Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (I) ИМУЛА Иоанн Имула (Мела; Монах) [греч. Ιωννης Ημολα; лат. Ioannes Hemula, Mela] ( 29.04. 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора. Правосл. Александрийский патриарх Иоанн I Талайя (482) никогда не признавался законным монофизитами. Вместо него в традиции Коптской Церкви как «Иоанн I» числится И. И. благодаря «Истории Александрийских патриархов» коптского иерарха и писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.). Кроме того, И. И. встречается и в правосл. традиции: в перечне патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.) он значится как 35-й предстоятель Александрийского престола. До Патриаршества И. И. имел сан пресвитера, подвизался в егип. мон-ре св. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун). Его возведение на престол положило начало новой традиции избрания патриархов не из числа клира Александрии, а из монахов пустыни. Прозвище Имула появляется по-гречески у визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 140), в лат. форме - в хронике Виктора Туннунского (VI в.), в искаженном виде Мела - у Либерата Карфагенского (VI в.). По-видимому, время Патриаршества И. И. наиболее верно определил Феофан и позднее повторил Евтихий Александрийский (X в.). Согласно им, И. И. занимал кафедру 9 неполных лет - с 6-го по 15-й год правления имп. Анастасия. Виктор Туннунский приписывает И. И. всего неск. дней епископата в 495 г. и называет его преемником Иоанна III Никиота, кончину к-рого относит к 517 г. Согласно Севиру, И. И. занимал престол 8 лет; его правление не ознаменовалось крупными событиями. Севир отнес Патриаршество И. И. к 494-502 гг. и ошибочно связал его с правлением имп. Зинона (474-491). По его версии, И. И. обратился с ходатайством к Зинону о поддержке егип. мон-ря св. Макария. Вероятно, стремление Севира отнести Патриаршество И. И. к эпохе Зинона связано с копт. легендой о св. Иларии , дочери Зинона, якобы подвизавшейся в этом мон-ре (см.: Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке/Введ., пер. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 20012. С. 305-313). Из повествования Севира достоверным можно считать рассказ о привилегиях, к-рых И. И. добился для мон-ря св. Макария.

http://pravenc.ru/text/469608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАМА Иоанн Кама [копт. iwannhs yamh/ yame/ kame ] († 20.12.859), св. Коптской Церкви (пам. копт. 25 хойака/кихака (21 дек.)). Житие И. К. на коптском языке было составлено спустя более века после его смерти. Краткие сказания об И. К. находятся в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии. Нек-рые сведения встречаются в Чудесах Пресв. Богородицы, дошедших в переводе на эфиоп. язык (не ранее кон. XIV в.), и в описании святынь (мощей), составленном в 1088 г. в Скиту (Вади-эн-Натрун). Монастырь, основанный И. К., упоминается в «Истории Александрийских патриархов» при описании событий 2-й пол. IX в. Вторая часть имени И. К. (согласно Житию, так назвал святого ангел) может быть истолкована либо как имя собственное, либо как прилагательное копт. языка со значением «черный». В 1-м случае один из вариантов его написания ( yamh/ yame ) соотносится с именем аввы Хома (греч. Χομα); посвященная этому подвижнику греч. апофтегма V в. (PG. 65. Col. 436) почти полностью совпадает с завещанием, к-рое И. К. оставил братии основанного им мон-ря (The Life of Abba John Khamé. 1920. P. 358). Эпитет «черный» может иметь 2 объяснения. Согласно одной версии, И. К. был смуглым, вероятно сирийцем. Второе толкование связано с историей чудесного спасения мон-ря И. К. от разграбления в 966 г.: осаждавших заставило отступить появление большого черного змия. Местом рождения И. К. Житие называет сел. Джепроменесин (араб. Шубра-Мансина) в окрестностях Арвата в Египте. И. К. был единственным сыном; по настоянию родителей ему пришлось вступить в брак, но он убедил жену хранить девство. Позже он был приведен ангелом в Скит и стал учеником апы Тероти, подвизавшегося при мон-ре св. Макария (Дейр-Анба-Макар) (упоминания об этом подвижнике см.: Zoega G. Catalogus codicum copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. R., 1810. P. 107; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1907. Vol. 1: Textus. P. 202. (CSCO; 43. Copt.; 3)). Он постриг И. К. в монашество и обучил правилам иноческой жизни и богослужебному уставу согласно наставлениям Агафона Столпника (кон. VII - нач. VIII в.), который был учеником Авраама и Георгия, младших современников Иоанна , игум. Скитского.

