Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава пятая. Всенощное бдение на Афоне Единственным местом на Православном Востоке, где до сего времени совершается чин агрипнии в течение всей ночи, как указывает Иерусалимский устав, является Афон. Монашество на Афоне появилось около 680 года, когда этот полуостров, представлявший собой выморочную государственную землю, был передан императором Константином Погона-том константинопольскому патриарху для заселения монахами, бежавшими из разных мест империи вследствие погромов арабов-магометан 464 . Прибывающие на Афон монахи, как правило, жили одиночно в шалашах-келиях или в домах с небольшим числом обитателей. Уклад жизни их, таким образом, весьма приближался к укладу палестинских келиотов 465 . Насколько авторитетным на Афоне считался келиотский уклад жизни монахов даже с появлением здесь общежительных монастырей, в частности лавры преп. Афанасия (X век), получившей от последнего общежительный устав – Диатипосис, написанный по образцу Ипотипосиса преподобного Феодора Студита , это видно из того, что киево-печерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал для русских монахов устав келейного правила с Афона 466 , а несколько позднее митрополит Киприан (1390– 1406) редактировал Псалтирь под знаком афонских порядков келейного совершения суточного богослужения 467 . Прямым следствием келиотского быта афонского монашества было постепенное отклонение афонских уставов, возникших на основе Диатипосиса преп. Афанасия, от студийских обычаев в сторону иерусалимских 468  и, наконец, появление на Афоне Иерусалимского устава. В 1190 году его вводит в Хиландарской обители преп. Савва Сербский 469 . Сохранившиеся в большом количестве в монастырских библиотеках Афона и относящиеся по времени своего появления к XIII и XIV столетиям списки Иерусалимского устава 470  свидетельствуют о широком его распространении в это время на Афоне. Принадлежа по своему содержанию к иеру-салимо-константинопольской редакции, они лишены в части порядка отправления всенощного бдения тех особенностей, какие присущи были этому чину в период действия его в Палестине и в тяготевших к последней монастырях, например Синайском, Антиохийском преп. Симеона Дивногорца. Иерусалимский устав вошел в употребление на Афоне в период повсеместного распространения его на Православном Востоке 471 , когда в нем исчезли местные богослужебные особенности упомянутых монастырей и когда их место заняли порядки, создавшиеся под влиянием богослужебной практики Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера от слышания 26.02.2020 942 Время на чтение 10 минут Источник: Покров 3 января 2020 г. исполнилось 40 лет со дня кончины Александра Васильевича Свешникова – выдающегося русского регента и хорового дирижера, народного артиста СССР , многолетнего ректора Московской консерватории. В этом же году 11 сентября будет отмечаться 130-летие со дня его рождения. Главным памятником искусства хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись «Всенощного бдения» Рахманинова, осуществленная им в 1965 г. Это случилось в середине 70-х гг. прошлого столетия. Я пришел на занятия к педагогу по дирижированию Игорю Моисеевичу Корчмарскому. В классе его не было. На пульте лежали отпечатанные на принтере нотные листы. Я за­глянул. На открытом листе было написано: Благослови, душе моя, Господа». Я начал читать партитуру, но споткнулся, запутался, партитура не давалась, ускользала. Александр Васильевич Свешников Вошел Игорь Моисеевич. Я спросил, что это за ноты. – Рахманинов, «Всенощное бдение». – Мы будем это петь? – Не думаю, – помрачнел Игорь Моисеевич, – ты же знаешь… Да уж, знаю. Наш хор музыкального факультета пединститута исполнял ораторию Stabat Mater чешского композитора Бедржиха Сметаны («Стоит Мать Скорбящая у креста плачущая»). И вдруг меня вызвали в райком комсомола. Два комсомольских деятеля со стальными глазами сначала тихо шипели: «Что там ваш хор по-латыни поет? Про какую такую Матерь? А ты, комсорг, куда смотришь, почему нам не докладываешь?» Потом кулаками по столу и в крик: «Мы тебя из комсомола!.. Из института!» Спустя несколько месяцев Игорь Моисеевич принес в класс пластинку. Это была запись «Всенощного бдения»», сделанная Государственным русским хором под управлением Александра Васильевича Свешникова. Купить пластинку можно было только в валютном магазине для иностранцев «Березка». Да еще, говорят, в консерватории по подписке профессорам продавали под строжайшим контролем, чтобы слушали только у себя дома.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/26/vera_o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОН [греч. κανν - мера, правило], многострофное церковное песнопение определенной структуры, один из ключевых жанров визант. (и наследующей ей общеправославной) гимнографии . Наименование В языке палестинского монашества V-VII вв. термином «канон» обозначались также правила совершения монахами ежедневных молитвословий: в Житии прп. Саввы Освященного, написанном прп. Кириллом Скифопольским важном памятнике христ. лит-ры VI в., упоминается κανν τς ψαλμωδας (правило псалмопения), хорошее знание к-рого было обязательным для монахов и которое фактически представляло собой прототип книги, известной в наст. время как Часослов ( Дмитриевский. 1889). В некоторых ранних визант. и слав. рукописях термин «канон» может использоваться в близком значении - «цикл служб определенного дня» ( Кривко. 2008. С. 73-74). В более узком смысле словом κανν обозначали не весь круг ежедневных служб Часослова, а главную из них - утреню : в Житии прп. Саввы Освященного она называется «ночным каноном» (§ 18, 28, 32, 43); в 5-м из «Чудес Пресвятой Богородицы Марии в Хозиве» (20-30-е гг. VII в.) описывается, как старец Иоанн, прежде чем перейти к совершению Божественной литургии, отдыхал «после утрени» (μετ τν καννα - греч. текст: AnBoll. 1888. Vol. 7. P. 366-368); в чине всенощного бдения, совершенного аввой Нилом и описанного Иоанном и Софронием (VII в.; аргументы в пользу более поздней датировки ( Лурье. 1993) неубедительны), после вечерни и трапезы последовали шестопсалмие и остальные тексты утрени (κα μετ τ δειπνσαι, ρξμεθα το καννος - «и после того как повечеряли, начали [относящееся] к утрене...»; греч. текст и комментарии: Longo. 1965/1966); и т. д. Важным элементом палестинской утрени было наличие в ее составе неск. библейских песней , к-рые могли сопровождаться циклами монострофов - тропарей . Эти тропари упоминаются в чине всенощного бдения аввы Нила (к-рый сам не использовал их), а также в ряде др. палестинских литургических источников, как кафедральных, так и монашеских. Именно из этих циклов тропарей и возник К., к-рый с VIII в. фактически присвоил себе старое название утрени, а та постепенно перестала называться «каноном»; один из позднейших примеров использования слова «канон» для обозначения утрени содержится в Житии прп. Афанасия Афонского (CCSG. 1982. Vol. 9. P. 206). Форма

