Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге Аввакум (Александр Федорович Тухтин; 1882–1928), иеромонах. Родился в Ярославской губ.; 1 марта 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушания на монастырском подворье в Москве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. 19 октября 1921 г. переведен в братство Трифоно-Печенгского монастыря. 15 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона. 17 ноября 1921 г. – в иеромонаха, 11 октября 1926 г. вернулся в Валаамский монастырь. Агапит (Андрей Купреянов; 1877–1922), монах. Из крестьян Курской губ. Женат не был. 20 апреля 1902 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. определен в послушники, в той же обители пострижен в монашество. Проходил различные послушания, в том числе и чредное чтение Псалтири. Агния Окулова – см. Окулова Агния Сергеевна. Азария (Алексей Иванович Егоров; 1875–?), иеромонах. Родился в д. Веретий Новоладожского уезда Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы. 20 января 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. 18 июля 1920 г. рукоположен во иеродиакона, 13 ноября 1921 г. – во иеромонаха. Проходил послушание на молочной ферме. В 1921 г. переведен в Трифоно-Печенгский монастырь. 3 сентября 1925 г. по прошению вернулся в Валаамскую обитель. Александр Макушин – см. Артемий, схимонах. Алексий (Андрей Шарынов; 1884–1962), монах. Родился в Вологодской губ. В 1905 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь, там же в 1921 г. принял монашество. Проходил послушания на конюшне, в пекарне и на кухне. Летом 1938 г. перешел в Валаамский монастырь, но оставался в списках братии Трифоно-Печенгского монастыря. Скончался и похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Алексий (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Занимал патриарший престол с 4 февраля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Содержание Вступление. Географический очерк Валаама Глава первая Глава вторая Глава третья I. Возобновление монастыря и постепенное устроение монастырских зданий II. Способы содержания Валаамской обители Пожертвования и вклады III. Внутреннее состояние Валаамского монастыря Наставления старца игумена Назария I. О монашестве II. О молитве, особенно в церкви III. Для времени после церковнаго богослужения IV. О пребывании в келии и о исхождении V. О литургии VI. Наставление о трапезе VII. O ежедневном очищении совести VII. O наставлении для вечера и нощи О жизни иноков на подворье Валаамскаго монастыря в С.-Петербурге IV. Деятельность Валаамскаго монастыря на пользу православной церкви, отечества и ближних. Письмо I Письмо II Письмо III V. Настоятельство и старчество Валаамскаго монастыря VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила VII. Особенные случаи и чудотворения VIII. Покровители Валаамской обители в этот период времени Глава четвертая Нынешнее состояние Валаамскаго монастыря с 1839 по 1865 г I. Описание всех монастырских зданий Особенные замечания о ризнице и библиотеке Валаамского монастыря II. Скиты Валаамскаго монастыря I. Скит во имя всех святых II. Скит св. Николая III. Скит Святоостровский IV. Скит св. Иоанна Предтечи III. Имущество Валаамскаго монастыря, находящееся в С.-Петербурге, Сердоболе и в Москве IV. О штате монастырскаго братства и о способах содержания монастыря V. Внутренняя монастырская жизнь О ношении артоса в трапезу О разрядах поминовения живых и усопших Жизнь инока от вступления до смерти Особенности жизни скитских братий О жизни пустынников О пользовании иноков книгами монастырской библиотеки Управление и старчество в Валаамском монастыре Замечательные из старцев и подвижников VI. Монастырское гостеприимство VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря митрополитом Григорием VIII. Благотворители IX. Чудотворения, совершившияся в последнее время I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Оказать незамедлительную помощь» Духовный собор Валаамского монастыря перечислит один миллион рублей и в дальнейшем будет участвовать в финансировании работ по воссозданию храма в Кондопоге 29.08.2018 620 Время на чтение 4 минуты Духовный собор Валаамского монастыря принял решение перечислить один миллион рублей и в дальнейшем посильно участвовать в финансировании работ по воссозданию сгоревшего храма в Кондопоге , сообщает сайт обители . В этом году более монастырь пока помочь не может, так как сейчас завершаются работы по реконструкции Духовно-просветительского центра на базе здания Зимней гостиницы, идет строительство трех скитов на Валаамском архипелаге, спасательно - восстановительные работы по храму благоверного великого князя Александра Невского. 10 августа 2018 года в городе Кондопога Республики Карелия сгорела церковь Успения Пресвятой Богородицы – уникальный памятник заонежской архитектуры XVIII века. Она являлась объектом культурного наследия федерального значения и входила в десятку самых высоких деревянных церквей России и Европы. 23 августа 2018 года глава Республики Карелия Артур Олегович Парфенчиков предложил начать сбор добровольных пожертвований для воссоздания утраченного храма. При поддержке фонда «Северный духовный путь» был создан Попечительский совет под председательством митрополита Петрозаводского и Карельского Константина и главы Карелии, куда также вошел Игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий. Ради этого богоугодного дела был созван Духовный собор обители и по благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Священноигумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря. В заявлении Собора говорится: «Игумен и братия Валаамского монастыря, сознавая свой христианский долг, ответственность и сложность предстоящих трудов, с радостью выражают готовность принять посильное участие в благом деле восстановления сгоревшей церкви, являющейся уникальным памятником русского деревянного зодчества.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/29/ok...

