Бедуины — пастухи, это их основное занятие; богатство той или иной семьи измеряется количеством верблюдов и овец. Бедуинские шатры гостеприимны, но не спасают от жары Помимо этого, местные бедуины, судя по всему, на полставки подрабатывают живыми достопримечательностями Вади Рама; видно, что для них мы — очередная группа любопытных, которых волей Аллаха занесло в эти суровые места. Немногословные молодые мужчины предлагают угощение, а потом уходят под сень палатки пить чай. Их чаепитие прерывается через пять минут: непоседливые туристы напрашиваются к ним в компанию, а еще через пару минут в палатке остаются только гости, в то время как хозяева отходят в сторонку. Гости пьют бедуинский чай — крепкий и очень сладкий чёрный чай из маленьких высоких чашек, больше похожих на лафитники с ручкой. Когда чашки пустеют, хозяева их просто складывают, слегка споласкивая, в большой чан, наполненный водой. Попробуйте придумайте лучший способ мыть посуду посреди пустыни. Следующие полчаса занимает переезд к новому становищу. Тут нас развлекают музыкой: пожилой бедуин поёт несколько песен под аккомпанемент инструмента с одной-единственной струной. Его голос сливается в унисон с мелодией, текущей из-под смычка, похожего на согнутый лук. Совершенно невозможно понять, грустная это песня или весёлая; бесконечный мотив — он как эти бесконечные пески: они просто есть, они всегда были здесь и всегда будут, вот и всё. Марсианские пейзажи Вади-Рама — Вон, вон, смотрите! — мы едем дальше, и наш гид показывает в сторону небольшого стада в стороне от дороги. — Это белый верблюд, самый ценный! Некоторые бывают дороже «мерседеса». Белый «мерседес пустыни» покрыт изрядным слоем жёлто-бурого песка. Самер добросовестно пытается исполнять свои обязанности гида, в то время как мы, его подопечные, прилагаем все усилия, только чтобы удержаться «в седле», цепляясь за борта на очередной кочке. Пустыня только на первый взгляд ровная. Полчаса езды в кузове джипа развеивают эти дилетантские представления в пух и прах. А мы катаемся по живописным равнинам Вади Рама уже несколько часов.

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

О.Г. Большаков Глава 2. ТРИУМФ МУСУЛЬМАНСКОЙ APMVI БИТВА ПРИ ЙАРМУКЕ Рис. 6. Схема сражения при Йармуке Оставление Дамаска было не только ударом по престижу мусульманских командующих и потерей важного стратегического пункта – оно повлекло за собой укрепление воли к сопротивлению у той части населения Палестины и Иордании, которая еще не сложила оружия. Но это тяжелое для командующих решение давало выигрыш во времени, необходимый для соединения всех сил воедино, без чего сопротивление византийской армии, втрое превосходившей численностью сирийскую группу, было невозможно. Однако византийцы не стали навязывать сражения, а, верные той же тактике оттеснения арабов от прибрежных областей на восток, в степь, начали обход с запада по дороге на Тивериадское озеро в сторону вади Руккад. В этой ситуации оставаться в Джабии стало опасно, и Халид с 2000 кавалеристов и лучников бросился наперерез византийцам, а остальное войско, спешно собрав верблюдов, пасшихся в степи, начало отступление на юг (рис. 4, б; 6). Оставшись с пешими лучниками в засаде, Халид послал во главе кавалерии Кайса б. Макшуха, тот завязал бой и заманил кавалерию византийцев к позиции лучников, этот маневр обеспечил разгром византийского отряда и сорвал попытку окружения мусульманской армии 222 . Она беспрепятственно отошла на 15 – 20 км и встала «спиной к Азриату», опираясь левым флангом на каньон Йармука и прикрываясь с фронта одним из многочисленных вади, стекающих со склонов Джебел Друз, скорее всего современным вади Эль-Харир. Позиция византийцев определяется достаточно точно: от Дейр Джабал до Джаулана, или, по другому источнику, – от Дейр Аййуба 223 . В тождестве Дейр Джабал и Дейр Аййуб вряд ли можно сомневаться: развалины Дейр Аййуб, сохранившиеся до наших дней на южной окраине селения Шейх Са’д, расположены на высоком холме (джабал) и могли называться по нему. Под Джауланом в данном случае подразумевается не вся область Джаулан, а селение, носящее название Сахм Джаулан (см. рис. 6). Подробная карта местности и схема сражения, основывающаяся на ней, составленная Л. Каэтани, до сих пор остаются непревзойденными 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Как всегда случается, на следующее утро (11 июля) верблюды пришли довольно поздно, укладка вещей производилась медленно, и мы были готовы к выступлению лишь в половине восьмого утра. Наш караван состоял из трех верблюдов, трех взрослых бедуинов и одного подростка лет тринадцати; два верблюда для меня, один для Ибрагима. Проводы были