Скачать epub pdf Игумен Варлаам Игумен Варлаам (в миру Василий Давыдов) родился в 1767 году. Происходил из московских мещан. В 1796 году при игумене Назарии поступил в Валаамский монастырь. Обладая крепким здоровьем, он проходил на Валааме самые трудные монастырские послушания: был поваром, трудился в хлебной, в просфорной, занимался чтением Псалтири в скиту, впоследствии жил в пустыни. Пустынька игумена Варлаама находилась около юго-западной башни стены скита Всех святых. Вспоминая о пользе послушания, отец игумен рассказывал: «В бытность мою на Валааме в поварне молитва Иисусова кипела во мне, как пища в котле». В 1798 году игуменом Назарием инок Василий был пострижен в монашество с именем Варлаам. В 1801 году посвящен во иеродиакона, а в 1805 году – во иеромонаха, совершал богослужение в скиту Всех святых, где в то время подвизались старцы Феодор и Леонид. Отец Варлаам рассказывал, что он, как постоянно желавший безмолвия и уединения, недоумевал, как эти старцы, проводя целые дни в молве от множества приходивших к ним пользы ради и духовных советов, пребывали несмущенными. Однажды он обратился к старцу Феодору с такими слова: «Батюшка, я блазнюсь на вас, как это вы по целым дням пребываете в молве и беседах со внешними, – каково есть дело сие?» «Экой ты, братец, чудак! Да я за любовь к брату два дня пробеседую с ним о яже на пользу душевную, и пребуду несмущенным», – отвечал старец. Из этого ответа известного уже своими подвигами и благодатными дарованиями старца отец Варлаам навсегда вразумился познавать различие путей «смотрительных», то есть бывающих по особенному смотрению Божию, от общих и впоследствии не смущался такого рода недоумениями. Ревность о благе родной обители, понудила отца Варлаама оставить пустыньку и согласиться принять бремя начальства в Валаамском монастыре. 30 марта 1830 года отец Варлаам был возведен в сан игумена и награжден набедренником и палицей. Но тут постигли его попущением Божиим разные искушения. Правдивость его не всем нравилась, находили ее слишком резкой, а искусством применяться к обстоятельствам он не владел, и потому должен был устраниться не только от начальства, но и от любимой им Валаамской обители. В 1839 году его перевели в Оптину пустынь, где в то время подвизался известный ему старец иеросхимонах Лев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (19) Преподобномученик Варлаам ( Никольский ) Преподобномученик Варлаам (в миру Василий Михайлович Никольский) родился в 1872 году в селе Люторичи Епифанского уезда Тульской губернии в семье волостного писаря. Василий окончил духовное училище и в 1895 году поступил послушником в Чудов монастырь в Москве, где вскоре был пострижен в монашество с именем Варлаам. Около 1909 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха. С 1917 по 1925 год иеромонах Варлаам служил в Москве в церкви Никола-Плотники на Арбате, с 1925 по 1929 год – в храме Спас-Пески на Арбате. В 1929 году он был возведен в сан игумена. 28 декабря 1930 года игумен Варлаам был арестован. В это время были проведены аресты священнослужителей и насельников монастырей, многие из которых после закрытия обителей жили на частных квартирах или при храмах. 31 января 1931 года следователь допросил игумена Варлаама, и он сказал: «На заданный мне вопрос о моем отношении к существующему строю показываю: я монах, сторонник Церкви тихоновской ориентации, поэтому привык к повиновению, и поскольку такая политическая власть дана Богом, то, следовательно, я ей полностью подчиняюсь и даже поддерживаю. Родственников, как в пределах Союза, так и за границей, кроме упомянутого мною брата, не имею и переписки также, поэтому вращаюсь исключительно в среде своих прихожан». По окончании допроса следователь подписал постановление, в котором говорилось: «Имеющиеся в деле материалы полностью подтверждают контрреволюционную деятельность Василия Михайловича Никольского, выражавшуюся в антисоветской агитации». На этом следствие было закончено, и Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило игумена Варлаама к трем годам ссылки в Казахстан. После возвращения из ссылки отец Варлаам был направлен служить в Покровский храм в село Дьяково Московской области. 20 октября 1936 года он был переведен служить в Покровскую церковь в село Андреевское Дмитровского района.