Глава вторая. Переменная судьба Валаамской обители под влиянием исторических событий С 960 по 1715 год При игумене Феогносте и Авраамии Ростовском Валаамский монастырь прочно заявляет свое существование в истории России и Церкви православной. С 960 года судьба его в течение многих веков подвергалась разным случайностям под влиянием внешних исторических обстоятельств отечества. По возобновлении своем, указом Петра Великого в 1715 году, он уже неуклонно шел к нынешнему своему состоянию. Но в период времени с 960 до 1715 года, он то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин. Эта переменная судьба Валаамской обители составит предмет настоящей главы. Сведения, относящиеся к этому времени, далеко неполны и отличаются отрывочностью. После 960 года, первое разорение Валаамский монастырь потерпел в XI веке. Шведы, быв поражены от Русских на берегах Ладожского озера, в досаде, плавая по озеру на судах, нападали на беззащитных иноков, разоряли и жгли мирные кущи обители. До сих пор Валаам назывался обителью Св. Троицы, как то ясно сказано в житии св. Авраамия. Между тем во все последующее время он становится известным, по монастырским грамотам, под именем монастыря св. Спаса-Преображения. По всей вероятности, Троицкий Валаамский монастырь, бывший деревянным, созданный в доисторическое время, был сожжен врагами до основания. Затем, по миновании опасности, устроился новый монастырь. Главный храм его был теперь посвящен имени Христа-Спасителя на память славного Преображения Его на Фаворе. Церковь во имя Спаса построил игумен Мартирий, упоминаемый в старинных памятниках под 1192 годом. Может быть, иноки, по причине ветхости зданий, еще до разорения от шведов думали и готовились к построению нового монастыря по другому плану и из более прочных, чем одно дерево, материалов. По крайней мере в период цветущего состояния обители в XIII и особенно в XIV веке на Валааме существовали здания каменные, о которых говорится до 1555 года «Опыт летописи», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Основание монастыря Когда возник Валаамский монастырь? Однозначно дать ответ на этот вопрос сложно – одни данные в разных источниках противоречат другим. О чем можно точно судить, так это о серьезности последствий нашествий врагов. Когда обитель переживала опустошение – тут не просто прекращалось служение, а уничтожались церковные памятники, святыни обители и пр. Такая же участь постигла и жития преподобных Сергия и Германа Валаамских. Однако говорят о двух основных примерных датах основания монастыря: XII-XIV ст. Этой концепции (основанной на рукописи XVI ст. «Сказание о Валаамском монастыре», Н.А. Охотиной-Линд) больше доверили ряд церковных и современных историков. Пока что никто другой не смог подтвердить данные рукописи, как и то, что обитель основал не преп. Сергий Валаамский (традиционно так считают), а преп. Ефрем Перекомский. X-XI ст. Корни этой версии берут начало из редакций жития преп. Авраамия Ростовского и упоминаний в летописи о переносе с Валаама мощей прпп. Сергия и Германа в Новгород в 1163 г. Словом, благодаря последним архивным изысканиям, найдены были и иные такие же упоминания (их 8). Этой версии (согласно которой обитель основана в эпоху Крещения Руси) придерживаются церковная и монастырская традиции. Становление обители По истории Валаамской обители этого периода информации мало. Известно, что XI ст. принесло ей тяжкие испытания – на беззащитных монахов и мирное население напали шведы, которых изрядно перед этим потрепали русские. Согласно новгородским летописям, мощи преподобных Сергия и Германа были обнаружены и перенесены в Новгород в 1163-1164гг., когда было нашествие шведов. С того момента, после местного прославления основателей Валаамской обители, и началось церковное почитание преподобных в Новгородской епархии. На Валам мощи вернулись в 1182 г., когда уже не было опасности. Святыня пребывает и по сей день в могиле, иссеченной в скале.

http://azbyka.ru/palomnik/Валаамский_Спа...

Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон Валаам и Афон: духовные связи 27 ноября, 2014 Валаам и Афон: духовные связи Россия и Греция связаны общей историей, культурой и религией. Фотографии, представленные на выставке “Духовные связи России и Греции: Валаам и Афон” из двух центров культуры и Православия: Валаамского монастыря и Святой Горы, являют собой историческое свидетельство духовной жизни, распространения Христианства и монашества в этих двух странах, а также того, каким образом живая духовная традиция сохраняется и передается из поколения в поколение. Свой вклад в подготовку и проведение выставки внесли следующие организации: Министерство Культуры Российской Федерации, Мультимедия Арт Музей Москвы, Московский дом фотографии, Греко-американский союз, Греко-американский университет/колледж, Музей фотографии Салоник, Российская национальная библиотека и московский издательский дом “Индрик”. Выставка проводится в рамках фестиваля “Дни русской культуры в Греции” и продлится до 29 ноября 2014 года в галерее Хадзикириакос-Гикас Греко-американского Союза. Основу выставки составляют фотографии из двух альбомов: “Виды Валаамского монастыря” 1887 года из коллекции Российской национальной библиотеки и альбома “Монастыри и скиты Святой Горы” 1881 года, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу Романову. Материалы этого альбома подготовлены издательством “Идрик”, создавшим соответствующее издание. Мнения историков относительно даты основания Валаамского монастыря разнятся. Некоторые связывают ее со временем Крещения Руси, в то время как другие относят к более позднему периоду. В годы своего расцвета (XV-XVI вв.) Валаам являлся центром и эталоном монашества для всего севера, наравне с Киево-Печерской Лаврой юго-западной части России и Троице-Сергиевой Лаврой Центральной России. После разрушения монастыря в 1611 году он пустовал почти сто лет до 1715 года, когда вышел указ Петра Великого о его восстановлении. Так началось возрождение Валаамского монастыря: были построены храмы, часовня, скиты, помещения для приема паломников. Монастырь принимал всех нуждающихся, давая им пищу, кров, материальную и медицинскую помощь.

http://pravmir.ru/duhovnyie-svyazi-rossi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Карелия, Сортавальский рн. Валаамский монастырь издревле являлся оплотом православия на Севере Руси, славился высокой духовной жизнью, служил распространению христианства и монашества в окрестных землях. Церковное и монастырское предание утверждает, что древность обители восходит ко временам распространения христианства на Руси. Уже тогда основанный преподобными Сергием и Германом монастырь стал духовным центром приладожских земель. Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым поклонялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом. Уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом. Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие «от восточных стран», греческие священноиноки. В письменных памятниках говорится также, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанном ими монастыре. Для совершения богослужения был храм во имя Святой Троицы. О Валаамском монастыре знали уже в Новгороде, Пскове и по другим местам. XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163–1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. В 1182 году, когда опасность миновала, иноки перенесли обратно на Валаам святые мощи своих небесных заступников. Опасаясь оскорбления святыни, иссекли глубоко в скале могилу и в ней скрыли святые мощи угодников, где они и поныне пребывают «под спудом». В память возвращения святых мощей в Валаамскую обитель и совершается ежегодно церковное празднество 11 сентября. Свидетельства о многочисленных чудесах от мощей святых угодников вносились в монастырские летописи вплоть до закрытия обители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Глава вторая Переменная судьба Валаамской обители, под влиянием внешних исторических обстоятельств, от первого явления ее в истории до возобновления Петром Великим, с 960 по 1715 год. Общее обозрение этого периода. – Внешнее состояние Валаамского монастыря. – Разорения его от неприятелей и восстановления. – Внутреннее состояние иночества на Валааме. – Открытие св. мощей Сергия и Германа и неоднократные перенесения их. – Процветание монастыря по духовной жизни иноков. – Виды подвижничества. – Правила общежительного устава. – Влияние Валаамского монастыря на развитие иноческой жизни на севере. – Высокое наименование, под которым он известен был тогда. – Деятельность монастыря в распространении православной веры между финнами. – Труды иноков по просвещению. – Владения монастыря и способы его содержания. – Внимание к нему венценосцев русских. – Чрезвычайное обстоятельство: спасение шведского короля Магнуса Смека Валаамскими иноками от смерти, приведение его от католических заблуждений на путь православной веры и приготовление к Царствию Небесному. – Обстоятельства, поставляющия это событие вне сомнений. – Настоятели