весьма торжественные: пешком с нами дошли до пустыни монахи подворья, начальник почты и телеграфа, учитель и целая группа родственников Ибрагима. Проводы были весьма торжественные: пешком с нами дошли до пустыни монахи подворья, начальник почты и телеграфа, учитель и целая группа родственников Ибрагима; не пришли только комендант и Нагиб. После прощанья и многократных пожеланий, когда мы взгромоздились на верблюдов, несколько родственников Ибрагима, кто на осле, кто пешком, неожиданно собрались проводить нас до знакомого мне уже Вади-л-Тур, куда мы незаметно и прибыли в 9 часов утра. Большинство финиковых садов здесь принадлежит фамилии Ансара. Пока бедуины наполняли бурдюки водой для дальнейшего безводного путешествия, мы отдыхали в хижине и ели свежие, только что сорванные финики. В Вади-л-Туре, после сердечного прощания, нас покинули родственники Ибрагима, и мы пустились в путь. Дорога шла по однообразной местности вдоль пустыни ал-Каа; справа вдали тянулись причудливые Синайские горы; слева вблизи шла небольшая гряда Джебель-ал-Араба, закрывавшая от нас море, которое лишь иногда приветливо выглядывало между горами. Не прошло и получаса, как один бедуин, после беседы с Ибрагимом, ушел обратно в Тор, оставив вместо себя уже упомянутого подростка. В начале мы несколько волновались, но потом успокоились, найдя, что для нас двоих вполне достаточно двух бедуинов и подростка. Жара стояла сильная. В течение целого дня перед глазами была все та же однообразная картина пустыни ал-Каа. Первый день был нами проведен следующим образом: после выезда из Вади-л-Тур в 10 часов утра мы с 11 часов до 2-х отдыхали и завтракали под камнем: здесь, вследствие неосторожности бедуина, вылился один бурдюк воды, результаты чего мы почувствовали на следующий день. С половины седьмого до восьми вечера мы ужинали; в восемь снова пустились в путь и остановились на отдых в 12 часов ночи на совершенно плоском месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Есть специфические вещи, которые нам в наших широтах трудно себе представить и поэтому при переводе библейских текстов возникают сложности. Например, есть там такая вещь, такое явление, как «вади» – то, что мы переводили нейтральным словом «поток». Дело в том, что река, в который круглый год есть вода – это там явление не такое уж частое, большая часть рек наполняется водой в дождливый сезон – сезон дождей зимой, а в засушливый сезон русла остаются сухими. Как назвать его? В географии принято арабское слово, арабский термин «вади». Вот, собственно так его и называют географы. В сухой сезон «вади» можно различить по тому, что вокруг него, по берегам его, более богатая растительность. Пустынные породы растений также очень интересны, так называемые суккуленты. Есть, например, такой, который выделяет соль, выделяет соленый сок. Кстати, эти соленые листья можно даже есть. Все мы помним про манну небесную, которой питались евреи в пустыне. У этого тоже есть вполне реальный природный прототип – это сладкий сок, который выделяют некоторые растения при сильном испарении. Есть, например, также Галилея, где климат, во-первых, более влажный, а во-вторых, более гористый, она расположена выше, поэтому там чаще идут дожди, поэтому там богаче и пышнее растительность. Даже по виду ее можно различить. У дубов, которые растут на юге, гораздо меньше и уже листья, чем у тех, которые растут на севере. Кстати говоря, символом крепости и жизнестойкости в Библии стал, например, такой башанский дуб – порода дуба, которая растет на севере Заиорданья. Особый вопрос – это растительность. Такое разнообразие климатических зон обусловило, разумеется, и разнообразную растительность. Кстати говоря, сюда, так сказать, ветром заносило семена и с африканского берега, и с азиатского, и может быть даже с каких-то островов Средиземного моря, близких к Европе, так что растительный мир очень богат. Нужно себе хорошо представлять образы тех растений, которые в Библии приводятся, как примеры какого-либо качества. Например, кедр, ливанский кедр – это действительно очень большое дерево. Мы представляем себе что-то вроде сосны, но на самом деле, ливанский кедр – тот, который растет на Ближнем Востоке – это можжевельник, только очень крупный. И разумеется в Ливане и соседних с ним областях он достигал очень большого размера. Не случайно, кстати говоря, кедровая древесина служила, можно сказать, предметом охоты, большой ценностью в месопотамском «Эпосе о Гильгамеше» есть эпизод, где Гильгамеш и его друг едут и силой оружия достают кедровую древесину для того, чтобы использовать ее в Месопотамии, которая представляет собой степь, с текущими по ней двумя великими реками.

