До сер. XVIII в. все постройки В. м. были деревянными. 16 окт. 1771 г. Ростовский еп. Афанасий (Волховский) освятил в обители первый каменный храм - одноглавый Троицкий собор с приделами во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских (юж.) и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла (сев.). С запада к собору над папертью была пристроена трехъярусная колокольня. В 1784-1785 гг. у сев. стены собора был возведен теплый каменный Никольский храм (прежняя деревянная Никольская ц. «по вынесении из нее святого антиминса» в 1784 была продана «на обжиг кирпича»). В 1800 г. напротив зап. входа в собор был выстроен двухэтажный настоятельский каменный корпус (перестроен в 1847), в 1828 г.- одноэтажное здание братских келий (перестроено в 1897). Пожар 26 сент. 1824 г. уничтожил крышу и часть иконостаса Никольской ц., все хозяйственные постройки. Вскоре попечением еп. Августина (Сахарова) и ростовского купца М. М. Плешанова по проекту ярославского архитектора П. Я. Панькова было начато возведение каменного Введенского храма. 27 мая 1828 г. состоялась закладка храма, 7 окт. освящен главный престол, в следующем году освящены приделы: во имя ап. Иоанна Богослова (сев.) и во имя прор. Илии (юж.). Иконостас исполнил московский резчик М. М. Ермолаев, иконы написал ярославский мастер Н. Антонов, позже ростовский худож. Н. Д. Гладков расписал стены храма. В 1840 г. для Введенской ц. Плешанов заказал 11 серебряных риз на иконы, в 1845 г. пожертвовал иконы свт. Николая и прп. Феодора Студита. В 1854 г. неизвестным благотворителем в Троицкий собор мон-ря была передана написанная в ТСЛ икона прп. Сергия с частицей мощей преподобного, а также частицами мощей вмч. Димитрия Солунского, Иоанна и Никиты, свт. Новгородских, прп. Макария Калязинского. В 1848-1852 гг. В. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями, в 1867 г. над св. вратами в юж. стене иеродиак. Меркурий написал на железном листе картину «Явление отроку Варфоломею ангела Божия» с надписью: «На сем месте явился ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский».

