Городские и пригородные монастыри обыкновенно созидались набожным усердием высших иерархов, князей, бояр, богатых горожан, – людей, которые оставались в стороне от созданного ими монастырского братства. Ктиторы обстраивали обитель, созывали братию и давали ей средства содержания. Митрополиты и епископы строили обители, чтобы отдыхать там от пастырских трудов, пребывать временами в молитвенном уединении и упокоиться по оставлении паствы. Владетельный князь украшал обителями свой стольный город, свое княжество, чтобы создать «прибежище» для окрестных обывателей и иметь постоянных богомольцев за себя с семьею и родителей, иногда исполняя обет, данный в трудном случае, или ознаменовать память о каком либо счастливом событии своего княжения. Боярин или богатый купец создавал себе в монастыре место, где надеялся с наибольшей пользой для души молиться и благотворить при жизни и лечь по смерти. Новгородский боярин Своеземцев, богатый землевладелец, в XV веке построил около своего городка на р. Ваге монастырь, в котором сам постригся с именем Варлаама, приписав к нему значительные земли и оставив братии завет посмертный – ежегодно в день его кончины вдоволь кормить бедных, сколько бы их ни набралось; после трапезы наказал наделять их печеным и зерновым хлебом. Это был Преп. Варлаам Шенкурский или Важский (прест. 1462). Иногда обитель строилась при содействии общества городского или сельского. Обитель была нужна, чтобы обывателям было где постричься в старости и при смерти и «устроить душу» посмертным поминовением. Такие монастыри, бывшие в ежедневном общении с миром, назывались «мирскими» (Ключевский). Другия обители имели более самобытное происхождение, основывались людьми, которые, отрекшись от мира, уходили в пустыню, там становились руководителями собиравшегося к ним братства и сами изыскивали средства для построения и содержания монастыря. Иные основатели становились отшельниками прямо из мира, еще до пострижения, подобно Преп. Сергию Радонежскому, но большинство проходило иноческий искус в каком либо монастыре, обыкновенно также пустынном, и оттуда потом уходило для лесного уединения и создавало новые пустынные обители, являвшияся как бы колониями старых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Топосы, характерные для рассказа о принятии святым пострига, появляются в Житии Варлаама Важского в соответствующем месте, в главе «О пострижении святаго», однако эти события относились уже к концу его земного пути. А первая глава основной части Жития продолжается рассказом о том, что посадник Василий владел землями в районе реки Ваги, называемом Заволочье, и построил там городок на речке Пенежке, куда он нередко наведывался, проверяя, как идёт строительство, после чего возвращался в Новгород, «правяше начальство свое» (ЖВВ, с. 12–13). Отметим, что в рассказе о мирских занятиях посадника Василия нет ни малейшего намёка на то, чтобы он тяготился или пренебрегал этими занятиями, в то время как в Житии Антония Сийского агиограф отмечает отсутствие у будущего подвижника склонности к земледельческому труду (ЖАС, с. 247). Жизнь посадника Василия в Новгороде описана в Житии следующим образом: «Живяше тамо по обычаю своему благочестно, благими длы украшая душу свою, милостынями яже къ нищимъ сокровище полагая на небесхъ, и всми благими нравы угождаше, яко врный рабъ, владыц своему Богу, но убо яко кротокъ и тихъ бяше душею блаженный Василие» (ЖВВ, с. 13). Это – описание тех добрых дел, о которых агиограф говорил в предисловии как об одной из двух основ святой жизни. Параллели к этому фрагменту текста Жития Варлаама Важского находим в уже упоминавшемся описании родителей Антония Сийского, самого Антония до принятия пострига и Филарета Милостивого. Таким образом, описание жизни посадника Василия в Новгороде близко описаниям добродетелей праведных мирян. Слова «кротокъ и тихъ бяше душею», завершающие описание нрава посадника Василия, одновременно являются переходом к последнему сюжету первой главки основной части Жития Варлаама Важского. Кроткий Василий «[м]ногих ради нашествий ратныхъ бывающихъ Новуграду, оставляетъ великий Новъградъ, вземъ жену и дти своя, исходитъ из роду своего и отчьства, якоже новый Авраам, и отходит во свою отчину на Вагу, в Заволочие глаголемое, идже издалеча Богъ ведяше его на сие мсто, хотя показати его напослдокъ свтило миру, таже пришедъ вселися во град свой Пнежский глаголемый» (ЖВВ, с. 13). О значимости этого переселения говорит уподобление Василия праотцу Аврааму и указание на то, что это переселение должно было послужить прославлению святого. Вообще, Варлаам Важский дважды уподобляется Аврааму в Житии. В этом случае агиограф находит параллель между переселением посадника Василия из Новгорода