Хороша весна на Валааме, одетая зеленью лесов и садов! Восхитительно лето с его восходом и закатом солнца! Но и осень и зима не отстают от них, являя в своем роде зрелища величественные и вместе грозные. Кисть этих времен года пишет свои картины, совершенно противоположные летним. Куда, подумаешь, девалось прекрасное согласие мирных стихий летнего времени? Как только солнце начнет отклонять свои лучи от Валаамской страны и сокращать для иноков свет свой и теплоту, на смену ему являются туманы и ветры, и немедля на всем озере поднимается страшная тревога стихий. Первый, так сказать, заряд бросает воздух. Сильные ветры, возмущая воды бурного и глубокого озера, почти целые пять месяцев заставляют их воевать с материком, а сами, проносясь с ужасным шумом по лесам, с корнями вырывают и ломают поперек огромные деревья. Пенистые волны, в своем яростном стремлении, высоко лезут на исполинские стены угрюмых и громадных скал; но тщетна их ярость: крепкие гиганты с шумом отбрасывают их от себя, разбивая в мельчайшие брызги. Во все время этой продолжительной и величественно-грозной борьбы вод со скалами и ветров с лесами, нигде в природе не встретишь улыбки: все дышит суровостью. Зритель этих сцен, и в особенности непривыкший к ним, невольно погружается в глубокие думы и объемлется тайной, непонятной грустью. В тоскливое осеннее время суровость Валаамской природы несколько смягчается еще зеленью вечно неувядаемых сосен и елей. Но когда и она покрывается изморозью и снегом, тогда природа становится еще угрюмее. Но вот, наконец, воздух, как бы истощив силы свои в напрасной борьбе, утихает, а воду смиряют, заключая в ледяные оковы, январские и февральские морозы, и в таком виде держат ее до первых чисел мая. На тех местах, где из-под льда вода и плавающие по ней льдины делают вылазку, жестокие морозы из ледяных обломков созидают длинные и высокие батареи, возводимые иногда более, чем на шесть сажень в высоту. Эти хрусталю подобные скалы в особенности прекрасны при солнечном освещении в феврале, марте и апреле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Самые сильные жары бывают в первой половине июля: тогда в тени по утрам бывает около 16-ти, в полдень около 25-ти, вечером около 19-ти, а ночью тепло стоит только на 10-ти градусов. Реомюра. Со второй половины июля жары начинают постоянно уменьшаться, а к концу сентября ртуть становится уже на точке замерзания. Впрочем, дни без морозов по временам бывают в течение всего октября, иногда даже и в ноябре. Во второй половине августа на Ладожском озере начинаются бури и воздух становится похожим более на осенний, нежели на летний. Деревья мало-помалу сбрасывают с себя летние украшения и осень делается совершенно заметной. Зима обыкновенно начинается в ноябре, а небольшой снег выпадает иногда и в первых числах октября. Морозы, как в ноябре, так и в декабре, редко доходят до 17 градусов, а большей частью останавливаются на 3–10 градусах. Самыми же сильными морозами отличаются январь и февраль: в этих месяцах ртуть понижается по Реомюру даже до 25 градусов. Надобно, впрочем, заметить, что холод здесь весьма непостоянен: иной год почти во весь февраль днем бывает 2–4 градуса тепла, а иногда ночью вовсе не бывают морозов. В первых числах марта случаются дождики, что на севере редкость; потом опять становятся морозы, доходящие иногда до 12 градусов. Края Ладожского озера около островов если иногда и замерзают в последних числах декабря, то лед их устаивает редко, и только при больших морозах и тихой погоде. В противном же случае, прочный зимний путь по озеру становится только в последних числах января, а иногда в половине февраля и даже еще позже. Случается же так, что на санях по озеру и во всю зиму нельзя ездить: сильные ветры беспрестанно ломают устанавливающийся лед и гоняют его по разным направлениям. Тогда сообщение с берегом для обитающих на Валааме весьма затруднительно. Бывает и то, что лед всю зиму покрывает и середину озера. Впрочем, и то и другое случается весьма редко. Обыкновенно воды Валаамские сбрасывают ледяной покров свой в начале мая месяца, сообщение же по воде между Валаамом и берегами озера открывается около половины мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все монастырские острова в сложности занимают около 3100 десятин земли. Почти все это пространство состоит из темно-серой луды (т.