«Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде» отражает события 1611 г. Вскоре после свержения Василия Шуйского шведские войска стали постепенно занимать северо-западные русские земли. 16 июля 1611 г. ими был захвачен Великий Новгород. Видение, о котором рассказывает повесть, случилось накануне, 15 июля 1611 г. По мнению исследователей памятника, повесть была создана после захвата Новгорода и является попыткой осмыслить происходящие события (см.: Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник. М., 1913. С. 77–80; Назаревский А. А. Очерки из области русской исторической повести начала XVII столетия. Киев, 1958. С. 128–133). Источником новгородской повести стала «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия, причем автор новгородской повести настолько близок к своему оригиналу, что С. Ф. Платонов прямо называет новгородскую повесть подражанием московскому видению. В то же время основная идея новгородской повести иная. Если «Повесть о видении некоему мужу духовну» призывает народ к нравственному очищению как единственному способу избавиться от нестроения в государстве, то новгородская повесть, написанная после трагического падения Новгорода, пытается объяснить справедливость наказания новгородцев за их грехи и носит, скорее, покаянный характер. Особого внимания заслуживает упоминание в числе общих грехов немилостивого отношения новгородцев к беженцам, стекавшимся в свободный тогда еще Новгород из разоренных земель. На основании этого высказывались предположения, что автором видения мог быть один из этих гонимых людей. В то же время повесть о видении построена на новгородских реалиях, в ней называются новгородские святые, автор ее, по-видимому, хорошо знаком с литературными памятниками Новгорода и новгородскими преданиями. Все это позволяет предполагать, что автором повести был, скорее, новгородец или человек, проживший в Новгороде достаточно долгое время. Текст повести сохранился в одном списке ( Саратовский гос. университет, Собр. Шляпкина, 577 (Шл. 330); 1-я пол. XVIII в. ) . Мы публикуем его по изданию, осуществленному С. Ф. Платоновым в 13-м томе РИБ (см.: РИБ. Т. 13. Стлб. 243–248). Внесенные нами смысловые исправления выделяются курсивом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

04.02.2018 145 лет назад родился Михаил Пришвин Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 года в Орловской губернии. К дню рождения писателя публикуем фрагмент из первой подробной биографии Пришвина, написанной писателем и литературоведом Алексеем Варламовым, показавшим своего героя во всей сложности его характера и судьбы, снявшим хрестоматийный глянец с удивительной жизни одного из крупнейших русских мыслителей XX века. Алексей Варламов – лауреат Патриаршей литературной премии.   «…в нашем сознании долгое время существовала легенда о Пришвине как тайновидце, волхве и знатоке природы. Однако сам Пришвин признавался, что пейзажей не любит и писать их стыдится. И пишет вообще о другом. А место свое в литературе определил так: «Розанов — послесловие русской литературы, я — бесплатное приложение. И все…»  1 Сказано это было в 1937 году, что в комментариях не нуждается. И так возникает еще один сюжет и еще один герой — Василий Васильевич Розанов, образ которого тянется через долгие годы пришвинской жизни. Культура развивается в диалоге, и Пришвин, хотя и стоял особняком в литературе (даже дачи в Переделкине у него не было, не участвовал он в писательских комиссиях, разве что в Малеевке бывал иногда), не исключение, а скорее подтверждение этого правила. Писатель, которого с легкой руки законодательницы высокой литературной моды начала века Зинаиды Николаевны Гиппиус часто упрекали в бесчеловечности, болезненном самолюбии и самолюбовании, был насквозь диалогичен, и только через диалоги и полемику может быть оценен и понят. Поэтому писать о Пришвине — это писать об эпохе, в которой он жил, и о людях, с которыми он спорил, у кого учился, кого любил и кого недолюбливал. Это верно по отношению к биографии любого писателя, но к Пришвину приложимо вдвойне, потому что не одну, а несколько эпох прожил этот человек, родившийся в семидесятые годы XIX века и умерший в пятидесятые XX, много чему был свидетель и испытатель и все, что видел, кропотливо заносил в свой великий Дневник — главное и до сих пор не прочитанное произведение, бережно сохраненное для нас его женой Валерией Дмитриевной.

http://new.izdatsovet.ru/news/145-let-na...

