В 1692 году о. Паисий предпринял путешествие в Сийский монастырь с грамотою патриарха Адриана на имя архиепископа Холмогорского Афанасия, которого патриарх благословлял «ради прославления имени Господня и благокрасотства церковнаго, и по известию честнаго жительства и многобратства той обители вместо игумена начальства в том Антониеве Сгйском монастыре, от сего времени впредь будущая лета быти архимандрии, и во время всякое священнослужение совершати в шапке среброкованной, якоже обычай церковный повелеваешь, да зряще тоя обители духовножительствующге монаси, и христо-именитги всякаго чина и возвраста народа церковное благолепство и благодаряще Бога, на лучшее мышление преспеют жительства». Вместе с патриаршею грамотою о. Паисий привез в излюбленный свой монастырь небольшой серебряный крест с круглой эмалированной рукоятью, а также архимандричью шапку, украшенную образами Спасителя, Знамения Богородицы, апостолов, херувимов, серафимов, и обложенную резным серебром и золотом с камнями, и жемчугом, и пухом горностая. Подарил в казно-хранилище серебряную стопу, украшенную изображениями сивилл. Ризницу наделил ризами белой объяри, 500 рублей подарил на келейное строение, напрестольное Евангелие и многое другое. Тогда же он оставил в дар Сийскому монастырю четыре сундука, заповедав распечатать их лишь по смерти его, и притом в присутствии архиерея и настоятеля с братиею. Возвратившись в Москву, о. Паисий, как бы предчувствуя приближение своей кончины, поспешил прислать любимой обители и еще немало необходимого для нее. В 1695 году 7-го декабря в день памяти Антония Сийского в обители совершал литургию преосвященный Афанасий и был утешен жертвами о. Паисия. Через 10 дней скончался о. Паисий. Сам патриарх с архиереями и множеством духовенства отпевал о. Паисия в Богоявленском монастыре. Потом честное тело о. Паисия по его завещанию и грамоте патриарха увезено было в Сийский монастырь, где при служении архиепископа Холмогорского Афанасия, положено в каменной усыпальнице на правой стороне неподалеку от преподобных Исаии и Никанора. Над гробом о. Паисия в стене находится такая надпись: «Лета 7203 декембрия 17 числа волею Божьею преставился раб Божий дому святейшаго Адриана патриарха казначей монах Паисий Сийский. Над телом его надгробное пение сам святейший совершал с архиереями в Богоявленском монастыре, и по его святейшаго патриарха указу привезен погребсти на обещание в Сийский монастырь января в 7 число, и того же месяца в 13 день преосвященный Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский, над телом вышепомянутым отпев панихиду, погреб в усыпальнице. В ней же братия прощение творят ко гробу Чудотворца Антония. Пострижен в 172 году, в послушании был у игумена Феодосия, в дому святейшаго казначеем 19 лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Протопоп Прокопий избрал в священнки соборнаго дьячка Емельяна, но не спросил об этом согласия ни у поповскаго старосты, ни у игумении с сетрами Шенкурскаго монастыря. Между тем, Емельян оказался неугодным игумении с сестрами, и оне избрали себе другого кандидата – шенкурца Федора Никитина, котораго и прислали в Холмогоры для посвящения. И хотя Емельян был посвящен уже к тому времени в диаконы, но Афанасий по прежнему оставил его на должности дьячка при шенкурском соборе, а протопоп Прокопий, незаконно избравший ставленика, был наказан пеней в размере 2 руб. 8 алт. 2 денег. (Архив Арханг. Епарх. Древнехранилища). 72 См. его челобитную к архиерею: «Государю преосвящ. Афанасию, архиепископу Колм. и важ., бьет челом богомолец твой Важеского у. Вельского стану церкви Живоначальные Троицы Ивашко Федоров. Был я, богомолец твой, у тебя, Государя, у слушанья и благословлен во священники. Милостивый Государь, преосвящ. Афанасий…, пожалуй меня, богомольца своего, благослови, Государь, исповедать к поставлению во священники. Государь святитель, смилуйся». – На обороте помета: «198 г. Марта в 13 д. Преосвящ. Арх-п, слушав сей челоб., указал исповедать в попы», и далее: «По исповеди иеромонаха Савватия достоин священства». (Из собр. И.М. Сибирцева). 74 Труды Арханг. Стат. Комит. 