Благочестивые иудеи ежедневно молились Богу о восстановлении Иерусалима. Новый Иерусалим как ветхозаветный образ ( Ис. 65:18 ) стал олицетворением грядущей надежды иудеев, независимо от того, шла ли речь об обновленном и очищенном Иерусалиме (Тов., «Псалмы Соломона), или (как в данном случае) о новом городе, грядущем свыше (вероятно, 4 Езд.); город, сходящий с небес, будет совершенным, построенным Самим Богом (это упование описывается в ряде текстов). В некоторых апокалипсисах (2 Вар.) говорится о том, что праведные будут обитать на небе; в ранней еврейской литературе, например в КнигеЮбилеев, говорится, что Бог низойдет с неба и будет пребывать среди Своего народа. 21:3 . Скиния всегда символизировала собой пребывание Бога среди Своего народа ( Исх. 25:8,9; 29:45 ; 3Цар. 6:12,13 ); Бог также обещал «обитать» со Своим народом, как это было предусмотрено Его заветом-договором с ними ( Лев. 26:11,12 ), особенно это касается грядущего мира, в котором не будет места греху ( Иез. 37:24–28; 43:7–10 ; Зах. 2:11 ). 21:4. Эти картины навеяны образами из Исайи: 25:8; 35:10; 51:11; 65:16–19. 21:5 . Об обетовании по поводу нового творения см. в коммент. к 21:1; о Божественной премудрости, духовно «творящей все новое» в настоящем времени, ср.: Прем. 7:27 . 21:6. Об Альфе и Омеге см. в коммент. к 1:8. Образ грядущего века включал в себя понятие об изобилии воды (напр.: Ис. 35:1,2 ; Иез. 47:1–12 ; см. коммент. к 22:1); о даровании воды жаждущему ср.: Ис. 55:1 . 21:7 . Бог в Ветхом Завете называет Израиль Своим сыном (это выражение также наследует более поздняя еврейская литература); те, кто стал Его детьми, были частью сообщества, с которым Он заключил завет-договор и которые унаследовали Его обетования о грядущем времени. Бог обещал Своему народу, который пройдет через все испытания, наследство грядущего мира ( Зах. 8:12 ). Выражение «буду ему Богом, иОн будет Моим народом» – характерная ветхозаветная формула завета (как и в «Книге Юбилеев). 21:8. Часть ветхозаветного обетования (напр.: Ис. 66:24 ), которое известно и из еврейской литературы, заключается в том, что устоявшие во всех испытаниях праведные не разделят своего наследства с теми, ктонепрестанно противостоял им. Перечни грехов часто встречаются в древней литературе. «Лжецы» может относиться к идолопоклонству ( Ис. 44:20 ; Иер. 10:3 ) или к ложным учениям ( 1Ин. 2:22 ), например, речьможет идти о культе императора и о лжепророках – против чего выступает Откровение; большинство других грехов в этом перечне совершаются теми, кто преследовал церковь или был отступником.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Показание содержащихся в сем втором томе поучительных слов Приношение Ее Императорскому Величеству 1. Слово на Новый 1766 год без темы о том, какое есть сходство между течением времени и течением наших лет и дел? Сказывано в придворной церкви. 2. При погребении господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, из темы: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей глаголет Дух да почиют от трудов своих. Откр. 14: 13 . о том, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в жизни будущей? Сказывано в Невском монастыре Апреля 15 дня 1766 года. 3. В неделю Вайи из темы: рцыте дщери Сионове се Царь твой грядет тебе кроток. Мф. 21:5 . о том, какое есть свойство или характер Евангелия? Сказывано в придворной церкви 1766 года Апреля 16 дня. 4. О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 6ез темы, сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года в Мае. 5. В день святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: блажен еси Симоне Вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе: но Отец мой, иже на небесех. Мф. 6:17 . о том, какое блаженство Спаситель присвояет Петру и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. Сказывано 1766 года Июня 29 дня. 6. В день рождения Его Императорского Высочества из темы возмогайте о Господе, и в державе крепости его. Еф.6:10 . о том, в чем состоит истинное мужество? Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1766 года Сентября 20 дня. 7. При первом случае прихода в Лавру 6ез темы о том, какое в древние времена было, и какое ныне должно быть начало или побуждение к монашескому житию? Сказывано в Лавре февраля 4 дня 1767 года. 8. В неделю сыропустную без темы о том, что лицемерие мечем слова Божия истребляется. Сказывано февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Когда в 1292 г. умер Игнатий IV, то снова вспыхнуло возникшее еще при его избрании волнение, вызванное подозрением, что в 1283 г. он захватил патриарший престол силою. В результате появилось три патриарха: епископ Мелитенский Константин, епископ Мардинский Бдарзаке Вар-Варб и архимандрит Михаил. Константин на следующий год был убит курдами, Михаил имел кафедру в Сисе (Киликия), а Бдарзаке – в Мардине и Тур Абдине. Впоследствии появлялись и другие претенденты на престол. В 1493 г. один из патриархов Игнатий Ной (1493–1509) ради мира удалился в монастырь, убедив своих последователей не избирать ему преемника, а повиноваться другому патриарху – Игнатию Ною в Тур Абдине. Таким образом, Игнатий XII соединил всех яковитов 13 . Нашествие Тимура нанесло решающий удар по Яковитской Церкви (ок. 1400). С этого момента начался постепенный упадок ее былого величия и значения. Богословие иссякло, монастыри пришли в запустение, древний литературный язык почти вышел из употребления. Перед лицом растущего мусульманского фанатизма рассеянные повсюду общины едва поддерживали контакт друг с другом. В XVI в. Яковитская Церковь состоит всего из 50000 семей. Патриарх имеет всего пятерых митрополитов и двадцать епископов. Мафриан – уже не глава яковитов Персии, а всего лишь титулярный и первый по чину после патриарха митрополит. В середине XIX столетия число всех яковитов достигло 178900 человек. Из них 12000 жили на горе Джебель-Тур-Абдин, 60000 в Индии, 300 в Константинополе, около 1000 в Иерусалиме, 105000 в Сирии и Месопотамии. Имевшая некогда более ста епархий Яковитская Церковь к этому времени едва насчитывала двадцать три епископии: 1) Мардинскую, 2) Мосульскую, 3) Иерусалимскую с кафедрой в монастыре Богородицы, 4) Дамаскинскую и Сирийскую, объединившую в себе прежние епархии Алепскую, Хамскую, Хомскую и Дамаскинскую, 5) Урфийскую (прежнюю Эдесскую), 6) Харпутскую, 7) Диарбекирскую, 8) Шум-Шумскую, находящуюся к юго-востоку от Джебель-Тур-Абдина, 9) Питрийскую или Сфирскую в Алепской области с кафедрой в Сфире, 10) Битлисскую, к северо-западу от озера Ван, 11) Эски-Мосульскую, на развалинах древнего Мосула, 12) Низибийскую с кафедрой в Низибисе, 13) Месопотамскую с кафедрой в Джезире на Тигре (между Диарбекиром и Мосулом).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Празднуемое событие знаменует вечность, но происходит оно в рамках времени, на земле. Оно необыкновенно по своей новизне, но совершается не внезапно и не неожиданно. В нем раскрывается единство двух Заветов, которые, по мысли святого Иоанна Златоуста, как два «телохранителя, сопровождают Единого Господа» . «Ни в Новом, ни в Ветхом Завете не находится ничего незаписанного, но Ветхий упреждает собою Новый, а Новый истолковывает собою Ветхий… Господь возвещается у пророков, Христос проповедуется в Новом Завете; новое не ново, потому что ветхое предупредило; ветхое не погасло, потому что оно истолковано в Новом Завете» . В паримиях праздника (их восемь) говорится, что Воплощение Сына Божия есть новотворение (Быт. 1, 1—14). Мессия, как звезда, воссияет от Иакова (Числ. 24, 2—18), родится в Вифлееме (Мих. 4, 6—8; 5, 2—8), на Нем будет почивать Дух Божий (Ис. 11, 1—10), Он будет жить среди людей (Вар. 3, 36—38; 4, 1—4). Он создаст великое царство на камне, который сокрушит все хрупкое, глиняное, земное (Дан. 2, 31 45). Сегодня, в день празднуемого события, Он с нами. Он Отрок, но Бог, и Ему повинуются народы. На Его раменах, как у военачальников, знаки отличия великого Вождя народов. Он не воюет, Он — Ангел (с греч. — вестник) Великого Совета Святой Троицы и несет мир людям, которые должны перековать свои мечи на плуги, а копья — на серпы. Его царству нет конца и пределов, потому что Он — Отец будущего века (Ис. 7, 11—15; 8, 1—4; 8—10; 9, 6-7). Между паримиями исполняются два тропаря пророчества. Первый — после 3-й паримии: Тайно родился ecu в вертепе, но Небо Тя всем проповеда, якоже уста звезду предлагая, Спасе, и волхвы Ти приведе верою покланяющыяся Тебе; с нимиже помилуй нас. Второй — после 6-й паримии: Возсиял ecu, Христе, от Девы, разумное Солнце Правды, и Звезда Тя показа в вертепе, вмещающася Невместимаго. Волхвы наставил ecu на поклонение Твое, с нимиже Тя величаем: Жизнодавче, слава Тебе. Свет звезды — это знак, вестник Неба. Его видят не маги и волхвы, в узком примитивном понимании этих слов, а «астероскопосы» (в греч. — «звездоблюстители») — люди, посвятившие себя наблюдению и изучению небесных светил. Они вчера служили звездам, но сегодня увидели нечто неожиданное и новое, ибо Небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь (Пс. 18, 2). Их взору открылась Звезда, Которую видел несколько столетий назад и перед Которой благоговел их соотечественник Валаам, имевший дар пророчества, хотя и злоупотребивший им ради корыстных, сребролюбивых целей. Астероскопосы, как представители естественного богословия, становятся самовидцами Чаемого (Ожидаемого) и Желаемого всеми народами (Агг. 2, 8; Быт. 49, 10).

