357 Мощи преподобных Сергия и Никона Радонежских пребывают в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. – Примечание. 358 Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ, профессор Московской духовной академии. В 1912 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия, и. д. доцента Академии по 2-й кафедре Священного Писания Ветхого Завета. С 1913 г. благочинный академического храма. В 1914 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии. С 1916 г. экстраординарный профессор. С 1919 г. архимандрит, настоятель академического храма. В 1920 г. арестован за призыв спасти мощи прп. Сергия, в 1921 г. освобожден из тюрьмы. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Высоко-Петровского монастыря, где организовал богословские курсы по ряду академических предметов. В 1929–1933 гг. служил в церкви прп. Сергия на Дмитровке. С 1934 г. настоятель церкви Рождества Богородицы на Путинках. С 1934 г. архиепископ Сергиевский. В 1935 г. арестован и расстрелян. – Примечание. 359 Страхов Владимир Николаевич (1883–1938), протоиерей, профессор. В 1907 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. В 1909 г. рукоположен во иерея. В 1909–1911 гг. законоучитель Московской 2-й мужской гимназии. С 1911 г. и. д. доцента Московской духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета. В 1911 г. удостоен степени магистра богословия, доцент. С 1912 г. экстраординарный профессор. В 1917–1930 гг. священник московской Троицкой церкви на Листах, настоятель. В 1920-х гг. преподаватель и ректор (с мая 1922 г.) Московской духовной академии в ее московский период. С 1930 г. в ссылке в Архангельске. В 1935–1938 гг. в ссылке в Ульяновске. Расстрелян. – Примечание. 360 Протасов Николай Дмитриевич (1886–1940), профессор. В 1911 г. окончил Московскую духовную академию, кандидат богословия. С 1912 г. и. д. доцента Академии по кафедре Церковной археологии. В 1913 г. удостоен степени магистра богословия, доцент Академии. С 1917 г. экстраординарный профессор. С 1918 г. преподаватель церковной археологии и иконографии в Московской народной православной академии, затем работал в Российском Историческом музее и Государственной библиотеке им. Ленина. С 1918 г. работал также в Институте археологии и естествознания. Похоронен на Пяницком кладбище. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Мы поставили самовар, и, напившись чаю, я пошел в монастырь. И тайны этой никто не знал. + + + В главном Свято-Троицком Соборе монастыря изображено над южным выходом дивное видение: явление Божией Матери о. Ионе 1 марта 1861 г. Посередине Богоматерь в обычном хитоне, покрывающем главу и плечи. В правой руке у Пречистой жезл – символ игуменства. Божия Матерь окружена огненным сиянием в виде огненной купины. По обеим сторонам предстоят лики святых, направо: прп. Афанасий Афонский , Антоний и Феодосии Печерские , святитель Михаил, митрополит Киевский, прп. Петр Афонский, Феодор Студит , Антоний Великий , Феодосии Великий, Пахомий Великий , Паисий Великий, Евфимий Великий, Арсений Великий , Сысой Великий, Савва Освященный, Авва Дорофей , Ефрем Сирин , Харитон Исповедник, Варсанофий, Пимен Великий , Макарий Великий , Андрей Критский , Кассиан Римлянин , Исаак Сирин , Марк Фрачевский, Макарий Египетский , Пафнутий, Павел Препростый, Иоасаф Царевич Индийский, Иоанн Колов, Виталий, Варлаам, Иоанн Лествичник , Иосиф Песнописец; налево: Свв. Апостолы Петр, Марк. Евангелисты: Иоанн Богослов, Матфей и Лука; Симеон, Павел, Иаков, Андрей, Филипп, Фома, Варфоломей. Равноапостольные цари Константин и Елена, равноапостольные князи Владимир и Ольга, благоверный князь Александр Невский, князья-мученики Борис и Глеб, царевич Димитрий, царица Александра мученица, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, великомученик Пантелеймон Исцелитель, Меркурий, царица Феодора, мученик Феодор Тирон, Иоанн Воин и Феодор Стратилат. Явление Божией Матери 9 марта 1862 года После этого происшествия я опять занялся своим делом в Выдубецком монастыре по назначению отца архимандрита Вениамина. Старался позабыть о происшедшем и быть спокоен. 9 марта мне нужно было зачем-то сходить в сад, что-то сказать отцу Иоанну и брату Гавриилу. Я встал, умылся и пошел на гору через форточку (калитку), которая всегда была открыта. Поднявшись вверх, я увидел сильный пожар. Я хотел подойти поближе, но страх так овладел мною, что я остался на месте и не мог двинуться, думая, что они там сгорят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Елеазар, находясь на Анзере, провидел приближение последнего часа земной жизни преподобного Иринарха, и спешил переправиться на Большой Соловецкий остров. В это время преподобный Иринарх, видя очами сердца своего друга и сподвижника, сказал, что духовный брат его Елеазар плывет сейчас морем, но он не успеет проститься с ним. Преподобный Елеазар прибыл на остров уже после кончины преподобного Иринарха. До наших дней сохранилась часовня во имя преподобного Иринарха. Она находится в подклете Свято – Троицкого собора. Соловецкий патерик повествует о том, что инокам обители являлся преподобный Иринарх. Так, в 1636 году, при игумене Варфоломее, Маркелл, впоследствии игумен Соловецкий и архиепископ Вологодский, находясь вне монастыря на послушании, увидел во сне, будто он стоит в Спасо–Преображенском соборе обители у западной стены, а перед ним у царских врат поднимается лестница, достигающая большой главы. Преподобный Иринарх, сойдя по этой лестнице, направился к игумену Варфоломею, взял посох из рук его и, сказав: «довольно, брат, не твое это дело», велел Маркеллу подойти и взять посох. Многие из жителей Двинской страны, Варзуги, Сумского острога получали помощь от преподобного Иринарха, избавлявшего их от опасностей зимнего моря и непогоды.         Преподобный Елеазар, основатель Троицко–Анзерскаго скита Происхождение. – Монашество. – Отшельничество на Анзерском острове. – Искушения. – Схима. – Начало скита. – Подвижничество. – Замечательные случаи. – Построение деревянного храма. – Строительство Елеазара. – Дружество с прп. Иринархом – Известность Царю. – Царская грамота 1633 года. – Ученики Елеазара. – Забота об устройстве каменного храма. – Попечение патриарха Никона о ските. – Опыты духовной жизни Елеазара. – Кончина. – Явления и чудеса. – Наставления инокам о пострижении, келейном правиле, причащении св. Таин, погребении. – Поучение в св. Четыредесятницу. – Состояние скита по смерти Елеазара. – Строители Никодим и Роман. – Причисление к Соловецкому монастырю. – Строитель Спиридон. – Обретение мощей прп. Елеазара. – Игумен Мельхиседек. – Настоящее состояние скита.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=853...

