По словам автора Мученичества, он сам перенес тело И. в Тифре, где на месте дома святого была возведена церковь во имя мученика. Согласно Абу-ль-Макариму (кон. XII - нач. XIII в.), в церкви г. Эль-Кейс, или Дафу, хранились мощи мч. Исаака; это сообщение исследователи обычно относят к И., предполагая, что Дафу является искаженным написанием топонима Дифра. В 1386 г. мощи И. были перенесены в ц. Пресв. Богородицы «аль-Муаллака» в Ст. Каире. Сказание о перенесении мощей сохранилось в араб. рукописи XV в. ( Graf G. Catalogue de manuscrits arabes chrétiens conservés au Caire. Vat., 1934. P. 56. (ST; 53)). Часть мощей И. находится в монастыре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун. И. также считается покровителем монастыря Голубя (Дейр-эль-Хамам; Дейр-Абу-Исхак) в Файюме; во имя мученика освящена часовня обители. В ц. св. Меркурия одноименного мон-ря в Ст. Каире имеется икона XIII в. с изображением Христа, архангелов, пророков и 6 мучеников-всадников (первоначально их было 10), в т. ч. И. В нижней части иконы изображены в миниатюре спеленатые мощи И. на повозке, в к-рую впряжены быки ( Sk á lov á Z., Gabra G. Icons of the Nile Valley. Cairo, 2003. Cat. 9). Исследователи считают это изображение одним из древнейших свидетельств копт. традиции устраивать парадное шествие с мощами святого в день его памяти. Ист.: The Martyrdom of Isaac of Tiphre/Ed., transl. E. A. W. Budge//Transactions of the Society of Biblical Archeology. L., 1893. Vol. 9. P. 74-111; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 210, 253; Martyrio do abba Isaac de Tiphre: Versão ethiopica/Ed., trad. F. M. E. Pereira. Lisboa, 1903. Coimbra, 1903; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1950, 1953r. T. 2. (CSCO; 86, 125. Copt.; 6, 15); SynAlex. Vol. 4. P. 356-358; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 103-104. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 534; Sauget J.-M. Isacco di Tiphre//BiblSS. Vol. 7. Col. 923-925; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972. S. 115-116; Orlandi T. Isaac of Tiphre, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1304-1305; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 249, 315; Aubert R. Isaac de Tiphré//DHGE. T. 26. Col. 93-94.

http://pravenc.ru/text/674121.html

Вмч. Исхирион. Роспись ц. прп. Павла в мон-ре прп. Павла. 1713 г. Вмч. Исхирион. Роспись ц. прп. Павла в мон-ре прп. Павла. 1713 г. Сообщение копто-араб. Синаксаря содержит мн. общих мест, характерных для актов егип. мучеников эпохи гонений Диоклетиана; кроме имени правителя Фиваиды и места казни в нем нет исторических сведений об И. По всей видимости, в Синаксаре дается краткое изложение более обширного текста Мученичества. Известны 3 рукописи, содержащие пространное Мученичество И.: 2 из мон-ря прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун - 487 74 в агиографическом собрании, XVI в.) и 408 42 в агиографическом собрании, XVIII в.) и 1 из Национальной б-ки Франции (Paris. arab. 4775. Fol. 151r - 179r, XIX в.). Рукописи не изданы, поэтому неизвестно, насколько их текст соответствует данным Синаксаря ( Graf. 1944. S. 519; Zanetti. 1986. P. 61, 73). Упоминаемый в заголовке Мученичества Клодий Кулькиан был префектом Египта в 303-306 гг. Правитель Н. Египта Арриан был его современником и административно ему подчинялся ( Vandersleyen C. Chronologie des préfets d " Égypte de 284 à 395. Brux., 1962. P. 86-90), поэтому с т. зр. хронологии Мученичество и рассказ Синаксаря не противоречат друг другу. Дополнительных исследований требуют также рукописи из собрания Коптского музея в Каире (Cair. Mus. 712 (Hist. 469). Fol. 272r, XIV в., и Cair. Mus. 718 (Hist. 475). Fol. 68r, XVI в.), содержащие конец Мученичества И., но, возможно, в иной редакции ( Graf. 1934. P. 264; Idem. 1944. S. 534). По мнению У. Дзанетти, эти рукописи содержат ту же редакцию, что и парижская, а др. редакцию составляют рукописи из мон-ря прп. Макария ( Zanetti. 