В XVI-XVIII вв. почитание В. В. широко распространилось в Поважье. В мон-ре велась «Книга чудес преподобного», куда со слов людей, к-рым помог В. В., записывались случаи чудотворений по молитвам к преподобному. В нач. XVII в. была составлена служба В. В. с 2 канонами (в описи б-ки Патриарха Филарета 1630 г. значился сб. «Канун и житие преподобнаго отца нашего Варлаама, иже на Ваге реце Пенежскаго чюдотворца» - Иванов П. Опись Гос. архива. М., 1849. С. 292). Празднование В. В. было установлено Новгородским и Великолукским митр. Киприаном. В 1630/31 г. митр. Киприан просил игум. Иоанно-Богословского мон-ря Евфимия прислать «икону Варлама Пеняжского, Новгородцкаго чюдотворца, да и службу его всю з житием и с чюдесы» (ГААО. Ф. 829. Оп. 3. 23). 14 февр. 1631 г. митр. Киприан дал благословенную грамоту на постройку деревянного придельного храма «преподобнаго Варламия, Пенежского чюдотворца» при ц. Иоанна Богослова и подписал антиминс для нового престола (Там же. 22), придел был освящен 19 июня 1635 г. В 1764 г. Иоанно-Богословский монастырь был закрыт, ц. Иоанна Богослова преобразована в приходскую, насельники переведены в Шенкурск, в упраздненный Свято-Троицкий жен. мон-рь. В 1802-1809 гг. в отдалении от могилы В. В. была возведена каменная ц. во имя Иоанна Богослова с приделом в честь В. В.; в 1821 г. над захоронением преподобного или рядом выстроили часовню (обновлена в 1894). Мощи В. В. находились под спудом, над ними была сооружена медная посеребренная рака под балдахином. В XVIII - нач. XX в. в день памяти В. В. к часовне ежегодно совершался крестный ход из Шенкурска. Часовня сохранилась, в 1929 г. она была занята под зернохранилище совхозом им. Кирова, в наст. время принадлежит Церкви; ведется работа по установлению местонахождения мощей В. В. В XVIII-XIX вв. в Поважье было сооружено неск. храмов с приделами во имя В. В.: в Великониколаевском, Усть-Пуйском и Нижнепуйском приходах Шенкурского у. В 1886 г. в дер. Устьяновской (в Кицком приходе, ближе к устью Ваги) усилиями местных крестьян была построена часовня во имя В. В. К нач. XX в. почитание В. В. в основном ограничивалось окрестностями бывш. Богословского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/154233.html

В устных преданиях о В. В., до сих пор бытующих на территории Шенкурского р-на Архангельской обл., рассказывается о том, что святой приплыл в эти края на плоту или на камне. Существуют топонимические предания, связанные с преподобным: название дер. Медлеши объясняют тем, что В. В. здесь «медлил» (отдыхал). В преданиях о «проклятом» Заважье (неск. деревень на правом берегу Ваги напротив Шеговар) рассказывается, что плывший на камне В. В. пристал вначале к правому берегу Ваги, однако местные жители не захотели его принять и оттолкнули камень, за это святой наслал на них «гадов» (до сих пор на правом берегу Ваги много змей, а на левом их нет). Особенным почитанием у жителей Важского края пользуется «Варламиев (Варламовский) колодчик», находящийся на р. Ледь на Ледском пастбище в 9 км от Иоанно-Богословского мон-ря. По преданию, это было место уединенных подвигов В. В., по его молитвам здесь забил ключ, впосл. над ним возвели часовню. В кон. XIX - нач. XX в., в день памяти В. В., к «Варламиеву колодчику» совершали паломничество крестьяне, жившие по Ваге и Леди. В наст. время у «Варламиева колодчика» ежегодно в день памяти преподобного служит молебен настоятель шенкурской ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Ист.: Житие прп. Варлаама Важескаго: Изд. древнего рукоп. жития/С предисл. А. Григоровича//ПО. 1887. Июль. Прил. С. 9-47; То же. СПб., 1893; ГВНиП. (по указ.); Тихомиров М. Н. Забытые и неизвестные произведения рус. письменности//АЕ за 1960 г. М., 1962. С. 234-243 [Часть жития в первонач. ред.]; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 123-138 [Служба В. В.]. Лит.: Мясников М. Н. Ист. описание Ваги и г. Шенкурска, сост. из древних рус. летописей, царских и святительских грамот, писцовых и дозорных книг, монастырских, церк. и канцелярских записок//Отечественные зап. Павла Свиньина. 1829. Ч. 38. 109. С. 232-246; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 77-78; Краткое ист. описание приходов и церквей Архангельской епархии/Изд. Арханг. епарх. церк.