Валаамской обители. – Разорение Валаамского монастыря в 1611 году. При игумене Феогносте и Авраамии Ростовском Валаамский монастырь прочно заявляет своё существование в истории России и Церкви православной. С 960 года судьба его в течение многих веков подвергалась разным случайностям под влиянием внешних исторических обстоятельств отечества. По возобновлении своём, указом Петра Великого в 1715 году, он уже неуклонно шёл к нынешнему своему состоянию. Но в период времени с 960 до 1715 года, он то возвышался, то падал, то разоряли его, то опять он возникал из пепла и развалин. Эта переменная судьба Валаамской обители составит предмет настоящей главы. Сведения, относящиеся к этому времени, далеко неполны и отличаются отрывочностью. После 960 года, первое разорение Валаамский монастырь потерпел в XI веке. Шведы, быв поражены от Русских на берегах Ладожского озера, в досаде, катаясь по озеру на судах, нападали на беззащитных иноков, разоряли и жгли мирные кущи обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Преподобный Антипа Валаамский (Афонский): главы из книги «Тайна будущего века» Святая северная Русь… Недаром называли ее нашей Фиваидой, ибо дух особого «пустыннолюбия» отличал ее с самых древних времен. Потому-то и было у нас на Русском Севере так много островных обителей… А остров, как известно, что в сказке, что в мифе, что в устном предании, всегда представал читателю и слушателю, или же наяву, в действительности – путешественнику и мореплавателю, как мир не просто обособленный, но совершенно другой, как иное, часто полное неведомых тайн и своих законов, пространство земного бытия. Остров же святой, на котором особился монастырь или скит, представал таким миром тем более. Не море житейское, воздвизаемое зря, билось на каком-нибудь дальнем острове северной Руси в монастырские врата и подступало к самым дверям келий, а суровые и бурные воды защищали надежно от многомятежного и суетного мира тех, кто от более южных пределов приходил в полунощную нашу сторону в поисках никем и ничем не нарушаемой пустынной тишины и молитвенного уединения… И была та островная пустыня – всем пустыням пустыня. Сколько же их было, этих обителей, на озерных островах и «в морских отоцех», в Архангельской, Вологодской, Выборгской, Новгородской, Олонецкой, Санкт-Петербургской губерниях… Крестный Онежский монастырь – на острове Кие в Онежской губе Белого моря; Спасо-Каменный – на Кубенском озере; Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий монастырь; Кириллов-Белый Новоозерский – на одном из островов Нового озера; Череменецкий Иоанно-Богословский – посреди Череменецкого озера; Клименецкий Свято-Троицкий монастырь – на Клименецком острове Онежского озера; Рождество-Богородичный Коневский – на Коневце посреди Ладоги… И совсем уже на севере – Соловки со знаменитым Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. Но нет, был, был у нас еще северней Николаевский Новоземельский скит при Карельском Николаевском монастыре, основанный за тысячу с лишним верст от него, на Новой Земле, в страшной ледяной пустыне Северного Ледовитого океана с его бесконечно длящейся зимней темью…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монастыри Русской Церкви, возникшие в до-монгольский период Монастыри, основанные на Руси в 988—1240 Список составлен А. В. Назаренко и А. И. Самойловым с учетом исследований: Зверинский В. В. Материалы для историческо-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1890–1897. 3 т.; Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1904. Т. 1. 2-я пол., но со значительными поправками и дополнениями. IX в. Валаамский мужской монастырь в честь Преображения Господня XI в. После 1037 Киевский (близ Софийского собора) мужской монастырь во имя св. вмч. Георгия Победоносца, освящен вскоре после 1051, разрушен в 1240 После 1037 Киевский (близ Золотых ворот) женский монастырь во имя св. мц. Ирины, разрушен в 1240 После 1051 Киево-Печерская лавра. 1050–1060-е или ранее Киевский женский монастырь во имя свт. Николая Мирликийского. Несколько прежде 1062 Киевский мужской монастырь во имя св. вмч. Димитрия Солунского, разрушен в 1240 До 1060-х Киевский (?) мужской монастырь во имя св. Мины. 1060-е Тмутараканский мужской монастырь во имя Пресвятой Богородицы. Вскоре после 1069 Черниговский Болдинский (Елецкий) мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1070 Выдубицкий под Киевом Всеволож мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1072 Киевский на Берестове (Германеч) мужской монастырь во имя Спасителя, разрушен в 1240 и возобновлен. До 1072 Переяславский мужской монастырь во имя св. Иоанна. До 1074 Монастырь во имя свв. страстотерпцев Бориса и Глеба на реке Альте. До 1076 Киевский в Копыреве конце мужской монастырь во имя св. Симеона, разрушен в 1240 1086 или ранее Киевский Янчин женский монастырь во имя св. ап. Андрея Первозванного, разрушен в 1240 До 1096 Муромский мужской монастырь во имя Спасителя.

http://sedmitza.ru/lib/text/443871/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010