Шенкурск. Церковь Всех Святых на кладбище Троицкого Шенкурского монастыря. Всехсвятская церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Всех Святых Год постройки:1901. Адрес: Архангельская обл., Шенкурский р-н, г. Шенкурск, ул. Ломоносова Координаты: 62.105794, 42.919756 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Всех Святых на кладбище Троицкого Шенкурского монастыря Кирпичная церковь в формах эклектики, сооружённая в 1901 г. на кладбище Шенкурского Троицкого монастыря. Перекрытый куполом четверик с полукруглой апсидой и притвором. Закрыта не позже 1930-х гг. Перестроена, используется как кочегарка. Первая христианская церковь была основана в Шенкурске, по всей вероятности, в XIII веке. В XV веке, когда христианство в наших краях утвердилось, близ Смотроковки был основан Богословский-Важский монастырь, в XVI – Кодемская пустынь, в XVII – Никольско-Вехопаденьгская, Верхошереньгско-Вознесенская и Введенско-Уздринская (в Липовской волости), а также Троицкий монастырь в Шенкурске. Монастырь был расположен на возвышенном месте восточной оконечности города, на берегу Екатерининского ручья; прежде на этом месте была приходская Екатерининская церковь, рядом – деревянная церковь во имя св. Троицы. При упомянутых церквях жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами, питаясь подаянием молящихся. Из этих церквей – Троицкой и Екатерининской и общины стариц при них и основался в 1664 г. Свято-Троицкий женский монастырь. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей. За бедностью монастыря она уже на следующий год вторично отправилась в Москву и просила царя о вспоможении на строительство обители. Алексей Михайлович повелел из государственных доходов построить вокруг монастыря деревянную ограду, затем были выстроены 22 кельи для монахинь и причетников. Грамотой (1672 г.) Алексей Михайлович повелевал из государственных доходов выдавать ежегодно жалованья игуменье 1 рубль, 44 старицам – по 8 алтын и 2 деньги. Также царь прислал в дар монастырю тафтяные ризы с бархатными зелеными оплечьями для священников и 7 печатных книг.

http://sobory.ru/article/?object=21350

Макаровская (Шелота). Церковь Троицы Живоначальной. Троицкий храм Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм построен в 1798 году (дата обозначена над воротами церкви). В сентябре 1937 года церковь закрыли, главный купол был сброшен. В 1940-1945 годах разобрали ограду вокруг церкви: железо использовали на плуги и бороны, кирпичи - на печи. Уже после Великой Отечественной Войны разобрали верх церкви. До того момента, пока двери храма были зарыты, все внутреннее убранство было цело, но потом вход был открыт и вся внутренняя роскошь была уничтожена. В 1990-е годы церковь начали восстанавливать. Вначале покрыли крышу, затем, накануне двухсотлетия церкви, в 1998 году восстановили нижний этаж.  Источник: сайт Вологодской епархии  , сайт Шенкурской районной еженедельной газеты " Важский край " Современное местоположение: д. Макаровская, Шелотское с/п, Верховажский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. Шелотский приход. Шелотская Троицкая церковь, 1820 года. Каменная, двухэтажная. Престолов пять: два в верхнем холодном этаже и три в нижнем теплом. Освящены в честь: Святой Троицы - главный, Рождества Пресвятой Богородицы, мчч. Флора и Лавра, прор. Илии, свт. Николая Мирликийского. Обновлённый храм во имя мчч. Флора и Лавра освящён 22 октября 1872 г. Обновлённый придельный храм во имя Пророка Илии освящён 8 октября 1873 г. Возобновлённый придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы освящён 29 октября 1877 г. Приписная церковь: Доровская Николаевская (д. Акиньховская), 1906 года, каменная. Престол в честь мч. Мины Александрийского (!). Церковным старостой при Шелотской церкви в 1905 г. на 4-е трёхлетие утверждён отставной солдат Никанор Кремлев. Источник: Православные приходы и монастыри Севера Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23341

