Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Некоторые находились в пустыне Скита, как видно из рассказов о Херемоне и Элпидии 203 . Действительно, в Вади-Натрун есть множество гротов в известняковых выступах, которые торчат посреди песков. Возможно, что некоторые из них были выдолблены первыми отшельниками. Древнее коптское Житие Макария говорит о двух пещерах, которые он высек в скале 204 . Палладий лишь упоминает о подземном ходе, который Макарий сделал от своей кельи, чтобы убегать в большую пещеру, где святой прятался от надоедливых посетителей 205 . Монахи монастыря Святого Макария показывают пещеру, расположенную в километре к югу от обители, внутри которой есть подземный ход. Возможно, это тот самый грот, о котором писал Палладий. Другие пещеры находятся в прибрежном районе, куда насельники обители Святого Макария и сегодня уходят на более-менее продолжительное время. Перед тем как начать реставрацию этого монастыря в 1970 году, отец Матта-аль-Маскин вместе со своими учениками прожил около 12 лет в пещерах Вади-Руайан, посреди пустыни, в 60 километрах к востоку от Бени-Суэйф 206 . Все они испытывали ностальгию по тому первоначальному времени, стараясь точно воспроизвести образ жизни Отцов пустыни. В трех других монастырях Вади-Натрун также есть пустынники, живущие в пещерах в нескольких километрах к югу. В Нитрии и в Келлиях, там где пустыня плоская, как кажется, не существовало пещер, которые могли бы служить убежищем для отшельников. Палладий говорит, что когда Амун прибыл в пустыню Нитрии, он сразу же выстроил себе келью 207 . Авва Памво умер в келье, которую он также построил себе, придя в пустыню 208 . В Келлиях, согласно недавним раскопкам, некоторые кельи находились наполовину под землей, как и те строения, которые были обнаружены в Эсне, в Верхнем Египте, Сержем Сонероном 209 . Иногда к пещерам, где жили анахореты, спереди были пристроены небольшие строения из кирпича. Такое можно увидеть и сегодня в некоторых кельях, занятых монахами обители Святого Макария в Вади-Натрун. Выбор подходящего места Отшельники, у которых не было поблизости пещер, должны были построить себе келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скальный мон-рь во имя М. М. (Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши) расположен в Сирии на плато Каламун, близ Эн-Набка. Первые упоминания о нем относятся к VI в. В средние века мон-рь принадлежал Сирийской яковитской Церкви , его история хорошо известна по многочисленным настенным надписям в церкви и по рукописям, происходящим из скриптория обители. Согласно этим источникам, мон-рь был первоначально посвящен прор. Моисею . Изменение посвящения, возможно, связано с прибытием в обитель в XV в. группы эфиоп. монахов из мон-рей св. Георгия в Ихдине (Эхдене) и св. Иакова в Бшарри; оба мон-ря носили эпитет «Эль-Хабаш» ([мон-рь] эфиопов), который, вероятно, был сначала усвоен мон-рю в Эн-Набке, а затем - его эпониму (в форме «эль-Хабаши» - эфиоп). Вместе с тем местное предание говорит о том, что монастырь обязан своим наименованием мон. Моисею Эфиопу, который пришел сюда из мон-ря св. Иакова близ Кары, подвизался здесь и принял мученическую кончину при имп. Ираклии (610-641). В. Г. Григорович-Барский , посетивший мон-рь в 1728 г., свидетельствовал, что обитель принадлежит сиро-яковитам, но находится в запустении; в его время было живо предание о том, что обитель основал мон. Моисей ( Григорович-Барский В. Г. Странствования по св. местам Востока. М., 2005. Ч. 2. С. 98-99). В 1991 г. мон-рь был возрожден итальянским иезуитским свящ. Паоло Даль " Ольо в юрисдикции Сирийской католической Церкви , были проведены восстановительные работы при участии сир. и итал. специалистов. Особую ценность представляют росписи XI-XII вв. в ц. М. М., считающиеся одними из лучших сохранившихся произведений христ. искусства Леванта того времени. В ц. Пресв. Богородицы в Эн-Набке хранится реликвия, подаренная мон-рю в 1817 г. неким еп. Илией и почитаемая как рука Моисея Эфиопа ( Cruikshank Dodd. 2011. P. 297). В Ливане полуразрушенный монастырь во имя М. М. находится близ сел. Мазраат-эд-Дахр в р-не Эш-Шуф. Святой также особо почитается в селениях Мар-Муса-эд-Даввар и Баабдат в р-не Матн ( Fiey J.-M. De quelques saints vénérés au Liban//POChr. 1978. T. 28. P. 35). В рукописях (Mingana. Syr. 190, 495 и др.) сохранился устав монашеского братства им. М. М. на каршуни , составленный в XVIII в. свящ. Михаилом Джарве (впосл. сиро-католич. патриарх Игнатий Михаил III) (см.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 63; Kaufhold. 1995. S. 91).