13.03.2018 Зачем писателю литинститут? Интервью с Алексеем Варламовым Ректор Литинститута Алексей Николаевич Варламов в интервью вологодскому новостному изданию – о причинах и целях литературного творчества, взаимоотношениях писателей, выборе тем и жанров, а также о том, зачем нужен Литературный институт и каким должен быть настоящий писатель. Почему Вологодчина? — Алексей Николаевич, действие многих ваших произведений происходит на Вологодчине. Почему такой интерес именно к нашей земле? — Я — москвич в третьем поколении, но меня всегда тянуло к русской деревне. Еще студентом побывал в Карелии, на Русском Севере. С тех пор северное море люблю больше, чем южное. Однажды купил лодку, палатку и поплыл по реке Вожеге. В одной из деревень у магазина познакомился со стариком. Разговорился с ним, он сказал, что есть один дом, предложил купить. Показал, я сразу в него влюбился, купил. В течение долгого времени приезжал в Вожегодский район. Недалеко была деревня Василия Белова — Тимониха. Лесом километров сорок. Близость к Тимонихе была почему-то очень важна для меня. — А как вы познакомились с Василием Беловым? — Не могу похвастаться близким знакомством. В 2001 году я приезжал в Вологду вести семинар для начинающих авторов. Я подарил ему вышедшую в «Новом мире» свою деревенскую повесть. К моему удивлению, он прочитал произведение буквально за ночь и вернул с различными пометками — понравилось — не понравилось. Вердикт вынес очень приятный для меня. Разбор, который Белов учинил повести «Дом в деревне», одна из драгоценнейших реликвий, хранящихся у меня. Безусловно, Василий Иванович — великий русский писатель. Его необходимо читать, перечитывать, преподавать в школе. Недавно я перечитал его «Все впереди» — непонятый, беспочвенно разруганный критиками роман. На мой взгляд — провидческое произведение, в котором Белов предсказал многое, что произошло с нами. — Что вы думаете о взаимоотношениях Белова и Шукшина? — Это была настоящая дружба. У обоих были похожие судьбы — не было отцов, они пробивались через мнимое или реальное презрение к деревенским городской интеллигенции. Они дружили, поддерживали друг друга в трудные годы. У них были разные взгляды на русский путь. И в 90-ые годы Василий Белов и Валентин Распутин выбрали один путь, Виктор Астафьев — другой. Часто думаю — с кем бы пошел Шукшин? Но уверен, если бы даже с Беловым пошли в разные стороны, они бы не рассорились, не стали врагами. Потому что их связывало нечто большее.

http://new.izdatsovet.ru/news/zachem-pis...