Боровина. Церковь Спаса Всемилостивого на Боровине. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Боровинская Спасская мужская пустынь, с 1676 года – женская. Находилась на левом берегу реки Вага (приток Северной Двины) при Старом озере. В настоящее время деревня Боровина Верховажского района Вологодской области. В 1653 году пришел в эти места иеромонах Иов, постриженик Сийского монастыря и основатель Верхошеренгской Вознесенской пустыни. В бору увидел он деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом Казанской иконы Божией Матери, построенную по обету местным крестьянином. Службы в церкви проводили приглашаемые в праздники священники из Вельска или Верховажья. Старец Иов решил устроить в этом месте мужскую пустыню, строителем в которой стал его сын иеромонах Иона. В 1660 году построили взамен сгоревшей новую деревянную церковь, освятили по-прежнему во имя Спаса Нерукотворного образа. В 1676 году митрополит новгородский Корнилий в ответ на челобитную группы странствующих монахинь передал старице Дорофее Боровинскую пустынь для устроения женской обители, а монахов из Боровинской пустыни перевёл в Верхошеренгскую пустынь. В 1682 году инокини и настоятельница игуменья Дорофея самовольно покинули Боровинскую пустынь и вновь пошли бродяжничать. В 1685 году преосвященный архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий Спасскую Боровинскую пустынь со святыми иконами, колоколами, всей церковной утварью и вотчинными землями отдал крестьянам Низовской десятины. Церковь стала приходской. В конце 17-го века в семи деревнях стояли часовни, приписные к Спасской Боровинской церкви: 1. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы в деревне Низовская. 2. Часовня великомученицы Параскевы Пятницы в деревне Слободская (Моисеевская). 3. Часовня преподобного Афанасия Афонского на поле деревень Семернинская и Угронская (Першинская). 4. Часовня бессребреников Космы и Дамиана на горе над деревней Лавровская. 5. Часовня священномученика Власия Севастийского в деревне Климушинская.

