Жена святого апостола Петра, по преданию, сопровождала апостола в его путешествиях и потерпела также здесь мученичество. Святая Церковь вместе с апостолом Павлом наименовала апостола Петра первоверховным, и празднует память его вместе с апостолом Павлом 29 июня (12 июля); кроме того особо, 16/29 января – поклонение честных вериг святого и всехвального апостола Петра. Иудея Краткая историческая справка – Иудея: Слово Иудея иногда принимается в широком смысле и под этим именем разумеется вся Палестина, как это было особенно по возвращении Иудеев из плена. Но собственно под Иудеею разумеется только южная часть Палестины. К Иудее собственно принадлежали земли колен Иудина, Вениаминова, Симеонова, Данова и часть Ефремова. Границы ее были на севере – гора Ефремова и Самария, на юге – Аравия и пустыня Цин (Вади-Муррег), на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и река Иордан. По Иосифу Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на западе до Птоломаиды. На следующий день после учеников Иоанновых Ин. 1, 43–51 : Призвание Филиппа 396 и Нафанаила 397 . Галилея Кана Краткая историческая справка – Галилея: Название Галилея означает “округ”, “страна”. Во времена земной жизни Спасителя Палестина разделялась на три части: северная часть называлась Галилеею, она граничила на север с Анти-Ливаном, на восток – с Иорданом и Геннисаретским озером, на юг – с Самарией, а на запад – с Финикиею, занимавшею северный берег оной от горы Кармила до Тира. Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю. Верхняя Галилея лежала на север и была населена частию Сириянами, Финикиянами, Арабами и поэтому называлась Галилеею языческою ( Мф. 4, 15 ). Нижняя Галилея занимала преимущественно равнину вдоль Тивериадского озера, славилась своим плодородием и многочисленным народонаселением. В древности в Галилее заключались уделы колен Иссахарова, Завулонова, Неффалимова и Асирова. Здесь, в Галилее, Спаситель провел все Свое детство и отрочество; здесь Он жил, учил, призвал Своих первых учеников и сотворил множество чудес. Большая часть притчей была произнесена Им в Галилее. В Галилее и из Галилеян избрал Спаситель всех Своих апостолов. В Галилее явился Он апостолам по Своем Воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Не беру на себя утверждать подлинности показанного места, но подробно опишу этот путь. В 9 часов утра мы выехали из Гефсимании, переехав поток Кедрский позади гробницы Пресвятой Богородицы. Через четверть часа, обогнув гору Мужей Галилейских и гору Елеонскую, открывается с высоты обширный вид на Мертвое море, от его начала почти до Енгеди и всю долину Иорданскую, замкнутую стеною гор Моавских. Этот вид обширнее того, который представляется с горы Елеонской. За сим начинается спуск по вади ес-Сулейм, а вправо тянется вади ел-Ход. В 9 ½ часов встречается колодезь, которого вода идет с горы Елеонской. Дорога идет вдоль каменистого вади ес-Сулейм. В 10 час. и 5 мин. это вади становится дичее и с хребтов его видна частица Иорданской долины. Этот путь по ребрам гор чрезвычайно труден для лошадей, так что мы часто принуждены были спешиваться. В 10 ч. и 20 м. опять открывается вид несколько больший на Иорданскую долину. Вправо открывается долина, на которой стоят развалины монастыря Мартирия. Высота, на которой мы находились, называется Аркуб ес-Сафа или ес-Цапфа. Тут видны следы древних построены из довольно больших камней, среди которых разбросаны частицы мозаических камешков. Посреди этих остатков построения находится глубокий колодезь древнего сооружения одетый внутри камнем. Не это ли место Ефрема 166 ? Впереди виден отсюда на горе хан Хадрур. Поэтому доселе наш путь представляется почти параллельным к пути из Иерусалима на Иордан. Без 5 минут 11 часов мы быстро повернули в вади Фара. Тут начинается труднейший и даже опасный подъем на высоты Джебель ел-Фара по обрывистым ее ребрам. И мы, и лошади были крайне утомлены: солнце хотя и декабрьское нас палило как летом. Без четверти в 1 2 часов опять открылся вид на часть Иорданской долины и мы начали спускаться. Крутизна этого спуска ужасная: мы не раз обрывались. Наконец в 12 