-археол. комитета. Архангельск, 1895.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Подведём итоги. Если рассматривать содержание жизни Василия-Варлаама с точки зрения признаков святости, сформулированных агиографом Ионой в предисловии к Житию, то благочестие посадника Василия, его ночные молитвенные бдения, основание монастыря, строительство приходских храмов и постриг, безусловно, свидетельствуют о вере Василия, то есть о наличии первого признака святости. Второй признак – добрые дела, выражен в заботе о нищих и странниках, а также в обеспечении монастыря и построенных приходских церквей всем необходимым. Примечательно, но не удивительно, что, сообщая конкретные названия и даже местоположение храмов, построенных посадником Василием в Поважье, агиограф не называет более в основной части Жития ни одного конкретного примера его добрых дел. Очевидно, что ко времени написания Жития не сохранилось воспоминаний о них, в то время как храмы ещё стояли. Однако агиографу удалось привести конкретный, и очень яркий, пример отношения святого к евангельским заповедям, проявившегося уже, правда, после его смерти. Текст Жития не содержит ни одного прижизненного чуда святого, за исключением пророчества о месте, на котором будет стоять монастырь, и о пустом месте к востоку от него, но имеет уже в первоначальной редакции двадцать четыре посмертных чуда. Первое из них, явление Варлаама Важского игумену и старшей братии монастыря во время голода. Когда монастырские запасы начали истощаться в результате неурожая и возникшего в Поважье голода, а монастырские слуги стали разбегаться из монастыря, игумен Паисий велел не выдавать хлеб из монастырских закромов тем, кто приходил в монастырь за подаянием. Он даже решил не устраивать угощения для всех пришедших в монастырь в день памяти его основателя (19 июня). Это было нарушением завещания Варлаама Важского, велевшего ежегодно в день своей смерти кормить всех, пришедших в обитель. И вот накануне этого дня Варлаам Важский явился во сне игумену Паисию и старшей братии монастыря, запрещая им нарушать установление и угрожая полным оскудением монастыря и лишением награды на Небесах за оставление нищих без пропитания (ЖВВ, с. 22−24). Отмечу, что содержанием остальных чудес Варлаама Важского также является забота о нуждающихся: он исцеляет от болезней, защищает от злых духов и спасает от бедствий. Таким образом, сюжеты Жития вполне укладываются в заданную агиографом смысловую канву, которая, как было сказано выше, соответствует скорее житию праведника, чем преподобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1) «Водное» появление святого. Связь подвижника с водой, проявляющаяся, в первую очередь, в его чудесном хождении по воде «яко по суху», и в плавании святого, мотив многих фольклорных и агиографических текстов, в которых рассказывается о перемещении подвижников и об основании новых храмов и новых обителей. Плавание святого в житийном повествовании, обладает особым смыслом: «водное» появление святого в той или иной местности происходит согласно божественному произволению, а основание храмов на месте остановки камня, корабля или плота, также совершается по божественному промыслу 80 . Сюжетный мотив «плавание святого», получивший сакрально-христианское наполнение в агиографических произведениях, восходит к архетипическим представлениям о воде, как основной сфере обитания героев фольклора. Причём предметы, на которых они перемещаются по воде, становятся чудодейственными. Очевидна также связь «водного» появления святого с представлением о явленных святынях – иконах и крестах, а также явленных святых мощах, либо чудесным образом появляющихся рядом с водой (на источнике, около колодца), либо принесённых водой 81 . Показательно в этом смысле предание об основании на Северной Двине села Качем на месте обретения икон: «...Там была часовня поставлена: там по речке двух святых принесло, по речке Тойме, и они остановились у куста. И им была поставлена часовня. Это Никола, Никола... И этих святых они узаконили, сделали часовенку и клали туда обеты» 82 . 