Евгения (Болховитинова) , бывш. строитель Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря игум. Варфоломей (1818-1823), игум. Варлаам (1826-1841; в 1840 началось обновление иконостаса и икон Успенской ц.), игум. Анатолий (1846-1861; впоследствии архимандрит). Период упадка П. О. м. закончился только во 2-й пол. XIX в., когда настоятелем в 1861-1877 гг. служил игум. Иоасаф (Толстошеев; 1802-1884; впосл. схиигум. Серафим), выходец из тамбовского купечества, автор неоднократно переиздававшегося «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пуст., с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой» (1-е изд.: СПб., 1849). 27 лет он был послушником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , затем проживал в различных обителях, 3 марта 1861 г. получил назначение на настоятельство в П. О. м., 3 мая был возведен в сан игумена. Получив от предшественника 22 к. наличного капитала и обветшавшие здания, о. Иоасаф благоустроил монастырь, потратив на строительство и проч. нужды более 200 тыс. р. Почти все эти средства были получены от жертвователей - местных и костромских купцов. 14 мая 1867 г. за ревностную службу по устроению П. О. м. и управлению им он был награжден золотым наперсным крестом. При нем Н. В. Елагиным был составлен акафист прп. Павлу. Ризница пополнилась, в частности, 12 новыми Евангелиями и 7 литургическими приборами, многочисленными облачениями. С 1862 г. в П. О. м. были разобраны древние своды Успенской ц. и центральный столп, замененный 4 каменными столбами, устроен деревянный потолок. Тогда же были растесаны древние щелевидные окна. Восточную и центральную трети здания занимала церковь, западную - настоятельские кельи. Настоятельский корпус был надстроен 3-м этажом с балконом и лучковыми оконными проемами, завершен треугольным фронтоном по центральным осям. В 1866 г. был отремонтирован Троицкий собор: устроен новый, вызолоченный, 4-ярусный иконостас в рус.