http://pravenc.ru/text/154305.html

Сергей Кравец упомянул о том, что далеко не все историки готовы отмечать юбилей преподобного Сергия в 2014 г. Первый же доклад на конференции был посвящен именно этой теме – в вопрос о времени рождения прп. Сергия Радонежского внес ясность известный историк Борис Клосс (ИРИ РАН). По его словам, ни дня, ни года рождения преподобного в источниках не обозначено. Известна лишь дата кончины – 6900 г. от Сотворения мира (что может соответствовать 1392 или 1391 г. от Рождества Христова, в зависимости от «мартовского» или «сентябрьского» года). Более того, источники по-разному свидетельствуют о возрасте преподобного – от 70 (житие, написанное Епифанием Премудрым, непосредственным учеником прп. Сергия) до 78 лет (более позднее житие Пахомия Серба (Логофета) прожил он. Изучив около 400 списков жития и выяснив их соотношения друг с другом, Б. Клосс решил положиться на мнение игумена и братии Троицкого монастыря, а также священноначалия Русской Церкви, которые еще в XV веке одобрили житие преподобного в редакции Пахомия Серба, где речь идет о 1314 годе рождения будущего святого. Что же касается дня рождения, то ученый связал его с принятой русской практикой крещения младенца на 8-й день, усомнившись в сведениях Епифания Премудрого о крещении на 40-й день, согласно византийской традиции. Итак, ученый утверждает, что в семье ростовских бояр Кирилла и Марии 3 июня родился младенец, которого окрестили 11 июня и нарекли в честь апостола Варфоломея. Следующий же доклад продемонстрировал «разнобой» (по выражению Б. Клосса) в отношении даты рождения прп. Сергия. Археолог Сергей Чернов в докладе «Ростовские переселенцы в Радонеже: новые свидетельства о социальном статусе в контексте исторической географии землевладения» упомянул, что Варфоломей родился в 1322 г. Археолог проанализировал земельные владения ростовских бояр Тормосовых (выходцем из этого рода и был будущий святой), которые после «московского насилия» (изъятия их собственности московским князем) обеднели и  переселились в Радонеж, поменяв свой статус (стали княжескими служилыми людьми). С. Чернов полагает, что это оказало большое влияние на формирование мироощущения будущего святого.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По храмозданной грамоте от 31 июня 1768 года от Преосвященного Варфоломея, в селе Макарье закладывается каменный храм. Для финансирования работ на первоначальном этапе были использованы 400 рублей из казны Троицкой церкви села Волковское. Заготовкой материалов и денежными вопросами руководил староста церкви отставной вахмистр Василий Трушков. К маю 1772 года два престола в трапезной вновь построенной церкви были готовы к освящению. Южный, в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " , освящён 25 июля 1772 года; северный, во имя прп. Макария Желтоводского и Унженского освящён 1 ноября 1772 года. Главный престол во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы освящён позже - 25 июля 1775 года. Одновременно или вскоре после возведения храма была сооружена и ограда с великолепными трёхчастными воротами. 18 октября 1924 года отдел по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР составил список памятников церковного зодчества Вятской губернии для постановки на учёт и охрану. Троицкая церковь в этот список не попала. Но поскольку она была занята обновленческим духовенством, поддерживаевым советской властью, здание храма не было разрушено: в нём был размещён сельский клуб. Листки страховой оценки 1910 года сохранили ценное для нас описание Троицкой церкви того времени. Это была каменная церковь, выбеленная снаружи, покрытая железом, покрашенная зелёной масляной краской, кресты и главки были позолочены. Внутри стены местами украшены живописью, пол из белого камня. Иконостас Троицкого придела почти 13 метров высотой. Иконостасы боковых приделов - около 3 метров. Перед перепрофилированием под культурное заведение иконостасы были демонтированы, следы которых вскоре затерялись. Иконостас в открывающийся храм после многих лет забвения привезли из Великорецкого. Он не подходил по размеру, поэтому его разложили на прихрамовой территории, где и " подгоняли " до нужных габаритов. В 1988 году по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа Троицкая церковь вновь была освящена. Ежегодно сюда приходят паломники всероссийского Великорецкого крестного хода, отсюда жители Вятки провожают чудотворный список Великорецкой иконы Святителя Николая на берега реки Великой.

http://sobory.ru/article/?object=05185

вместе с Никодимом Сийским способствовал перенесению в Сийский мон-рь в 1677 г. мощей преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских ( Никанор. 1895. С. 4; Рыжова. 2019. С. 38). По ходатайству П. была учреждена архимандрития в обители: в июле 1692 г. он лично привез в мон-рь благословенную грамоту патриарха Адриана. 31 июля 1692 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий поставил во архимандрита иером. Никодима Сийского (АОКМ. Инн. КП. 3601; Перовский. 1897. С. 537-539; Кириллов. 1902. С. 25). В Летописце Антониева Сийского монастыря указывается 1 авг. 1692 г. как начало архимандритии («И того же 200 году августа в 1 день посвящен на иво Варфоломеево игуменское место во архимандрита Сийского же монастыря постриженик... иеромонах Никодим. И с такова числа почалось в Сийскомъ монастыре архимандричество» (БАН. Арханг. Древл. 375. Л. 103 об.)). П. подарил архим. Никодиму привезенную из Москвы «архимандричью шапку», украшенную миниатюрными иконами, драгоценными камнями и жемчугом ( Перовский. 1897. С. 539-540; Кириллов. 1902. С. 25), архиеп. Афанасию - серебряный позолоченный кубок, вишневую камку, атлас, тафту ( Кириллов. 1902. С. 25), а на гроб св. Антония Сийского он пожертвовал «верхний покров тафты зеленой» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 86). Отпевание П. совершил патриарх Адриан в московском Богоявленском мон-ре. Затем тело старца, согласно его завещанию и грамоте патриарха от 8 дек. 1695 г., перевезли в Сийский мон-рь. 13 янв. 1696 г. в присутствии архиеп. Афанасия П. был погребен в Троицком соборе обители, справа от раки прп. Антония Сийского , вблизи гробницы святых Исаии и Никанора Ручьёвских. Преставление П. увековечила надпись, вырезанная на камне в стене: «Лета 7203 декемврия 17 числа волею Божиею преставися раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереи в Богоявленском монастыре и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число.

