Об общественном богослужении соединение повседневных служб между собою Службы вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии назначены для известных часов дня. В древности, особенно в монастырях, эти службы совершались отдельно одни от других. Но Православная Церковь , снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз, а именно – все указанные службы она назначила совершать в продолжение суток в три раза, составив из них службу утреннюю, службу около полудня и службу вечернюю, время же дня, в которое совершаются по несколько служб вместе, совпадает с тем временем, которое Уставом указано для совершения каждой службы особо. Службы иначе соединяются между собою: 1) когда литургия совершается до вечерни; 2) когда литургия бывает после вечерни; 3) когда вовсе ее не бывает. Когда литургия совершается до вечерни, тогда соединение прочих служб между собою делается двояким образом, смотря по тому, бывает ли бдение или не бывает. Если не бывает бдения, то все службы совершаются в таком порядке времени, в каком положено совершать отдельно каждую службу, а именно: а) накануне служба вечерняя состоит из 9 часа, вечерни, повечерия. Затем б) служба утренняя – из полунощницы, утрени, 1 часа, соответствующего нашему 7-му. Наконец, в) служба полудня – из 3 и 6 часов и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя Уставу, не должно ложиться спать), не полагаются повечерие и полунощница. Бдение начинается вечернею великою. А так как великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то в обыкновенное время вечерни пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня. Итак, когда совершается бдение, не бывает повечерия и полунощницы, а бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: A. 9 час, малая вечерня, повечерие (малое – в приходских церквах). Б. Великая вечерня, утреня, 1 час (т.е. бдение). B. 3 и 6 часы, литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Освящение храма-памятника Воскресения Христова рядом с мемориальным комплексом " Катынь " под Смоленском 16 июля 2012 г. 16:00 Завершился Первосвятительский визит на Смоленскую землю Святейший Патриарх Кирилл посетил Смоленскую и Вяземскую епархию, где в минувшие выходные возглавил всенощное бдение в Свято-Успенском кафедральном соборе Смоленска, а также освятил храм-памятник Воскресения Христова в Катыни. " Знаем, какой силой духа обладали смоляне, защищая в далеком XVII веке свой православный город, каким героизмом, несмываемой ветрами и водами исторического процесса силой духа и славой были увенчаны те дни " , - произнес Патриарх Кирилл, обращаясь к собравшимся в храме после всенощного бдения 14 июля. " Пример смолян важен для всей страны, для всей Церкви нашей. Я прошу вас никогда не забывать о той великой ответственности, которую вы как народ смоленской земли несете, именно потому, что вы наследники великих поколений, борцов, освободителей и хранителей Святой Руси " , - сказал Патриарх. По его словам, XX век также явил образцы силы духа жителей Смоленщины, на этой земле " мы можем с особой силой свидетельствовать, что непобедимость нашего народа, и не только от внешних обстоятельств, но и от воздействия греховного начала, зиждется на крепкой вере, на сохранении духовных и нравственных ценностей, культурной традиции нашего народа " . Выразив благодарность всем, кто потрудился для возрождения церковной жизни на Смоленщине он, призвал не останавливаться на достигнутом. " Не думайте, что построенный храм там, где его не было, восстановленный храм там, где были руины, венчает ваши труды. Когда мы создаем храмы, обустраиваем монастыри, открываем школы, гимназии, детские сады, мы только делаем первые шаги. Очень важно, чтобы это заработало, укрепляя духовную основу народной жизни, потому что без этой основы нет народа " , - подчеркнул Предстоятель. За богослужением молились несколько тысяч человек, в том числе губернатор Смоленской области Алексей Островский. Его Святейшеству сослужили: епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Семятицкий Георгий, православный ординарий Войска Польского (Польская Православная Церковь); епископ Пятигорский и Черкессий Феофилакт; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; духовенство Русской и Польской Православных Церквей.

http://e-vestnik.ru/news/zavershilsya_pe...