2) Святой плывёт на камне, а также на лодке, плоту, мантии или ризе. Камень, плот, риза и мантия, как показывает материал, оказываются взаимозаменяемы в устной традиции, что говорит об их семантической тождественности. Так, например, Варлаам Важский в устных преданиях может плыть как на камне, так и на плоту 83 . Святитель Стефан Пермский мог перемещаться по воде на камне, на плоту и на лодке 84 . О плавании святого в одних случаях на камне, а в других, на ризе, повествуется в преданиях о святом Варнаве Ветлужском. Некоторые из них нашли отражение в повести M.M. Пришвина «У стен града невидимого» 85 . В основе преданий о Варнаве, записанных писателем в г. Варнавине на р. Ветлуге, притоке Волги, лежит реальный факт – уход Варнавы из этих мест. В одном из преданий уход Варнавы объясняется его размолвкой с Иваном Грозным: «А славный был, – рассказывает бабушка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Варлаам Важский, Шенкурский, в миру Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник — один их богатейших людей Великого Новгорода. Древний повествователь пишет о нем: «Посадник Василий по наследству («из отечества») владел Заволочьем; р. Вага со всеми ее окрестностями была в его владении». По другим сведениям, дед Василия Степановича Василий Матвеевич Своеземцев, новгородский посадник, по купчей крепости 1315 г. приобрел у чудских старшин земли Шенкурские до Ростовских границ. Василий Степанович первый завел на Ваге хлебопашество; до того времени чудь питалась ловлей зверей и рыбы. Он складывал огромные средства свои для пользы дикой страны и особенно уделял внимание на нравственное образование ее жителей. Сам живя в Новгороде, пишет повествователь жития его, посылал он в Заволочье управителей, а по временам и сам бывал на Ваге для личных распоряжений и надзора за управлением доверенных. Он любил Вагу. По этой любви построил он в Заволочье, на горе над р. Вагой, городок и назвал его «Пинежским городком», как поставленный над рекой Пинежкой. Тогда городки получали имена по рекам и урочищам, замечает древний повествователь. Пинежка впадает в р. Вагу в 16-ти верстах ниже Шенкурска. В Новгороде Василий, продолжает повествователь, начальствовал честно и ненавидел все худое. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, врачом больных, в доме его находили себе покой все странники. Особенно же расточал он благотворения свои на любимой Ваге. Он построил здесь много храмов. Им были построены храмы Рождества Христова на Химаневе, храм Рождества Богородицы на Усть-Пуе, храм Рождества Предтечи на Леде. По особому Божьему внушению, в 1444 году основал Василий Степанович на Ваге иноческую обитель в честь евангелиста Иоанна. Обители своей он дал много земель, утвердив свои пожертвования грамотами. Так, известны грамоты, которыми в 1452 году назначены были три села с землями в пользу Богословской обители, и в тех же грамотах видим игумена обители Серапиона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Еще далее к северу, в глубине Заволочья пустынные берега реки Ваги прославлены преп. Варлаамом Шенкурским, и в мирской его жизни и в иночестве. Посадник Великого Новгорода, Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями, имел обширные наследственные владения в Заволочье, 87 и употреблял огромные средства свои для пользы дикой страны, а особенно для нравственного образования туземцев. Он жил в Новгороде и посылал в отчину свою управителей, а по временам и сам бывал на Ваге. 88 Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, покровителем странников. Тревоги и неправды, при союзе Новгорода с Шемякой, возмущали совесть богобоязненного посадника; он совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край; на Ваге он основал иноческую обитель, в честь евангелиста Иоанна, наградив ее селами и угодьями. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович, оставив жену и детей, поселился в обители евангелиста и принял монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто и не был основателем обители и владельцем богатых земель. Сколько знаменит он был за оградой обители, столько в обители, в одежде инока, старался отличаться только иноческими подвигами. Верный Владыке своему раб, он работал Ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. Достигнув глубокой старости, преп. Варлаам мирно преставился 10 июня 1462 года, незадолго до покорения Новгорода и всего Важского и Двинского края державным великим князем Иоанном. При необыкновенном разливе р. Ваги в июне 1552 года оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь Богословский. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб преп. Варлаама. Братия перенесли гроб основателя своей обители в церковь и увидели, что мощи преп. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и сам гроб не истлели. 89