http://pravoslavie.ru/1989.html

      Владыко дней моих! Дух праздности унылой,       Любоначалия, змеи сокрытой сей,       И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,       Да брат мой от меня не примет осужденья,       И дух смирения, терпения, любви       И целомудрия мне в сердце оживи. Пушкин А.С. Соч. В 10 т. Т. 3. М., 1968. С. 329).    Ирмос на 9-й песни воскресного канона 7-го гласа; Во Святый и великий вторник на утрени двупеснца кир Космы ирмос на 9-й песни, глас 2; Месяца иулия в 20 день (святого прор. Илии) на утрени другий канон (иеромонаха Пахомия), глас 8, Богородичен на 3-й песни; Канон преподобному Сергию Радонежскому, глас 8, И ныне на 3-й песни, целый ряд акафистов (например, Выдропусской-Одигитрии, Теребовлянской, «Покрывающей», «Всецарице», «Взысканию погибших», Иверской-Монреальской иконам Божией Матери и т.д.) и мн. др.    Молитва в последовании великого освящения воды святых Богоявлений и в последовании Святого Крещения «Велий еси, Господи».    Обратим внимание на возвратную форму глаголов как на образец филологического способа богопознания: родися, дадеся, «Сам Себя родил» нам, «Сам Себя дал» нам! Это пророчество используется в богослужении довольно часто (см., например: В навечерие Рождества Христово и Богоявления на Великом повечерии «С нами Бог» по чтении шести псалмов: 7-я паримия Рождества Христова; и др.).    В литургии святого Василия Великого тайная молитва «С сими блаженными силами» (так называемая молитва Sanctus’a); Вар. 3:37.    В Великом каноне И ныне на 5-й песни. Еще один пример «филологического богословия»: воображена по нам, то есть — Принявшего образ, сходный с нашим. Вошедшего в этот образ, Облекшегося в этот образ.    Никита Стифат. Третия сотница, 5—6/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 438—439.    В Последовании погребения мирских человек на Блаженнах стих 6-й.    Канон Ангелу хранителю, глас 8, Слава на 8-й песни.    В Последовании ко Святому Причащению молитва 4-я, преподобного Симеона Метафраста.    Этот псаломский стих (помимо того, что сам 50-й псалом — ежедневное духовное упражнение верующих, и келейное, и храмовое) используется каждодневно за Божественной литургией в тайных молитвах перед преложением Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Эта проповедь была произнесена в Крещенский Сочельник текущего 2024 года. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, единого Бога. Аминь. Крещение Господне Сегодня я хочу поговорить о драконах. Знаю, знаю: вы можете подумать, что отец Эндрю совсем помешался на сказках про хоббитов и эльфов и уже готов вставлять их в проповеди. Это правда, отчасти: я их люблю, но не до помешательства. Потому что о драконах (змиях) сказано в Библии. И совершенно точно о них можно поговорить в связи с праздником Богоявления, который мы начали отмечать в Сочельник и завтра отпразднуем во всей полноте. Итак, мы говорим не о драконах вообще, а конкретно о водяных драконах. Но прежде, чем к этому перейдём, объясню контекст: что я имею в виду. Среди творений Господних есть и невидимые человеческим глазом – воинства Небесные, ангелы. Как говорит Писание, часть Небесных воинств восстала против Бога, и теперь они называются демонами. Это падшие ангелы, ранее бывшие в союзе гармонии и любви с Богом, а теперь восставшие. И вместо того, чтобы сослужить Богу в управлении миром и подаянии жизни Его творению, они угнетают его и уничтожают. Эти падшие ангелы стали принимать поклонение от людей, и так произошло идолопоклонство, как сказано в Библии (ср. Втор. 32,17, Пс. 95, 5, 105, 37, Вар. 4, 7–8, 1Кор.10, 20–22). Принесение жертв этим демонам и вкушение этих жертв привело человечество к общению, причастию демонам. И таким образом человечество стало всё больше и больше уподобляться бесам, ведь чему ты причащаешься, чему поклоняешься, тем ты и становишься (ср. Пс.113, 16). Господь сотворил ангелов, чтобы они служили Ему в мире, в том числе и там, где при их служении Он приносит жизнь, потому что они находятся в общении с Богом. Но демоны, падшие ангелы, наоборот, приносят смерть, потому что они вне общения с Богом, подателем жизни. Апостол Павел называет диавола, среди прочего, «имеющим державу смерти» (Евр.2, 14). Итак, где бесовские силы, там и смерть. Именно смертью они нас терроризируют, и страх перед смертью подвергает нас рабству демонам (ср. Евр.2, 15)

