Но и многие прежде упомянутые праведники предсказывали воплощение Единородного: так, патриарх Иаков говорил: «не отойдёт правящий от Иуды " ( Быт 49:10 ) , и Исайя: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним», «после того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:36, 38 ), и Моисей же: «Пророка воздвигнет тебе Господь Бог из среды... братьев» наших ( Втор 18:15 ), как меня, и «всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится» ( Деян.3:23 ), и Давид: «грядет Бог наш» ( Пс 49:3 ), и: «Господи! Приклони небеса Твои и сойди» ( Пс 143:5 ), и: «наклонил Он небеса и сошел» ( Пс 17:10 ), и: «Он сойдет, как дождь на скошенный луг» ( Пс 71:6 ), и: «Бог Господь и явил ся нам« ( Пс 117:27 ), и: »сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» ( Пс 109:1 ), и: «от плода чрева твоего посажу на престоле» Моем 4 ( Пс 131:11 ). И снова Исайя [говорит]: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» ( Ис 7:14 ), и: «младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его», и «миру его нет предела», «имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Властитель» ( Ис 9:6–7 ) и так далее. И не только о воплощении, но и об общественной деятельности и чудесах Его, делах, кресте, смерти, тридневном воскресении, вознесении, ниспослании Духа и втором [Его] пришествии ясно предсказали; что мы не пренебрегли отчасти кратко выписать для нуждающихся; Божественное же Евангелие о всех [этих событиях] отчётливо повествует, и это же свидетельствуют писания апостолов. 18. К тому же проповедь божественного Евангелия установила истину во всей вселенной без меча , как предсказал Христос, и при многих гонениях – победу креста, – демонов изгнание, идолов ниспровержение. Ещё же пламенное рвение апостолов, [претерпевших] за Христа тысячи страданий, дорог, трудов и врагов, гонимые даже до смерти. И величайшее из чудес – то, что никоим образом проповедь не умолкла, когда их убивали и преследовали, когда они были бедны, необразованны и слабы, но всё более [при этом удавалось им] преуспевать, преумножать [труды] и руководить множеством верующих, и те подобным образом желали умереть за Христа, каковы есть мученики.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

21) В назначенный день Ирод, облекшись в царскую одежду, сел на судейском месте и говорил к ним. 22) Народ же восклицал: «[Вот], гласы Божии, а не человеческие!» 23) Вдруг же поразил его Ангел Господень, так как он не воздал славы Богу; и, изъеденный червями, испустил дух. 24) Слово же Господне росло и умножалось. 25) Варнава же и Савл возвратились из Иерусалима, исполнив служение, взяв с собою Иоанна, прозванного Марком. Глава XIII 1) Были же в церкви, которая была в Антиохии, пророки и учители, среди коих: Варнава, и Симон, называемый Нигер, и Люций Киринейский, и Манаим, который был молочный брат Ирода тетрарха, и Савл. 2) Когда же они служили Господу и постились, сказал им Дух Святый: «Отделите Мне Савла и Варнаву на дело, для которого Я взял их». 3) Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их. 4) И они, [быв], правда, посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр. 5) И когда пришли в Саламин, проповедовали слово Божие в синагогах иудейских. Имели же при себе и Иоанна для служения. 6) И когда прошли весь остров вплоть до Пафа, нашли они некоторого мужа-волхва, лжепророка, иудея, коего имя было Вар-Иисус, 7) который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие. 8) Противился же им Елима – волхв [magus] (ибо так переводится имя его), стараясь отвратить проконсула от веры. 9) А Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святаго, воззрев на него, 10) сказал: «О, исполненный всякого коварства и всякого плутовства, сын дьявола, враг всякой правды [justitiae]! Ты не перестаешь совращать с прямых путей Господних! 11) И ныне, се, рука Господня на тебе: и ты будешь слеп, не видя солнца даже до времени». И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, вертясь, искал, кто б дал ему руку. 12) Тогда проконсул, когда увидел происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. 