Ответы на вопросы слушателей Радио «Радонеж» 24.09.2021 10:06:05 Вопрос: - Как случилось, что отец Кирилл Павлов стал вашим духовником? Вы сами Его попросили об этом? отец Фёдор : - Прошло уже 3 года с того момента, как Господь забрал батюшку. После инсульта отец Кирилл более 10 лет провел в постели, и не было возможности с ним видеться. Только ближайшее окружение и братья из Лавры приезжали к батюшке, служили Божественную Литургию и причащали его прямо в палате. Но до этого мы общались с отцом Кириллом.  С 1988 по 1992 год я учился в Семинарии, и любой из учащихся мог прийти к отцу Кириллу, задать свои вопросы и исповедаться. Но сделать это было довольно сложно, потому что со всего Советского Союза, позже со всей России, к нему ехали люди. Семинаристам было проще, потому что мы могли зайти в алтарь во время Всенощного бдения, когда батюшка в боковом алтаре исповедовал братию монастыря. Он служил вместе с отцом Наумом, исповедовал всех желающих семинаристов. Я не так часто бывал у отца Кирилла. Мы понимали, что не стоит злоупотреблять его временем. Иногда батюшка принимал людей по 10–12 часов подряд. Случалось, что два послушника просто поднимали его из кресла под локти и отводили в келью, потому что он не имел сил встать. Мы предполагали, с какими тяжёлыми вопросами приезжали люди к отцу Кириллу. Это были кардинальные вопросы перемены жизни и выбора жизненного пути. Ходить к батюшке с текущей исповедью среди семинаристов было не принято. Мы шли к нему только тогда, когда решалась что-то очень важное, когда нужно было спросить какого-то совета, или когда наши духовники, которым мы приносили текущую исповедь, перенаправляли нас к отцу Кириллу. Мой духовник из Лавры по определенным вопросам тоже направлял меня к отцу Кириллу. Те разы, которые я бывал у батюшки, остались в моей памяти как драгоценность. Первый раз я попал к отцу Кириллу, когда вернулся из армии в 1988 году. Я принимал решение, сразу ли мне поступать в Семинарию или подождать, для начала поработать и повзрослеть.

http://radonezh.ru/2021/09/24/otvety-na-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Богослужебный сборник Православный богослужебный сборник на русском языке под ред. свщмч. Феофана (Адаменко) содержит тексты общественного богослужения (Литургии, Всенощного бдения, суточного круга, изменяемых частей), а также утренние и вечерние молитвы, последование ко святому Причастию, молитвы из Требника. Богослужебные переводы о. Феофана получили официальное одобрение митр. Сергия (Страгородского). В. Адаменко Служебник ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА На конференции, посвященной 1000–летию крещения Руси, (Ленинград, февраль 1988), архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев) открыто поставил вопрос о понятности в наши дни церковно–славянского языка.«Для тех, кто озабочен проблемой церковного свидетельства, используемый ныне в нашей Церкви литургический язык представляется препятствием для усвоения современниками богатства и красоты православного богослужения, так как этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом». Кирилло–мефодиевская традиция, принесшая славянам Священное писание и богослужение на их языке, вдохновившая в XIVb. св. Стефана Пермского, а в XIX святителя Николая Японского, должна быть действенной и в наши дни по отношению к славянским народам: так Сербская Церковь перешла уже в значительной мере на живой сербский язык. Каковы бы ни были практические решения по этому вопросу в России (дальнейшее приближение, путем правки, церковно–славянского языка к русскому, частичный — в чтениях — или полный переход на современный литературный язык), необходимо, чтобы верующие могли уже сейчас ознакомиться с русским переводом основных текстов православного богослужения. С этой целью мы и предлагаем переиздание сборника, составленного в 1926 г. клириком Нижегородской епархии, свящ. В. Адаменко (впоследствии монахом Феофаном). Насколько нам известно, этот сборник — самый полный, который когда–либо был составлен. Изданный в Нижнем Новгороде в количестве 2000 экземпляров, в разгар преследований Церкви, он является крайней библиографической редкостью. БИОГРАФИЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

П. Уржумцев В 1975 году исполняется 75 лет со дня рождения и 50 лет научной деятельности видного литургиста современности, историка Церкви, музыковеда-медиевиста, ученого с мировой известностью, доктора Церковной истории и кандидата искусствоведения, профессора Ленинградской духовной академии, Николая Дмитриевича Успенского . Мы постараемся здесь, в связи с этим юбилеем, насколько это возможно в статье, показать пути становления Николая Дмитриевича Успенского , как ученого, рассказать о его научном кредо, принципах и направлении его научной работы, и преподавательской деятельности в духовной школе. Николай Дмитриевич Успенский родился 3 января (ст. ст.) 1900 года в семье священника погоста Поля Новгородской губернии. Здесь впечатления детства уже определяют его будущие интересы. Так, именно здесь, в сельском храме, где истово, благоговейно и проникновенно служил его отец, у него зарождается любовь к службам церковным. Здесь же начинает