http://pravenc.ru/text/2564010.html

По окончании синагогских занятий я ездил в ближайшую к Набулузу деревеньку Рафидию, и видел там развалины бывшей малой крепости римлян и крестоносцев. Вся она загромождена обвалами, кустарниками и былиями. Тут существовала церковь св.великомученика Георгия для православных рафидиан, но и та разорена, а они молятся в набулузской церкви св.Димитрия. На обратном пути из Рафидии осмотрены были мною два родника пресной воды: эн-Фуад и эн-Екфер. В первом ток воды прекращается в каждое воскресенье, по заверению садовника, работающего тут 30 лет. Пойдите, поймите, объясните это явление. Не тут-то было. Есть тайны природы непостижимые, и они сокрыты от нас навеки, дабы ограниченный ум наш не гордился, а смирялся бы перед мудростью Всемогущего Творца неба, земли и вод в ней. От эн-Екфера поезд мой направился к колодезю евангельской самарянки. В нем не было ни капли, а развалины около него лежали те же, какие видел и описал я в 1844г. 174 . Город Набулуз очень богат хорошей водой. В черте его и далее насчитывают до 80 источников. Тамошние горы Геваль и наипаче Гаризин, из которых вытекают эти источники, суть два обильнейшие водохранилища Господни. Было что пить там израильтянам, стоявшим на склонах этих гор и слушавшим благословения исполнителям и проклятия нарушителям заповедей Божиих. 29, середа. Сегодня я, рано выехав из Набулуза и прежней дорогой, еще засветло, поспел в православное село Рамаллу, где и ночевал. 30, четверток. А в этот день ездил к ближним развалинам христианского храма в деревне ел-Бире и, осмотрев их, возвратился в Иерусалим с желанным рисунком и планом этих развалин 175 . Ел-Бире стоит на месте наидревнейшей селитвы библейской Виры, о которой упоминается в священной книге Судей Израилевых 176 . В этой селитве, по сказанию сей книги, укрылся Иоафам от мести Авимелеха, царька сихемского, что случилось за двенадцать с лишком веков до Рождества Христова. Здесь, как гласит предание греков, Пресвятая Богоматерь искала между родственниками и знакомыми отрока Иисуса, оставшегося в Иерусалимском храме для собеседования с учителями 177 . В память этого события построена была церковь , но когда и кем? Благоверным царем Иустинианом (527–565гг.)? Достоверно не знаю сего, равно как и того, в какое время магометане разрушили эту прекрасную трехпрестольную церковь , возобновленную крестоносцами. Не описываю развалин ее, потому что рисунок и план лучше слов дают верное понятие о ней. Упоминаю лишь о том, что тут усмотрена мной надпись, кажется, грузинская. Она помещена на плане, вместе с очерком чьей-то красивой гробницы, найденной мною у башни, подле развалин церкви. Думается, что в ней похоронен был какой-либо крестоносный рыцарь или архиерей латинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ante Deum stantes, Ne sitis corde vagantes; Quando cor non orat, In vacuum lingua laborat. – т. е.: Стоя перед Богом, He рассеивайтесь духом; Когда дух не молится, Всуе трудится язык. Пред входом в храм есть маленькая ризница, в которой замечательны две небольшие картины, вышитые шелками, и замечательны не по изяществу работы, а по древности и странности рисунков. Вообще вся здешняя церковь радует путника среди диких окрестностей Иерусалима. Она устроена благочестием и казною королей испанских. Смежно с монастырем разведен на горе сад большой. Когда-то он был хорош, а теперь запущен. В нем много винограду и разных фруктовых дерев: смокв, абрикосов, миндалей и других. Лучшее украшение его составляют 15 кипарисов, посаженных вдоль верхней стены, и крытые аллеи, осененные виноградными лозами. Добрые иноки позволяли мне гулять в этом саду и наслаждаться душистым виноградом, из которого они приготовляют хорошев белое вино. ИЮЛЯ 20. Вчера пронесся слух в эн-Кареме о загорающейся в соседстве войне двух сильных шейхов Палестины, Абогоша и Самхана, за христианскую деревню Рамаллу. Не смотря на этот