Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Муляр Александр Петрович; род. 4 нояб. 1976 г., г. Луцк Волынской обл., Украинской ССР), еп. Саянский и Нижнеудинский. Из семьи священника. С детства прислуживал в храме, помогая отцу. Нес послушание иподиакона у архиеп. Волынского Варлаама (Ильющенко) и у еп. Волынского Варфоломея (Ващука) . В 1994 г. окончил среднюю школу в г. Луцке. В 1994-1998 гг. обучался в Московской ДС. В 1998 г. ректором МДАиС еп. Верейским Евгением (Решетниковым) поставлен во чтеца. В 1998 г. поступил на очное отделение Киевской ДА, которую окончил в 2002 г., защитив дипломную работу «Распространение христианства в Европе, Африке и Азии в I-III вв.». В 2002-2004 гг. нес певческое и иподиаконское послушание в Киеве. В 2004 г. поступил в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь г. Костромы, где нес послушание казначея. 2 апр. 2005 г. по благословению архиеп. Костромского и Галичского Александра (Могилева) наместником Ипатьевского монастыря архим. Иоанном (Павлихиным) пострижен в малую схиму с именем Алексий в честь свт. Алексия, митр. Московского. 10 апр. 2005 г. архиеп. Александром рукоположен в сан диакона, 12 апр. 2005 г. — во иерея. В 2010 г. по представлению архиеп. Александра возведен в сан игумена. 19 окт. 2011 г. перешел в клир Магаданской епархии. 6 нояб. Того же года назначен настоятелем Троицкого кафедрального собора г. Магадана и казначеем епархии. Решением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. избран епископом Саянским и Нижнеудинским. 6 окт. 2013 г. еп. Магаданским и Синегорским Иоанном (Павлихиным) возведен в сан архимандрита. Наречен во епископа 1 нояб. 2013 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве. Хиротонисан 2 дек. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) . Награжден орденом Украинской Православной Церкви прп. Феодосия Черниговского (2013). Лит.: Наречение и хиротония архим. Алексия (Муряра) во епископа Саянского и Нижнеудинского//ЖМП. 2014. 2. С. 60-62. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/1973042.html

М., 1850; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 140-141; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путев. по лавре. Серг. П., 1892; Зверинский. Т. 2. С. 399; Родина прп. Сергия. М., 1898; Дробленкова Н. Ф. Житие Сергия Радонежского//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 330-336 [Библиогр.]; Чернов С. З. Природа и быт в «Житии Сергия Радонежского»//ГДРЛ. 1989. Сб. 1. С. 333-348; Борисов Н. С. И свеча бы не угасла…: [Ист. портрет Сергия Радонежского]. М., 1990; он же. Сергий Радонежский. М., 2001, 20043. (ЖЗЛ); Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92; Назаров В. Д. К истории «земной жизни» Сергия Радонежского: Биогр. заметки//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Тез. докл. междунар. конф. Серг. П., 1998. С. 8-9; Городилин С. В. Ростовское боярство 1-й трети XIV в.//ИКРЗ. 2002. С. 86-93; Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV-XV вв.: По данным древнерус. синодиков//«Честному и грозному Ивану Васильевичю»: К 70-летию И. В. Левочкина. М., 2004. С. 35-40; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Сергий, игум. Радонежский//АиО. 2009. 2(55). С. 139-162; Житие Сергия Радонежского//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 156-166 [Библиогр.]; Крючков Т. О. Прп. Сергий Радонежский и его окружение: Ист. очерк. М., 2012. С. 35-86. А. В. Кузьмин Иконография Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Рождество Варфоломея. Клеймо иконы «Прп. Сергий Радонежский, в житии». Ок. 1510 г. Иконописец Феодосий (?) (ЦМиАР) Наиболее ранние изображения К. и М. встречаются на житийных иконах прп. Сергия Радонежского, прежде всего на иконе с 19 клеймами из местного ряда иконостаса Троицкого собора ТСЛ (по мнению исследователей, является произведением Дионисия 80-90-х гг. XV в.; см.: Троицкий образ прп. Сергия Радонежского. М., 2010). В клейме «Рождество Варфоломея», соответствующем подобным композициям, М.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

