Она избежала разрушения во время араб. завоевания (639-642), но была сожжена арабами вместе со значительной частью города при попытке его отвоевания визант. армией в 645 г. К повествованию о сожжении церкви в «Истории Александрийских патриархов» примыкает рассказ о чуде с мощами М. (содержится также в Житии патриарха Вениамина I в копто-араб. Синаксаре). Согласно этому рассказу, капитан корабля дукса Санутия (к-рый ходатайствовал перед араб. полководцем Амром ибн аль-Асом о возвращении в Александрию копт. патриарха Вениамина I ) проник в церковь и, увидев, что покров с мощей М. снят грабителями, искавшими сокровища, взял главу апостола и спрятал ее на корабле. Однако сверхъестественная сила удерживала корабль в порту до тех пор, пока капитан не признался в краже и главу М. не передали патриарху Вениамину. Санутий пожертвовал патриарху значительные средства на восстановление храма во имя М., к-рое было в основном завершено в 80-х гг. VII в., при патриархе Иоанне III Милостивом. Аббат Адамнан , сообщая о посещении галльским еп. Аркульфом в те же годы этого храма, очевидно уже восстановленного, отмечает, что там «лежит погребенным» М. (его мраморную гробницу показывали в вост. части храма, перед алтарем). Т. о., по мнению О. Мейнардуса, предание о чудесном спасении главы М. появилось уже после похищения тела М. венецианцами в IX в. Поскольку повествующие об этом зап. источники не указывают, что глава М. была оставлена в Александрии, появление легенды следует отнести ко времени, когда глава М. была важным литургическим символом в чине поставления на Патриаршество ( Burmester O. H. E. The Rite of Consecration of the Patriarch of Alexandria. Le Caire, 1960. P. 83), т. е. по крайней мере с XI по XIV в. Сказание о чуде, как считает Мейнардус, помогало объяснить, с одной стороны, исчезновение тела М., а с другой - передачу главы М. мелькитами коптам. В XI в., согласно «Истории Александрийских патриархов», глава М. находилась в мон-ре прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун.

http://pravenc.ru/text/2562164.html

памятники, близкие к др. образцам средиземноморского искусства; памятники собственно копт. искусства, в к-рых в большей или меньшей степени отразились визант. (т. н. копто-визант. искусство) и араб. (т. н. копто-араб.) влияния; копт. памятники, близкие (или принадлежащие) к сир. и арм. искусству. Расцвет искусства христиан Е. после V в., т. е. собственно копт. искусства (рельефы, каменные надгробные плиты, иконы, монументальная живопись, книжная миниатюра, ткани, изделия из бронзы, серебра, терракоты, украшенные резьбой по кости и дереву церковные двери, мебель, ларцы), приходится на период визант. владычества в Е. (VI - 1-я пол. VII в.). Исследования, проведенные в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в 90-х гг. XX в., позволяют ожидать открытий, к-рые могут изменить взгляд на развитие и на художественный уровень копт. искусства. Христос на престоле. Икона. Сер. XIII в. (Коптский музей, Каир) Христос на престоле. Икона. Сер. XIII в. (Коптский музей, Каир) На протяжении столетий копт. живопись стилистически мало изменялась. Каноническая и художественная однообразность, декоративность, локальные цвета, схематизм рисунка могут отчасти объясняться наследием егип. художественного менталитета, склонного к повтору, схеме, традиционности. Сильное фольклорное начало в ряде копт. памятников может быть связано с отсутствием крупных городских центров (подобно Каиру и Александрии), а также с опорой на монастырскую традицию. В раннюю эпоху художественными центрами были Александрия, города в округе Меридова и Мареотийского озер, древнейшие мон-ри в Вади-эн-Натрун, в Среднем Е., на берегу Красного м. Позднее эта роль перешла гл. обр. к мон-рям. Монументальная живопись В греко-рим. (кон. IV в. до Р. Х.- II в.) эпоху в эллинистических центрах Е., прежде всего в Александрии, сложилась собственная художественная школа, во многом определившая пути развития егип. искусства позднеантичного и ранневизант. периодов. Для нее характерны пластичность, изысканность рисунка как основа художественного языка, декоративная ритмика.