http://pravenc.ru/text/2578610.html

Единообразно распеты только первые совпадающие слова стихир (начальные формулы), затем в распевах наблюдается различие. Л. также отредактировал текст стихиры, несколько сократив его. Однако за счет введения новых формул (особенно фит) произведение Л. стало более сложным и распевным, чем типовое. Еще более развитым является распев Л. ко 2-й стихире («Во мире святителю»). Мастер сознательно усложнил в своем распеве виды формул, изменил их состав, за исключением завершающего фрагмента. За счет 4 различных фитных разводов распев Л. приобрел более красочный характер. Третья стихира на 4-й глас («Дивным восхожением») в распеве Л. превосходит безымянный типовой по сложности формул. В стихире проведена редакторская правка текста, полностью изменена формульная конструкция. Совпадают лишь начала песнопений, что объясняется содержащейся здесь формулой, открывающей подобен «Яко добля» и связывающей все песнопения на этот подобен. Однако при распевании стихир подобен был творчески переработан настолько, что песнопения стали самогласными (по отношению друг к другу в цикле они также самостоятельные произведения). Ряд произведений, связанных с именем Л., авторские творческие принципы и многообразие приемов их применения требуют дальнейших исследований. Лит.: [Симон (Азарьин)]. Канон прп. отцу нашему Дионисию, архим. Троице-Сергиевы Лавры, Радонежскому чудотворцу, с присовокуплением Жития его. М., 18556; Арсений, иером., Иларий, иером. Описание слав. рукописей б-ки Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 146; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885; Морохова Л. Ф. Ремарки об авторстве Лонгина в тетради Варфоломея//Древнерус. певческая культура и книжность: Сб. науч. тр. Л., 1990. С. 62-68; Парфентьев Н. П. Древнерус. певческое искусство в духовной культуре Рос. гос-ва, XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного//Вестн. Южно-Уральского гос. ун-та.

http://pravenc.ru/text/2110644.html

Если попытаться посмотреть на определения Халкидонского собора в контексте реалий V века, а не в контексте экклезиологической эквилибристики Фанара XXI века, то станет очевидно, что 9-е, 17-е и 28-е правила, говорящие о епископе «нового Рима», утверждают его значение и власть не в качестве «всесвященной и страшной сверхграничной ответственности», как об этом пишет патриарх Варфоломей, а в границах конкретных областей. Предстоятель столичного града получает привилегию поставлять «митрополитов областей, понтийской, асийской и фракийской, и такожде епископов у иноплеменников вышереченных областей». При взгляде на карту видно, что юрисдикционные полномочия, которыми наделялся предстоятель Константинополя в качестве преимуществ, распространялись лишь на прилегающие к столице три области, что вполне соответствует аналогичным полномочиям, имевшимся у предстоятелей старейших и почетнейших кафедр — Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Что касается хиротоний «епископов у иноплеменников вышереченных областей» τος ν τος βαρβαρικος πισκπους τν προειρημνων διοικσεων, то, согласно аргументированному мнению архиеп. Петра (Л’Юилье) 19 , речь идет о районах, расположенных на границах гражданских диоцезов Фракии и Понта, поскольку трудно предположить наличие варваров в Асии, находящейся «внутри» империи и окруженной другими диоцезами. Так же понимает эту фразу и прп. Никодим Святогорец 20 . Появившаяся в начале XX века и излагаемая в некоторых публикациях идея о том, что территория, граничащая с Фракией и Понтом (см. вышеприведенную карту) , включает в себя буквально весь мир, что отцы IV Вселенского Собора, говоря об иноплеменниках, живших поблизости с этими областями, профетически указывали на Австралию, Китай и Америку, подробно разобрана в актуальной до сих пор статье профессора С.В. Троицкого 21 . Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что современная трактовка прав и преимуществ епископа «нового Рима» адептами сверхполномочий Константинополя, мягко выражаясь, не совсем соответствует тому, что провозглашалось участниками Халкидона.

http://patriarchia.ru/db/text/5410760.ht...

