«Если бы победили противники Паламы...» О святителе Григории Паламе и его богословии      «Для святителя Григория Паламы богопознание — это путь духовного богообщения, путь молитвы и безмолвия» Священник Василий Куценко Священник Василий Куценко , клирик храма во имя святых апостолов Петра и Павла г. Саратова: — Для человека, не искушенного богословием, бывает довольно сложно вникнуть в проблематику богословских споров Византии XIV в. Впрочем, при желании несложно ознакомиться с доступной литературой по богословию и церковной истории, описывающих события того времени. Отметим для себя лишь несколько моментов. Первоначально полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Калабрийцем началась с опровержения Паламой идеи Варлаама, высказанной им против католического учения о Filioque (учения об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына). Варлаам считал: если Бог непостижим, значит, и суждения о Боге недоказуемы. То есть невозможно в точности сказать, что именно происходит между Лицами Святой Троицы. Святитель Григорий раскритиковал агностицизм Варлаама. И только после этого начинается собственно исихастский спор, когда Варлаам, познакомившийся с практикой молитвенного делания монахов, нашёл ее неправославной и обвинил монахов в ереси. Варлаам критиковал и способ молитвы, и само учение о в и дении Нетварного Божественного (или Фаворского) света. По его мнению, речь шла не о выражении духовного опыта познания Бога, а о состоянии прелести, самообольщения. Святитель Григорий, будучи афонским монахом, встал на защиту монашеской молитвенной практики и объяснил, в чем именно заключается учение о в и дении Нетварного Фаворского света (или божественных энергий). В защиту монахов-исихастов Палама написал сочинение под названием — «Триады в защиту священно-безмолвствующих». Оно делится на три части по три раздела в каждой (отсюда и название — Триады). Первая Триада посвящена вопросу о познании Бога. Святитель Григорий настаивает на том, что Бог в той мере, в какой это возможно, познается не внешним философским рассуждением, а путем духовного откровения во Христе. Христос спас и обновил всего человека, поэтому весь человек с душой и телом через молитвенный опыт получает и опыт познания Бога, опыт просвещения благодатью Божией .

http://pravoslavie.ru/69241.html

«Забайкальский Афон» «Забайкальским Афоном» называли затерянный в Чикойских горах Иоанно-Предтеченский монастырь. Обитель, основанная трудами преподобного Варлаама Чикойского, просуществовала около ста лет. Срок не слишком большой. Но и за это малое время милостью Божией совершено было многое: сотни и сотни раскольников и иноверцев приняли православную веру, сотни и сотни людей получили по молитвам насельников обители духовную помощь, сотни и сотни людей чудесно исцелились у могилы преподобного Варлаама. «Все претерпел ради Бога и угодников» Прп. Варлаам Чикойский. Фреска работы Сергея Вершинина Преподобный Исаия-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тускнее, иная – едва приметно; но эти звезды все – на одном небе». Яркой звездой для Забайкалья стал преподобный Варлаам Чикойский. Таинственен и непостижим путь монаха, скрыт от людского глаза, никто кроме Бога не знает, какие искушения приходится претерпевать вставшему на этот прямой путь в Царствие Небесное. Трудности и лишения, жизнь в диких местах среди людей диких нравом, несправедливости от властей не сломили преподобного Варлаама. Смирением, терпением, любовью к людям, проповедью слова Божия пустынник Варлаам стяжал милость Божию и ныне пред Богом ходатайствует за весь Забайкальский край. Родился будущий подвижник (в миру Василий Федотович Надежин) в 1774 году в с. Маресево Лукояновского уезда Нижегородской губернии. По происхождению он был из дворовых крестьян Петра Ивановича Воронцова. По достижению совершеннолетия Василий женился на Дарье Алексеевой, тоже крепостной Воронцовых. Брак их был бездетным. Видя в бездетности Промысл Божий, они брали на воспитание сирот, растили их, устраивали их жизнь. Девочкам готовили приданое и выдавали замуж за благочестивых мужей. О том, что это была не прихоть и не попытка удовлетворить свои родительские инстинкты и потребности, а духовный подвиг, свидетельствует фраза из письма Дарьи Алексеевны своему мужу, уже монаху Варлааму, в Сибирь: «Взяла я снова сироту, ради спасения своей души». Подвиг взращивания и воспитания сирот Дарья Алексеевна несла всю жизнь: из ее писем мы узнаем, что одна она вырастила и выдала замуж трех девочек-сирот.

