великих чудотворцев Петра и Алексея и Ионы, митрополитов Киевских и всея Руси, в Троицкую Сергиева монастыря в Служную слободу Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий по своих родителях: иноке Феодосье, иноке Улье, иноке Евфросине, Вассе, священнике Феодоре, Мамельфе и по себе и по всех своих родителях в прок без отдачи – архимандрит Дионисий».С подобной же надписью существует книга Пролог в Старицком монастыре, только здесь почему-то отец Дионисия,называясь иноком, именуется мирским именем Феодора. Вот эта надпись: «лета 7130 декабря в 25 день дал сию святую книгу, рекомую Пролог, в дом Пречистой Богородицы в Старицкий монастырь Живоначальные Троицы Сергиева монастыря архимандрит Дионисий в вечный поминок по отце своем иноке Феодоре и по матере своей иноке Юлее и по своей душе и по иноке Евфросине, Вассе и по всех своих родителях по веки». (Ист. Биб.Тв.т 1 стр.267). 65 В синодике этом под годом 124 ( т.е.1616) записано: « инока Феодосия, иноку Улию, иноку Евфросинью,Вассу и их сродников», а наверху Троицкого архимандрита Дионисия (т.е.род). Рук.Троицк.Лавр.Библ. л.30. 66 Вот что значится в этом списке падгробий: «по левую сторону той дороги, что ходят от святых ворот к архимаричьям кельям – род Троицкого архимандрита Дионисия» (т. е. погребен). Прилож. к Ист. Опис. Троицк. Лавры архим. Леонида стр. 91. 67 Это видно из описной книги Старицкого монастыря, по которой в 1607г. Дионисию был передан монастырь. В книге этой записаны, между прочим, вклады, сделанные в монастырь Дионисием еще в то время, когда он был священником села Ильинского. Пожертвованные Дионисием священные облачения записаны здесь следующим образом: «ризы, стихарь и потрахель и поручи и пояс дача села Ильинского вдового священника Давида Федорова Зобниновского (См. опис.. Тверского музея, Археологический огдел А. К. Живневского стр. 55–57). Между прочим, в Кашинском уезде(Твер.губ.) есть село Зобнино; отсюда с вероятностью можно заключить, что родители преподобного Дионисия происходили из этого села, от имени которого получили и свою фамилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Сергия, – Игнатий, после блаженной кончины преподобного видел, что он во время всенощного бдения стоял на своем игуменском месте и участвовал с братиею в церковном пении. («Троицк. листок», 63). д) Во время осады Троицко-Сергиевской Лавры поляками в 1608 г, преп. Сергий радонежский чудотворец, как видели благочестивые старцы, будил иноков и звал в храм на молитву. («Русск. свит.», март, архиеп. черн. Филарета). Св. отцы и учители церкви смотрели на храм Божий, как на дом Божий, в котором обитает Сам Бог. Так, св. Алексий, митроп. московск., в своем поучении говорит: « церковь именуется небом; в ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется евангелие царствия Божия и писания св. апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый херувимами». («Русск. святые», февр. 12, Филарета, архиеп. черниг.). «Моисей, – говорит патр. Иоаким, – приближаясь к горевшей купине, снимал обувь с ног своях: так и ты, входя в храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе... Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию ангелы и все святые Божии: так пусть будет и в церкви. Кто в церкви, сем земном небе, занят бывает земными попечениями, тот небо делает землею, или, по слову Христа, дом молитвы обращает в вертеп разбойников». («Троицк. лист.», 192). II. Храм Божий есть училище веры и благочестия. В храме Божием, чрез постоянное слушание слова Божия, мы получаем познание о Боге, Творце неба и земли, о Его безграничных свойствах – вездесущии, вечности, всемогуществе, премудрости, благости, правосудии; в нем мы воспринимаем спасительные истины о Иисусе Христе, как искупителе рода человеческого от греха, проклятия и смерти, и о Духе Святом, как Освятителе церкви с ее благодатными таинствами. 