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Он был великий чудотворец и прозорливец. Так, он исцелил дочь вел. князя, боярина Василия Кутуза и многих других. Он предсказал свержение татарского ига, и никто не мог утаить пред святителем помышлений своих.  Однажды ночью протопоп Успенского собора Иаков услышал из алтаря голос: «Иаков, пойди скажи рабу Моему Ионе, что так как он просит у Меня ради своего душевного спасения болезни телесной, Я услышал его просьбу: пошлю ему на ногу язву, от которой он умрет; пусть ввиду скорого преставления окончит дела, налагаемые обязанностью архипастыря!» Иаков не посмел открыть свое видение митрополиту. Тогда прозорливый святитель сказал ему, что так как он скрыл то, что ему было возвещено Святым Духом, то Бог возьмет у него супругу, и велел приготовить ее к смерти! Она скончалась через три дня, не будучи больной. А сам святитель заболел язвой на ноге, но не переставал посещать церковь. Скончался он 31 марта 1461 г., в преклонных годах, с молитвой на устах. Местное празднование ему было установлено 31 мая со святителями Феогностом, Киприаном и Фотием при вел. князе Иоанне III, когда при возведении теперешнего Успенского собора их святые мощи были обретены нетленными. При этом был исцелен больной семилетний сын священника Петра — Симеон. Во время молебна он воскликнул: «Дождь идет!» — а на небе не было и облака. Домой мальчик вернулся здоровым. В то же время получил исцеление немой, которому явился святитель Иона и коснулся его языка. •  Город Галич, вблизи которого родился будущий святитель, находится в Костромской обл., прежде губернии. Симонов монастырь, в котором начал иноческое послушание свт. Иона, находится на левом берегу р. Москвы, в 3-й Рогожской части (ныне Восточная ул.). Монастырь основан племянником прп. Сергия Радонежского Феодором (впоследствии митрополитом Ростовским) в 1370 г. Монастырь подвергся разрушению в 20—30-е гг. нынешнего века. На большей части монастыря построен Дворец культуры автозавода им. Лихачева, из шести храмов сохранился один.  •  До 1449 г. святитель окормлял церковь в звании епископа Рязанского, после был хиротонисан в сан митрополита и управлял паствою 12 лет до, преставления. Преподобный Варлаам Важский, или Шенкурский (+ 1462)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Чушевская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1440 - 1462. Год утраты:приблизительно 1876 (Разобрана по ветхости) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.301902, 42.940462 Проезд:От Шенкурска автобусом на Шеговары до х. Черепаха, далее идти по кусту деревень до моста на юго-восток, затем - на юго-запад, ок. 7 км. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ледский приход расположен по обоим берегам нижнего течения реки Леды, левого притока Ваги (бассейн Северной Двины). До 1917 года деревни этого прихода находились в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках эти земли принадлежали роду Своеземцевых. Около 1426 года новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, всего в 10 верстах от деревень будущего Ледского прихода, был построен Пинежский городок, а в конце 1440-х - начале 1450-х годов возле него он основал Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. В 1456 году В.С. Своеземцев в своём монастыре на Ваге принял постриг с именем Варлаам, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных. Имеются исторические сведения, что первую церковь на Ледском погосте во вт. четв. XV века построил В.С. Своеземцев. Это был шатровый храм " восьмериком от пошвы " , с востока и с запада имевший прирубы, крытые бочками, причём трапезная была опоясана галереей. Храм имел один престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Погост получил название Ледский благодаря реки, на правом берегу которой он находился. Издавна на погосте стояла и Георгиевская церковь, когда построенная - остаётся неизвестно. Взамен неё вторая Георгиевская церковь на Ледском погосте была выстроена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 года, данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " . Эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=59331