http://pravenc.ru/text/471265.html

Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам). Халиф Аль-Хаким, между 1000 и 1017 годами разрушивший в Египте около трех тысяч церквей, монастырь не тронул. В конце XI века монастырь был разрушен турками и курдами (размеры разрушений неизвестны), но через сто лет он был восстановлен и принадлежал коптам. В 1178 году Абу-Салих, и в 1442 году Макризи (египетский историк XV в.) указывали, что египтяне (копты) владели монастырем преподобного Антония. Макризи в своем списке из 86 египетских монастырей указывает монастырь преподобного Антония на девятом месте.

http://sobory.ru/article/?object=22005

[Матта аль-Мескин/Мискин; араб.     - Матфей Бедняк/Убогий; англ. Matthew the Poor] (20.09.1919, Бенха, совр. мухафаза Кальюбия, Египет - 8.06.2006, Дейр-Анба-Макар, Вади-эн-Натрун), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви (КЦ) в XX в., участвовавший в возрождении традиций древнего егип. монашества. В миру Юсеф Искандер. По окончании фармакологического фак-та Каирского ун-та (1944) держал крупную аптеку в г. Даманхуре, построил в городе ц. св. Георгия. В 1948 г., распродав все имущество, присоединился к братии бедного и отдаленного мон-ря св. Самуила Каламунского в В. Египте, где принял постриг с именем Матта (Матфей; впосл. получил прозвище Бедняк (аль-Маскин/Мискин), которое уже носили 2 др. одноименных деятеля КЦ, известных своим аскетизмом,- почитаемый 7 кихака (3 нояб.) средневек. подвижник (см.: Coquin R.-G. Matthew the Poor, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1571-1572) и патриарх Матфей I . В этот период М. а.-М. испытал влияние книг православного архим. Лазаря (Мура; 1902-1992; РПЦЗ) и обобщил свой молитвенный опыт в соч. «Православная жизнь в молитве». В 1951 г., после ухудшения здоровья из-за суровых условий жизни, переехал в монастырь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун, где принял священнический сан. В 1952-1954 гг. М. а.-М. периодически жил в уединении в скалистой местности около обители, нек-рое время подвизался вместе с Абд аль-Масихом аль-Хабаши , также исполняя послушание духовника и наставника молодых монахов. Примером для М. а.-М. служили основоположники египетского монашества. Его духовный авторитет оказал влияние на многих молодых людей. С марта 1954 по май 1955 г. М. а.-М., возведенный в сан игумена, занимал пост викария патриарха Иосифа II в Александрии (а также его представителя в Совете общины (Маджлис аль-милли)) и в этом качестве провел ряд церковно-адм. реформ. Затем вернулся в Дейр-эс-Суриан и поселился в одной из окрестных пещер. В июле 1956 г. в поисках большего уединения вместе с группой учеников возвратился в монастырь св. Самуила. В кон. 50-х гг. XX в. М. а.-М. руководил движением «Байт ат-такрис» (Дом посвящения), члены которого, будучи мирянами, жили под его руководством по особому уставу, близкому к монашескому.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II [араб.  ] († 6.06.(?) 1092), патриарх Коптской Церкви (с февр./марта 1078). Сведения о К. содержатся гл. обр. в его араб. биографии, составленной в кон. XI в. одним из копт. старейшин Александрии, диак. Мавхубом ибн Мансуром ибн аль-Муфарриджем, и включенной им в состав «Истории Александрийских патриархов» . К. род. в пров. Бухейра в Зап. Дельте. До Патриаршества носил имя Джирджа (Георгий); был монахом и священником в обители прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун, из братии к-рой на протяжении неск. веков избирались предстоятели Коптской Церкви. После кончины патриарха Христодула в 1078 г. делегация из 13 епископов, представителей клира и архонтов Каира (Мисра) и Александрии прибыла в мон-рь для выбора его преемника, но 2-месячные прения не дали результата. В соседнем мон-ре св. Иоанна Камы (Дейр-Юханнис-Кама) был известен как чудотворец мон. Бисус, однако он категорически отказался от предложения занять престол. Делегация вернулась в монастырь св. Макария и в конце концов остановила свой выбор на благочестивом мон. Джирдже, к-рый был против воли доставлен в Александрию и возведен на Патриаршество с именем Кирилл. Затем он прибыл в Каир и получил офиц. подтверждения своих полномочий от халифа аль-Мустансира (1036-1094) и везира Бадра аль-Джамали, фактического правителя гос-ва в 1074-1094 гг. С именем Бадра аль-Джамали связано возрождение халифата Фатимидов после тяжелого кризиса 1066-1074 гг., когда междоусобицы военных группировок полностью дезорганизовали сельское хозяйство Египта и привели к голоду и эпидемиям, резко сократившим численность населения страны. Халиф призвал на помощь наместника Акки Бадра аль-Джамали, к-рый, опираясь на верные ему войска, положил конец смуте. Бадр был гулямом арм. происхождения, едва ли искренне принявшим ислам, а его войска состояли из арм. наемников, многие из к-рых оставались христианами. В правление Бадра и его преемников в Египте образовалась значительная арм. колония и в 1087 г. была создана митрополия Армянской Апостольской Церкви . По утверждению арм. хронистов, ее учредил лично католикос Григор II Вкаясер , прибывший в Египет.