в Заволочье и переселением праотца Авраама из Ура Халдейского в Землю Обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие мотивы, присущие типичным иноческим житиям, отсутствуют в Житии Варлаама Важского. Как уже отмечалось, в Житии нет топосов, характерных для повествования о детстве и отрочестве будущего преподобного, а также ряда топосов, обязательных для житий преподобных и основателей монастырей. Тем не менее, подробный анализ тем, сюжетов и литературных формул Жития показал, что все они традиционны: если они не являются топосами того или иного агиографического типа, то, во всяком случае, находятся в русле традиции и не могут считаться неканоническими элементами. Не менее существенны и особенности композиции памятника, и соотношение частей его текста. Поскольку значительную часть жизни Варлаам Важский провёл в миру и, будучи мирянином, основал монастырь и ряд приходских церквей, то его жизнь до принятия монашества, неизбежно должна была быть представлена в Житии как жизнь добродетельного мирянина, то есть праведника. При этом, если в типичных житиях основателей монастырей обстоятельства основания обители занимают значительное, но не преобладающее место, то в Житии Варлаама Важского именно обстоятельства основания монастыря заняли большую часть памятника, а важнейшие черты образа святого представляют собой праведнические добродетели. Монашество представлено в Житии венцом жизни Василия-Варлаама, но не основным её содержанием. Итак, Житие Варлаама Важского не является типичным житием инока или основателя монастыря. Это житие праведника-мирянина, который, переселившись на новое место, основал там монастырь и после многих лет праведной жизни постригся в нём, увенчав иночеством свой жизненный путь. Особенности Жития Варлаама Важского связаны с реальными особенностями жизни его героя. Перед агиографом стояла непростая задача – написать житие святого, чью жизнь было трудно уложить в рамки традиционной схемы какого-то одного агиографического типа. На мой взгляд, Иона достаточно бережно обошёлся с теми немногими сведениями о святом, которые ему удалось собрать. Конечно, агиограф опирался на устные рассказы и, по-видимому, на письменные документы, хранившиеся в монастыре 540 . Однако Иона сумел переплавить полученные сведения в традиционные элементы образа святого, поэтому не особенности источников являются причиной «неканоничности» Жития Варлаама Важского. Настоящая причина необычности этого Жития состоит, как мне представляется, в том, что, создавая агиографический образ Василия-Варлаама, Иона заимствовал различные традиционные приёмы из житийных текстов разных агиографических типов, а именно, житий преподобных (в том числе основателей монастырей) и праведников, и соединил их, руководствуясь последовательностью и логикой событий реальной жизни своего героя. Результатом стало, возможно, единственное в своём роде житие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другое обстоятельство еще более замечательно. У одного из сродников царского дома, боярина Абрама Федоровича Лопухина , супруга его, боярыня Феодосия, родила сряду трех мертвых младенцев и весьма тем огорчалась. Одна знакомая женщина сказала ей: «Призови себе на помощь Илариона, митрополита Суздальского, может быть, по молитвам его, ты родишь живого младенца, потому что он помогает многим прибегающим к нему с верою». На это Феодосия сказала: «Будучи еще жив, он не показывал к нам особенной любви, а теперь я не знаю, как просить от него помощи». После того Феодосии явился во сне святитель Иларион и сказал ей: «Разве я сделал тебе какое зло или чем обидел тебя при жизни моей, что ты считаешь меня врагом себе? Призови меня на помощь, и дитя, которое ты носишь теперь во чреве, родится живым». Феодосия еще сама не знала в то время, что была беременна, но после этого сновидения стала усердно молить почившего святителя, чтобы испросил ей у Бога живое дитя. Молитва ее была услышана: она родила дочь, которую при крещении назвали именем святой Анастасии Узорешительницы. Обрадованная боярыня послала денежный вклад в Суздальскую соборную церковь , прося совершать панихиды при гробе митрополита Илариона, и вписала имя его в свой помянник. Это случилось спустя два года по кончине святителя. Святостию своей жизни, молитвенной и многопостной, святитель Божий Иларион оставил по себе в народе живую память угодника Божия. Доныне многие притекают к его гробу и служат панихиды, ожидая богоугодных молитв и помощи его в тяжких недугах и горестях житейских. Особенно многие беременные женщины, не только в Суздале, но и в других городах, прибегают к нему с молитвою о счастливом чадорождении и имеют у себя живописное изображение митрополита Илариона. Мне случилось видеть этот портрет в Москве, у благочестивой и добродетельной княгини В–ой, которая сама прибегала и двум замужним дочерям своим советовала прибегать во время беременности к молитвенной помощи богоугодного святителя Суздальского. Василий Степанович Своеземцев, в иночестве преподобный Варлаам Важский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