http://sobory.ru/article/?object=13831

Форум работает в четырех направлениях: «Святости священства», «Царства: персонология и антропология религии», «Земства и мipa», «Традиции семьи и семейных ценностей». Организовали чтения Архангельская епархия и администрация области, фонд «Император», Северный Арктический федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет, научная библиотека имени Н.А. Добролюбова и Северное историко-родословное общество. Архиепископ Афанасий (в миру — Алексей Артемьевич Любимов; 1641, Тюмень — 5 (16) сентября 1702, Холмогоры) — первый архиерей Холмогорский и Важский, духовный писатель, проповедник, ученый и строитель. По его инициативе возвели Холмогорский Спасо-Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Кроме того, под руководством владыки в Холмогорах построили сад и ветряную мельницу, а в Архангельске и Шенкурске — деревянные архиерейские дворы. Его стараниями была создана и Новодвинская крепость. Архиепископ Афанасий был образованным человеком, в описи его библиотеки содержатся 270 названий книг и 490 отдельных томов, в том числе книги на латинском, греческом и немецком языках, медицинские, исторические, географические, военные сочинения. В его доме имелись «книга атлас», «книга карта морская», «всякие картины и чертежи», «два глобуса на станках», «компас», «двенадцать чертежей да две карты морские». Голландский путешественник Корнелиус де Бруйн называл его человеком «здравого ума и любителем изящной литературы». Между 1692 и 1696 годами владыка основал первую на Русском Севере обсерваторию (телескоп вначале находился в одной из келий, а затем на колокольне Спасо-Преображенского собора). Преосвященный Афанасий написал несколько богословских трудов, направленных на противодействие расколу Русской Православной Церкви. Это «Цвет духовный» (1682), «Книга о пресуществлении»(1688), «Щит веры» (1690). Среди научно-богословских сочинений первого холмогорского архиерея особое место занимает «Шестоднев», представляющий собой толкование первой главы Книги Бытия. Кроме того, архиепископ был автором медицинского трактата (лечебника), содержащего рецепты изготовления и применения различных лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В сент. 1651 г., вернувшись из очередной поездки, преподобный застал на месте мон-ря пепелище. Постройки были сожжены войском сибир. царевича Девлет-Гирея. Невредимой осталась лишь икона Успения Пресв. Богородицы (см. Далматская «Успения Пресв. Богородицы» икона ), к-рую прп. Далмат принес в 1644 г. на Белое Городище. Этот образ стал главной святыней обители. Вновь построенная деревянная церковь была освящена в честь Успения Пресв. Богородицы. Для прп. Далмата была построена отдельная келья, в к-рой он пребывал в затворе, но следил за всем происходившим в обители. В сказке 1664 г. основатель писал, что без его благословения «братия по своим волям до сего дни никакова дела духовнаго и телеснаго делать не начинали и не делали» (РГАДА. Ф. 214. Оп. 3. Д. 663. Л. 318а). О строгости устава прп. Далмата свидетельствует следствие 1664 г., проводившееся Тобольской съезжей избой по доносу одного из насельников. Среди «провинностей» прп. Далмата отмечалось, что в мон-ре не праздновались именины царя Алексея Михайловича и членов его семьи. В ответ Далмат писал, что в дни постов, в особенности Великого поста, празднования именин в Д. м. не совершаются, служатся лишь молебны о здравии членов царской семьи, празднования же откладываются на время после Светлой недели. Прп. Далмат был погребен в алтаре Успенской ц., в кирпичном склепе. Насельники К сер. XVII в. в Д. м. проживало 6 монахов, ок. 20 крестьян с семьями и трудники. По благословению митр. Сибирского Корнилия в окт. 1666 г. в Д. м. было учреждено игуменство, первым настоятелем был избран сын прп. Далмата Исаак (Мокринский) (с 1702 архимандрит). В том же году в Д. м. был пострижен в монашество Афанасий (Любимов) , с 1675 г. игумен Д. м., с 1682 г. первый архиеп. Холмогорский и Важский. Настоятели Д. м. осуществляли надзор за церквами ближайших слобод, рассматривали жалобы на священников близлежащей округи, выполняли поручения по расследованию конфликтов в соседних мон-рях; в 70-х гг. XVII в. старцы Д. м. служили управляющими на Новопышминской заимке Тобольского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/168668.html

В 1688 г. архиеп. Холмогорский и Важский Афанасий (Любимов) предлагал Н. С. стать игуменом архангельского мон-ря во имя арх. Михаила, однако он отказался и даже скрывался в Матигорской вол., где находилась монастырская мельничная служба ( Верюжский. 1908. С. 309). В 1691 г. по протекции патриаршего казначея Паисия и митр. Псковского Илариона Н. С. был назначен казначеем Сийской обители. Вместе с келарем Питиримом он подал патриарху Адриану челобитную об установлении в мон-ре архимандритии. Н. С. стал 1-м архимандритом Сийского монастыря (Грамота патр. Адриана//АОКМ. Инн. КП 3601; Строев. Списки иерархов. Стб. 821). Деятельность Н. С. как иконописца Раннее упоминание о Н. С.- иконописце относится к 1658 г.: после пожара в Троицком соборе Сийского мон-ря «старые образы понавливали и вновь писали иконники Василей Мамонтов да ученик ево Матвей Михайлов Ерчанин» (БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 81; см.: Кольцова. 2009). В 60-70-х гг. XVII в. Василий Мамонтов постоянно исполнял иконописные заказы Сийского мон-ря. В 1664 г. «по приказу игумена Феодосия» он получил 7 р. «за иконное письмо прежнее и нынешнее, что писал в монастырь, в церкви и на Святыя врата». В 1667 г. вместе со своим учеником М. М. Ерчаниным работал в Успенской и Никольской церквах Лявлинского мон-ря: «Всех икон... отчистили и починили сто икон болших кроме пядниц». В 1669-1671 гг. Василий написал много икон для Сийского мон-ря, в т. ч. иконы местного ряда для придела во имя прп. Антония в Троицком соборе. В 1671-1672 гг. написал «про монастырский обиход» 18 «штилистовых» икон, среди них иконы прп. Антония Сийского, «Богоматерь Владимирская», «Богоявление», «Огненное восхождение Илии пророка», «Деисус поясной», «Николай Чудотворец», «Святая Анастасия». Над трапезным крыльцом была помещена его икона «Благовещение, с приписными святыми», созданная в 1671 г. В том же году для иконостаса Успенской ц. Кривецкого мон-ря написал 6 больших икон деисусного чина (за работу он получил 8 р. 15 алтын - Кольцова. 2009. С. 66), образы прп. Алексия, человека Божия, мц. Наталии, «Знамение» Пресв. Богородицы; в соборе и церквах, «по келиям и в монастырских службах поновлял и отчищал штилистовых и пядниц 50 икон», в Троицком соборе поновлял иконы местного ряда.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