1997. Col. 145). Этот исследователь также считает возможным отождествить И. с мч. Исхирионом (пам. зап. 22 дек.), упоминаемым в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского. Чудо перенесения церкви И. В эфиопской версии коптского Синаксаря, в конце заметки об И., повторяющей по содержанию арабский текст, помещено посмертное чудо И. (Le synaxaire Éthiopien. 1907. P. 565-566). Священники одного селения в Н. Египте вели себя недостойно сана. Церковь, где они служили, видимо, была посвящена И., т. к. «святой ждал, когда они покаются в своих преступлениях». Священники продолжали творить беззакония, и по молитвам святого Бог поразил их чумой, они скончались. В это же время жителям сел. Эль-Баяху в Ср. Египте (в 18 км на север от г. Эль-Минья) было видение И. в образе величественного воина на коне. Он попросил их дать ему немного земли, указав копьем на конкретное место. Жители согласились, всадник дал им 100 динариев и исчез. На следующее утро люди обнаружили на указанном месте церковь, которую святой ночью перенес из селения, где умерли нечестивые священники. В этой церкви и рядом с ней совершалось множество чудес.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

Наиболее ранние изображения Божией Матери в изводе «М.», восседающей на престоле, датируются VII в. и сохранились в апсидах егип. монастырских храмов и часовен. Образ «М.» может быть небольшим по размеру, вписанным в маленькую нишу, как в монастыре св. Иеремии в Саккаре: в келье 1725 и капелле А (Коптский музей, Каир); в мон-ре аввы Аполло, в нише кельи 30. Образ может быть монументальным: Божия Матерь окружена фигурами ангелов и святых, стоящих в архитектурных декорациях, арках, увешанных светильниками,- как, напр., в сев. нише церкви в Красном мон-ре близ Сохага; в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в росписи одной из колонн часовни. По мнению Т. Ф. Мэтьюса и Н. Мюллера, появление образа «М.» в нишах егип. келий и монастырских храмов демонстрирует связь с личным почитанием образов Божией Матери и отчасти указывает на продолжение местных традиций. Образ «М.», сидящей на престоле в окружении ангелов, или в нише, рядом с к-рой стоит апостол (Ее образ подписан по-гречески: «Святая Мария»), сохранили миниатюры арабо-копт. иллюминированных кодексов IX-X вв. (NY Morgan. 612. Fol. 1v, 892-893 гг.; 574. Fol. 1v, 887-898 гг.; Lond. Brit. Mus. Orient. 6782. Fol. 1v, 989-990 гг.). Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Пресв. Богородица с Младенцем на престоле, со святыми и ангелами. Роспись церкви в Красном мон-ре. VII в. Некоторые исследователи визант. иконографии, напр. Н. П. Кондаков, считали, что иконография «М.», появившаяся в Египте, была неизвестна в Византии, но популярна на Западе и вошла в круг правосл. сюжетов лишь в позднее время благодаря итало-критским влияниям и через заимствования из западноевроп. живописи ( Кондаков. 1914). Однако уже В. Н. Лазарев показал, что, хотя памятников с изображением Божией Матери в изводе «М.» могло не существовать в столичном искусстве, они получили достаточное распространение на византийской периферии ( Лазарев. 1971). Э. Катлер, отметив факт упоминания извода «М.» в византийских сочинениях, пришел к выводу, что иконография «М.» была хорошо известна в К-поле ( Cutler. 2000. P. 168). Свидетельство того, что образ «М.» имел хождение в доиконоборческий период, содержится в 1-м послании в защиту иконопочитания (кон. 20-х гг. VIII в.) Григория II, папы Римского, к византийскому имп. Льву III Исавру. Среди образов, присутствующих в церкви и вызывающих «сердечное сокрушение» молящегося, автор упоминает «изображения чудес Господа Иисуса Христа, а также изображения святой Его Матери, имеющей на руках питающегося млеком Господа и Бога нашего» (ДВС. Т. 7. С. 18). Извод «М.» в тексте ставится в один ряд с такими распространенными в храмах изображениями, как циклы чудес и Страстей Господних, образы ангелов, ветхозаветные сюжеты.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Вторая группа текстов представлена в позднесредневек. рукописях из собраний копт. церквей и мон-рей (обзор см.: Ramez. 