335 (Ст. 23). Израиль идет в юго-востоку, держась береговой дороги, которая, пройдя часть пустыни, углубляется в отроги Синаитских гор. ныне отождествлена с Хувара (Буркгард, Кейл, Кнобель и др.) и находится в 38-х милях от Аюн-Муза. И теперь вода в Мерре считается Арабами худшею на всем полуострове. 336 (Ст. 25). Мы не знаем дерева, которое указал Господь. И здесь Господь указывает на одно из неизвестных доселе человеку свойств окружающего его мира, чтобы произвести желаемое действие. 337 (Ст. 26). Последние слова стиха 25, суть введение в стих 26. Господь, желая поднять духовную и нравственную сторону народа, при этом ропоте в пустыне предупреждает его, что только вера и исполнение повелений Господних, спасет его от бедствий, подобных тому, какие были посланы на Египет. Следя за воспитанием Израильского народа, мы видим, что сорок лет странствования в пустыне при постоянном отеческом попечении Божием, при многих наказаниях, постигших народ, едва были достаточны, чтобы поднять его на ту нравственную высоту, которая могла создать из него сильную национальность. 338 (Ст. 27). В двух часах пути на юг от Хувара, простирается обширная и красивая долина Гхарандель (Вади-Гарандель). В дождливое время года, сильный поток стремится по этой долине к Черному морю. Даже в самое сухое время года, в этой долине есть всегда вода, которая считается лучшею, на всем пути от Каира до Синая. – Травы в долине высоки и изобильны; кустарник, акации и тамариндовые деревья растут в большом количестве; несколько оставшихся пальм свидетельствуют, что здесь когда-то была роща финиковых деревьев. Единственное возражение, которое делали против отождествления Вади-Гарандель с Елином, основано на близости расстояния от Мерры. Но местность и ее удобства для огромной массы народа служат лучшим опровержением этого возражения, тем более, если мы обратим внимание, что этой огромной массе народа и скота нужен был продолжительный отдых после трехдневного пути в пустыне Сур и дурной воды в Мерре, и что Израильтяне достигают пустыни Синайской не ранее третьего месяца после прохода «через Суэцкий залив (гл. XIX, 1). Здесь в Елиме и «на Чермном море » (Числа XXXIII, 10), на устье ущелья Таи-бе, восемь часов пути от Елима, где также находится хорошая вода и акации и тамаринды, должны были пробыть Израильтяне довольно долгое время.-Последнее место было очень важно как начало дороги, идущей сквозь горные ущелья к медным рудникам Египта, которые находились в Вади Мугара, Сарбут-Ель-Кадим и Вади Наш» (Кук примеч. к этому стиху в А. Комм. Библ. и смотри карту).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

h9 Физическая география, население Рис. 2. Аравия в начале VII в. (81 KB) Аравийский полуостров – гигантский осколок Африканского материка, который по своим размерам (3 млн. км2) и степени изолированности заслуживает наименования субконтинента в большей степени, чем Индостан (1,8 млн. км2). Западный край этой гигантской плиты смят в горные складки, возвышающиеся местами более чем на 3000 м, которые круто обрываются к Красному морю и полого снижаются к востоку. Узкая приморская полоса носит название Тихама, а горные цепи вдоль Красного моря – Хиджаз; южнее 20° с. ш. Хиджаз переходит в горную область Эль-Асир. За ней в гористом южном углу полуострова находится Йемен, а вдоль южного, океанского побережья тянется Хадрамаут. Обширное центральное плоскогорье Аравии, Неджд, с востока окаймлено невысокой горной цепью Тувайк и дугой широкого (до 120 км) разлома с рядами продольных параллельных уступов, вздыбленных в сторону Неджда и наклоненных в сторону залива. Пространство между ними заполнено песками пустынь Нефуд и Дахна. Узкая полоска Дахны на юге переходит в огромную безжизненную пустыню Руб-эль-Хали («пустая четверть»), не знающую дождей (около 10 мм в год). Молодые горы Аравии тектонически активны, здесь нередки землетрясения и вулканические извержения. Старые кратеры и обширные лавовые поля (харра), разлитые в Хиджазе на десятки и сотни километров, напоминают об этом. Последнее мощное извержение, зафиксированное историками, произошло в 1256 г. около Медины 90 . Вся поверхность Аравии, за исключением низменной равнинной части на востоке полуострова, изрезана глубокими каньонами древних рек, вади, которые наполняются водой только на несколько часов после дождей, когда по ним несутся мощные потоки (сайл – сель). Крупнейшее из них, ар-Рима (ар-Рума), пересекающее центр Неджда с запада на восток, тянется на полтысячи километров, достигая местами ширины 5–6 км. Дно больших вади ровное, заполненное мелким галечником и песком или глиной. Его можно использовать для орошаемого земледелия, задерживая дождевую воду на обвалованных участках или у устья боковых ущелий. В руслах вади сравнительно высок уровень почвенных вод, и даже в засушливое время можно докопаться до воды. Близость увлажненного слоя определяет и более богатую растительность. Поэтому к большим вади привязываются пути перекочевок и караванные пути.