неподвижных праздника: 17 марта, 17 окт. и 4 мая. В т. ч. они содержатся в слав. переводе стишного Пролога ( Петков Г., Спасова М. Търновската редакция на Стишния Пролог. Пловдив, 2009. Т. 2. С. 50-51; 2012. Т. 7. С. 53; 2013. Т. 9. С. 16) и в ВМЧ (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 1061, 1106; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 30, 146-147 (2-я паг.)). Уставные чтения на перенесение мощей Л. 17 окт. появляются в русских рукописях (в южнославянских неизв.) в XVII в. Так, в Четьих Минеях свящ. Иоанна Милютина (ГИМ. Син. 798, ок. 1647-1648) к этой дате приурочен перевод собрания афонских легенд «Patria» («Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» - см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 500. Примеч. 17), где Л. фигурирует в начальной и заключительной частях. В Четьих Минеях свт. Димитрия Ростовского остался лишь один праздник, связанный с Л.,- 17 окт. ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 129 об.), который впосл. вошел в совр. календарь РПЦ. Частицы мощей Л. неоднократно привозили в Москву в XVI-XVII вв. из разных мест православного Востока: в 1585 г.- афонским старцем Нифонтом от К-польского патриарха (часть главы), в 1630 г.- архим. Максимом Никольским из мон-ря в Ставруполе, в 1645 г.- архим. Варфоломеем от Александрийского патриарха ( Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 155; 1860. Ч. 2. С. 103, 274). В музеях Московского Кремля хранятся реликвии, включающие небольшие фрагменты мощей Л.: воздвизальный крест 2-й пол. XII - 1-й четв. XIII в., панагия Иоанна Грозного XVI в., крест-мощевик 2-й пол. XVII в. (Христ. реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 30, 42, 136). В наст. время частицы мощей Л. находятся в Кийском кресте патриарха Никона в ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве и в ковчеге в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Посвящение церквей и мон-рей во имя Л. не получило сколь-либо широкого распространения у правосл. балканских славян. На Руси мон-ри во имя Л. сравнительно немногочисленны, но известны с домонг.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

Реставрационные работы на территории монастыря на определенных объектах велись в 1930-е, 40-е и послевоенные годы. Но этого было недостаточно. После 1950 года реставрационные работы в Лавре стал вести В.И. Балдин. Результаты этих работ были оценены неоднозначно, в частности, И.В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесенный отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Первый период начинается с основания Троицкой обители в 1337 году, когда братья (это был Стефан и Варфоломей, впоследствии прп. Сергий Радонежский) нашли подходящее место, сделали себе хижину для ночлега с чуланом и устроили над ней крышу, построили келью, огородили место для небольшой церковки и возвели ее. Строительством Троицкого собора в 1422 году начинается второй период. В XV веке в центре небольшой еще Лавры поднялись первые каменные здания: Троицкий собор (1422–1423), Братская трапезная и поварня (1469), Духовская церковь (1476–1477). Третий период характеризуется систематической организацией с 40–50-х годов XVI в. в Троице-Сергиевой Лавре строительных работ, когда по приказу царя Ивана IV обитель была окружена крепостной стеной с башнями. Большие строительные работы развернулись в Лавре в 20–90-х годах XVII в., это четвертый период. Обитель «залечивала раны», полученные в Смутное время. Масштаб работ, умножение числа каменных строений, в том числе больших, сложной конструкции зданий Нарышкинского стиля, потребовали постоянного содержания при Лавре мастеров, а также организации собственного производства строительных материалов. К сожалению, мало сведений имеется о пятом периоде. Не сохранились документальные сведения о том, как организовывались строительные работы в Лавре XVII в. Некоторое представление об этом дают протоколы Духовного Собора 40–50-х годов XVIII в. Лавра еще оставалась собственником обширного вотчинного хозяйства, а потому и организация строительных работ едва ли претерпела существенные изменения сравнительно с XVII и даже XVI столетиями. Большие изменения в организации строительной деятельности произошли в шестой период, после изъятия в 1764 г. у Троице-Сергиевой Лавры, как и у других монастырей, земельных вотчин. Исчезли бесплатные рабочие из вотчинных крестьян, сократились финансовые источники строительства. Значительно сократился объем строительных и ремонтных работ. Седьмой период начинается после установления Советской власти и закрытия в 1919 г. Троице-Сергиевой Лавры.