В 1682 году по указу архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия в Верхопежемскую пустыню переселились старцы и вкладчики упраздненной Николаевской пустыни из Устьянской Чушевицкой волости. В 1686 году вместо обветшавшей Николаевской холодной церкви в Верхопежемской пустыни срублена теплая деревянная одноэтажная Николаевская церковь, в ней хранилась местно чтимая икона святителя Николая Чудотворца. В 1722 году построена холодная деревянная двухэтажная двупрестольная Иоанно-Предтеченская церковь. Главный престол в честь Рождества Иоанна Предтечи находился внизу, вверху над трапезой находился придельный престол, освященный во имя Спаса Нерукотворного Образа. Деревянная колокольня в виде восьмигранной башни с шатровым верхом стояла отдельно от церквей. Управление пустыней всегда было строительское. В 1727 году в пустыни проживали строитель и три монаха. За пустыней в 1744 году числилось 24 души крестьян. В 1764 году малолюдная небогатая пустынь упразднена, Иоанно-Предтеченская церковь обращена в приходскую. Верхопежемский приход В 1833 году Верхопежемская Иоанно-Предтеченская церковь приписана к соседней Олюшинской Николаевской, находящейся в 15 верстах от них. В 1850 году Верхопежемская Иоанно-Предтеченская церковь по ходатайству верховажского купца Федора Ивановича Персикова вновь стала самостоятельной приходской. К Верхопежемскому приходу Вологодской епархии относились три деревни Чушевице- Покровской волости Вельского уезда: Никольская Выставка на левом берегу Пежмы, Ереминский Починок и Боровской Починок. В 1905 году в приходе проживали 364 человека, служил Николай Александрович Певгов. Часовен в приходе не было. В советское время церкви закрыты. Николаевская церковь сгорела, Иоанно-Предтеченская использовалась в качестве зернохранилища. В настоящее время церковь Рождества Иоанна Предтечи восстановлена. Источники информации:  1. Клировые ведомости церквей Вельского уезда за разные годы.  2. Беляев А. К истории монастырей и приходов Вологодской епархии/Алексей Беляев//ВЕВ. - 1908. - 19.  3. Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. В 3 т. Т. 2. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892. - Описание 4. Черкасова М. С. Актовые источники в составе некоторых историко-статистических описаний церковных приходов севера./М. С. Черкасова//Важский край: источниковедение, история, культура. Выпуск 3. – Вельск, 2006.  5. Материалы для оценки земель Вологодской губернии. Том 4. Вельский уезд. – Вологда, 1909.