проявляться у него и наследственная любовь к церковной музыке и пению. Его родители и дедушка, певец новгородского Софийского собора, были музыкально одаренными людьми. Отец его организовал из крестьян церковный хор и столь умело направлял его рост, что этот хор исполнял произведения Д. Бортнянского, протоиерея П. Турчанинова, А. Архангельского . В 1909 году, Николай Успенский поступает в духовное училище в г. Старая Русса, по окончании которого учится в Новгородской духовной семинарии. Во время обучения в духовном училище, он был ведущим в партии дисканта в училищном церковном хоре. Годы гражданской войны Николай Дмитриевич провел в рядах Красной Армии, а по демобилизации продолжал богословское образование в Петроградском Богословском институте. По окончании института он пишет кандидатское сочинение «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения, и его составные части». По получении степени кандидата богословия Николай Дмитриевич, по ходатайству его руководителя профессора Алексея Афанасьевича Дмитриевского , был оставлен при кафедре литургики для научной специализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Паисий, инок Афонский (Память 27 июня). В 1865 году прибыл из России на Афонскую гору один молодой человек, уроженец города Дорогобужа, Смоленской губернии, из дворян, именем Георгий Аркадиевич Седлецкий, от роду 20-ти лет. Он был племянник преосвященного Поликарпа Орловского, жил в Белых Берегах три года, пострижен был там в рясофор и назван Паисием. По прибытии его на Афон, он сначала пристал к монастырю Хиландарю; потом обошел некоторые монастыри, скиты и келлии, прося, чтоб где-либо приняли его на жительство; но ему везде отказывали, по причине его молодости и слабого сложения. Таким образом, он дошел и до нашего Пантелеимонова монастыря, явился ко мне и просил о принятии его в монастырь на всегдашнее жительство. Я сказал ему: «пожить у нас гостем или странником ты можешь хоть год и два, а принять тебя вовсе невозможно, по причине молодости твоей, а более, по слабому сложению твоему. Что ты здесь будешь делать? – спросил я его, – ты здешних трудов не можешь понести, ты не можешь простоять всенощного бдения десять часов, и также не можешь поститься и трудиться. И я удивляюсь, зачем ты сюда пришел; разве в России нет спасения? Спасение везде можно обрести: где только человек понудится творить волю Божию, там и спасется». На это мое замечание Паисий ответил с улыбкой: «я читал, батюшка, в книгах, что святая гора Афонская есть жребий Божией Матери, и, что Она особенно печется о спасении здешних насельников. Так как я люблю Божию Матерь и имею к Ней веру, потому и надеюсь, что я здесь, в Ее жребии, удобнее и скорее спасусь, нежели в России». – «А каким образом, – спросил я его, – ты, будучи молод, слабого сложения и нежного воспитания, к тому ж без средств, отважился пуститься в такое далекое путешествие за границу, в варварское царство, не узнав наперед о бедственных обстоятельствах здешнего края и решаешься остаться здесь на всегдашнее жительство?» – «Простите, батюшка, – отвечал он, – обо всем этом я слышал и читал, но при всем том я шел к Афону, как к любезному родительскому дому с большой радостью, ободрял себя верою и упованием на покровительство и помощь Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Высказывания католиков об Афоне Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала   Высказывания католиков об Афоне Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала     Час спустя меня одолел сон, и я задремал. В дремоте я почувствовал, что монахи двигаются с большим волнением и энергией. Что случилось? Церковь впадает в молчание на какой-то момент. Затем неожиданно раздается праздничный перезвон.   С потолка снижаются хорос, большой обруч, освещенный свечами, и паникадило, замечательный светильник, занимающий центральное место. С трансептов опускаются другие позолоченные светильники, зажигаются лампады и свечи, распространяется запах ладана. В то время, как колеблются светильники, а большой обруч крутится вокруг своей оси как творение кружится вокруг Бога - в нефах кафоликона Святого Пантелеймона раздается звук, чистая и мелодичная нота.   Нет, не нота, а голос, голос настолько чистый и нежный, что, как кажется, не принадлежит человеческому существу. Сердце мое наполнено эмоцией. Как не вспомнить «Записки охотника» Тургенева, описание чудесного голоса Якова работника?   «В нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны».   После мимолетного молчания все присутствовавшие в кафоликоне монахи вздохнули; и взрывается сильное и упоительное пение, которое прорезывает темноту элементов и совести, приближает к Небу, потому что передает божественные вибрации.   Вот, оказывается, то пение, которое Эмануэле Грасси не мог слушать без слез: «Сегодня ночью во время всенощного бдения (ацгурша) в большом храме, украшенном фресками и золотом с Уральских гор, я, скрытый под стеклянной западной дверью, в то время как луна поднималась с моря, пережил странное состояние. Хор состоял из небольшого числа монахов, и все были очень пожилые, но их голоса в псалмопении гремели в нефе с крещендо необыкновенной интенсивности!