А.А. Половцов Анкудинов, Тимошка, одиннадцатый самозванец Анкудинов , Тимошка, одиннадцатый самозванец, называвший себя то сыном, то внуком царя Василия Иоанновича Шуйского, князем Иваном Шуйским, род. в Вологде в 1617 г., четвертован в Москве, в 1653 г. Сын богатого стрельца, торговавшего холстами, Анкудинов получил по своему состоянию довольно тщательное воспитание и женился на внучке вологодского архиерея Варлаама. Ведя беспорядочную и разгульную жизнь и промотав все женино приданое, Анкудинов отправился искать счастья в Москву. Получив здесь место подьячего в Новой Чети, он подружился с одним из своих сослуживцев, тоже подьячим Константином Конюховым и продолжал прежний образ жизни. Наделав неоплатных долгов и предвидя неизбежное тюремное заключение с мучительным правежом, друзья, ограбив царскую казну на двести рублей, решили (в 1643 г.) искать спасения от суда и смертной казни в бегстве. В ночь пред этим Анкудинов поджег свой собственный дом, из которого предварительно «отвез на двор к Ивану Пескову» малолетних сына и дочь, но в котором оставил в жертву пламени свою жену. Задумав бежать в Литву, Анкудинов и Конюхов через Тулу направились в порубежные города. Достигнув проселочными дорогами Новгород-Северска, беглецы отсюда проникли в Краков, где Анкудинов был представлен польскому королю Владиславу под именем Ивана Каразейского, воеводы вологодского и наместника великопермского; Конюхов назвался его слугою, переделав свою фамилию на «Конюховский». Из Литвы самозванец со своим слугою отправились через Галицию, Молдавию и Валахию в Константинополь, где Анкудинов стал выдавать себя за «государского сына Шуйского» (1646 г.). В судьбе его на первых порах принял участие великий визирь, поверивший грамоте «вора Тимошки», в которой значилось, что он, будто бы, сын царя Василия, что царь Михаил Феодорович дал ему в удел Пермь Великую с пригородами, но что жить там ему наскучило и он приехал в Москву, где был посажен под стражу и освобожден только благодаря приверженцам царя Василия Шуйского; что молдавский воевода Василий ограбил его и хотел убить, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Алексей Варламов , ректор Литературного института им. А. М. Горького Все лекции цикла можно посмотреть здесь   В одном из писем, по-моему, Нащокину Пушкин писал: «Говорят, что несчастье – хорошая школа. Счастье есть лучший университет». Большая загадка, был ли счастлив Пушкин в детстве, когда формируется человек? Вообще, о детстве Пушкина, как мне представляется, мы знаем очень немного. Знаем отрывочно. Можем предполагать, можем судить. Знаем, что у него были не очень хорошие отношения с родителями и в детстве, и потом. Знаем, что у него не очень складывались отношения с братом и сестрой. С другой стороны, знаем, что дом Пушкина был один из самых литературных домов в Москве, туда приходили крупные поэты-современники. Знаем про дядю Пушкина Василия Львовича. Знаем, какое влияние оказала эта атмосфера на молодого поэта. Знаем о том воспитании, которое он получил в детстве: с одной, стороны французское, с другой стороны русское. Благодаря его бабушке, благодаря няне Арине Родионовне. Но отделить здесь мифологическое от реального, мне кажется, довольно сложно. Пушкин детство очень хорошо понимал, ценил и любил. В пушкинском мире много детей, много сказок. Он явно чувствовал эту живость, обращенность, нацеленность на детский мир, детское восприятие. Он как будто понимал, что его начнут изучать в детстве, что через него русский человек будет проходить всю свою жизнь. С отрочеством картина как будто бы более ясная. Мы хорошо знаем, что в 1811 году, благодаря тем связям, которые были у отца Александра Сергеевича, Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Это, конечно, было безусловное счастье, удача, великое стечение обстоятельств в его жизни, что именно в ту пору, когда ему или его родителями предстояло выбирать учебное заведение, в России открылся этот удивительный лицей в Царском Селе, который был призван готовить элиту – управленцев Российской империи. А среди прочего приготовил и будущих декабристов, приготовил и будущего поэта. Об этом Лицее очень много спорят. Некоторые говорят, что он соединял в себе лучшие достижения образования, это была лучшая модель образования, какая могла быть: школа и университет вместе взятые. Другие говорят, что на самом деле Лицей учил чрезвычайно поверхностно. Знаменитая пушкинская фраза из «Евгения Онегина» «Мы все учились понемногу//Чему-нибудь и как-нибудь» – это как раз про Лицей. Я склонен считать, что второе ближе к истине. Известно, что Пушкин не записывал лекций, он их запоминал. То, что нужно, запоминал, то, что не нужно, забывал. В Лицее был рейтинг, Пушкин был то ли третий, то ли четвертый с конца. Но там проявились, раскрылись и развились его удивительные поэтические наклонности. Там он начал писать.