http://pravoslavie.ru/4081.html

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть " Пришествием Твоего честнаго образа... " Слово ключаря собора Владимирской иконы Божией Матери Санкт-Петербурга протоиерея Владимира Фоменко Протоиерей Владимир Фоменко   04:00 04.06.2007 299 Время на чтение 5 минут 21 мая/3 июня Православная Церковь чествует память Владимирской иконы Божией Матери. Празднество установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татаро-монголов под предводительством хана Махмет-Гирея . Татаро-монгольские полчища приближались тогда к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери, главную святыню Москвы, в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/04/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

Слово Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день праздника Владимирской иконы Божией Матери 3 июня 2009 г. 16:00 3 июня, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском Сретенском монастыре . После чтения Евангелия Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы празднуем очень важное историческое событие, связанное с чудом, явленным от Владимирской иконы Божией Матери. В 1521 году над градом Москвой нависла смертельная опасность: крымский хан Махмет-Гирей возжелал захватить город и уничтожить его. И у этого хана были основания для такого дерзновенного военного плана. Армия его была сильна; двигаясь по Руси, он разорял города и убивал людей, наводя ужас на народ православный. Войска хана подошли к Москве. Великий князь Василий, не располагая достаточными военными силами, имея большие проблемы с формированием воинской дружины, спешно стал укреплять свои войска. Все понимали, что такое спешное укрепление войск мало может помочь в отражении военным способом той страшной опасности, которая нависла над Москвой. И тогда митрополит Варлаам призвал весь град горячо молиться о спасении. Хорошо известно, что одной благочестивой слепой инокине было явлено во сне дивное предсказание: она увидела, как из Кремля износится чудотворная икона Владимирская, как при выходе из Спасской башни икону встречают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и, упав на колени, молят святителей, износивших образ, не совершать сего. Молитва угодников Божиих была услышана — икону возвратили в Кремль. Подобное же видение было и у Василия Блаженного. И когда стало известно горожанам об этих двух явлениях, то возникла надежда на спасение, еще более усилилась молитва людей. Махмет-Гирей останавливает свои войска, а затем и поворачивает вспять, отказываясь от планов захватить столицу русского государства. Существует предание, что ему также было видение Божией Матери, окруженной русским воинством, в великой силе пребывавшим. И потому убоялся хан идти на штурм Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/665838.htm...