часов и 40 минут мы достигли русла вади Фара и очутились внезапно в ущелье, среди нескольких смоковичных дерев у светлого источника, составляющего несколько бассейнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Эти учёные объявили в прессе о находке древнейших еврейских рукописей из Палестины 11 апреля 1948 года, а через некоторое время о том же заявил и Э. Сукеник. Митрополит Афанасий вывез рукописи в США, где на протяжении нескольких лет пытался продать их, но безуспешно, поскольку потенциальные покупатели сомневались в подлинности свитков. Только в 1955 году представитель государства Израиль купил их за 250 тысяч долларов, и рукописи вернулись на родину. Первые семь найденных рукописей были: Великий свиток книги Исаии (lQIs ), Устав общины (1QS), Комментарий на книгу Аввакума (lQpHab), Благодарственные гимны (1QH), Малый свиток книги Исаии (lQIsb), Свиток войны (1QM), Апокриф книги Бытия (lQapGen). Сейчас они представлены в иерусалимском «Музее книги», построенном специально для хранения и исследования рукописей Мёртвого моря. 1.2. Ранние исследования и публикация первых рукописей Мёртвого моря Последовавшие в 1951–1956 годах поиски и археологические раскопки привели к открытию новых рукописей в пещерах Иудейской пустыни 6 : 1 . в 11-ти пещерах неподалёку от руин поселения Кумран; 2 . в руинах древней израильской крепости Масада; 3 . в 4-х (по другим сведениям – в 5-ти) пещерах Вади Мурабаат; 4 . в пещерах Нахал Хевер (рядом с Вади Хабра); 5 . в пещере Нахал Це’елим (неподалёку от Вади Сейал); 6 . в пещере Нахал Мишмар (близ Вади Матрас); 7 . в руинах греческого монастыря в Хирбет Мирд (древней Гиркании); 8 . в генизе синагоги Ездры в Старом Каире; 9 . согласно некоторым исследователям – даже в пещере Вади эд-Далийег (самаритянские папирусы). Для всех найденных в указанных местах манускриптов употребляют название «рукописи Мёртвого моря» в широком смысле . Найденные в районе Кумрана свитки представляют собой особый важный класс, поэтому их называют кумранские рукописи или «рукописи Мёртвого моря» в узком смысле (только они и рассматриваются в данной работе). Свитки из Масады, которые соотносятся с ними хронологически, и документы из каирской синагоги, связанные с ними тематически, также иногда включают в «рукописи Мёртвого моря» в узком смысле или кумранские 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Тут был назначен нашему каравану привал. Кущи пальм, встречаемые в горных ложбинах Синайского полуострова, обозначаются на картах, как бы имена селений или городов, не существующих в действительности. Эти ложбины или вади суть, так сказать, сухие реки и, вместе с тем, они служат единственными путями в этом горном лабиринте. Здесь как мы, так и наш караван подкрепили утомленные свои силы обедом и затем продолжали свой путь, среди гранитных и порфировых скал. На расстоянии 1 ½ часа пути от входа из пустыни в вади Гебран, при первом повороте, я заметил на одной из вершин гор нечто похожее на надпись, которая, будучи видна от подошвы, должна быть гигантского размера. Если это не иное что, как трещина в скале, то нельзя не подивиться такой игре природы, тем более, что надпись кажется окаймленною. Хотя место это совпадает с тем, где Лаборд 288 видел подобную же надпись, но рисунок ее иной. Наиболее сходства имеет она с надписью, находящеюся в путешествии Покока 289 . На вершине этих гор Лаборд 290 нашел развалины монастыря; соседний вади носит название Барабра. Это заставляет предполагать Риттера 291 , не был ли монастырь посвящен св. великомученице Варваре, которая могла быть здесь чествуема, по уподоблению ее жизни с жизнью св. великомученицы Екатерины, чьи мощи покоятся в Синайском монастыре. Светлый источник и растущие по берегам его дикие пальмовые кущи продолжали несколько времени утешать наш взор. Чрез полтора часа от привала виден в перспективе. Джебель Музаель, с тройною пирамидальною вершиною. Я не нахожу этого названия в журналах путешественников. Солнце, скрытое горами, было на западе и мы остановились на ночлег в конце вади Гебран, близ вади ес-Симд, возле кустов тамарисков. Термометр показывал немного более 7° тепла, так что подъем наш в горную местность делался чувствителен; но с наступившею ночью мы не чувствовали ни малейшей сырости. Звезды ярко горели над шпицами величественных гор, которых очерки, более темные, чем ночное небо, рисовались по его блестящему намету.