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В следующем месяце во время паломничества Мухаммад стал вербовать последователей среди паломников, но не нашел отклика. В конце концов в том же году или во время следующего сезона его проповедь произвела впечатление на группу арабов из Йасриба, которые принесли весть о новом вероучителе своим соплеменникам. Это маловажное на первый взгляд событие сыграло решающую роль в судьбе Мухаммада и в истории ислама. ПОЛОЖЕНИЕ В ЙАСРИБЕ Оазис Йасриб, расположенный по прямой на север от Мекки в 350 км, представляет собой вытянутую с юга на север долину шириной в среднем около 4,5 км и длиной около 10–11 км, окруженную со всех сторон горами и лавовыми полями; ее пересекают три идущих с юга и востока вади, сливающиеся затем в единое русло вади Идам, носящее ныне название вади Эль-Хамд. Здесь выпадает значительно больше осадков, чем в Мекке, запруды в верховьях вади позволяют создавать запасы воды для орошения, а высокий уровень почвенных вод всюду позволяет получать ее из неглубоких колодцев, кроме того, в ряде мест имеются родники. Йасриб был и остается крупнейшим земледельческим оазисом Хиджаза с площадью обрабатываемых земель около 2000 га. Население Йасриба не было чисто арабским. Значительную часть его составляли еврейские (или иудаизированные арабские) племена бану кайнука, курайза, надир, фитйаун. Основное арабское население составляли племена аус и хазрадж, имевшие общее происхождение с большим южноарабским племенем азд и претендовавшие на родство с Гассанидами. Они появились в оазисе сравнительно поздно и первое время находились на положении покровительствуемых союзников иудейских племен, занимавших лучшие верхние земли оазиса. Но уже в середине VI в. аус и хазрадж начали борьбу со старыми хозяевами оазиса, ослаблению которых способствовало поражение Абрахи во время похода на Мекку. К началу VII в. мелкие группы иудеев имелись в составе арабских племен на положении покровительствуемых, а крупные племена, оставшись независимыми, вступили в отношения союзничества, при доминирующем положении арабской стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Только явление присутствия Божия не допустило до большего несчастья. Этот последний опыт неверия и малодушия истощил Божественное долготерпение; великодушное предстательство Моисея, хотя успело ещё раз остановить выраженное Еговою намерение – совершено уничтожить неблагодарный народ, но оно не в силах было отклонить определение о том, что все взрослые, замешанные в настоящем ропоте, должны умереть в пустыне. Вследствие этого, почти в виду обетованной земли, израильтяне принуждены были возвратиться снова в пустыню и странствовать в ней до тех пор, пока не исполнится 40 лет со времени исхода из Египта. Но ближайшим образом наказание их состояло в том, что Господь Бог уступил их неразумному, чуждому веры малодушию. Дело в том, что перед ними, по ту сторону высот, окаймлявших долину с севера, в нынешней вади Мурраг, засели ханааниты с амаликитянами, готовые противиться их наступательному движению: последние, кроме того, горели ещё желанием отомстить за своё поражение в вади Шейх. Так как израильтяне слишком боялись встречи с первыми, то и должны были теперь в наказание дать тыл и уклониться к заливу Акаба. Но, так как людям свойственно всегда желать запрещённого, и подвижные израильтяне постоянно бросались из одной крайности в другую, то и случилось, что вдруг они изъявили желание во что бы то ни стало вторгнуться в Ханаан и отважиться на битву, в которую положительно запретил им вступать Господь Бог . Тщетны были все увещевания Моисея; тщетно не двигался с места ковчег завета; способные носить оружие поднялись на Джебель-Галлал, который тянулся перед ними широкими гребнями с запада на восток. За этим горным кряжем раскидывалась огромная вади Мурраг, тянувшаяся далее по тому же восточному направлению на девять часов пути; несколько далее она разделяется вилообразно одним изолированным горным пиком, и двумя рукавами выходит на Арабаг. Эта вади Мурраг отделяет известную уже нам Джебель-Галаал вместе со всею возвышенною площадью Азазимата от широкой горной страны, на которую выходит кряж гор южно-палестинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В