3десь, при взгляде на иконы святых угодников Божиих, нам представляются подвиги благочестия их, проходит пред нашими глазами вся многотрудная жизнь их.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Соколов рассказывает, как в декабре, покинув фронт, он направился в Москву и там с некоторыми своими однополчанами вступил в одну из многочисленных военных, антибольшевистских организаций. В середине месяца Соколов получил приказание явиться к некоему П. для получения «важной задачи». П. оказался присяжным поверенным, близким духовному миру (не Минятов ли?). На квартире П. Соколов нашел камчатского еп. Нестора. Ему было заявлено, что «надо спасать Царя, медлить нельзя – он в опасности». Соколов согласился выполнить то, что от него потребуется, ручаясь и за своих офицеров. Начали разрабатывать план в ожидании приезда кого-либо из Тобольска 283 .Наконец, прибыл курьер, и 2 января в одном из лазаретов на Яузском бул. назначено было свидание. В пустой палате при П. и еп. Несторе находился полковник с Георгием и орденом поч. легиона – командир пехотного полка, назначенный начальником сибирской экспедиции. Курьером оказался поручик (совсем мальчик) лейб-гвардии Московского полка Раевский. «Доклад его сводился к следующему: он и его брат были отправлены в Тобольск Пуришкевичем еще за два-три месяца до большевиков. В настоящее время в Тобольске, за исключением охраны Государя, поголовно монархическое настроение; есть местные организации, готовые помочь нам; перевозочные средства также подготовлены. Наиболее удобным временем освобождения Царя Р. считает воскресенье, когда Царь и семья выходят молиться в городскую церковь в сопровождении караула человек в двадцать. Освобождающим надо собраться в алтаре и уже оттуда броситься на караул. Меня удивил такой план: пахло романами Дюма… Я уже хотел высказать свои сомнения, как начал говорить полк. Н. В крайне ясных словах он изложил задание: заранее предрешить нельзя, план составится на месте. В первую голову в Тобольск должны отправиться шт. рот. Соколов и поручик М. Г. и с ними Р. Общая задача: наблюдение, вхождение в связь с местными монархическими организациями. Предполагается вывезти семью в Троицк, занятый оренбуржцами Дутова. В окрестности для разведки… будут командированы в район Екатеринбург – Тюмень – Троицк – Омск 30 человек под командой рот.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Адрес: Россия, Челябинская область, г. Троицк, ул. Гагарина 1/10 Телефоны: +7 (35163) 2-64-65 Электронная почта: info@vera-troitsk.ru Сайт: Свято-Казанский женский монастырь, г. Троицк Гостиница для паломников при Свято-Николаевском мужском монастыре, с. Кадымцево Паломническое путешествие в Свято-Николаевский мужской монастырь необходимо начать с согласования момента приезда. Желающие совершить паломничество в монастырь или приехать помочь и потрудиться, могут обратиться к представителям паломнической службы монастыря. Для туристических групп и паломников на подворье можно переночевать за пожертвование. Для трудников проживание бесплатное. Для посещения групп, организована встреча паломников на окраине села и перевозка в монастырь. Паломникам перед посещением необходимо обязательно связаться с паломнической службой и согласовать приезд по электронной почте или телефону. Адрес: Россия, Челябинская область, Троицкий р-он, с. Кадымцево Телефоны: +7 (904) 971-65-45 Электронная почта: nikolmon@bk.ru Сайт: Свято-Николаевский мужской монастырь, с. Кадымцево Паломническая гостиница при Одигитриевском женском монастыре, г. Челябинск