http://pravenc.ru/text/1840417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь прп. Антония Великого [Дейр-эль-Каддис-Антван, Дейр-эль-Араб], расположен в р-не нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне, в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га (18 акров), является крупнейшим по территории мон-рем в Египте (за исключением мон-ря вмц. Екатерины на Синае). После смерти прп. Антония Великого на месте его подвигов в царствование имп. Юлиана Отступника (361-363) было устроено монашеское поселение, состоявшее из самых необходимых построек. В V в. здесь находили убежище монахи из мон-рей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Ок. 537 г. А. п. м. был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I , к-рый, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить егип. границу и построил крепость на Синае (совр. мон-рь вмц. Екатерины), а также расширил территории А. п. м. и мон-ря прп. Павла Фивейского. В VII и VIII вв. эти мон-ри населяли православные монахи ( мелькиты ). В XI в. многие из них погибли, тогда же мон-ри подверглись сильному разрушению. Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни Пещера прп. Антония Великого в Восточной пустыни При копт. патриархе Иоанне VI (1189-1216) в А. п. м. уже жили копт. монахи-монофизиты. В XIII в. обитель переживала эпоху расцвета: была проведена значительная реконструкция, построена укрепленная стена. Игум. мон-ря Иоанн представлял Коптскую Церковь на Ферраро-Флорентийском Соборе (1438-1445). В 1484 г. мон-рь и его б-ка были разрушены во время бунта бедуинов, к-рые были заняты на подсобных работах. В нач. XVI в. копт. патриарх Гавриил VII послал 20 монахов из сир. мон-ря Дейр-эс-Суриани для помощи в восстановлении А. п. м. После реставрации здесь нек-рое время сосуществовали эфиоп. и егип. общины. В XVII в. мон-рь использовали капуцины для языковой подготовки своих миссионеров. Во 2-й пол. XVIII в. в мон-ре перестроили храм ап. Марка (1766), обновили стены (1783). На протяжении XVII-XIX вв. 12 монахов обители избирались на Александрийскую Патриаршую кафедру и в течение почти 300 лет определяли историю Коптской Церкви . В XVIII-XIX вв. мон-рь посетил целый ряд западноевроп. путешественников и ученых (напр., К. Сикар, И. С. Ассемани , Дж. Г. Уилкинсон), нек-рые оставили заметки о мон-ре. В 1850 г. здесь был архим. (затем епископ) Порфирий (Успенский) .