самом деле, ближайшее отсюда место стана в Элиме лежало всего на полчаса пути от Мерры далее на юг в вади Гарандель, отклоняющейся налево от Тига. Здесь находилось, по свидетельству Исхода (15:27), «до семидесяти» (по нашему переводу... einige siebenzig) пальмовых деревьев и двенадцать источников. Под этими последними, естественно, нельзя разуметь источников с ключевой водой, а искусственно выкопанные колодцы. И действительно, песчаная почва вади Гарандель так пропитана водой, что стоит только сделать углубление на два фута, чтобы достать воду. Двенадцать источников, найденных израильтянами, были выкопаны либо прежними путешественниками, либо кочевыми амаликитянами 18 , и наглядно представляли новым пришельцам доказательство того, как легко им здесь удовлетворять своим потребностям. После трудностей пройденного пути тем желаннее должен был им представляться отдых здесь; посему относительно этой стоянки в книге Исход (15:27) замечено: и ополчишася (стали лагерем) тамо при водах – чего автор ни разу не замечал раньше. Как долго продолжалась здесь стоянка, мы не имеем возможности определить с удовлетворительной точностью; знаем только, что когда столп облачный подал израильтянам знак сниматься с места, то они, по свидетельству Исхода (16:11), пошли далее в пустыню Син. Границы этой пустыни указаны в самом тексте; она находилась между Элимом и Синаем. Под нею нужно разуметь весь западный склон северо-западного горного кряжа до самого берега. Чтобы достигнуть долин, ведущих к Хориву, они должны были тянуться ещё далее на юг бок о бок с морем, и на это потребовался добрый дневной переход. Путь, по которому они должны были теперь идти, был в высшей степени утомителен, так как в этом месте прибрежной равнины он пересекался крутым мысом, в настоящее время носящим название Рас-Гаммам-Фирауна. Хотя можно было обойти этот мыс по узкой песчаной полосе, извивающейся в виде узкой ленты по его подошве, но, так как для огромной массы людей и животных этот обход представлялся неудобным, то израильтяне принуждены были сделать другой обход мыса, более отдалённый, именно: они взяли налево, в плодоносную вади, и шли по ней до пункта соединения по ту сторону Гаммам-Фирауна с возвышенною вади Таебег.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Тянущийся вдоль берега хребет ер-Раха действительно имеет подобие стены, по-еврейски Шур, что могло быть причиною к названию пустыни. Три дня пути действительно отделяют место перехода израильтян от Чермного моря до источника Хавара, который прежние путешественники, и в том чисде Робинзон, отожествляют с Меррою. Следующее место стоянки израильтян: «И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод и седмьдесят стеблий финиковых, и ополчишася тамо при водах» 257 , обыкновенно полагают между вади Гурундель и вади Усейт. Отсюда мнения исследователей пути народа израильского раздвояются: одни ведут их мимо Сарабит ел-Хадима и чрез вади Фейран, другие ведут их берегом моря к Раифе. Главная причина, по которой, мне кажется, нельзя основаться на первом предположении, состоит в том, что на этом пути находилось древнейшее египетское поселение в Сарабит ел-Хадиме. На существующих там, поныне, развалинах храма и надгробных памятниках читаются имена Фараонов Сеноферу (о. 3800 л. До Р. X.) из III династии и Рамессу IV (о. 1200 г. до Р. X.) из XX династии, между ними встречается имя Минепты II (о. 1300 г. до Р. X.) при котором, как мы выше замечали, предполагают и произошел исход израильтян из Египта. В соседних с Сарабит ел-Хадимом вади: Магара и Игнэ находилось большое египетское поселение для разработки бирюзовых и медных копей. Бругш 258 , посетивший эти местности, пишет, между прочим, по поводу найденных им там географических имен: «Все эти географическия названия, за правильное чтение которых я смело ручаюсь, не представляют ни малейшаго сходства с теми названиями, которые находятся в священном писании, где исчислены и названы лагерныя стоянки израильтян во время их странствования по Синайскому полуострову. Были ли они им неизвестны, потому что они через эти места не проходили, или передавали они их по их семитическому значению – как это знать?» Все эти данные заставляют, предполагать, что не этот был путь израильтян, но, кроме того где иначе, как не в плодоносной долин в Фейранской, могли обитать амалекиты, этот воинственный народ Синая, с которым фараоны египетские вели ожесточенную борьбу, что засвидетельствовано и древними надписями, где бог Горус называет себя истребителем народов Красных гор 259 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