Монастырь принимает паломников, желающих помолиться и потрудиться. По вопросам трудничества обращаться по контактным данным монастыря. Адрес: Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Энергетиков, 21А Телефоны: +7 (3512) 51-79-84 Электронная почта: monastery74@yandex.ru Сайт: Одигитриевский женский монастырь, г. Челябинск Паломническая гостиница при Кизильском Симеоно-Аннинском женском монастыре, с. Кизильское Монастырь приглашает всех желающих поработать трудниками в монастыре во славу Божию. По вопросам трудничества обращаться по телефону. Адрес: Россия, Челябинская область, Кизильский р-н, с. Кизильское, пер. Мостовой 12/1 Телефоны: +7 (35155) 3-05-98 Электронная почта: kizilmonastyr@mail.ru Сайт: Кизильский женский монастырь святых праведных Симеона Богоприимца и пророчицы Анны Ярославская область [ править править код ] Гостиница для паломников при Троице-Сергиев Варницкий монастырь, пос. Варницы

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

В духовном управлении настоящая Пензенская епархия испытала множество перемен. В период патриаршества она находилась под непосредственным управлением Московских патриархов. Древнейшие церкви нынешней Пензенской епархии построены были с благословения патриархов, древнейшие антиминсы выданы и священны патриархами 3 . В 1682 г. учреждена была Тамбовская епархия, после чего города, ближайшие к Тамбову, как-то: Краснослободск, Троицкий Острог (Троицк), Керенск, Верхний и Нижний Ломовы с их уездами, вошли в состав названной епархии 4 ; а Пенза и прочие города остались по-прежнему в ведении патриархов. С упразднением в 1699 г. Тамбовской епархии поименованные города, принадлежащие к ней, отошли к епархии Рязанской, а по кончине последнего патриарха Адриана (1700 г.) и назначении Рязанского митрополита Стефана Яворского блюстителем патриаршего престола и вся нынешняя Пензенская епархия поступила в ведение Рязанского митрополита. В 1722 г., по кончине Стефана Яворского , почти вся настоящая Пензенская епархия поступила в управление Московской духовной консистории 5 , состоявшей в непосредственном ведении Св. Синода (по кончине последнего патриарха, до 1742 г. Москва не имел своего архипастыря). В 1742 г. определено было учредить епархию Владимирскую, восстановить Тамбовскую и приписать к ним нынешнюю Пензенскую. Но назначение епископом во Владимир, а особенно в Тамбов замедлилось; на Владимирскую кафедру определен епископ (Платон) только в 1748 г., на Тамбовскую же – в 1758 г. С назначением епископа во Владимир Краснослободский, Наровчатский и Троицкий уезды вошли в состав Владимирской епархии, а остальные уезды впредь до определения в Тамбов епископа поделены были между несколькими епархиями: Саранский и Инсарский уезды причислены были к Нижегородской епархии, Верхнеломовский, Нижнеломовский и Керенский – к Суздальской, Пензенский и Мокшанский – к Астраханской. С 23 мая 1758 г., с определением на кафедру Тамбовскую епископа Пахомия, все пензенские города вошли в состав Тамбовской епархии, епископ же ее именовался Тамбовским и Пензенским. Но ненадолго пензенские города соединились под управлением одного епископа: в 1764 г. Саранск отчислен был от Тамбовских епископов и присоединен к Нижегородской епархии. В1797 г. от Тамбова отчислена была большая часть городов нынешней Пензенской епархии: Инсар и Шишкеев (заштатный город) отошли к Казанской епархии (к ней же присоединен был и Саранск, находившийся под управлением Нижегородских епископов); Пенза, Мокшан и Городище (в то время заштатный город) – к Астраханской; Краснослободск, Троицк (заштатный город) и Наровчат – к Нижегородской. После того в пределах Тамбовской епархии остались только города: Верхний Ломов (заштатный), Нижний Ломов, Керенск и Чембар (в то время заштатный).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