2008. P. 120-128). Эта группа включает 3 редакции Мученичества К. и И. Первая, сохранившаяся в единственной рукописи из ц. св. Меркурия (Абу-Сайфайн) в Ст. Каире (сер. XVIII в.), близка к тексту первого греч. Жития, в частности, включает повествование о мц. Афанасии и ее дочерях. В 9 др. рукописях содержится иная версия Мученичества (в 2 редакциях - пространной и краткой; древнейшая рукопись 1335 г.- перевод с коптского). Ее отличительной чертой является рассказ о культе псевдооракула языческого бога Каллиграфа в Александрии, за отказ от поклонения к-рому К. и И. были распяты за городскими воротами; мц. Афанасия и ее дочери не упоминаются, но рассказывается о мученической кончине некоей язычницы, пострадавшей вслед за К. и И. Во всех рукописях, содержащих 2-ю версию Мученичества, к ней примыкают описания чудес К. и И. (от 6 до 14); из них лишь 6 (в значительно переработанном виде) восходят к греческому собранию свт. Софрония Иерусалимского 18, 23-24, 26, 34-35). Остальные тексты о чудесах имеют ряд общих черт: исцеленные являются жителями или уроженцами Александрии и ее окрестностей; болезни преимущественно физические (заболевания внутренних органов, опухоль в голове, паралич, слепота); прослеживаются параллели с чудесами особо почитаемого в Египте вмч. Мины . Кроме того, одно из чудес связано с ц. ап. Марка, где первоначально находились мощи К. и И., и повествует о строительстве неким богатым коммерсантом Юлием мартирия в честь этих святых в благодарность за полученное исцеление. Б. Рамез отождествил чудо об исцелении юной еврейки с копт. фрагментами папируса VII-VIII вв. из егип. коллекции Государственных музеев Берлина (Ägyptische Urkunden aus den Staatlichen Museen Berlin/Hrsg. H. Satzinger. B., 1967. Bd. 3. H. 1. S. 99-101. N 382; Ramez. 2008. P. 137-138). Об активном почитании К. и И. в этот период свидетельствует также фреска с изображением К., обнаруженная в 2001/2 г. во 2-м слое (ок. 800) росписей храма Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: К. изображен вместе с Писентием, еп. Кебтским (VI - нач. VII в.) (см.: Innem é e, Rompay. 2002. P. 247. Fig. 2).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Марией (Богородицей) (см.: Breccia, Donadoni. 1938. P. 295-297; Salmi. 1945. P. 163-167). В частной коллекции находится холст VI в. с изображением К., использовавшийся, вероятно, для стенного декора (Byzantium: Treasures of Art and Culture from British Museum Collections/Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 80. N 72). Известна фреска с оплечным изображением К. в медальоне (по мнению Ж. Кледа, не ранее VI в.) в т. н. пещерной церкви в дер. Дейр-Абу-Хиннис; как и проч. росписи этого храма, она пострадала от иконоборцев и идентифицируется по сохранившейся надписи ( Cl é dat. 1902. P. 54, 56). Др. оплечное изображение К. (с помещенной справа от него христианской базиликой) имеется среди росписей церкви, устроенной в Праздничном зале Тутмоса III в Карнаке (согласно А. Мюнье и М. Пийе, не ранее VII в.- Munier, Pillet. 1929. P. 66-67, 74). К., возможно, изображен на одной из новооткрытых фресок (VIII в.) в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: святой исцеляет болящего от глазного недуга, на 2-м плане возле шкафчика с лекарствами др. больной ожидает своей очереди. На поздней иконе из ц. св. Меркурия в Ст. Каире (1847/48) К. представлен в иконографии, типичной для врача-бессребреника: в правой руке он держит медицинский инструмент (скальпель?), в левой - ларец с лекарствами (см.: Meinardus. 1970/1971. P. 366, 375). Лит.: Cl é dat J. Notes archéologiques et philologiques//BIFAO. 1902. Vol. 2. P. 41-70; Leclercq H. Antinoë//DACL. 1907. Vol. 1. Col. 2326-2359; Chassinat É . Un papyrus médical copte. Le Caire, 1921. (MIFAO; 32); Crum W. E. Colluthus, the Martyr and His Name//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 323-327; Munier H., Pillet M. Les édifices chrétiens de Karnak//Revue de l " Égypte ancienne. P., 1929. Vol. 2. P. 58-88; Vergote J. Le texte sous-jacent du Palimpseste Berlin N 9755: S. Colluthus - S. Philothée//Le Muséon. 1935. Vol. 48. P. 275-296; Breccia E., Donadoni S. Le prime ricerche italiane ad Antinoe//Aegyptus. Mil., 1938. Vol. 18. N 3/4. P. 285-318; Salmi M.