http://sobory.ru/article/?object=23342

«Афонские» статьи в рукописи Ярославского архиерейского дома «Афонские» статьи, соединенные в рукописи Ярославского архиерейского дома интересны соседством двух статей иеромонаха Дамаскина – оригинальной и переводной: его «краткого сравнительного повествования» о Святом Афоне и Соловецком монастыре (рукопись ЯИХМЗ 15357) и переводом греческого «Проскинитария» доктора Иоанна Комнина Моливда (рукопись ЯИХМЗ 15357). Об иеромонахе Дамаскине сохранилось не так много биографических сведений (в литературе его смешивают иногда с иеромонахом Киево-Печерского монастыря Дамаскином Птицким, работавшим в Москве в 1-й половине XVII века). В связи с этим каждый новый факт об этом талантливом духовном писателе и переводчике особенно ценен. Труды скромного чудовского иеродиакона, занимавшего невысокий пост в церковной иерархии второй половины XVII века, незаслуженно забыты, о чем свидетельствует отсутствие о нем статьи в важнейшем современном историко-филологическом издании Русской Православной Церкви – «Православной энциклопедии». Между тем, труды Дамаскина весьма актуальны (эпоха преобразований, смешение старины и новизны, смена мировоззрений и ценностных ориентиров, глубинные вопросы взаимоотношения культур и мировоззрений), а личность его по-прежнему привлекательна (талантливый публицист, незаурядный рассказчик, пылкий полемист – защитник православия, художник, гимнолог, экзегет-богослов). В списке принадлежавших Дамаскину рукописей – уникальный гимнографический сборник (ГИМ, Музейск. собр., 1743), упомянутые оригинальное сравнительное описание Святой Горы Афон и Соловецкого монастыря, и перевод «Проскинитария» Иоанна Комнина Моливда, перевод сказаний о чудесах Пресвятой Богородицы (Amartolon Soteria, «Грешных спасение») Агапия Ландоса (Критянина) список «с предания св. Саввы Сербскаго», сделанный им собственноручно,  яркая церковная публицистика. Иеродиакон Дамаскин находился в ближайшем окружении таких выдающихся иерархов Церкви, какими являются патриархи Никон, Иоаким и Адриан, архиепископ Холмогорский и Важский Афанасий, митрополиты Игнатий Тобольский и Иов Новгородский. Он общался и переписывался с выдающимися книжниками XVII века: чудовским монахом Евфимием, Космой Иверитом, Антимом Иверяну, Николаем Спафарием, валашским господарем-мучеником Константином Брынковяну, русскими послами – Федором Головиным, Борисом Шереметевым (трое последних – первые кавалеры русского ордена святого апостола Андрея Первозванного, валашский господарь награжден орденом тайно). Важно заметить, что свое путешествие на Соловки, о котором иеродиакон Дамаскин оставил яркое «повествование», он совершал, по-видимому, вместе с Петром (первый поход по Белому морю на яхте «Св. Петр», июнь 1694 года)

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=247...

На Соборе 1681-1682 годов  для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра - Воронежская , куда первым архиереем был избран Митрофан. 2 апреля 1682 года он был хиротонисан во епископа Воронежского . Хиротонию в Московском Большом Успенском соборе совершили патриарх Иоаким с 16 святителями. В ней участвовали: Корнилий , митрополит Новгородский и Великолуцкий, Маркелл , митрополит Псковский и Изборский, Никифор , митрополит Астраханский и Терский, Евфимий (Рылков) , митрополит Сарский и Подонский, Павел (Маровский) , митрополит Рязанский и Муромский, Филарет , митрополит Нижегородский и Алатырский, святитель Симеон (Молюков) , митрополит Смоленский и Дорогобужский, святитель Иларион , митрополит Суздальский и Юрьевский, Иона (Сысоевич) , митрополит Ростовский и Ярославский, Симон , митрополит Вологодский и Белозерский, Иона , архиеп. Вятский и Великопермский, Сергий (Велтахов) , архиеп. Тверской и Кашинский, Афанасий (Любимов) , архиеп. Холмогорский и Важский, Никита (Тотемский) , архиепископ Коломенский и Каширский, Геласий , архиепископ Великоустюжский и Тотемский, Леонтий , епископ Тамбовский и Козловский . Святитель Митрофан Воронежский После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве , устраивая дела новой епархии. В этот период ему довелось участвовать в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра . В конце августа 1682 года прибыл в Воронеж . Население края в те времена было разнородным. Пользуясь тем, что он был удалён от центра гражданской и духовной власти, сюда со всех концов России стекались люди, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний. Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства всё равно не хватало - некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты. Монастыри находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам - благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае. Привлекая население на свою сторону, они или уводили его в раскол, или отвлекали от хождения в храм.