http://sobory.ru/article/?object=00497

с греч. М.: Синодальная типография, 1900 (репринт: Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 3–141). ПЭ. – Православная энциклопедия. Т. I. А – Алексий Студит. М., 2000; II. Алексий, человек Божий – Анфим Анхиальский (2001); III. Анфимий – Афанасий (2001); IV. Афанасий – бессмертие (2002); V. Бессонов – Бонвеч (2002); VI. Бондаренко – Варфоломей Эдесский (2003); VII. Варшавская епархия – веротерпимость (2004); VIII. Вероучение – Владимиро-Волынская епархия (2004); IX. Владимирская икона Божией Матери – Второе пришествие (2005); X. Второзаконие – Георгий (2005); XI. Георгий – Гомар (2006); XII. Гомельская и Жлобинская епархия – Григорий Пакуриан (2006); XIII. Григорий Палама – Даниель-Ропс (2006); XIV. Даниил – Димитрий (2006 (2007)). Радованович. Лekцuje. – Др. Тихом up Радованович. Лekцuje из Светог Писма Старог Завета. Београд, 1930 (литограф). Радович. Покрет кольивара. – Радович А. Покрет кольивара, духовно-литургички препород и грчка црквена братства [А. Радович. Движение коливадов, духовно-литургическое возрождение и греческие церковные братства]//Гласник Српске Православие Цркве 3 (1976), 45–47. [Переизд.: Там же. LXVIÏ 3 (1985), 3–7. Ср. ИАБ VII, 175.] РБС. – Русский биографический словарь. СПб.; М., 1896–1913. 26 т. Репринт (с доп.): М., 1992–1999. Цит. т.: [XIII]. Павел, прп. – Петр (Илейка) (1902); [XVIII]. Сабанеев – Смыслов (1904); [XXII]. Фабер – Цявловский (1901); [XXIV]. Шебанов – Шютц (1911). Русские писатели-богословы. Вып. 2. – Русские писатели-богословы. Вып. 2. Исследователи и толкователи Священного Писания: Биобиблиографический указатель/Сост. А. С. Чистякова, О. В. Курочкина, Н. С. Степанова. М., 1999. [Включает 33 персоналии с кратким биографическим очерком и списком публикаций. Вошло в переизд. обоих выпусков: Русские писатели-богословы: Биобиблиографический указатель. 2 М., 2001.] Сабрана дела Вука Карацича. – Сабрана дела Вука Карацича. Т. 10. Београд: Изд. Просвета, 1974.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Святейший Владыка посетил Иоанновский женский монастырь на Карповке, где удостоил Патриарших наград ряд священнослужителей, несущих послушание в этой обители. Затем Предстоятели Константинопольской и Русской Православных Церквей посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. Вечером в Синем зале Митрополичьего корпуса Александро-Невской лавры состоялся торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 30 мая. В неделю Всех святых Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили Божественную литургию в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. После богослужения Предстоятели двух Поместных Церквей посетили историческое здание Святейшего Правительствующего Синода. Вечером Святейший Патриарх Кирилл дал прием в честь Предстоятеля Константинопольской Православной Церкви в Екатерининском дворце Царского Села. 31 мая. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил очередное заседание Священного Синода. По завершении заседания Синода Святейший Патриарх Кирилл вылетел в Москву. ИЮНЬ 1 июня. В день памяти святого благоверного великого князя Димитрия Донского Святейший Патриарх Кирилл совершил визит в Тульскую епархию. Святейший Владыка совершил Божественную литургию в новоосвященном храме прп. Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2 июня. Начался Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Петрозаводскую и Карельскую епархию. 3 июня. В праздник Владимирской иконы Божией Матери и Собора Карельских святых Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе г. Петрозаводска, а затем освятил памятник святому Александру Невскому на площади у собора. В этот же день в здании Музыкального театра Республики Карелия состоялась встреча Его Святейшества с общественностью региона. Вечером Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский собор и дом общины Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010