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Г. Эндресс предположил, что вместо ас-Суккари следует читать ас-Сиджази, имея в виду Абу Сулаймана ас-Сиджази (ас-Сиджистани), мусульм. философа и богослова X в. ( Endress G. The Works of Yahya   Ibn ‘Ad: An Analytical Inventory. Wiesbaden, 1977. P. 106. 8.19.3). Впосл. Хольмберг обнаружил еще 4 рукописи «Послания...»: в б-ке копт. мон-ря св. Антония Великого (Monast. S. Anton. Theol. 130. Fol. 53r - 64r, 1570 г.; 129. Fol. 59v - 72v, 1788 г.), в мон-ре св. Бишоя в Вади-эн-Натрун (Monast. S. Bishoi. 3918 (Theol. 303). Fol. 85v - 101v, 1882 г.) и в б-ке Францисканского центра восточно-христ. исследований в Каире (Cair. FCCOS. AC. 661. Fol. 2r - 11r; вероятно, нач. XX в.; содержит только заключительную часть трактата (начиная с § 119)). В наиболее древней и важной рукописи (Monast. S. Anton. Theol. 130), от которой прямо или косвенно зависят все остальные ( Holmberg. 1989. P. 119), Хольмберг обнаружил примечание, приписывающее «Послание...» автору по прозвищу аль-Каскари (Кашкарский) (Ibid. P. 236-237). После названия трактата (§ 1-5), к-рое, по-видимому, не принадлежит автору, следует небольшое вступление (§ 5-14) и 1-я ч. (§ 15-57), посвященная учению о единстве. И. дает описание 3 уровней бытия (ниже разума, вместе с разумом, выше разума), говорит о ненадежности чувственного восприятия (§ 16-20), интеллектуального знания (§ 21-42) и логического рассуждения (§ 43-54) и рекомендует в учении о Творце придерживаться Откровения. Эта часть содержит много доксографического материала (мнения различных философов, школ и сект о единстве). Во 2-й ч. (§ 58-118) изложено учение о едином. Автор выделяет 3 способа, к-рыми единое может быть выражено,- по роду, виду и индивиду (§ 59-62), и приводит мнения об этом древнегреческих (§ 63-83) и современных ему философов (§ 84-118), большинство из которых отвергает. В 3-й, самой большой части, И. помещает христ. учение о единстве Божества (§ 119-220). Сделав неск. вступительных замечаний о важности традиции и логического умозаключения, а также о наличии связи между Творцом и творением (§ 119-130), он развивает учение о Единстве и Троичности Бога в форме вопросоответов из 12 разделов.