А. В. Егорова Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/154265.html

В 70-х гг. XIX в. в сев.-зап. части интерьера храма Христа Спасителя на юж. стене вверху была написана композиция «Построение Троице-Сергиевой лавры», в которую включены мн. троицкие подвижники и предположительно М. (худож. И. М. Прянишников). В «память 500-летия блаженной кончины» прп. Сергия в 1891 г. в московской хромолитографии М. Т. Соловьёва отпечатали лист с «Собором Радонежских святых» в среднике, с клеймами Жития и чудес основателя лавры и ее видом (ГИМ, РГБ - экземпляр 1894 г.); согласно подписи, его «составил Толгского монастыря иеромонах Антоний». На хромолитографии размещены 55 фигур собеседников, учеников и последователей прп. Сергия (нимбы пронумерованы, внизу перечислены имена); «Макарий Благоговейный» изображен в центре левой группы старцем с длинными густыми волосами и большой седой бородой, в мантии и епитрахили. Лит.: Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч.: Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 161; Житие преподобного и богоносного отца нашего игум. Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием: Факс. изд. [Серг. П.,] 2010; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 203-205, 256-257, 290, 338-339. Кат. 205, 208, 280, 337, 444; Преподобный Сергий Радонежский: Образ простоты, правды, святости: Иконография XV - нач. XX в.: Альбом-кат. М., 2014. С. 234-235, 264, 338-339, 393, 411. Кат. 30, 53, 58, 59, 129, 161. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/2561306.html

Вадим Иванович – см. Филиппов Вадим Иванович. Варлаам Калабрийский (ок. 1290 – 1348), византийский ересиарх. Учил о тварности Божественных энергий. – 85. Варсонуфий Великий (? – 563), преподобный, подвижник монастыря аввы Серида. – 141. Варфоломей (Поповский) (? – 24.12.1862), игумен. С 1837 настоятель Югской Дорофеевой пустыни, где ввел устав Белобережской пустыни. В 1853 приезжал в Санкт-Петербург для объяснения перед Св. Синодом по поводу своего отказа от настоятельства Соловецким монастырем. – 198, 199, 203, 204. Василий Великий (ок. 330–379), святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, богослов, великий отец и учитель Церкви. – 83, 85, 86. О. Вассиан (? – 28.05.1859), монах Оптиной Пустыни. Пострижен в мантию в 1819 в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. В Оптиной пустыни подвизался с 1853 г. – 150, 162. Вера (Верховская) (04.12.1801 – 20.11.1859), первая игумения Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни, племянница прп. Зосимы (Верховского) . Написала пространное житие прп. Зосимы с прибавлением его духовных высказываний. Духовная дочь прп. Антония (Путилова) Оптинского. – 197. Викторин (Любимов) (17.04.1821 – 21.08.1882), епископ, духовный писатель. 14.04.1857 возведен в сан архимандрита. С 15.09.1857 г. – бакалавр С.– Петербургской академии. С 29.10.1858 ректор Костромской семинарии и настоятель Игрицкого Богородицкого монастыря. В 1858 г. редакцией журнала «Христианское чтение» была издана книга архимандрита Викторина «Истинный друг духовного юноши: практические наставления воспитанникам духовных училищ». В 03.11.1868 хиротонисан во епископа Чебоксарского. – 131. Виталий (Гречулевич) (01.01.1822 – 14.05.1885), епископ, духовный писатель, деятель церковного просвещения, экзегет, проповедник. В 1857 издал книгу Авдия Востокова «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду». 13.05.1879 хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии. С 06.10.1882 – епископ Могилевский и Мстиславский. – 187. Гавриил (Спасский) (1817 – 02.01.1871), иеросхимонах Оптиной пустыни, художник, помогал прп. Макарию в написании писем. Написал несколько натурных портретов оптинских старцев – прп. Макария, прп. Антония, прп. Моисея. – 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев Гробница прп. Пахомия Нерехтского в Пахомиевском приделе Троицкого собора. Фотография. 2019 г. Фото: З. А. Зверев В 1764 г. мон-рь был упразднен и обращен в приходскую церковь, последнего настоятеля игум. Антония и мон. Варфоломея перевели в костромской Богоявленский мон-рь, а мон. Иону - в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь . Сыпанова слобода после упразднения обители получила статус села и стала именоваться с. Сыпанова Слобода. В XVIII - нач. XX в. в состав прихода помимо Сыпановой Слободы входили еще 5-6 селений. В 1778 г. в связи с образованием Нерехтского у. в кельях бывш. мон-ря были размещены уездные присутственные места (оставались здесь в течение 12 лет, их перевели в Нерехту в 1790/91). После 1791 г. келейные здания ок. 30 лет стояли заброшенными и разрушались. В 1821-1824 гг. кельи разобрали, а полученный кирпич пошел на ремонт ограды. В эти же годы юго-зап. башня ограды была перестроена в 8-гранную часовню в стиле классицизма, завершенную сферическим куполом с луковичной главкой, которая украшена фигурой парящего ангела с крестом в руках. Возможно, часовня сооружена в 80-90-х гг. XVIII в. по проекту С. А. Воротилова ( Демидов, Кудряшов. 1996. С. 80). В 1832-1865 гг. настоятелем Троицкой ц. служил церковный историк Костромского края прот. Михаил Диев. Он написал ряд крупных трудов (неопубл.), к-рые высоко ценили его современники: А. Н. Муравьёв , митр. Евгений (Болховитинов) , министр народного просвещения С. С. Уваров , историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв . При проезде через Нерехту цесаревича Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II ) 13 мая 1837 г. прот. Михаил был представлен ему и награжден золотыми часами. Прот. М. Диев занимался изучением богатого монастырского архива XVII-XVIII вв. и стал 1-м историком обители. К нач. XIX в. из-за увеличивавшегося количества прихожан и паломников Покровский и Пахомиевский приделы стали тесными.