1869. Iudee T. III. p. 69. 30 Guerin. Description... 1874–5 Samarie. t. I. p. 201; t. II. p. 41. Robinson. Palästina. B. II. S. 567. 32 По 2Пар.13:4,19 Авия, царь иудейский, в войне с Иеровоамом, царём израильским, располагает свое войско «на вершине горы Цемараимской, одной из гор Ефремовых». После поражения израильтян, он преследует их до Вефиля, который и завоевывает с некоторыми другими городами. Город Цемараим упоминается наряду с Вефилем в числе городов Вениаминовых ( Нав.18:22 ). Но точное положение его, а также горы Цемараим неизвестно. Полагают, что он лежал к востоку от Вефиля. Lange. Theologisch-homiletis hes Bibelwerk. A. T. Ш, S. 227. 35 Guerin. De cription. Iudee. t. I. p. 363–384. A. A. Олесницкий. Святая земля. Т. II. Стр. 223–225. 36 Köhler. Lehrbuch der Biblischen Geschichte Alten Testamentes. 1881. II. Hälfte S. 94. 95. 135. Riehm. Handwörterbuch des Biblischen Alterthums für gebildete Bibelleser. S. 1264–65. Köhler. Lehrbnch. II. S. 95. 96. 40 ) A. A. Олесницкий говорит только o двух дорогах от Иерусалима до Яфы. «По одной чаще ходили ко гробу Господню древние христианские пилигримы из Европы, по другой чаще или даже исключительно ходят пилигримы нынешние». «Первая дорога представляет собою путь узкий в трудный среди раскиданных известковых гор, чрез едва доступные даже для пешеходов рытвины и скалы... Вторая дорога, в своем нынешнем виде, представляет совершенно удобное, хотя не без крутых подъемов, шоссе, легко могущее служить полотном для железной дороги». Первая дорога – вефоронская, вторая – чрез Кириаф-ель-Енаб (Абу-Гош). Святая Земля. 1878. Т. II. Стр. 221–222. 41 Севернее вади Солейман и пути вефоронского какая-то вади перерезывает всю западную часть горного Ханаана. Восточные её выходы к Ель-Бире находятся как раз на одной линии с западным выходом к тому же месту вади Сувеинит. Вместе взятые обе эти вади перерезывают весь Ханаан во всю его ширину от Средиземного моря до Иордана в юго-восточном направлении и еще лучше, чем указанная в тексте линия, могли бы быть естественною границею между средним и южным Ханааном.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Загазига, в западном конце вади Тумилат, то следоват., невдалеке от этою места, по направлению именно к югу от него, или на южной стороне той же долины, должен находиться и Патум, который согласно с этим полагается большинством, исследователей у теперешнего селения Аббаса или в ближайших его окрестностях, каковы Тель-Солиман и Тель-Кебир 494 . Такое положение Патума вообще в западном конце долины Тумилат согласуется вполне и с изложенными выше указаниями «римского дорожника», по которым Тум находился в такой местности, чрез которую проходила дорога из Мемфиса к Пелузию и к Красному морю. Местность Аббасэ действительно вполне соответствует тому и другому указанию: согласно со свидетельством Геродота о начале канала у Патума, местность Аббасэ, избранная в позднейшее время для устройства, пересекающей долину Тумилат плотины 495 , составляет такой пункт, в котором нильская вода также удобно может быть остановлена в своем распространении по этой долине, как в древнее время разлитие ее по последней было усилено посредством искусственного канала, следы которого, открытые на всем протяжении вади Тумилат, доходят – в направлении с востока на запад – до Аббасэ; соответственно указанию «римского дорожника» Аббасэ занимает такой пункт, чрез который направляется, – а во время наводнения и единственно проходит, – путь из Каира на северо-восток, и около которого равным обр. поворачивает другой путь из Каира в Азию, идущий вдоль вади Тумилат. На положение Пифома в этой местности некоторые из египтологов находили указание и в египетских текстах 496 . Дальнейшее исследование памятников Египта привело, однако, в новейшее время к иному совершенно географическому определению положения этого города. Бругш, полагавший прежде Пифом также в вади Тумилат, хотя и в восточном ее конце (см. выше), в своих последующих обширных изысканиях по географии древнего Египта пришел к заключению, что библейский Пифом находился гораздо севернее этой долины, в окрестностях Мензалэ. По этому новейшему объяснению Бругша, Пифом есть не что иное, как встречающееся в иероглифических текстах название Пи-Атум, Пи-Тум=«дом» или «город Тума», заменяемое в других памятниках названиями: Ха-Тум, Сет-Тум=«дом Тума».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