http://pravenc.ru/text/2578649.html

Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил – как пение, так и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы, и в 12 лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в 14 лет уже стал самостоятельным регентом. Еще с ранней юности батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (м. Ардалеона, м. Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона. Сам батюшка часто навещал близ находящийся мужской монастырь Рыхлы, который влек его своим пустынным образом жизни. Находился он в 19 км от с. Карильское (сейчас весь в запустении). Но должен был уступить материнской любви. А когда в глубокой старости умерла мать, батюшка долго не оставался дома, а через полгода, отказавшись от своей части наследства, попросил старшего брата Варфоломея отвезти его в монастырь Рыхлы, и лет 23-х был зачислен в монастырь на послушание регента монастырского хора и уставщика. Весть о способном регенте распространилась далеко за пределы монастыря. Узнали о нем и в Черниговском мужском Троицком монастыре. И года через три владыка Антоний дает письменный запрос о немедленном переведении батюшки в Черниговский Троицкий мужской монастырь в качестве главного регента. Владыка Антоний был подвижник высокой духовной жизни. Говорят, что он соблюдал строго иноческий обет нестяжания. Например, имел только две одежды. Одну, которую носил, и другую праздничную (ряса). А если ему пошьют к дню Ангела (прп. Антония) новую, то он обязательно старую кому-то отдаст. Владыка Антоний прозрел в лице инока Луки великого в будущем молитвенника. Когда он делал на него запрос в монастырь Рыхлы и Лука долго не приезжал, то их братия и настоятель заревновали и говорят: «все Луку да Луку, будто и людей больше нет...» А владыка Антоний возразил им словами: «Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у него». Что, конечно, и сбылось в свое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

Сергия Радонежского. По приказу царя Феодора доски гроба святого были сохранены и использованы для написания на них икон. Эта работа была поручена Е., принимавшему участие в молении о рождении наследника престола. Сохранились 2 написанные Е. на гробовых досках иконы. Первая икона - «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» (1588, СПГИАХМЗ) - была средником складня, находившегося в иконостасе Троицкого собора мон-ря над юж. дверями; его створки с изображениями св. Иоанна Предтечи, арх. Михаила и Ангела-хранителя исполнены др. иконописцем. На боковых полях иконы имеется позднейшая надпись. Серебряный оклад складня относится к XVIII в. Складень брали в военные походы, летопись к-рых, вырезанная на одной из его створок, упоминает войну царя Алексея Михайловича с польск. королем (1654-1667), походы Петра I, русско-япон. войну, первую мировую войну, когда складень находился в ставке главнокомандующего. При написании 2-й иконы - «Прп. Сергий Радонежский с житием» (1591, СПГИАХМЗ) - Е. опирался на житийные образы, восходящие к иконе прп. Сергия кон. XV в. из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря. Дополнив традиц. состав клейм изображением Св. Троицы, помещенным в центре верхнего регистра, Е. создал иконографический вариант житийной иконы, к-рый заменил прежний и получил распространение в образах прп. Сергия, выходивших из мастерской мон-ря ( Воронцова, Зарицкая, Шитова. 1992. Кат. 6; Воронцова. 1996. Кат. 12). На клеймах иконы представлены сюжеты: рождества прп. Сергия; благословения отрока Варфоломея старцем; прихода старца к родителям прп. Сергия; Св. Троица; пострижения прп. Сергия во иноки; изгнания беса; поставления прп. Сергия в игумены; моления прп. Сергия над умершим младенцем; изведения источника; встречи с неверующим поселянином; возвращения исцеленного младенца отцу; явления Богоматери прп. Сергию; прихода послов от К-польского патриарха Филофея; видения ангела во время литургии; исцеления ослепшего греч. епископа; погребения прп. Сергия; обретения мощей; исцеления Симеона Антонова; исцеления Захария Бороздина; исцеления слепого.