http://pravenc.ru/text/2579826.html

В начале встречи Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписали совместное обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и премьер-министру Турецкой Республики Р.Т. Эрдогану с выражением соболезнования в связи с катастрофой автобуса с российскими туристами в Анталье, повлекшей многочисленные жертвы. В последовавшей затем братской беседе, продолжавшейся более двух часов, обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений Константинопольской и Русской Церквей, а также вопросы общеправославного значения, в частности, связанные с подготовкой Всеправославного Собора, межхристианским диалогом, организацией пастырского окормления русскоязычных православных верующих в Турции и развитием православного паломничества к христианским святыням древней Византии. 25 мая в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя открылся XIV Всемирный русский народный собор (ВРНС). Церемонию открытия возглавил глава собора Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. (Подробнее см. на с. 4) 26 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Свято-Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино (Козельский район Калужской области), отмечающую 20-летие возрождения монашеской жизни. В главном храме обители — соборе в честь Казанской иконы Божией Матери — Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. После богослужения Патриарх Кирилл осмотрел территорию обители и храм прп. Амвросия Оптинского, построенный на месте дома-келии преподобного старца. Святейший Патриарх посетил также храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и монастырскую богадельню. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Введенскую Оптину пустынь. Во Введенском соборе Святейший Патриарх совершил молитву у раки с мощами преподобного Амвросия Оптинского. От лица братии Предстоятеля приветствовал архимандрит Венедикт. Святейший Патриарх Кирилл обратился к насельникам и паломникам с Первосвятительским словом и передал в дар обители образ Спасителя и картину с изображением Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Затем Предстоятель посетил Казанский собор, где поклонился мощам прп. Антония Скитоначальника и прпп. Моисея и Исаакия, настоятелей Оптиной пустыни.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