http://pravenc.ru/text/187963.html

После периода расцвета Н. в IV в., когда Руфин называл ее славнейшим из всех егип. поселений ( Rufin. Hist. mon. 21), уже в V в. сведений становится мало, что свидетельствует об угасании жизни в этом месте. Н. и Келлии в 1-й четв. V в. посетила вслед за своей знаменитой бабкой Мелания Римляныня (Младшая). После Вселенского IV Собора (451) в зависимости от христологических установок настоятеля из одних мон-рей были вынуждены уходить противники Халкидонского вероопределения, а из других, наоборот,- его защитники. Напряженная атмосфера заставляла искать спокойного места для подвигов, даже если не было прямой опасности от догматических соперников. Так, буд. патриархи Иерусалимские Мартирий и Илия I (II) перешли из Н. в Иудейскую пустыню, в лавру прп. Евфимия Великого ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 48). Причиной ухода были не столько антихалкидониты Н., сколько антихалкидонитские выступления в Александрии (убийство сщмч. Протерия и восхождение на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура ). Нельзя также исключать, что переход был вызван снижением строгости жизни в нитрийских обителях. Иоанн Мосх (сер. VI в.- 619 или 634) уже не приводит в «Луге духовном» никаких сведений о Н. Быстрое угасание монашеской жизни в Н. также было вызвано близостью к заселенным местам. Напр., один из первых учеников Аммона, Нафанаил, пытался перейти жить ближе к людям, но быстро осознал ошибочность этого решения и вернулся в свою 1-ю отдаленную келью. Однако и она ко времени прихода Палладия опустела из-за приближения цивилизованного мира ( Палладий. Лавсаик. 16). Уже от раннеарабской эпохи сохранился подробный рассказ свящ. Агафона, к-рый сопровождал копт. патриарха Александрийского Вениамина I (622-661) во время его путешествия из Александрии в Вади-эн-Натрун для освящения новой церкви в монастыре св. Макария. Поскольку патриарх сразу направился в Келлии, не останавливаясь в Н., в ней, вероятно, уже давно не жили монахи (Hist. Patr. Alex. 1907. [Pt.] 2: Peter I to Benjamin I (661). P. 506; Livre de la consécration du sanctuaire de Benjamin/Éd., trad. R.-G. Coquin. Le Caire, 1975. P. 98-99). Можно предположить, что Н. полностью опустела во времена персид. завоевания (нач. VII в.).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

Роспись VI-VIII вв. храма Красного мон-ря близ Сохага практически разрушена и видна лишь на нек-рых участках в осыпях слоя ок. 1000 г., сохранившего иконографию первоначальной росписи. Копт. монументальная живопись следующего периода представлена значительным числом памятников. В росписях преобладает символическое, знаковое начало. Немногочисленные памятники, связанные с визант. традицией, были созданы приезжими мастерами или происходят из мон-рей, наместниками и насельниками к-рых были выходцы из др. стран (армяне, сирийцы). Новые варианты иконографии и приемы рисунка были привнесены в Е. в эпоху крестовых походов. Самый значительный памятник живописи, датируемый от IX до сер. X в.,- стенопись мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, основанного в VI в. насельниками мон-ря св. Бишоя (Псоя) как мон-рь «Богородицы Бишоя» (возможно, уже в IV в. на этом месте подвизались сир. монахи); ок. 710 г. мон-рь выкупил егип. чиновник Маруфа, с этого времени он известен как мон-рь Сирийцев. В 90-х гг. XX в. франц. реставраторами совместно с егип. специалистами из Орг-ции охраны древностей, реставраторами Лейденского ин-та и польского археологического центра в Каире были проведены работы в ц. Богородицы (аль-Адра) (см.: Горматюк. 2003. С. 249-272). Под росписью 1225 г., сохранившейся на сводах зап. («Вознесение Христово»), юж. («Благовещение» и «Рождество») и сев. («Успение») конх, а также на стене юж. нефа (фрагменты житийных сцен), были обнаружены фрески, предположительно датируемые временем игуменства Моисея Нисибинского (2-я четв. X в.), к-рый привез в мон-рь 250 сир. рукописей, что подтверждает возможность появления сир. приемов живописи в Е. Под композицией «Вознесение Христово» была открыта фреска «Благовещение с пророками»: Богоматерь представлена на троне на фоне Назарета, справа - благовествующий арх. Гавриил с жезлом (на фоне по центру между фигурами надпись на греч. языке: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»), по сторонам - пророки Моисей, Исаия, Иезекииль, Даниил (надписи на свитках их пророчеств на бохайрском диалекте копт.