http://pravenc.ru/text/187458.html

В. и Н. изображаются на иконах Собора Радонежских святых (ТСЛ). Известны также аналойные иконы 2-й пол. ХХ в., принадлежащие братии ТСЛ. Чудесное путешествие В., Н. и прп. Михея запечатлено на картине М. В. Нестерова (в собр. ЦАК МДА). Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Описание о российских святых. С. 80; Сказание Авраамия Палицына//Троицкий сб. 2. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 263-264; Житие и чудеса прп. Сергия, игум. Радонежского, записанные прп. Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным: В пер. на рус. яз. Серг. П., 2001. С. 142-143. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86, 386, С. IV; Троицкий Патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 9-10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154411.html

Утверждение, что Н. был учеником прп. Сергия Радонежского, появилось не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. 201) и в списках «Книги, глаголемой Описание о российских святых» XVIII-XIX вв. Н. не упоминался. Образ с нимбом запечатлен в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2012, автор проекта А. Н. Солдатов, иконописец Н. А. Склярова). В составе композиции «Собор Радонежских святых» его изображений не выявлено. По данным на кон. XIX в., на к-рые ссылается архим. Леонид (Кавелин), Н. не был канонизирован. Местная канонизация Н. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 283-284. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель. Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012 (по указ.); Троицкий патерик. Серг. П., 2015. С. 46-48. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/2564870.html

В 1988-1989 гг. участвовал в перенесении ковчега с мощами свт. Тихона Задонского. Приложил много усилий к подготовке и проведению церковных торжеств по случаю 200-летия основания Орловской епархии. В нояб. 1989 г. овдовел. В 1992 г. перешел в Краснодарскую епархию и стал настоятелем Свято-Троицкого собора в Краснодаре. Решением Синода РПЦ от 27-28 дек. 1993 г. назначен епископом восстановленной Петропавловской и Камчатской епархии. 2 янв. 1994 г. принял монашеский постриг с именем в честь сщмч. Нестора, епископа Магиддийского, и был возведен в сан архимандрита. Хиротонию 6 марта 1994 г. в кафедральном Богоявленском соборе в Москве возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) . В Петропавловской епархии Н. удалось увеличить количество приходов и наладить сотрудничество с местными административными, военными и общественными структурами. Летом 1997 г. по состоянию здоровья был уволен на покой по собственным прошениям. Служил в Свято-Успенском храме в г. Лабинске Краснодарского края. Совершил паломничества в Сербию и на Св. землю. В 1998 г. принял участие в Иннокентиевских чтениях. В 2000 г. участвовал в Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ и освящении храма Христа Спасителя. Н. составил цикл проповедей в соответствии с богослужебным кругом и провел исследование, посвященное чинопоследованию отпевания и особенностям заупокойных служб Православной Церкви. Н. был награжден наперсным крестом (1966), медалью Троице-Сергиевой лавры (1966), митрой (1974), правом ношения 2 крестов (1987), орденами св. кн. Владимира 1, 2 и 3-й степени, прп. Сергия Радонежского 2-й (2001) и 3-й степени, св. блгв. кн. Даниила Московского, святых Кирилла и Мефодия (Элладская Церковь) и серебряной медалью св. ап. Андрея Первозванного (Элладская Церковь). Н. скончался 5 нояб. 2004 г., похоронен за алтарем храма Успения Пресв. Богородицы в г. Лабинске. Соч.: Собрание клира Орловской епархии//ЖМП. 1984. 9. С. 57; Архиеп. Орловский и Брянский Варфоломей: Некр.//Там же. 1988. 10. С. 31 Лит.: Реквием: Кн. пам. жертв полит. репрессий на Орловщине. Орёл, 1996. Т. 3. С. 61; Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии РПЦ. М., 1997. С. 399; Киреев А., протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 419; Сапсай Г., диак. Еп. Нестор (Сапсай)//ЖМП. 2005. 2. С. 48-52.