1865 г., кн. I, стр. 24. Ср. Память от 1683 г. (марта) десятскому диакону Верховской чети Вельскаго стана Григорию – рукоп. Акад. Наук, из собр. Мясникова. – Подобныя же приказания были повторяемы и впоследствии, наприм. – в памяти от 1696 (7204) г., 11 января, данной священнику Важскаго у. Устьважской волости Успенской церкви Иову, отправлявшемуся для сбора дани в Важский уезд. (Архив Арханг. Епарх.древнехранилища). 75 28 сент. 1685 г. была «отпущена память… по челобиью Усьянских сох Шангальской волости церковного приказщика Афоньки Игнатьева, да земского судейки, да судного целовальника и всех тое волости крестьян, велено в тое волости церковному дьячку земския и мирския дела писать ради скудости их». (Пошл.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Наличие икон в Иркутском остроге, возможно привезенных еще землепроходцами, зафиксировано до постройки 1-й ц. во имя Нерукотворного образа Спасителя (освящена в 1672). Уже в 70-80-х гг. XVII в. здесь работал иконописец Никита Варфоломеев Иконник. До 1727 г. в городе было построено 13 храмов и создан 21 иконостас. Анализ описей церковного имущества позволяет предположить, что в среднем для каждого храма было изготовлено ок. 100 икон; кроме того, существовала потребность в иконах «личного благочестия». Большая часть этих икон (предположительно ок. 1,5 тыс.) могла быть создана в Иркутске в первые 50 лет существования города, однако до нашего времени дошло ок. 40. На примере сохранившихся памятников можно выделить 3 группы икон. Первая связана с работой сев. мастеров, приехавших в Сибирь. Это разнообразный круг икон, по количеству он самый значительный, что объясняется заселением Сибири преимущественно выходцами из Центр. Поморья (Устюжский, Важский уезды); неслучайно в Иркутске особо почитались святые Иоанн и Прокопий Устюжские, во имя к-рых была построена Чудотворская (Прокопиевская) ц. Ко 2-й группе можно отнести иконы, к-рые характеризует причастность их создателей к новым тенденциям, получившим развитие в Москве в творчестве Симона Ушакова и мастеров руководимой им иконописной мастерской Оружейной палаты. В Иркутске в 1683-1686 и 1689-1692 гг. работал ученик Симона Ушакова Леонтий Константинов Кислянский, который, занимая ответственные посты (письменного головы, затем иркутского воеводы), имел возможность влиять на художественные процессы в крае. Известно, что он организовал поиск материалов (красок и нефти, используемой в качестве растворителя), необходимых для иконописных работ. В Вост. Сибири «живоподобие» в иконописи явилось начальной стадией широко распространившегося в посл. десятилетия XVIII в. в иркутской иконописи стиля барокко. Смоленская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) Смоленская икона Божией Матери. 2-я пол. XVII в. (ИркОХМ) К 3-й группе причисляют самобытные иконы, написанные местными художниками.

http://pravenc.ru/text/674055.html

В 1694 г. архиеп. колмогорский и важский Афанасий спрашивал патриарха Адриана, как и какие дела ведаются в его патриаршем разряде: «писал ты, говорит патриарх, к нашей мерности просительно, как по древнему обычаю, в царствующем великом граде Москве, в нашем архиерейском разряде, чин и расположение всяких судимых дел духовных и земляных» и пр. Перечисляя затем различные дела, производящиеся в разряде и способ их производства, патриарх говорит: «а будет судятся священнический чин с священническим же или монашеским чином, или мирские люди судятся с священническим и монашеским чином, и с таких дел на виноватом емлют пошлин с рубля по гривне, и из того числа патриаршу боярину пять денег, приказному старцу, которому приказано духовныя дела ведать, тож " 485 . Таким образом, патриарх, отвечая на предложенный ему архиепископом официально вопрос об управлении, сделанный ему как главе церкви, в своем ответе прямо говорит, что дела духовные ведались только в патриаршем разряде, и что к ним приставлен был особый приказный старец, заседавший в разряде вместе с боярином. Очевидно, если бы духовные дела в 1694 г. ведались в духовном приказе, то патриарх, в таком случае, не мог бы говорить, что духовные дела ведались в разряде, что для их производства назначалось особое духовное лицо, под именем приказного старца. И если бы в то время действительно существовал, как самостоятельное учреждение, духовный приказ, заведовавший всеми духовными делами, то какой бы смысл имело присутствие