—210— вание преп. Аврамию. В грамоте патриарха в Аврамиев монастырь об установлении празднования преподобному говорится, что «против свидетельства и дозору за показанные исцеления оного преподобного отца Аврамия, бывшего игумена Покровского Городецкого монастыря, по его святости, почитать с прочими преподобными, равно и по написанной книге в пристойное время по церковному чиноположению службу отправлять…, (а) впредь для народного знания месяца Июля 20 дня в прологе и слово напечатано». 1423 33 и 34 . Иоанн и Логгин Яренгские, монахи Соловецкого монастыря, в 1561-м году утонувшие в Белом море при его переезде и положенные в селе Яренге на берегу моря (в 143-х верстах к западу от Архангельска), где потом устроен был, ныне закрытый, Яренгский монастырь (память 3-го Июля). В 1624-м году патр. Филарету было донесено о чудесах, совершавшихся у гробов преподобных. По указу патриарха Новгородский митрополит Макарий предписал одному игумену с одним своим боярским сыном произвести на месте точное и строгое исследование о чудесах («окольными монастыри и государевыми черными и монастырскими волостьми и всякими людьми сыскати всякими сыски накрепко»). Когда донесение о чудесах найдено было от посланных следователей справедливым, то и установлено было преподобным местное празднование. 1424 35 . Варлаам Важский или Шенкурский (Пинежский), основатель Иоанно-Богословского упраздненного монастыря, который находился в Архангельской губернии, в 15-ти верстах от города Шенкурска, скончавшийся 19-го Июня 1462-го года. В 1630-м году Новгородским митрополитом Киприаном были свидетельствованы его мощи (которые открыты были в 1552-м году и при которых начали совершаться чудеса с самого времени открытия), и тогда же сделано было распоряжение о праздновании его памяти и устроен был в монастыре придел его имени. 1425 —211— 36 . Варнава Костромской, уединенный подвижник, на месте подвигов которого была потом основана упраздненная Троицкая Варнавина пустыня, оставшаяся церковь которой обращена в соборную церковь города Варнавина Костромской губернии, скончавшийся 11-го Июня 1445-го года. В 1639-м году при его гробе начали совершаться чудеса, для удостоверения в действительности которых патриарх Иоасаф посылал в его монастырь одного игумена, вслед за чем и было установлено празднование его памяти. 1426

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

НА ЛИТУРГИИ Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа,/в заповедех Его восхощет зело. Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную: Преподобный Варлаам Важский, Шенкурский Преподобный Варлаам Важский, Шенкурский, в миру Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник, один из богатейших людей Великого Новгорода. Владел обширными землями на реке Ваге. В этих краях он построил несколько храмов и монастырь в честь святого апостола Иоанна Богослова. Василий принимал участие в защите русских поселений от набегов вогулов и остяков. Он был известен добротой, гостеприимством, щедрой помощью нуждавшимся, проповедью Христовой веры народам Севера Русского государства. Имя посадника Василия встречается в важнейших для истории Новгорода документах 1446–1456 годах. После 1456 года, оставив семью, он удалился в свой любимый Важский край и в основанном им еще в 1444 году монастыре принял монашеское пострижение с именем Варлаам. Здесь он вел строгую иноческую жизнь, смирением и послушанием ставя себя ниже всех. Блаженная кончина преподобного Варлаама последовала в 1462 году. Накануне преставления он завещал кормить в монастыре бедных и раздавать хлеб. Нетленные мощи преподобного Варлаама обретены в 1552 году, во время весеннего половодья, когда разлившаяся вода подмыла часть горы, на которой находилось монастырское кладбище. После обретения мощи святого подвижника прославились многими чудесами. Празднование ему установлено в 1613 году. Сведения о жизни преподобного Варлаама хранились в монастыре в виде отдельных записей, на основании которых инок Антониев а Сийского монастыря Иона в 1589 году написал его житие. В 1630 году составлен канон преподобному Варлааму. Преподобнаго Паисия Хилендарскаго Тропарь, глас 4:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Арбитражный суд Архангельской области отклонил иск северодвинской «целительницы» к православному священнику 7 октября 2008 г. 16:53 Арбитражный суд Архангельской области на