21 Повесть о кончине Кн. Михаила в Воскр. 2,220 – 223. Соф. Bp. 1,260–265. Волын. Лет. 185. Плано-Карпини рассказывает о смерти Кн. Михаила в сущности согласно с «повестью» Русского сочинителя. Но он но был очевидцем смерти Михаила. Потому не удивительно, что иного он не знал. Он пишет, что будто Князь Михаил был проведен чрез огонь (стр. 85. 87). Но если это ненамеренная неправда, сказанная для прикрытия поступка своего, то во всяком случае рассказ очевидца-сочинителя повести заслуживает большого доверия. Плано-Карпини при другом случае (стр. 18) упоминает и об Эльдеге, которого он называет прокуратором (procurator) двора Батыева. 22 Соф. Врем. 1,283. 284. Троицк. у Карамз. 4. пр. 130. Никон. Лет. 3,53. прибавляет, что Романа принуждали принять веру «бесерменскую». Если Летопись разумеет мусульманство, то она ошибается. Менгу-Темир оставался язычником. Летопись говорит о его времени: «Тогож лета (1266) умре царь татарский, Берка, и бысть ослаба Руси от насилья бесермен» (слч. пр. 23.24.27.). Памятниками благочестия супруги и детей Романовых служит Номоканон, списанный в Киеве, и, конечно, дорогою ценою. Опис. Рук. Гр. Толстова стр. 207. 208. Память св. Кн. Романа 10 июля. 23 Histor. Mongol, et Tartar, p. 98. Casani. 1825. Дегина Кн. 18. стр. 350. Воскр. Летоп. (2.281.) и Соф. Вр. 1,300. «Озбяк войде в богомерскую веру срачинскую». Троицк. (у Карамз. 4 пр. 215): «царь Озбяк обесерменися». 24 История Монголов с персидского стр. 49. СИБ 1834 Абдульгази ibid. 97 Ибн-Арабшаха Vitae et rerum gestarum Timuri l,374. Из уважения к тому, что Берге или Бергой хан первый принял мусульманство, мусульманские писатели переменили самое имя его в Береке, что значить «благословение». 26 Новг. Л. «Приеха посол силен из Орды Щелкан, с множеством Татар, на Тферь, и великое насилье начаша творити, а Кн. Александра и братью его побити хотяще, а Щелкан хотя сести в Тфери на княжение, а иную князью свою посажати по иным городом русским, хотяще привести крестьяны в бесерменскую веру» и пр. Собр. Л. 4,50. 51. То же Псковская Л. Там же стр. 185. Соф. Вр. 1,316. Новгородская краткая по Супрасл. рук. стр. 52. Воскр. 2, 300, Ник. 3,137. Короче Новг. I Л. в Собр. 3,74. Щелкан был племянник (братанич) Узбека «посол силен зело». Абульгази прибавляет об Узбеке: «правил по законам отцов и дедов своих». Узбек столько был напуган Тверским происшествием, что полагал: вся Россия восстала против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Решающая встреча группы по освобождению Царской Семьи состоялась 2 января 1918 г. в одном из лазаретов на Яузском бульваре. Кроме епископа Нестора, господина П. и штаб-ротмистра К. Соколова, на ней присутствовал начальник группы – командир пехотного полка, кавалер ордена Святого Георгия и Почётного легиона полковник Н. и курьер из Тобольска – поручик Лейб-гвардии Московского полка Р. Принятым планом предусматривалось вывезти Царскую Семью в Троицк, занятый войсками генерала А.И. Дутова. В окрестности (Екатеринбург – Тюмень – Троицк – Омск) должно было быть командировано до 30 офицеров под командованием ротмистра Л. Наконец, для окончательного выполнения задачи ожидалось прибытие 100 гардемаринов во главе с полковником Н. Выезд первой партии намечался на 6 января. В тот день, вспоминал К. Соколов, «мы явились в лазарет, где уже были П., еп. Нестор и Р. Нам выдали полный комплект солдатского обмундирования, начиная от белья из бязи, кончая серой папахой, и по две тысячи рублей на каждого. Мы тут же переоделись. Еп. Нестор благословил нас иконами Божией Матери “Утоли моя печали”, и мы простились» 65 . Вдумчивый историк-эмигрант С.