http://pravenc.ru/text/187963.html

1 февр. 1958 г. соглашением Е. и Сирии была образована Объединенная Арабская Республика (ОАР), разделившаяся на сев. (Сирия) и юж. (Е.) районы. Столицей ОАР был объявлен Каир; ее президентом стал Насер. Однако форсированное преобразование Сирии по егип. образцу вызывало недовольство значительной части сирийцев. 28 сент. 1961 г. в результате происшедшего в Дамаске переворота Сирия вышла из ОАР (Е. сохр. название ОАР до 1971). Неудача объединительного эксперимента подтолкнула егип. руководство к радикализации внутренних реформ. В «Хартии национальных действий», принятой в 1962 г., исламские и панарабские постулаты были дополнены социалистическими лозунгами. В нояб. 1961 г. были распущены Национальное собрание и Национальный союз, критически встретившие преобразования, начались репрессии против лидеров распущенных партий, в 1962 г. был издан декрет о создании единственной разрешенной общественно-политической орг-ции - Арабского социалистического союза (АСС). В 1961-1965 гг. проводились национализация крупнейших банков, промышленных и торговых компаний, расширение системы социального обеспечения населения. Тяжелым бременем на экономику легли расходы на создание условий для лидерства Е. в араб. мире. В 1962-1967 гг. егип. войска принимали участие в гражданской войне в Йемене; значительные средства вкладывались в создание и поддержку радикальных группировок в араб. мире и Африке. Хотя претензии Е. на лидерство вызывали жесткое противодействие со стороны консервативных стран во главе с Саудовской Аравией, тем не менее в этот период Е. воспринимался арабами как единственная сила, способная в военном отношении противостоять Израилю. «Благовещение с пророками». Роспись ц. Богородицы мон-ря Сирийцев в Вади-эн-Натрун. IX - сер. X вю «Благовещение с пророками». Роспись ц. Богородицы мон-ря Сирийцев в Вади-эн-Натрун. IX - сер. X вю 5-10 июня 1967 г. между Е. и Израилем произошла т. н. 6-дневная война, в ходе к-рой израильские войска оккупировали Синайский п-ов, вышли на вост. берег Суэцкого канала, а егип.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Е.; здесь представлены уникальные для Е. и характерные для позднеантичной христ. архитектуры формы - тетраконх, октагональный баптистерий, атрий, крипта с гробницей. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. «Причащение, или благославение, Авраама Мелхиседеком». Роспись церкви мон-ря Римлян в Вади-эн-Натрун. Ок. 1200 г. В VI-VII вв. архитектура христ. Е. сочетает ранее усвоенные общеимперские черты с местными особенностями. Строители придерживаются традиц., большей частью базиликальных планов. Ведущим типом для этого времени стала 3-нефная базилика с престолом, расположенным перед алтарной апсидой, и пространством бемы, окруженным низкой преградой. Полуциркульная апсида вписана в прямоугольник внешних стен, вход в одно из боковых помещений, имевших разное предназначение, всегда из наоса. Базилики обычно строились с 4-сторонним обходом и нартексом. Примеры храмов без нартекса обнаружены в результате раскопок в Мединет-Абу (мухафаза Луксор, кон. VI в.), Ком-Намруде (мухафаза Эль-Минья, сер.- 2-я пол. VI в.) и др. В главной церкви мон-ря св. Иеремии в Саккаре (мухафаза Эль-Гиза, сер. VII в.), сохранившейся до уровня оснований стен и колонн, вост. обход открывался в неф колоннадой с 3 проемами (трибелоном); более узкий трибелон соединял наос с нартексом. Лестницы из боковых компартиментов алтаря вели в 2 обширных подземных помещения. Храм в Саккаре - крупнейшая (39×20 м) постройка своего времени - сложен из прекрасно обработанных блоков известняка вторичного использования, капители и базы колонн сделаны местными мастерами из проконнесского мрамора, колонны наоса у зап. входа - из розового гранита, у южного - из белого мрамора. Пилястры на внешних стенах соответствуют расположению колонн наоса. Ряд храмов Верхнего Е. испытал влияние архитектурных