http://isihazm.ru/1/?id=2014

Патриарх Кирилл: Если бы Богородица не помогала, зачем собираться во множестве в этот день в храме? 14 октября, 2017. Новостная служба Зачем просить Пресвятую Богородицу? К пересохшему колодцу за водой не ходят 14 октября. ПРАВМИР. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы Патриарх Кирилл совершил утреню всенощного бдения в соборе святого благоверного князя Александра Невского г. Ижевска. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Викторин! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый Александр Владимирович, губернатор Удмуртии! Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно всех вас приветствую и искренне рад помолиться сегодня вместе с вами. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — особенный праздник. Он установлен в честь события, которое произошло в Византии, но так уж получилось, что там, где оно произошло, этот праздник уже никто не празднует. Константинополь был окружен, у его жителей не оставалось шансов выдержать осаду, но по молитвам верующих явилась Божия Матерь, и это настолько окрылило жителей Константинополя, что они уже не боялись смерти и были готовы защищать свой город. Однако предстательством Божией Матери пред Ее Божественным Сыном враг снял осаду и ушел. Эта история так потрясла наших благочестивых предков, что они установили праздник в честь этого события, торжественно отмечаемый именно в Русской Православной Церкви. По церковному уставу богослужение в этот день совершается так же, как в двунадесятые праздники года. Мы выражаем Божией Матери свою любовь и одновременно — веру в то, что, как Она помогла жителям Константинополя в ответ на их молитву, так и сегодня Она может помогать нам. И ведь помогает! Если бы не помогала, то зачем же собираться во множестве в этот день в храме? Зачем просить Пресвятую Богородицу? К пересохшему колодцу за водой не ходят. Увидят, что сухой, — второй раз уже не придут. То же самое — и в духовной жизни. Если человек обращается к Богу, если он взирает на небо, если просит, но не чувствует ответа, — то нет и связи человека с иным миром, с миром Божественным. Такой человек в Бога не верит, но это не значит, что он прав, потому что множество других людей эту связь реально чувствуют и многие события своей жизни связывают именно с ответом неба на их молитвы и прошения.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-b...