http://drevo-info.ru/articles/4315.html

Часовня во имя прп. Варлаама Важского. Фотография. 2002 г. Часовня во имя прп. Варлаама Важского. Фотография. 2002 г. Монастырские деревни находились в Ледском стане Шенкурского у. по обеим берегам Пинежки и Ваги. Кроме пахотных земель и лугов В. м. имел леса и рыбные ловли на реках Ваге и Пинежке и озерах Лум, Снулус, Пинежское. Весной старцы или вкладчики ходили на ловлю рыбы в низовья Сев. Двины. Братия также выращивала на продажу лошадей и быков. Благодаря своему географическому положению В. м. посредничал в торговле: в Верховажье, на р. Кокшеньге (Кокшенге) и в Устьянской волости мон-рь покупал хлеб, к-рый продавал в Архангельске и Холмогорах, а также Антониево-Сийскому мон-рю; в обратном направлении везли соль. Вклады и подаяния (кружечные сборы и т. п.) давали В. м. от 7 до 20% годового дохода. За вклад определенной суммы денег (в XVII в. минимальная - 5 р.) или ее натурального эквивалента мон-рь обязывался принять вкладчика в число братии и содержать его в старости. Богатые вкладчики участвовали в хозяйственной деятельности мон-ря, получая прибыль. Часть денежных средств и зерна В. м. отдавал крестьянам в долг и в кабалу; во 2-й пол. XVII в. поступления денег и зерна по кабальным и долговым записям иногда доходили до 50% годового дохода мон-ря. К В. м. были приписаны пустыни: Троицкая Кодемская, основанная в 1590 г. старцем В. м. Иоасафом, в 1733-1764 гг.- Квалгозерская (близ оз. Юмзе в Шенкурском у.), основанная Новгородским митр. Никоном (впосл. Патриарх Московский и всея Руси). 1764-2003 В 1764 г. В. м. был закрыт, храм обращен в приходской, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Троицкий жен. мон-рь. В 1782 г. на месте обветшавшей Свято-Духовской ц. поставили деревянный храм с таким же посвящением. Это было прямоугольное в плане здание на высоком подклете с 4-скатной кровлей, центральная часть с алтарем была построена как восьмерик на четверике, верх представлял собой редко встречающееся восьмигранное кубоватое покрытие в 3 яруса, над к-рым возвышался небольшой глухой барабан с луковичной главой. В 1802 г. по грамоте Архангельского и Холмогорского еп. Евлампия (Введенского) на новом месте к юго-востоку от Свято-Духовской ц. заложили каменный храм с главным престолом во имя ап. Иоанна и приделами во имя прп. Варлаама Важского и в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (освящен в 1809). Над папертью церкви построили каменную колокольню. В 1821 г. деревянная ц. ап. Иоанна была разобрана, в том же году над местом захоронения прп. Варлаама Важского или неподалеку поставили деревянную часовню (возобновлена в 1894); в XIX - нач. XX в. в часовне стояла медная посеребренная рака под балдахином. В день памяти прп. Варлаама ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска в приход ап. Иоанна Богослова к часовне.

http://pravenc.ru/text/154235.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010