слух, весьма достоверный, я решил съездить сегодня в ближнюю деревню Собу с тем, чтобы осмотреть ее местоположение и на месте решить вопросы не тут ли находилась родина пророка Самуила-Рамафаим Цофим? Поводом к сему археологическому изысканию служило слабое созвучие названий: Цофим – Соба. В 2½ часа пополудни я выехал из эн-Карема с прежними спутниками, взяв проводника из сей деревни, добродушного и услужливого христианина Франческо, который прежде провожал меня к гроту Предтечи и к гробу Елизаветы. Легкою поступью он сходил по крутоярой и каменистой дорожке в глубокую долину Гигантов, а мы с трудом спускались за ним на чужих ногах. Эта дорожка проложена по северной окраине эн-Каремскаго холма. Переезжая долину впоперек. я любовался роскошными масличными садами, разведенными на ее взволнованной почве, которая сверху казалась ровным полем. Направо вдали рисовалась на горе деревня Кулоние (древний Кулон, город племени Иудина), а у подошвы ее зеленели сады, насажденные при источнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Она состоит из двух частей, отделенных малым промежутком; в верхней части, ближе к челу горы, находится католически монастырь с садом, а от монастыря ниже кругом стоят домы; в другой части видно также несколько домов на обнаженной скале. Все домы каменные и построены недурно. Окрестности эн-Карема весьма привлекательны. Я любовался ими с крыши монастырского здания пред закатом солнца, которое скрылось за горами, влево от деревни Касталь; прямо предо мною, вдали, протягался горный хребет с юго-запада на северо-запад. Последние лучи солнца ярко озаряли гребень его золотистым и румяным светом. Солнце перестало рисовать этот гребень и Касталь резко обозначился в сумерках на высоком холме своего, словно пирамида. Но вправо от Касталя деревня Кулоние еще облита была светом. У подошвы эн-Карема глубокая долина Гигантов или Теревинфовая пролегала к Кулонии меж гор и под густыми масличными деревами казалась зеленым садом. Вблизи, на право от монастыря, взор ограничивается тремя теменами соседней горы голой и дикой, а на левой – дикими и крутыми скалами горного хребта. Между вторым и третьим склоном, близ дороги, ведущей в Малху, из подошвы горы вытекает источник Марии, а между 3-м и 4-м склоном видны развалины мнимого дома Захарии. За пятым склоном хребет заворачивается на запад. Здешний латинский монастырь Иоанна Предтечи принадлежит францисканам Св. Земли. По преданию сих отцев, он построен на того месте, где стоял дом Захарии и Елизаветы, родителей Предтечи. Вот что гласит предание, изложенное в небольшой печатной книжке, которую мне подарил настоятель сего монастыря. В эн-Кареме находится преславный и древнейший храм Св. Гоанна Крестителя, великолепно устроенный христианами на месте дома Захарии и Елизаветы, в котором родился Предтеча Господень. Сюда-то приходила из Назарета Пренепорочная Дева Мария и здесь, исполненная Духа Святого, воспела достойный вечных похвал гимн: Величит душа моя Господа. Здесь и Захария, после онемения, проглаголал и, по вдохновению Св. Духа, произнес другой гимн к великому удивлению всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда же и кто построил храм Предтечи в эн-Кареме? О. Фома не определяешь ни года, ни века постройки его, а говорить только, что он весьма древен и великолепно построен был христианами на месте дома родителей Иоанна Предтечи. Думать надобно, что сей храм, вместе с прочими, воздвигнут был в четвертом или пятом столетии, когда христианство торжествовало в Палестине. С тех пор до 13 века в нем совершалось богослужение. О. Фома из Навары не представляет никаких доказательств ни исторических, ни лифографических на то, что нынешняя деревня эн-Карем есть тот горний город Иудин, в котором жили 3ахария и Елизавета, и что храм построен действительно на месте их дома. А следовательно слова его: «Et loco invent о, ubi S. Domini Praecursor natus est, altare