Прп. Епифаний Премудрый отметил, что Варфоломей в начале правления вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого призвал к себе в «пустынку» «некоего старца духовна, чином священничьскым украшена, прозвитерьскою благодатию почтена, саном игумена суща Митрофана». В то время Варфоломею уже было 23 года, т. е., если считать годом рождения прп. Сергия 1322-й, речь может идти о событиях 1345 г. По его просьбе «с смиренометанием» М. совершил постриг Варфоломея в Троицкой ц., при этом игумен нарек его в честь мч. Сергия, память которого праздновалась в тот день (т. е. 7 окт.). После пострижения прп. Сергия М. «купно тогда сверши и божественную литургию». При этом в Троицкой ц., как стало позднее известно прп. Епифанию от «неложных» свидетелей, случилось чудо: «...яко егда Сергий причащься святых таин, тогда абие внезаапу исплънися вся церкви она благоуханиа: не токмо в церкви, но и окрест церкви обоняша воню благовонну», «и вси видевшее и очютивше и прославиша Бога, иже сице прославляющаго Своа угодникы». Прп. Сергий стал первым монахом, к-рый был «в той церкви и в той пустыни пострижен». Согласно Житию, после пострижения прп. Сергий 7 дней в посте и молитве провел в Троицкой ц., «ничто же въкушаа разве точию просфиру», к-рую получал из рук М. ( Клосс. 1998. Т. 1. С. 309-311). Затем прп. Сергий вышел из Троицкой ц., а М. остался на нек-рое время жить «в той пустынке». Здесь игумен «научяа и вразумляа новопостриженаго своего иноческому житию и тръпению». Прожив с прп. Сергием «время доволно», М. собрался вернуться домой, но инок умолил его остаться в мон-ре еще на какое-то время (ПСРЛ. Т. 11. С. 132). Провожая М., прп. Сергий обещал ему оставаться «в пустыни». Он просил игумена: «...благослови мя убо смиреннаго и помолися о моем уединении, купно же и поучи мене, како жити ми единому в пустыни, како молитися Богу, како без вреда пребыти, како противитися врагу и гръдым его мыслем», т. к. «есмь новоукый, и новопосьтриженый и новоначалный инок», к-рый должен «съвъспрашатися» с М. В ответ игумен ободрил прп. Сергия, сказав, что тот полностью готов к монашеской жизни.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

2-е явление прп. Сергия И. произошло в ночь с 15 на 16 февр. 1609 г. ( Тюменцев. 2007. С. 38; в «Сказании...» чудо датировано неверно). Согласно «Сказанию...», в эти тяжелые дни «великий чюдотворец Сергий» вновь явился для утешения монашеской братии и защитников обители. Святой сообщил И.: «Рцы братии и всем страждущим во осаде: почто унывают и ропщут на держащего скипетр, аз неотступно молю Христа Бога моего. А о людех не скорбите, людей к вам царь Василий пришлет» (Сказание. 1955. С. 170). После этого из Москвы на помощь осажденным прорвался отряд атамана Сухана Останкова (60 казаков) и Никифора Есипова (20 троицких слуг). Автор «Сказания...» не только неверно датировал явление прп. Сергия И., но и преувеличил число казаков Останкова, к-рые смогли попасть в обитель: в бою с осаждавшими погибли неск. казаков и все троицкие слуги из отряда Есипова. Весной 1609 г. И. явился прп. Никон, к-рый сказал пономарю, чтобы тот сообщил «болящим людем: се падет снег во сию нощь, и хотящеи исцеление получити да трутся тем новопадшим снегом. Рцы же всем людем, яко Никон сказа се» (Сказание. 1955. С. 171). После того как снег выпал, И. рассказал о явлении прп. Никона раненым защитникам Троице-Сергиева мон-ря. Многие из них последовали его совету и вскоре выздоровели. В 3-й раз прп. Сергий явился И. через неск. дней после сильного натиска интервентов 31 июля 1609 г. Согласно «Сказанию...», в этот раз прп. Сергий сообщил И. о том, что он ночью послал в Москву 3 учеников: преподобных Михея, Варфоломея и Наума, «и воры и Литва видяшя их». И. поведал о новом явлении прп. Сергия воеводам (кн. Г. Б. Роще Долгорукому и А. И. Голохвастову) и защитникам обители. Во время боевых действий рус. воины «взяшя языка нарочита шляхтича», подтвердившего во время пыток, что накануне на польско-литов. лагерь из обители напали 3 неведомых им старца, к-рых они не смогли поймать. По словам Авраамия (Палицына), троицких старцев видели «на Москве, пришедших со множеством хлебов печеных на возилех на Троицкое подворие в Богоявленской монастырь; и невидими бышя» (Сказание. 1955. С. 182, 184-186).

http://pravenc.ru/text/673963.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010