http://pravenc.ru/text/2565138.html

К нач. XIX в. в Г. м. были построены игуменская и братские кельи, колокольня, а также перенесен из упраздненного в 1786 г. козелецкого Троицкого мон-ря храм во имя арх. Михаила. На пожертвование (9 тыс. р.) бывш. козелецкого головы полковника П. С. Катеринича в 1809-1810 гг., вероятно на месте деревянной трапезной Константино-Еленинской ц., был построен кирпичный настоятельский корпус, на 2-м этаже к-рого 8 окт. 1811 г. еп. Михаил (Десницкий) освятил ц. во имя Св. Троицы. Ок. 1811 г. на средства бывш. купца иером. Венедикта (Дзюбы) была построена каменная ограда с 4-ярусной колокольней, в 30-х гг. XIX в.- келейный корпус. При архим. Феодосии (Альтернацком; 1879) в Г. м. был устроен пчельник, конюшенный и скотный дворы, ледники, кирпичный завод, маслобойня, разбит фруктовый сад. Близ Г. м., на о-ве Липовом, был основан скит во имя вмч. Пантелеимона, именовавшийся также Варфоломеевым по имени подвизавшегося там мон. Варфоломея. К XX в. в Г. м. была открыта школа грамоты. Мон-рь владел 40 дес. пахотной земли, 50 дес. леса. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. Часовня во имя свт. Петра (Могилы), вмч. Пантелеимона целителя, прп. Пелагеи Антиохийской. Фотография. 2005 г. В 20-х гг. XX в. большая часть братии Г. м. была сослана в ИТЛ, по местному преданию, игум. Валентин расстрелян в своей келье. Во 2-й пол. 20-х - нач. 30-х гг. в Г. м. проживали в основном сестры из разоренных черниговских мон-рей. По воспоминаниям родственников проживавшей в Г. м. мон. Серафимы (Даневич; 1879-1950), настоятельницей обители была игум. Клеопатра. К нач. 30-х гг. мон-рь стал смешанным, в нем проживали насельники закрытых властями соседних обителей: иеромонахи Рувим (Коваль), Никодим (Коваль), Феодосий, иеродиак. Вонифатий, мон. Димитрий (Бузин), игум. Смарагда, мон. Антония (Курская) и др. В 1934 г. Г. м. был закрыт, братия арестована, сестры разогнаны. С 1937 г. в корпусах проживали ссыльные узбек. семьи, в том же году на территории мон-ря организовали дом престарелых и инвалидов. В Георгиевском соборе располагался склад топлива, Троицкая ц. была отдана под клуб, между собором и корпусами установили памятник В. И. Ленину. В 1942-1943 гг. в Г. м. находился участок Козелецкой полиции фашистских оккупантов, с 1942 г. Троицкая ц. была открыта, богослужения совершали в 1943 г. иером. Тихон (Даневич), в 1944-1948 гг. прот. Г. Малуха ( 1953), к-рый с кон. 40-х гг. служил в кладбищенской Успенской ц. с. Даневка, куда перенес из монастырской Троицкой ц. иконостас и утварь. В 50-90-х гг. в Г. м. находился интернат для инвалидов.

http://pravenc.ru/text/164483.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010