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Верхний столовый камень, 9 ф. длины на 8 ширины, имеет на верхней поверхности вырубленный канал или желобок 4 футов длины на 1 ф. ширины. Вот вид этого последнего дольмена (см. стр. 254). Наконец заслуживают упоминания найденные среди мегалитов Марегат, на север от менгирного круга, на склоне холма, три камеры, вырубленные в камне. Западнее из них имеет 3 ф. глубины на 4 ф. широты; средняя 6 ф. глубины на 7 ф. широты и восточная 2 ф. глубины на 3 ф. ширины. Камеры напоминают своим видом пещеры найденные в группах ел-Курмия и ел-Калуа. Холм, которому они принадлежат, имеет не менее 60 дольменов. При том дольмене, который, как сказано выше, примыкает к кругу менгиров с западной стороны в виде двери, вырублены в скалистом грунте две чаши, каждая l½ фута в диаметре и 9 дюймов глубины. Теперь спрашивается, какое имя и какое значение имела рассмотренная группа мегалитических памятников, представляющая, рядом с чертами общими и другим группам, свою замечательную особенность в решительном преобладании в ней и искусственном расположении менгиров на её центральной площади? Как мы уже сказали, прилегающая вади носила у моавитян имя божьяго ущелья, Наханиел, что уже само по себе достаточное основание, чтобы здесь предположить священное место, посвященное операциям моавитского культа. Ныне эта долина имеет два имени: долина голубая, вади Зерка, или долина голубой воды, вади Зерка Маын, как называется нижнее течете потока, и долина отшельников или монастырская, вади ел-Хабис, каковое имя носит верхнее течение долины. 536 Прямо против площади менгиров находится и холм, называемый ел-Хабис, т. е. кельи или монастырь, хотя никаких следов монастыря и келий здесь нет. По-видимому вади ел-Хабис или монастырское ущелье есть только вольный перевод древнего имени Божье ущелье. Если сюда прибавим, что стоящие при «Божьем ущелье» мегалитические памятники называются помазанными, то для нас не останется никакого сомнения в том, что дело здесь мы имеем с большим культовым центром. Английская экспедиция отождествила группу мегалитов Марегат с библейским местом Бет-Пеор, упоминаемым Нав. 13:20  между городами Рувима, а близь лежащую гору с семью кругами при источнике Айн-Минья – с вершиною Пеора, упоминаемою Чис. 23:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

84 Робинзон, на основании свидетельства Иосифа Флавия, что некто Симон, сын Гиора, герассеянин, расширил найденные им в долине Фаран пещеры для того, чтобы скрыть в них свои сокровища и добычу, и что этот Симон, как упоминается у Флавия в другом месте, жил вблизи Масады (нынешней ес-Себбе), у Мертвого моря, – заключает, что и долину Фаран (от φραγξ=ущелье) должно искать вблизи Масады. 85 Шик, в противоположность Тоблеру и Робинзону, помещает лавру Фаран в вади Фара, в северной части пустыни Иудейской. 86 Но этому последнему взгляду как бы противоречит свидетельство Кирилла Скифопольского , что лавра Фаран находилась на Иерихонской дороге, которая в настоящее время идет через вади ел-Хот, мимо умм-Расрас, хан ел-Хасрра, вади ер-Руман, ел-Гор и, оставляя в стороне хрибет Какн, пересекает поток ел-Кальт. 87 Шик, однако, устраняет это затруднение, ссылаясь на неоспоримое существование в древности другого пути, шедшего гораздо севернее через вади Фара; по этому пути проходил царь Давид, когда бежал от Авессалома к Иордану. 88 Архимандрит Леонид, описывая свою поездку к развалинам фаранской лавры, высказывает уверенность, что она была расположена в вади-Фара, горной и скалистой местности с немалым числом пещер. 