ereximus=и нашедши место, где родился Предтеча Господень, воздвигли там алтарь», – сии слова показывают, что отцы искали в развалинах места рождения Предтечи. Но по какому признаку они уверились, что найденное ими место есть то, на котором Елизавета родила Иоанна? Об этом ничего не говорит о. Фома из Навары. А голословному показанию его верить нельзя и не должно. По словам сего францискана, более 300 лет храм был в запустении. Следовательно, в течение трех-четырех веков предание о сем храме прервано было, и свидетельство о подлинности места рождения Предтечи не существовало. После такого огромного промежутка времени и при недостатке местного предания о свидетельстве невозможно верить о. Фоме из Навары тем более, что и в самом Иерусалиме латинское предание о св. местах прервано было с 1187 г., когда Саладин выгнал всех латин с Св. Земли, до начала 16 столетия или до 1520 г., когда латины вновь появились в Иерусалиме. Я думаю, что в эн-Кареме был простой храм во имя Предтечи, а францискане ошибочно или намеренно усвоили ему особенную священность, желая видеть в нем место рождения Предтечи. Предтеча родился не здесь, а в городе Иутте (т. е. Ютте) или Иуде, в Нагорной Иудее. Остатки сего города и доселе существуют 155 . Вот тому доказательства:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

17 Тыын сэттэ церковка тугу этэрин истэр кулгаахтаах ииттээ буолуохтун: кыайыылаахха кистэммит мааннаттан амсатыам, саа аат суруллан сылдьар р тааын туттарыам; тааы ылар кииттэн ураты атын ким да ол ааты билбэт». Фиатираа илдьит «Умайар уот тлнн курдук харахтаах, клмрдэс боруонса курдук атахтаах Таара Уола маннык этэр: 19 эн бары дьайыыгын, тапталгын, лэин, итээлгин, кытаанах тулуургун итиэннэ кэлии дьайыылары манайгыларгынааар ордук улаханнарын билэбин. 20 Ол эрээри утарардаахпын: пророкпун дэнэр Иезавель диэн дьахтар Мин кулуттарбын муннаран содурдук быыыланарга, кэрэх аылыгар эмэгэккэ туттуллубут аы аыырга рэтэрин бопсубаккын. 21 Содур быыытын билинэригэр бириэмэ биэрбитим рднэн, билиммэтэ. 22 Онон кинини ыарыах гынан, ороо-тэллэххэ быраыам, оттон аньыыны оорсубут дьонун, кини содур дьайыыларыттан тэйбэтэхтэринэ, улуу кутураа тиксэриэм. 23 Оолорун эмиэ имири эитэлиэм; оччоо церковь эрэ барыта Мин кии срэин-быарын Курдат Крчч буоларбын билиээ. Хас биирдиигитигэр тугу оорбуккутунан крн тлм. 24 Оттон эиэхэ уонна Фиатираа баар атын дьоо, ити рэи батыспатахтарга, „сатана дири далайа“ диэн тугу ааттыылларын билбэтэхтэргэ, этэбин: атын ханнык да сгээри эиэхэ сктэриэм суоа; 25 арай кэлиэхпэр диэри, туох баардааххытын ыыктыма. 26 Кыайыылаахха, тиээр диэри Мин клбн толорооччуга, норуоттары баылыыр былааы биэриэим. 27 Оччоо кинилэри тимир торуосканан салайыаа, туой кйэлэри тоута сынньар курдук, лтртэ. Норуоттары баылыыр былааы Мин Аабыттан хайдах ылбыппыный да, кыайыылаахха эмиэ ол курдук биэриэим; 28 итиэннэ киниэхэ сарсыардааы сулуу туттарыаым. 29 Тыын сэттэ церковка тугу этэрин истэр кулгаахтаах ииттээ буолуохтун». 3 Сардиска илдьит «Таара сэттэ тыынын кытта сэттэ сулуу Тутан Турааччы маннык этэр: эн бары дьайыыгын билэбин – тыыннаах курдук ааттааххын-суоллааххын эрээри, дьиэр, лбккн. 2 Мин крдхпнэ, эн суолу-иии Таарам иннигэр экилэ суох буолбатах эбит. Онон уугун, туох ордон хаалбытын ситэри л илигинэ, бргт. 3 Тугу ылыммыккын, тугу истибиккин йд; ону барытын тутуан туран аньыыгын билин. Ууктубатаххына, уоруйах курдук сэрэппэккэ, тиийиэим; хайа кэмэ тиийэрбин билиэ да суоа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Халиф Умар I (634-644) повелел переселить награнцев в предместье основанного арабами на юго-западе Ирака гарнизонного г. Куфа, которое получило одноименное название (Наджран или Эн-Наджрания). По одной версии, халиф ссылался на предсмертную волю Мухаммада видеть Аравию исключительно мусульм. страной ( Большаков О. Г. История Халифата. М., 2002. Т. 2. С. 131). Абу-Юсуф (ум. в 798) в «Книге о харадже» называет более