http://academy.foma.ru/tag/vethij-zavet-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Петра. Гробница с урной. 1-я четв. I в. [Иорданское Хашимитское Королевство], гос-во в Зап. Азии. Граничит на севере с Сирией, на северо-востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с Израилем (часть границы проходит по акватории Мёртвого м.) и Палестинскими территориями. Территория - 89,3 тыс. кв. км. Столица - Амман (1 135,7 тыс. чел.). Крупные города: Эз-Зарка (447,9 тыс. чел.), Ирбид (292 тыс. чел.; в агломерации 774,2 тыс. чел.), Эр-Русайфа (291,7 тыс. чел.), Вади-эс-Сир (151,9 тыс. чел.). Официальный язык - арабский. И.- член ООН (с 1955), МВФ (с 1952), МБРР (с 1952), ВТО (с 2000), ЛАГ (с 1945), Организации Исламская конференция (с 1969). География Территория И. занята плоскогорьями, расположенными в зап. части Сирийской пустыни. Зап. граница проходит по впадине Эль-Гор и по ее продолжению Вади-эль-Араба с долиной р. Иордан и бессточным Мёртвым м. Вдоль впадины круто поднимаются горы, их высота понижается с запада на восток от 1500 до 500 м. На юго-западе страны расположены горы Эш-Шара высотой до 1757 м (высшая точка И.). Климат И.- континентальный, с прохладной зимой и сухим жарким летом. Период дождей длится с нояб. по апр. Средняя температура янв., самого прохладного месяца,- 8-14°С; самого жаркого, июля,- 24-30°С, во впадине Эль-Гор и на юге страны иногда до 50°С. Зимой температура иногда опускается ниже 0°С; в горах возможен снег. Постоянных рек мало, распространены высохшие речные русла - вади, заполняемые сезонными водотоками. Население Население - 6,2 млн чел. (июль 2008). Большинство населения И. (более 98%) - арабы; из них собственно иорданцы - 45,1%, палестинцы - 32,7, иракцы - 14,1, сирийцы - 5,1, саудовские арабы (бедуины наджди) - 0,9% и др. К этническим меньшинствам относятся переселившиеся на Ближ. Восток с Кавказа в кон. XIX - нач. XX в. черкесы, чеченцы, армяне и представители др. национальностей, общая численность к-рых не превышает 1,5%. Проч. этнические и этноконфессиональные группы (друзы, цыгане, курды, англичане и др.) составляют 0,4%. Численность населения быстро увеличивается за счет высокого естественного прироста (3,02% в 2010 г.) и миграционного притока (в основном беженцы из Ирака). Средняя продолжительность жизни мужчин - 70,8, женщин - 74,5 года). Средняя плотность населения - ок. 72 чел. на кв. км, наиболее густо населенный район - сев.-зап. часть страны, где расположена большая часть крупных городов.

http://pravenc.ru/text/578380.html

Завоевание Нубии продолжалось по-прежнему; феодалы получили приказание доставить отряды, и Амени, впоследствии правитель Антилопьего нома, сообщает в своей Бени-Хасанской гробнице, что его отец, которого Аменемхет I назначил номархом, был теперь слишком стар, чтобы предпринимать такой поход, и что поэтому он сам как заместитель отца стал во главе войск Антилопьего нома и проник в Куш под начальством своего владыки Сенусерта I. Война, таким образом, была перенесена за вторые пороги в обширную страну, известную под названием Куш, часто появляющимся теперь в анналах, начертанных на памятниках, в то время как в эпоху Древнего царства это название встречается только один раз. Мы ничего не знаем о перипетиях кампании, но она не сопровождалась серьёзными сражениями, так как Амени хвалится, что он вернулся назад, не потеряв ни одного человека. Номарх Элефантины, как и в эпоху VI династии, принимал видное участие в походе, и, быть может, в эту экспедицию был пойман слон, о котором он говорит в своей асуанской гробнице. Кампания интересна тем, что, насколько известно, она является первой из числа проведённых в чужой стране лично самим фараоном. Время экспедиции неизвестно, но она, без сомнения, предшествовала той, которая имела место спустя восемь лет после смерти отца фараона, ибо тогда Сенусерт I не считал уже более нужным руководить лично завоеванием юга. В следующую кампанию в Куш он отправил одного из своих военачальников по имени Ментухотеп. Последний оставил большую плиту в Вади-Хальфе, сейчас же ниже вторых порогов, гласящую о его победах и дающую нам первый список завоёванных чужеземных стран и городов, которым мы обладаем. К сожалению, мы так мало знаем о нубийской географии той отдалённой эпохи, что только одна страна из числа десяти