http://pravenc.ru/text/1470225.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Благословения от Пресвятой Богородицы  Благословения от Пресвятой Богородицы Отец Пасисий рассказывал: «Шел Успенский пост. После Божественной Литургии Старец послал меня на одну работу. Я был совершенно без сил от поста и Всенощного бдения, которое мы совершали ночью. После Божественной Литургии я не ел, потому что Старец мне насчет еды ничего не сказал. Дойдя до Иверского монастыря, я стал ждать катер. Обычно он приходит в полдень, однако уже наступил вечер, а катера все не было. У меня совершенно не оставалось сил, и я подумал, что надо совершить одну четку молитв Пресвятой Богородице с просьбой, чтобы она дала мне какую-нибудь пищу. Но потом я укорил себя: «Ах ты, бессовестный, тревожишь Матерь Божию по таким пустякам!» Не успел я закончить четку, как вдруг из монастырских ворот вышел один брат. Я сидел в беседке перед воротами. Он подошел ко мне, дал мне небольшой кулечек и сказал: «Вот, брате, прими ради Госпожи Богородицы». Развернув кулек, я увидел половину хлебца, несколько смокв и немного винограда. Я едва смог удержаться, чтобы не расплакаться, пока этот брат не уйдет».   В другой раз Старец получил осязательнейший опыт Промысла Пресвятой Богородицы, находясь на пристани того же монастыря. Два этих случая очень похожи, но, тем не менее, между ними есть значительная разница. И во второй раз Старец ожидал катер, будучи голодным и уставшим после Всенощного бдения.   Старец рассказывал: «От истощения я чувствовал себя плохо. Я даже испугался, что потеряю сознание и это увидят монастырские рабочие. Поэтому я собрался с силами, отошел подальше и спрятался за штабелями досок. В какой-то момент я захотел попросить Божию Матерь о помощи, но тут же оборвал себя: «Несчастный ты человек, что же выходит, Божия Матерь нам ради хлеба нужна?» И как только я это произнес, явилась Сама Пресвятая Богородица и подала мне горячий хлеб и кисть винограда. Э, дальше-то что уж рассказывать…»   Один человек, исцеленный Старцем от неизлечимой болезни, услышав этот рассказ, поразился:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=178...