13) И когда из Пафа отплыли Павел и бывшие при нем, прибыли в Пергию Памфилийскую. Иоанн же, отлучившись от них, возвратился в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А то, что Он был Бог , если принять, что Он явился, легко доказать из Нового Завета. Помимо того мы докажем это, исходя и из Ветхого, ибо Иеремия где-то явно сказал: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3:36–38 ). Таково то, что касается евреев, и возражений им. 1208В Перейдем же к учению самаритян. Однако сначала немного изучим историю, откуда происходит ересь самаритян. Так вот, после того как Саул процарствовал 40 лет, Бог поставил Давида царем над Израилем, мужа из колена Иуды. И род Давида царствовал до Седекии, притом, что сын принимал от отца власть. Когда же умер царь Давид, Соломон, его сын принял царство. Он творил все по справедливости, посему Бог одарил его великой мудростью и могуществом. Когда же он состарился, то стал покланяться идолам, убежденный своими женами. Поэтому Бог разгневался на него и сказал Иеровоаму, рабу его: «Если выполнишь волю мою, я воздвигну тебя на царство над 1208С десятью скипетрами господина твоего, два же других оставлю, ради Давида, отца его, случится же это, после того как он умрет». И вот, когда умер Соломон, его сын Ровоам собрался унаследовать царство, но израильтяне собрались и сказали ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе» ( 3Цар. 12:4 ). Он же ответил им: «Пойдите и чрез три дня опять придите ко мне» ( 3Цар. 12:5 ). Уйдя, он первым делом стал советоваться со старейшими из друзей его отца, они же отвечали ему: «Служи Израилю, и он будет повиноваться тебе» (ср. 3Цар. 12:7 ), спросил и у молодых, а они посоветовали ему: «Скажи им, что мой мизинец, 1208D толще чресл отца моего, он наказывал вас бичами, я же буду скорпионами» (ср. 3Цар. 12:10 ). Поверив им, Ровоам так и сказал израильтянам, они же ответили: «Паси дом свой, Давид, Израиль же уходит в свои палатки», и, сказав это, они все удалились кроме колена Вениамина и Иуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар. 3, 36 –38). Видишь ли Бога, вочеловечившегося после Моисеева законодательства? Имеешь и другое свидетельство о Божестве Христовом, теперь только читанное: «престол Твой, Боже, во век» ( Пс. 44:7 ). Чтобы по причине бывшего здесь явления во плоти, не подумать тебе, будто бы Христос после сего преуспел и достиг Божества, ясно говорит Пророк: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс. 44:8 ). Видишь ли Христа Бога, помазуемого Своим Отцом? 16. Желаешь ли иметь и третье свидетельство о Божестве Христовом? Слушай, что говорит Исаия: «Труды египтян и торговля ефиоплян»; и чрез несколько слов: «и будут умолять Тебя, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога. Истинно, Ты – Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель» ( Ис. 43, 14. 15 ). Видишь ли Бога – Сына, Который имеет в Себе Бога Отца, и говорит почти тоже самое в Евангелиях: «Отец во Мне, и Я во Отце» ( Иоан. 14:10 )?Не сказал: Я – Отец, но «Отец во Мне». Не сказал также: Я и Отец – одно и тоже, но: «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. 10:30 ), чтобы не отчуждали мы Сына от Отца, и не производили слитности понятием о сыноотечестве. Отец и Сын едино по Божескому достоинству, потому что Бог родил Бога: «едино» по царственной власти, потому что не над иными царствует Отец, а над иными Сын, подобно Авессалому, возмутившемуся против отца; но над кем царствует Отец, над теми царствует и Сын; «едино» потому что нет между Ними никакого разногласия и разделения; не иные изволения у Отца, а иные – у Сына; «едино» потому, что не иные создания Христовы, а иные – Отчие, но одно создание всяческих, все говорил Отец чрез Сына. «Ибо Он сказал – и они сделались, повеле – и сотворились» ( Пс. 148:5 ), говорит Псалмопевец. А изрекающий изрекает внемлющему, и повелевающий повелевает соприсущему. 17. Поэтому Сын есть истинный Бог, в Себе имеет Отца, а не преложился в Отца. Ибо вочеловечился не Отец, но Сын. Свободно да изрекается истина. Не Отец пострадал за нас, но Отец послал Пострадавшего за нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