е. сплошного камня), местами совершенно голой, местами покрытой нетолстым слоем глины и чернозема, а больше красноватой малоплодородной почвой, образовавшейся под влиянием атмосферы из той же луды. Из показанного количества земли до двадцати десятин занято под монастырские строения, а также садами и огородами. Около пятисот квадратных саженей отведено под кладбище для иноков. Затем почвы удобной для посевов и сенокосной имеется всего до ста тридцати десятин. До семисот десятин покрыто разным лесом и кустарниками. Остальное же пространство состоит отчасти из мест болотистых, а более из каменных гор, покрытых мхом, брусничником и бесполезным кустарником. Для улучшения почвы вырываются по разным направлениям канавы, для спуска воды, а лес очищается от валежника. Впрочем, хлебопашество на Валааме вообще весьма незначительно. При благоприятной погоде и при старании нынешних иноков о земледелии, рожь на Валааме бывает, при обыкновенном урожае, сама-десятая, овес и ячмень сам-третий. В самые же плодородные годы рожь бывает не более, как сама-шестнадцатая, а овес сам-четвертый. Сено же и огородные овощи родятся в большом изобилии. На монастырских огородах растут разные овощи, которых вполне достаточно на круглый год не только для живущих в обители, но и для раздачи Христа-ради бедным окрестным обывателям. Работы огородные начинаются в первых числах марта; в половине апреля сеют рассаду, потом садят семенные высадки, в начале мая – в парниках арбузы; потом сеют морковь, свеклу; садят картофель, капусту и наконец сеют огурцы. В половине июля месяца поспевают горох и арбузы; в начале августа поспевает лук; в половине сентября – картофель и капуста. В парниках с успехом разводятся арбузы и дыни. Арбузы бывают весом до 20 фунтов, дыни – до 7 фунтов и тыквы – до двух пудов. Яблони, вишни простые и шпанские, крыжовник, малина и смородина так плодовиты в монастырских садах, что большего не в праве ожидать и в более благорастворенном климате. Яблок разных сортов, как: белого налива, антоновских, анисовки, опортовых и других ежегодно снимают до 900 четвериков. Сливы, вишни, груши и дули на Валааме также довольно плодовиты. Но фрукты всех этих деревьев очень редко вызревают здесь на открытом воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Краткие биографические сведения о некоторых лицах, упомянутых в книге Аввакум (Александр Федорович Тухтин; 1882–1928), иеромонах. Родился в Ярославской губ.; 1 марта 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушания на монастырском подворье в Москве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. 19 октября 1921 г. переведен в братство Трифоно-Печенгского монастыря. 15 ноября 1921 г. рукоположен в иеродиакона. 17 ноября 1921 г. – в иеромонаха, 11 октября 1926 г. вернулся в Валаамский монастырь. Агапит (Андрей Купреянов; 1877–1922), монах. Из крестьян Курской губ. Женат не был. 20 апреля 1902 г. поступил в Валаамский монастырь, 19 октября 1911 г. определен в послушники, в той же обители пострижен в монашество. Проходил различные послушания, в том числе и чредное чтение Псалтири. Агния Окулова – см. Окулова Агния Сергеевна. Азария (Алексей Иванович Егоров; 1875–?), иеромонах. Родился в д. Веретий Новоладожского уезда Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы. 20 января 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. 18 июля 1920 г. рукоположен во иеродиакона, 13 ноября 1921 г. – во иеромонаха. Проходил послушание на молочной ферме. В 1921 г. переведен в Трифоно-Печенгский монастырь. 