в патриаршем разряде приказного старца, которому приказано духовные дела ведати? Г. Иванов говорит, что в приказе духовных дел судились в преступлении противу православия, рассматривались дела совести, а между тем в указе 1700 года 16 декабря, о закрытии патриаршего разряда, сказано: «а которые дела в патриаршем приказе (разряде) были, и впредь будут в расколе, и в каких противностях церкви Божией и в ересях: и те дела ведать преосвященнейшему Стефану, митрополиту рязанскому и муромскому» 486 , следовательно, все дела против православия ведались в патриаршем разряде, до самого его закрытия, а не в духовном приказе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Территории Ростовской и Вологодской епархий отличавшиеся непостоянством во второй половине XVII в., 190 вполне установились только после выделения из Ростовской митрополии (1682 г.) Великоустюжской и Томской епархии. В состав Великоустюжской епархии, при её учреждении, от Ростовской епархии отошли Великий Устюг, Тотьма и Соль-Вычегодская; в 1685 году к ним присоединены от Вятской и Великопермской город Яренск с уездом и Устью-Вымью, бывшие предметом долгих споров между Вятскими, Вологодскими и Устюжскими владыками. 191 К ним нужно прибавить Лальский посад (ныне заштатный город Устюжского уезда) и Кичменгский городок с Преображенской церковью. 192 Состав Великоустюжской, или просто Устюжской, епархии оказался постоянным надолго. В 1730 году в ней остаются кафедральный город – Вел. Устюг с посадом (21 цер.) и уездом (108 цер.), титульный – Тотьма с посадом (11 цер.) и уездом (47 цер.), Соль-Вычегодская с посадом (12 цер.) и уездом (23 цер.), Яренск с посадом (2 цер.) и уездом (61 цер.), Лальский посад (3 цер.), в уезде Лальского посада 23 цер., а всего в епархии 301 цер. 193 Числом церквей, при ничтожном приросте их количества, 194 Устюжская епархия в начале XVIII в. превосходила только пять великорусских епархий (Псковскую, Смоленскую, Вятскую, Холмогорскую и Астраханскую); по количеству монастырей она превосходила еще Тверскую, Белозерскую, Крутицкую, Воронежскую и Коломенскую, но крайней мере в середине 30-х годов XVIII в. 195 Особенно знаменитых и богатых монастырей в Великоустюжской епархии не было. Важнейшим и богатейшим из них можно назвать Архангельский в самом г. Устюге, основанный в 1216 г. препод. Киприаном вологодским чудотворцем; в нем было 5 церквей, а в вотчинах насчитывалось 2315 крестьянских душ. Большинство устюжских монастырей были малые и бедные, почему они упразднены при учреждении штатов в 1764 г., а некоторые даже раньше; все же к началу 40-х годов XVIII в. в Устюжской епархии оставалось 29 монастырей. 196 XVII Знаменитые северные монастыри Антониев-Сийский в Двинском уезде и Соловецкий на острове Белого моря принадлежали выделившейся в 1682 г. из Новгородской митрополии Холмогорской епархии. Холмогорскую и Важскую епархии при самом открытии и в продолжение почти всего XVIII в. составляли одни и те же города и уезды, а именно, кафедральный город – Холмогоры с уездом, титульный Вага с четвертями Важского присуда, г. Архангельск с уездом, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерским скитом. В 1727 г. в состав её входили, кроме Холмогор и Архангельска, уезды: Двинский (по р. С. Двине), Важский (Шенкурский), Кеврольский, Мезенский и Пинежская десятина. Взятые вместе с своими уездными и мелкими городками (Кола, Пустозерск, Корела (с Никольским мон.), Кемский городок, Новодвинская крепость, Сумский острог и др. области) они составляли постоянную территорию Холмогорской и Важской епархий 197 , переименованной в 1732 г. в Архангелогородскую и Холмогорскую. 198