http://fond.ru/kalendar/1171/varlaam/

Девятнадцатый день. Поучение 1-е. Св. муч. Варлаам. (Бодрствуйте, стойте в вере) (1 Кор. 16, 13). I. Св. Варлаам, память коего совершается ныне, был родом из Антиохии: его за исповедание имени Христова подвергали жестоким истязаниям и всеми мерами старались принудить принести жертву идолам, – так как Варлаам был уже преклонных лет старец, пользовавшийся особенным уважением в обществе христианском, и потому пример его измены христианской вере мог сильно подействовать на других. Но никакие истязания не могли принудить св. Варлаама изменить вере и исповеданию имени Христова. Чтобы святого исповедника сделать невольным участником в идолослужении, мучители заставили его протянуть руку над пылающим жертвенником и вложили в нее горячие уголья с ладоном и смирною. Чувство боли и малейшее ослабление терпения легко могло заставить св. исповедника выронить на жертвенник положенное в руке курение и тем дать повод врагам сказать, что он изменяет христианской вере и чтит языческих богов. Но св. Варлаам был столько тверд и силен в вере, что болезнь от сожигания руки не могла заставить его изменить прямого ее направления. Он держал в своей руке уголья до тех пор, пока не стали отваливаться сожженные составы пальцев. В этом подвиге самопожертвования ради истины и правды св. мученик Варлаам, имея десницу свою вместо алтаря Господня, как говорит св. Василий Великий (в слове о св. муч. Варлааме), принес себя в жертву всесожжения и показал пример такой твердости веры, который в его время не только имел благотворное укрепляющее действие на христиан, гонимых от язычников, но и в самих гонителях возбуждал уважение к христианской вере и христианскому обществу, имевшему в среде своей мужей столь сильных духом и непоколебимых в своих убеждениях о истине Христовой. II. И нам, возлюбленные братие, доблестный пример св. мученика Варлаама внушает сохранять твердость и постоянство веры и как бы говорит с св. апостолом: «братие, бодрствуйте, стойте в вере». ( 1Кор. 16, 13 ). Уместно ли наставление апостола ныне по отношению к нам? В наше время нет гонений за веру, и мы не новообращенные, а издетства исповедуем св. христианскую веру: нужно ли поэтому убеждать нас бодрствовать и стоять в вере? Нужно и весьма нужно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Содержание статьи Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Варлаам, архиепископ Тобольский и Сибирский (Успенский Василий Иванович) Родился в 1801 году в селе Ухолове Ряжского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 6 ноября 1827 года пострижен в монашество. 11 декабря того же года рукоположен во иеродиакона; 28 июля 1828 года – во иеромонаха. 31 августа 1828 года окончил академию со степенью магистра и назначен инспектором Вифанской духовной семинарии. С 17 января 1833 года – ректор Тульской духовной семинарии; 12 февраля того же года возведен в сан архимандрита Белевского Спасо-Преображенского монастыря. С 10 марта 1834 года – ректор Воронежской духовной семинарии и архимандрит Акатова Алексеевского монастыря в г. Воронеже. С 4 мая 1837 года – ректор Курской духовной семинарии и архимандрит Белгородского Николаевского монастыря. 31 января 1843 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 30 июня 1845 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 4 декабря 1854 года – епископ Пензенский и Саранский. 22 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 7 октября 1862 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 12 апреля 1872 года уволен на покой в Троицкий Белгородский монастырь. Скончался 31 марта 1876 года. Погребен под Троицким собором г. Белгорода. Преосвященный Варлаам проявил себя энергичным следователем по делу профессора Санкт-Петербургской духовной академии, протоиерея Г. П. Павского, в отношении перевода Псалтири на русский язык. Он не согласился с мнением Комитета по расследованию и высказал свое особое мнение (Христианское чтение. – 1872, июнь. – С. 202–203). В 1851 году преосвященный Варлаам благословил иеромонаха Митрофана и его брата строителя Пармения на возобновление Кожеезерского Богоявленского мужского монастыря в Архангельской губернии. Преосвященный Варлаам как добрый отец заботился о своей пастве и подведомственном духовенстве. Он с особой любовью относился к сиротам духовного звания и всегда старался закрепить за ними церковно-приходские места.