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви — Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами. В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок. «Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?»,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения». Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

http://pravmir.ru/vetvi-verby-eto-znak-p...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Всенощное бдение (рус) Текст Всенощного бдения на русском языке, перевод иером. Амвросия (Тимрота). Текст Всенощного бдения на русском языке Перевод иером. Амвросия Тимрота http://wertograd.narod.ru Всенощное бдение. Великая вечерня Придя во храм и возложив на себя епитрахиль, священник, став пред Царскими вратами возглашает: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава, и ныне: Придите, поклонимся: (3), и читается 9–й час. После него отпуста не бывает, но сразу же произносится начальный возглас вечерни: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков. Чтец: Аминь. Придите, поклонимся: (3) и псалом 103. Если вечерня начинает всенощное бдение, то совершается каждение алтаря при открытых Царских вратах. Затем диакон возглашает: Восстаньте! Хор: Благослови. Священник (изображая кадилом знак креста): Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице всегда: ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Священник с находящимися в алтаре поет: Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Придите, поклонимся и припадем к Нему! Затем совершается полное каждение храма при пении псалма 103 (или избранных стихов из него). [Хор: Благословляй, душа моя, Господа!/Благословен Ты, Господи./Господи, Боже мой, возвеличен Ты весьма./Благословен Ты, Господи./Славословием и благолепием/облекся Ты. Благословен Ты, Господи./На горах встанут воды./Дивны дела Твои, Господи!/Посреди гор пройдут воды,/дивны дела Твои, Господи!/Всё премудростью Ты сотворил./Слава Тебе, Господи, Сотворившему все! ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

Приложение. Ектении и избранные молитвы и песнопения из всенощного бдения и литургии Великая ектения. Миром Господу помолимся, – т.е. помолимся, примирившись со всеми людьми. Св. Церковь напоминает нам о необходимости примирения потому, что, если мы имеем в душе злобу или гнев на ближнего, то Господь не примет и наших молитв. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся . – Мир свыше, т.е. от Бога, это – спокойствие, которое сходит на душу человека после усердной молитвы. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся. – Здесь мы молимся, чтобы и между всеми людьми господствовал мир, не было бы ссор и вражды. Святые Божии Церкви – это общества православных христиан в разных государствах. О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь (в него), Господу помолимся. Далее следуют прошения о Святейшем Синоде и местном епископе, о Богохранимой Державе Российской и благоверном Правительстве ее о всей палате (советниках, окружающих Правительство) и воинств. О пособити покорити под нозе их всякого врага и супостата (противника) , Господу помолимся. О граде сем (или веси сей – селении, в котором совершается богослужение) , всяком граде, стране и верою живших в них, Господу помолимся. О плавающих и путешествующих, недугующих (больных) , страждущих (кому тяжело живется) , плененных и о спасении их, Господу помолимся. – Все такие люди нуждаются в особенной помощи Божией. По христианской любви мы молимся за них, зная, что если и мы окажемся в подобных обстоятельствах, за нас будет молиться вся церковь . О избавитися нам от всякия скорби (горя) , гнева (Божия) и нужды (тяжелых обстоятельств) , Господу помолимся. Заступи (защити), спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и приснодеву Марию со всеми святыми помянувше (призвавши на помощь) , сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим (предадим себя на волю Божию).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Разделы портала «Азбука веры» Как читать Часы Перед началом чтения богослужения Часов начинающему чтецу необходимо заблаговременно подготовиться. I. Необходимо иметь Часослов . Если у вас нет часослова, часы можно взять из данной публикации (последование часов смотрите ниже) и распечатать. Часослов — книга, служащая руководством для чтецов и певчих. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии. Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершении всенощного бдения, после утрени (то есть в конце вечернего богослужения); третий и шестой – непосредственно перед литургией (один за другим); девятый по Уставу совершается в начале всенощного бдения, перед вечерней, но в большинстве приходских храмах он опускается. II. Прочитайте час, который вы будете читать на богослужении, заблаговременно несколько раз. Проверьте, правильно ли вы ставите ударения – для этого включите аудио-запись с чтением часов и ведите глазами по тексту; если обнаружили, что вы сделали неправильное ударение, выделяйте его в тексте. III. Кроме часослова вам понадобятся другие богослужебные книги, например, минея и октоих . А в дни Великого поста и в пасхальные дни понадобится Триодь (в данной публикации не рассматривается служба часов, совершаемая в великопостный период, так как она имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности). В этих богослужебных книгах находятся тропари и кондаки , которые нам будут нужны для чтения того или иного часа. Минея (Месячная) содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг. Октоих содержит песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов (так называемых « гласов »). Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на все семь дней недели (то есть на седмицу), так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. IV.