форм собора мон-ря св. Шенуды. В т. н. Верхней ц. мон-ря св. Бане (Дейр-Абу-Фана, мухафаза Эль-Минья, нач. VII в.) повторены структура Г-образных боковых помещений и украшение центральной апсиды колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Совместное почитание неск. святых с именем Макарий привело к появлению в современной коптской иконописи особого извода. На иконе работы мастера Ю. Г. Айяда (мон-рь св. Макария, Вади-эн-Натрун) изображены трое святых, облаченных в коптские монашеские одежды: черные широкие мантии, на головах одинаковые черные куколи со светлым кантом по краю и центру и вышитыми белыми крестами, препоясания в виде аналавов. Их лики одинаковы, различаются бороды, атрибуты и положения рук с посохом. Стоящий слева святой держит в правой руке крест с длинной вертикальной рукоятью, у него самая длинная и остроконечная борода; левой рукой он опирается на посох. Святой в центре имеет средней длины округлую бороду; правой рукой он сжимает процветший крест на длинной рукояти, левой приподнимает посох прямо перед собой. М. В., стоящий справа,- с широкой и короткой бородой; прижимает к левому боку посох, обеими руками держит лестницу. Вероятно, образ 3 отцов егип. монашества создан по типу извода «Три вселенских святителя». На егип. иконе М. В. (Каир?; XIX - нач. XX в., подписи на греч. и араб. языках) изображен на фоне цветущей пустыни в иноческих одеждах копт. типа (в черном клобуке, расшитом белыми крестами, в синем плаще-рясе, коричневом платье, аналаве), в правой руке лат. формы крест, в левой - посох с двурогим завершением. Прп. Макарий Великий. Икона из мон-ря прп. Макария Великого в Вади-Натрун (Египет). XIX — нач. XX в. Прп. Макарий Великий. Икона из мон-ря прп. Макария Великого в Вади-Натрун (Египет). XIX — нач. XX в. За пределами Египта в эпоху средних веков с обликом М. В. ассоциировался др. образ, который часто был подписан именем Макарий без топонимического уточнения или обозначался как образ прп. Макария Римского, память к-рого приходилась на тот же день. Этот извод, чрезвычайно распространенный в изобразительном искусстве Византии и стран ее круга в XII-XV вв. и в поствизант. время, имел совершенно иные черты, характерные для чина пустынника и аскета, похожего на прп. Онуфрия Великого. Именно такие изображения получили распространение с XII в. почти повсеместно, особенно в храмовых росписях. Образ М. В. в росписи 1199 г. ц. Спаса на Нередице (Преображения Господня) соотносится с изображеним неизвестного аскета на зап. стене сев. рукава креста. На сев. стороне юго-зап. столба в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева монастыря в Полоцке (2-я пол. XII в.) стоящая фигура М. В. покрыта власяницей, космы которой имеют, как и его борода, зеленоватый оттенок. Его появление в цикле росписей, заказанных основательницей мон-ря, дочерью полоцкого князя, могло быть связано с патрональной программой: небесной покровительницей княгини-монахини была святая, происходившая из егип. Александрии; вероятно, поэтому среди чина преподобных в полоцких росписях были собраны подвижники, близкие ей по происхождению.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина,Т. Ю. Кобищанов Архитектура христианского Е. Типология храмов Е. IV-VII вв. в целом относится к общерим. традиции, но имеет ряд особенностей. После араб. завоевания сформировалась самобытная копт. архитектура (в посл. время термин «коптская» распространяется на всю архитектуру христ. Е.), расцвет которой совпал с правлением относительно веротерпимой династии Фатимидов. Позднее из-за усложнения положения и уменьшения числа христиан строительная деятельность сократилась, начиная с XIV в. свелась гл. обр. к перестройке и ремонту зданий. С сер. ХХ в. в связи с копт. религ. ренессансом началось крупномасштабное строительство в формах совр. архитектуры с «отсылками» к традиц. формам. О формах архитектуры Е. до IV в. сведений очень мало; памятники