так ведь с ним у нас сообщения нет! – сказал митрополит Сергий. – Так зачем Вы, Владыко, говорите: сам митрополит Пётр признал Вас? – Ну, a чего же тут особенного, что мы поминаем власть? – сказал митрополит Сергий. – Раз мы её признали, мы за неё и молимся. Молились же за царя, за Нерона и других? – А за антихриста можно молиться? – спросили мы. – Нет, нельзя. – А Вы ручаетесь, что это не антихристова власть? – Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло. – А дух-то ведь антихристов: не исповедующий Христа во плоти пришедшего. – Этот дух всегда был со времени Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю! – Простите, Владыко, Вы его не узнаете, – так может сказать только старец. А так как «есть» возможность, то есть, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители – не власть. – Как так не власть?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Валуев П. А. 2909 Вальдорф, педагог 2668 Вандов И. 594 Ванеян С., диак. 3072 Ванькова А. Б. 2136 Варвара Алапаевская (Яковлева), ин., прмц. 1247 Варвара-затворница, 1025 Варлаам Хутынский, прп. 2234 Варнава (Беляев) , еп. Печерский 2102 Варнава Гефсиманский (Меркулов), иеросхим., прп. 1252 Варсануфий (Толстухин), архим. 1189 Варсонофий Оптинский (Плиханков) , схиархим., прп. 1251 Варфоломей I (Архондонис), патр. Константинопольский 1958 Варфоломей (Ремов) , архиеп. Сергиевский 974, 975, 976, 2293, 2329 Василенко Л. И. 1710, 1717, 1718, 3045 Василий III, царь и великий кн. 2468, 2534 Василий (Богдашевский) , еп. Каневский 169 Василий Великий , архиеп. Кесарийский, свт. 289, 404–406, 2140, 2187, 2191, 2534, 3102 Василий (Зеленцов), еп. Прилукс-ий, сщмч. 1506 Василий (Кривошеин) , архиеп. Брюссельский и Бельгийский (Basile Krivochéine, Mgr.) 323, 324, 347, 404–406, 410–412, 470–475 , 476, 479, 494, 619, 884, 885, 1172, 1190, 1370, 1376, 1385, 1450, 1754, 1755, 1855, 1889, 1973, 1979, 2006, 2103–2105, 2127, 2152, 2237, 2793–2799 Василий (Осборн), еп. Сергиевский 1492, 2294, 2358 Василий (Родзянко) , еп. Сан-Францисский 247, 626 , 1863, 1874 Василик В. В. 331, 492, 559, 2230, 2250–2252 Васильева И. Л. 852, 1025, 1259 Васильева О. Ю. 976, 999, 1660, 1822, 1942, 2397, 2814 Ваховская А. М. 2989 Вахрина В. И. 2478, 2521 Ващенко М. И. 2278, 2586 Введенский А. И. 2980 Вдовина Г. И. 1379 Вдовиченко А. В. 526, 2944, 2945, 2948, 2949 Веденяпина Э. А. 3181 Вебер О. 1906 Ведерников А. В. 1756 Вейль С. см. Вайль С. Вендебург Д. 413 Венедикт Бискуп, (Сур., прп.) 1253 Венедикт (Кантерс), игум. 2362 Венедикт Нурсийский, игум., прп. 407 Вениамин (Казанский), митр. Петроградский, сщмч. 813, 834, 1247, 1313–1317 Вениамин (Новик), иером. 924, 1852 Вениамин (Федченков) , митр. Саратовский и Вольский 1142, 1355, 1493, 2344 Вениаминов И., свящ. см. Иннокентий (Попов-Вениаминов), свт. Вербицкая Л. А. 935 Вербицкий С. В. 2522 Верещагин Е. М. 83, 390,1861,1954, 2161, 2202, 2910, 3137 Вержбицкий Ж. М. 2505

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А после речи, поклонившись залу, о. Василий сел на свое место. Суд ушел на совещание. О. Василий углубился в свою книгу, горели свечи, за спиной с винтовками стояли часовые. В зале было душно, часть публики вышла на воздух, толпа людей еще увеличивалась, всюду были дебаты, споры, атмосфера накалялась. Сколько-то продолжалось это совещание, но наконец судьи вышли и началось чтение приговора. Сидящим далеко от эстрады не все было слышно, что читалось в этом приговоре. Отец Василий стоял за своим столиком, слегка опустив голову, спокойный, бледный, свечи отражали постаревшее за эти дни лицо, перед ним лежала раскрытая книга и казалось, что он не слушал этого приговора и читал эту книгу. Такое впечатление осталось у многих. Чтение приговора продолжалось довольно долго; наконец, были такие слова: на основании статей … таких то и таких то, суд постановил священника Зеленцова Василия Ивановича, 51 года, приговорить» … Дальше ничего нельзя было расслышать, ибо в зале поднялось что то невероятное: шум, крики – «убийцы проклятые», «будьте вы прокляты» и т. д. «Батюшка, дорогой, спаси вас Христос», «отец Василий, благословите нас» .. . Громкие рыдания, истерики, многие бросились к эстраде, «протягивая руки, как на благословение. Кого то схватили, кого то арестовали … Отец Василий при последнем слове приговора – «к расстрелу» – широко перекрестился и с той же спокойной улыбкой обернулся к толпе, благословляя маленькими крестами в воздухе и утешая: – «Господь с вами, успокойтесь, все в Божией воле, смотрите, ведь я спокоен, идите с миром по домам» … Его окружили и куда-то увели. Появилось много чекистов и милиция, а на улице в это время конная милиция разогнала громадную толпу. Вывели о. Василия под сильным конвоем и повели по улице, часть людей устремилась за ним. Тюрьма была недалеко и через несколько минут железные двери тюрьмы закончили эту тяжелую картину. Сидел о. Василий в смертной камере. Одному из бывших заключенных в Полтавской тюрьме рассказывали об отношении к смертному приговору отца Василия. Он готовился к смерти с радостию, с каким-то необычайным, – на удивление окружавшим и даже администрации – восторгом, и как был огорчен, когда приговор был отменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Варсонофий (Еропкин; † 1688), митрополит. С 1667 г. архимандрит Симонова монастыря. В 1671 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. С 1676 г. митрополит Сарский и Подонский. Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ. С 1916 г. экстраординарный профессор МДА. В 1920 г. подвергался аресту. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Московского Высокопетровского монастыря. В 1928 г. арестован, освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ. С 1932 г. архиепископ. В 1935 г. вновь арестован. Расстрелян. Василий (Беляев Павел Ильич; 1870 – после 1931), епископ. В 1925 г. хиротонисан во епископа Спасо-Клепиковского, викария Рязанской епархии. В 1925–1927 гг. находился в заключении в Соловецком лагере. С 1 августа по 23 сентября 1927 г. в ссылке в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского округа, проживал вместе с митрополитом Петром. В 1927–1929 гг. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии; в 1929–1931 гг. епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. Арестован в 1931 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861–1933), архиепископ, доктор богословия, профессор. В 1914–1920 гг. ректор КДА. В 1914 г. хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. В 1923 г. арестован, до 1925 г. в ссылке. С 1925 г. архиепископ. Умер от голода в Киеве. Василий (Димопуло; 1867–1934), архимандрит. В 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского Патриарха в Москве при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, представитель Константинопольского Патриарха в Москве, почетный член обновленческого «Священного Синода». С 1932 г. представитель Александрийского Патриарха в Москве. Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), священномученик, епископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Рязанской епархии. В 1925 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Арестован в 1926 г. В 1926–1929 гг. в заключении в Соловецком лагере. Находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) . После лагеря был отправлен в ссылку, где в 1929 г. был арестован и этапирован в Москву. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Федор Василевич – вятской. 35 Алексей Смирнов – калужской. Павел Покровский – тульской. Алексей Миляев – московской. Павел Цветков – той же. Матвей Поспелов – той же. 40 Сергей Неофитов – калужской. Афанасий Яковлевский – тульской. Николай Пальмин – ярославской. Иван Успенский – той же. Николай Чертков – московской. 45 Павел Онисимов – вятской. Димитрий, в монаш. Дионисий, Аннинский–рязанской. Михаил Городецкий – вифанской. Федор Каракозов – пензенской. Иван Солертинский – рязанской. 50 Димитрий Львов – пензенской. Петр Адрианов – тобольской. Павел Прудентов – владимирской. Иван Соколов – оренбургской. Павел Тихомиров – калужской. 55 Василий Документов – владимирской. Петр Богоявленский – калужской. Иван Смирнов – вифанской. Василий Спасский – московской. Алексей благовещенский – тамбовской. Девятого курса (1830–1834) Магистры: 1 Петр Славолюбов – из нижегородской Семинарии. Павел, в монаш. Платон, Фивейский, – вифанской. Василий Соколов – московской. Иван Прокошев – вологодской. 5 Александр Невский – вифанской. Антон Боголепов – московской. Александр Виноградов – нижегородской. Александров монаш. Антоний, Радонежский – той же. Родион Путятин – рязанской. 10 Александр Смирнов – костромской. Гавриил Успенский – тульской. Михаил Протасов – оренбургской. Павел Остроумов – Владимирской. Кандидат Иван Баталин – московской. 15 Иеромонах Алексий Соловьев – Владимирской. Григорий Жданов – калужской. Иван Кедров – той же. Павел Соколов – московской. Кандидаты: Гавриил, в монаш. Герман, Погостовский – владимирской. 20 Петр Орлов – ярославской. Павел Заровский – той же. Яков Протопопов –вологодской. Иван Смирнов – калужской. Николай Альбицкий – Владимирской. 25 Иаковкв монаш. Иоанн, Преображенский – рязанской. Сергей Дмитриев – казанской. Петр Лугарев – пензенской. Дмитрий Некрасов – рязанской. Владимир Миролюбов – московской. 30 Илья Зеленцов – казанской. Василий Малинин – вифанскоЙ. Василий Суворов – вятской. Григорий Варлаков – тобольской. Стефан Розин – ярославской. 35 Алексей Морев –той же.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010