заседании 2 октября отклонил иск северодвинской колдуньи-предпринимательницы Ларисы Кладовой к православному священнику и районной газете «Важский край», сообщает корреспондент ИА «Православие на Северной земле». В декабре 2003 года газета «Важский край» опубликовала статью, почти целиком состоящую из комментария шенкурского священника Виталия Белицкого, в котором он назвал «целительство» и предпринимательскую деятельность Л. Кладовой — обманом и «мошенничеством в духовной области». Спустя 5 лет народная «целительница» подала иск в суд за «распространение сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию». Моральный ущерб Кладова оценила в 200 тыс. руб. Как сообщил ИА «Православие на Северной земле» руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, выступивший на судебном заседании вместо о. Виталия: «судья, приняв доводы стороны ответчика, разобралась, в чем заключается мошенничество Л. Кладовой». «В так называемом магическом целительстве Кладова сознательно использовала православные символы и иконы, оперируя религиозным чувством, доверием людей к Церкви. При этом ее " целительство " не имеет никакого отношения к Православию. Более того, по православным канонам ворожба наказывается отлучением от Церкви на 18 лет; православный христианин, обратившийся за " помощью " к колдунам, может быть отлучен от церковного общения на 8 лет», — отметил отец Евгений. «Каждый сам выбирает, быть ему в Церкви или нет. Кладова, взявшись за " магическое ремесло " , свой выбор сделала, но лишила этого права других. На ее так называемых магических сеансах нет предупреждения о том, что в случае обращения к целителям и экстрасенсам православный человек может быть отлучен от Церкви. Нет и предостережения о вредных побочных  явлениях, неизбежных при лечении, как нет упоминания об опасности оккультных методов " целительства " », — пояснил собеседник агентства. Как заявил ИА «Православие на Северной земле» редактор газеты «Важский край» Владимир Чухин: «Чем раньше все мы — журналисты, работники правоохранительных органов, священнослужители — будем обличать Кладовых, Грабовых и прочих деятелей, оболванивающих наш народ и зарабатывающих на болезнях и несчастье людей, тем лучше». «Православие на Северной земле» /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/471112.htm...

Архангельский арбитражный суд признал целительство мошенничеством Архангельск, 3 октября 2008 г. Арбитражный суд Архангельской области на заседании 2 октября отклонил иск северодвинской колдуньи-предпринимательницы Ларисы Кладовой к православному священнику и районной газете «Важский край», - сообщает ИА «Православие на Северной земле». В декабре 2003 года газета «Важский край» опубликовала статью, почти целиком состоящую из комментария шенкурского священника Виталия Белицкого, в котором он назвал целительство и предпринимательскую деятельность Л. Кладовой своим именем - обманом и «мошенничеством в духовной области». Спустя 5 лет народная «целительница» подала иск в суд за «распространение сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию». Моральный ущерб Кладова оценила в 200 тыс. руб.  Как сообщил ИА «Православие на Северной земле» руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, выступивший на судебном заседании вместо о. Виталия: «судья, приняв доводы стороны ответчика, разобралась, в чем заключается мошенничество Л.Кладовой». «В так называемом магическом «целительстве» Кладова сознательно использовала православные символы и иконы, оперируя религиозным чувством, доверием людей к Церкви. При этом её «целительство» не имеет никакого отношения к Православию.  Более того, по православным канонам ворожба наказывается отлучением от Церкви на 18 лет; православный христианин, обратившийся за «помощью» к колдунам, может быть отлучен от церковного общения на 8 лет», - отметил отец Евгений. «Каждый сам выбирает, быть ему в Церкви или нет. Кладова, взявшись за «магическое ремесло», свой выбор сделала, но лишила этого права других. На её так называемых магических сеансах нет предупреждения о том, что в случае обращения к целителям и экстрасенсам православный человек может быть отлучен от Церкви. Нет и предостережения о вредных побочных явлениях, неизбежных при лечении, как нет упоминания об опасности оккультных методов «целительства»», - пояснил собеседник агентства. Как заявил ИА «Православие на Северной земле» редактор газеты «Важский край» Владимир Чухин: «Чем раньше все мы: журналисты, работники правоохранительных органов, священнослужители - будем обличать Кладовых, Грабовых и прочих деятелей, оболванивающих наш народ и зарабатывающих на болезнях и несчастье людей, тем лучше».   3 октября 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/27820.