О происхождении книги пророка Варуха даются, по-видимому, ясные сведения в самой книге. Автор отождествляет себя с сотрудником и писцом Иеремии, Варухом, сыном Нирии ( Вар.1 ­­ Иер.32:12 ). Но еще митр. Филарет сомневался в тождественности этих лиц и справедливости делаемого автором указания по несходству обстоятельств их жизни. Варух – писец Иеремии был уведен вместе с Иеремией в плен в Египет иудеями после разрушения Иерусалима Навуходоносором ( Иер.43:6 ), а Варух – автор рассматриваемой книги уводится в плен в Вавилон еще с Иехонией ( Вар.1:1–10 ), лет за 11 до разрушения Иерусалима. К сему присоединяется у исследователей не малое число исторических погрешностей в книге, невозможное у писателя – современника событий, каковым был Варух – писец Иеремии. А потому ныне некатолические богословы отвергают происхождение книги от пророка Варуха. Очень многими признается несомненным знакомство автора с книгой пророка Иеремии по переводу LXX толковников ( Вар.1 ­­ Иер.24:1 ; Вар.2 ­­ Иер.42 (у LXX: 49:18). Вар.2:23 - Иер.33 (у LXX: 40 гл.), 10–11. Вар.2 ­­ Иер.36 (у LXX: 43), 30 и мн. др. Подобное же знакомство с греческим текстом и книги Даниила заметно ( Вар.1:15–18 ­­ Дан.9:7, 8, 10 ; Вар.1 ­­ Дан.9:11, 14 ; Вар.2:1–2 ­­ Дан.9:12–13 и т. д.), а равно и Второзакония и вообще Пятикнижия ( Вар.2 ­­ Втор.28:13 ; Вар.2 ­­ Втор.28:62 ; Вар.2 ­­ Втор.9:6, 13 ; Исх.33:3 ), Исайи и Захарии. Отсюда естественен, хотя и не единогласно еще всеми признаваемый, вывод, что книга Варуха написана на греческом языке, египетским иудеем для утверждения египетских иудеев в отечественной религии. Писатель жил, по мнению этих ученых и митр. Филарета, при Птолемее Филадельфе или Лаге. За греческое происхождение книги говорит отсутствие книги в еврейском или арамейском тексте. Еще Иероним, имевший в руках еврейско-арамейские, ныне утраченные, оригиналы некоторых книг (Товита, Иудифи, 1 Мак., Сираха), положительно говорит, что книга Варуха у евреев не имеется и не читается (Praef. in Ieremiam). Епифаний Кипрский также говорит, что этой книги у евреев нет (De pond. et mens. 5). Древние переводы этой книги: латинский, до-Иеронимовский и, что особенно важно, сирийский Пешито составлены несомненно с известного ныне греческого текста книги. Очевидно, в древней христианской Церкви иной оригинал, кроме греческого, не был известен. Значительное гебраизирование существующего греческого текста книги объясняется еврейским происхождением и образованием автора. С другой стороны, особенно во второй части книги ( Вар.3:9–5:9 ) несомненны признаки красоты и изящества, свойственные лишь греческому оригиналу, а не переводу, а также некоторые характерные выражения. Некоторые выражения (напр., μυθλογοι – 3:23; γιγαντε – 3:26; δαιμνια – 4:7 и т. п.) доказывают египетское происхождение автора-еллиниста и знакомство его с иудейско-александрийской философией и ее терминологией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Что же касается принадлежности этого оригинала самому пророку Варуху, то в виду многих исторических «недоумений», вызываемых книгою и не оспариваемых о. Антонином (напр. о Вар.1:8 ), очень сомнительно, по крайней мере насколько он соответствует ныне известному греческому тексту книги, считать его точною копиею писания Варуха. Очень затруднительно признать, что пр. Даниил знал уже книгу Варуха, а обратное заключение соответственно довольно компилятивному характеру книги Варуха, 342 более справедливо: писатель книги Варуха знал книгу Даниила ( Дан.9 = Вар.1:17,20; 2:1,12–17 ) и жил после плена. О знакомстве писателя книги Варуха с более поздними писаниями: книгами Паралипоменон и Неемии ( 2Пар.6:24–26; 33:8 = Вар.2:32,35 ; Неем.9:10,32,34 =Bap.1:16; 2:2 и пр.) ясных свидетельств нет, а премудрый Сирах (17:4; 36:1; 49:6) очень неясно обнаруживает свое знакомство с книгой Варуха, также и Варух. Общепризнано лишь знакомство с книгою Варуха в 3 Ездры (2:2–4= Вар.4,12,17,19 .) и в апокрифических Псалмах Соломона ( Пс.11:4,5,11 = Вар.5:1,5,7 ). Но третья книга Ездры, а тем более Псалмы Соломона не имеют ясных дат времени своего происхождения, а потому не могут сообщить их книге Варуха. Вообще лишь можно назначить для происхождения книги Варуха обширный послепленный период. О личности писателя, кроме принадлежности его к палестинским Иудеям, ничего нельзя сказать. Но с утратою еврейского оригинала книги Варуха более важен греческий перевод ее, сохранившийся доныне. Этот перевод несомненно составлен в Александрии Иудеем-эллинистом, очень близко знакомым с переводом LXX толковников и по языку приблизившим свой перевод к тексту LXX, в особенности в книгах: пр. Иеремии, Даниила и Исаии. 