П. Мельгунов , анализируя действия этой группы, оценивает их как «единственную, если не серьёзную, то реальную попытку организовать побег [Императора] Николая II и Его Семьи» 66 . К сожалению, эта попытка освобождения Царственных Мучеников, как и немногие последующие, окончилась неудачей... «Р.» – это один из братьев Раевских. Приехав в Тобольск ночью, рано утром он, не повидавшись даже со своим братом, приехавшим туда ранее, отправился прямо к епископу Гермогену. Сразу же по выходе из Архиерейского дома он был арестован большевиками. При обыске у него была обнаружена бумага от Всероссийского братства православных приходов. Во время допроса выяснилось, что он привёз Владыке письмо от епископа Нестора, содержания которого, по его словам, он не знал. Эти сведения, подчерпнутые нами из книги сотрудничавшего с большевиками попа-расстриги М. Галкина (Горева) «Последний святой» (М.-Л. 1928. С. 251–252), – последнее из известных ныне свидетельств об участии владыки Нестора в попытке освобождения Царственных Узников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Мощи Параскевы перенес из Епиват в Тернов Иоанн Асень 2-й, купив их у латинян, которые владели тогда Константинополем и его окрестностями. После взятия Тернова турками, они перенесены были из него сначала не надолго в Виддин, а потом женой сербского князя Лазаря в сербскую землю. Житие Параскевы терновской, написанное по просьбе царя патриархом терновским Евфимием и дополненное (известием о перенесении мощей в Сербию) Григори- ем Цамблаком, напечатано в Гласнике VIII, 131, в рукописях Волокол. библиот. 629, л. 154, Троицк. Лаврск. 630, 755 и 805). 43) Филофея терновская, родом из города Моливота в Памфилии, в Малой Азии; подвизалась подвигом целомудрия и пустынного жития в неизвестное время. Мощи Филофеи принесены были в Тернов и положены в церкви Богородицы, нарицаемой «темнишьская», царем Иоанном Калийном. О перенесении мощей из Тернова в Виддин см. выше прим. 19. Житие Филофеи, написанное патр, терновским Евфимием, в Лаврск. Троицк, рукоп. 676, л. 745 об., 754, л. 291 об. и 745. О похвальном слове Иоасафа виддинского выше там же. 44) Филофея ардгишская в Валахии, родом из Тернова, пострадавшая будто бы от своего отца в 1060 г. (не совсем достоверная, у Мартынова под 7 декабря). 45) Петр меглинский. О церкви в честь его упоминает Григорович в Путеш. стр. 176 нач. 46) Петр корицкий или чернорецкий. Подвизался в пустыне близь Призрена в правление сербского царя Степана Душана. Житие его, написанное монахом Феодосием, находится в одной рукописи Рыльского монастыря, а новый список, снятый с этой рукописи, у А. Ф. Гильфердинга (у преосвящ. Филарета под 5 июня, у Мартынова под 25 ноября). 47) Ромил пустынножитель, родом из Бдина или Виддина, по отце грек; по матери болгарин, подвизавшийся в половине XIV века. Приняв пострижение монашеское в терновском монастыре, так называемом Святая гора, перешел отсюда в Параорский монастырь к Григорию Синаиту ; затем подвизался – в месте, нарицаемом Мокры, отстоящем на день от Тернова, опять  в Параорском монастыре, монастыре Мелана, находящемся в подкрылии Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Мил. нет.; 10. Мак. тоже. В М. Акад. Маркиана нет, а есть еще слово Григория Богослова о Григорие, брате Василиеве. В Мил. нет.; 11. Мак. и Троицк. житие пр. Феодосия, написанное Феодором, еп. петрскин: тресобное и неразлучное единосущие. В М. Акад. и Мил. и Увд. другое житие: сладчайша убо весна в временех.; 12...; 13. Мак. Мил. и М. Акад. тоже.; 14. Мак. и М. Акад и Мил. об отцах в Синае и Ранфе: сидящу ми некогда во смирении.; 16. Мак. пр. Павла фивейского: поведаша нам