http://pravoslavie.ru/158300.html

Между тем в псалме слова сии содержат только ту мысль, что Иисус Христос есть истинный Сын Божий. Истина же вечного и совершенного священства Христова и истина воскресения его из мертвых доказываются этим местом, как необходимые следствия божественности Сына Божия, то есть, поскольку Иисус Христос есть вечный Сын Божий, то и священство его есть священство вечное и совершенное, и ему невозможно было держаться во узах смерти. Сей, занеже пребывает во веки, непреступное (непреходящее) имать священство ( Евр.7:24 ), егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертные, якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея ( Деян.2:24 ). Подобный пример: Пс.23:1 , сн. 1Кор.10:25,28 . § 11. Виды буквального смысла Слова в священном Писании, как и в обыкновенном языке человеческом, употребляются иногда в собственном, а иногда в несобственном, переносном значении 16 . Собственное значение слов бывает тогда, когда ими означаются именно те предметы, для выражения которых они составлены; а несобственное – тогда, когда ими выражаются уже другие предметы, а не те, для которых слова сии первоначально составлены 17 ; так куща собственно значит шалаш, сделанный из различных ветвей ( Неем.8:14–16 ; сн. Лев. 23:40 ); а в переносном смысле означает надежное покровительство или защиту. В последнем значении слово куща употребляет Давид, который, называя Бога своим спасителем от врагов, говорит, что он скрыл его в селении своем (с подлинника: в куще своей) в день зол, покрыл его в тайне селения своего (с подлин. покровом кущи своей) ( Пс.26:1–5 ). – Сообразно с таким употреблением слов, и смысл буквальный бывает собственный и несобственный или переносный. Собственный буквальный смысл составляют понятия и мысли, сообщаемые слушателям или читателям Писания прямым значением слов; а несобственный или переносный буквальный смысл составляют понятия и мысли, сообщаемые непрямым, переносным значением слов. Напр. слова Иисуса Христа ( Мф.16:17 ): блажен еси Симоне вар Иона имеют собственный буквальный смысл; а следующие за ними: яко плоть и кровь не яви тебе – несобственный.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Любитъ млтыню и сдъ гдь, млти гдни исполнь земл. 5. Он любит правду и суд; милости Господней полна земля. 6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: з. собирай к мхъ воды полагай въ сокровищихъ бездны. 7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. 6–7. Господь всемогущ. С особенною ясностью это свойство Божие открывается в творении неба с его светилами и духовными обитателями и в ограждении твердыни пределами вод морских, окружающих землю. Что величественнее и поразительнее зрелища необъятного пространства небес с невидимо обитающим на них бесчисленным воинством (слав.-греч. сила, т. е. рать, ополчение, ср. Числ.1:3; 10:15 и проч.) ангелов (ср. Пс.102:20–21; 148:2 ; Неем.9:6 ) и видимо украшающим их несчетным множеством различных светил, которые, своим сиянием в определенные им времена и стройным течением по назначенным им от века путям (ср. Быт.1:14–18 ; Пс.18:2–7; 8:2–1 ), также представляют собою как бы воинство Царя небесного (ср. Втор.4:19 ; Ис.40:26 ; Вар.3:34–35 ; Сир.43:1–11 ). И все это сотворено из ничего, одним словом Господа, т. е. «одним мановением» Его творческой «воли» (св. Василий В. на шестопс. бес. I, стр. 4 и бес. II, стр. 85; св. Амвросий in Нехает. lib. I, с. 9; св. Иоанн Дамаск. Точн. изл. прав. веры кн. I, гл. 11), и духом уст Его, т. е. подобным дыханию, или дуновению (ср. русск.-евр., Пс.134:17 ; Исх.15:8:10 ), мгновенным действием всемогущей и «животворящей силы» Его (св. Василий В. прот. Евн. кн. V, в р. п. т. III стр. 193–4 и 181; ср. св. 1. Злат. на Быт. бес. ХΙΙΙ, гл. 3). Что на земле грознее и непреодолимее силы напора волн морских, когда он во время бури, вздымаясь страшными громадами, неистово рвутся на берега, как бы думая потопить собою всю землю? Но Господь Своею всемогущею силою собрал эти громады вод в прочные вместилища, страшные пучины (бездны) моря «содержит заключенный, как бы в каких сокровищницах» (Феодорит), в твёрдых хранилищах, оградив их берегами и указав им предел, далее которого не должны простираться бушующие волны (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010