Патриарх Кирилл: Пребывание за рубежом должно укреплять православных в вере 16 октября, 2016. Святейший Патриарх Кирилл Когда люди живут за пределами своего Отечества, они попадают в иную культурную среду 15 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, находящийся с пастырским визитом в Великобритании, совершил утреню всенощного бдения в лондонском храме Русской Зарубежной Церкви, освященном в честь Успения Божией Матери и Царственных страстотерпцев. В слове после богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным верующим, собравшимся в храме. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимый владыка Марк, дорогие отцы, братья и сестры! Я с особым чувством совершил сегодня богослужение вместе с вами в этом замечательном новом храме. Я вспоминаю, как примерно лет десять тому назад, по окончании очередной командировки в Лондон, покидая этот город, я увидел издали строящийся храм, и мне пояснили, что это храм Зарубежной Церкви. И хотя тогда мы еще не были единой Церковью, я порадовался тому, что наша русская община, которая изначально была здесь в Великобритании, так же, как и община Московского Патриархата, обретает новый храм, достойный и истории этой общины, и людей, которые ходят в этот храм. Действительно, все начиналось 300 лет назад, когда здесь был организован посольский храм. Замечательные священнослужители внесли свой вклад в развитие Православия в этой стране. И сегодня, посещая место, где начались богослужения, откуда и произошла, можно сказать, община, я уже вспоминал имена этих священнослужителей протоиерея Иакова Смирнова, протоиерея Евгения Попова, которые на протяжении более ста лет, сменяя друг друга, укрепляли православный приход, на то время единственный в Лондоне. Когда в нашем Отечестве произошла трагедия, и народ разделился, и страна разделилась, это разделение отразилось и на жизни нашей многострадальной Церкви. Мы знаем, что в далеком 1927 году прошлого столетия наша единая церковная община разделилась надвое: одна часть отошла к митрополиту Евлогию (Георгиевскому), другая к Синоду Зарубежной Церкви. Это разделение, которое существовало на протяжении долгих десятилетий, и в духовном, экклезиологическом смысле никогда не было настоящим расколом, а лишь поверхностным шрамом на теле нашей Церкви, по милости Божией было преодолено. И сегодня есть единая Русская Православная Церковь, и я как Патриарх никогда не делю приходы на патриаршие и зарубежные, потому что для меня это все приходы единой Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-prebyi...

Первый день. Поучение 5-ое. Покров Пресвятыя Богородицы. (Уроки из празднуемого события: а) сила общественной молитвы, б) высокое значение храма; в) Матерь Божия – покров всем прибегающим к Ней). I. Нынешний праздник установлен, братия, по следующему случаю. В десятом веке на греков напали сарацины и грозили самой столице – Царьграду. Сарацины были мусульмане и страшно ненавидели христиан. Завоеванные уже государства и города они обыкновенно разоряли до основания, а жителей обращали в рабство. Численностию своею они значительно превосходили греков. Последние объяты были страхом и ужасом, когда увидали под стенами столицы дикого врага. Бедные военными силами, но не бедные верою и надеждою на Бога, греки собрались тогда в знаменитый влахернский храм, где хранилась риза Божией Матери, ко всенощному бдению и здесь горячо молили Царя неба и земли и Его Пречистую Матерь о своем избавлении от страшных врагов. В храме находились царь Лев Мудрый, царица Зоя и множество народа. Здесь же находились блаженный Андрей, Христа ради юродивый, русский родом, взятый греками в плен, и ученик Андрея, блаженный Епифаний. Пред концом всенощного бдения, в четвертом часу утра, блаженный Андрей в молитвенном настроении возводит очи свои горе и видит: Божия Матерь стоит в воздухе среди сонма ангелов, пророков, апостолов и всех святых и молится о спасении всего мира, осеняя его Своим покровом (омофором). Св. Андрей в благоговейном удивлении указал на свое видение ученику своему Епифанию и спросил его: «видиши ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о спасении сего мира?» – «Вижу, отче, – отвечал св. Епифаний, – вижу и ужасаюсь». По утру молва об этом событии разнеслась по всему городу. Все воодушевились, узнавши, что Сама Матерь Божия молится за них; вскоре, действительно, неприятели были прогнаны от стен греческой столицы. В благодатную память об этом было установлено празднество 1-го октября в память Покрова Божией Матери. II. Многому научает нас это событие. а) Оно говорит, прежде всего, как велика, сильна пред Богом молитва, и особенно молитва общественная, молитва в храме. Она не остается одинокою, но сливается с молитвой небожителей. Матерь Божия и святые, побуждаемые нашею усердною мольбою к ним, начинают вместе с нами и за нас умолять милосердого Бога об избавлении нас от напастей. Как утешительно это особенно для готового впасть в уныние и отчаяние! Пусть мы всеми оставлены в своем несчастии – что до того? Мы не оставлены на небе, не забыты Царицею небесною, нас помнят, о нас заботятся, за нас ходатайствуют пред Богом наши братия по духу – святые, живущие на небеси. Не унывай же, христианин, в скорби, а скорее обращайся к молитве Богоматери и святых, и поверь, доколе в сердце и на устах твоих будет эта молитва, доколе рука твоя поднимается для крестного знамения, дотоле ты не погиб еще среди самых трудных обстоятельств жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010