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиепископ Махачкалинский Варлаам совершил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в г. Грозном 4 декабря 2019 г. 11:55 3 декабря 2019 года в городе Грозном на территории 46-й отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения Северо-Кавказского округа войск национальной гвардии Российской Федерации архиепископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам возглавил чин освящения закладного камня и водружение креста на месте строительства нового войскового храма в честь святого благоверного князя Даниила Московского. На богослужении присутствовали помощник главы Чеченской Республики по силовому блоку, первый заместитель Управления Росгвардии по Чеченской Республике Даниил Мартынов, заместитель председателя Парламента Чеченской Республики Шаид Жамалдаев, депутат Парламента Чеченской Республики Владимир Кашлюнов, командующий Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона генерал-лейтенант Василий Федорук, руководитель Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России генерал-майор полиции Владимир Домашев, врио командира отдельной ордена Жукова бригады оперативного назначения полковник Дмитрий Пешаков, духовенство Махачкалинской епархии , строители храма, военнослужащие и члены их семей. По окончании чина освящения владыка Варлаам поблагодарил присутствующих за совместную молитву и обратился к ним с архипастырским словом. «Основание нового православного храма — очень важное событие в жизни каждого верующего человека, — сказал, в частности, правящий архиерей. — Там, где строятся храмы, там укрепляются основания нашего Отечества, потому что на вере утверждается всякий народ. Здесь будут построены и храм, и мечеть, и люди, которые несут воинскую службу, смогут возносить молитвы и прославлять великое имя Божие». Архиепископ Варлаам выразил признательность главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову, директору Росгвардии Виктору Золотову, помощнику главы ЧР Даниилу Мартынову и командованию бригады за поддержку строительства нового храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5541239.ht...

Варлаам, архиепископ Киевский, Галицкий и всея Малыя России, в схиме Василий (Вонатович) Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии. Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским иеромонахом. С 2 февраля 1719 года – архимандрит Тихвинского Успенского монастыря. 14 мая 1722 года хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа. По доносу в Святейший Синод преосвященный Варлаам за отказ служить молебны по случаю коронования императрицы Анны Иоанновны 3 августа 1730 года был доставлен в Москву и 20 ноября 1730 года предан суду. По настоянию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) епископ Варлаам был лишен сана священства и простым монахом сослан пожизненно в Кирилло-Белозерский монастырь. Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое. В 1750 году принял схиму с именем Василия. Скончался 17 января 1751 года. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1193. Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича . – СПб., 1913. – С. 184–185. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 202. Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в городе Тихвине. – СПб., 1859. – С. 149–203. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 26. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 46. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варлаам, епископ Минский и Туровский (Чернявский Василий) Родился 28 февраля 1819 года в селе Кобольчине Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье священника. 16 января 1836 года поступил послушником в Гиржавский Вознесенский монастырь Кишиневской епархии. В 1841 году с особого разрешения Святейшего Синода принят в духовное училище. 1 сентября 1845 года поступил в Кишиневскую духовную семинарию. 4 апреля 1848 года пострижен в монашество; 6 мая рукоположен во иеродиакона; 9 мая – во иеромонаха. Был экономом архиерейского дома. 15 июня 1851 года окончил курс семинарии и 14 ноября того же года назначен игуменом Фрумошского Успенского монастыря. 7 января 1858 года поступил в Петербургскую духовную академию. 23 сентября 1855 года окончил курс академии и 6 ноября того же года назначен учителем Екатеринославской духовной семинарии. 13 марта 1858 года присвоена степень магистра. С 23 марта 1859 года – инспектор Екатеринославской духовной семинарии. 