прагматичную причину: опасения Умара были вызваны многочисленностью и богатством награнцев, наличием у них большого количества коней и оружия. Награнцы обращались к халифу Али (656-661) с просьбой разрешить им вернуться на родину, но получили отказ. Процесс нарастающей ассимиляции бывш. награнцев отразился в источниках времен халифа Умара II (717-720). Потомки йеменских христиан жаловались халифу, что с них по-прежнему берут дань (2 тыс. одежд), установленную договором с Мухаммадом, в то время как число награнцев за прошедшие годы сократилось в 10 раз. В источниках встречаются упоминания о христианах Н. вплоть до XIII в., однако они столь немногочисленны и сомнительны, что невозможно с уверенностью говорить о сохранении там христ. общины в ср. века. Христиане же Эн-Наджрании, сохранявшие приверженность афтартодокетизму, в кон. VIII в. обратились с просьбой о поставлении епископа к Тимофею I , католикосу-патриарху Церкви Востока ; о существовании здесь восточносир. кафедры в XI-XII вв. имеются лишь косвенные свидетельства. Вместе с тем по упоминаниям в «Хронике» Михаила Сирийца известны епископы Сирийской яковитской Церкви в Эн-Наджрании в IX-X вв. (см.: Fiey J.-M. Pour un Oriens Christianus novus: Répertoire des diocèses syriaques orientaux et occidentaux. Beirut, 1993. P. 114, 247-248). Средневек. Н. оказался на периферии мусульманского мира и не оставил заметного следа в его истории. В 1934 г. по итогам саудовско-йеменской войны оазис перешел под юрисдикцию Саудовской Аравии, хотя в историко-культурном отношении является неотъемлемой частью Йемена. С кон. 2000-х гг. франц. археологи и эпиграфисты ведут полевые исследования в Н., однако им пока не удалось локализовать то выдержавшее многомесячную осаду поселение, в к-ром жили Награнские мученики.

http://pravenc.ru/text/2564594.html

Map Малха (Бет-Малка) мон. в Тур-Авдине Map Матфея мон. на горе Элфеф близ Мосула Map Романа мон. (Касийский) Map Самуила, мон. Мараш (Германикия) Марга близ Мосула Маргская епископия Маргская область Мардин (Марде, Маридин) Мардинская епископия Марка св. мон. в Иерусалиме Марона мон. Махозе 50 – см. Селевкия-Ктесифон Махозе-д-Ареван, в Бет-Гармае Мединат-Сахде – см. Майперкат Мелитина (Малатия) Мерв – см. Мару Месопотамия Мессина Мидия Мосул (аль-Маусил) Мосульская библиотека Неаполь Кипрский Неокесарийский Собор Нефтар (Нетпар, Нефрат) Никейский Собор Никея Никомидия Никосия Ниневийская епископия Ниневия Нисибин (Сова, Нусайбин) Нисибинская епископия Нисибинская школа Нитрийская долина (Скит, Вади-ан-Натрун, Биркет-ан-Натрун) Нитрийские мон. Октодекатон близ Александрии Осроана Палестина Парижская библиотека Парижский университет Парс Парфия Пенэк Перат-де-Майшан (Басра) Перидские жрецы (маги, мегуше, магупаты, могпеты, мобеды) Перозабад Персидская держава Сасанидов Персидская школа в Эдессе Персидские христиане Персидский язык и литература; переводы Персия, персы Песильтский (Кваррийский) мон. близ Теллы Раббан Бохтишо, мон. Раббан-Зхаишо, мон. – см. Бет-Раббанский мон. Раббан Хормизда мон., у Алкоша Раббан Шабура мон. Равкеннаре, мон. Ракка – см. также Каллиник Расайн – см. Ришайна Рев-Ардашир (Решахр) Рим Римская империя, римляне Ришайна (Расайн) Романа, мон. Рухин Саввы св. мон. близ Иерусалима (Лавра Саввы Освященного) Салах, Салахский округ Самосата Самосатская епископия Санкт-Петербургская (Ленинградская) библиотека Сарепта Сахаркадт Севастия Сеерт, библиотека Селевкийская архиепископия Селевкийский Собор Селевкия-Ктесифон (Селик, Махозе, Мадайин) Селивы мон. близ Хеглы (на Тигре) Селик – см. Селевкия Сенун, мон. Серугская епископия Сиарзор (Сиарзур, Шахразур) Синай, гора Синайская библиотека Синджар – см. Шиггар Синджарские горы Сирийская литература Св. Писание Псалтирь переводы: с араб. с перс. Сирийская церковь , святые Сирийские рукоп. Сирийские тексты еврейским письмом

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010