http://academy.foma.ru/2017/02/07

Второе слово возражения к Акиндину, приверженцу ереси варлаамова злославия, писавшему в ее защиту после бегства и соборного осуждения первого. ГЛАВА 1. О том, что общим местом для всех еретиков является под предлогом простоты Бога называть православных двубожниками или троебожниками, коим еретикам поревновал и Акиндин, оклеветав Паламу в двубожии. 1. Из трех, говоря обобщенно, [средств] которыми впадшие после явления во плоти Слова Божия в лукавые ереси, обманом побудили себя самих и своих последователей держаться, словно истины, лжи, ни одна, как можно увидеть, не отсутствует у наших противников. Каковы же эти [средства]? – Притворное благоговение к божественному, неправильно толкуемые ими речения пророков, апостолов и отцов, и к тому же Божие единство и простота, под предлогом которых они повсюду трубят, будто православные-двубожники, якобы как не блюдущие божественную простоту. Так Савеллий Ливиец называл троебожниками почитающих единого Бога в трех совершенных ипостасях, сам сводя Их к единой ипостаси под предлогом простоты. Так Арий и Евномий и иже с ними якобы ради единства Бога, полагая только Отца нетварным Богом, утверждали, что троебожниками являются учащие, что не один лишь Отец, но и Сын и Дух Божий – нетварны, так что и великого Василия вынудили написать апологию к обвинявшим его в троебожии. В качестве же доказательства своего учения каждый приводил подборку подтверждающих оное, как ему казалось, мест из богодухновенного Писания, и, изображая крайнее к ним благоговение, они не принимали прибавления, допускавшиеся благочестиво мудрствующими для [яснейшего] выявления истины. 2. Ибо Савеллий приводил [в свою защиту] сказанное Господом в Евангелиях: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10:30 ), и говоривших, что Они едины, но [лишь] по сущности, являясь различными по ипостаси, – причем [говоривших] со многими доказательствами, – считал отвратительными и злочестивыми, полагая и называя их новшествующими, как выдумывающих прибавления к Речениям. Арий же выставлял также сказанное Господом, что «Отец Мой болий Мене есть» ( Ин. 14: 28 ), и доказывающих, что это Он по человечеству назвал Отца большим Себя, или в смысле причины, будучи по природе единочестным и единосущным Ему, не терпел [даже] слышать, громогласно ругая их, как изобретателей новых слов, единосущников и многобожников.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Городок 27.11.2009 334 Время на чтение 4 минуты Уже двадцать лет мы говорим о России, которую потеряли. А есть ли страна, которую мы приобрели? Иногда кажется, что нет и вряд ли появится. Писатель Алексей Варламов, недавно вернувшийся из краснодарского Усть-Лабинска, думает иначе. В ноябре в Москве очень мрачно. Выпадет и растает снег, слякотно, туманы, дожди. Солнца нет и в помине. В такую погоду вспомнится вдруг лето или ранняя осень, и на душе становится легче. Лето я провел под Москвой, много работал, устал, а в начале сентября ненадолго поехал на юг. Я бываю там очень редко - чаще езжу на север, он ближе мне с его лесами, озерами, долгими закатами и белесыми ночами. Но в этом сентябре позвали на народный кинофестиваль " Земля отцов - моя земля " в город Усть-Лабинск, о существовании которого я прежде и не слышал. Есть в кубанской степи, в том месте, где горная река Лаба впадает в коричневую от глины Кубань, городок, основанный Александром Васильевичем Суворовым. От того времени осталась старинная крепость, откуда далеко видна степь и в хорошую погоду - цепь гор на горизонте. С тыльной стороны от крепости расходятся улицы с одноэтажными крепкими домами, садами и воротами, увитыми виноградом. На одной из этих улиц народный музей - дом, в котором жил скульптор, ветеран Великой Отечественной войны Иван Алексеевич Дончаков. Его работы - это деревянные фигуры, макеты, поразительная по красоте копия храма Василия Блаженного и Преображенского собора в Кижах. А еще голова Черномора из " Руслана и Людмилы " , скульптура двухметрового медведя и очень нежная лиричная пара - дед и бабка. Все сделано из дерева - все очень русское, родное. А домик очень маленький, ничего лишнего в нем нет, больше на келью похож. Летом воздух в городке раскаляется до 50 градусов, но в сентябре, когда мы приехали, жара была уже не такая страшная. Ночью над Усть-Лабинском вставала луна, и было видно далеко окрест. В десять вечера улицы пустели: во всем Краснодарском крае действует закон, согласно которому подростки до 18 лет не могут появляться на улицах без сопровождения взрослых. Вряд ли самим подросткам это правило по душе, особенно если гуляешь с девушкой, но зато ночами можно ходить, ничего не боясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