http://pravenc.ru/text/675017.html

Известны 8 араб. рукописей XIII-XVII вв., содержащих текст Жития О. В. (см.: Graf G. Catalogue de manuscrits arabes chrétiens conservés au Caire. Vat., 1934. P. 265, 291. N 712, 730; Troupeau G. Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Manuscrits chrétiens. Vol. 1. P. 223-225. N 260; Atiya A. S. The Arabic Manuscripts of Mount Sinai. Baltimore, 1955. P. 13, 21. N 438, 538; Zanetti U. Les manuscrits de Dair Abû Maqâr: Inventaire. Gen., 1986. P. 57, 63. N 388, 412). На основании лексических особенностей переводов, отраженных в манускриптах из мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун и мон-ря вмц. Екатерины на Синае, М. Малеве выдвинул гипотезу, что араб. версии могут быть разделены на 2 ветви: одна происходит из Египта и основана на копт. версии, другая - из мон-ря вмц. Екатерины и основана на греч. оригинале ( Malevez. 2016). В кратком сказании из копто-араб. Синаксаря (кон. XII-XIV в.) под 16 бауна (10 июня), хотя и оставлены только эпизоды, связанные с О. В., однако их число больше, чем в греч. версиях: рассказ о его пребывании в мон-ре, разговор со старцами, уход из мон-ря, встреча в пустыне с будущим духовным наставником и т. д. Кроме того, в повествование об О. В. встроены нек-рые детали из опущенных рассказов о др. подвижниках, к-рых видел Пафнутий. Напр., О. В., как отшельник Тимофей, лишен набедренной повязки, его нагое тело прикрыто только волосами и бородой, при встрече с Пафнутием он произносит Молитву Господню и причащается из рук ангела. Под 16 хатура (12 нояб.) в Синаксаре отмечена также память освящения церкви во имя О. В. за стенами Каира. Эфиопская традиция Долгое время в научный оборот была введена только одна эфиоп. рукопись Жития О. В.- Lond. Brit. Lib. Orient. 763. Fol. 125-131, 1586/7 г. (изд.: Esteves Pereira. 1905). Впосл. были изучены еще несколько рукописей XIV-XIX вв. (Paris. Abbadie. 85, 91, 94 - см.: Chaine M. Bibliothèque Nationale: Catalogue des manuscrits éthiopiens de la collection Antoine d " Abbadie. P., 1912. P. 55, 58-59, 60-61; Conti Rossini C. Notice sur les manuscrits éthiopiens de la collection d " Abbadie. P., 1914. P. 33-34, 43, 453; EMML 1496; Vat. Aeth. 264 - Bausi A. Bibliotheca Apostolica Vaticana, Vat. Et. 264//Coptic Treasures from the Vatican Library: A Selection of Coptic, Copto-Arabic and Ethiopic Manuscripts: Papers Collected on the Occasion of the Xth Intern. Congr. of Coptic Studies/Ed. P. Buzi, D. V. Proverbio. Vat., 2012. P. 117-128), что позволило дать самый общий анализ истории переводов Жития О. В. на геэз. Предполагаемое время их появления - XIV или XV в. Первый издатель Э. Перейра считал, что перевод был сделан с копто-араб. оригинала (с сокращениями по отношению к копт. версии). Краткая версия Жития, вошедшая в состав эфиоп. Синаксаря, также восходит к копто-араб. традиции.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Реликварий с мощами прп. Моисея Мурина в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Дейр-эль-Барамус, Египет Реликварий с мощами прп. Моисея Мурина в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Дейр-эль-Барамус, Египет В копто-араб. Синаксаре и его эфиоп. версии память М. М. отмечена под 24 бауна/сане (18 июня). В кратком сказании сообщается, что, служа у язычников, М. М. хотел познать истинного Бога. Услышав, что этому он может научиться у скитских монахов, М. М. пришел в Скит. Авва Исидор направил его к прп. Макарию Великому, к-рый крестил его. В эфиоп. Синаксаре также имеется сказание о Моисее Скитском, к-рого отождествляют с М. М., под 3 маскарама (31 авг.). В средневек. западносир. Минологиях память М. М. обычно обозначена под 18 июня, но встречается и под 28 авг. («мученик Моисей»), а в Мартирологе Раббана Слибы (кон. XIII - нач. XIV в.) под этим числом стоит память «Моисея Эфиопа, который грабил могилы». В Церкви Востока литургическое поминовение М. М. совершается