Чушевская. Церковь Варлаама Важского на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варлаама Важского Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Чермецкий Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.302123, 42.940649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ледский приход. Современное местоположение: д. Чушевская, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Приход получил название по реке Леди. Приходские храмы находились в с. Чушевском. Начало приходу положил преп. Варлаам Важский, который построил здесь между 1426 и 1456 гг. храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь простояла не менее 420 лет. На ее месте в 1876 г. построили новую церковь в честь преп. Варлаама. Издавна в приходе существовала и Георгиевская церковь. Когда построена первая, неизвестно. Вторая построена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 г., данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 117-120.). Эта церковь сгорела. По храмозданной грамоте Новгородского митрополита Питирима построена была церковь во имя Богоявления Господня с приделом в честь вмч. Георгия. По устному преданию, она сгорела в 1772 г. Построенная вместо нее церковь сгорела 27 ноября 1815 г. По указу ДК от 12 января 1816 г. начато строительство каменной двухэтажной церкви. Престолы: в верхнем этаже средний - в честь Рождества Иоанна Предтечи, южный - Казанской иконы Божией Матери, северный - вмч. Георгия; в нижнем этаже средний - в честь Богоявления Господня, южный - Сретения Господня, северный - Николая Чудотворца. Церковный староста: Андрей Кузнецов с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=38919

С. Васильев и В. Л. Янин , закрепилась фамилия Своеземцев или Своеземцев-Едемский. Предки В. В. активно участвовали в заселении и освоении территорий по р. Ваге, левому притоку Сев. Двины, в местности, к-рую новгородцы называли Заволочьем. В 1315 г. дед преподобного новгородский посадник Василий Матвеевич приобрел в этих краях земли у чудских старшин Азиса Харитонца (Харитония), Родда (Иродиона) и Игнатца (Игнатия) за 20 тыс. белок и за 10 р. (ГВНиП. 279). В 80-х гг. XV в. потомки рода, к к-рому принадлежал В. В., были переведены по указу вел. кн. Иоанна III Васильевича из Поважья в Костромской у., где в XVI-XVIII вв. были известны как Шенкурские (основателем рода Шенкурских в Костромском у. считается внук В. В. Исаак Семенович (Немир)). В Важском у. они звались Едемскими. В XVI-XVIII вв. нек-рые представители рода стали церковнослужителями, потомки Едемских - Долгобородовы в XVII в. были служителями Иоанно-Богословского мон-ря. Л. С. Долгобородов был зам. старосты Иоанно-Богословского прихода перед закрытием храма в 1929 г. Большую часть своей жизни В. В. прожил в миру, был женат, по летописям и грамотам известны 2 его сына - Иван и Семен (др. источники говорят о 2 дочерях и 8 сыновьях В. В.). Важное место в житии святого занимает рассказ о создании им городка при впадении в Вагу р. Пинежки (Пенежки), куда вскоре Василий Степанович переселился с семьей (во время археологических раскопок в 1959 и 1975 здесь было обнаружено укрепленное городище - Овсянников О. В. Из истории средневековых укреплений на Архангельском Севере//Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967. С. 164-166). Новгородская I летопись под 1445 г. сообщает о неудачном походе новгородцев под предводительством воеводы Василия Шенкурского на племя югру, обитавшее в Заволочье (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 425), исследователи отождествляют Василия Шенкурского с Василием Степановичем. Чуть позже Василий Степанович стал посадником - так он называет себя в грамоте Иоанно-Богословскому мон-рю. Согласно житию, он был посадником в Новгороде.

http://pravenc.ru/text/154233.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010