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Борьба с Оттоманской Портой и Крымским ханством приобретает в устах Римского-Корсакова характер священной воины. Но священная война для России — не то, что мусульманский газават или католические крестовые походы. Не захват земель или отвоевание святых мест, а защита и освобождение братьев от агрессоров определяет ее сущность. " Дело же вам предлежащее, — говорил Игнатий, — есть дело не ваше, но дело Божие, эанеже о вере православной кафолической, о славе Бога небесного, об освобождении Церкви, лютое и нестерпимое от врагов гонение страждущей, и о братии вашей, во пленении агарянском сущей... предстоит вам подвизаться " . В отличие от " Слова воинству " , " Слово о помощи Богородицы " содержит и церковно-дидактические элементы. Игнатий требовал от воинов духовной чистоты. Оратор призвал их к воздержности от " лукавых дел " и к молитвам. Впрочем, в противность Иоакиму, спасение воинских душ Римский-Корсаков связывал не с богомольностью (для обоих ораторов весьма сомнительной), а со святостью их воинского труда!, " ибо о Божией ратующим славе как победить есть славно, так и умереть душеспасенно " . Отредактированные и оформленные Игнатием по веем правилам книжного искусства, речи его к воинам вошли в число лучших историко-публицистических произведении XVII в. 14 марта богато оформленный экземпляр " Слова воинству " был поднесен царевне Софье Алексеевне; в 1689 г. Афанасий, архиепископ Холмогорский и Важский, сделал с авторской рукописи еще один список. Вероятно, для царевны было оформлено в книжечку и " Слово о помощи Богородицы " " . Единственный сохранившийся его парадный экземпляр принадлежал (вместе с исчезнувшим позже " Словом воинству " ) библиотеке митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона — знаменитого бессребничеством и милосердием основателя Флорищевой пустыни. Еще в XIX в. в пустыни имелся и подписанный Игнатием дарственный экземпляр " Слова воинству " . Особая близость Илариона к царю Федору (у которого он был восприемником сына и советчиком в выборе второй жены) заставляет думать, что превращение его архиепископии в митрополию 11 декабря 1682 г. (согласно плану епархиальной реформы) могло быть учинено государем в противность патриарху. Да и во время Московского восстания 1682 г. Иларион, согласно " Созерцанию " Сильвестра Медведева, мужественно содействовал планам царевны Софьи, приведя к Троице-Сергиеву монастырю представителей всех стрелецких полков с повинной .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Того ж году маия в 4 день пожаловал великий государь в спальники князь Ивана княж Иванова сына Троекурова. Того ж числа служил у Архангела обедню и по великом госу даре понахиду Сергий архиепископ Тверский и Кашинский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Михайла Алегукович Черкаской, да окольничей князь Михайла Иванович Лыков, да диак Михаиле Прокофьев. Того ж числа указал великий государь по челобитью стрельцов Иванова приказу Полтева, ево Ивана переменить, а быть у ево первого приказу в полковниках Никите Глебову. Того ж году маия в 12 день служил у Архангела обедню и по великом государе понахиду Никита архиепископ Коломенский и Каширский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Иван Борисович Троекуров, да окольничей князь Степан Федорович Львов, да диак Григорей Близняков. Того ж числа указал великий государь боярина Артемона Сергеевича Матвеева, вотчины, которые были розданы, и людей, которые были отпущены ево дому, велено отдать ему по-прежнему. Того ж числа пожаловал великий государь в спальники князь Бориса княж Иванова сына Куракина, да Андрея Артемонова сына Матвеева, да Михайла Григорьева сына Нарышкина. Того ж году маия в 13 день служил у Михайла Архангела по великом государе обедню и понахиду Афонасий архиепископ Колмогорский и Важский. Того ж году сидели у великого государя гроба боярин князь Федор Григорьевич Ромодановской, да окольничей Андрей Иванович Чириков, да диак Микита Полунин. Того ж числа сказано в сход к Козани, против башкирцов окольничему князю Даниле Офонасьевичю Борятинскому. Того ж году маия в 14 служил у Михайла Архангела по великом государе обедню и понахиду Галасий архиепископ Устюжский и Тотемский. Того ж числа сидели у гроба великого государя боярин князь Михайла Григорьевич Ромодановской, да думной дворенин Лев Демидович Голохвастов, да диак Михайла Воинов. Того ж числа сказано в Коломенское для розыску, что мужики, сковав прикащика, посадили в тюрьму, а сами взбунтовались, думному дворенину Федору Савичю Нарбекову, да с ним диаку Тимофею Литвинову.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРНАВА Варнава (Волатковский), архиеп. Холмогорский. Портрет. XVIII в. (РГИА) Варнава (Волатковский), архиеп. Холмогорский. Портрет. XVIII в. (РГИА) (Волатковский [Волостковский] Василий Васильевич; 1672 (по др. данным, 1660), имение Волостков между Львовом и Перемышлем - 8.10.1730, г. Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский. Род. в семье капитана польск. королевской службы, образование получил в Киево-Могилянской коллегии, по окончании к-рой принял постриг, был оставлен в коллегии учителем. В 1705 г. переехал в Москву, в сане иеромонаха состоял проповедником в Заиконоспасском в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ре и учителем лат. школ, также занимал должность учителя и проповедника в Московской славяно-латинской академии (см. Славяно-греко-латинская академия ). 24 авг. 1712 г. хиротонисан во архиепископа Холмогорского и Важского. По пути в епархию был задержан ранним ледоставом на р. Сухоне и 3 недели провел в Агапитовом Маркушевском во имя св. Николая мон-ре , составил о нем «Историю вкратце» (рукопись для хранения была оставлена в обители). В Холмогоры прибыл не ранее 21 нояб. того же года. 6 дек. 1712 г. дал грамоту на устройство престола в честь Покрова Пресв. Богородицы на нижнем этаже храма в архангельском во имя арх. Михаила монастыре. В 1714 г. учредил школу при корельском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре. 3 февр. 1715 г. по просьбе холмогорца Д. Матвеева благословил соорудить в Архангельске деревянную ц. Благовещения Пресв. Богородицы с приделом во имя вмч. Димитрия Солунского , в 1721 г. в ней устроили придел во имя Устюжских чудотворцев Прокопия и Иоанна . Пользовался благоволением Петра I и обращался непосредственно к нему по разным делам. По всей вероятности, В. участвовал в обсуждении одного из вариантов ответного послания Российской Церкви на предложение Сорбоннского ун-та о соединении Церквей, к-рое было передано через Петра I. В 1719 г. В. был вызван на чреду священнослужения в С.-Петербург и награжден 30 червонцами. В 1722 г. просил Синод о невзыскании недоимок и о назначении хлебной руги архиерейскому дому взамен за отобранные рыбные ловли на Мурманском берегу.

http://pravenc.ru/text/154277.html

Все храмы Трёх Святителей (347 всего, 345 на карте) Алтайский край Советский район. Шульгин лог. Трёх Святителей, церковь Архангельская область Плесецкий район. Труфановская. Богоявления Господня на Красновском погосте, церковь (с приделом Трёх Святителей) Шенкурский район. Смотраковская (Пинежка). Иоанно-Богословский Варлаамиев Важский монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа (Трёх Святителей) (с приделом Трёх Святителей) Холмогорский район. Чуроз-гора (Средь-Мехреньга). Рождества Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Трёх Святителей) Вельский район. Хозьмино. Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Трёх Святителей) Приморский район. Кадь. Трёх Святителей, церковь Каргопольский район. Чепца, урочище. Воскресения Христова, церковь (с приделом Трёх Святителей) Каргопольский район. Фатьяново. Трёх Святителей, часовня Онежский район. Унежма. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Трёх Святителей) Каргопольский район. Семёновская (Троица). Рождества Христова, церковь (с приделом Трёх Святителей) Плесецкий район. Немята, урочище. Трех Святителей, часовня Астраханская область Володарский район. Большой Могой. Трёх Святителей, церковь Астрахань, город. Астрахань. Казанской иконы Божией Матери, собор (с приделом Трёх Святителей) Беларусь, Брестская область Малоритский район. Радеж. Трёх Святителей, церковь Беларусь, Витебская область Витебск, город. Витебск. Успения Пресвятой Богородицы (старый), собор (с приделом Трёх Святителей) Беларусь, Могилёвская область Могилёв, город. Могилёв. Трёх Святителей, кафедральный собор Белгородская область Старый Оскол, город. Старый Оскол. Богоявления Господня, собор (с приделом Трёх Святителей) Чернянский район. Новая Масловка. Трех Святителей, церковь Борисовский район. Стригуны 1-е. Трех Святителей, церковь Болгария Шуменская область. Шумен. Трёх Святителей, церковь Великотырновская область. Велико-Тырново. Вознесения Господня, церковь (с приделом Трёх Святителей) Брянская область Карачевский район. Одрино. Николо-Одрин женский монастырь. Церковь Трех Святителей в братском корпусе

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=59

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010