Кроме того, к западу от главной дороги из Сихема в Иерусалим, в расстоянии 14 1/3 рим. миль от первого, находятся развалины Aliat, каковое название в виду частой замены звуков п и 1 может быть сближаемо с Anua или Anuath И. Флавия. Наконец, в 10 рим. милях к сев-востоку от дороги Сихем-Силом-Иерусалим есть еще развалины Ainah, опять напоминающие своим названием Anua Евсевия или Ануаф И. Флавия. Что касается наименования Воркей, то о нем могут напоминать находящиеся вблизи нынешнего El-lubban развалины Chirbet-berkit. С последними большинство исследователей и отождествляет Воркей И. Флавия 716 . Кондер же, отличающий Ануаф от Ворхея, первую отождествляет с Ainah, а местом Воркея считает д. Брукин при начале вади Деир-Баллут, в 11 мил. от Ainah 717 . Вообще, можно думать, южная граница Самарии шла по большой ложбине, начинающейся у Акраббе, проходила севернее Левоны (El-lubban’a) по линии вади Исхар, достигала вади Деир-Баллут и около Рас ель-Аина поворачивала на север. Из трех возможных естественных границ между Самарией и Иудеей это была самая северная 718 . Таким образом, в I в. иудейское население подвинулось на север так далеко, что граница Иудеи проходила на расстоянии 7 миль от Сихема, захватывая большую часть древней области Ефремова колена. На западе граница Самарии шла вдоль Саровской равнины, которая причислялась к Иудее 719 . Таким образом, Самария в I в. уже не имела морского берега. Более точно западная граница Самарии определяется указанием Талмуда, что Антипатрида, отождествляемая обычно с нынешними Кал’ат Рас ель-Айном, была пограничным городом Иудеи 720 , а Кефар-Саба принадлежала к Самарии 721 . Имея указанные границы, Самария в I в. христианской эры простиралась на 25 англ. миль с севера на юг, от Дженнина до вади Исхар, и на 32 мили от востока на запад, от Иорданской долины до Саровской равнины, т. е. занимала территорию около 800 кв. миль 722 . По характеру грунта Самарийская область представляла возвышенность, состоящую из гор и холмов, пересекаемых долинами, и, при незначительности пространства отличалась разнообразием видов, обилием водных источников и замечательными плодородием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

К этой перекладине крепились струны. Образцы подобных лир найдены в хананейском Мегиддоне. 3:17. Обеспечение водой. По-видимому, войско находилось в районе вади Заред. Подобно всем вади, Заред периодически наполняется водой, стекающей с возвышенностей, поэтому может неожиданно стать полноводным даже в отсутствие дождя. Выкапывание рвов в вади было средством удержать стекающую с гор воду. Характерное для пророков понимание природы дождя на возвышенностях, который может принести воду в долину, демонстрирует также Девора (см. коммент. к Суд. 4:14–16 ). 3:22. Вода красная, как кровь. Нетрудно представить, что в знойном мареве вода, текущая по руслу из песчаника, казалась кровавой в лучах восходящего солнца – особенно если моавитяне вообще не ожидали увидеть воду, заполнившую рвы по всему вади. Но если они действительно считали, что это кровь, то где были трупы? Поскольку моавитяне бросились за добычей, вероятно, их взорам предстало нечто вроде покинутого стана. Они истолковали вид воды как знамение того, что распри между союзниками привели к взаимному истреблению и опустению стана. В популярных месопотамских сериях предзнаменований содержится указание, что если река «потечет кровью», то внутренняя борьба приведет к самоистреблению армии и брат пойдет на брата. Образ крови, текущей как вода, используется в ассирийских описаниях сражений. 3:25. Расправа над Моавом. Разрушение экологии было направлено на подрыв экономики на долгие годы. В конце концов, источники и поля могли быть очищены от камней, однако необходимость в этом превращала возрождение продуктивного сельского хозяйства в длительный и трудоемкий процесс. Иногда источники находят новые, менее пригодные к использованию русла, а полям наносится столь большой вред, что их плодородие значительно понижается. Вырубка деревьев имела для экологического равновесия еще более ужасающие последствия. Это означало не только утрату источника древесины, но и усиление эрозии верхнего слоя почвы, в результате чего окружающая среда, лишенная благодатного воздействия зеленых насаждений, превратится в пустыню. Некоторые фруктовые деревья (напр., финиковые пальмы) начинают плодоносить только через двадцать лет. Нанесение ущерба сельскому хозяйству и истребление деревьев было типичной тактикой завоевателей, стремившихся наказать своих противников и ускорить их покорение. В ассирийских анналах и рельефах особенно подробно запечатлены карательные меры, в том числе вырубка деревьев, уничтожение лугов и разрушение системы каналов, использовавшихся для орошения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010