89 Представление о внутреннем устройстве обители Св. Харитона дает нам усвоенное ей автором жития название лавры. Биограф Св. Харитона, очевидно, предполагал, что, употребляя такое название, он тем самым уясняет и образ жизни обитателей монастыря Св. Харитона. Действительно, со словом лавра, в IV-VI веках соединялось вполне определенное представление относительно жизни населяющих её подвижников. Лавра – слово древнегреческое и обозначает собственно улицу, проход, деревню, что указывает на внешнее расположение входящих в состав лавры, жилищ монахов; они, подобно домам в селениях, устраивались по обе стороны оставляемого посредине прохода. 90 По определению Свиды, лавра στεν κατοικα τν μοναχν; 91 теснота о которой говорит Свида, может быть понимаема и в буквальном и в переносном смысле: как жилища лавриотов, так и образ их жизни были слишком неприглядны и суровы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23. Мон-рь Севериана (близ дер. Бани-Наим), киновийный. Основан в VI в. учеником прп. Саввы Северианом; маленький комплекс с внешней стеной (23×25 м). 24. Лавра Башен (греч. Λαρα τν Πυργων). Основана в VI в. учеником прп. Саввы Иаковом. Кельи мон-ря были выстроены, вероятно, в 3 и более этажа и по конструкции напоминали башни. 25. Новая лавра (Бир-эль-Ваар). Основана в 507 г. монахами из лавры прп. Саввы в результате раскола общины. До 553 г. была местом развития оригенизма в И. п. Заброшена после VII в. Фрагменты построек и более 40 келий описаны И. Хиршфельдом. Занимала обширное пространство по обоим скалистым берегам Вади-Джихар. Центральный комплекс располагался рядом с местом слияния вади и небольшого ручья и состоял из 2 групп построек, находившихся в 150 м друг от друга. Вост. группа формировалась вокруг небольшой, но, вероятно, богато украшенной церкви (найдены многочисленные обломки мрамора). Зап. группа служила для хозяйственных целей ( Hirschfeld. 1990. N 27; Idem. 1992. P. 26-27). 26. Св. Иоанна Предтечи мон-рь на Иордане (Дайр-Мар-Юханна, Каср-эль-Яхуд; см. также Вифавара ), близ места крещения Иисуса Христа. Был образован рядом с храмом, который построен на средства визант. имп. Анастасия I на рубеже V и VI вв. Существовал в средние века; запустел в нач. XVI в. Восстановлен в 1873 г. 27. Мон-рь Хирбат-эд-Дайр (древнее название неизв., у Вади-эль-Гар), киновийный. Археологические остатки исследованы Хиршфельдом в 80-х гг. XX в. Комплекс был обнесен стеной, в нем могли жить не более 40 монахов. Территория на склоне вади разделялась на 3 уровня, соединенные лестницами: на нижнем, ближе к воде, находился сад; средний занимали неск. вырубленных в скале церквей и хозяйственные строения; на вершине холма - келлии монахов. Главный храм представлял собой пещеру (25×13 м) с рядом дополнительных помещений, был украшен мозаичным полом. В пещерах находились также погребения основателя мон-ря (неизв.) и нескольких, вероятно наиболее чтимых, насельников. Находки на территории монастыря позволяют предполагать, что он был основан в нач. VI в. и оставался заселенным до сер. VII в. ( Idem. 1992. P. 39-42; Murphy-O " Connor. 2008. P. 338-340).

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Иудейская пустыня, Вади Кельт (Нахаль Прат). Монастырь Георгия Хозевита. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 480 и 520. Адрес: Координаты: 31.84413, 35.4117 Проезд: из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь св. Георгия Хозевита (Сент Джордж). Это, пожалуй, один из самых живописных и экзотических монастырей Палестины. К нему можно добраться по старой дороге, ведущей из Иерусалима в Иерихон, которая в настоящее время ответвляется налево от современного шоссе. Интересно обратить внимание на остатки древнего римского акведука, встречающиеся по пути рядом с дорогой. Этот водопровод неоднократно восстанавливался и при византийцах и при крестоносцах, в настоящее время он не действует, зато в самом ущелье вади Кельт построен канал с проточной водой, протекающей возле монастыря. Перед пешеходным спуском к монастырю, у автомобильной стоянки, сохранились руины арабской цистерны, называемой Бет Джабер аль-Фукани. Сам монастырь ютится на узком уступе, наподобие полки, выступающей в совершенно отвесной скале ущелья Вади Кельт, в 5-ти километрах к западу от Иерихона Пещеры, разбросанные по скале здесь и там, ныне пустующие, когда-то все были заселены отшельниками, возможно, даже и в дохристианские времена.