11 сентября того же года переведен в Кишиневскую духовную семинарию. С 15 апреля 1860 года – настоятель Фрумошского Успенского монастыря. 6 декабря того же года возведен в сан архимандрита. 30 июля 1862 года назначен ректором Кишиневской духовной семинарии и 13 августа – настоятелем Курковского Рождество-Богородицкого монастыря. 14 февраля 1875 года хиротонисан во епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. С 9 сентября 1876 года – епископ Выборгский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 26 июля 1880 года – епископ Минский и Туровский. Скончался 21 мая 1889 года. На всех ступенях своей службы преосвященный Варлаам оставлял о себе светлую память. Будучи Минским епископом, он пользовался искренним уважением как со стороны подчиненного ему духовенства, так и своей паствы. Наряду с церковной деятельностью преосвященный Варлаам занимался науками и особенно изучением противораскольнической литературы. Литература: Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г. (отдел рукописей библиотеки им. Салтыкова-Щедрина. – СПб., фонд 102. Ед. хр. 431). 435.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. БОРИС Константинович Успенский (1895- 1942), мч. (пам. 12 нояб., 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАВИЛОНСКИЕ ОТРОКИ традиц. наименование друзей прор. Даниила, к-рые были спасены Богом от сожжения в печи в период вавилонского плена при царе Навуходоносоре ВАЛЕНТИН (Лукьянов Василий Яковлевич; 1875-1940), иером. прмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕНТИН Михайлович Белов († дек. 1918, Пермская губ.), свящ., сщмч. (пам. 7 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕНТИН Иванович Никольский (1885 -1937), свящ., сщмч. (пам. 21 сент. , в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕНТИН Александрович Корниенко (1873-1937), мч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАЛЕРИАН Васильевич Новицкий (1897-1930), свящ., сщмч. (пам. 10 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРВАРА схим., прп. (пам. 30 авг., в Соборе Новгородских святых и в Соборе святых С.-Петербургской митрополии) ВАРВАРА (Яковлева Варвара Алексеевна; ок. 1850 - 1918), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ Петрович Попов (1880 – 8.12.1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_12.html

Варлаам, архиепископ Черниговский и Нежинский (Денисов Василий Порфирьевич) Родился 3 апреля 1804 года в семье диакона Новгородской епархии. 15 июля 1825 года окончил Новгородскую духовную семинарию и оставлен в ней преподавателем французского языка. 21 ноября 1826 года пострижен в монашество в Новгородском Антониевом монастыре. 24 декабря 1826 года возведен в сан иеродиакона. С 20 марта 1828 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. 1 июля 1829 года рукоположен во иеромонаха. 7 сентября того же года переведен инспектором в Олонецкую духовную семинарию. 27 октября 1833 года назначен инспектором, а затем и ректором Вятской духовной семинарии. С 15 июля 1834 года – архимандрит Верхочепецкого Слободского Крестовоздвиженского монастыря Вятской епархии. С 30 сентября 1840 года – ректор Иркутской духовной семинарии и настоятель Иркутского Вознесенского монастыря. 15 октября 1843 года вследствие болезни оставил преподавательскую службу и 14 апреля 1844 года назначен настоятелем Нижегородского Макариевского монастыря. В 1848 году определен благочинным монастырей Нижегородской епархии. С 31 января 1852 года – настоятель Кирилло-Белозерского монастыря. 22 марта 1857 года перемещен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. 21 августа 1860 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 6 марта 1862 года назначен членом синодальной конторы. С 19 мая 1862 года – епископ Оренбургский и Уральский. 11 мая 1866 года уволен на покой. С 9 ноября 1866 года – епископ Черниговский и Нежинский. В конце 1867 года поражен параличом. 31 марта 1868 года возведен в сан архиепископа. 16 августа 1871 года уволен на покой в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался 18 января 1873 года (по Строеву – 18 января 1872 года) после 15-ти месячной затворнической жизни в монастыре. Погребен в Ильинской церкви того же монастыря. Архиепископ Варлаам стяжал благоговейное уважение паствы своей благочестивой, безукоризненной, незапятнанной, многолетней труженической жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010