столицы Е. Александрии известны почти исключительно по письменным источникам. Ряд храмов на месте языческих святилищ был построен при имп. Феодосии I и патриархе Феофиле. Использование древнеегип. храмов для христ. богослужения началось не сразу; церкви устраивались не в основных, а в боковых компартиментах (в храме Амона-Ра в Луксоре, Исиды на о-ве Филе, близ Асуана), иногда в гробницах (в комплексах Спеос Артемидос и Бени-Хасан, мухафаза Эль-Минья). Деисус. Роспись церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. XI - XII вв. Деисус. Роспись церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. XI - XII вв. Первоначальные скромные церковные здания позднее были заменены более величественными. Самые ранние, напр. церковь в Шамс-эд-Дин (греч. Мунизис; 1-я пол. IV в.) близ Бариса в оазисе Харга (мухафаза Нов. Долина (Вади-эль-Гедид)), могли быть перестроены из жилых домов. Становление церковного здания, ставшего характерным для Е., прослеживается на примере построек V-VII вв. в Келлиях (мухафаза Гарбия), не отличающихся архитектурными достоинствами. В комплексах Кусур-Иса I и Каср-эль-Вахейда были обнаружены небольшие 3-нефные базилики с 3-частными прямоугольными в плане алтарями; престол размещался в центре среднего алтаря. Келлии анахоретов, часто строившиеся в комплексе с часовнями и хозяйственными постройками, представляли собой купольные сооружения из сырцового кирпича; особенностью егип. монашеской архитектуры были прямоугольные в плане келлии с апсидами и престолами. Позднее этот тип поселения был вытеснен общежительными мон-рями. В Е. сохранился ряд христ. некрополей. Крупнейший из них - в Багавате в оазисе Харга - включает ок. 260 небольших мавзолеев IV-VII вв., не имеющих принципиальных архитектурных отличий от языческих. Возведенные из сырцового кирпича, они были обычно прямоугольные в плане, реже - ротондальной формы, иногда с апсидами; они были перекрыты куполами, стены оформлялись аркатурой. Перед некоторыми имеются небольшие огражденные дворы. В Багавате выявлены остатки здания (n. 180), предназначавшегося, видимо, для заупокойных трапез (т. н. apparitoria), имеющего форму 2-нефной базилики трапециевидной формы, окруженной колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Ряд византийских икон из синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины представляют М. В. как инока. Он может быть средовеком в монашеских одеждах и головном уборе, напоминающем чалму, как на иконе «Преподобные Арсений Великий и Макарий» (XI-XII вв.). Его изображали и старцем в темном куколе, с седой курчавой недлинной бородой, как на иконе рядом с прп. Макарием Александрийским (1-я пол. XIII в.). На иконе «Прп. Макарий Египетский, прп. Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон) М. В. в монашеских одеждах, без куколя. Как старец с седой бородой до пояса, в одеждах преподобного, с непокрытой головой, с посохом и свитком, с пространной греческой надписью М. В. представлен на синайской иконе 1789 г., написанной, вероятно, критским мастером. Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Возможно, к-польский вариант иконографии М. В. основывался на египетских образцах, хотя не исключено и обратное влияние. Образ М. В. как преподобного опознаётся в плохо сохранившихся росписях XI-XII вв. церкви в бывшем мон-ре св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави. В росписи келии «А» в монастыре св. Иеремии в Саккаре М. В. изображен в ряду египетских подвижников, по правую руку от прп. Онуфрия Великого; облачение М. В. сходно с апостольским: на нем светлая туника и синий гиматий, в левой руке он держит кодекс, крышку которого прикрывает правой. У него короткие темные волосы, недлинная борода, в греческой надписи он назван «духоносный». На фреске XIII в. в правом восточном компартименте ц. во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун М. В. изображен как основатель монастыря в монашеском чине, в