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) Арбитражный суд Архангельской области на заседании 2 октября отклонил иск северодвинской колдуньи-предпринимательницы Ларисы Кладовой к православному священнику и районной газете «Важский край», — сообщает ИА «Православие на Северной земле». Архангельск, 3 октября 2008 г. В декабре 2003 года газета «Важский край» опубликовала статью, почти целиком состоящую из комментария шенкурского священника Виталия Белицкого, в котором он назвал целительство и предпринимательскую деятельность Л. Кладовой своим именем — обманом и «мошенничеством в духовной области». Спустя 5 лет народная «целительница» подала иск в суд за «распространение сведений, порочащих ее честь, достоинство и деловую репутацию». Моральный ущерб Кладова оценила в 200 тыс. руб. Как сообщил ИА «Православие на Северной земле» руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов, выступивший на судебном заседании вместо о. Виталия: «судья, приняв доводы стороны ответчика, разобралась, в чем заключается мошенничество Л.Кладовой». «В так называемом магическом «целительстве» Кладова сознательно использовала православные символы и иконы, оперируя религиозным чувством, доверием людей к Церкви. При этом её «целительство» не имеет никакого отношения к Православию.  Более того, по православным канонам ворожба наказывается отлучением от Церкви на 18 лет; православный христианин, обратившийся за «помощью» к колдунам, может быть отлучен от церковного общения на 8 лет», — отметил отец Евгений. «Каждый сам выбирает, быть ему в Церкви или нет. Кладова, взявшись за «магическое ремесло», свой выбор сделала, но лишила этого права других. На её так называемых магических сеансах нет предупреждения о том, что в случае обращения к целителям и экстрасенсам православный человек может быть отлучен от Церкви. Нет и предостережения о вредных побочных явлениях, неизбежных при лечении, как нет упоминания об опасности оккультных методов «целительства»», — пояснил собеседник агентства. Как заявил ИА «Православие на Северной земле» редактор газеты «Важский край» Владимир Чухин: «Чем раньше все мы: журналисты, работники правоохранительных органов, священнослужители — будем обличать Кладовых, Грабовых и прочих деятелей, оболванивающих наш народ и зарабатывающих на болезнях и несчастье людей, тем лучше». Рекомендуемые статьи Самое популярное Сейчас в разделе 15  чел. Всего просмотров 9 млн. Всего записей 710 Подписка на обновления поделиться: ©2024 Суеверие.нет к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://sueverie.net/arxangelskij-arbitra...

Для того, чтобы охарактеризовать древний текст жития, легший в основу κ. и Ορ.Κρ., и ввести его в район производимых сравнений, нужно предварительно выделить весь исторический материал, внесенный Афанасием в свои издания из других источников, и произвести его оценку. Н. Туницкий (Продолжение следует). Богословский М.М. Церковный приход на русской севере в XVII веке//Богословский вестник 1910. Т. 2. 5. С. 158–181 (2-я пагин.). (Начало.) —158— Особенностью церковной организации древнерусского севера была её близость к организации земской. Церковный строй был тесно здесь связан с земскою жизнью и отражал на себе многие черты этой жизни. Указание на эту особенность составляет задачу предлагаемой статьи. 1025 Близость и связь земского и церковного строя видны прежде всего в совпадении церковной общины, прихода, с земскою областною единицею, волостью. Таким образом, земская волость в XVII веке – не только самоуправляющийся хозяйственный союз, которому государство предоставило некоторые политические функции, но также и церковная община. Не были отдельными самостоятельными приходами и не имели церквей лишь мелкие незначительные волостки, примыкавшие в церковных делах к соседним волостям, а также «окологородные» станы, т. е. подгородные поселки, входившие в состав городских приходов. Но обыкновенно волость на севере – в то же время и приход. Так в Мезенском уезде по писцовой книге 1620-х годов каждая из его волостей оказывается в тоже время и церковным приходом. В Каргопольском уезде по переписи 1648 г. из его 31 волости только 2 не имеют церквей и не составляют приходов; остальные все совпа- —159— дают с приходами. В Турчасовском стану по той же переписи в 16 мелких волостках не было церквей, но 29 волостей были в то же время и приходами. Таким же преобладанием волостей-приходов отличаются уезды: Двинский, Кеврольский, Яренский, Кайгородский, Чердынский, Соликамский, Устюжский, Тотемский, Важский и Устьянские волости. 1026 И в перечисленных уездах встречаются волости, дробившиеся на два и более приходов, но это были редкие исключения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010