в 5-ю пятницу периода Илии и в 3-ю пятницу периода Лета (см. в ст. Год церковный ). В средневек. арм. Синаксаре Тер-Исраэла под 26 марери (2 июня) приводится сказание о «Моисее Чёрном, разбойнике», к-рое, однако, существенно отличается от известных версий Жития М. М.: разбойник жил при имп. Маврикии (581-602) в окрестностях Танефы (?); увидев сон, в котором его пытались ввергнуть в огненную реку, он отправился в пустыню за вразумлением; там он нашел 2 умерших подвижников, а затем живого анахорета, к-рый согласился оставить его в своей келье и в течение года учил монашескому деланию; потом анахорет ушел вглубь пустыни, а Моисей продолжил подвиги в его келье; по смерти мощи Моисея замироточили (Le Synaxaire arménien de Ter Israël/Éd. G. Bayan. P., 1930. Vol. 10: Mois de Maréri. P. 518-521. (PO; T. 21. Fasc. 4)). Монастырь Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши, Сирия Монастырь Дайр-Мар-Муса-эль-Хабаши, Сирия Мощи М. М. в XI в. видел в Вади-эн-Натрун один из составителей «Истории Александрийских патриархов» , диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж (см.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church/Ed. Y. Abd al-Masih, O. H. E. Burmester, A. S. Atiya, A. Khater. Le Caire, 1959. Vol. 2(3). P. 359). В период составления копто-араб. Синаксаря (XIII-XIV вв.) они находились в мон-ре Дейр-эль-Барамус, где пребывают и в настоящее время вместе с мощами прп. Исидора Скитского в ц. Пресв. Богородицы. В 1957 г. для них был изготовлен реликварий, инкрустированный слоновой костью. Частицы мощей М. М. находятся в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун и в ц. Апа-Нуб в Саманнуде ( Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 20002. P. 318). Действующий мон-рь во имя М. М. расположен в Сев. Египте, близ дороги, соединяющей Вади-эн-Натрун и г. Эль-Аламейн.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

1986. Р. 307). Известно, что «уроженцы пограничных провинций и их монофизитский клир были объединены антипатией к Константинополю. Оказавшись в изоляции, они пристрастились к старомодным церковным планам, в которых местные традиции перемешались с ранее заимствованными из-за рубежа элементами. Пропорции неуклюжи, детали грубы, качество построек низкое» (Ibidem). Большинство храмов строилось из сырцового кирпича, не позволявшего создать долговечный декор, служащий основным признаком при датировке, в связи с чем затруднительно определить время возведения зданий и последовательность их перестроек. Черты самобытной копт. архитектуры формировались на протяжении VIII-IX вв.: алтарное пространство обособлено, зап. части храма утрачивают черты базиликальности. С сер. VII в. усиливается тенденция к обособлению вост. обхода (CoptE. Vol. 1. Р. 212-213) в специальное пространство для клира - хурус (от греч.- хор), ставшее характерной чертой средневек. копт. архитектуры. От апсиды (гунка, от греч.- конха) хурус первоначально отделялся стеной. Высокая, нередко достигавшая потолка стена между хурусом и наосом могла быть каменной (декорированной скромно) или деревянной (более престижной в силу дороговизны дерева и, как правило, богато украшенной). Она имела 1 или неск. дверных проемов (боковые - поздние), центральный из к-рых закрывался занавесом или дверями, подобными великолепным деревянным резным дверям, инкрустированным слоновой костью (нач. Х в.), ведущим из алтаря в хурус (910) и из хуруса в наос (926) ц. Божией Матери (аль-Адра) в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Ските (Вади-эн-Натрун, мухафаза Бухейра). Престол размещался перед апсидой, внутри хуруса, совершение литургии оказывалось полностью скрытым от глаз верующих. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Явление Господа женам-мироносицам. Роспись церкви мон-ря св. Антония Великого. Ок. 1232-1233/1240-1280 гг.

http://pravenc.ru/text/187963.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010