http://azbyka.ru/kak-chitat-chasy

Разделы портала «Азбука веры» М.М. Клименко Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой Горы Афон В Избранное Святая Гора Афон занимает исключительное место в Православном мире. Афон, избранный Самой Пресвятой Богородицей в удел, место особого попечения Божией Матери, уже с IX века становится крупнейшим духовным центром Византийской империи. С этого времени и до сего дня, несмотря на многочисленные нашествия иноверцев и варваров, Афон продолжает быть единственным в мире местом, где сосуществуют, сохраняя и развивая свои традиции (в том числе и литургические), несколько направлений восточного православного монашества. Первыми насельниками Святой Горы были отшельники, знаменитые подвижники египетских, сирийских и палестинских монастырей и скитов, которые оставили свои обители, спасаясь от нашествия арабов. Несчастные изгнанники тысячами ринулись в Константинополь, прося защиты у императора. В 680 году император Константин Погонат своим хризовулом (указом) отвел им для жительства уединенный Афонский полуостров и тем же указом закрепил за монахами право вечного владения Святой Афонской Горой. Поэтому и богослужение на Афоне вплоть до Х века совершалось по различным скитским уставам, принятым у палестинских келлиотов. Такой порядок сохранялся еще долгое время после основания первых монастырей. Это видно из того, что КиевоПечерский игумен Досифей в XIII веке заимствовал на Афоне устав келейного правила, а митрополит Киприан (1390—1406) в своей редакции Псалтири большое место отвел афонским особенностям келейного совершения суточного богослужения. К этому же времени (XIII в.) относится Типик, или Устав, Карейской келлии, составленный святым Саввой Сербским дня монаха, живущего в устроенной им безмолвнице, получившей отсюда название «типикарница». Порядок служб по этому Уставу близок к обычному, с той лишь разницей, что ежедневно должна быть прочитываема вся Псалтирь; кафизмы, не вошедшие в состав богослужений суточного круга, должны прочитываться в промежутке между ними. На утрени, 3м, 6м и 9м часах в продолжение всего года читается по три кафизмы. В субботу вечером совершается всенощная особого состава: Трисвятое, псалом 50, канон, чтение из Евангелия, после Шестопсалмия — три-четыре кафизмы. Далее служба идет обычным порядком, но библейские песни стихословятся отдельно, и уже за ними следует канон воскресный или святому. На Афоне же появилось «Постническое, или скитское, последование», составленное в XIV веке монахом Феодулом Фикарою. Это последование было переведено на славянский язык и в 1620 году издано в Вильне архимандритом Леонтием Карповичем.

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010