http://sobory.ru/article/?object=04044

Некоторые находились в пустыне Скита, как видно из рассказов о Херемоне и Элпидии 203 . Действительно, в Вади-Натрун есть множество гротов в известняковых выступах, которые торчат посреди песков. Возможно, что некоторые из них были выдолблены первыми отшельниками. Древнее коптское Житие Макария говорит о двух пещерах, которые он высек в скале 204 . Палладий лишь упоминает о подземном ходе, который Макарий сделал от своей кельи, чтобы убегать в большую пещеру, где святой прятался от надоедливых посетителей 205 . Монахи монастыря Святого Макария показывают пещеру, расположенную в километре к югу от обители, внутри которой есть подземный ход. Возможно, это тот самый грот, о котором писал Палладий. Другие пещеры находятся в прибрежном районе, куда насельники обители Святого Макария и сегодня уходят на более-менее продолжительное время. Перед тем как начать реставрацию этого монастыря в 1970 году, отец Матта-аль-Маскин вместе со своими учениками прожил около 12 лет в пещерах Вади-Руайан, посреди пустыни, в 60 километрах к востоку от Бени-Суэйф 206 . Все они испытывали ностальгию по тому первоначальному времени, стараясь точно воспроизвести образ жизни Отцов пустыни. В трех других монастырях Вади-Натрун также есть пустынники, живущие в пещерах в нескольких километрах к югу. В Нитрии и в Келлиях, там где пустыня плоская, как кажется, не существовало пещер, которые могли бы служить убежищем для отшельников. Палладий говорит, что когда Амун прибыл в пустыню Нитрии, он сразу же выстроил себе келью 207 . Авва Памво умер в келье, которую он также построил себе, придя в пустыню 208 . В Келлиях, согласно недавним раскопкам, некоторые кельи находились наполовину под землей, как и те строения, которые были обнаружены в Эсне, в Верхнем Египте, Сержем Сонероном 209 . Иногда к пещерам, где жили анахореты, спереди были пристроены небольшие строения из кирпича. Такое можно увидеть и сегодня в некоторых кельях, занятых монахами обители Святого Макария в Вади-Натрун. Выбор подходящего места Отшельники, у которых не было поблизости пещер, должны были построить себе келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Путь наш лежал через обширную пустыню ел-Каа. В дальней перспективе пред нами, за песочною полосою пустыни, высилась громадная цепь гор Синайских, великолепно выделяясь на темной синеве небосклона. Справедливо назвал их один из путешественников 254 : обнаженными или, точнее, безоблачными Альпами. Мы оставили вправо от нас пальмовый оазис источников Моисея и через час подъезжали к каменной ограде, заключающей в себе сады Раифы. Великолепные пальмы разных родов, среди которых африканские «думы», напомнившие мне Нубию, высоко помавали своими ветвями над оградою. Перемешанные с ними растут особый род смоковничных дерев и тамариски (Tamariscus tenuifolius), которые арабы называют Небек или Нубк, – имя, близко подходящее к Небес, названию дерева, посвященного египетскому Горусу, владыке Синайского прибрежья 255 . Этот сад снабжает пустынный монастырь Синайский своими финиками и овощами, и оберегаем двумя или тремя монахами, находящимися при скромной церкви, заменившей знаменитую, своими благочестивыми подвижниками, Раифскую пустынную обитель. Старший из братий встретил, находившегося с нами, архиепископа синайского Кирилла. Мы не могли тут долго оставаться; день клонился к вечеру и мы хотели поскорее достигнуть места нашего ночлега в вади Лауечь, при входе в пустыню. Вади этот не назван ни на одной карте. Мы прибыли туда за полчаса до захождения солнца, и в песчаном овраге, вокруг единственной пальмы, разбили свои шатры. Вади Лауечь, соединенный с вади Саиб, находится у подошвы горного хребта, отделяющего здесь пустыню от моря. В этом хребте находятся две горы Джебель Геммам, – имя страшное, значащее, по переводу, гора смерти или погибели, и Джебель Накус или гора Колокольная. Рассказ об этих горах, возле которых устроился наш ночлег, связан непосредственно с историею Раифы. Возвращаюсь к пути следования народа израильского в пустыне Синайской. «Поят же Моисей сыны Израилевы от моря чермнаго и веде их в пустыню Сур (Шур),и идяху три дни в пустыни, и не обретаху воды пити. Приидоша же в Мерру и не можаху пити воды от Мерры, горька бо бе, сего ради наречеся имя месту тому Горесть» 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010