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе была построена в середине XVI века, расположена на Запсковье на старом Иоанно-Богословском кладбище. Престольный праздник: 9 октября, Преставление Иоанна Богослова. Содержание История [ править править код ] Название Мишарина гора, по преданию, происходит от дьяка Мисюря Мунехина, жившего в первой половине XVI столетия, известного своей благотворительностью и усердием к церквам Божьим. Известный краевед Н. Ф. Окулич-Казарин более правдоподобным считал происхождение этого названия от маленьких болот, называемых мшарами, которыми гора была окружена в древности. Милявица, или Милевка — небольшой ручей, текущий у подножия Мишариной горы. Церковь построена в 1547 году, каменная. Первоначально храм был монастырским. В Писцовой книге под 1623 годом упоминается мужской Котельников монастырь с Мишариной горы. О Псковском Котельникове монастыре есть упоминание в Четьях минеях митрополита Всероссийского Макария. Над перепиской миней в 1553 году трудились около ста писцов, среди них — псковский инок Касьян с Гремячей горы и писец из Котельникова монастыря. Предположительно, игуменом Котельникова монастыря в 60-е годы XVI века был Василий-Варлаам. Он автор житий Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила. Житие Евфросина Псковского написано им в 1547 году. Помимо житий, Варлаам написал службы и каноны Евфросину, Савве Крыпецкому, Нифонту, Георгию Болгарскому. Игумену Варлааму приписывается авторство «Повести о прихождении гордого польского короля Стефана Батория на Богоспасаемый град Псков». В начале XVIII века монастырская церковь стала приходской. В 1808 году церковь предназначалась к сносу как совершенно ветхая, однако Святейший Синод снос церкви не разрешил. В 1882 году псковским купцом Петром Михайловичем Стехновским перед входом в церковь сделана каменная пристройка. В 1892-1893 годах ремонтно-реставрационные работы в храме проведены на средства церковного старосты, почетного гражданина Пскова Ивана Михайловича Кафельникова. В церкви два престола. Главный — Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, в приделе — Святого Мученика Иоанна Воина.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Иоанна...

3 февраля — память преподобного Максима Грека 2 лютого 2007 р. 18:55 Преподобный Максим Грек, миру Михаил, родился в 1470 г. Он происходил из древнего и знатного византийского рода, отличающего благочестием и преданностью православной вере. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. С 10 лет Михаил проходил обучение классическим наукам у Иоанна Мосхоса на острове Корфу (Керкира). С 1492 г. он продолжил образование в Италии (которая после падения Константинополя стала средоточием греческой образованности), где занимался изучением древних языков, церковной и философской литературы, слышал и о великих богомудрых старцах, подвизавшихся в святогорских обителях. И уже в 1505 г. святой принял постриг с именем Максим в честь Максима Исповедника (+ 662 г.) в Благовещенском Афонском Ватопедском монастыре. В марте 1515 г. великий князь Московский Василий III отправил на Афон послов с просьбой прислать ему искусного переводчика книг старца Савву. Но так как Савва был стар годами и слаб здоровьем, то святогорские старцы Афона решили вместо него послать в далекую северную страну Московию для выполнения церковного послушания Максима, который также был «искусен Божественному Писанию и годен к толкованию и переводу всяких книг». 4 марта 1518 г. преподобный Максим вместе со своими спутниками прибыл в Москву. Василий III принял гостей с великой честью и назначил местом пребывания их кремлевский Чудов монастырь. Святому было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг. Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах. Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось. Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю блаженного Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что «в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты». Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202619...

Arhiva Etapa regional a Lecturilor educative de Crciun pentru prima dat s-a desfurat în Daghestan 27 noiembrie 2015 12:37 23 ноября 2015 года в ГБУ «Дом Дружбы» г. Махачкалы по благословению епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама состоялись I региональные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». Организаторами чтений выступили Махачкалинская епархия и Правительство Республики Дагестан. В пленарном заседании приняли участие епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента России в СКФО Василий Колесников, руководитель сектора мероприятий и конкурсов Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви монах Трифон (Умалатов), первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Алексей Гасанов, министр по национальной политике Чеченской Республики Джамбулат Умаров, министр образования и науки РД Шахабас Шахов, министр по национальной политике РД Татьяна Гамалей, председатель Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Сулейман Магомедов, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и спорту Народного Собрания Республики Ингушетия Василий Светличный, секретарь республиканской Правительственной комиссии по проблемам русскоязычного населения Наталья Евсеева, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Владикавказской епархии , проректор Владикавказского духовного училища протоиерей Артемий Пономаренко, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России XX-XXI вв. Дагестанского государственного университета Нина Гарунова, духовенство епархии, сотрудники образовательных учреждений, педагоги, представители творческой интеллигенции, родительской общественности из Дагестана, Чечни и Ингушетии, а также гости из Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4282004...