3 сентября 1925 г. по прошению вернулся в Валаамскую обитель. Александр Макушин – см. Артемий, схимонах. Алексий (Андрей Шарынов; 1884–1962), монах. Родился в Вологодской губ. В 1905 г. прибыл в Трифоно-Печенгский монастырь, там же в 1921 г. принял монашество. Проходил послушания на конюшне, в пекарне и на кухне. Летом 1938 г. перешел в Валаамский монастырь, но оставался в списках братии Трифоно-Печенгского монастыря. Скончался и похоронен на монастырском кладбище Нового Валаама в Финляндии. Алексий (Сергей Владимирович Симанский; 1877–1970), Патриарх Московский и всея Руси. Занимал патриарший престол с 4 февраля 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Диомид (Дмитрий Богданович Медведев; 1876–1955), монах. Родился в д. Зворыкино Белоезерского уезда Новгородской губ. 26 июля 1905 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 19 марта 1921 г. пострижен в монашество. Проходил различные послушания в монастыре и Ильинском скиту, при больнице, на чтении Псалтири. Воевал. Евагрий (Ефрем Семенович Семенов; 1879–1957), монах. Родился в Казанской губ. 15 июня 1909 г. поступил в Валаамский монастырь. 5 июля 1913 г. определен в послушники. 19 марта 1921 г. пострижен в монашество. Проходил послушание при монастырском подворье в Москве. Воевал. Был братским нарядчиком, работал в хлебопекарне, заведовал трапезой в монастырской больнице. Евлогий (Ефрем Федорович Федоров; 1876–1969), иеромонах. Родился в д. Владычня Новоторжского уезда Тверской губ. 5 мая 1900 г. поступил в Валаамский монастырь. 17 февраля 1907 г. определен в послушники. 8 июня 1911 г. пострижен в монашество. 29 июня 1926 г. рукоположен в иеродиакона, 11 сентября 1944 г. – в иеромонаха. Проходил послушание при архиерейском имении «Хюмпеля», при монастырской часовне в Петрограде, клиросное послушание в монастыре и в валаамских скитах: Воскресенском, Сергиевском, Тихвинском, Предтеченском и Германовском. Евсевий (Михаил Кузьмич Чичин; 1870–1955), монах. Родился в д. Поливановка Малоярославецкого уезда Калужской губ. 15 августа 1903 г. поступил в Валаамский монастырь. 2 июня 1910 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Проходил послушание в портновской, заведовал камилавочной мастерской. Евтихий (Василий Павлович Старостин; 1876–1956), монах. Родился в д. Починовская Вельского уезда Вологодской губ. 12 октября 1904 г. поступил в Валаамский монастырь. 14 февраля 1909 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. Был смотрителем мукомольной мельницы, лесопилки, проходил другие послушания. Епифаний (Василий Орлов; 1881–1921), иеродиакон. Из крестьян Ярославской губ. Женат не был. 27 августа 1898 г. поступил в Валаамский монастырь. 17 февраля 1907 г. определен в послушники. 7 апреля 1911 г. пострижен в монашество. 2 ноября 1914 г. рукоположен в иеродиакона. Состоял шкипером на монастырском пароходе «Николай», участвовал в богослужениях. Какое-то время находился при Московском подворье. Скончался в Петрограде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Герман Валаамский, прп. Описания иконы Герман Валаамский, прп. - житие Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала о[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. 1765.] Прпп. Сергий и Герман. Миниатюра " Синодика Валаамского монастыря " . Россия. 1765 г. 27 х 16 Из Валаамского монастыря. Ново-Валаамский монастырь. Финляндия. Файл 5137.jpg:   Размер: 1585x2525, 4 MPix, 400 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (141) , (1) . Описание: [Россия. XIX.] Прпп. Сергий и Герман. Икона. Россия. Конец XIX - начало XX в. Из Валаамского монастыря. Ново-Валаамский монастырь. Финляндия. Файл 5139.jpg:   Размер: 1006x1200, 1.21 MPix, 384 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (282) , (10) . Описание: [Москва. 1959-1962.] Лицевые святцы русских святых. Сентябрь (лист 1). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Выполнены по просьбе святителя Афанасия Ковровского/Сахарова/(Письмо от 30 сентября 1959 г.). Частное собрание. Файл 5140.jpg:   Размер: 555x1200, 0.67 MPix, 86 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (136) , (1) . Описание: [Санкт-Петербург. 1996.] Прпп. Сергий и Герман. Н.Г. и Н.А. Богдановы. Икона. Санкт-Петербург. 1996 год. 134 х 87. Храм Прпп. Сергия и Германа. Валаамский монастырь. Файл 5141.jpg:   Размер: 827x1200, 0.99 MPix, 204 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (241) , (5) .