длинных одеждах, покрывающих плечи и голову, на нем аналав, левой рукой он держит кодекс. У него остроконечная борода средней длины. За правую руку святого держит херувим с «многоочитыми» крылами, что указывает на иллюстрирование чудесного преставления подвижника, которому, по тексту Жития, предстал херувим, чтобы сопровождать его душу на небо. Эта часть композиции была повторена в росписях часовни во имя ап. Матфея в мон-ре прп. Макария в Вади-эн-Натрун; М. В. облачен в красный хитон, в светлую схиму, куколь которой покрывает голову, а складки - плечи и руки; как и на послужившей образцом фреске, его правую руку сжимает рука херувима. Схожая композиция сохранилась частично в росписях XIII в. ц. прп. Антония в мон-ре Антония Великого; она известна также в произведениях иконописи визант. времени.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

П. Трдатом, превращенным в кабана, вдали виден город, очевидно Арташата); на церковном облачении (живопись; XVIII в., Музей мхитаристов, Вена) - вверху помещено изображение Св. Троицы (т. н. новозаветной), в глубине - город, гора Арарат с Ноевым ковчегом, на круглых клеймах представлены сцены из жития, с подробным изображением мучений Г. П. К этой традиции примыкает образ Г. П. на картине «Крещение армянского народа» худож. И. К. Айвазовского (1892, Картинная галерея, Феодосия). Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) Свт. Григорий Просветитель. Икона. 1-я треть XVII в. (СИХМ) В патриаршем облачении как католикос Г. П. изображен на картине-иконе 2-й пол. XVIII в. (Музей католикосата, Антильяс, Ливан), вверху - благословляющий Христос и Богоматерь с митрой в руках; на клеймах по правому и левому полям иконы - сцены из Жития. Такие иконы Г. П.- в рост, в патриаршем облачении и в высокой митре, с посохом в руке - встречаются в арм. церковном (у армяно-григориан и армян-католиков) искусстве XVIII-XXI вв. как в Армении, так и в регионах распространения арм. диаспоры, в т. ч. в России, где ей оказывали покровительство рус. императоры (строительство по протекции рус. правительства арм. городов Григориополь в Бессарабии, Нор-Нахичеван (ныне часть Ростова-на-Дону), арм. район Астрахани, Кизляр, Моздок, Армавир на Сев. Кавказе и др.), где арм. общины возводили храмы во имя Г. П. В 2005 г. в Ватикане освящена статуя Г. П. (скульптор Х. Казанджян). В византийском искусстве изображение Г. П. встречается регулярно, т. к. значительная часть Армении в разные периоды входила в состав Византийской империи. Активизация почитания Г. П. в империи и в странах визант. культурного круга связана с именем патриарха Фотия (50-80-е гг. IX в.), пытавшегося сгладить разногласия между вост. христианами и добивавшегося унии с арм. монофизитской церковью ( Марр Н. Я. Крещение армян, грузин, абхазов и аланов св. Григорием (араб. версия)//ЗВОРАО. 1905. Т. 16. С. 149, 153). Г. П. традиционно изображается в святительских одеждах, со свитком или Евангелием в руке. Одно из ранних изображений было представлено на мозаике собора Св. Софии в К-поле, в тимпане над юж. галереей наоса, среди 14 епископов (ок. 878 г.; не сохр., известно по рис. Г. и Дж. Фоссати, 1847-1849). Как правило, образ Г. П. помещался в зоне вимы храма, в ряду святителей: на мозаике на зап. арке жертвенника в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), в юж. люнете диаконника представлен прор. Даниил во рву львином; на фреске в ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164, Македония); на фрагментах фрески в сир. ц. Богородицы в Дейр-эс-Суриани (Вади-эн-Натрун, Египет) (ок. 1200, открыты и освобождены от позднейших наслоений 1781/82 в 1998) - имя написано на копт. языке; на фреске в апсиде в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в мон-ре Вронтохион, Греция (1-я четв. XIV в.) - в полиставрии, в епитрахили и с палицей и др.

http://pravenc.ru/text/168061.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010