поименованных может быть установлена по карте. Она называлась Шет и лежала выше вторых порогов, в тридцати или сорока милях к югу от Вади-Хальфы, вблизи современного Кумме. Поэтому возможно, что плита Ментухотепа была поставлена поблизости, если не в самой покоренной им области. Мы уже говорили, что на этой плите Ментухотеп настолько выдвинул себя вперёд, что впоследствии его фигура была стёрта и вместо неё было высечено изображение бога. Отсюда следует, что победоносный начальник был смещён и впал в немилость. Страна была теперь настолько покорена, что можно было заставить вождей племён разрабатывать рудники на востоке, в Вади-Алаки и по соседству с ним, и Амени из Антилопьего нома был послан в Нубию с отрядом в 400 человек из его нома за добытым золотом. Царь воспользовался случаем отправить вместе с Амени молодого наследного принца, будущего Аменемхета II, с тем чтобы он мог познакомиться со страной, которую ему надлежало впоследствии покорить и присоединить к царству фараонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

От этого центрального пункта тянутся громадные цепи гор на юг, северо-запад и юго-восток. Кряж, простирающийся на юг от Рас-Магомет, называется Джебель-Турфаг, на северо-запад Джебель-Сербаал; северо-восточный – более плоский – не имеет названия. В противоположность горной площади Тига, эти горные кряжи перерезаны бесчисленными поперечными равнинами, выходящими или на оба залива, или на северный песчаный пояс. Благодаря безмерному множеству этих вади, вся горная страна распадается на множество отдельных, большей частью конусообразных, гор. Всего яснее это можно видеть на горах Сербаал: главный пик этих гор (собственно Сербаал) разветвляется на шесть равных, по прямой линии возвышающихся до 7000 футов, вершин, и представляет в высшей степени своеобразное зрелище. Береговые полосы, окаймляющие эти горные кряжи с востока очень узкой, а с запада очень широкой лентой, суть произведения горных потоков, которые, при частых дождевых ливнях, низвергаются в вади, увлекая с собою в бездну и землю, и обломки скал, иногда очень значительные. На север эти береговые полосы делаются всё уже и уже, и на восточной от них остаётся почти по всему берегу лишь узкая тропинка, извивающаяся вдоль круто, почти отвесно возвышающейся сплошной, как стена, скалы. Таким образом, на северо-востоке этот горный кряж соединяется с площадью Тиг, и восточный откос этой последней через то удерживает более характер собственно гребня, который, прерываясь ущельями, носит название Джебель-Беньянега. На половине пути между заливом Акаба и Мёртвым морем этот горный гребень расширяется по направлению на запад в новую, почти квадратную площадь песчаника, называемую Абазинат, которая возвышается до 1000 фут. относительной высоты над площадью Тиг, достигающей здесь только 800 футов вышины. Эта площадь, простирающая всего до 8 миль в обоих направлениях, перерезана бесчисленными лощинами, по которым стекает вода в Средиземное море, между тем, как три остальные стороны стоят непроницаемой стеной круто и отвесно. Ещё далее на север примыкает к этой массе гор, отделяясь от них только глубокой и широкой вади Мурраг, длинный ряд плоских возвышенностей, известных в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Поток, струившийся им навстречу, делался уже и уже, теряясь постоянно в боковых ручьях, и вдруг, сверх всякого ожидания, они очутились пред высокой скалой, из ущелья которой узкой лентой пенился знакомый уже им поток. Хотя скала, преградившая им путь, была не велика, и за нею открывалась прелестная, как Божий рай, вади Фейран с новым источником живой воды, но на душе израильтян скопилось уже много горечи, и среди чужой, непривычной местности пробудилась в них тоска по родине. Там, в Египте, дневные труды их при выделке кирпича едва ли были легче, чем эти бесконечные заботы о жёнах и детях, овцах и верблюдах; но, по крайней мере, вечером ожидало их мясо, приправленное чесноком и луком. А здесь, после дороги днём, вечером предстояла им забота подоить свой скот, чтобы иметь что поесть. Этим объясняется ропот, поднявшийся при упомянутой нами скале в первый же день. Господь не замедлил посрамить несправедливые жалобы в тот же вечер: стадо перепелов, обыкновенно в это время года возвращающихся из Египта на полуостров, держало свой путь