http://pravicon.com/icon-1530

Такой дивный сонм святых светил монашества, воссиявших на горах Валаамских, показывает нам в каком цветущем состоянии была подвижническая жизнь иноков Валаама в описываемый период. Цари и владыки Православной церкви в это время знали Валаамский монастырь, обращали на него взоры свои, оказывали ему милости, почитали его благонадежным местом для исправления заблуждающих и кающихся. Так в 1572 году великий князь Иоанн Васильевич, угрызаемый совестию о низвержении и мученической кончине св. Филиппа, митрополита московского, объявил врагов почившего иерарха наглыми клеветниками, и одного из них, бывшего Соловецкого игумена Паисия, удалил в Валаамский монастырь на покаяние (Истор. Карамз. т. IX, стр. 208, изд. 1821 г.) В этот же период времени и, без сомнения, в XVI веке, прислан был в Валаамский монастырь на покаяние Крутицкий архиепископ Варлаам, за участие в совещании московского митрополита Дионисия с боярами касательно пострижения в иночество Ирины Феодоровны, супруги великого князя Феодора Иоанновича за безчадие. Архиепископ Варлаам на Валааме умер и предан погребению (Правосл. Собес. 1861 г. ноябрь, стр. 846). Иноческая жизнь в такой полноте развилась в этот период на Валаамском острове, что перекинула отрасли свои через озеро на противоположный берег, где стоит теперь Сердоболь. На этом берегу было 12 скитов, основанных Валаамскими иноками, и сии скиты находились под управлением и духовным руководством Валаамского игумена. По степени такого процветания Валаамский монастырь в XV–XVI и следующих столетиях стал называться Честною и великою лаврою. Это название встречается в старинной письменности, напр. в послесловии Пролога, писанного Гридицею в 1501 году, как скажется о сем ниже, в прошении Тихвинского архимандрита Макария 1696 года и др. Жители берегов Ладожских иноками Валаамского монастыря были обращены в православную веру из язычества. По берегу до самого Кексгольма стояли православные храмы. Корелы Финского берега Ладожского озера также были православны, как православны теперь Корелы противоположного берега в Олонецкой губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Вступление. Географический очерк Валаама Глава первая Глава вторая Глава третья I. Возобновление монастыря и постепенное устроение монастырских зданий II. Способы содержания Валаамской обители Пожертвования и вклады III. Внутреннее состояние Валаамского монастыря Наставления старца игумена Назария I. О монашестве II. О молитве, особенно в церкви III. Для времени после церковнаго богослужения IV. О пребывании в келии и о исхождении V. О литургии VI. Наставление о трапезе VII. O ежедневном очищении совести VII. O наставлении для вечера и нощи О жизни иноков на подворье Валаамскаго монастыря в С.-Петербурге IV. Деятельность Валаамскаго монастыря на пользу православной церкви, отечества и ближних. Письмо I Письмо II Письмо III V. Настоятельство и старчество Валаамскаго монастыря VI. Замечательнейшия посещения обители I. Посещение митрополита Михаила VII. Особенные случаи и чудотворения VIII. Покровители Валаамской обители в этот период времени Глава четвертая Нынешнее состояние Валаамскаго монастыря с 1839 по 1865 г I. Описание всех монастырских зданий Особенные замечания о ризнице и библиотеке Валаамского монастыря II. Скиты Валаамскаго монастыря I. Скит во имя всех святых II. Скит св. Николая III. Скит Святоостровский IV. Скит св. Иоанна Предтечи III. Имущество Валаамскаго монастыря, находящееся в С.-Петербурге, Сердоболе и в Москве IV. О штате монастырскаго братства и о способах содержания монастыря V. Внутренняя монастырская жизнь О ношении артоса в трапезу О разрядах поминовения живых и усопших Жизнь инока от вступления до смерти Особенности жизни скитских братий О жизни пустынников О пользовании иноков книгами монастырской библиотеки Управление и старчество в Валаамском монастыре Замечательные из старцев и подвижников VI. Монастырское гостеприимство VII. Достопамятные посещения обители Посещение монастыря митрополитом Григорием VIII. Благотворители IX. Чудотворения, совершившияся в последнее время I. Чудотворения, совершившияся по молитвам преподобных Германа и Сергия, были весьма различны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Картина из коллекции фонда Art Russe передана в собрание Валаамского монастыря Санкт-Петербург, 20 ноября 2019 г. Юрий Кротов. «Помощники. Золотая осень в Коневском скиту». 