(Из истории московских окраин) Москва начала свою историческую жизнь на территории очень редко и очень слабо населенной. Левый, холмистый берег Москвы-реки, между устьями рек Неглинной и Яузы, покрыт был густыми лесами, уходящими далеко на север, и изрезан ручьями, оврагами и ненаезженными дорогами. Селения попадались только на этих путях сообщения, по рекам, ручьям и дорогам. Вместе с ростом и расширением Москвы и образованием в ней столичного центра оживали и окрестности ее, уплотнялись селения, притягивались сельские пахари, кустари и ремесленники всякого рода, работавшие на Москву и сами кормившиеся от нее и около нее. Из Москвы протянулись дороги по всем направлениям, для связи с ближними и дальними городами. Одна из таких дорог потянулась из Москвы на северо-восток, к старым городам Владимиру и Суздалю. Дорога эта, выйдя за вал Земляного города Москвы, сразу проходила по селу Елохову, широко расселившемуся по большому ручью Ольховцу и его мелким притокам. Для переезда через ручей был устроен проезжий мост, конечно, деревянный, сохранявшийся до 1791 г. и называвшийся Елоховским. Южнее моста местность несколько возвышается к Земляному валу, и здесь, на дороге, образовалась Басманная слобода, входившая в состав села Елохова, как одна из улиц села 1 . В сентябре 1517 г. на этой возвышенности Басманной слободы села Елохова произошло событие, имевшее большие последствия в судьбе Басманной слободы: до этого места, с которого начинался спуск к Елоховскому мосту, шел громадный крестный ход из Москвы с царем Василием Ивановичем и Митрополитом Варлаамом во главе. До этого места москвичи торжественно провожали иконы и другие святыни, принесенные из Владимира в Москву для подновления и украшения их «сребром и златом». Когда эти работы были совершенно закончены и все иконы и святыни готовы были к возвращению во Владимир, все московское духовенство, царь и множество народа приняли их на свои руки и понесли в обратный путь по Владимирской дороге. Дойдя до южной части села Елохова, в Басманной слободе, москвичи простились с Владимирскими святынями и вернулись в Кремль, а владимирцы крестным ходом провожали их в обратный путь домой, во Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