343 Этою близостью, как мы видели, он дал повод считать книгу Варуха греческим писанием, а автора знакомым с переводом LXX. Когда он жил, неизвестно. Но писатели 3 Ездры и Псалмов Соломона знали книгу уже в греческом переводе. 344 Заметно, что в первой части книги (1:1–3,8) его перевод более гебраистичен, а во второй более свободен и эллинистичен; заметна между этими частями разность в словоупотреблении и грамматике, дававшая повод предполагать двух авторов книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

2 Вар. " заранее уготовала, по другому расположению, вещи, необходимые для украшения величия мира> " . 3 Смысл данного абзаца: та же самая любовь, которая привела мир в бытие, устроила и все, что связано с эсхатологическим концом мира. К этому славному концу движется вся история мироздания. 4 Или " сознанием " . 5 Иными словами, разделение на злых и добрых - вторично; первоначально все люди были сотворены добрыми; разделение произошло не по воле Бога, но по воле самих людей. 6 Вар. " нет того, кто был бы впереди, и того, кто был бы позади в любви Божией> " . 7 Букв. " первенства или следования (вторичности) " . 8 Вар. " нет первенства или следования (вторичности) " . 9 Т.е. нет большей или меньшей степени любви. 10 Букв. " сознание " (tar " ita). 11 Вар. " мыслей " . Беседа 39 Созерцание на тему геенны, насколько может быть дарована человеческому естеству благодать иметь мнение относительно этих тайн. 1. Из высказываний блаженного Давида используем следующий стих и воскликнем в изумлении: Как велики дела домостроительства Твоего, Господи! дивно глубоки помышления Твои!1 Добавим также> : Судьбы Твои - бездна великая;2 и, вместе с Павлом: Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его.3 Но, как говорит> Давид: Дела Господни верны, дела Его - слава и красота.4 О, непостижимость сознания Господа: оно неизмеримо!5 Ибо такова доброта Его - неизменна и вечна; такова любовь, таково преизобильное милосердие естества Его и предвидение творчества Его, а также и прочие свойства Его> . Итак, какова же причина установления столь трудного предмета, как геенна? Удивления и изумления перед этой тайной исполнены все, обладающие> знанием истины.6 От этого созерцания, которое убегает от всякого исследования, отходят в молчании7 все знающие и разумные,8 собеседники созерцания божественных тайн; они поклоняются таинствам премудрости Того, Кому должно поклоняться в тишине, ибо также и все действия Его должны вызывать> изумление и поклонение. 2. Думать, что гнев, или ярость, или зависть, или что-либо подобное может иметь место> в этом божественном> Естестве, было бы в наивысшей степени отвратительно: никто из разумных и имеющих ум не придет к такому безумию, чтобы думать что-либо подобное о Боге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1896...

Оно было делом в высшей степени достойным внимания и удивления, почти невероятным, если бы кто стал рассказывать, что т. е. такое дело случилось в таком-то месте или в такое-то время; потому что касалось народа, более 13 веков пользовавшегося особенным благоволением Божиим, Богоизбранного и Богохранимого, сподобившегося величайших, Божественных обетований и пророчеств, из которых при том многие еще не исполнились (напр. о доме Давидовом сн. Ис.7:13 ); потому что делало Иудеев в исподи, а не в верху, подручными всем окрестным царствам на укоризну и в непрохождение во всех людях ( Вар.2:4,5 ); потому что повергало с небес на землю дщерь Сиона – красу Израилеву ( Плч.2:1 ), предавало всю обетованную страну на разорение, посмеяние и запустение вечное, так что всяк, проходивший ею, изумлялся и покивал главою ( Иер.18:16 ; Иер.25:9 ); потому что, словом, тогда было зло велие, еже не сотворися под всем небесем, яко же сотворися в Иерусалиме ( Вар.2:2 ), – или как Иеремия: видите аще есть болезнь, яко болезнь моя ( Плч.1:12 ). «Кто (в самом деле) поверил бы когда-нибудь, что этот возлюбленный Израиль, первенец между сынами (Бога), из-за которого погублен Египет, пало множество народов – Хананеев, Эсеев, Амореев, Ферезеев и Иевусеев, подвергнется такому несчастью, что вся страна