2015 год, Холст, масло      Уникальное собрание живописных работ Валаамского монастыря пополнилось еще одной работой, посвященной жизни обители. Картина художника Юрия Кротова «Помощники. Золотая осень в Коневском скиту» из собрания Фонда Art Russe была передана игумену Валаамского монастыря Епископу Панкратию главой Art Russe Андреем Филатовым во время открытия выставки «Валаам: 200 лет в русской живописи» в Государственном Русском музее. Выставка, посвященная 30-летию возрождения Валаамской обители, впервые воссоединила чудом сохранившуюся ценнейшую коллекцию живописных работ Ново-Валаамского монастыря из Финляндии и произведения из Валаамского монастыря из России. В совокупности, включая работы на валаамскую тему из Государственного Русского музея и частных собраний, на выставке экспонируются более 70 произведений, включая работы из собрания Фонда Art Russe. Уникальность нового проекта Русского музея – в возможности представить исторический процесс художественной жизни «Северного Афона» как целостное явление. Валаам — уникальный природный памятник и неиссякаемый источник православной веры — известен с давних пор как идеальное место для творческого совершенствования художников. Многие из них проходили обязательную практику натурной работы на Валааме, причем неоднократно. Подтверждением тому могут служить творческие поездки в монастырь И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, Ф.А. Васильева, М.К. Клодта, А.В. Гине и других отечественных живописцев. Картина московского художника Юрия Кротова, переданная в дар Валаамской обители, была написана в ходе творческой поездки на Валаам в 2014-2017 годах. После завершения выставки работа займет свое место в собрании монастыря. 20 ноября 2019 г. О ФОНДЕ ART RUSSE Фонд Агт Russe, возглавляемый предпринимателем и меценатом Андреем Филатовым, был учрежден в 2012 году. Цель фонда – формирование у мировой аудитории более глубокого понимания советского и российского искусства и его вклада в мировую культуру. Собрание Фонда включает произведения русского искусства, созданные в период 1917-1991 гг. Задача фонда – увеличить известность работ данного периода посредством проведения выставок, предоставления работ для экспонирования музеям и галереям различных стран, публикации книг и каталогов, посвященных наиболее знаковым художникам и их произведениям. За вклад в международное сотрудничество в области культуры и усилия по сохранению исторического наследия основатель фонда Art Russe Андрей Филатов удостоен награды ЮНЕСКО и звания кавалера Ордена почетного легиона (Франция). www.artrusse.uk скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/125713.html

Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских прибудет на Московское Валаамское подворье 7 июля, 2017. Новостная служба Древней иконе можно будет поклониться во время полиелея вечером 10 июля 7 июля. ПРАВМИР. Икона преподобных Сергия и Германа Валаамских будет принесена для поклонения на Московское Валаамское подворье. «10 июля, за всенощным бдением под праздник преподобных Сергия и Германа Валаамских, на Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря будет доставлена для поклонения первая известная икона святых основателей обители. Икона находится в частной коллекции и будет выставлена в церкви впервые», – говорится в сообщении пресс-службы Московского подворья Валаамского монастыря. Большинство известных иконописных изображений преподобных Сергия и Германа датируются XVIII веком и более поздним периодом. Однако древняя икона, которой можно будет поклониться во время полиелея вечером 10 июля, представляет собой намного более ранний образец церковного искусства. Вопрос о точной дате создания памятника все еще остается открытым, но, несомненно, можно утверждать о том, что этой святыне уже не одна сотня лет, говорят в храме. Поклониться уникальному образу можно будет в канун престольного праздника Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 10 июля, во время полиелея. Начало всенощного бдения в 17:00. Жизнеописание преподобных Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, по сей день остается для историков загадкой. Согласно церковному преданию, Сергий и Герман были греческими священноиноками, которые прибыли на остров Валаам в Х веке, где и основали свою обитель. Во времена многочисленных вражеских нашествий монастырь неоднократно переживал опустошения, уничтожались монастырские святыни и церковные памятники, не раз были разграблены богатейшие монастырские библиотеки и хранилища рукописей. Но память о преподобных жива в сердцах Валаамских иноков. Мощи святых Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в нижнем храме Спасо-Преображенского собора на острове.

http://pravmir.ru/ikona-prepodobnyih-ser...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010