http://pravenc.ru/text/114046.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССЕМАНИ [Assemani, латиниз. форма от араб. as-Sim‘ani], семья маронитов , из к-рой вышли ученые-ориенталисты и богословы XVIII - нач. XIX в.: Иосиф Симон, Стефан Эводий, Иосиф Алоизий и Симон. Происхождение семейство А. ведет из с. Хасрун (Сев. Ливан). В 1685 г. ливанский свящ. Якуб Аввад отправил своего сына Ильяса А. в маронитскую коллегию в Риме. Там юноша проявил незаурядные способности и по окончании 12-летнего курса обучения весьма быстро сделал церковную карьеру. В 1700 г. в сане архиеп. Антиохийского Ильяс возглавил маронитскую делегацию, ходатайствовавшую о возобновлении покровительства, оказываемого этой общине франц. королем. В 1707 г. Ильяс по поручению папы Климента XI отправился в Египет, откуда привез более 40 рукописей, относящихся к ранним векам христианства. Собирание древних вост. манускриптов продолжил его двоюродный брат Юсуф Самъун. Иосиф Симон А. Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) (Араб.- Юсуф Самъун, лат. Josephus Simonius, итал. Giuseppe Simonio) (27.08.1686, Хасрун, Сев. Ливан - 13 или 16 янв. 1768, Рим) в 1696 г. поступил в маронитскую коллегию в Риме и окончил ее в 1709 г., уже будучи автором 3 трудов по сир. грамматике, логике и богословию. Папа Климент XI заметил талантливого выпускника и, несмотря на обязательство отправлять окончившую курс обучения маронитскую молодежь на родину, оставил его при себе. Первым заданием Иосифа Симона стало составление каталога рукописей, собранных его кузеном Ильясом; в 1710 г. он занимал должности переписчика вост. рукописей (scriptor Orientalis), переводчика с араб. и сир. языков, а также советника Конгрегации по ревизии и исправлению литургических книг вост. обрядов. Близость к папскому престолу позволила ему с успехом ходатайствовать в пользу своего родственника Якуба Аввада, отстраненного с патриаршего престола Маронитской Церкви. В 1711 г. Иосиф Симон получает папское разрешение перейти из маронитского в лат. обряд. В 1715 г. Климент XI организовал экспедицию в Сирию и Египет за рукописями христ. Востока, во главе к-рой был поставлен Иосиф Симон. За 2 года в мон-рях Нитрийской пустыни ( Вади эн-Натрун ), в Каире, в Дамаске, в Халебе и Горном Ливане было собрано ок. 150 ценнейших манускриптов, переправленных на хранение в папскую Ватиканскую б-ку . В 1735-1738 гг. Иосиф Симон совершил 2-е путешествие на Восток, где по поручению папы Климента XII представлял интересы Римского престола на маронитском Соборе в Дайр-Лувайзе близ Бейрута (1736); ревностное проведение курса на латинизацию привело его к столкновению с маронитским Синодом. По возвращении в Рим Иосиф Симон до самой кончины работал в Ватиканской б-ке, где занимал должности хранителя (custos) и префекта. В 1766 г. он был посвящен в сан титулярного католич. архиеп. Тирского.

http://pravenc.ru/text/76680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕЛЛИИ [греч. τ Κελλα; копт. niri ; лат. Cellia, Cellae; Эль-Муна - араб.  ,  ], один из крупнейших монашеских центров в Н. Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI в. Руины К. расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним К. возник вследствие перехода в имя собственное греч. имени нарицательного τ κελλα (кельи) и соответствующего ему копт. niri . Возможно, в копт. языке к К. прилагалось и другое, синонимичное название - nimonh (от греч. μον), к которому можно возвести арабское наименование К.- Эль-Муна ( Evelyn-White. 1932. P. 26). Древние письменные источники помещают К. между Нитрией к северу и Скитом к югу, причем по-разному оценивают расстояние между Нитрией и К. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация К., предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтвержденная в ходе раскопок под рук. А. Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в К. в IV-V вв. основаны гл. обр. на письменных источниках, в VI-VIII вв.- на археологических данных. История К. были основаны прп. Аммоном Нитрийским поблизости от учрежденного им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, к-рые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сб. Apophthegmata Patrum, , прп. Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил прп. Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать» (οκοδομσαι κελλα μακρν να συχσωσι). Авва Аммон попросил прп. Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где прп. Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание прп. Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьезных затруднений (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 85-88). Основание К. исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием прп. Антония в Александрию ( Читти. 2007. С. 60-61).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери. Образы, связанные с видением прор. Моисея Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Уже в раннехристианской традиции в прообразовательные толкования видения Купины Неопалимой прор. Моисеем (Исх 3. 1-6) входила мариологическая трактовка (согласно свт. Кириллу Александрийскому (376-444) - прообраз Воплощения: Господь стал доступен для человека через Его вселение в храм Девы). У прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в.- 754) этот сюжет ВЗ в связи с Пресв. Богородицей не только встречается в богослужебной поэзии, но и фигурирует в качестве аргумента в защиту иконопочитания («Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» - Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. 2. 20). Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода// Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI - XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Греч. Πασιος Μγας; копт. pi1wi и др.; араб.   и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника ( Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове , ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» ( Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским ( Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий , еп. Еленопольский ( Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010