Региональный этап Рождественских образовательных чтений впервые прошел в Дагестане 27 ноября 2015 г. 12:37 23 ноября 2015 года в ГБУ «Дом Дружбы» г. Махачкалы по благословению епископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама состоялись I региональные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». Организаторами чтений выступили Махачкалинская епархия и Правительство Республики Дагестан. В пленарном заседании приняли участие епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам, главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента России в СКФО Василий Колесников, руководитель сектора мероприятий и конкурсов Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви монах Трифон (Умалатов), первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Алексей Гасанов, министр по национальной политике Чеченской Республики Джамбулат Умаров, министр образования и науки РД Шахабас Шахов, министр по национальной политике РД Татьяна Гамалей, председатель Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД Сулейман Магомедов, председатель Комитета по науке, образованию, культуре и спорту Народного Собрания Республики Ингушетия Василий Светличный, секретарь республиканской Правительственной комиссии по проблемам русскоязычного населения Наталья Евсеева, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Владикавказской епархии , проректор Владикавказского духовного училища протоиерей Артемий Пономаренко, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России XX-XXI вв. Дагестанского государственного университета Нина Гарунова, духовенство епархии, сотрудники образовательных учреждений, педагоги, представители творческой интеллигенции, родительской общественности из Дагестана, Чечни и Ингушетии, а также гости из Ставропольского края, Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики. По замыслу организаторов региональный этап чтений направлен на выявление и обсуждение наиболее актуальных вопросов в разных сферах деятельности Махачкалинской епархии; осмысление церковно-общественного взаимодействия в решении актуальных вопросов современности; укрепление взаимодействия Махачкалинской епархии, органов государственной власти республики и общественных организаций в решении задач в различных сферах общественной жизни в регионе; осознание проблем, стоящих перед епархией в образовательной и иных сферах деятельности; подготовка вопросов для предложения к рассмотрению на международном этапе чтений.

http://patriarchia.ru/db/text/4281852.ht...

  СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАСТЫРСКОЕ УЧИЛИЩЕ         СРЕТЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ   ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru " ПРИСТУПИТ ЧЕЛОВЕК, И СЕРДЦЕ ГЛУБОКО " Одна из лекций сербского епископа Афанасия (Евтича), прочитанная в Сретенском высшем православном училище, была посвящена богословскому наследию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского. Необыкновенен стиль лекций владыки Афанасия с многослойностью его языка: это переплетение из русских, сербских, французских, славянских и греческих слов. При подготовке текста мы постарались сохранить эту особенность речи епископа Афанасия там, где это возможно. По техническим причинам греческие слова переданы русскими буквами. Лекция сербского епископа Афанасия (Евтича), прочитанная в Сретенском высшем православном училище 1 ноября 2001 года Сегодня мы будем говорить о святом Григории Паламе и сущности исихазма. Константинопольский Собор 1351 года, со времени которого ныне исполнилось 650 лет, уже ясно и дефинитивно утвердил опыт и богословие исихастов. За 10 лет до того, в 1341 году, был первый такой Собор, на котором Палама и его монахи-афонцы представили Святогорский томос, где была изложена суть их опыта и богословского исповедания против Варлаама. Потом, в 1347 году, был еще один Собор, против Акиндина, а Варлаам уже ушел и стал кардиналом, епископом у папы, а после этого поднял борьбу против исихастского богословия. Так вот, о богословском опыте и оправдании исихазма. Исихазм - конечно, явление не новое. Вы это найдете у архиепископа Василия (Кривошеина) в его книге, а также у Георгия Острогорского, русского византолога, - он остался у нас и сделал блестящую карьеру, придал значительный вес сербской византологии. Сам он русский, но у него было много учеников, в том числе из греков. Он писал об этом примерно в 1936 году, примерно в то же время, что и иеромонах Василий (Кривошеин), даже немного раньше его.

http://pravoslavie.ru/sretmon/uchil/evti...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010