ученицы отца Антония, тоже что ныне в Волокол. и 5 янв., но порядок другой и зачало друтое, и еще житие Иоанна нищего: томительная некая вещь. В М. Акад. и Мил. о пр. Павле по Мак., а об Иоанне кущнике другое: житие добро и изрядно. Унд. об одном Иоанне: житие благоугодно и бесскверно мужа праведна и совершенна хочу сказати.; 16. Мак. тоже. 26-я беседа Иоанна Златоуста на Деян. апост. XI главу. М. Акад. тоже. В Мил. нет.; 17. Мак. житие пр. отца Антония, написанное св. Афанасием: благу реть сставиша к египетским чернцем. В М. Акад. перевод, должно быть, другой: добру реть воздвигнути. В Троицк. сборнике 684 в Унд. 231: благу ревность сстависте к египетским иноком, рекше сравнатися.; 18. Мак. житие св. Афанасия александрийского : Инии убо ина блаженных муж вспоминаний. М. Акад. тожф. В Мил. Руфин же, иже церковная списания списав (житие вкратце). – Житие св. Таисии: братия моя присная, хощу вам повествовати, повторено 13 нояб., в Волокол. после 21 янв., но под 18 янв. В Мил. нет.; 19. Мак. житие пр. Макария египетского , написанное Серапионом, учеником великого Антония: аще и многа прилежания, многа и различная врачевная хитрость. М. Акад. тоже. В Мил. еще житие Марка афинийского: поведаша нам авва Серапион, сущу ми внутренней пустыни Египта. Унд. 231 о Макарии: аще многа прилежания, многа и различна врачевских детей хитрость показует закон.; 20. Мак. житие пр. Евфимия: единородный Сын и слово Божие – писано Кириллом скифопольским (М. Акад. тоже) и еще повторено слово Кирилла преп. Евфимию и Савве освященному: светла и просвещенна, что 5 дек.; 21.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В это же время был в С.-Петербурге отец Евгений, (строитель Болдинскаго Воскресенскаго монастыря, Астраханской епархии), познакомившийся с отцом Филаретом, когда проездом посетил Глинскую пустынь. Вместе с отцом Филаретом, отец Евгений удостоился представиться Государю Императору, в присутствии котораго и происходил спор. Во время этого спора, о. Филарет и Евгений не хитро-сплетенными, но простыми и чуждыми высокопарнаго красноречия беседами, основанными на неопровержимых доказательствах, отвергли все доводы своих оппонентов. Узнав обуспехе этих прений, отца Филарета вызвали в Киев, где он был два раза. По словам его племянницы (дочери двоюродного брата) престарелой Ульяны Ильиничны Гомоненко «дядя ея (отец Филарет) во второй раз гостил в Киеве месяц и был принят у разных благочестивых знатных особ». Оказывая благотворное влияние на многих силою благодатнаго своего слова, о. Филарет, составлением уставов для трех женских общежитий, повлиял на благоустройство Екатеринбургскаго, Борисовскаго и Уфимскаго женских монастырей. Первый монастырь (Одигитриевский Богородицкий) возник в Оренбургской губернии, в Челябинске. Настоятельницею была девица Анна Максимовна, а по утверждении монастыря, в пострижении Агния, в сане игуменьи управлявшая монастырем до 1872 г. и 14 сентября того же года скончавшаяся. Второй монастырь (в честь Казанской Божией Матери) в г. Троицке, Оренбургской губ., основан женою протоиерея Озерецковскаго, который в начале своего священства поступил священником в Уфимский монастырь, и жена его, полюбив обитель, начала изучать правила и порядок монастырской жизни и, по переводе ее мужа в гор. Троицк, начала устраивать из Общины Травниковской обитель, переведя общину из с. Травников в гор. Троицк. Первая игумения здесь была Иоанникия, переведенная из Уфимскаго монастыря, от котораго заимствовала весь устав о. игумена Филарета, котораго она неоднократно видела в сновидении, и в необходимых случаях он давал ей наставления. Третья обитель (Успенская) в Оренбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010