его будет разорена, а сам он будет нести бесславное и тяжкое рабство, блуждая в чужой земле после бедствий войны, для подробного исчисления которых не достало бы слова. Потому что были тогда и пожары и убийства, и похищение жен и избиение младенцев о землю, и – как говорит пророк Иеремия: руце жен милосердых свариша дети своя ( Плч.4:10 сн. Вар.2:3 ). Сама святыня разрушена; не обойдено победителями ни одно из зол, совершаемых над побежденными» 94 . Иеремия не находил довольно слез и слов, чтобы оплакать отечество ( Иер.9:1 и д.), постигнутое невероятным горем, и перед самым приближением его были еще люди, неверившие вавилонскому пленению, когда кто рассказывал о нем ( Иер.18:18 ; Иер.26:6,9 и д.), повторяя обманчивое слово: храм Господень, храм Господень, храм Господень есть ( Иер.7:4 ). Не вероваша царие земстии, и вси живущие во вселенной, яко внидет враг и стужаяй сквозе врата Иерусалимская ( Плч.4:12 ). Были также во множестве увлекавшие к такому неверию ложные пророки, особенно любившие называть свои ложные провещания о мире двузнаменательным и редким выражением: бремя Иеговы ( Иер.23:33 и д.), т. е. злоупотребляя именем, каким св. Аввакум назвал свою проповедь о беде (1, 1), или насмехаясь над ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Как чувство страха Божия выражается в опасении отпадения грехом от Бога и в стремлении к Богу для своего благополучия, так и чувство стыда праведного выражается в смирении и покорности Богу, в стыде греха и в пребывании, через удаление от греха, в славе Божией. Устыдиться пред Богом — значит смириться, умилиться или сокрушить сердце и покориться Его истине и правде. В отличие от уничижения пред людьми как бесчестия и бесславия, только уничижение пред Богом ведет к славе человека. Это указывает Давид Мелхоле, когда она назвала уничижение Давида пред Богом бесчестием. Она говорит: «Как отличился сегодня царь Израильский, обнажившись [сегодня] пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек». Давид ответил: «Пред Господом еще более уничижусь и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен» ( 2Цар.6:20–22 ). Стыд пред Богом означает смирение. Фараона Моисей обвиняет в том, что он не устыдился пред Богом, по-русски не смирился. ( Исх.10:3 ) 70 . Начальники Израиля постыдились пред Богом (слав.) тогда, когда смирились пред Богом ( 2Пар.12:6–7 ) 71 . Люди, устыдившиеся пред Богом, — те, которые смирились ( 2Пар. 30:11 ) 72 . И священники, и левиты, умилившиеся пред Богом (слав.), т. е. сокрушившие сердце свое в покаянии, названы устыдившимися ( 2Пар. 30:15 ) 73 . Стыд означает покорность. Необрезанное сердце стыдится пред Богом (слав.) тогда, когда покорится Богу (рус.) ( Лев.26:41 ) 74 . И покорность родителям детей Апостол называет стыдом детей пред родителями (Ев.12:9) (слав.). Это смирение, умиление или сокрушение сердца и покорность Богу необрезанного сердца есть стыд пред Богом, пред Его истиной и правдой и этим отличается от стыда греховного, от посрамления пред силой людей, от уничижения и подчинения физической силе. Бесчестием сильных и славных названо предание их в руки врагов ( Сир.11:6 ). В отличие от этого уничижения человека человеком и обесчещения человека, стыд, доставляющий человеку славу и благодать ( Сир.4:25 ) пред Богом и людьми, есть стыд пред истиной Бога и завета Его ( Сир.41:24 ), смирение и покорность правде Божией, познание Бога и правды Его и познание грехов своих, сокрушение и раскаяние в них. О фараоне слышим, что он не стыдился, не смирился пред Богом ( Исх. 10:3 ), но слышим, что он приводится наказанием к этому смирению и говорит: «Согрешил я ныне, Господь праведен, я же и люди нечестивы» ( Исх.9:27 ). Когда начальники еврейские посрамились и смирились пред Богом, то сказали: «Праведен Господь» (Пар.12:6). Варух и Даниил говорят сами и призывают других сказать: «У Господа нашего правда, а у нас стыд» ( Вар.1:15 и 2:6 75 ; Дан.9:7–8 76 ). «Господь праведен во всем, что заповедал нам» ( Вар. 2:9 ). «Господь праведен во всех делах своих» ( Дан.9:14 ) 77 . Господь праведен и не делает неправды, а беззаконник не знает стыда ( Соф.3:5 ) 78 , т. е. не смиряется и не покоряется пред этой правдой воли и дел Божиих.

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010