На самом деле все, конечно, пропито и проедено не было. По воспоминаниям Нины Николаевны Грин, Александр Степанович привез домой множество бумажных ассигнаций, хранить которые смысла не было, потому что из-за инфляции через месяц они могли обесцениться. Вера Павловна Калицкая, неизменный советчик молодой пары, сама жившая в ту пору весьма обеспеченно благодаря успешному замужеству, посоветовала обменять ассигнации на золотые пятирублевки на «черной бирже», которая располагалась на Васильевском острове. Они накрыли стол белой скатертью, разложили деньги полукругом, и Грин предложил жене «сделать из „Блистающего мира“ не комоды и кресла, а веселое путешествие». «– Не будем думать о далеких завтрашних днях и сегодняшних нуждах, а весело и просто поедем в Крым. Ты никогда не была там, а я был и люблю его. Едем в Крым и, пока не истратим всего этого блеска, не вернемся». Ехали в мягком вагоне, жили в дорогом частном пансионе, которые как раз с началом нэпа стали возрождаться в Крыму, расплачивались своими золотыми, были в Севастополе, Балаклаве, Ялте; Грин с удовольствием показывал молодой жене места своей юности – Графскую пристань, где его арестовали, севастопольский базар, возил северянку на водопад Учан-Су, в Ливадию и Алупку и только тюрьму, в которой просидел два года, смотреть не захотел. «Скажу тебе – невеселое это место, съедающее прекрасные минуты короткой человеческой жизни, – горько смотреть. Вспомнить – можно, смотреть нет». «Долго бродили по городу, смотрели на него и удивлялись – что в этом цветущем белом городе, легко взбегающем на прибрежные кручи, дает такое сильное впечатление? Все ли пережитое им, но не обугрюмившее его лица; улыбка ли мудрости и простоты, лежащая на нем», – вспоминала Нина Николаевна много лет спустя. «А севастопольский базар тех времен! Живая картина! Под огромными зонтиками кучи разнообразнейших товаров; базар блистал сочной яркостью серебристо-разноцветных рыб, фруктов, овощей, цветов; а сзади, как фон, голубая бухта, где сновали или стояли на причале разные мелкие суда – от лодок до шхун с белыми, желтыми, розовыми парусами. Базар пел, кричал, завывал и по-южному беззаботно веселился, – в ее строках, чем-то напоминающих описание Грином Лисса или Зурбагана, чувствуется несомненный литературный талант. – Какие голоса! Какие рулады торговцев и живописнейших торговок – песня, да и только! Казалось бы, весь город радуется существованию этой своей утробы… Нам после усталости, серости и скудности много лет голодавшего Петрограда, его вялого климата казалось, что и всем здесь так хорошо, как нам».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

Одухотворенные люди. М., 1963. Избранное. М., 1966. Размышления читателя. М., 1970. Смерти нет. М., 1970. Течение времени. М., 1971. Величие простых сердец. М., 1976. Живя главной жизнью. М., 1989. Государственный житель. Минск, 1990. Чевенгур. М., 1991. Вся жизнь. М., 1991. Взыскание погибших. М., 1995. Котлован. СПб., 2000. Записные книжки. М., 2000. Сочинения. Т. 1. Кн. 1 и 2. М., 2004. Ноев ковчег. Драматургия. М., 2006. Усомнившийся Макар. Собрание. М., 2009 . Эфирный тракт. Собрание. М., 2009. Чевенгур. Котлован. Собрание. М., 2009. Счастливая Москва. Собрание. М., 2010. Смерти нет! Собрание. М., 2010. Литература о А. П. Платонове Адамович Г. В. Шинель//Литературная Россия. 1994. Антонова Е. В. Москва Андрея Платонова//Московский журнал. 1999. 1 августа. Андрей Платонов. Воспоминания современников. Материалы к биографии. М., 1994. Андрей Платонов: Исследования и материалы. Воронеж, 1993. Андрей Платонов. Мир творчества. М., 1994. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. Библиографический указатель. М., 2001. Аннинский Л. А. Откровение и сокровение. Горький и Платонов//Литературное обозрение. 1989. Аристов С., Чепрасов А. Рядом с Андреем Платоновым. «„Дело мелиораторов“ как источник для изучения биографии А. Платонова»//Сборник работ победителей Всероссийского конкурса старшеклассников «Человек в истории. Россия — ХХ век» Архив А. П. Платонова. Кн. 1. М., 2009. Белая Г. А. Дон-Кихоты 20х годов. М., 1989. Битов А. Г. Пустая сцена//Андрей Платонов. Ноев ковчег. М., 2006. Блок А. А. Интеллигенция и революция//Блок А. А. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. Бродский И. А. Пик, с которого шагнуть некуда//Платонов А. П. Котлован. Анн-Арбор, 1973. Васильев В. В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества. М., 1982. Власть и художественная интеллигенция: Документы ЦК РКП(б) — ВКП(б), ВЧК — ОГПУ — НКВД о культурной политике. 1917–1953. М., 1999. Вьюгин В. Ю. Повесть «Котлован» в контексте творчества Андрея Платонова//А. П. Платонов. Котлован. СПб., 2000. Гальцева Р. А., Роднянская И. Б. Помеха — человек. Опыт века в зеркале антиутопий//Новый мир. 1988.

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010