через вади Фейран, и в бесчисленном множестве опустилось на стан израильский. Таким образом, у них очутилось мясо, а на следующее утро появилась в первый раз манна вокруг стана, так что каждый мог собрать её столько, сколько ему было нужно ( Исх. 16:1–36 ). Итак, волнение на время было успокоено, и путь по прекрасной долине был продолжен. Два раза ещё они должны были останавливаться здесь станом; место первого стана называлось Дофкег, второго Алуш 19 . И здесь благодеяния Божии, в соединении с величественной природой, способны были бы расположить сердце народа к Богу, но, к сожалению, минутные земные нужды действовали сильнее, чем то, что относилось к вере. Второй из поименованных станов был расположен при подошве величественного Сербаала, там, где долина Эш-Шейк, направляясь с северо-запада, широко и открыто вдаётся в вади Фейран. По уверению вождя, они должны были теперь скоро быть у Хорива и принести жертву Господу, для чего собственно и вступили они в страну Синая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Факт-открытие: несколько участков Хиджазской железной дороги действуют до сих пор; например, можно совершить ретро-путешествие из Дамаска до Аммана на старинном поезде. Расстояние, которое на автомобиле можно покрыть за 4 часа, этот поезд преодолевает за день. А по южному участку железной дороги, проходящему через Вади Рам, в Акабу следуют составы с фосфатами, месторождения которых активно разрабатываются в Иордании. Джипы— основное средство передвижения по пустыне. Верблюды остались в прошлом. Наскальные надписи, сделанные жившими здесь в древности набатеями Молодой бедуин Любая щель в скале может служить прибежищем и спасением от палящего солнца Местные дети до сих пор не привыкли к роли фотомоделей для досужих туристов Под сенью бедуинской палатки Железнодорожный состав на станции «Вади-Рам» Туристический лагерь в пустыне Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 24 сентября, 2014 2 октября, 2014 13 ноября, 2023 7 ноября, 2023 18 октября, 2023 13 октября, 2023 11 октября, 2023 9 октября, 2023 17 октября, 2020 Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Другие фотоленты Показать еще Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/drugaya-svyataya-zemly...

Ис. Нав.2:7 ; Суд.3:28 . Олесн. Свят. Земля II, 50). Равнины Моава между Беф-Иесимофом и Авель-Ситтимом составляли западную часть той обширной Иорданской долины (нынешней Гхор), которая раньше преобладания Амореев под начальством Сигона принадлежала Моавитянам и простиралась вероятно от Мертвого моря до устья реки Иавока. Вследствие этого местоположение лагеря Евреев ближе определяется словами: «по ту сторону Иордана, против Иерихона». Это место, неоднократно упоминаемое в Чис.36:3,63; 31:12; 33:48,50; 35:1; 36:13 ), простиралось от Беф-Иесимофа до Авель-Ситтима ( Чис.33:49 ). Беф-Иесимоф, букв. дом пустыни, на северо-восточном пустынном побережье Мертвого моря ( Чис.21:20 ) находился согласно Onomast под сл. Βηφασιμφ на расстоянии 10 римских миль, т.е. 4 часов пути к югу (юго-востоку) от Иерихона у Мертвого моря, а по свидетельству I. Флавия (Bell. Iud. IV, 5.6) к югу от Юлии-Ливии, т.е. Беф-Арама, при северном береге вади Гесбан и по мнению Эвальда (Götting. gel. Ang. 1866 S. 17 в.) стоял на месте развалин Сюэм (Svaime), которые открыл и описал F. De Saulcy, Voyage en terre Sainte. Par. 1865 1 p. 315 ff. Другой пункт – Авель-Ситтим, букв. поле акаций или просто Ситтим ( Чис.25:1 ), лежал, по свидетельству Флавия (Antiqu. IV, 8. 1), на месте позднейшего города Авилы (Αβιλα) в стране богатой финиковыми пальмами, в 60 стадиях от Иордана, вероятно при вади Эшта к северу от вади Гесбан (Keil u. Del. Comment. ub. d. Buch. Mos. M. S. 310). По мнению других библеистов местность эта определена с достаточной ясностью положением Нимра (упом. Чис.32:3 ), – имя которого до ныне осталось за поселением Нимрун в этой местности, – и поселениями ср. Рамф, Беит-Гаран и Абель-Шиттим (поле акаций), которых слегка измененные имена суть те, которые мы находим в Чис.32:36 и Нав.2:1; 3:1; 13:27 . По свидетельству путешественников (см. Seetzen II, S. 364. 373. Burckhardt Syrien. S. 323 и 622 у Knobel. Kurzgef. Exeg. Handb. L. XIII, Num. XXII, 1 , S. 120, Tristram, land of. Israel. p. 528 Seqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010